Техника        10.02.2022   

Творческий отчет. Творческий отчет учителя географии ГУ «Пятигорская средняя школа» Сейткасимовой Гульжан Каражигитовны Творческий отчет учителя географии высшей категории презентация

Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица.

1. Введение.

Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла. Одним из показателей сформированного мировоззрения учащихся являются их ценностные ориентации, оценочные суждения о тех или иных явлениях, процессах. Это и составляет специфическое мировоззренческое отношение наших воспитанников к окружающему миру и событиям, в нем происходящим. Один из путей формирования научного мировоззрения у учащихся использование проблемных заданий, организация дискуссий.

География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях.

Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения.

Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.

Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурныеценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве,необходимо накопление больших географических познаний.

Что необходимо делать для накопления географических знаний. Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить - даже за незначительный шаг вперед. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Понимаю, что каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путем - этого не изменить. Но как при этом не убить человечное в человеке - вот задача обучения и воспитания. Не озлобиться и не озлобить ученика. Вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом. А делаю я это используя различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии. В настоящее время известно много таких технологий. Это и технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, оптимизация образования, технология проблемного обучения Особенности урока-диспута. В дидактике существуют разные классификации уроков: по способу их проведения (уроки - экскурсии, уроки самостоятельных работ и др.). По этапам учебного процесса (вводные, первичного ознакомления с материалом, тренировочные уроки); по главной дидактической цели (изучения нового материала, совершенствования знаний и умений, обобщающего повторения, комбинированный урок).В дополнение к типологии уроков по главной дидактической цели выделяются уроки проблемные и не проблемные. Проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по их разрешению. Существует несколько типов проблемных уроков, об этом хорошо рассказывает в своих трудах Л.М. Панчешникова. . Основываясь на технологии проблемного обучения, Базина И.М. разработала технологию коллективной мыслительной деятельности (КМД). В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов. Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок". Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством". При изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний. Если новый материал по содержанию и способам изложения будет превосходить предполагаемый, то он произведет впечатление неожиданности, вызовет удивление, интерес и стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе. Это подтверждает Ларошфуко: "Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться". Таким образом, психологическая атмосфера урока-диспута заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении. Также считает и А. Эйнштейн: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием" Урок-диспут состоит из трех основных этапов: 1. Постановка проблемы. 2. Решение проблемы. 3. Подведение итогов. Тот вид диспута который я предлагаю, предполагает коллективную форму работы, взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов. Коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание,благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия. Обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы. Взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность. Всем известны слова А. Сент-Экзюпери "Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения". Чтобы исключить неудачу такого урока следует помнить "Законы продуктивности" любого учебного процесса: · ободрение, похвала; · юмор, шутка, улыбка; · умеренные жесты, мимика; · призыв работать лучшие, быстрее; · направленное формирование оценочных суждений; · создание обстановки доверия, уверенности в успехе; · отступление, связанное с темой занятия; · преобладание положительных оценок; · организация деятельности (а не поведения); · активизирующий вопрос, который приводит к диалогу; · организация групповой работы; · целенаправленная ошибка; · размышление вслух; · удачная пауза, дающая время на обдумывание; · активность учащихся превышает активность преподавателя; Методические рекомендации по проведению урока-диспута. Центром любого диспута является проблема. При подготовке к уроку-диспуту следует помнить: Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета (см. приложение № 1). 1. При выборе проблемы важно учитывать наличие необходимых материалов. 2. Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. 3. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса (см. приложение № 2). 4. Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся. Проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию. 5. Выбранная проблема должна допускать различные способы решения. 6. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся. К проведению дискуссий учителю следует быть профессионально готовым - как по социальным причинам, так и по педагогическим. Здесь решаются задачи формирования дискуссионной культуры, социально значимых качеств учащихся (критическое мышление, терпимость, восприимчивость и уважение к чужой точке зрения). Я предлагаю проблемную дискуссию с выдвижением проектов. Руководитель четко должен выполнять следующие задачи:

В отношении проблемы

В отношении каждого участника

В отношении группы

Ясно и четко сформулировать проблему.

Проверить, насколько точно каждый понимает суть проблемы.

Поставить перед группой цель.

Разбить проблему.

Распределить функции и роли между участниками.

Установить регламент.

Поставить конкретную задачу, вопрос, на который необходимо ответить.

Спросить мнение каждого участника о решении поставленной задачи.

Выделить, сгруппировать и вслух обобщить основные точки зрения на решение задач.

Соблюдать этапность в решении проблемы.

Не допускать отклонений от поставленной задачи.

Сразу пресекать непродуктивные обсуждения и споры в которых участники задевают личность друг друга.

Подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью.

После каждого высказывания кратко, вслух выделить основные мысли участника.

Выразить вклад

Урок начинается с задачи, которые учащиеся решают индивидуально - 10 минут. По группам 15 минут Подводится итог 10 минут В зависимости от того, на сколько сложна задача и сколько вариантов ответов, время учителем может изменяться. В группах может быть "руководитель"(лидер), «генератор идей»,» функционер», «оппозиционер», «исследователь» и др. Задачи руководителя группы: 1. Дать возможность высказать свою точку зрения каждому участнику по рассмотрению вопросов. 2. Не допускать оскорблений между участниками диспута. 3. Не допускать отклонений от поставленной задачи. Данные задачи как памятку можно оформить в виде стенда, или написать на классной доске. Генератор идей корректирует предложенные идеи и предлагает решение по идеям. Функционер – это ученик, который обрабатывает материал. Оппозиционер – ученик с высоким уровнем знаний, который должен приводить доводы, факты, опровержения выдвинутым идеям.
С целью экономии учебного времени, лист для диспута готовится заранее, для каждого участника диспута.
Можно использовать следующие варианты диспута (см. приложение № 1). · · В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения. · Во вторых колонках ставятся номера зачитанные учителем. · В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания.

Подводится итог вместе с учителем. Если у ученика сумма индивидуального решения меньше, чем в группе, это значит у него знания не достаточно глубоки, так как он не смог доказать свою правоту в решении поставленной проблемы. Если сумма индивидуального решения больше коллективной, ученик не имеет достаточной информации по рассматриваемой проблеме, но умеет прислушиваться к мнению других, понимать их. Если сумма близка к нулю, или равна ему, ученик имеет глубокие знания и умеет применять в сложившей ситуации. Данные выводы можно, как и задачи руководителя оформить в виде стенда… 1. Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… 2. Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо, необходимо повторить… 3. Сумма = 0. Молодец, оценка "5". Вывод. Целесообразность проведения урока - диспута. Урок - диспут обеспечивает внимание, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает устойчивый познавательный интерес. Обручев В.А. говорил: "Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа". А загадки всегда интересны детям. Они вызывают и любопытство и любознательность - желание глубже разобраться, понять интересующие явления, сформировать устойчивый интерес к природе. Все это помогает повышению качества знаний и способствует нормализации учебной нагрузки. Такой вид диспута исключает беспорядок на уроке. При проведении диспута учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия, прежде всего по активной позиции учеников. Список литературы. 1. Баринова И. И., Ром В.Я. География России. М. Издательский дом "Дрофа" М, 1997. 2. Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1990. 3. Зверева Б.И. Образовательная программа школы. М, 1998. 4. Кларин М.В. Инновации в обучении "Анализ зарубежного опыта". М, Наука, 1997. 5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учеб. для 7 кл. сред. шк.- 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993. 6. Савина Н.Г. новые технологии обучения географии. Брянск, издательство БГПУ,2000. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, М, 1998. 8. Скок Г,Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 1998.

Приложение 1

6 класс. Поверхность Земли в течение года освещается и нагревается неравномерно. Почему? Напротив каждой причины поставить порядковый номер. Под цифрой 1-самую главную причину. Под цифрой 5 возможно не имеющей значения в решении данной проблемы.

Причины

Индивидуальное
решение

Коллективное
решение

(-)

МЫ

(-)

1. Земная кора состоит из различных горных пород и минералов.

2. Подстилающая поверхность имеет различный цвет.

3. Влияние природного спутника.

4. Океан и суша нагреваются не одинаково.

5. Орбитальное движение и наклон земной оси.

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

7 класс.

Небольшой самолет потерпел аварию и упал в центральной части Сахары, в 150 км. От ближнего жилья. Температура земли днем +50градусов. Летчики погибли. Остались целыми пассажиры и некоторые предметы. На пассажирах майка, шорты и легкая обувь. Напротив каждого предмета поставьте порядковый номер. Под цифрой 1-самый значимый предмет в данной ситуации;
11 - возможно не имеющий значения.

Предметы

Индивидуально

Коллективно

1. Крылья самолета

(-)

МЫ

(-)

2. 2 кг. Соли

3. Спички

4. Зеркальце

5. Фонарик

6. Парашют

7. Фотоснимок данной местности

8. Книга о съедобных животных в пустыни

9. Пистолет и 10 патронов

10. Пальто на каждого

11. 1 литр воды на каждого

Приложение 2

Урок по теме: Особенности рельефа Евразии. Задачи: Рассмотреть основные этапы образования рельефа материка, установить особенности размещения наиболее крупных форм рельефа; продолжить формирование умения работать с картами способом наложения; находить причинно-следственные связи. Оборудование: физическая карта Евразии, карта строения земной коры, настенные таблицы с изображением форм рельефа Евразии.

Ход урока

I Организацияучащихся на урок. Деление на группыпо 4 человека. II. Актуализациязнаний. Работа по заданию на стр. 204 учебника. III. Постановкаучебных задач. IV. Изучение нового материала. 1.Особенности рельефа Евразии. А) Исследование особенностей рельефа Евразии на основе анализа и сопоставлениякарт и использования текста учебника на стр. 205. Учащиеся заполняют таблицу.

Особенности рельефа

Примеры

Евразия значительно выше других материков.

На её территории расположены высочайшие горные системы земного шара

Равнины Евразии отличаются огромными размерами

В Евразии особенно велики колебания высот

Б) Анализ таблицы: Вопрос: Чем объясняются особенности рельефа Евразии? (учащиеся находят ответ в тексте учебника на странице 205 иподтверждают примерами с помощью тектонической карты). В) Прочитайте последний абзац статьи «Особенности рельефа Евразии» и ответьтена вопросы: 1.Что привело к образованию высочайших горных систем на материке Евразия? 2. Где и почему в Евразии образовались островные дуги и глубоководныежелоба? Г) Учитель дополняет, обобщает и делает выводы вместе с учениками посхеме: причина – следствие. 2. Основные формы рельефа. А) Описание форм рельефа, выбранных учащимися по типовому плану (смотристр. 277 учебника) . Б) Обмен информацией между группами. margin-left:36.0pt;text-align:justify;text-indent:-18.0pt">4. Области землетрясений и вулканов.

А) Вспомните, что называется сейсмическиактивной зоной?

Б) Учитель называет и показывает крупнейшие действующие вулканы. В) Диспут. Учащиеся получают карточки Почему наибольшее количество землетрясений наблюдаются вЕвразии.

Причины

Индивидуально

Коллективно

(-)

МЫ

(-)

1. Евразия единственный материк омывающийся всеми океанами.

2. На материке находятся самые высокие и низкие точки суши Земли.

3. Разнообразие рельефа.

4. В основании материка несколько платформ.

5. Повлияла хозяйственная деятельность .

· В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера. · В первой колонке, коллективное, учащиесяставят порядковый номер коллективного решения. · Во вторых колонках ставятся номеразачитанные учителем. · В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания. Подводится итог вместе с учителем. 1 Данные выводы можно оформить в виде стенда… Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо,необходимо повторить… Сумма = 0. Молодец, оценка "5". V . Итог урока. А) Общий вывод о взаимосвязи строения земной коры и рельефа. Б) Выставление оценок. VI . Домашнее задание:изучить текст стр.205 – 209, Подготовить сообщения на тему: «Разрушительное землетрясение в Армении1988 года», «Извержение вулканов и связанные с ними стихийные бедствия». 9 класс. Геополитическоеположение России. В 1991 году ухудшилось,и это отрицательно отразилось на её развитии.
Поставьте причины в порядке значимости.

Причины

Индивидуально

Коллективно

МЫ

1. Калининградская область изолирована от основной территории.

2. Россия не имеет общей границы с Узбекистаном.

3. Нет сухопутной границы с США

4. Уменьшилась площадь страны

5. Сузился выход к морям Атлантического океана

6. Резко сократилась граница с Польшей.

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

9 класс. В чем причина большойконцентрации предприятий ВПК на территории Уральского экономического района.

Причины

Индивидуально

Коллективно

МЫ

1. Природные условия.

2.Природные ресурсы.

3. Наличие КБ.

4. Конверсия.

5. Исторический фактор.

МЫ

1. Англия является монархией.

2. И сейчас соединенное королевство имеет метрополии.

3. Специализация – овцеводство.

4. Английский язык прост для изучения.

5. Длительное историческое время Великобритания имела мощный морской флот.

6. Повлияло выгодное ЭГП.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НА ТЕМУ:НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Аналитический отчет o результатах педагогической деятельности за 2009-2014 гг.

учителя географии

МАОУ СОШ №2 п. Бобровский

Фефиловой Елены Викторовны


Общий педагогический стаж – 22 года.

В МАОУ «СОШ №2» п.Бобровский - 22 года.

Окончила СГПИ по специальности «учитель географии и биологии» в 1992 году. Образование высшее.


1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

« Об образовании в Российской федерации»

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

основного и среднего (полного) общего образования

(2004 г. Приказ № 1089 МОРФ)

3. Примерные программы общеобразовательных учреждений по

географии и биологии

к использованию в образовательном процессе на 2014-15 уч. год

(Приказ МО РФ № 1067 от 19. 12.12 редакция от 10.07. 13)

5. Федеральный базисный учебный план

1 Закон «Об образовании Свердловской области» от 15.07ю13 № 78-03

2. Стратегия действий в интересах детей на 2013-17 гг.

Свердловской области от 16.01.13 г. №3-ПП.

3. Областная целевая программа «Наша новая школа»

«Развитие образования Свердловской области на 2011-2015 гг.»

1. образовательная программа

2. учебный план

3. рабочие программы по предметам

4. учебно-методические комплекты


Цель: Оценить эффективность использования ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Обеспечить качество усвоений знаний по предмету.

2. Содействовать формированию познавательного интереса в усвоении учебного материала.

3. Развивать общеучебные умения и навыки.

4. Научить учащихся самостоятельно находить и обрабатывать новую информацию c помощью ИКТ.

5. Подготовить учащихся к новой социальной среде в условиях информационного общества.


Основными направлениями в межаттестационный период были следующие виды деятельности:

1. Учебная деятельность – преподавание учебных дисциплин географии биологии.

2. Ведение элективных курсов.

3. Методическая работа – разработка программно- методического обеспечения.

4. Руководство исследовательскими работами - рефератами, проектами.

5. Воспитательная работа – классное руководство.

6. Внеклассная работа по предмету, геологии, краеведению.

7. Общественная деятельность.

8. Участие в конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, круглых столах.

9. Деятельность в ШМО и ММО.


Формы работы:

1. Непосредственное применение в учебном процессе.

2. Применение для организации самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

3. Применение для формирования учебно-познавательной мотивации.


Технологии, применяемые на уроках:

Здоровьесберегающие



Позитивная динамика результатов учебных достижений 2009-2014

п / п

учебный год

класс

% успеваемости по предмету

% качества знаний

средний балл

количество неуспевающих


Динамика административных контрольных работ

Год обучения, класс

% выполнения

2009 – 2010, 7а, 8в, 9а.

Оценка

2011 – 2012, 8а, 9в,10.

2012 – 2013, 9а, 10, 11.

2013 – 2014, 6а, 7б, 8в


Результаты государственной итоговой аттестации

Год обучения. Биология и география.

Класс

% сдачи предмета

Количество баллов по ЕГЭ


Предметные достижения

Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, проектной и исследовательской деятельности, слетах.

  • Конкурс рефератов с международным участием « Военная история», «Лучший реферат» (Головихин.А 6 кл., Печерина. Н 9-11кл.).Сертификаты участия.

2. Дистанционная Всероссийская олимпиада проекта «Инфоурок» по географии (Удилов. Н 9а кл., Чечулина. С 9 б кл., Печерина. Н 11 кл., Гиматова. К 9в кл. – дипломы I,II,III степени).

3. Районная геологическая олимпиада (Печерина. Н 10 кл., Гиматова. К 9в кл., Шабунина. И 9в кл., Чечулина. С 9б кл. – грамоты 1,2,3 место).

4. Районная краеведческая конференция (Овчинников. И 9а кл., Собянина. Е 9а кл, Зайцева М 8б кл).

5. Участники областного слета «Родники».

  • Победители районного конкурса проектов Сухарева. В 10 а кл.

7. Победители районных туристических слетов – грамоты 2,3 место.


Социальная адаптация учащихся

Поступление в ВУЗы, колледжи, академии.

Выпускники заканчивали школу c золотой и серебряной медалью (Русинова. О, Клименко. Я, Игнатьева. Т, Чемезова. A, Тимофеева. О, Мезенцева. Е, Зайкова. В, Колесова. К, Келлер. Н)


Мониторинг качества учебных достижений



Педагогические условия:

2. Педагогические технологии.

3. Особенности коммуникативного процесса.

4. Формы организации образовательного процесса.

5. Приемы, методы, средства.

6.Использование активных форм обучения.

7. Оснащение кабинета.

8. Повышение уровня профессиональной компетентности.


  • Участие в районном конкурсе «Учитель года – 2010».
  • Участие в районных и областном слете «Родники», 2010 - 2012 гг.
  • Участие в I Всероссийском форуме учителей общественно-научных дисциплин «Современная общественно-научное образование школьников: инновационные ориентиры развития», 2014 год.
  • Выступление на секции Всероссийского форума «Преемственность в формировании познавательных УУД» ГАОУ ДПО «ИРО» г. Екатеринбург, 2014 год.
  • Участие в педагогических чтениях на секции ММО Сысертского городского округа учителей географии (обмен опытом), 2012 – 2014 гг.
  • Участие в круглых столах, методических семинарах, конференциях МАОУ СОШ №2 п. Бобровский.
  • Участие в работе проекта «Инфоурок» 2014 год.
  • Публикации в социальной сети работников образования, методических разработок уроков, презентаций, 2013 – 2014 год.
  • Публикация на тему «Вела урок в 10-ти летнем возрасте» в книге «Столетия у школьной доски» СГО г. Сысерть, 2012 год.
  • Публикация тезисов в сборнике материалов «Современное общественно-научное образование школьников: инновационные ориентиры развития», 2014 год.
  • Создание персонального сайта WEB – адрес: http:// nsportal . ru / fefilova - elena - viktorovna /




Повышение квалификации

1. Свидетельство o повышении квалификации, ГБОУДПОСО «ИРО» по ОП «ФГОС: Идеология, содержание, типология» в объеме 108 часов

2. Удостоверение o повышении квалификации ГАОУДПО «ИРО» по программе «Развитие ключевых компетенций обучающихся в преподавании естественно-научных дисциплин» в объеме 108 часов.


Цель на следующий аттестационный период: Развитие УУД на уроках географии

Задачи на следующий аттестационный период:

  • Обеспечить возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения.

2. Создать условия для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования.

3. Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование компетентностей в предметной области познания.




Ремень Татьяна Юльевна –

учитель истории и географии

Докучаевской средней школы.

Педагогический стаж работы – 12,5 лет.

Стаж работы по данной специальности :

История – 7,5 лет

География – 1 год

Образование - высшее.

Закончила

Северо-Казахстанский Государственный Университет

им. М Козыбаева в 2008 году

по специальности:

учитель истории и географии.

Методическая тема:

"Активизация

познавательной деятельности учащихся

с использованием

различных форм и методов обучения,

как средство повышения

познавательной

активности учащихся "

Велика и поразительна область географии.

Н.В. Гоголь.

География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у учащихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной компетентности формирую на начальной стадии изучения предмета (6-7-е классы), т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.

Но невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу.

Основная цель моей работы"Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием различных форм и методов обучения, как средство повышения познавательной активности учащихся ".

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.);

Учить детей думать критически (творчески);

Развивать в них умение работать совместно с другими людьми;

Создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных этапах уроков.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, «Своя игра», уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению ИКТ.

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Большое влияние на формирование познавательного интереса оказывает содержание географии с учетом межпредметных связей.

Межпредметные связи могут быть представлены как система, состоящая из трех уровней.

I уровень: над предметные связи.

Например, понятие биосфера - изучается всеми дисциплинами естесственно-научного цикла. Усложнение этого термина происходит от шестого класса к одиннадцатому. При формировании этого понятия, дети используют знания, полученные на других уроках:

Биологии (учение о биосфере Н.И.Вернадского; вещественном составе биосферы; понятие «эволюция») и т.д.;

Химии (круговорот веществ в природе) и т.д.

II уровень: кумулятивные связи (взаимодополнение знаний из различных областей)

Например, построение графика хода температур в процессе изучения географии требует знаний из математики (система координат, положительные и отрицательные числа) и т.д.

Выявление приспособленности растений и животных к различным природным условиям возможны при сформированности у учащихся таких биологических понятий как корневая система, образ жизни, метаморфоз.

Ш уровень: межпреметные связи о мета объектах.

Для создания их образа требуются ЗУНы многих наук.

В качестве примера я приведу краткий конспект урока географии, на котором происходит формирование у шестиклассников научного представления о вулкане.

Урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».

Затем дети рассматривают и обсуждают иллюстрации разных типов вулканов. В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт, знания учащихся (такие понятия, как жерло, лава, пепел известны большинству учащихся). Результатом обсуждения является схематический рисунок внутреннего строения вулкана, зафиксированный на доске и в тетрадях учащихся.

Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана Везувий. В рассказ вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», учитель декламирует стихотворение А.С. Пушкина «…Везувий». Созданию особого эмоционального фона урока способствует демонстрация опыта учителем, позволяющего увидеть в миниатюре извержение и образование вулкана.

Итогом урока является самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан».

Домашнее задание носит творческий и дифференцированный характер.

Его обязательный минимум предполагает знакомство с параграфом учебника и оформление контурной карты.

Творческий блок предлагает учащимся изготовить макет вулкана, провести опыт «извержение вулкана» в домашних условиях, оформить фотоальбом по теме.

Следующий компонент представленной системы, направленной на формирование познавательного интереса: методы и методические приемы.

Необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Рассказ учителя об интересном случае из жизни, истории географических открытий и т.д. способствует формированию ситуативного интереса (любопытство). По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на вопросы. Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочному усвоению знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике. В процессе обучения географии изменяется объект интереса учащихся. В начале это факты, а затем их глубокое истолкование и раскрытие причинно- следственных связей, которое приводит к пониманию картины мира.

В своей практике я пытаюсь использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность.

С целью формирования познавательного интереса использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием.

I .Прием «Разминка».

Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.

Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.

Например, тема «Северная Америка» включает вопросы:

1.Назоваите крайние точки материка

2. Назовите горы на востоке Северной Америки

3. Какую реку называют «великой обманщицей»

4. Определите безлесную природную зону субарктического пояса и т.д.

II . Прием «Удивляя других, удивляйся сам»

Цель: эмоциональное стимулирование познавательного интереса

Описание работы – рассказ, иллюстрация, вопрос парадоксального характера

Например , диалог учителя с учениками:

Я открыла для себя удивительное животное Северной Америки. Оно как будто сошло со страниц книги о Г. Потере. Вы помните, как звали страшного змея?

    Василиск.

    Оказывается, такое животное действительно существует!

III . Прием «Исправление ошибок».

Цель: активизация мыслительной деятельности, формирование умений к применению знаний в новой ситуации, развитие познавательных процессов

(мышления, внимания, воображения).

Описание работы – текст или рассказ учителя, учащихся (описание путешествия, территории, явления и т.д.) с преднамеренными ошибками двух типов: открытыми и закрытыми.

Пример (приложение №1)

IV . Прием «Составь рассказ».

Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.

Описание работы : составление рассказа из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ.

Пример: тема “Гидросфера”: волны, цунами, река, озеро, водопад и т. д.

Тема «Круговорот веществ в природе», «Путешествие капельки», 6 класс.

V . Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

Пример: учащиеся получают задания:

    описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д.;

VI Приём: “Творчество” (пока только на краеведении)

Цель: развитие творческих способностей, создание атмосферы увлечённости.

Описание работы: большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими ребятами.

Пример:

- изготовить макет материка, вулкана, айсберга (из глины, солёного теста, папье-маше);

Изготовить картину Солнечной системы (рисунок, вышивка)

    оформить коллекцию горных пород

    создать фотоальбом.

VII Прием «Играя, учись»

Цель: активизация познавательных интересов с помощью игровых моментов, предполагающих занимательность, эмоциональность, состязательность.

Описание работы .

    использование игр-упражнений.

Пример : игра «Третий лишний». В списке географических объектов (Байкал, Ладожское, Ильмень; Каспийское, Кроноцкое, Аральское озера) выберите лишнее.

    использование игр-соревнований.

Использование игр- путешествий.

Пример : при проверке домашнего задания учитель может обратиться к детям: «Сегодня я отправляюсь в пустыню Сахара. Предупредите об опасностях, которые меня поджидают».

VIII Прием «Причина-следствие»

Цель : развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример .

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра

IX Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

Описание приема: из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример: расположите предложения в логической последовательности.

    На восточном побережье Австралии выпадает много осадков

    Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана

    На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет

    На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Х Прием «Задачи»

Цель : активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности.

Описание работы:

-задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Пример: именованный масштаб карты в1см 1000км. Переведите его в численный масштаб.

-задачи на логическое мышление.

Пример:


Лесник.

Фраза учителя: «Лесник отправился на велосипеде в гости к другу, а вечером вернулся обратно».

Задание: Рассмотри участок плана местности. Какой путь был легче? Почему?

- задачи с натуральными материалами.

Пример : рассмотри коллекцию горных пород, определи их, назови, к какой группе пород по происхождению они относятся.

-задачи на умение выдвигать и доказывать гипотезы.

Пример: объясни, почему в районах столкновения двух континентальных плит чаще всего происходят землетрясения, а континентальной и океанической плит – извержение вулканов.

- задачи, соединяющие теорию с практикой.

Пример : составь план эвакуации детей из кабинета географии в случае пожара.

XI Прием «План темы»

Цель: научить школьников планировать деятельность (ставить цель, планировать шаги по ее достижению, оценивать результат).

Описание работы : совместное планирование изучения темы (поурочное планирование, определение форм проведение урока, форм контроля и домашнего задания).

Одним из важных компонентов, направленных на формирование познавательного интереса является выбор средств и форм обучения.

Сложные научные понятия, географические явления осваиваются детьми гораздо более эффективно в случаях, когда они, помимо словесной формы, преподносятся и в графическом виде.

В учебном процессе я использую рисунки и схемы, которые кратко и точно позволяют раскрыть различные географические явления и процессы.

Использование рисунка является мощным фактором формирования познавательного интереса детей поскольку, являясь актуальной деятельностью детства, активизирует самостоятельность, делает работу интересной и увлекательной. Кроме того, создание учебного рисунка предполагает обращение к дополнительным источникам знаний, привлечение сведений, полученных на других уроках и т.д., что, в конечном итоге, так же способствует формированию познавательного интереса.

Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта.

С помощью разнообразных заданий по карте, можно создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи на карте какой-либо географический объект», «Определи географическое положение объекта» и т.д.

Частично-поисковый уровень отличается от репродуктивного тем, что при выполнении заданий, ученик должен уметь анализировать и читать карту. А так же, сочетать приобретенные географические знания с умениями работать по карте.

Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте» и т.д.

Исследовательский уровень состоит из заданий типа: «На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе».

Планируя уроки, я стараюсь, чтобы используемые формы обучения сочетались со всеми остальными компонентами образовательного процесса. Именно это сочетание позволяет добиваться положительных результатов по формированию познавательного интереса. На мой взгляд, наиболее приемлемой является групповая форма работы , поскольку она позволяет:

    обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;

    исключить пассивную позицию ребенка на уроке;

    самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;

    получать опыт определенного социального поведения.

Следующим компонентом представленной системы работы является социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих уроках, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принцами, которыми я руководствуюсь, являются:

    принятие ребенка таким, какой он уже есть

    справедливость, тактичность, уважение к личности ученика;

    естественное и свободное поведение учеников и учителя;

    выдержанность учителя;

    снижение уровня тревожности учащихся;

    спокойное отношение к ошибкам детей;

    стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;

    создание ситуации успеха.

В
се вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению. В этом учебном году провела открытый урок по географии в 6 классе на тему: «Мировой океан и его части»






Мониторинг качества знаний

по предметам ЕМЦ (естествознание, география)

2013-2014 учебного года.

1 четверть – 45,9 %


1 полугодие (2 четверть) – естествознание, география -73,1%


3 четверть – география – 70,9%


Качество знаний

по преподаваемым предметам:

естествознание (5кл) и география (6-7кл)

на 1.04.2014 года составило - 63,3%

Качество знаний

по преподаваемым предметам учителя географии ДСШ Ремень Т.Ю.

за три четверти 2013-2014 учебного года

6 класс

7 класс

1 четверть

1 четверть

Всего: 10

На "5": 2

На "4": 3

На "3": 5

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 50,0%

СОУ: 57,2%

Средний балл: 3,7

Коэф. знаний: 44,0%

Всего: 12

На "5": 0

На "4": 5

На "3": 7

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 41,7%

СОУ: 47,7%

Средний балл: 3,4

Коэф. знаний: 33,3%


1 четверть - география

Успеваемость: 100%

Качество знаний: 45,9%

1 полугодие (2 четверть) – естествознание, география

естествознание

география

5 класс

6 класс

7 класс

Всего: 13

На "5": 3

На "4": 6

На "3": 4

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 69,2%

СОУ: 63,7%

Средний балл: 3,9

Коэф. знаний: 60,0%

Всего: 10

На "5": 2

На "4": 3

На "3": 5

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 50,0%

СОУ: 57,2%

Средний балл: 3,7

Коэф. знаний: 44,0%

Всего: 12

На "5": 2

На "4": 10

На "3": 0

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 100,0%

СОУ: 70,0%

Средний балл: 4,2

Коэф. знаний: 83,3%


Успеваемость: 100%

Качество знаний: 73,1%

3 четверть - география

6 класс

7 класс

3 четверть

3 четверть

Всего: 9

На "5": 2

На "4": 4

На "3": 3

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 66,7%

СОУ: 62,7%

Средний балл: 3,9

Коэф. знаний: 57,8%

Всего: 12

На "5": 2

На "4": 7

На "3": 3

На "2": 0

Успеваемость: 100,0%

Качество: 75,0%

СОУ: 63,0%

Средний балл: 3,9

Коэф. знаний: 63,3%


Успеваемость: 100%

Качество знаний: 70,9%

Результаты внеурочной деятельности по географии

Как учитель-предметник применяю различные формы организации внеурочной работы по географии:

1. Проведение предметных недель географии

2. Кружковая работа «Краеведение»

3. Исследовательская работа.

Принимаю участие в проведении предметных Недель (ЕМЦ и ГЦ). Информационные технологии помогают не только быстро распространять информацию о мероприятиях в рамках предметных Недель, но и организовывать яркие, запоминающиеся мероприятия. В рамках Декады предметов ЕМЦ провела конкурсное мероприятие «Географическая игра» между сборными командами 5,6 и 7 классов.


М
ои ученики показывают высокую активность и заинтересованность в результатах своей деятельности. Учащиеся демонстрируют хорошие знания по географии.

Р
езультат: «Гран-при» конкурса.


Результаты деятельности в качестве руководителя НОУ «ПОИСК».

В данном учебном году являюсь руководителем НОУ «ПОИСК». С сентября месяца 2013 года вся работа проводится по утвержденному плану. Итогом годовой работы стал конкурс проектов на базе школы. В конкурсе приняли участие все заявленные 9 проектов. Итоги подведены.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету.

1. Использование УМК.

В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами :

Закон об образовании.

Программы для общеобразовательных учреждений РК.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов государственного стандарта образования.

Устав школы.

Программа развития школы.

2. Популяризация собственного педагогического опыта .

Постоянно работаю по повышению уровня компетентности: много занимаюсь творческим и методическим самообразованием, регулярно выступаю на заседаниях нашего МО, по необходимости – на педагогических советах, провожу открытые уроки и мероприятия.

3. Используемые образовательные технологии .

В ходе обучения использую различные методы работы:

репродуктивный, проблемного изучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие учебного успеха ученика на уроках географии.

Репродуктивный метод – использую при закреплении, повторении, при самостоятельной работе по составлению описания географического объекта.

Объяснительно-иллюстративный метод – при изучении нового материала, новых понятий: солнечная радиация, климатические пояса. Дети воспринимают готовую информацию (слушают, смотрят, читают, запоминают) т.е. закладывается основной запас знаний, на базе которого можно самостоятельно добывать новые.

Частично-поисковый исследовательский метод использую на уроках географии в 6-7 классах. При изучении темы «Погода, ее влияние на здоровье человека» (деловая игра).

Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.

Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении географии, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении географии. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные.

Важное место в своей работе отвожу развитию образного мышления. Для представления картины мира использую географический и картографический тренаж. Часто урок начинаю с 5-минутных разминок «Путешествие по карте», ребята выполняют многовариантные задания, у детей развивается образное мышление, речь, память, воспитывается культура общения.

Для уроков географии особую ценность представляют задания, выполнение которых требует использование разнообразных источников знаний, а результаты помимо словесного отчёта оформлены в виде картосхем, графиков, таблиц и т. д.

Применяю демонстрационный материал, таблицы, сигнальные загадки, схемы-конспекты. В их создании участвуют сами школьники. Это позволяет любому ученику реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим.

Систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы.

4. Использование ИКТ в учебном процессе .

Использование ИКТ на уроках позволяет мне:

    Организовать индивидуальное обучение;

    Использовать анимацию, компьютерные модели и демонстрации;

    Проводить компьютерные практические работы;

    Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

Все это позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, уровень их мотивации к обучению. Начатая работа будет продолжена дальше.

Творческий отчет

учителя географии ГУ «Пятигорская средняя школа»

Сейткасимовой Гульжан Каражигитовны

Основной целью моей деятельности я ставлю создание оптимальной системы обучения, позволяющей создать условия для формирования и развития у ученика научных знаний, умений и навыков, соответствующих государственным требованиям к уровню подготовки учащихся по моему предмету, создание на базе полученных знаний целостной картины окружающего мира. Это достижимо, если учащиеся не заучивают механически предложенные знания, а глубоко понимают и воспринимают их. Именно такого глубокого осознанного усвоения знаний я и стремлюсь добиться. Кроме этого, моей целью является привитие интереса к предмету, развитие личности учащегося, воспитание умственной самостоятельности.

География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у учащихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной компетентности формирую на начальной стадии изучения предмета (6-7-е классы), т. к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу. Мне хотелось бы, чтобы, окончив школу, ученик приобрел бы не только теоретические знания, а понимал суть природных явлений, видел за ними те физические процессы, что лежат в их основе, мог бы с легкостью, оперируя полученными знаниями, объяснить все происходящее вокруг него. Но пока окружающий мир и знания по географии, получаемые в школе, пересекаются лишь частично, не достигается желаемой гибкости ума и степени развитости практических умений, которые привели бы к желаемому результату. Одной из моих задач является – свести к минимуму это противоречие.

В моем распоряжении имеется кабинет, необходимая мебель, набор карт и таблиц. Из средств обучения использую наглядные пособия, картины, карты, атласы, диаграммы, дидактический материал, разноуровневый раздаточный материал, учебную литературу: учебники, пособия, хрестоматии, словари, художественную литературу.

Я постоянно приобретаю учебные пособия, подписываюсь на газеты и журналы. Постоянно пополняю свою методическую копилку раздаточным материалом, тестами, заданиями для контрольных, проверочных и самостоятельных работ, которые как приобретаю, так и составляю сама. Накапливаю материалы для олимпиадных заданий. Работаю над повышением своего педагогического мастерства. Принимаю участие в работе методического объединения учителей естественно-математического цикла. Посещаю открытые уроки учителей школы и района, многое беру на вооружение. Сама даю открытые уроки. Периодически прохожу курсы переподготовки.

Под учебно-воспитательным процессом высокого качества я понимаю такое обучение, когда учитель четко знает, чего конкретно он хочет добиться от ученика на одном данном уроке, в течение четверти, года и всего курса, и, сотрудничая с учеником, уважая его как личность, применяя различные методы и средства, получает в результате своей деятельности от каждого ученика максимально возможный результат.

Для получения такого результата я использую такие методы обучения и воспитания:

Стремлюсь мотивировать познавательную деятельность ученика, в первую очередь за счет развития интереса к преподаваемому материалу.

Добиваюсь осознанного восприятия знаний.

Организовываю творческие и самостоятельные работы на уроках.

Организовываю работу ученика с учеником и источником знаний.

Стремлюсь создать ситуацию успеха.

Строю взаимоотношения с учениками на основе уважения к личности с одной стороны и требовательности с другой.

Регулярно использую повторение изученного материала.

Для мотивации деятельности учеников в начале изучения каждой темы, я стараюсь пробудить познавательный интерес, приведя примеры того, как важна в нашей современной жизни данная тема и как важно учащимся самим знать то, что мы будем в ней изучать, задавая ученикам вопросы, на которые они не могут ответить, но которые заинтересуют их, например в 6 классе при изучении темы «Гидросфера»: «А известен ли вам тот факт, что первоначальная жизнь зародилась в воде?», «Почему течения в Мировом океане различаются по температуре?» «Почему на западном берегу в Южной Америке в умеренном поясе формируется пустыня?» и т. д. Кроме того провожу все эксперименты, какие возможны с имеющимся оборудованием. Это очень сильно подогревает интерес и помогает понять изучаемую тему.

Важная задача, которую я ставлю перед собой - развивать познавательную активность школьников, стимулировать их творческую самостоятельность, так как только через собственную деятельность можно познать окружающий мир и явления в нем. В этом помогает использование ИКТ, составляю презентации к урокам, пользуюсь учебными дисками, в которых учебный курс состоит из тематических уроков, содержащих теоретический материал, дополненный картами и иллюстрациями, анимациями, видеороликами, схемами и таблицами, интерактивными тренажерами и упражнениями. В школе имеется кабинет информатики, интерактивная доска, что позволяет применять интерактивное оборудование, Интернет-ресурсы, интерактивные карты и видео материал, тестовые тренажеры в компьютерном варианте.

Применение на уроках географии тестовых тренажеров создаёт у детей положительную мотивацию к учению, помогает ученику усвоить большой объем информации, повысить активность на уроках, уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации, управлять познавательной деятельностью школьников. Активно используя в обучении географии тестовые тренажеры можно достигать высоких результатов качества обученности по предмету.

На уроке с проблемным изложением предлагаю детям занимательные задания. Считаю, что проблемное обучение действительно является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам географии, развитие творческих способностей. Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности. На уроках широко осуществляю межпредметные связи с другими дисциплинами - с химией, биологией, физикой, историей, литературой.

Часто на уроках даю творческие задания: написать эссе (например «Путешествие капельки воды», « Человек-царь природы?»), составить кроссворд, сочинить сказку, синквейн. Это, кроме интеллектуального развития, позволяет взглянуть на географию немного с другой стороны, по новому ее осмыслить.

Формы уроков, используемые мною, таковы: урок изучения и усвоения нового материала, практическая работа, урок-игра, КВН, конференция, урок по обобщению и закреплению знаний. Основной метод, используемый мною на уроках изучения и усвоения нового материала объяснительно-иллюстративный, он у меня получается лучше всего, но в силу того, что деятельность учащихся на таких уроках весьма ограниченна, я применяю и частично-поисковый, и поисково-исследовательский методы. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению ИКТ. Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

На уроках использую как индивидуальные, так и групповые формы деятельности.

Большое внимание на уроках уделяю развитию речи учащихся, развитию способности четко сформулировать свою мысль, изложить и обосновать свои идеи.

Уделяю внимание работе с книгой, особенно таким её видам: краткий пересказ текста, выделение основной мысли, поиск ответа на поставленный вопрос, работа по рисунку, графику. Работа с текстом - это осмысление его содержания, отыскание в словаре значений новых слов, ответы на вопросы, предложенные учителем, формулировка собственных вопросов, поиск в литературе отрывков, подходящих для иллюстрации того или иного природного явления. Такая деятельность позволяет сформировать у школьников представление о целостной картине мира. Совокупность фактов, изложенных в текстах, имеет не только информационную значимость, но и побуждает к классификации явлений, определению их практической значимости. Работа с литературным текстом расширяет словарный запас, способствует развитию образности мышления, повышает культуру речи.

Стараюсь ко всему изучаемому материалу подобрать интересные примеры иллюстрации из окружающей природы, быта, составить задачи, связанные с жизнью.

На своих уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

Всех своих учеников вовлекаю в творческую работу. Внеурочная работа с учащимися так же дает положительные результаты: увеличивается число участников и призеров школьной и районной предметной олимпиады по географии. В основном добиваюсь позитивных результатов в работе с одаренными детьми по предмету. Мои ученики занимают призовые места на районных олимпиадах по географии.(2012 год- 2 место, Кабанюк Е, 2013 год -2 место, Юминов А, 2016 год- 2 место, Жусупбекова Даляпраз). Большое внимание уделяю развитию исследовательских навыков у учащихся. Мои ученики принимают участие в районной научно-практической конференции: в 2012 году Кабанюк Елена, ученица 8 класса, заняла 1 место с проектом «История развития животноводства на территории Жаркаинского района», в 2013 году Юминов Алексей занял 3 место в проектом «Летопись села Пятигорское», в 2015 г Жусупбекова Даляпраз и Волкова Марина под моим руководством подготовила проект «Школы гениев- возможно ли это?», 2016 год- Сеилова Дарига, 2 место, проект «Игрушки, формирующие сознание».

На уроках географии со слабоуспевающими учениками использую личностно - ориентированный подход, обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений - это дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору. С новым материалом знакомлю постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому я практикую для желающих дополнительные занятия. В конце каждого блока организую систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.

С 2012 г. работаю над темой самообразования «Формирование качественных знаний учащихся по географии через использование нестандартных форм и методов обучения». С обобщением опыта работы выступала на областном семинаре преподавателей естественно- научных дисциплин в г.Атбасаре, в 2013 году. В 2014 году выступила в секционных занятиях районной августовской конференции с докладом «Повышение качества и эффективности географического образования». В 2016 году выступала с обобщением опыта работы на областном семинаре в г.Кокшетау по теме «Современные методы проектирования образовательного процесса предметов естественно научных дисциплин в контексте внедрения концептуальных идей новой философии образования».

Ежегодно провожу предметные недели и внеклассные мероприятия.

За период с 2012 по 2015 годы я добилась следующих результатов:

Успеваемость учащихся стабильно составляет - 100%.

Позитивная динамика «качества знаний»

Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.

Творческий отчет учителя географии МОУ гимназия 46 Мериновой Л.И. в рамках Национального проекта «Образование»




Основные сведения Педагогический стаж 24 года Высшая квалификационная категория с 2000 г. Отличник народного просвещения 1996 г. Лауреат именной премии Губернатора Московской обл. в рамках Национального проекта «Образование 2008 г. Почетный знак «За доблестный труд» Главы Люберецкого района 2008 г. Руководитель кафедры учителей естественно-географического образования МОУ гимназия 46 с 2004 г. Эксперт ЕГЭ по географии в Люберецком районе с 2006 г. Дипломант I Научно-практической конференции педагогических работников Люберецкого района 2007 г. Член аттестационной комиссии МОУ гимназия 46 с 2007 г.




Темы самообразования Развитие интереса учащихся к географии с помощью разнообразных форм внеклассной работы 2003 – 2008 Создан музей «Природные и культурные достопримечательности регионов мира» Стенд «Геоновости» Проектная деятельность Летние задания Экскурсии Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам 2007 – 2009 Выступления на заседаниях РМО, ШМО в 2007, 2008 гг. Экспонат музея. Грамота с нулевого меридиана Великобритания 2007 г. Суздаль г. ЕНИСЕЙ Эта великая река Проект учащихся 7А класса Прохорова В. и Нежинского Н г.


Инновационные образовательные технологии Опорные логические конспекты 80 % Проблемное обучение 40 % Проектная деятельность 40 % Игровые технологии 30 % Здоровьесберегающие технологии 30 % Модульные технологии 20 % Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 20 %


Открытые уроки 2005 г.Русская Америка Урок–конференция 7 кл. Экология Малаховского озера Урок-экологический проект 7 кл г.Экскурсия по поселку Малаховка Урок–путешествие 6 – 7 кл г.Аномальные явления погоды января 2007 года Урок – конференция 8 кл. Экономические и социальные события России января 2007 года Пресс-конференция 9 кл. Загадки мирового океана Урок – игра 6 кл. Природа и страны Южной Америки Урок – путешествие 7 кл г.Проблемы независимости Косово и размещения ПРО в Европе Заседание политклуба 9 – 10 кл. Чрезвычайные ситуации в современном мире Урок-викторина 10 – 11 кл. Знатоки Южной Америки Турнир-соревнование 7 кл г.Озера, болота, искусственные водоемы Урок с использованием ИКТ 6 кл.






Внеклассные мероприятия Круглые столы Районные олимпиады 2004 – 2005 г.7 кл.Пономарева А.1 место 8 кл.Мазурин В.1 место 8 кл.Галкина Е.3 место 10 кл.Иванова А.3 место 2006 – 2007 г.9 кл.Каменкова К.2 место 2007 – 2008 г.10 кл.Каменкова К.2 место 2008 – 2009 г 11 кл.Шора Е.3 место 2009 – 2010 г 7 кл.Жаворонков А.1 место 7 кл.Меринов А.3 место Экскурсии Краеведческий музей г. Люберцы Защита проектов


Межрегиональная Ассоциация учителей географии России (РАУГ) Цели: консолидация сил учителей географии для повышения их профессиональной квалификации, углубление межрегиональных и международных связей, повышение уровня географического образования школьников, воспитание молодежи в духе приоритета общечеловеческих ценностей, интернационализма, любви к Родине, обеспечение социальной и правовой защиты учителей Задачи: помощь учителям географии в их профессиональной деятельности; организация научно-методических конференций, семинаров, встреч; разработка новых учебных программ, учебных и методических пособий, средств обучения географии; организация научных полевых экскурсий и экспедиций по Российским и международным маршрутам, методическая помощь в организации туристско-краеведческой деятельности учащихся; проведение независимой общественной экспертизы учебных и учебно-методических пособий и участие в аттестации учителей; оказание методической помощи в проведении областных (краевых), республиканских и Всероссийской олимпиад школьников по географии; укрепление профессиональных контактов с зарубежными учеными и педагогами, с национальными объединениями учителей географии; оказание безвозмездной помощи школам-интернатам детей-инвалидов детства и сирот в обеспечении дидактическими материалами и научно-популярной литературой по географии; содействие учителям географии в защите их правовых и социальных интересов. Создана 16 – 17 февраля 1995 г. на Учредительном собрании учителей географии


Работа в РАУГ Повышение квалификации Полевые практикумы 2007 г. Иркутск Институт повышения квалификации работников образования 2008 г. Пермь Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования июль 2007Байкал март 2008Снег и лед в природе Урала июль 2009Природно-хозяйственный комплекс Северо-Запада России


Работа в РАУГ Конференции Круглые столы В редакции газеты «Первое сентября. География»Работа с ГИС «Живая География» (Новенко Д.В.) «Школа Будущего» 2030 Москва, 2008 Мастер-классы Карелия, 2009 Вешкельская СОШ «Национальное блюдо карел – калитка» Урок – практикум по декоративно- прикладному искусству Карелии