История        04.05.2024   

Разнообразие форм объектов в природе презентация. Презентация на тему "понятие формы многообразие форм окружающего мира"

Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы - это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

Форма - это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

Например, если рассмотреть молекулу воды - H 2 O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H 2) и кислорода (O 2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это - единственно возможная форма существования молекулы воды.

Закон диалектики

Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

Например, форма государственного устройства - это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления - это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

Простые геометрические тела

Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

Сложные геометрические тела

В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета - его каркас, внутреннее устройство.

Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

Связь форм механизмов с формами предметов природы

Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.

Сравнение форм

Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

Форма в искусстве

Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, - архитектура, живопись и литература.

Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже - граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

  • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
  • Использует образ как средство выражения идеи.
  • Она экспрессивна.
  • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
  • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

Виды художественных форм

Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

  • Внутренняя форма произведения - это развитие его содержания.
  • Внешняя форма - это выражение художественного замысла различными средствами.

Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организация урока.
  1. Приветствие.

Предлагаю вам послушать стихотворение:

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Общее понятие о форме.

Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

  1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

Что представляет собой конус?

Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

Физкультминутка

Выполнение упражнения:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
  1. Актуализация знаний учащихся.

Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

  1. Практическая работа.

Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

Во время практической работы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.

Понятие формы, многообразие форм окружающего мира рассматриваются в рамках внеурочной деятельности в школе, а также на занятиях в начальной школе. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Страницы истории

С древних времен люди начали использовать многообразие форм окружающего мира для изготовления оружия, ювелирных изделий, предметов мебели. Именно тогда возникли первые представления о размерах. И в наше время понятия формы и многообразие форм окружающего мира являются важными аспектами для дизайнеров, художников, скульпторов. Они не только дают людям творческих профессий возможности для новых идей, но и позволяют устанавливать глубокие взаимосвязи между дизайном и законами существования живой природы.

Современные тенденции

Понятие формы (многообразия форм окружающего мира) приобрело новое значение после того, как появились инновационные материалы, современные технологии. Они позволили создавать и применять бионические модели в дизайне и живописи, раздвинули границы возможностей скульпторов.

В настоящее время существенно расширилось понятие форм. Многообразие форм окружающего мира является неотъемлемой частью дизайна, живописи. Именно поэтому данной теме уделяется пристальное внимание в современной школе.

Теоретические моменты

Многообразие форм окружающего мира в школе ребята изучают на уроках ИЗО. Формой является объемно-пространственная и морфологическая организация какого-то объекта. Это структурное либо внешнее выражение содержания. Именно форма является важнейшей категорий, которая обуславливает предмет деятельности в искусстве, дизайне, архитектуре, литературе.

При ее отсутствии нельзя вести речь о том, что вещь есть в пространстве и во времени. Суть понятия многообразия форм в окружающем мире заключается в том, что объект должен отвечать определенным требованиям. Например, дизайнеры обращают внимание на единство свойств: форму, фактуру, цвет, внешний вид. Учитель рассказывает ребятам о многообразии форм. Вокруг человека есть удивительные по красоте очертания гор, громадные многоэтажные здания, обтекаемые формы автомобилей и самолетов, пластика птиц, нежность бабочек, цветов.

Основные признаки

Как можно представить детям многообразие форм окружающего мира? ИЗО — это предмет, который связан с зрительным восприятием разнообразных объектов. Именно поэтому в нем важны следующие признаки:

  • конструкция (геометрический вид);
  • фактура;
  • расположение в пространстве;
  • масштабность;
  • цвет;
  • текстура;
  • светотень

Педагог учит ребят отличать форму деревьев в ветреный день и в спокойную погоду. Он отмечает, что на глазах человека происходит превращение обычного облака в настоящего дракона, красивую птицу, сказочный замок. Нужна фантазия, чтобы увидеть и принять многообразие форм окружающего мира. Внеклассная работа в школе на занятиях по ИЗО предполагает и проведение экскурсий по осеннему лесу, весенним лугам, зимним полям. Во время таких познавательных уроков ребята учатся видеть и понимать уникальность природы, замечать яркие образы, необычные формы предметов.

В быту и в природе часто встречаются схожие формы. Например, сходство есть между пышным оперением павлина и формой раковины, носиком чайника и хоботом слона, хвостом петуха и веткой, которая склонилась под ветром. В рамках внеурочной деятельности педагог ИЗО учит ребят младшего школьного возраста находить между бытовыми предметами и объектами живой природы сходство, использовать его для создания творческих работ.

Использование материалов

Если внимательно приглядеться к окружающему миру, можно понять, что во всех живых объектах, а также в повседневной жизни применяются простейшие геометрические фигуры.

Например, в различных орнаментах, которые используются для художественного оформления изделий из ткани, при желании можно увидеть квадраты, треугольники. Этот прием используется преподавателями изобразительного искусства при объяснении правил составления рисунка. Если разбить все изображение на отдельные фигуры, можно существенно упростить создание портрета, пейзажа, натюрморта.

Образование формы можно свести к тому, что в конкретном объекте фиксируют и выделяют основные его качества и свойства, определяют содержание оболочки, которая выступает способом их существования в реальности. В наше время абсолютно понятно, что форма образуется с учетом содержания. В рисовании понятие формы имеет особое значение, так как от того, насколько она продумана, зависит конечный результат - получаемое изображение.

В рамках занятий ИЗО дети узнают о том, что существуют простые и сложные формы. Первые базируются только на одной геометрической фигуре. Они являются основой для формирования у подрастающего поколения изобразительных навыков.

Более сложные варианты объектов именуют комбинированными, подразумевая, что в их составе содержится несколько разнообразных геометрических фигур. В качестве примеров можно привести животных, машины, иные реальные объекты. Для их изображения ребенок сначала рисует на бумаге отдельные геометрические фигуры, и только потом соединяет их между собой дополнительными линиями.

Художники и дизайнеры неслучайно подчеркивают важность геометрических форм объектов, выделяя шарообразные, цилиндрические, кубические предметы.

Какие простые формы должны быть усвоены ребятами начальной школы? Основной геометрической фигурой, с помощью которой можно изобразить многие объекты живой природы, является круг. На уроках учитель предлагает и квадратные предметы, ассоциируя их со статичностью, тяжестью, строгостью, стабильностью, обоснованностью, правильностью линий.

Подведем итоги

Природа у человека всегда ассоциируется с целостностью и совершенством, взаимосвязью между отдельными элементами. Разнообразие ландшафтных зон и климатических условий позволяет ребятам создавать, имея одинаковые исходные геометрические формы, разные изображения объектов, встречающихся в живой природе.

Помимо занятий по разнообразные геометрические фигуры также применяются и на уроках обслуживающего труда. Вооружившись знаниями о формах предметов, их отличительных особенностях, дети создают разнообразные орнаменты.

Отметим, что важна взаимосвязь между природной средой, геометрическими фигурами, творческим воображением. Основной задачей педагога является установление таких связей. В рамках новых образовательных стандартов педагог особое внимание уделяет формированию индивидуальной образовательной траектории для каждого школьника, создает для своих воспитанников оптимальные условия для саморазвития и самосовершенствования.

Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы – это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

Форма – это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

Например, если рассмотреть молекулу воды – H2O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H2) и кислорода (O2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это – единственно возможная форма существования молекулы воды.

Закон диалектики

Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

Например, форма государственного устройства – это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления – это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

Простые геометрические тела


Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

Сложные геометрические тела

В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета – его каркас, внутреннее устройство.


Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

Связь форм механизмов с формами предметов природы

Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.


Сравнение форм

Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

Форма в искусстве

Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, – архитектура, живопись и литература.


Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже – граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

  • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
  • Использует образ как средство выражения идеи.
  • Она экспрессивна.
  • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
  • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

Виды художественных форм

Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

  • Внутренняя форма произведения – это развитие его содержания.
  • Внешняя форма – это выражение художественного замысла различными средствами.

Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перед вами лист бумаги. Опишите его. Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Что видите на экране? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Презентацию подготовила учитель ИЗО и черчения МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М.

Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы самолетов и автомобилей Пластика человеческого тела Громады многоэтажных зданий Изящные очертания цветов, бабочек…

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889 Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.

М. Келехсаев. «с. Нар, родина Коста » М. Келехсаев. «Кубистический натюрморт» С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой» М. Келехсаев. «Изобилие»

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: ж ивотных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья». Творческая работа

Домашнее задание: Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Литература: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса. Москва. Просвещение. 2008. 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы. Изд. «Титул». 2000. 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека. Методическое пособие для 6 класа.

Тестовые задания: Укажите какие из изображений являются геометрическим фигурами:

2. Укажите какие из изображений являются геометрическим телами:

3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое – это а) форма; б) конструкция. 4. Чем передается в рисунке форма предметов: а) линиями и светотенью; б) анализом формы предметов.

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....