Трофимова        03.12.2021   

Вопрос: Предмет гигиены и экологии человека. Учебное пособие для преподавателей и студентов Терминология и структура дисциплины

Е.Л. ИГАЙ

Гигиена и Экология человека

(курс лекций)

Учебное пособие для преподавателей и студентов

образовательных учреждений среднего профессионального

образования, обучающихся в медицинских техникумах и колледжах

Минусинск, 2012 г.

Предисловие

Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека

Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека

Основы общей экологии

Экологические факторы и здоровье населения

Раздел 2 Гигиена окружающей среды

Атмосферный воздух и его физические свойства

Химический состав воздушной среды и его гигиеническое значение

Экологическое значение воды

Гигиеническое значение воды

Экологическое значение почвы

Гигиеническое значение почвы

Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания

Питание и здоровье человека. Значение основных пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма. Роль витаминов и минеральных веществ. Основы рационального питания. Режим питания

Санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов. Пищевые отравления

Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание

Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Классификация основных форм трудовой деятельности

Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Гигиенические требования к оптимизации условий труда женщин и подростков. Производственный травматизм и меры борьбы с ним.

Гигиена труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях

Раздел 5. Урбоэкология, экологические и гигиенические проблемы жилища, лечебно-профилактических учреждений

Особенности формирования городской среды. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды населенных мест. Гигиенические требования к жилым помещениям.

Гигиенические требования к лечебно- профилактическим учреждениям

Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена

Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического воспитания

Основы личной гигиены здорового человека.

Раздел 7. Гигиена детей и подростков.

Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Школьная зрелость.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний. Знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья.

В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме.

Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», и 060109 «Сестринское дело. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека.

Тематика лекций объединена в 7 разделов.

В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека.

Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку.

Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений.

Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава.

Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений.

Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания.

В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений.

Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала.

В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.

Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело, и 060109 Сестринское дело . Предполагается, что преподаватель самостоятельно будет определять объем учебного материала, излагаемого во время теоретического занятия, взяв за основу лекционный материал данного сборника. В то же время материал, не включенный в содержание занятия, можно предложить студентам как основу для внеаудиторной самостоятельной работы, для которой рационально использовать дополнительную литературу из прилагаемого списка.

Раздел 1. ПРЕДМЕТ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема № 1: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И

ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

Терминология и структура дисциплины

    Роль экологии и гигиены в системе наук, изучающих природную среду.

    Задачи экологии и гигиены.

    Методы гигиенических исследований.

    Гигиеническое нормирование.

УМЕТЬ:

Использовать полученные знания в просветительской работе

    Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

    Основные исторические этапы развития экологии и гигиены.

    Основные законы гигиены.

    Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование.

    Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением.

      Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека , которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология , изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

Экология человека – это часть экологии – т. е. всей жизни на Земле. Если наука экология изучает способы жизни и выживания всех живых существ на Земле, то экология человека - изучает, как выжить человеку, особенно в эпоху перенаселения и увеличивающегося загрязнения Земли. Проблемой экологии человека является поиск методов нравственного и духовного воспитания человека, чтобы он осознал свое место в природе и не портил ее. Медицинская экология является составной частью экологии человека, изучающая экологические болезни человека.

Если для человека экология – это место проживания с ежесекундным общением с окружающими факторами –микроклиматом, воздухом, водой, пищей и др., с которыми организм ведет постоянное соприкосновение и борьбу за выживание, то гигиена – это инструмент, который изучает влияние условий жизни человека в экологической обстановке, как они влияют на его здоровье, работоспособность, продолжительность жизни, и на основании этого изучения разрабатывает рекомендации по снижению риска вредного влияния окружающей среды на здоровье.

Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических норм и правил. Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил. Но в жизни «знаю и выполняю/но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов: экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Подготовка современного фельдшера, акушерки или медсестры в современных условиях немыслима без гигиенических знаний, которые тесно связаны с экологическим мировоззрением, профилактикой и клинической медициной. Гигиенические знания касаются вопросов питания, труда, устройства больниц, здорового образа жизни и т.д. Познав их, вы поймете, что на первом месте идут гигиенические рекомендации по формированию здорового образа жизни, а потом лекарства.

Поэтому медицинский работник в области гигиены и экологии человека должен знать :

    основные экологические факторы окружающей среды, действующие на человека в местах его проживания и труда;

    закономерности влияния этих факторов на здоровье человека;

    способы санитарно-гигиенической оценки экологических факторов, в окружении которых живет и трудится человек, чтобы предвидеть появление болезни и дать рекомендации как избежать или снизить риски для здоровья воздействий факторов;

    методику санитарно-просветительной работы и уметь проводить ее среди людей с учетом экологических факторов и соответствующих им санитарно-гигиеническим рекомендациям.

В процессе изучения гигиены вы узнаете, что у значительной части населения отсутствуют элементарные экологические знания, что и определяет развитие у конкретного человека развитие определенной болезни. Опираясь на знания анатомии, физиологии, биологии и других предметов, которые вы изучите в училище, вы получите знания (а желательно, и убеждения!), необходимые для вашей профилактической деятельности, которые помогут бороться с болезнями, давать рекомендации по формированию здорового образа и самим оставаться здоровыми и служить образцом для подражания.

      Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

В 1922 г. впервые в мире в СССР вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в СССР была одна из самых эффективных в мире.

Принятие новой Конституции Российской Федерации (1993) потребовало пересмотра и ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения В настоящее время основу санитарного законодательства как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). В настоящее время санитарное законодательство включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

В 2004 г. образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребнадзор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.

      Основные законы гигиены

Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».

«Отрицательные» законы:

    Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.

    Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.

    Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.

«Положительные» законы: ... Учебное пособие адресовано студентам преподавателям ... правил гигиены , ... лекции для ... школу с курсами для рабочих. ... воспитания, экология человека , ...

  • УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ ИСТОРИЯ

    Учебное пособие

    ... учебного пособия для студентов высших учебных ... Учебное пособие адресовано студентам вузов, осваивающим социально-педагогические профессии, а также преподавателям ... правил гигиены , ... лекции для ... школу с курсами для рабочих. ... воспитания, экология человека , ...

  • Перечень монографий учебников и учебных пособий выпущенных преподавателями за последние 5 лет

    Список учебников

    ... Учебное пособие для студентов II курса . Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. учебное пособие ... Профессионально-личностное становление преподавателя и студента : практико-ориентированная... Общее библиотековедение: курс лекций учебное пособие 6,0 100 2008 ...

  • В течение всей жизни человек находится под воздействием природных физических, химических и биологических факторов окружающей среды, а также различных загрязнителей. После аварии на Чернобыльской атомной электростанции большое внимание уделяется радиационному фактору.

    На человека оказывают влияние социальные факторы: тяжесть и напряженность труда, производственная среда, питание, условия быта, водоснабжения, отдыха и обучения. Кроме того, на него влияют факторы социально-экономического уклада: социально-правовое положение, материальная обеспеченность, уровень образования, культуры и др.

    Чаще всего факторы окружающей среды воздействуют на человека совместно. Совместное влияние факторов окружающей среды (констелляция) осуществляется в виде комбинированного (влияние нескольких факторов одной природы), сочетанного (влияние факторов разной природы) и комплексного (влияние факторов разными путями) воздействия. В результате взаимодействия между собой одни факторы могут усиливать или ослаблять действие других, суммироваться или оставаться индифферентными.

    В ответ на изменение состояния окружающей среды в организме человека осуществляется функциональная перестройка физиологических, биохимических и биофизических процессов, в результате которой происходит адаптация к новым условиям. Если интенсивность факторов окружающей среды для человека является оптимальной, то говорят о гигиеническом комфорте.

    Организм может адаптироваться к факторам, выходящим за границы нормы, или находиться в состоянии резистентности к какому-либо фактору. Некоторые функциональные нарушения, вызванные факторами среды, организм может компенсировать. Если защитных сил организма недостаточно для восстановления нарушенных функций, то развивается состояние декомпенсации, приводящее к болезням.

    Изучает закономерности влияния факторов атмосферного воздуха, воды и почвы на человека и население в целом и разрабатывает мероприятия по предупреждению неблагоприятного влияния факторов и загрязнителей окружающей среды на здоровье гигиена окружающей среды .

    Одной из проблем окружающей среды является ее загрязнение, под которым понимается привнесение новых, не характерных для нее компонентов, или превышение их естественного уровня.

    Различают источники загрязнения и загрязнители окружающей среды. К источникам загрязнения относятся промышленные предприятия, транспорт, хозяйственно-бытовые объекты, сельскохозяйственные предприятия и др. Загрязнители по происхождению бывают химической, физической и биологической природы.

    Различные загрязнители при комбинированном воздействии могут проявлять эффект суммирования, потенцирования, антагонизма. Взаимодействуя между собой, они могут нейтрализоваться, трансформироваться в более или менее токсические вещества.

    Загрязнение окружающей среды является фактором риска и оказывает неблагоприятное влияние на здоровье, что выражается в нарушении функций органов и систем, появлении острых и хронических отравлений, увеличении заболеваемости, развитии отдаленных последствий, задержке физического развития, ухудшении демографических показателей. Кроме того, ухудшаются и санитарные условия жизни.

    Для профилактики неблагоприятного влияния загрязнителей воздуха, воды и почвы на здоровье людей осуществляется охрана окружающей среды - система мероприятий, направленных на устранение отрицательного влияния человека в виде выбросов в воздух, сбросов в воду и отбросов в почву, содержащих новые агенты, или превышающие их естественный уровень. Она проводится по многим направлениям и включает выполнение законодательных, технологических, санитарно-технических, планировочных и организационных мероприятий.

    Особое значение имеют законодательные мероприятия, которые определяют ответственность различных организаций за охрану окружающей среды. В настоящее время при решении вопросов охраны среды руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом об охране окружающей среды. К группе законодательных мер относится разработка гигиенических нормативов, включающая установление предельно допустимых концентраций для химических и предельно допустимых доз и уровней для физических и биологических загрязнителей.

    Технологические мероприятия следует рассматривать в качестве основных при охране окружающей среды, так как они позволяют резко ограничить загрязнение. Это достигается за счет разработки и создания замкнутых технологических процессов, безотходных технологий и др.

    Планировочные мероприятия включают зонирование территории населенных мест, озеленение и др.

    Санитарно-технические мероприятия предусматривают очистку выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы и отбросов на почву с помощью очистных устройств.

    Организационные мероприятия заключаются в организации выбросов и сбросов в разное время суток, их ограничении, сменной работе технологического оборудования и др.

    Знание вопросов гигиены окружающей среды имеет важное значение для врача-стоматолога, который при выяснении этиологии болезни должен обращать внимание на факторы окружающей среды, загрязнители и источники загрязнения и давать рекомендации больным по профилактике вредного влияния факторов на здоровье и охране окружающей среды от загрязнения.

    С воздействием факторов окружающей среды связано развитие ряда экологических заболеваний, в частности, акродинии (отравление ртутью), болезни Минимата (интоксикация метилртутью), болезни Юшо (воздействие полихлорированных бифенилов), болезни итай-итай (кадмиевая остеомаляция), болезни Кешана (крайняя форма селенодефицита), экозависимой алопеции (влияние борфтористых соединений), хлоракне (диоксиновая интоксикация). Факторы среды оказывают также вредное влияние на репродуктивную функцию, способствуют развитию злокачественных новообразований и аллергических болезней.

    Кроме «классических» экологических заболеваний, внимание врачей привлекают экологически обусловленные заболевания, к которым относят «синдром множественной химической чувствительности» и другие.

    Роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения

    Гигиена - основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения. Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а так же разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Другой задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным воздействиям окружающей среды, на улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок.

    В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее - экологией человека, изучающей общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, его групп (популяций) и индивидуумов, влияние природной сферы на человека и группы людей.

    Комплексный раздел гигиенической науки - гигиена окружающей среды изучает общие закономерности взаимоотношений организма человека с факторами окружающей среды разной природы (физическими, химическими, биологическими), адаптационно-приспособительные процессы, механизмы взаимодействия организма с комплексом благоприятных и неблагоприятных факторов среды антропогенного происхождения, а также с комплексом социально обусловленных факторов. Медицина окружающей среды объединяет изучение и факторов среды, факторов организма, патогенных факторов, создает почву для взаимодействия представителей различных медицинских специальностей. Медицина окружающей среды - более емкий термин, чем гигиена окружающей среды, его содержание должно отражать и клинические аспекты заболеваний неблагоприятно воздействующими на него факторами, физиологические аспекты адаптации, характеризующие защитные, компенсаторные и приспособительные возможности организма.

    В настоящее время ученые обращают внимание на медленный прогресс в профилактике, диагностике и лечении заболеваний, в этиологии которых присутствует экологический компонент. Это связано не только с отсутствием или недостаточностью знаний о механизмах взаимодействия между организмом человека и факторами окружающей среды на молекулярном уровне или факторах, определяющих генетическую предрасположенность к тем или иным заболеваниям, но и существовавшим длительное время жестким нормативным подходом в практической гигиене, ставящим акцент на изучении факторов окружающей среды, а не здоровья человека и не на анализе зависимости между здоровьем и качеством среды.

    Выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружающей среды и возможными изменениями состояния здоровья человека является одной из задач гигиенической диагностики, ставящей своей целью установление зависимости между состоянием природной и социальной среды и здоровьем популяции или отдельного индивидуума. Последнее направление в гигиенической диагностике, т. е. установление этиологической связи между заболеванием и воздействием факторов окружающей среды, получило за рубежом название "клиническая экология".

    Одним из важнейших элементов методологии гигиенической диагностики является оценка риска неблагоприятных эффектов факторов окружающей среды для здоровья человека.

    Факторы, формирующие здоровье населения

    Среди факторов, формирующих здоровье населения, гигиеническая наука выделяет: наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания - гемофилию, дальтонизм, атаксию, альбинизм и др.); эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний - флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит и др.); природно-климатические (характерные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний - в условиях жаркого климата); эпидемиологические (региональные особенности местности, приводящие, в частности, к возникновению природно-очаговых инфекций - гепатит, холера и др.); профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний); социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие), психоэмоциональные (обусловленные воздействием на человека столь частых в последние годы экстремальных ситуаций) и экологические. Последние, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), формируют до 25 % патологии человека, а в отдельных странах и отдельных регионах этих стран процент экологически обусловленных заболеваний может быть и существенно выше. Неслучайно поэтому концепция «экологического риска» нашла отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. 3 7-ФЗ.

    Необходимо отметить, что заболевания так или иначе связанные с экологией, т. е. обусловленные определенными параметрами окружающей среды, могут быть представлены двумя группами. К первой относятся экологически обусловленные заболевания - заболевания человека, возникающие в результате воздействия экологической составляющей в качестве этнологии заболевания. К ним относятся эндемические заболевания; природно-очаговые инфекции; заболевания, обусловленные радиационным воздействием (лейкоз, злокачественные новообразования); острые и хронические отравления химическими выбросами в окружающую среду; злокачественные новообразования, обусловленные загрязнением окружающей среды канцерогенами; заболевания, обусловленные воздействием биологических факторов, в том числе лейкозы вирусного происхождения. Вторую группу составляют наиболее многочисленные экологически зависимые заболевания - заболевания неспецифического характера, возникающие на фоне существенно измененной внешней среды.

    При этом экологические причины выступают в качестве пусковых механизмов патогенетических механизмов. Это рост общей и детской заболеваемости; увеличение числа случаев отдельных нозологических форм, напрямую не связанных с экологическими факторами, но обусловленных снижением общей сопротивляемости организма под их воздействием; рост частоты патологии беременности; увеличение частоты нарушений внутриутробного развития плода и др.

    Окружающая среда и здоровье населения

    Приступая к рассмотрению вопросов влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, необходимо остановиться на понятии «здоровье». Согласно определению ВОЗ, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, как это распространено в общественном сознании. Частное значение здоровья, с точки зрения психофизиологии, может отражать уровень физической и умственной работоспособно при осуществлении различных видов труда.

    Величина утраты здоровья, выражающаяся в показателях заболеваемости и инвалидности, показывает нарушения, происходящие в структурах и функциях организма, а также изменение адаптивных возможностей. В медико-биологических исследованиях для оценки здоровья используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям физической и умственной работоспособности, а адаптационные резервы - по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов.

    Показатель болезненности или морбидности отражает распространенность заболеваний, которая определяется соотношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и деленного на численность населения. В целом этот показатель является собирательным из отрицательных показателей здоровья, которые в санитарной статистике наиболее часто рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья, особенно на популяционном уровне.

    Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояние здоровья. Изменения в состоянии здоровья населения, обусловленные воздействием факторов окружающей среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа.

    Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей. Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Природные элементы влияют своими физическими свойствами: гипобария, гипоксия; усиление ветрового режима; солнечной и ультрафиолетовой радиации; изменение ионизирующей радиации, электростатического напряжения воздуха и его ионизации; колебания электромагнитного и гравитационного полей; усиление жесткости климата с высотой и географическим положением, динамика осадков; частота и разнообразие стихийных явлений. Природные геохимические факторы оказывают влияние на человека аномалиями качественного и количественного соотношения микроэлементов в почве, воде, воздухе, а следовательно, уменьшением разнообразия и аномалиями соотношений химических элементов в сельскохозяйственных продуктах местного производства. Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических очагов болезней животного и растительного миров, а также в появлении новых аллергенов естественно-природного происхождения.

    По оценкам экспертов ВОЗ (2006), действие неблагоприятных факторов окружающей среды на заболеваемость населения составляет 24% всего бремени болезней в мире, а среди детей в возрасте до 5 лет достигает 33%. Особую актуальность эта проблема приобретает для урбанизированных территорий. При этом, если доля городского населения за последние 200 лет увеличилась примерно в 6 раз и в настоящее время почти половина населения земного шара - это жители городов, то в Российской Федерации она превысила 70%.

    В связи с этим все более интенсивное развитие получает научное направление «экология человека >> - фундаментальная методологическая область науки по изучению на популяционном уровне основных биологических закономерностей и механизмов взаимодействия окружающей среды и человека с широким использованием в исследованиях биомониторинга различных показателей, характеризующих взаимодействие биологической системы с факторами физической, химической или биологической природы.

    Важными и новыми разделами в оценке здоровья населения являются: разработка методологии неинвазивной диагностики состояния здоровья, изучение индивидуальной чувствительности человека к неблагоприятному действию факторов среды (составление генетического паспорта), включение социально-психологического блока оценки качества жизни, создание региональных стандартов различных показателей здоровья с учетом возрастных, этнических и других особенностей.

    Дальнейшее развитие получило научное направление «гигиена окружающей среды» - прикладная область науки по разработке и внедрению государственной системы первичной профилактики с целью предупреждения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье настоящего и будущих поколений людей. Особо актуально гигиеническое нормирование огромного количества (от 50 до 90% в различных средах - воздух, вода, почва, жилище и др.) вновь выявляемых физических, биологических и, особенно, химических агентов, для которых еще не установлены гигиенические нормативы. Они необходимы для разработки технических регламентов, внедрения современных профилактических, технологических разработок по улучшению экологического состояния окружающей среды, совершенствованию научных основ оценки и анализа риска для здоровья с целью принятия соответствующих управленческих решений.

    Все большее признание получает новое научное направление «медицина окружающей среды» - специальная область медицинской науки по разработке методов диагностики и лечения заболеваний, вызванных или опосредованных воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, а также восстановление (реабилитация) здоровья населения с экологически обусловленной патологией.

    Сформулированы основные принципы диагностики (донозоло- гическая, расчетно-аналитические способы оценки риска и ущерба здоровью, прогноз возможности полной или частичной реабилитации) и лечения экологически обусловленных заболеваний (выделение причинных экологических факторов, оценка функциональных резервов организма, индивидуализация лечения).

    По указанным разделам гигиенической науки сформулированы приоритетные перспективные направления дальнейших научных исследований и практической деятельности с целью как улучшения экологической ситуации в целом, так и сохранения и укрепления здоровья населения.

    В течение всей своей жизни человек постоянно испытывает на себе воздействие разнообразных факторов окружающей среды. Действие это постоянное, но меняющееся по интенсивности и длительности воздействия. По своей природе факторы окружающей среды подразделяются на химические, физические, биологические и социальные.

    Химические элементы, или соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, могут быть природного или антропогенного происхождения. В определенных количествах химические вещества природного происхождения (кислород, водород, макро- и микроэлементы и др.) являются биологически необходимыми. Они входят в состав тканей организма человека, снижение или повышение их содержания в окружающей среде далеко не безразлично для здоровья человека. Нарастающее антропогенное рассеивание химических веществ в биосфере меняет не только химический состав воздуха, почвы, воды, но и растений и животных.

    Следующей группой факторов являются физические факторы окружающей среды, солнечная радиация, атмосферное давление, температура, влажность, подвижность воздуха, ионизирующее излучение, вибрация, шум и др. По воздействию на организм выделяют семь классов физических факторов: механические, тепловые, оптические, электрические, магнитные, электромагнитные, ионизирующие.

    Биологические факторы. В окружающей среде содержатся патогенные микроорганизмы, гельминты, дрожжеподобные грибы и т.д.; биологически активные вещества (антибиотики, аминокислоты, белки). В определенных условиях биологические факторы могут явиться причиной инфекционных и аллергических заболеваний, пищевых отравлений и т.д.

    Социальные факторы окружающей среды. Поскольку сущность человека социальна, перечень этих факторов огромен. Это все виды взаимодействия людей в обществе: трудовые, учебные, семейные, межличностные и др. Эти факторы оказывают выраженное влияние на здоровье человека.

    Важнейшей теоретической основой экологии человека является учение об адаптации. Адаптация - это постоянно развивающиеся в пространстве и во времени процессы приспособления, обеспечивающие формирование и сохранение целесообразных взаимоотношений человека и окружающей его среды обитания. Механизмы адаптации делятся на социальные и биологические.

    Социальные механизмы адаптации представляют собой коллективные усилия людей, направленные на защиту или изоляцию человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Сюда же относятся изменения среды в желаемом для человека направлении. Например, защита человека с помощью одежды, благоустроенного жилья, питания, средств медицины - так называемая броня цивилизации.

    Биологические механизмы адаптации:

    • ? морфологические изменения - в процессе адаптации растет масса мембранных структур клетки и тем самым увеличивается энергообеспечение клетки;
    • ? физиологические изменения - появляются и закрепляются новые функциональные возможности человека, которые помогают ему приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды и выжить в процессе естественного отбора;
    • ? поведенческие изменения способствуют формированию более адекватного образа жизни человека в ответ на действие окружающей среды.

    Состояние адаптированности организма выражается понятиями - напряжение, резистентность или стабильность, утомление и болезнь. В соответствии с этим выделяют три фазы адаптации:

    • ? фаза «тревоги» - аварийная фаза содержит в себе призыв к мобилизации защитных сил организма в ответ на внешнее воздействие;
    • ? фаза резистентности, или стабильности функций. Она характеризуется наличием динамической устойчивости между состоянием функциональных систем организма и окружающей средой. Она универсальна для разных раздражителей;
    • ? фаза истощения. Она не обязательна и возникает лишь тогда, когда организм не в состоянии компенсировать очень сильное или длительное неблагоприятное воздействие любых факторов окружающей среды.

    По отношению к адаптационным системам организма человека окружающая среда может быть:

    здоровая, или комфортная - когда воздействие не превышает адаптационные возможности человека;

    нездоровая, или дискомфортная - воздействие среды превышает адаптационные возможности и развиваются предпатологические или патологические состояния;

    абсолютно экстремальная - невозможны взаимоотношения человека и среды без специальных систем жизнеобеспечения (космос, глубоководное погружение).

    Интегральным показателем качества окружающей среды является здоровье человека. Академик В.П. Казначеев постоянно подчеркивает мысль, что в современной экологической обстановке «дальнейшее увеличение капитальных вложений в медицину не приводит к снижению заболеваемости. Строительство больниц, увеличение числа коек, числа врачей, диспансеризация населения без одновременного улучшения среды обитания не обеспечивает человеку сохранение и тем более укрепление здоровья».

    Установлена зависимость между определенными факторами окружающей среды и неинфекционными заболеваниями. Из антропогенных факторов большее воздействие на распространенность инфаркта миокарда оказывает высокий уровень шума, гипертонической болезни - уровень шума и загрязнения атмосферного воздуха, бронхиальной астмы - высокая плотность населения и уровень загрязнения атмосферного воздуха.

    В заболеваемости населения раком органов дыхания ведущую роль играет загрязнение атмосферного воздуха и высокая плотность населения, в заболеваемости раком органов пищеварения и брюшной полости, кроме названных причин, играет роль недостаток магния в окружающей среде, в распространении злокачественных новообразований мочевого пузыря - избыточная общая минерализация и высокое содержание кальция в воде.

    Во всех случаях действие совокупности негативных факторов, в которую входят антропогенные и природно-климатические факторы, оказывает более выраженный эффект, чем отдельные факторы. Поэтому необходимо исключить возможность наслоения одного вредного фактора на другой.

    Из физических факторов наиболее отрицательное влияние на здоровье оказывает шум. Высокий уровень шума в городской среде способствует повышению заболеваемости населения гипертонической болезнью, гастритом, язвенной болезнью желудка, болезнями обмена веществ, психозами, неврозами и др.

    Отечественные гигиенисты первыми в мире обосновали научную концепцию управления качеством окружающей среды на основе системного подхода с учетом последних научных достижений технического прогресса, включая как природные, так и антропогенные факторы окружающей среды. В системе «человек - окружающая среда» основным приоритетом является состояние здоровья населения.

    Конечной целью является достижение такого качества окружающей среды при минимальных финансовых и других затратах на природоохранные мероприятия, которое гарантировало бы сохранение и упрочнение здоровья населения.

    Основные задачи гигиенической науки и практики:

    • ? выявление и изучение факторов риска окружающей среды, а также изучение механизмов взаимодействия их с организмом человека;
    • ? гигиеническое регламентирование или нормирование факторов окружающей среды;
    • ? научное обоснование и разработка оздоровительных мероприятий.

    Анализ факторов риска окружающей среды можно провести на примере выявления источников химического загрязнения окружающей среды. Изучаются технологические процессы с целью установления места и условий образования того или иного химического выброса, анализируется его количественный и качественный состав, определяются условия, способствующие его образованию. После того как изучен состав выброса, оценивают степень его опасности для окружающей среды и здоровья населения. С этой целью изучается содержание химических веществ в воде, воздухе, почве на разных расстояниях от источника и при разных условиях, т.е. определяют зону загрязнения. Поскольку интегральным показателем качества окружающей среды является здоровье населения, то одновременно изучают показатели состояния здоровья (демография, физическое развитие, заболеваемость и продолжительность жизни).

    Чтобы дать гигиеническую оценку качества окружающей среды, необходимо иметь гигиенические критерии этого качества. Решая задачу регламентирования, или нормирования, факторов окружающей среды, устанавливают природу фактора и механизм действия на организм человека, определяют границы негативного и положительного влияния. Гигиенический норматив гарантирует сохранение здоровья в широком смысле этого слова, включая генетическое и репродуктивное здоровье как отдельного человека, так и всей человеческой популяции в целом. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды составляет теоретический фундамент гигиенической науки и имеет огромное практическое значение, поскольку является основой разработки оздоровительных мероприятий.

    Современная гигиеническая наука и практика при обосновании профилактических мероприятий исходят из представления о первичной роли факторов окружающей среды в этиологии заболеваний, поэтому и существует понятие о первичной гигиенической профилактике заболеваний.

    Цель первичной гигиенической профилактики: обеспечить сбалансированность взаимоотношений «среда - человек» и таким образом исключить неадекватное, превышающее физиологические адаптационные возможности человека, отрицательное влияние того или иного или, чаще всего, нескольких факторов окружающей среды. Если неблагоприятное влияние фактора не удается полностью исключить, то необходимо снизить его до величины гигиенического норматива.

    Технологические реабилитационные мероприятия представляют собой такие изменения технологических процессов, когда процесс становится экологически чистым, ресурсосберегающим, малоотходным или безотходным, с многократным повторным или оборотным использованием сточных вод, с заменой высокотоксичного сырья менее токсичным, с заменой открытых технологических процессов закрытыми, прерывистых - непрерывными, с широким использованием автоматизированных линий, вычислительной техники и роботизации.

    В основе санитарно-технических реабилитационных мероприятий лежит разработка новых, более совершенных методов очистки сточных вод и атмосферных выбросов, которые имеют высокую не только техническую, но и гигиеническую эффективность.

    Градостроительные и планировочные мероприятия предусматривают правильное взаимное расположение селитебной и производственной зон с учетом местной розы ветров, организацию и благоустройство санитарно-загцитных зон и зон санитарной охраны, рекреационных зон отдыха населения, решение транспортных и жилищных проблем, борьбу с шумом, озеленение, благоустройство городов и т.д.

    Часто мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды, при высокой технической эффективности не дают ожидаемого гигиенического эффекта. После их проведения содержание вредных веществ в окружающей среде не уменьшается или снижение бывает недостаточное, без достижения гигиенических нормативов. Поэтому очень важно своевременно дать гигиеническую оценку этим фактам, разработать дополнительные оздоровительные мероприятия или заменить их более эффективными.

    Гигиенисты должны принимать участие совместно с другими специалистами в разработке приборов и автоматизированных систем для осуществления мониторинга качества окружающей среды. Это очень большой спектр средств контроля среды, включающий использование космических кораблей, орбитальных станций и спутников Земли.

    Такие автоматизированные системы мониторинга качества окружающей среды включают в себя многочисленную сеть датчиков, средства связи и интерпретации данных, дают возможность эффективно управлять качеством окружающей среды не только в национальных, но и в системах глобального слежения. Они позволяют давать научные прогнозы природных и антропогенных изменений качества окружающей среды и на основании этого разрабатывать рекомендации к развитию отдельных территориально-производственных или экономических комплексов, всей национальной экономики.

    Особую актуальность приобретает гигиеническое прогнозирование, т.е. прогноз влияния предполагаемых изменений в окружающей среде на здоровье населения в будущем. Целенаправленно влияя на факто 1

    ры, роль которых наиболее значима, можно не допустить дальнейшего изменения окружающей среды в неблагоприятном для здоровья населения направлении и, наоборот, можно усилить влияние положительных факторов. Современные успехи применения прогнозирования в экономике и социологии, достижения информатики и вычислительной техники позволяют составлять реальные гигиенические прогнозы.

    Гигиеническая наука и практика вносят большой вклад в разработку природоохранного законодательства в стране. При их участии и по их инициативе приняты такие основополагающие документы, как Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», Экологическая доктрина Российской Федерации и целый ряд других законопроектов и нормативно-методических документов.

    Гигиена как наука. Гигиена и экология .

    Гигиена – основная профилактическая дисциплина медицины, наука о здоровье и факторах, его моделирующих. Изучает факторы, формирующие и влияющие на здоровье, ответные реакции на факторы организменного, популяционного уровня. Цель: разработать правила, которые обеспечат здоровье человека и населения в целом.

    Экология – наука об основных закономерностях, о взаимодействии живых систем и окружающей среды. Изучает функции, развитие, устойчивость биосферы в целом и отдельных экосистем.

    Основной научный метод в гигиене и экологии – системный подход, когда единица изучения (организм, популяция) воспринимаются как совокупность элементов, как единое целое.

    Основные характеристики этих систем:

    · Саморегулирующиеся

    · Высоко упорядоченные

    · В стационарном неравновесном состоянии

    Все живые системы любого уровня организации являются термодинамически открытыми (и живые, и абиотические), функционируют по общим законам. Понимание этого позволяет сформировать представление об особенностях взаимодействия человека с окружающей средой, формирование здоровья и т. д.

    Единство человека и окружающей среды сформулированное Сеченовым, Павловым, динамическое равновесие является научной основой гигиены. Единство проявляется в том, что все живое состоит из тех же химических элементов. Человек, как любой биовид, перерабатывает эти элементы в своих функциях: питание, дыхание, размножение – поэтому человек является субъединицей системы. Единство так же в том, что человек состоит из одинаковых первичных морфофункциональных блоков (мембраны, синтез АТФ). Любой химический элемент возвращается в окружающую среду и может снова стать биогеном для других организмов. Все элементы могут функционировать только по закономерностям, которые допускает система с более высоким уровнем организации. Изменения проявляются на любом другом уровне, но чем дальше, тем менее заметны.

    Один из законов функционирования саморегулирующихся систем – это принцип Ле-Шателье – Брауна: при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабляется.

    Общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на живые системы:

    Условие, влияющее на процесс – фактор.

    Экологический фактор – любой, который действует в экосистеме.

    Гигиенический фактор – любой, который характеризует взаимодействие организма и среды.

    В гигиене факторы:

    1. физические.

    2. химические.

    3. биологические.

    4. социальные.

    Любой по отношению к организму вызывает ответную реакцию и характер ее общебиологический.

    Кривая Куражковского выражает характер ответа:

    Доза фактора


    Ответ не линейный, так как проявляется способность системы отвечать на этот фактор на каждом уровне своей организованности. На один и тот же уровень ответа может быть получен на разную интенсивность действия одного и того же фактора. В одном случае ответ «+», в другом «-».

    Для каждого фактора есть свой диапазон выносливости, который лежит между точками, когда ответа система не дает. Есть положительный диапазон у любого фактора, когда ответ соответствует оптимальному состоянию системы – устойчивости состояния здоровья.

    Проявление лимитирующего действия фактора может быть сглажено, если фактор действует в комплексе сдругим, однако полной замены фактора не будет.

    Симметричность кривой – это ее идеальный теоретический ход, встречается при медленном, равномерном, незначительном увеличении интенсивности. Импульсное воздействие изменяет ход кривой, и могут быть ответы. Особенно вариабелен ход кривой в правой части, здесь могут быть такие варианты ответа, как установление нового устойчивого состояния (здоровье) на более высокую интенсивность воздействия.

    Понимание характера закономерности ответа помогает понять многие проблемы взаимодействия среды и организма, например, очевидно, что у любого фактора есть количество, на который по принципу Ле-Шателье – Брауна система отвечает совершенствованием механизмов устойчивости (адаптацией). У любого фактора есть количество, когда состояние устойчивости попросту невозможно. У любого фактора есть диапазон, когда на небольшую прибавку дозы система отвечает скачком (по принципу «скачка»), поэтому при прогнозе следует учитывать исходный уровень воздействия фактора.

    Если ответ в зоне оптимума – рассматривается как состояние устойчивое, следовательно, выяснение параметров – основная задача, стоящая перед гигиеническим и экологическим нормированием.

    Проблемы:

    Гигиеническая норма – диапазон интенсивного воздействия фактора, количество вредного вещества, количество биогенов, обеспечивающих при неопределенно длительном их воздействии отсутствие неблагоприятных сдвигов в организме.

    Любой норматив относителен.

    Норма устанавливается в зоне оптимума, но не в крайних ее точках. Крайняя правая – порог в результате действия, после которого различные варианты ответа.

    Чем не благоприятнее фактор, тем больше сдвиг нормы в левую часть зоны оптимума. При разработке нормы применяется коэффициент закала. При установке нормативов проводят эксперименты на животных для получения значений порога, летальных доз. Экстраполяция данных тоже вносит относительность. Относительность заключается и в том, что при воздействии нормируемого фактора в медленных нарастающих количествах система переходит в новое устойчивое состояние.

    Гигиенические и экологические нормативы имеют ценность как точки отсчета, как критерии, позволяющие оценивать интенсивность воздействия антропогенных нагрузок на человека, на биосферу в целом.

    Гигиенический мониторинг – входит в систему охраны здоровья человека, его содержание: наблюдение за состоянием, загрязнением окружающей среды , эффективностью мероприятий, за состоянием здоровья населения по демографическим показателям.

    Экологический мониторинг – наблюдение за состоянием экосистем, за абиотическими факторами, видовым разнообразием, возрастным составом, численностью и т. д.

    Мониторинг – это системный подход в изучении взаимодействия живой и абиотической среды, он решает задачи: наблюдение за окружающей средой, выяснение ответных реакций, воздействия на окружающую среду (оздоровительное), оценка эффективности этих мероприятий, без уточнения конкретных механизмов устойчивости, вырабатываются и применяются механизмы устойчивости.