Шпаргалки        28.09.2021   

Сообщение про охрану природы кратко. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность

Введение

1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

2. Экологический кризис - реальная угроза человечеству

3. Природоохранная деятельность в России

4. Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Заключение

Литература

Введение

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности —рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

В данной работе будут раскрыты такие понятия как: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность»; проанализированы причины возникновения экологического кризиса и рассмотрены пути его решения, непосредственно будет освещен такой вопрос как Главный закон об охране природы в России, а также принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

принцип охрана природа экология безопасность

1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

Охрана природы - совокупность государственных и общеобразовательных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны — охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды — представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. В новом природоохранном Федеральном законе (2002) используется термин «охрана окружающей среды», при этом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающей среды. В последние годы часто используется также термин «защита окружающей природной среды», который близок другому понятию — «охрана биосферы» т.е. системе мероприятий, направленных на устранение негативного антропогенного или стихийного влияния на взаимосвязанные блоки биосферы, на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием — общественно-производственной деятельностью, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование означает комплексное, научно обоснованное, экологически безопасное и неистощительное использование природных богатств, с максимально возможным сохранением природно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды, сопровождается нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

На современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие «экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций, их последствий.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение животного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такой экзистенции (существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):

Предел антропотолерантности — устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, вредному влиянию пестицидов;

Предел стохетолерантности — устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров;

Предел гомеостаза — способности к саморегуляции;

Предел потенциальной регенеративности, т.е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов для достижения экологически сбалансированного природопользования. Нерациональное природопользование и конечном счете ведет к экологическому кризису.

2. Экологический кризис - реальная угроза человечеству

Экологический кризис — это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности сохранения потенциального гомеостаза, т.е. способности саморегуляции экосистем, в условиях антропогенного воздействия серьезно подорваны.

Группа американских ученых — Д.Х. Медоуз, Д.Л. Ме-доуз, И. Рэндерс, В. Беренс, а также представители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленное производство, загрязнение окружающей среды, невозобновляемые природные ресурсы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020— 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляет ныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.

Современной экологической наукой доказано, что биота сама способна регулировать и стабилизировать окружающую среду. Реагируя на внешние возмущения сильными обратными связями (что аналогично действию принципа Ла Шателье—Брауна в термодинамике), биота возвращает окружающую природную среду к прежнему состоянию Однако такая реакция биоты возможна только до определенного предела.

В случае превышения хозяйственной или несущей емкости биосферы, биота, как утверждают В.И. Данилов-Данильян и К.С. Лосев (2000), сама становится «источником загрязнения». Сохраняющаяся естественная часть продолжает компенсировать возмущение, однако подобной компенсации уже недостаточно для возвращения прежнего состояния природной среды.

При этом необходимо учитывать, что деградация окружающей природной среды и ее последствия — лишь одна сторона проявления экологического кризиса, другой стороной (социальной) является кризис государственных общественных структур, не способных обеспечить экологическую безопасность общества (Петров, 1995).

Выход из глобального экологического кризиса — важнейшая научная и практическая проблема современности. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, малоотходные технологии и т. д.), не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995), на путях устойчивого развития, комплексного подхода к решению природоохранных проблем. Общий принцип охраны окружающей среды (Реймерс, 1994): глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, и, следствие из него,— другой принцип: «экологичное--экономично». Это требует от человечества более полного использования природно - ресурсного потенциала, и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами природопользования. Еще одно важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы атмосферный воздух, воды, почву и др. охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные системы биосферы. Лишь при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, животных, растений и т.д.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

Рациональное и неистощительное природопользование;

Сохранение биологического разнообразия;

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

Приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и комплексов;

Соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей Среды и др.

Важнейший природоохранный принцип, отраженный в Федеральном законе, — научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, — отвечает духу международной Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), где был взят курс на сохранение окружающей природной среды «наряду, вместе» с экономическим ростом.

Анализ экологической и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений выхода России из экологического кризиса (рис. 1). При этом необходим комплексный подход: одновременное использование всех направлений:

Первое направление — экологизация технологии: создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств и др.

Второе направление — развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды;

Третье направление — административно-правовое: применение мер административной и юридической ответственности за экологические правонарушения;

Четвертое направление — зколого-просветителъское: гармонизация экологического мышления, отказ от потребительского отношения к природе;

Пятое направление — международно-правовое: гармонизация экологических международных отношений. Определенные шаги по выходу из экологического кризиса по всем указанным выше пяти направлениям в России уже предпринимаются. Однако впереди всем нам предстоит пройти самые трудные и ответственные участки пути.

3. Природоохранная деятельность в России

В нашей стране в разные периоды прилагались определенные усилия по охране природы. Законы по защите окружающей среды в СССР были приняты в 70—80-х годах XX в..

В 1991 г. принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Прежде всего он определяет принципы охраны

Окружающей среды:приоритет охраны жизни и здоровья человека,

Сочетание экономических и экологических интересов,

Рациональное использование природных ресурсов, гласность и

Открытость экологической информации и др.

Закон устанавливает права граждан в сфере охраны окружающей среды, основные правовые институты охраны природы, особо охраняемые природные территории, зоны чрезвычайной экологической обстановки, а также требования к различным видам деятельности, основы экологического контроля и образования, виды экологических правонарушений и ответственность за них. Закон содержит свод правил ее охраны в условиях хозяйственного развития и является, таким образом, Экологическим кодексом России. Задачи этого закона можно разделить три части:

Охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

Предупреждение вредного воздействия хозяйственной и их деятельности;

Оздоровление окружающей среды и улучшение ее качеств

Ведущим принципом, направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических и экономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научно обоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природной среды — предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического и т.д.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного и электромагнитного воздействия, шума, вибрации, нормы вредных остаточных веществ в продуктах питания и т.п. Чтобы обеспечить выполнение нормативов качества окружающей природной среды, закон формирует экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несут ответственность за их неисполнение. Запрещается финансировать и реализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченного строительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля. Без их подписи объект не принимается. Закон устанавливает наложение крупного штрафа на членов приемочных комиссий за прием к эксплуатации объектов с нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотребление служебным положением.

Впервые в нашем законодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Реальными гарантиями этого права являются нормативы предельно допустимых вредных воздействий, система экологического контроля за их исполнением и ответственность за невыполнение. Закреплено право граждан и общественных экологических движений предоставлять экологическую информацию, участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводить митинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы с заявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Сумма причиненного вреда взыскивается с причинителя, а если установить его невозможно, то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е. в данном случае государство отвечает перед гражданином. В состав экономического механизма охраны окружающей среды закон включает две категории факторов: позитивные и негативные. Их цель — обеспечить экономический интерес природопользователя к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивные факторы создают прямые экономические стимулы к охране природы и обеспечивают финансирование, кредитование льготы, уменьшенное налогообложение при внедрении экологи чески чистых технологий. Негативные факторы влияют на экономический интерес через изъятие части дохода в качестве платы пользование природными ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Различают два вида платежей за пользование природными ресурсами: один — за изъятие, потребление природного вещества второй — за сброс, выброс, размещение отходов производства в природной среде. Система экономического стимулирования дополняется в законе мерами административно-правового воздействия. К таким мерам закон относит экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пре сечения вредной деятельности, ответственности за экологические правонарушения. Экологический контроль представлен в трех фор мах: системой мониторинга окружающей среды, государственным контролем, производственным и общественным контролем.

Важную роль приобретают отраженные в законе принцип международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, поскольку задачи экологического возрождения трансграничны и полноценно могут быть решены лишь усилиями всего мирового сообщества. Россия подписала ряд международных соглашений об охране окружающей среды. В последние годы в стране наблюдается усиление влияния местных органов власти и природоохранительных органов на работу промышленности.

В Москве, например, запрещено применять этилированный бензин. Московский комитет по охране природы с 1989 г. ввел кругло суточное дежурство экологической скорой помощи (тел. 952-72-881 задача которой оперативно реагировать на сообщения о загрязнении воздуха, воды или почвы. Более 150 экологически вредных пред приятии Москвы либо останавливались, либо были закрыты.

4. Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Задачами международного сотрудничества в области природоохранной деятельности являются решения проблем соотношения правового регулирования экономики разных стран, воздействия человеческого общества на окружающую среду в целом и взаимовлияния экологии, права и экономики, а также вопросы организации рационального природопользования с применением рыночных рычагов воздействия и приведения экологических стандарте разных стран к единообразию.

Обмен между государствами включает в себя большой комплекс экологически значимых товаров — добывание, продажа транспортировка и вывоз охотничьих, в том числе пушных, трофеев, экспонатов и коллекций редких животных и растений; пере качка нефти, производимых из нее продуктов, газа, иного углеводородного сырья; экспорт лесоматериалов; импорт продовольствия; ввоз технологий, промышленной продукции, химических веществ, а также радиоактивных отходов для переработки. Между народные стандарты качества распространяются и на услуги эко логического характера — сертификацию лесной и иной экологической продукции, внедрение экологического аудита, добровольное и обязательное страхование экологических рисков, иные формы экологического предпринимательства. Кроме этого, в сферу взаимодейетвия стран в области экологии входят стихийные перемещения природных объектов и транснациональные загрязнения.

Управление и контроль на глобальном региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды на основе общепризнанных критериев и параметров являются международными принципами, которые принимаются большинством государств, а это подразумевает заключение не только межрегиональных и двусторонних, но и многосторонних международных соглашений по вопросам охраны окружающей среды при организации и осуществлении природопользования.

Соглашения условно можно классифицировать по тематике, дающей представление об уровне и масштабах глобализации, о на правлениях международного экологического сотрудничества:

Вопросы создания международных экологических организаций (всего 40) (Всемирная метеорологическая организация (1950 г.) Международный фонд по компенсациям за причиненный загрязнениями нефтью ущерб (1994 г.));

Охрана отдельных природных ресурсов (39) — охрана все мирного культурного и природного наследия (1972 г.), международная торговля видами дикой фауны и флоры находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния (1979 г.), сохранение биологического разнообразия (1992 г.); охрана ресурсов Мирового океана: о регулировании размеров ячеек рыболовных сетей и пределов размеров рыб (1953 г.), о рыболовстве в водах Черного моря (1959 г.), в Северо-Западной Атлантике (1978 г.), Балтийского моря (1973 г.), Средиземного моря (1976 и 1980 гг, о предотвращении загрязнений сбросами с судов (1973, 1988 и 1992 гг);

Вопросы радиационной безопасности (13) —о защите трудящихся от ионизирующей радиации (1960 г.), о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.) и др.

Международными соглашениями охватывается решение проблем, связанных с использованием транспортных средств (16), Антарктики (5), космоса (4), военным использованием и уничтожением неядерного оружия массового поражения (4).

Глобальный характер экологии приводит к созданию глобальных наднациональных экологических органов управления — международные органы по охране китов, морских котиков, белых медведей и других исчезающих видов животных, а также растений. Координация деятельности государств по установлению квот нефте- и газодобычи и минимальных цен на углеводородное сырье осуществляется ОПЕК. Проводится обмен технологиями в области использования энергии солнца, ветра, морских приливов; согласование мер поиска, обработки, транспортировки, охраны и продажи алмазов, платины, палладия, золота и других драгоценных металлов; формирование системы ограничений вредных выбросов в атмосферу, наблюдения за выбросами, взимания платы за излишки загрязнений, допущенные после 1990 г. и подписания Киотского протокола. Сформирован в рамках стран единой Европы Европейский экологический арбитражный суд, европейская экологическая комиссия и другие органы экологического взаимодействия.

Документом глобального партнерства между государствами, который имеет своей целью заключение международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,- является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро на всемирной конференции «Окружающая среда и развитие» (Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 г.). Здесь же были приняты заявление о принципах защиты и управления всеми видами лесов; конвенция о биологическом разнообразии; конвенция об изменении климата.

Для развития информационного сотрудничества в области гармонизации измерений, согласованного сбора и обмена экологической информацией на международном уровне и интеграции в международные системы мониторинга создаются сети национальных центров информации о состоянии окружающей среды Глобального экологического мониторинга Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), учитывая и соблюдая международные стандарты.

Заключение

Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле — будь то человек или микроорганизм — совершенствовать наш общий дом — биосферу. Задача человека разумного, заключается в том, чтобы не подрывать естественные основы своего существования, не мешать прогрессивным процессам в биосфере, растрачивая на это все возрастающее количество энергии, а постараться разобраться в законах и правилах, движущих этими процессами, и согласовать с ними свои цели и действия.

Литература

1. Андреева Т.А. - Экология в вопросах и ответах: учебное пособие. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 148 с.

2. Аспиз М.Е. - Энциклопедический словарь юного биолога - М.: Педагогика, 1986. - 352 с.: ил.

3. Батуев А.С. - Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с.: ил.

4. Володин В.А. - Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. - М.: Аванта+, 2001. - 448 с.: ил.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. - Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

6. Хотунцев Ю.Л. - Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

Государственное управление охраной природной среды осуществляют не только органы общего управления, но и специализированные природоохранные органы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Органы общего управления осуществляют природоохранную деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. Специализированные природоохранные органы решают задачи только в сфере взаимодействия общества и природы.

Поскольку компетенция этих органов по специальным вопросам охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми или надведомственными органами.

Федеральные органы общего управления: Президент России, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, осуществляет следующую природоохранную деятельность: определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; организует систему центральных органов исполнительной власти России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области охраны природной среды; гарантирует соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны природной среды.

Государственная дума РФ. Законодательную власть в области охраны природы преимущественно осуществляет Государственная дума РФ, в состав которой входят Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. При Комитете по экологии создан Высший экологический совет, задачами которого являются проведение экспертно-аналитических работ по разработке экологических прогнозов; консультативная помощь и экологическая экспертиза законопроектов, указов и постановлений, вносимых на рассмотрение Госдумы РФ, и экологоэкономическая экспертиза крупных природопреобразующих проектов; подготовка материалов для международных договоров и других документов по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Отдел природопользования и защиты окружающей среды при Правительстве Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства Российской Федерации, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела относятся и международные проблемы, связанные с размещением и развитием производительных сил; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий в целях принятия обоснованных правительственных решений и т.д.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в области охраны природы, обеспечивая проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, управляя федеральной собственностью на природные ресурсы, проводя меры по обеспечению законности и соблюдению экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации:

    координирует природоохранную деятельность министерств, ведомств и других организаций на территории РФ;

    обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, обеспечивает население необходимой экологической информацией;

    осуществляет руководство внешними связями РФ в области охраны природы;

    организует подготовку и распространение ежегодного доклада о состоянии природной среды в России, систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

    принимает решения о прекращении деятельности организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

    устанавливает порядок: образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Специализированные природоохранные органы

Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология — основные исполнительные государственные органы, претворяющие в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль рационального использования и охраны недр.

Госкомэкология РФ — Государственный комитет РФ по охране природной среды — это надведомственный природоохранный орган. Он и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами России в области охраны природной среды. В пределах своей компетенции они координируют деятельность органов, осуществляющих природоохранные функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов РФ, Роскомвода, Рослесхоза, Госгидромета, Роскомрыболовства, Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.

Госгортехнадзор РФ — Федеральный горный и промышленный надзор России. Он осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и организует надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет горный надзор в целях обеспечения законодательства России по безопасному ведению работ всеми пользователями недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Госгидромет РФ — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она несет ответственность за организацию и деятельность системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Госкомсанэпиднадзор РФ — Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России. Он осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные, контрольные и разрешительные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России: санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

Госатомнадзор РФ — Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Он контролирует соблюдение норм охраны природной среды и радиационной безопасности на предприятиях, использующих радиоактивные материалы.

Ряд задач по охране природы возложен на министерства и комитеты.

Минсельхозпрод РФ — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России и Роскомзем РФ — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ осуществляют контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных.

Роскомвод РФ — Комитет РФ по водному хозяйству, ведет управление водными ресурсами, контроль разумного их использования и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

Рослесхоз РФ — Федеральная служба лесного хозяйства России контролирует работу по рациональному использованию лесных ресурсов, разрабатывает и реализует государственную программу лесовосстановления, осуществляет комплекс мер по улучшению противопожарной защиты лесов.

Роскомрыболовство РФ — Комитет по рыболовству осуществляет охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и заиления водоемов.

Минздравмедпром РФ — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России ведет надзор за санитарным состоянием природной среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию — постоянно действующий орган, осуществляющий координацию деятельности центральных органов исполнительной федеральной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, а также по рациональному природопользованию. Ее возглавляет заместитель председателя Правительства РФ.

Госкомэкологии регионов — государственные комитеты регионов по охране природной среды — основные звенья в системе Госкомэкологии России. Это главные центры области (республики, края), анализирующие и координирующие природоохранную работу в регионе. Они имеют в своем составе следующие основные подразделения: экономического регулирования природопользования; экологической экспертизы, организации государственного экологического контроля; организации ведения кадастров; аналитические лаборатории.

В городах и районах создаются самостоятельные городские и районные комитеты по охране природы, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с Госкомэкологией региона. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции экологического контроля в нескольких районах. Руководитель Госкомэкологии региона возглавляет Координационный экологический Совет, который координирует деятельность всех природоохранных и других контролирующих органов региона.

Органы местного самоуправления в области охраны природной среды решают задачи: владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения санитарного благополучия населения; регулирования планировки и застройки, благоустройства и озеленения территории; контроля использования земель на территории муниципального образования, их экологической охраны.

Общественные природоохранные организации

Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.

ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения. Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.

ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.

ФНПР — Федерация независимых профсоюзов России

ФНПР активно участвует в работе по законодательному закреплению прав профсоюзов в области охраны природной среды, постоянно контролирует и оказывает помощь предприятиям и организациям в выполнении обязательств, включенных в раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ.

Экологические и природоохранные общественные объединения в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» имеют следующие права:

    разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

    требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны;

    создавать общественные фонды по охране природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

    проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

    организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

    требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

    ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

Богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, историческое, социальное и государственное значение.

Мероприятия по охране природы

Мероприятия, связанные с охраной природы, можно разделить на следующие группы:

Мероприятия по охране природы могут осуществляться в международном масштабе, общегосударственном масштабе или в пределах отдельного региона .

Первой в мире мерой по охране свободно живущих в природе животных стало решение об охране серн и сурков в Татрах , принятое в 1868 году земским сеймом во Львове и австро-венгерскими властями по инициативе польских естествоиспытателей М. Новицкого , Э. Яноты и Л. Зейснера .

Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и, вследствие этого, угроза существованию на Земле живых организмов (в том числе человека) потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. Среди таких мер - очистка окружающей среды, упорядочение использования химикатов, прекращение производства ядохимикатов, восстановление земель, а также создание заповедников. В Красную книгу занесены редкие растения и животные.

В России природоохранные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве.

В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (например, в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озёрах). В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде .

Охрана природы на государственном уровне в РФ

В июне 2016 года было объявлено о создании Региональной природоохранной прокуратуры на Дальнем Востоке, которая будет осуществлять надзор на территориях Приамурья, Приморья и Хабаровского края. Аналогичная структура по Волжского региону была создана в 1990 году, куда вошли Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Осташковская, Тверская и Череповецкая межрайонные природоохранные прокуратуры .

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.

Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. Знания о природе вообще, особенностей минералов, отдельных растений, повадок и образа жизни животных, взаимосвязей в природе передавались из поколения в поколение в виде примет, преданий. От этих знаний и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека.

Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, моллюсков, яйца птиц, бездумно охотиться на животных, дать огню костра перекинуться на окружающий лес или степь, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства - окружающей природы и отдельных её компонентов. Так возникли священные рощи, служившие источником расселения и восстановления растений, священные животные, деревья, камни, ручьи, лежбища животных, места нереста рыб, гнездования птиц.

Из поколения в поколение передавалось «табу» - запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов - «Русской правде».

Постепенно у людей накапливались знания о законах природы. Вместе с тем увеличивалось количество различной продукции, изготовляемой руками людей. Чтобы получать её еще больше, человек использовал новые и новые природные ресурсы. Это привело к большим изменениям в окружающей среде, иногда таким, которые уже нельзя было исправить. Тогда люди во многих странах начали понимать, что необходимо организовать охрану природы, используя самые последние достижения науки, техники, привлекая государственную власть, принимая международные меры. В 1913 г. состоялся I Международный съезд по охране природы.

Но особенно серьезно эта проблема встала перед человечеством в середине нашего века, когда явственно обнаружились изменения, которые вносит хозяйственная деятельность человека в природу планеты. Ныне охрана природы - одна из важнейших задач, которую должны решить люди. И если она будет решена, это станет таким же большим достижением, как создание атомного горючего, выход человека в околоземное пространство, разгадка способа передачи наследственных признаков у живых организмов. От решения проблемы охраны природы зависит будущее всего человечества, возможность дальнейшего развития промышленности, техники, сельского хозяйства и др.

Первыми выступили в защиту природы биологи, так как растения и животные в первую очередь реагируют на изменения, происходящие в результате деятельности людей. Затем обратили внимание и на то, как стали меняться почвы, рельеф, весь ландшафт, воздух, вода, геологические месторождения. Выяснилось, что для того, чтобы сохранить природную среду для всех живущих на Земле и их потомков, нужно бережно относиться к любым природным ресурсам. Планировать их потребление с учетом пользы, которую можно получить не только сейчас, но и в будущем, когда, вооруженные более совершенными знаниями, люди смогут извлечь из них максимальную выгоду, сведя до минимума отходы.

Такое плановое, правильное использование ресурсов природы с учетом её охраны возможно только в странах, ставших на путь социалистического развития, при плановом социалистическом ведении хозяйства, учитывающем настоящие и будущие интересы всего населения, а не отдельных лиц или семей.

Ресурсы природы надо беречь и очень важно использовать их без потерь. Это значит дочиста вырабатывать в шахтах каждый штрек, чтобы там не оставалось ни одного килограмма руды, угля, сланца и других ископаемых, не допускать сжигания в факелах природного газа, бесполезного фонтанирования нефти и артезианской воды из скважин, не оставлять на лесосеках древесных отходов. При переработке сырья нужно стремиться к сокращению отходов древесины, металла, кожи, искать способы использования отходов. Правильное, экономное использование тепла, электроэнергии, воды, пищевых отходов, металлолома, макулатуры позволяет сохранять многие природные источники для будущего.

Загрязнение воздуха и воды, уничтожение зеленых насаждений и лесов, порча окружающего ландшафта, выбрасывание где попало мусора, излишний шум разрушают природную среду, губительно действуют на все живое, в том числе и на человеческий организм. Нарушение протекающих в природе естественных процессов - источник многих болезней людей. Следовательно, охрана природы - это охрана здоровья человека, от этого зависит увеличение продолжительности его жизни и работоспособности.

Вот и получается, что в наше время охрана природы - сложный комплекс государственных, общественных и международных мероприятий, способствующих организации правильного природопользования, охране природных ресурсов, их восстановлению и приумножению в интересах всех живущих и будущих поколений людей.

В нашей любой развитой стране охране природы уделяется огромное внимание, принимаются основы земельного, водного, лесного законодательства, основы законодательства о недрах, законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. Принимаются законы об охране природы.

Охрана природы - одна из главных обязанностей каждого гражданина любой страны, об этом говорится в Конституциях многих стран.

Помните, от того, как будете относиться к природе вы, ваши друзья и близкие, зависит здоровье, жизнь и благосостояние вас самих и всех людей нашей великой Родины.

Что бы вы ни делали: сажаете деревья в поселке, помогаете лесникам учитывать и ограждать муравейники, развешиваете искусственные дуплянки для птиц; спасаете мальков из высыхающих водоемов; боретесь с теми, кто ломает кусты и деревья, ходит по газонам, собирает охапками цветы, занимается браконьерством; составляете почвенную карту полей; проводите химический анализ взятых почвенных проб; собираете макулатуру, металлолом или другое вторичное сырье - все это вклад в охрану природы нашей страны.

В настоящее время в мире функционирует более нескольких сотен различных международных организаций – межправительственных и неправительственных, занимающихся вопросами экологии. Наиболее авторитетная из них – Организация Объединенных Наций (ООН). Одно из важнейших направлений ее деятельности – сотрудничество в области охраны природы. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей среды, которые отражены, в частности, в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972) и во Всемирной хартии природы

При ООН функционируют следующие специализированные учреждения – международные межправительственные организации по охране окружающей среды.

ЮНЕП (UNEP – United Nations Environment Programme)– ПрограммаООНпоокружающейсреде. Действует с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Основные направления деятельности ЮНЕП: здоровье человека, санитария окружающей среды; охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; образование, профессиональная подготовка; торговля, экономика, технологии.

ЮНЕСКО (UNESCO – UnitedNationsEducational, ScientificandCulturalOrganization)Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Существует с 1946 г. Создана с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничеству государств в области просвещения, науки и образования.Занимается организацией исследования окружающей среды и ее ресурсов, осуществляет руководство экологическими программами, в которых занято более 100 государств. Наиболее известной является долгосрочная межправительственная программа «Человек и биосфера». В сферу деятельности ЮНЕСКО также входят учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию, оказание помощи в развитии экологического образования и подготовке специалистовэкологов.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.Создана в 1946 г. Занимается проблемами гигиены окружающей среды, борьбы с загрязнением атмосферного воздуха. Направления деятельности ВОЗ: санитарноэпидемиологический мониторинг окружающей среды, анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества.

ФАО (FAO – Food and Agriculture Organization of the United Nations) – Всемирнаяорганизацияпродовольствия. Образована в 1945 г.Занимается вопросами продовольственной безопасности отдельных стран и всего мира. Направления деятельности ФАО: рациональное использование природных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, лесов, биологических ресурсов Мирового океана.

ВМО – Всемирная метеорологическая организация. Действует с 1951 г. Занимается анализом климатических изменений, связанных с загрязнением окружающей среды, изучением процесса переноса загрязняющих веществ в биосфере. ВМО функционирует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). В свою очередь, в рамках ГСМОС реализуются программы по мониторингу состояния атмосферы, трансграничному загрязнению воздуха, здоровью человека, состоянию Мирового океана, сохранению возобновляемых ресурсов суши.

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии. У чреждено в 1957 г. Функционирует под эгидой ООН, но не является ее специализированным учреждением.Осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». Основные направления деятельности МАГАТЭ: разработка правил строительства и эксплуатации АЭС, проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС, оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду, установка норм радиационной безопасности.

К числу наиболее известных неправительственных международных организаций относятся следующие.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Создан в 1948г.Содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную Красную книгу (10 томов). Цели МСОП: реализация региональных программ охраны природной среды; сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; экологическое просвещение.

Всемирный фонд охраны дикой природы – самая многочисленная частная международная экологическая организация. Создана в 1961 г. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям. В природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн долларов США.

Римский клуб международная неправительственная организация. Создана в 1968 г. Основная форма его деятельности – организация крупномасштабных исследований по широкому кругу проблем, преимущественно в социально-экономической области, включая такие, как истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, народонаселение, рост экономики.

Гринпис – независимая общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды. Создана в Канаде в 1971 г. Имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей среды; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России, где его официальное представительство действует с 1992 г.