Точные науки        10.02.2024   

Курсовая работа: Адаптация как процесс и результат приспособления индивида к среде. Адаптация социальная Активного приспособления индивида к условиям

  1. адаптация - орф. адаптация, -и (приспосабливание) Орфографический словарь Лопатина
  2. Адаптация - (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с тем любая А. есть и результат, т. Большая советская энциклопедия
  3. адаптация - Приспособление организма, популяции или биологического вида к условиям окружающей среды. Включает морфологические, физиологические, поведенческие и др. изменения (или их совокупность), обеспечивающие выживание в данных условиях. Биология. Современная энциклопедия
  4. Адаптация - (лат. adaptatio – приспособление). В биологии – приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде, к меняющимся условиям функционирования. Толковый словарь психиатрических терминов
  5. адаптация - (лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание). Приспособление текста для недостаточно подготовленных читателей (например, “облегчение” текста литературно-художественного произведения для начинающих изучать иностранные языки). Словарь лингвистических терминов Розенталя
  6. АДАПТАЦИЯ - АДАПТАЦИЯ (от средневекового лат. adaptatio - приспособление) - в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. Большой энциклопедический словарь
  7. АДАПТАЦИЯ - АДАПТАЦИЯ - англ. adaptation; нем. Adaptation. 1. Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. 2. В теории... Социологический словарь
  8. адаптация - -и, ж. 1. биол. Приспособление организмов, органов чувств к окружающим условиям. Адаптация глаза. 2. пед. Приспособление (облегчение) текста для начинающих изучать иностранные языки. [От лат. adaptatio - приспособление] Малый академический словарь
  9. адаптация - АДАПТАЦИЯ -и; ж. [от лат. adaptāre - приспосабливать]. Спец. 1. Процесс привыкания, приспособления органов чувств и организма в целом к новым, изменившимся условиям существования. Период адаптации. Пройти адаптацию. Физиологическая, социальная а. Толковый словарь Кузнецова
  10. адаптация - АДАПТАЦИЯ (от ср.-век. лат. adaptalio - приспособление, прилаживание), любая морфофизиол., поведенческая, популяционная и др. особенность, обеспечивающая возможность специфич. образа жизни организмов данного вида в определ. условиях. Различают общие... Сельскохозяйственный словарь
  11. адаптация - Адапт/а́ци/я [й/а] (приспосабливание). Морфемно-орфографический словарь
  12. Адаптация - (от лат. adaptare приспособлять) - приспособление строения и функций организма к условиям среды (процесс и результат этого процесса). Обычно понимается как наследственно закрепленное приспособление, чем отличается от акклиматизации. Физическая антропология
  13. Адаптация - I Адаптация (лат. adaptatio приспособление: синоним: приспособление, приспособительные реакции) развитие новых биологических свойств у организма, популяции, вида, биоценоза... Медицинская энциклопедия
  14. адаптация - адаптация I ж. Упрощение текста для малоподготовленного читателя, для начинающих изучать иностранный язык. II ж. Приспособление организмов или их отдельных органов к изменившимся условиям существования. Толковый словарь Ефремовой
  15. АДАПТАЦИЯ - АДАПТАЦИЯ (позднелат. adaptatio - приспособление, прилаживание) - термин первоначально использовался в биологической науке для обозначения процесса приспособления строения и функций организмов (популяций... Новейший философский словарь
  16. адаптация - Адаптация, адаптации, адаптации, адаптаций, адаптации, адаптациям, адаптацию, адаптации, адаптацией, адаптациею, адаптациями, адаптации, адаптациях Грамматический словарь Зализняка
  17. Адаптация - Приспособление организма к определенным условиям среды за счет комплекса признаков - морфологических, физиологических, поведенческих. В результате... Экологические термины и определения
  18. АДАПТАЦИЯ - АДАПТАЦИЯ, приспособление живого организма к его окружению. Животные и растения адаптируются к изменениям среды путем варьирования строения тела, способов воспроизводства или организации своих сообществ. Научно-технический словарь
  19. адаптация - (от ср.-век. лат. adaptatio - приспособление) - приспособление действующих внутригосударственных правовых норм к новым международным обязательствам государства без каких-либо изменений в его законодательстве. Большой юридический словарь
  20. адаптация - АДАПТАЦИЯ, и, ж. 1. Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. 2. Упрощение текста для малоподготовленных читателей. | прил. адаптивный, ая, ое (к 1 знач.) и адаптационный, ая, ое. Адаптивная система автоматического управления (перен. Толковый словарь Ожегова
  21. адаптация - АДАПТАЦИЯ (от позднелат. adaptatio - приспособление) эволюционная, приспособление организмов к меняющимся условиям внешней среды посредством приобретения свойств, обеспечивающих их выживание и размножение в этих условиях. Механизм возникновения... Ветеринарный энциклопедический словарь
  22. - 1. Социолингв.: Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной среды: социальной, этнической, культурной, языковой – зачастую при смене места проживания Как следствие... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  23. адаптация - АДАПТАЦИЯ и, ж. adaptation f. <�лат. adaptatio приспособление. 1. Упрощение текста для начинающих изучать иностранный язык. БАС-2. "Блоха" в Париже до следующего сезона - в состоянии анабиоза. Словарь галлицизмов русского языка
  24. АДАПТАЦИЯ - АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptio – приспособление) – процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается приспособленность системы (т.е. поддержание ее основных параметров) при изменении условий внешней и внутренней среды, напр. Новая философская энциклопедия
  25. адаптация - (позднелат. adaptatio - приспособление, прилаживание, от лат. adapto - прилаживаю), совокупность морфофизиол., поведенческих, популяционных и др. особенностей данного биол. вида, обеспечивающая возможность специфич. образа жизни в определ. условиях внеш. Биологический энциклопедический словарь
  26. адаптация - Сложные физиол. и биохим. процессы, обеспечивающие приспособление организма к условиям внешней среды (или отдельным ее факторам–рН, температуре и др.). Микробиология. Словарь терминов
  27. адаптация - АДАПТАЦИЯ - совокупность реакций растений, поддерживающих их приспособление к изменившимся условиям существования от кратковременных ответных реакций до генетических изменений, закрепленных естественным отбором... Ботаника. Словарь терминов
  28. адаптация - Адаптации, ж. [латин. adaptatio]. 1. Приспосабление строения и функций организмов к условиям существования. 2. Совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма (или его органа) к изменению окружающих условий. Световая адаптация глаза. Большой словарь иностранных слов
  29. АДАПТАЦИЯ - (от лат. adaptatio - приспособление) приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни. Экономический словарь терминов
  30. Адаптация - Процесс в истории развития индоевропейских языков, допускаемый немецким ученым А. Людвигом, по мнению которого первоначально суффиксы не имели никакого определенного значения, но только демонстративный характер. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  31. адаптация - АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio - приспособление) - форма освоения организмами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. В процессе... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  32. адаптация - АДАПТАЦИЯ Приспособление, привыкание организма человека к новым условиям жизни – к новым географическим и климатическим условиям. За время адаптации (не менее трех дней в начале похода) организм туриста может приспособиться к изменившейся среде. Словарь спортивных терминов
  33. Адаптация - (от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание) В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Педагогический терминологический словарь
  34. адаптация - 1. Прием для создания соответствий путем изменения описываемой ситуации с целью достижения одинакового воздействия на рецептора. Толковый переводоведческий словарь
  35. Адаптация - Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной социальной, этнической, культурной и языковой среды, обычно при смене места проживания. Словарь социолингвистических терминов
  36. адаптация - сущ., кол-во синонимов: 8 бизнес-адаптация 1 врабатывание 1 коадаптация 2 привыкание 10 приспособление 101 реадаптация 2 упрощение 14 эмбриоадаптация 1 Словарь синонимов русского языка

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности и социальной группы. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой окружающей среды; целей, ценностей, ориентаций личности со способностью их реализации в к

онкретной социальной среде.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит. Социальная адаптация в этом контексте может рассматриваться как показатель степени вовлеченности личности в этот процесс.

Социально-психологические механизмы социализации, по определению Р.С.Немова, - "способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми" . В качестве основных источников социализации человека, несущих в себе необходимый опыт, выступают общественные объединения (партии, классы, группы и т.д.), члены его собственной семьи, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Социальность - это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»).

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Социализация человека разворачивается по конкретным условиям жизнедеятельности индивида.

Этот процесс охватывает все аспекты приобщения личности к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в общественной жизни.

Успешной социализации способствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. В процесс исторической практики, индивид проявляет свою социальную сущность, формирует социальные качества, приобретает личного жизненного опыта. Объективно, формируя и развивая собственное «Я», человек не может существовать без общения и деятельности. Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. В деятельности человек выражает себя как общественный индивид, проявляет личностные смыслы, самостоятельность, инициативу, творчество и профессионализм, усваивает новые виды проявления собственной активности. В сфере общения происходит углубленное понимание себя и других участников коммуникативного процесса, обогащение содержания взаимодействия и восприятие людьми друг друга. Сфера самосознания предполагает становление «Я» индивида, осмысления своего социального статуса, освоение социальных ролей, формирование социальной позиции, моральной ориентации человека.

Важным аспектом социализации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной социализации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией).

Показателями низкой социализации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение.

Успешность социализации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.

Социализация включает в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию . Существуют и психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, стыд, чувство вины, раскаяние .

Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельности , т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, т.к. общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я» .

В многочисленных экспериментальных исследованиях установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Понятие "адаптация" (от лат. приспособление) используется в настоящее время во многих областях познания? биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике и др. По существу изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим, перспективным подходом в комплексном изучении человека.

В литературе адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова.

В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» . В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией.

Адаптация в узком, социально-психологическом, значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой, чаще всего - производственной или студенческой. То есть процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами.

Особенности изучения адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду - сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек .

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются механизмы взаимодействия личности со средой.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Социализация, в свою очередь, обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальная адаптация - это:

Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;

Результат этого процесса .

Социальная адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

· адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

· адекватная система отношений и общения с окружающими;

· способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

· изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других .

В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социальной адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Адаптация социальная - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т. д.), а также форм и способов предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ либо семейных обязанностей).

А.Г. Ковалев различает две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее (в т. ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т. д.). Показатель низкой социальной адаптации - перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т. д.) либо отклоняющееся поведение .

Как считает И. А. Георгиева, в основе развития механизмов социальной адаптации, её сущности, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности неотделим от всех видов преобразований индивидов и проходит в трёх основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность. .

Социальная деятельность - ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие составляющие его виды, как общение, игра, учение, труд, осуществляющие полноценную включённость, активное приспособление индивида в социальную среду. Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет закономерные этапы:

Нужда индивида,

Потребности,

Мотивы принятия решения,

Реализация и подведение итогов,

Социальное общение - важнейший механизм социальной адаптации человека, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами.

Социальное самосознание личности - механизм социальной адаптации личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

По мнению И. А. Георгиевой, существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как:

1. Когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и т.д.

2. Эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.

3. Практический (поведенческий), предлагающий определённую направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство .

В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает её к определённому выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Исследования Г. Д. Волкова и Н. Б. Оконской показывают, что процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трёх уровнях:

1. Общества (макросреда) - этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества.

2. Социальная группа (микросреда) - изучение этого процесса поможет вычленить причины, несовпадение интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.).

3. Индивидуальная (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и её самооценки с позиции других индивидуумов .

Анализ литературы показал, что единая классификация социальной адаптации отсутствует. Это объясняется тем, что человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов:

Производственная и профессиональная адаптация;

Бытовая (решает различные аспекты в формировании определённых навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности);

Досуговая (предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенствования);

Политическая и экономическая;

Адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и прочие);

К природе и др.

Как считают Г. Д. Волков, Н. Б. Оконская все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает:

Управленческую,

Экономическую,

Педагогическую,

Психологическую,

Профессиональную,

Производственную адаптацию .

Рассмотрим подробнее перечисленные виды социальной адаптации.

Управленческая (организационная) адаптация . Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Экономическая адаптация ? это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация ? это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Психологическая адаптация . В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.

Профессиональная адаптация ? это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Производственная адаптация ? трудовая активность, инициатива, компетентность и самостоятельность, совершенствуются профессиональные качества.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Существуют механизмы социальной адаптации личности, процесс формирования которых неотделим от всех видов преобразований индивидов, таких как: деятельность, общение и самосознание. В сущности механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности.

В данном разделе курсовой работы рассмотрены виды и структура социальной адаптации. Делая вывод, можно сказать, что нет единой классификации структуры социальной адаптации. Объясняется отсутствие единой классификации видов социальной адаптации тем, что человек - личность, входящая в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме.

адаптации и дезадаптации личности

Социальная адаптация - это интегративный показатель со­стояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

Адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

Адекватная система отношений и общения с окружаю­щими; способность к труду, обучению, к организации до­суга и отдыха;

Изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с

ролевыми ожиданиями других (Психологический сло­варь. М., 1997. С. 13).

Социальная адаптация как механизм социализации личности

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и со­циализации. Процессы социализации и социальной адапта­ции тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся лич­ности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат актив­ного воспроизведения индивидом социального опыта, осу­ществляемого в общении и деятельности. Понятие социали­зации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействи­ем общества, институтов и агентов социализации. В процес­се социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, восприни­мающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обще­ством; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и ста­новление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализа­ции.

Социальная адаптация - это:

а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;

б) результат этого процесса.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации является сбли­жение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвое­ние им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только при­способление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окру­жение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации сформи­руются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в об­ществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Представления о социальной адаптации в различных психологических школах

Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления 3. Фрейда, заложившего основы теории адаптации, о структуре психической сферы лично­сти, в которой выделяются три инстанции: инстинкты Ид, система иитериоризованной морали Суперэго и рациональные познавательные процессы Эго. Содержание Ид почти целиком бессозна­тельно; оно включает как психические формы, которые никогда не были сознательными, так и материал, ока­завшийся неприемлемым для сознания. «Забытый» ма­териал продолжает обладать силой действия, которая вышла из-под сознательного контроля. Эго развивается из Ид; эта структура находится в контакте с внешней ре­альностью и контролирует и модулирует импульсы Ид. Суперэго развивается из Эго. Независимо от побужде­ний Ид и независимо от Эго Суперэго оценивает, огра­ничивает, запрещает и судит сознательную деятельность. Социальная среда рассматривается как изначально враждебная личности и ее стремлениям, и социальная Зигмунд Фрейд адаптация трактуется как процесс установления гомеостатического равновесия между личностью и требова­ниями внешнего окружения (среды). На восстановле­ние приемлемого уровня динамического равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует не­удовольствие, расходуется энергия, возникающая в Ид. Эго реалистически обращается с основными побужде­ниями Ид и является посредником между силами, дей­ствующими в Ид и Суперэго, и требованиями внешней реальности. Суперэго действует как моральный тор­моз или противовес практическим заботам Эго и уста­навливает границы подвижности Эго.

Эго испытывает тревожность, которая развивается в ситуации угрозы (реальной или воображаемой), при этом угроза слишком велика, чтобы ее игнорировать или справиться с ней. Фрейд указывает основные прототипические ситуации, порождающие тревожность:

1. Потеря желаемого объекта (например, ребенок, лишенный родителей, близко­го друга или любимого зверька).

2. Потеря любви (потеря любви и невозможность завоевать вновь любовь или одобрение кого-то, кто много для вас значит).

3. Потеря личности (себя) - потеря «лица», публичное осмеяние.

4. Потеря любви к себе (Суперэго порицает действия или черты характера, что кончается чувством вины или ненавистью к себе).

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в ви­де обобщенной формулы: конфликт-тревога-защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санк­ционированные обществом объекты (3. Фрейд), а также как результат стремле­ния личности компенсировать и сверхкомпенсиро1зать свою неполноценность (А. Адлер).

Подход Э. Эриксона отличается от основной психоаналитической линии и пред­полагает наличие также и позитивного выхода из ситуации противоречия и эмо­циональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие-тревога-защитные реакции индивида и среды-гармони­ческое равновесие или конфликт.

Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабаты­вал немецкий психоаналитик Г. Гартман.

Г. Гартман признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созре­вания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многие другие могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обо­значения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказыва­ет воздействие на сферу психических конфликтов.

Адаптация, согласно Г. Гартману, включает как процессы, связанные с кон­фликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от кон­фликтов сферу Я.

Современные психоаналитики вслед за 3. Фрейдом выделяют две разновидно­сти адаптации:

1) аллопластическая адаптация, которая осуществляется за счет изменений во внешнем мире, совершаемых человеком для приведения его в соответствие со своими потребностями;

2) аутопластическая адаптация, которая обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), помогающих ей приспосабливается ксреде.

Эти две собственно психические разновидности адаптации дополняются еще одной: поиск индивидом благоприятной для него среды.

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критику­ет понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положе­ние об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть про­цесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно опи­сать формулой: конфликт-фрустрация-акт приспособления.

В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуали­зирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т. е. к самоактуализации образует основу для развития и человека, и общества.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных про­блем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность по­ведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являют­ся аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направ­лении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.

По К. Роджерсу, неконструктивные реакции - это про­явление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойствен­ны вообще всем здоровым людям.

Выделяются два уровня адаптированности: адапта­ция и дезадаптация. Адаптация наступает при достиже­нии оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных ре­акций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.

Процесс адаптации в когнитивной психологии лично­сти можно представить формулой: конфликт-угроза-реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с ин­формацией, противоречащей имеющимся у нее установ­кам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьше­ния когнитивного диссонанса. Предпринимаются:

Попытки опровергнуть поступившую информацию;

Смена собственных установок, изменение картины мира;

Поиск дополнительной информации с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.

В зарубежной психологии значительное распространение получилонеобихе­виористское определение адаптации. Авторы этого направления дают следующее определение социальной адаптации.

Социальная адаптация - это:

Состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой - полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

Процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается.

Таким образом, социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменении (физических, социально-экономических или организационных) в по­ведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений - улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий па связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида, причем речь не идет о личностных изменениях в ходе адаптации индивида. Между тем в этом опре­делении можно отметить следующие позитивные моменты:

а) признание адаптивного характера модификации поведения через учение, ме­ханизмы которого (научение, обучение, заучивание) являются одними из важ­нейших механизмов приобретения адаптивных механизмов личности;

б) использование термина «социальная адаптация» для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. При этом речь идет лишь о конфликтах с внешней средой и игнорируются внутренние

конфликты личности.

Интеракционистская концепция адаптации дает определение эффективной адаптации личности как адаптации, при достижения которой личность удовлетво­ряет минимальным требованиям и ожиданиям общества. С возрастом все более сложными становятся те ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Ожидается, что личность должна перейти от состояния полной зависи­мости не только к независимости, но и к принятию ответственности за благополу­чие других. В интеракционистском направлении адаптированным считается чело­век не только усвоивший, принявший и осуществляющий социальные нормы, но и принимающий на себя ответственность, ставящий и достигающий целей. Со­гласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воз­действия среды:

1) Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встре­чается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Например, учебная деятельность, установление дружеских отношений, создание семьи и т. п. Та­кую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности.

2) Гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя на­правление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стрем­лений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием реше­ний, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Представители интеракционистского направления разделяют понятия «адап­тация» и «приспособление». Т. Шибутани считал, что каждую личность можно охарактеризовать комбинацией приемов, которые позволяют ей справляться с за­труднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. Таким образом, адаптация относится к хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами (в отличие от приспособления, которое заключается в том, что организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций).

Такое понимание адаптации содержит идею активности личности, представле­ние о творческом,целеустремленном и преобразующем характере ее социальной активности.

Итак, независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как ак­тивный субъект этого процесса.

О. И. Зотова и И. К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правиль­ным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремле­ний личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоле­ние», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».

В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:

Тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социаль­ную среду;

Тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценност­ных ориентации группы.

Как отмечает А. А. Реан, существует еще и третий тип адаптационного процес­са, являющийся наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Это вероятностно-комбинированный тип, основанный на ис­пользовании обоих вышеназванных типов. При выборе того или иного варианта личность оценивает вероятность успешной адаптации при разных типах адапта­ционной стратегии. При этом оцениваются: а) требования социальной среды - их сила, степень ограничения целей личности, степень дестабилизирующего влия­ния и т. п.; б) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.

Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптирован-ности личности: полная адаптированность и дезадаптация.

А. Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптивности:

Степень интеграции личности с макро- и микросредой;

Степень реализации внутриличностного потенциала;

Эмоциональное самочувствие.

А. А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает пси­хоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовле­творенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие ре­ального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дез­адаптация по внешнему критерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация - это адаптация как по внешнему, так и по внутреннему критерию.

Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, ре­гулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социаль­ной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и ак­тивно самоопределяется.

Дезадаптация личности

В концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье (совокупность адаптаци­онных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный ха­рактер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия) конфликт рассматривается как следствие несоот­ветствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной сре­ды. В результате этого конфликта происходит актуализация состояния личност­ной тревоги, что, в свою очередь, включает защитные реакции, действующие на бессознательном уровне (реагируя на тревогу и нарушение внутреннего гомеостаза, Эго мобилизует личностные ресурсы).

Таким образом, степень адаптированности личности при данном подходе опре­деляется характером ее эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделя­ются два уровня адаптации: адаптированность (отсутствие у личности тревоги) и неадаптированность (ее наличие).

Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка «степеней свободы» адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования - адаптационного барье­ра. У адаптационного барьера две основы - биологическая и социальная. В со­стоянии психического напряжения происходит приближение барьера адаптиро­ванного психического реагирования к индивидуальной критической величине. При этом человек использует все резервные возможности и может осуществлять особенно сложную деятельность, предвидя и контролируя свои поступки и не ис­пытывая тревоги, страха и растерянности, препятствующих адекватному поведе­нию. Длительное, и особенно резкое, напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляет­ся в преневротических состояниях, выражающихся лишь в отдельных, наиболее легких нарушениях (повышенная чувствительность к обычным раздражителям, незначительная тревожная напряженность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, бессонница и др.). Они не вызывают измене­ний целенаправленности поведения человека и адекватности его аффекта, носят временный и парциальный характер.

Если же давление на барьер психической адаптации усиливается и все его резервные возможности оказываются исчерпанными, то происходит надрыв барь­ера - функциональная деятельность в целом хотя и продолжает определяться прежними «нормальными» показателями, однако нарушенная целостность ослаб­ляет возможности психической активности, а значит, сужаются рамки приспособительной адаптированной психической деятельности и появляются качественно и количественно новые формы приспособительных и защитных реакций. В част­ности, наблюдаются неорганизованное и одновременное использование многих «степеней свободы» действия, что ведет к сокращению границ адекватного и целе­направленного поведения человека, т. е. невротическим расстройствам.

Симптомы расстройства адаптации не обязательно начинаются сразуи не ис­чезают немедленно после прекращения стресса.

Реакции адаптации могут протекать: 1) с депрессивным настроением; 2) с тре­вожным настроением; 3) со смешанными эмоциональными чертами; 4) с наруше­нием поведения; 5) с нарушением работы или учебы; 6) с аутизмом (без наличия депрессии и тревоги); 7) с физическими жалобами; 8) как атипичные реакции на стресс.

Расстройства адаптации включают в себя следующие моменты: а) нарушение в профессиональной деятельности (включая школьное обучение), в обычной соци­альной жизни или во взаимоотношениях с другими; б) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс.

Стратегии социальной адаптации

Процесс социальной адаптации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стратегий социальной адаптации. Понятие «стратегия» в об­щем смысле можно определить как направляющий, организующий способ веде­ния действий, поведения, рассчитанных на достижение не случайных, сиюминут­ных, а значимых, определяющих целей.

Стратегия социальной адаптации как способ гармонизации индивида со сре­дой, способ приведения в соответствие его потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации и требований окружения должна рассматриваться в кон­тексте жизненных целей и жизненного пути человека. В связи с этим необходимо рассмотреть такой спектр понятий, как «образ жизни», «история жизни», «карти­на жизни», «жизненный план», «жизненный путь», «стратегия жизни», «стиль жизни», «жизненный сценарий».

В. А. Ядов отмечает, что социально-психологический анализ образа жизни призван выявить механизмы саморегуляции субъекта, связанные с его отношени­ем к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизненными ориентациями, а также с его отношением к социальным нормам.

К. А. Абульханова-Славская выделяет основные принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности, сформулированные С. Л. Рубинштейном и Б. Г. Анань­евым:

принцип историзма, где включение личности в историческое время позволяет рассматривать биографию как ее личностную историю;

генетический подход, дающий возможность выделить разные основания для определения этапов, ступеней ее развития в жизни;

принцип связи развития и жизненного движения личности с ее трудовой дея­тельностью, общением и познанием.

В основу принципа историзма была положена идея Ш. Бюлер. которая предло­жила провести аналогию между процессом жизни личности и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. Индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике она назвала жизненным путем личности и выделила ряд аспектов жизни, чтобы проследить их в динамике:

Последовательность внешних событий как объективная логика жизни;

Логика внутренних событий - смена переживаний, ценностей - эволюция внутреннего мира человека;

Результаты деятельности человека.

Движущей силой личности Ш. Бюлер считала стремление iv самоосуществле­нию и творчеству. Как подчеркивала К. А. Абульханова-Славская, понимание жизненного пути Ш. Бюлер содержало главное: жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению.

Б. Г. Ананьев считал, что субъективная картина жизненного пути в самосозна­нии человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах.

А. А. Кроник представляет субъективную картину жизненного пути как образ. временные измерения которого соизмеримы с масштабами человеческой жизни в целом, образ, в котором запечатлено не только прошлое личности - история ее становления, не только настоящее - жизненная ситуация и текущая деятель­ность. но и будущее - планы, мечты, надежды. Субъективная картина жизненного пути ~ это психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоя­щего и будущего), его этапы, события и их взаимосвязи. Этот образ выполняет функции долговременной регуляции и согласования жизненного пути личности с жизнью других, прежде всего значимых для нее, людей.

С. Л. Рубинштейн, анализируя работы Ш. Бюлер, воспринял и развил идею жизненного пути и пришел к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событии, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как нечто более цельное. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути С. Л. Рубинштейн предложил не просто выде­лять его отдельные этапы, но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влия­ет на следующий. Играя важную роль в жизненном пути, эти этапы не предопре­деляют его с фатальной неизбежностью.

Одна из наиболее важных и интересных мыслей С. Л. Рубинштейна, по мне­нию К. А. Абульхановой-Славской, - это идея о поворотных этапах жизни че­ловека, которые определяются личностью. С. Л. Рубинштейн утверждает идею активности личности, ее «деятельную сущность», способность совершать выбор, принимать решения, влияющие на собственный жизненный путь. С. Л. Рубин­штейн вводит понятие личности как субъекта жизни. Проявления этого субъекта состоят в том, как осуществляется деятельность, общение, какие вырабатываются линии поведения на основе желаний и реальных возможностей.

К. А. Абульханова-Славская выделяет три структуры жизненного пути: жиз­ненная позиция, жизненная линия и смысл жизни. Жизненная позиция, состоя­щая в самоопределении личности, формируется ее активностью и реализуется во времени как линия жизни. Смысл жизни ценностно определяет жизненную пози­цию и линию жизни. Особое значение придается понятию «жизненная позиция», которое определяется как «потенциал развития личности», «способ осуществле­ния жизни» на основе личностных ценностей. Это основная детерминанта всех жизненных проявлении личности.

Понятие «жизненная перспектива» в контексте концепции жизненного пути личности К. А. Абульханова-Славская определяет как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявлять­ся и в будущем. Вслед за С. Л. Рубинштейном К. А. Абульханова-Славская под­черкивает, что человек является субъектом жизни и индивидуальный характер его жизни проявляется в том, что личность выступает ее организатором. Индиви­дуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями, которые отражаются в понятии «смысл жизни».

В качестве критерия правильного отбора жизненного пути человека К. А. Абуль­ханова-Славская выдвигает главный - удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью.

Возможность личности предвидеть, организовывать, направлять события своей жизни или напротив, подчиниться ходу жизненных событий позволяет говорить о существовании различных способов организации жизни. Эти способы рассматриваются как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные позиции. Само понятие жизненной стратегии К. А. Абуль­ханова-Славская определяет как постоянное приведение в соответствие особенно­стей своей личности и способ своей жизни, построение своей жизни исходя из своих индивидуальных возможностей. Стратегия жизни состоит в способах изме­нения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. В этом случае человек как субъект жизни интегрирует свои харак­теристики как субъекта деятельности, субъекта общения и субъекта познания и соотносит свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами.

Таким образом, стратегия жизни - это стратегия самоосуществления лично­сти в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активно­стью, ее ценностями и способом самоутверждения.

Стратегия социальной адаптации представляет собой индивидуальный способ адап­тации личности к обществу и его требованиям, для которого определяющими явля­ются опыт ранних детских переживаний, неосознанных решений, принятых в со­ответствии с субъективной схемой восприятия ситуаций и сознательный выбор поведения, сделанный в соответствии с целями, стремлениями, потребностями, системой ценностей личности.

Таким образом, стратегия социальной адаптации - универсальный и индивидуальный принцип, способ социальной адаптации человека к жизни в его окруже­нии, учитывающий направленность его устремлений, поставленные им самим це­ли и способы их достижения.

Стратегии социальной адаптации индивидуальны и неповторимы для каждой личности, тем не менее можно выделить некоторые черты и признаки, являющие­ся общими, характерными для ряда стратегий, и выделить таким образом типы стратегий социальной адаптации.

Многообразие видов и способов социально-психологической адаптации может быть рассмотрено как с точки зрения типов направленности активности в процес­се адаптации (и тогда оно задается ведущими мотивами личности), так и с точки зрения конкретных видов и способов адаптации, которые задаются, с одной сторо­ны, иерархией ценностей и целей, зависящих от общей направленности, а с дру­гой - психологическими и психофизиологическими особенностями личности.

В классификации А. Р. Лазурского выделяются три уровня отношений. На первом уровне личность всецело зависит от среды. Окружение, внешние условия подавляют человека, таким образом происходит недостаточное приспособление. На втором уровне приспособление происходит с пользой для себя и для общества. Люди, находящиеся на третьем уровне отношений - творческое отношение к сре­де, умеют не только удачно приспособиться к среде, но и воздействовать на нее, изменяя и преобразовывая окружающую среду в соответствии со своими собст­венными потребностями и влечениями.

Таким образом, А. Р. Лазурский предусмотрел возможность направленности преобразовательного эффекта в результате социально-психологической адапта­ции личности как на изменение и перестройку личностной структуры (первый и второй уровни), так и вовне.

Аналогичные идеи высказывает Ж. Пиаже, по мнению которого условием ус­пешной адаптации можно считать оптимальное сочетание двух аспектов социаль­ной адаптации: аккомодации как усвоения правил среды и ассимиляции как пре­образования среды.

Н. Н. Милославова характеризует типы адаптации в связи с уровнем соответ­ствия личности внешним условиям, «врастания в среду», не включая процесс пре­образования, воздействия личности на среду:

уравновешивание - установление равновесия между средой и индивидом, ко­торые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам друг друга;

псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с от­рицательным отношением к ее нормам и требованиям;

приноравливалие - признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, взаимные уступки;

уподобление - психологическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок в соответствии с новой ситуацией.

Индивид может последовательно пройти все эти этапы, постепенно все более «врастая» в социальную среду от стадии уравновешивания до стадии уподобле­ния, а может остановиться на какой-то из них. Степень включенности в адаптаци­онный процесс зависит от ряда факторов: от степени «герметичности» личности, от характера ситуации, от отношения индивида к ней и от жизненного опыта адап­тирующегося.

Различия в способе индивидуальной жизни предполагают построение различ­ных стратегий, ведущим параметром которого К. А. Абульханова-Славская счита­ет активность как внутренний критерий личности в реализации ее жизненной программы. В качестве основания для описания различных стратегии личности К. А. Абульханова-Славская предлагает распределение инициативы и ответствен­ности как индивидуальный способ реализации активности. Личность, в структуре которой преобладает ответственность, всегда стремится создать себе необходи­мые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подгото­виться к преодолению трудностей, неудач. В зависимости от уровня притязаний и направленности люди с развитой ответственностью могут проявлять различные способы самовыражения. Так, человек исполнительного типа обладает низкой ак­тивностью самовыражения, неуверен в своих силах, нуждается в поддержке окру­жающих, ситуативен, подчинен внешнему контролю, условиям, приказам, сове­там; он боится перемен, неожиданностей, стремится зафиксировать и удержать достигнутое.

Другой тип личности, с высокой ответственностью, получает удовлетворение от выполненного долга, самовыражается через его выполнение, его жизнь может быть распланирована до мельчайших деталей; ежедневное, ритмичное выполнение запланированного круга обязанностей приносит ему но окончании дня чувство удовлетворения; в жизни таких людей отсутствуют далекие перспективы, они не ждут ничего для себя, но всегда готовы выполнить чужие требования.

Люди с иного рода жизненной ответственностью могут иметь и друзей, и зна­комых, но вследствие чувства «один на один» с жизнью исключают как какую-либо ориентацию на поддержку и помощь со стороны других людей, так и возможность брать на себя ответственность за других, поскольку, по их мнению, это увеличива­ет их зависимость и связывает свободу самовыражения. Ответственность таких людей реализуется в самых разных ролях.

Личность с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, не удовлетворяясь готовым, заданным, руководствуется в основном только желательным, интересным, «загорается» идеями, охотно идет на любой риск, но, столкнувшись с новым, отличным от воображаемого, от создан­ных им планов и замыслов, не может четко обозначить цели и средства, наметить этапы в реализации планов, отделить достижимое от недостижимого. Для ини­циативной личности чаще всего важны не результаты, а сам процесс поиска, его новизна, широта перспектив. Такая позиция субъективно создает разнообразие жизни, ее проблемность и увлекательность.

Можно выделить различные типы инициативных людей в зависимости от их склонности принимать на себя ответственность. Одни из них предпочитают де­литься с окружающими своими проектами, предложениями, идеями, интенсивно вовлекать людей в круг своих творческих поисков, брать на себя ответственность за их научную и личную судьбу. Этим людям свойственно гармоничное сочетание инициативы и ответственности. Инициативность других людей может ограничи­ваться благими намерениями, а замыслы не претворяются в жизнь. Целостность или частичность их активности зависит от характера их притязаний и степени связи с ответственностью.

Человек, у которого инициативность является жизненной позицией, постоян­но идет на поиск новых условий, на активное изменение жизни, расширяет круг жизненных занятий, дел, общения; он всегда выстраивает личностную перспекти­ву, не только обдумывает что-то новое, но и строит многоступенчатые планы, реа­листичность и обоснованность которых зависят уже от степени ответственности, уровня развития личности.

У людей, сочетающих инициативу и ответственность, стремление к новизне и готовность к неопределенности, связанной с риском, сбалансированы; они посто­янно расширяют свое семантическое и жизненное пространство, но могут уверен­но распределять его на необходимое и достаточное, реальное и желаемое. Ответст­венность для такого человека предполагает не только организацию деятельности, но и возможность не жить ситуативно, а сохранять автономию и возможность проявить инициативу.

Е. К. Завьялова и С. Т. Посохова различают индивидуальные стратегии адапта­ции в связи с поисковой активностью, направляемой человеком на совершенствование системы взаимодействия с окружающей средой и самим собой. Пассивная стратегия наиболее характерна для людей, находящихся в состоянии социального или эмоционального шока, и проявляется в стремлении человека сохранить себя прежде всего как биологическую единицу, оставить неизменным прошлый образ жизни, использовать отлаженные и ранее эффективные стереотипы взаимодейст­вия с окружением и самим собой. Ядром пассивной стратегии адаптации являются негативные эмоциональные переживания: тревога, фрустрация, ощущение утраты, непреодолимости преград; прошлое кажется прекрасным независимо от реальности, настоящее воспринимается драматично, помощь ожидается извне; учащают­ся агрессивные реакции по отношению к окружающим и к себе; человек боится взять на себя ответственность за принятие рискованных решений.

Пассивная стратегия адаптации обусловливается рядом личностных свойств и, в свою очередь, формирует определенный тип личности, доминирующее положение в структуре которой занимают сверхосторожность, педантичность, ригидность, предпочтение регламентации всякой творческой активности и свободе решений, ориентация на принятие коллективно выработанного решения, тяга к обезличи­ванию, безоговорочному принятию социальных норм, ответственное выполнение привычных обязанностей.

В случае возникновения новых форм взаимодействия человека с природой, об­ществом, самим собой реализуется активная стратегия адаптации - стратегия, центрированная на совершаемых самим человеком внутриличностных и внешних социальных перестройках, на изменении прежнего образа жизни, на преодолении трудностей и разрушении неудовлетворяющих отношений; при этом человек ори­ентируется на собственные внутренние резервы, готов и способен отвечать за свои действия и решения. В основе активной стратегии адаптации лежат реалистиче­ское отношение к жизни, способность видеть не только негативные, но и позитив­ные стороны действительности; человек воспринимает преграды как преодолимые. Его поведению и деятельности свойственны целенаправленность и организован­ность; активное, преодолевающее поведение сопровождается преимущественно позитивными эмоциональными переживаниями. Центрированная на преодоле­нии, активная стратегия, так же как и пассивная, формирует определенный психо­логический портрет личности: социальная направленность действия и решений, социальная уверенность и уверенность в себе, высокая личная ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, высокий уровень притязаний и высо­кая самооценка, эмоциональная устойчивость.

Сопоставляя рассмотренные подходы, можно в общем и целом определить стра­тегию социальной адаптации как преимущественный способ построения субъек­том своих отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой в ре­шении жизненных задач и достижении жизненных целей.

При оценке этой стратегии необходимо рассмотреть сферу субъективных от­ношений личности: а) отношение к себе, оценка своей успешности, принятие себя;

б) интерес к окружающим и общению с ними, отношение к окружению и людям в целом, принятие других людей, представление об их оценке личности, позиция в общении (доминирование или ведомость) и в конфликтных ситуациях; в) пози­ция в отношении мира в целом, которая может проявляться в предпочтении тех или иных переживаний, отражающихся в уровне притязаний личности, ее способе возложения ответственности и отношении к будущему (открытость будущему или страх перед будущим, замыкание на настоящем).

Заключая вышесказанное, в рамках психоаналитического направления соци­альная адаптация трактуется как гомеостатическое равновесие личности с тре­бованиями внешнего окружения (среды). Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (3. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсиро­вать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

В рамках гуманистического направления исследований социальной адаптации выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основ­ным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и построения субъектом

Социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, ресурсами, стремлениями и активно самоопределяется. Процесс социальной адап­тации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стра­тегий социальной адаптации.

Стратегия социальной адаптации представляет собой индивидуальный спо­соб адаптации личности к обществу и его требованиям, для которого являются определяющими влияния опыта ранних детских переживаний, неосознанных ре­шений, принятые в соответствии с субъективной схемой восприятия ситуаций. сознательным выбором поведения в соответствии с целями, стремлениями, по­требностями, системой ценностей личности.

Контрольные вопросы

1. Почему именно проблема адаптации так активно разрабатывается в психоло­гии и других науках о человеке?

2. Адаптация - это процесс или результат?

3. Проблема адаптации - это изначально биологическая, психологическая или социальная проблема?

4. Как вы можете пояснить выражение 3. Фрейда: «Болезнь - это симптом циви­лизации»?

5. Что мог иметь в виду русский философ Н. Бердяев, говоря, что «культура все­гда была великой неудачей жизни»?

6. Какова роль бессознательного в осуществлении процесса адаптации?

7. Какова может быть «цена» адаптации?