Рефераты        09.10.2021   

Лабораторная работа по внешнему строению млекопитающих. Лабораторная работа «Строение скелета млекопитающих

Практическая работа № 3.

Тема: «Изучение внешнего строения млекопитающего».

Цель : изучить особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: чучела млекопитающих, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.
Инструктивная карточка.

1. К классу млекопитающих относят различных по внешнему виду и размерам животных. Рассмотрите рисунки млекопитающих и приведите примеры млекопитающих разных размеров. Назовите один два признака, по которым этих животных объединяют в один класс.

2. Рассмотрите любое наземное млекопитающее. Назовите отделы, из которых состоит тело.

3. наиболее характерный признак внешнего строения млекопитающих – волосяной покров. Какова его основная функция?

4. Установите функции, характерные для каждого типа волос, покрывающих тело млекопитающих. Для этого используйте данные, приведенные в инструктивной карточке. Результаты отразите в таблице.

1. Длинные, прочные, жесткие остевые волосы.

2.Подпушь, или подшерсток – мягкие, густые, короткие волосы.

3. Длинные, крупные, чувствующие волосы, в основании которых располагаются нервные волокна, воспринимающие соприкосновение с посторонними предметами.

А. Выполняют функцию органов осязания.

Б. Хорошо сохраняют тепло, так как между волосами этого типа задерживается много воздуха.

В. Предохраняет кожу от повреждения.

6. Выскажите предположение о причинах широкого распространения млекопитающих на земном шаре.

Практическая работа № 4.
^ Тема: «Изучение внутреннего строения млекопитающих».

Цель : раскрыть особенности органов полости тела млекопитающих как более высоко организованных позвоночных; упражнять умение работать с рисунками и текстом учебника.

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных».
Инструктивная карточка.

1. Выявить особенности внутреннего строения млекопитающих.

Найдите на рис.196 учебника, таблице органы пищеварительной системы млекопитающих; какие отделы присутствуют, какова их последовательность, учитывая, что млекопитающие это хордовые животные.

2. Найдите на рисунках учебника и таблице органы дыхательной системы. Объясните, какие особенности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом.

3.Найдите на рисунке органы (отделы) кровеносной системы. Внимательно рассмотрите схему строения сердца. Как отразилось на обмене веществ появления четырехкамерного сердца. Пользуясь схемой кровообращения рис.197, определите в каком желудочке начинается большой круг кровообращения, малый круг кровообращения. В каких отделах сердца течет артериальная кровь, а в каких венозная.

4.Укажите, какими цифрами на схеме рис.198 обозначены органы выделительной системы млекопитающих? Какую функцию они выполняют?

5. В таблице против цифры, обозначающей название системы органов, поставьте букву, обозначающую ее значение.

1.Пищеварительная.

2. Дыхательная.

3. Кровеносная.

4. выделительная.

5. нервная.

А. Обеспечивает транспорт газов, питательных веществ, продуктов жизнедеятельности.

Б. В ней происходит постепенное превращение более сложных веществ в менее сложные органические вещества, растворимые в воде.

В. Регулирует деятельность органов и систем органов, осуществляет связь организма с внешней средой.

Г. Обеспечивает поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа.

Д. выводит из организма избыток воды и жидкие ядовитые вещества, образующиеся в клетке в процессе обмена.


1

2

3

4

5

6.Сделайте вывод: какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями?

Лабораторная работа №1.
^ Тема: «Изучение микроскопического строения тканей».

Цель : познакомить со строением эпителиальной, соединительной и мышечной тканей, формировать умение распознавать ткани, самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход работы.

1. Рассмотреть поочередно выданные препараты тканей.

2. Изучить под микроскопом, сравнить их строение и зарисовать.

3. Описать особенности строения каждой ткани, указать какие функции они выполняют.

4. Сделать выводы, какие особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями. Наблюдения и выводы оформить в таблицу.
Таблица «Типы и виды тканей».


Типы тканей

Характерные особенности тканей

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют.

Эпителиальная

1. покровный эпителий

2. железистый эпителий.


Соединительная

1. рыхлая волокнистая

2 жировая

3. костная

4.хрящевая

5 кровь


Мышечная

1. гладкая

2. поперечнополосатая скелетная

3. сердечная.

Лабораторная работа №.
Тема: «Изучение микроскопического строения крови».

Цель: сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемыми функциями, сравнить строение эритроцитов человека и лягушки, совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом и микропрепаратами.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки.
Ход работы.
1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 2-3 эритроцита.

2. Изучите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратите внимания на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.

3. Сравните эритроциты человека и лягушки; результаты наблюдений занесите в таблицу.

4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
«Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки».

Практическая работа №

Тема: «И змерение массы и роста своего организма».

^ Цель: научить учащихся оценке показателей физического развития с помощью измерений.

Оборудование: ростомер, напольные весы.

Ход работы: работа проводится в парах. Антропометрические измерения лучше проводить в первой половине дня без верхней одежды и обуви.

1. Измерение роста.

Проводится с помощью ростомера. Один (испытуемый) из пары должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами. Межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого. Полученный результат фиксируется.

2. Определение массы тела. Измерение проводится с помощью медицинских весов. Результат фиксируйте.

3. Заполните таблицу.

Антропометрические показатели организма.

4. Сравните полученные вами данные со среднестатистическими данными таблиц. Сделайте вывод о степени вашего физического развития.

Лабораторная работа: Изучение внутреннего строения и особенностей размножения млекопитающих.

Цель: изучить особенности внутреннего строения и размножения млекопитающих.

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие», «Схемы кровообращения позвоночных». «Схемы строения нервной системы и головного мозга позвоночных», учебник Л. Н Сухорукова Сферы «Биология. Разнообразие живых организмов».

Ход работы:

Задание 1. Используя учебник (§46, с. 123-124, текст и рисунки), описать в виде таблицы строение и функции систем органов млекопитающих:

система

органы

функции

Дыхательная

1. Дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

2. Легкие (состоят из легочных пузырьков – альвеол)

Кровеносная

2. ______________________________________________

Пищеварительная

1. Пищеварительный канал: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, анальное отверстие.

2. Пищеварительные железы: _______________________

Выделительная

2. Мочевыводящие пути: __________________________

Нервная

1. Головной мозг: _________________________________

Задание 2. Используя учебник и дополнительные ресурсы, ответить на вопросы:

1. Какие особенности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом?

2. Какие функции выполняют разные виды зубов – резцы, клыки и коренные?

3. От чего зависят особенности строения желудка и кишечника разных видов млекопитающих?

4. Какое значение имеет появление 4хкамерного сердца?

5. В чем проявляется усложнение поведения млекопитающих?

Задание 3. Используя учебник (§46, с. 124-125, текст и рисунки), описать в виде таблицы особенности размножения млекопитающих:

подкласс

особенности размножения

представители

Первозвери

Звери:

1. Низшие (Сумчатые)

2. Высшие (Плацентарные)

Задание 4. Сделать вывод (по цели работы).

Тема: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ НА ПРИМЕРЕ СОБАКИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ».

Учитель биологии МКОУ Мирнинской СОШ

Задачи:

Образовательные: продолжить формировать познавательный интерес учащихся к изучению млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных животных; сформировать у учащихся знания об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих, о прогрессивных чертах организации млекопитающих, об особенностях органов полости млекопитающих; сформировать у учащихся специальные умения: распознавать млекопитающих среди других позвоночных животных; объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжать формировать у учащихся общеучебные умения: работать с текстом учебника, составлять план-конспект прочитанного, работать с рисунками учебника; использовать инструкцию к лабораторной работе и фиксировать результаты в тетради; организовывать свое рабочее место; работать с натуральным материалом.

Развивающие: продолжить формировать у учащихся личностные качества: память, биологическую речь при работе с биологическими понятиями, внимание, аккуратность при выполнении лабораторной работы, логику, самостоятельность при составлении плана-конспекта прочитанного; продолжать формировать у учащихся приемы логического мышления: анализ, синтез, сравнение при изучении прогрессивных черт млекопитающих, сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы при выполнении лабораторной работы, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать относительный характер приспособленности; продолжить формировать поисковые и исследовательские умения и навыки.

Воспитательные: продолжать формировать научно-материалистическое мировоззрение на основе познаваемости мира, взаимосвязи органов и функций, выполняемыми ими, взаимосвязи строения со средой обитания, единстве живого мира; эстетическое воспитание на основе красоты животного мира; воспитывать интерес к изучению биологии, внимательность, взаимоуважение, коммуникабельность; продолжить формировать у учащихся активную позицию, уверенность в себе, в своих знаниях; экологическое на основе приспособленности строения млекопитающих со средой обитания; санитарно-гигиеническое на основе гигиенических знаний при проведении лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные: объяснение, беседа; наглядные: демонстрация ЦОР и иллюстраций; практические: распознавание и определение типов костей в скелете.

Оборудование и средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; чучела млекопитающих; таблицы, рисунки, фотографии млекопитающих; таблицы, рисунки, фотографии с изображением представителей всех классов позвоночных животных; чучела сусликов, белок, зайцев, кроликов, кротов, мышей; небольшие кусочки овчины и обработанного меха кролика, песца, нутрии, куницы, норки, нерпы; полые и костные рога копытных млекопитающих; схема строения млекопитающих; скелет кошки; влажный препарат «Вскрытая крыса»; муляж головного мозга млекопитающих; схемы «Круги кровообращения», «Строение головного мозга позвоночных животных»; компьютер; мультимедийная установка; набор ЦОР.

Ход урока:

I. Организация класса.

- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Спасибо, садитесь, пожалуйста. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Ученики поднимают карточки (зелёная - хорошее, синяя - плохое, красная - тревожное). Если много синих и красных, то учитель предлагает релаксацию с закрытыми глазами под спокойную музыку.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, дневник. Дежурные, раздайте карточки с тестом.

II. Проверка домашнего задания.

а) Фронтальная беседа.

1. Какой тип животных мы изучаем?

2. Какие классы относят к типу Хордовые?

3. Какие отряды класса Млекопитающих вам известны?

4. На основании, каких признаков этих животных относят к одному классу?

б) Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Все млекопитающие - живородящие животные.

2. Млекопитающие выкармливают детенышей молоком.

3. У большинства видов млекопитающих имеется особый орган матка, а в ней развивается детское место - плацента.

4. Плацента слабо развита у однопроходных.

5. Млечные железы располагаются у всех млекопитающих на брюшной стороне тела.

6. Количество сосков равно количеству рождаемых детенышей.

7. У кенгуру новорожденный детеныш настолько слаб, что молоко впрыскивается ему в рот при сокращении особых мышц матери.

8. У утконоса млечные железы не имеют сосков и детеныши слизывают выделяемое ими молоко с поверхности кожи.

9. В поясе передних конечностей у большинства млекопитающих имеются такие же кости, как и у пресмыкающихся.

10. Млечные железы - своеобразное видоизменение сальных желез.

11. У всех млекопитающих хорошо развита забота о потомстве.

12. Утконосы живут только в Австралии и на о. Тасмания.

13. На брюшной стороне тела у самки утконоса образуется кожистая сумка, в которую она помещает отложенные яйца.

14. Ехидны ведут наземный образ жизни, а утконосы - полуводный.

15. Самки ехидн откладывают по одному яйцу.

16. Все сумчатые передвигаются прыжками.

17. В Австралии живут кенгуру, ведущие древесный образ жизни.

Правильные ответы: 2, 3, 7, 8, 11, 14, 15, 17.

В то время, когда учащиеся выполняют тест, учитель проверяет таблицу, которую учащиеся выполнили дома.

в) Проверка выполнения творческого задания.

г) А теперь внимание на доску. Здесь даны два задания под названием «Кто

лишний» ? В каждом задании написаны названия животных, относящиеся к одному отряду или классу, кроме одного. Ваша задача: назвать это лишнее животное, поместить его в свой класс или отряд, а также сказать к какому классу или отряду относятся все остальные животные.

Речной рак – представитель класса Членистоногие, а все остальные относятся к классу Млекопитающие.

– Почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»?

- Тогда название приобрело бы другой смысл - животные сами питаются молоком

Коала – лишнее животное, так как оно относится к сумчатым, а все остальные к однопроходным.

- Изученные отряды млекопитающих являются наиболее древними, поэтому в их строении сохранились признаки, присущие их предкам. Подавляющее большинство представителей отряда Плацентарные млекопитающие, составляющих основную часть ныне распространенных млекопитающих, отличаются некоторыми структурно-функциональными особенностями, изучение которых и составляют познавательную задачу урока.

III. Изучение нового материала.

1. Особенности внешнего строения плацентарных млекопитающих.

Млекопитающие в настоящее время завоевали все среды обитания: наземную, водную, воздушную, почвенную и наземно-водную.

Млекопитающие завоевали все области земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Экологические типы млекопитающих определяются средой их обитания: водные и полуводные имеют обтекаемую рыбообразную форму тела, ласты или перепонки на лапах; живущие на открытой местности копытные имеют высокие стройные ноги, плотное туловище, длинную подвижную шею. Благодаря разнообразию приспособлений и необычайно широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.

Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходство над другими животными?

Что объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?

Эти два важных вопроса друг с другом взаимосвязаны. Попробуем найти на них ответы. С этой целью выполним лабораторную работу «Изучение строения млекопитающих».

Тема: «Изучение внешнего строения млекопитающих».

Цель: изучить особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: чучела млекопитающих, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите внешний облик млекопитающего. Найдите основные отделы тела: голову, шею, туловище, хвост и парные конечности. Обратите внимание на расположение конечностей под туловищем, поднимающих его над поверхностью земли. Какое значение для млекопитающих имеет такое расположение конечностей?

2. Найдите отделы конечностей, постарайтесь сосчитать количество пальцев на передних и задних ногах. Обратите внимание на когти, имеющиеся на пальцах ног. Какое значение они имеют для млекопитающих?

3. Осмотрите голову млекопитающего. Найдите ушные раковины, окружающие слуховой проход. Обратите внимание на подвижность ушных раковин. Какое значение это имеет для жизни млекопитающего? Найдите на морде млекопитающего (около носа, рта и глаз) чувствительные волосы – вибриссы. Обратите внимание на ресницы, расположенные на веках вокруг глаз. Какое значение для жизни млекопитающих имеют вибриссы и ресницы?

4. Изучите кожные покровы млекопитающих. Используя рисунок учебника «Строение кожного покрова млекопитающих», выясните, из каких слоев и образований состоит кожа. Какое значение имеют сальные и потовые железы, расположенные в коже? Обратите внимание на волосяной покров, состоящий из остевых волос и подшерстка. Какую роль в жизни млекопитающих выполняют остевые волосы и подшерсток?

5. Выясните, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли он? На каких участках тела волосяной покров отсутствует и почему?

6. Изучите разнообразие волосяного покрова млекопитающих. Рассмотрите кусочки овчины, меха различных пушных зверей. Проведите ладонью по направлению роста остевых волос и против. Что ощущаете? Волосяной покров каких зверей лишен остевых волос, а каких – подшерстка?

7. Обратите внимание на встречающиеся у некоторых млекопитающих производные кожи - рога. Какое значение они имеют в жизни этих зверей? Выясните, какие еще производные кожи встречаются у млекопитающих и каково их значение.

8. Сделайте в тетрадях вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

https://pandia.ru/text/80/147/images/image005_9.png" width="43" height="54 src=">Конечности

Передние Задние

Типы шерсти

Вибриссы Ость Подпушь

Пахучие Сальные Потовые

Лицевой Черепной

Чем покрыто тело млекопитающих? Каково значение волосяного покрова в жизни этих животных? Какие отделы тела можно выделить у млекопитающих? Какие органы чувств расположены на голове? Каково их значение? Как расположены конечности по отношению к туловищу? Каково значение такого их расположения в жизнедеятельности млекопитающих? В чем состоит отличие расположения конечностей пресмыкающихся по отношению к телу? С чем, на ваш взгляд, связано изменение положения млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?

Учитель поясняет и дополняет ответы учащихся.

Конечности млекопитающих, расположенные у большинства под туловищем, поднимающих его над поверхностью земли, обеспечивают быстроту передвижения. Число пальцев варьирует от пяти до одного. Сокращение числа пальцев или рудиментация крайних из них наблюдается у быстро бегающих видов, например копытных, тушканчиков. Сравнительно медленно перемещающиеся звери, например медведи, обезьяны, опираются при хождении на всю ладонь и ступню (стопоходящие виды); быстрые бегуны, например собаки, копытные, опираются только на пальцы (пальцеходящие виды).

Кожа, как и у других позвоночных, состоит из двух слоев: наружного - эпидермиса и внутреннего - кутиса, или собственно кожи. Эпидермис в свою очередь подразделяется на два слоя: глубинный, ростковый (иначе мальпигиев), состоящий из живых, делящихся клеток, и наружный, представленный постепенно отмирающими, в связи с роговым перерождением, клетками. Наиболее поверхностно расположенные клетки полностью ороговевают и слущиваются в виде мелкой перхоти или целых лоскутов (у некоторых тюленей). За счет деятельности эпидермиса у млекопитающих возникают такие его производные, как волосы, ногти, когти, копыта, рога (кроме оленьих), роговые чешуи и кожные железы. Собственно кожа сильно развита и состоит преимущественно из волокнистой ткани. Нижняя часть этого слоя рыхлая, и в ней откладывается жир - это так называемая подкожная жировая клетчатка. Собственно кожа особенно сильно развита у водных зверей - тюленей и китов, у которых она выполняет термоизолирующую роль и уменьшает плотность тела. Общая толщина кожи у разных видов млекопитающих различна. Как правило, у наземных обитателей холодных стран, имеющих пышный волосяной покров, она меньше. Есть разница и в прочности кожи. Встречается своеобразная кожная хвостовая аутотомия у мышей, тушканчиков и особенно у сонь. Кожный хвостовой футляр у них легко обрывается и соскальзывает с хвостовых позвонков, что дает возможность схваченному за хвост зверьку уйти от врага. Такое же биологическое значение имеет и очень тонкая, непрочная и бедная кровеносными сосудами кожа зайцев. Кожный покров млекопитающих имеет существенное терморегуляционное значение. Роль мехового покрова понятна, но нужно еще указать и на значение кожных кровеносных сосудов. При расширении их просветов, которые регулируются нервнорефлекторными механизмами, теплоотдача резко возрастает. Волосяной покров - наиболее характерное эпидермическое образование млекопитающих. Отсутствие его у некоторых видов (например, у китообразных) - явление вторичное. Хотя волос - производное эпидермиса, при развитии его зачаток - волосяная луковица - глубоко внедряется в толщу собственно кожи, образуя волосяную сумку. В дно волосяной луковицы вдается сосочек кориума с кровеносными сосудами и нервами. Это так называемый волосяной сосочек. Волосяной покров млекопитающих состоит из волос различного типа. Основными категориями их будут пуховые волосы, ость и чувствующие волосы, или вибриссы. У большинства видов преимущественное развитие получают пуховые волосы, формирующие подшерсток, или пух. Однако у некоторых животных, например оленей, кабанов, многих тюленей, подшерсток редуцирован, и волосяной покров состоит главным образом из остей. Наоборот, у подземных млекопитающих (крота, слепыша, цокора и др.) остевых волос почти нет. У большинства видов волосы на поверхности кожи распределяются неравномерно, собраны в пучки, состоящие из остевого волоса, вокруг которого расположено несколько пуховых (от двух до двухсот). Наблюдается периодическая смена волосяного покрова, или линька. У некоторых видов она бывает дважды в году - осенью и весной; таковы белки, некоторые зайцы, песцы, лисицы. У кротов бывает и третья, летняя линька. Суслики, сурки линяют один раз в году, в весенне-летнее время. У северных млекопитающих по сезонам меняется густота меха, а у некоторых и окраска. Так, у белки на 1 см2 на огузке летом бывает в среднем 4200 волос, а зимой - 8100. На зиму белеют горностаи, ласки, песцы, зайцы-беляки и некоторые другие. Особую категорию волос представляют вибриссы - очень длинные жесткие волосы, выполняющие осязательную функцию. Они расположены на голове, нижней части шеи, груди, а у некоторых лазающих (например, у белки) - и на брюхе. Видоизменениями волос являются щетина и иглы.

Кроме волос, на коже млекопитающих бывают роговые чешуи. Наиболее сильно они развиты у ящеров. Роговые чешуйки наблюдаются также на лапах (мышевидные грызуны) и на хвосте (мышевидные, бобр, выхухоль, некоторые сумчатые). Роговыми образованиями будут полые рога копытных, ногти, когти, копыта. Рога оленей также представляют придатки кожи, но развиваются они из кутиса и состоят из костного вещества.

В отличие от птиц и пресмыкающихся, кожа млекопитающих богата железами.

Перечислите железы, которые свойственны млекопитающим и охарактеризуйте их значение в жизни животных, просмотрев соответствующий фрагмент ЦОР (16, 17).

Учащиеся отвечают:

- Кожа млекопитающих богата железами – потовыми, сальными, млечными и пахучими. При испарении пота охлаждается тело, выделения сальных желез смазывает кожу и волосы, молоко содержит все необходимые для развития детенышей питательные вещества, выделение пахучих желез у одних животных служат для самозащиты (американский скунс , хорек), у других помогают особям разного пола находить друг друга (мускусные железы самцов кабарги, выхухоли, бобра). Выделения слезных мешков оленей и антилоп, а также копытных желез козлов служат для разыскивания особей одного вида.

Название класса Млекопитающие связано с функционированием млечных желез, продуктом секреции которых (молоком) они выкармливают своих детенышей.

2. Особенности строения скелета млекопитающих.

Давайте вспомним основные отделы позвоночных животных. Млекопитающие имеют тот же план строения.

На доске начерчена таблица, в первую графу которой учащиеся записывают отделы скелета, вторую графу заполняют, просмотрев соответствующий фрагмент ЦОР (18).

Отдел скелета

Из каких костей состоит

Два отдела: мозговой и лицевой с верхней и нижней челюстями.

Позвоночник

Состоит из позвонков. Отделы позвоночника: шейный (7), грудной (10 – 24), поясничный (2 – 9), крестцовый (1-9), хвостовой (4-46).

Пояс передних конечностей

Лопатки, ключицы (у некоторых ключиц нет)

Передняя конечность

Плечевая кость, кости предплечья (локтевая и лучевая), кости кисти

Пояс задних конечностей

Кости таза

Задняя конечность

Бедренная кость, кости голени (большая и малая берцовая) и кости стопы

Грудная клетка

Ребра, грудина

После выполнения работы организуется беседа.

Из каких отделов состоит скелет млекопитающих? У каких ранее изученных классов позвоночных животных имеются те же отделы? Какие характерные особенности имеются в скелете млекопитающих? С чем это связано?

Скелет млекопитающих состоит из крепких и прочных костей; череп включает мозговую и лицевую части, на челюстях имеются зубы; позвоночник состоит из подвижного шейного отдела (7 позвонков), грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов; имеют грудную клетку – защиту и опору внутренних органов; кости конечности расположены под туловищем, что содействует большей подвижности; скелет млекопитающих имеет более сложное строение по сравнению со скелетом пресмыкающихся.

3. Особенности внутреннего строения млекопитающих.

Млекопитающие характеризуются достаточно высокой и постоянной температурой тела, что позволяет отнести их к теплокровным животным. У песца, например, при температуре внешней среды до -600С температура тела равна 390С. О чем говорят эти данные?

Этой группе животных свойственен интенсивный обмен веществ.

Вспомните, что представляет собой обмен веществ. Из каких процессов он складывается? Какие вещества принимают участие в обменных процессах? С помощью каких систем органов они поступают в организм и выводятся за его пределы?

- Пищеварительная система отвечает за поступление в организм питательных веществ и дальнейшую их переработку. Чем быстрее и эффективнее идет процесс пищеварения, тем больше веществ поступает в кровь, а затем в ткани и клетки организма.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода, который расходуется в клетках при распаде и окислении веществ. Именно в таких реакциях выделяется большая часть энергии, которая тратится на работу внутренних органов, мышечную работу и выделение тепла, что обеспечивает сохранение температуры тела на высоком уровне.

Кровеносная система доставляет питательные вещества от органов пищеварения и кислород от легких к органам и тканям всего организма.

Предположим, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих, какова их последовательность, зная, что млекопитающие это хордовые животные.

Какой должна быть дыхательная система, чтобы обеспечить поступление достаточного для теплокровности количества кислорода?

Предположите, какое строение имеет дыхательная система млекопитающих, сравнивая их с такими же высокоразвитыми животными, как птицы.

Какой тип кровеносной системы обеспечивает высокий уровень обмена веществ?

По какому классу животных мы можем об этом судить?

Таким образом, мы с вами построили модель внутреннего строения млекопитающих и выглядит она следующим образом (учитель раскрывает заранее подготовленную на доске схему).

Кровеносная система

сердце четырехкамерное

два круга кровообращения

Посмотрим еще раз на созданные нами схемы органов полости тела. Здесь мы видим общие черты строения систем внутренних органов в ряду: пресмыкающиеся – птицы – млекопитающие. А есть ли у них отличия и в чем они заключаются?

Используя влажный препарат «Вскрытая крыса», учитель называет и демонстрирует отдельные органы пищеварительной системы млекопитающих.

Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Между зубами и губами располагается преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых зверьки переносят пищу. Ее отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара, расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок. У большинства млекопитающих желудок простой, состоящий из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные ферменты и кислоту. Они воздействуют на белки. У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из рубца, сетки, книжки и сычуга. Только последний отдел у них является собственно желудком. Предыдущие отделы служат для сбраживания пищи, где под влиянием простейших, бактерий и дрожжей происходит расщепление трудно перевариваемой клетчатки. Из рубца пища периодически отрыгивается, вновь пережевывается и смачивается слюной. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны. В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами.

Чем отличается пищеварительная система зверей (млекопитающих) от пищеварительной системы птиц?

- В отличие от птиц, у млекопитающих нет зоба, нет клоаки. У зверей есть зубы, а у птиц – нет. У млекопитающих появляется прямая кишка. Непереваренные остатки пищи выходят через анальное отверстие. На границе между тонкой и толстой кишкой лежит слепая кишка – там происходит брожение и расщепление растительной клетчатки.

Дополнение к схеме: прямая кишка, анальное отверстие, слепая кишка.

Чем отличается пищеварительная система млекопитающих от пищеварительной системы пресмыкающихся?

- В отличие от пресмыкающихся, у млекопитающих зубы делятся на клыки, резцы, коренные, а у пресмыкающихся они одинаковые, недифференцированные. У пресмыкающихся так же, как у птиц, есть клоака, а у млекопитающих – прямая кишка и анальное отверстие. Только у одной группы, в которую входят ехидна и утконос, сохраняется клоака».

Дополнение к схеме: зубы (коренные, резцы, клыки), прямая кишка, анальное отверстие, слюна с ферментами.

Чем отличается дыхательная система зверей (млекопитающих) от дыхательной системы птиц? Найдите на рисунке в учебнике органы дыхательной системы и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

- У птиц легкие представляют собой губчатые тела и содержат «перегородки». В легких млекопитающих бронхи ветвятся на большое количество еще более мелких ответвлений (бронхиол), которые заканчиваются пузырьками (альвеолами). Кроме того, в механизме дыхания участвуют не только межреберные мышцы, но и диафрагма.

Дополнение к схеме: альвеолы, диафрагма.

Вспомните, как устроено сердце рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц. Сколько кругов кровообращения имеют представители каждой группы.

Ответы учащихся учитель иллюстрирует схемами кровообращения на таблице «Кровеносная система позвоночных». Затем он знакомит учащихся с особенностями строения сердца млекопитающих и циркуляцией крови по двум кругам кровообращения.

Кровеносная система млекопитающих похожа на кровеносную систему птиц, но имеется не правая, а левая дуга аорты.

Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Оно разделено перегородкой на две половины: правую – венозную и левую – артериальную. Таким образом, у млекопитающих происходит полное разделение венозной и артериальной крови, что в значительной степени обеспечивает более совершенный обмен веществ у млекопитающих, чем у ранее изученных классов позвоночных. Большой круг начинается от левого желудочка, здесь берет начало левая дуга аорты, несущая насыщенную кислородом кровь к органам и тканям. От аорты отходят венечные артерии, питающие сердце. Венозная кровь от головы, туловища и конечностей вливается в правое предсердие через верхнюю и нижнюю полые вены, замыкающее большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения берет начало в правом желудочке легочной артерии, которое идет к легким. Из легких окисленная кровь возвращается в левое предсердие, где малый круг оканчивается.

Красные кровяные тельца (эритроциты) в сформированном состоянии лишены ядер.

Чем отличается кровеносная система зверей (млекопитающих) от кровеносной системы птиц? Найдите на рисунке органы (отделы) кровеносной системы и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

- Главное различие кровеносной системы млекопитающих и птиц в том, что у птиц дуга аорты отходит вправо; левой дуги аорты нет. У млекопитающих же наоборот, нет правой, но есть левая дуга аорты. У пресмыкающихся есть и правая, и левая дуги аорты.

Дополнение к схеме: левая дуга аорты, эритроциты безъядерные, высокая кислородная емкость крови.

Каковы конечные продукты обмена веществ млекопитающих? Какие органы составляют выделительную систему млекопитающих? В чем отличие выделительной системы млекопитающих от выделительной системы птиц?

- Выделительная система п редставлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собою компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу. У птиц нет мочевого пузыря. Мочевой пузырь открывается не в клоаку, а в мочеиспускательный канал, у птиц мочеточники открываются в клоаку.

Нервная система млекопитающих имеет более высокий уровень организации, чем у всех ранее изученных классов позвоночных животных. Используя таблицу «Схемы строения головного мозга позвоночных животных», вспомните название основных отделов головного мозга представителей ранее изученных классов позвоночных животных. Какие функции связаны с каждым из них?

Используя муляж головного мозга млекопитающих, учитель знакомит учащихся с особенностями его строения.

Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток. У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, полушария имеют многочисленные извилины, складки и борозды, увеличивающие поверхность полушарий. Полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений. Периферическая нервная система представлена двенадцатью черепно-мозговыми нервами и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Наиболее мощные нервные стволы отходят от спинного мозга к передним и задним конечностям. Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.

Затем организует беседу по прослушанному материалу.

Какое строение имеет кора больших полушарий мозга? Какой вывод о поведении млекопитающих можно сделать на основе изучения строения головного мозга?

IV. Осмысление и первичное закрепление знаний.

Сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: кожа лишена желез, 6 шейных позвонков; туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища; нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается; ячеистые лёгкие; низкий обмен веществ; непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

- Прогрессивные черты:

1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.

2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.

3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.

4. Появление шерстного покрова.

5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

- Да (ещё раз перечисляют прогрессивные черты).

Таким образом, Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.

V. Домашнее задание.

Изучите статью учебника «Класс Млекопитающие, или Звери» (до пункта «Многообразие млекопитающих»).

Решение биологических задач (желающим учащимся).

Задача №1

    В отличие от других позвоночных у млекопитающих имеется грудобрюшная мышца - диафрагма. Какую роль выполняет в организме этот орган?

Задача №2

    У большинства птиц на грудине имеется киль. Может ли быть такое образование на грудине млекопитающих? Если “да”, то у каких и в связи с чем он развит?

Задача №3

    У мелких зверьков (мыши, крысы, хори, ласки и др.) позвоночник отличается большой подвижностью, гибкостью. У крупных млекопитающих, например у копытных, все отделы позвоночника (кроме шейного и хвостового) малоподвижны. Как можно объяснить такое различие в строении позвоночника млекопитающих?

Задача №4

    Лошади, волки, собаки и ряд других млекопитающих при передвижении перемещают конечности вдоль оси своего тела. Имеются ли у них особенности в строении пояса передних конечностей? Если “да”, то какие?

Задача №5

    Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафы длинная. Чем определяются такие различия

Задача №6

    Суммарная дыхательная поверхность лёгких млекопитающих в 50-100 раз больше, чем поверхность кожи. Благодаря чему лёгкие этих позвоночных животных имеют большую дыхательную поверхность?

Опережающее задание для отдельных учащихся:

Подготовьте сообщение об особенностях организации и биологии представителей разных отрядов класса Млекопитающие.

Опорно-двигательная система. Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей (рис. 193).

Рис. 193. Скелет млекопитающего: 1 - верхняя челюсть; 2 - нижняя челюсть; 3 - череп; 4 - зубы; 5 - шейные позвонки; 6 - грудные позвонки; 7 - поясничные позвонки; 8 - хвостовые позвонки; 9 - ребра; 10 - лопатка; 11 - плечо; 12 - предплечье; 13 - кисть; 14 - тазовая кость; 15 - бедро; 16 - голень; 17 - стопа

Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются еще в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооруженные зубами, которые находятся в углублениях - альвеолах.

Позвоночник состоит из следующих пяти отделов: шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть-семь позвонков), крестцового (четыре слившихся позвонка) и хвостового отдела из разного числа позвонков у разных млекопитающих. Позвонки массивные, с уплощенными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленя-ются ребра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Кора-коиды (вороньи кости) у большинства зверей редуцированы. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, редуцированы и ключицы. Пояс задних конечностей (тазовый пояс) состоит из двух крупных тазовых костей. Каждая из них возникла при срастании лобковой, седалищной и подвздошной костей. Тазовые кости срастаются с крестцом.

У млекопитающих сложная система мышц. Наиболее развиты мышцы, двигающие конечности. Они начинаются на костях поясов и прикрепляются к костям свободной конечности. Длинные сухожилия подходят к костям стопы и кисти, что обеспечивает хорошую подвижность конечностей, расширяя их приспособительные (адаптивные) возможности.

Хорошо развиты межреберные дыхательные мышцы, сокращение которых поднимает и опускает грудную клетку. Есть мышцы, которые соединяются с кожей: например мимические мышцы, сокращение которых вызывает подергивание кожи, движение шерстного покрова, вибрисс.

У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой - диафрагмой. Она широким куполом входит в грудную полость и прилегает к легким.

Лабораторная работа № 10

Тема. Строение скелета млекопитающих.

Цель. Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Оборудование: пинцет, лупа, скелет (и его части) кролика (кошки, крысы).

Ход работы

  1. Рассмотрите общее строение скелета. Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
  2. Рассмотрите скелет черепа. Обратите внимание на размеры мозговой коробки, соединения костей, дифференцированные альвеолярные зубы.
  3. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.
  4. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
  5. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части. Рассмотрите места прикрепления мышц.
  6. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
  7. Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.

Нервная система. Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных (рис. 194). Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток - так называемой корой.

Рис. 194. Нервная система млекопитающего: А - общий план строения: 1 - головной мозг; 2 - спинной мозг; 3 - периферические нервы; Б - головной мозг кролика: 1 - обонятельные доли переднего мозга; 2 - полушария переднего мозга; 3 - извилины коры; 4 - промежуточный мозг; 5 - средний мозг; 6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг

У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, кора полушарий имеет многочисленные извилины (складки) и борозды, увеличивающие их поверхность. Крупные полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений.

Периферическая нервная система, как и у других позвоночных, представлена двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (отходят от головного мозга) и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Мощные нервные стволы направляются от спинного мозга к передним и задним конечностям.

Из органов чувств у зверей наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.

Более сложное строение опорно-двигательной и нервной систем млекопитающих в сравнении с рептилиями свидетельствует об их прогрессивном развитии, дальнейшей дифференцировке в ряду позвоночных и огромных приспособительных возможностях.

Пищеварительная система у млекопитающих более сложная, чем у пресмыкающихся (рис. 195). Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Зубы дифференцированы (подразделены на группы) на резцы, клыки, предкоренные и коренные. У представителей разных семейств они развиты по-разному в зависимости от способа питания и характера корма. Так, у грызунов и зайцев хорошо выражены резцы, у хищников - клыки и т. п.

Рис. 195. Внутреннее строение кролика (самки): 1 - трахея; 2 - пищевод; 3 - сердце; 4 - легкие; 5-желудок; 6 - слепая кишка; 7 - печень; 8 - селезенка; 9 - тонкая кишка; 10 - поджелудочная железа; 11 - почка; 12 - толстая кишка; 13 - яичник; 14 - матка; 15 - яйцевод; 16 - мочевой пузырь

Между зубами и губами расположено преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых они переносят пищу. Еду звери отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара (крахмал, клетчатку), расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок (рис. 196, А). У большинства млекопитающих желудок простой: он состоит из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные вещества и кислоту, переваривающие белки.

Рис. 196. Схемы строения пищеварительных систем млекопитающих: А - общий план строения (кролик): 1 - рот; 2 - ротовая полость; 3 - глотка; 4 - пищевод; 5 - желудок; 6 - печень; 7 - поджелудочная железа; 8 - тонкая кишка; 9 - толстая кишка; 10 - слепая кишка: 11 - прямая кишка; 12 - анальное отверстие; Б - строение желудка жвачного парнокопытного: 1 - рубец; 2 - сетка; 3 - книжка; 4 - сычуг

У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из четырех отделов - рубца, сетки, книжки и сычуга (рис. 196, Б). Только последний из них является собственно желудком. Предыдущие отделы представляют собой расширения пищевода и служат для сбраживания пищи. Здесь под влиянием простейших, бактерий и дрожжей перерабатывается трудно перевариваемая клетчатка. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны, а пища из желудка периодически отрыгивается и пережевывается зубами (отсюда происходит название «жвачные»). В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами, расположенными в стенках кишечника, и поступающими из печени и поджелудочной железы. Они воздействуют на все группы пищи: белки, жиры и сахара. Переваренная пища всасывается в тонком кишечнике, а непереваренные остатки поступают в толстую кишку, где формируются каловые массы, удаляемые наружу.

Дыхательная система состоит из тех же отделов, что и у пресмыкающихся: проводящих путей и легких (см. рис. 195). Легкие у зверей устроены сложнее, чем у рептилий, у них большая поверхность, обеспечивающая совершенный газообмен.

Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие и здесь многократно ветвятся. Самые тонкие ответвления - бронхиолы. Они оканчиваются легочными пузырьками, или альвеолами, дыхательная поверхность которых в 50-100 раз больше поверхности тела. Альвеолы обильно оплетены кровеносными капиллярами. Именно здесь происходит газообмен. Углекислый газ из крови за счет разницы давлений выделяется в альвеолы, а кислород поступает из альвеол в капилляры, соединяется с гемоглобином эритроцитов и разносится кровью по организму. Вентиляция легких происходит за счет вдоха и выдоха. Вдох происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы, благодаря чему увеличивается объем грудной полости. При расслаблении межреберных мышц и диафрагмы объем грудной полости и объем легких уменьшается - происходит выдох.

Кровеносная система млекопитающих похожа на кровеносную систему птиц. Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. В левой половине сердца находится артериальная кровь, в правой - венозная (рис. 197).

Рис. 197. Схема строения кровеносной системы млекопитающего: 1 - сердце; 2 - левая дуга аорты; 3 - сонная артерия; 4 - спинная аорта; 5 - яремная вена; 6 - легочная артерия; 7 - легочная вена; 8 - задняя полая вена; 9 - капиллярная сеть внутренних органов

Чисто артериальная кровь из левого желудочка по большому кругу кровообращения движется ко всем органам и тканям организма. Правда, в отличие от птиц, у млекопитающих сохранилась не правая, а левая дуга аорты. Венозная кровь из правого желудочка по сосудам малого круга кровообращения направляется в легкие, где обогащается кислородом. Быстрое движение чисто артериальной и чисто венозной крови (особенно к голове по сонным артериям и от мозга по яремным венам) обеспечивает организм кислородом и быстро удаляет вредные продукты жизнедеятельности. Это обеспечивает быстрый обмен веществ, высокую и постоянную температуру тела млекопитающих.

Выделительная система представлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собой компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу (рис. 198).

Рис. 198. Строение выделительной и половой систем млекопитающих - самца (А) и самки (Б): 1 - почки; 2 - мочеточники; 3 - мочевой пузырь; 4 - семенники; 5 - яичник; б - семяпроводы; 7 - яйцеводы; 8 - матка; 9 - мочеиспускательный канал

Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном, прогрессивном развитии: интенсивном обмене веществ, постоянной и высокой температуре тела. Сравнение млекопитающих с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие.

Упражнения по пройденному материалу

  1. В чем сходство и различия в строении покровов тела млекопитающих и рептилий?
  2. Перечислите основные особенности строения скелета головы, туловища, конечностей, связанные с наземным образом жизни, с типом питания.
  3. Поясните, чем отличается строение коры больших полушарий хищников и приматов от коры грызунов.
  4. На примере грызунов и жвачных животных объясните характерные особенности строения пищеварительной системы.
  5. Какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями?

Предмет: Биология класс: 7 Номер урока: 57 дата:

Тема: Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

Лабораторн ая работ а № 11 .

Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.

Цель: Создать условия для качественного усвоения материала о млекопитающих; расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой и отличительными особенностями животных класса млекопитающие; прививать интерес к предмету, воспитывать прилежность и аккуратность при выполнении заданий в тетради; развивать навыки самостоятельной учебной работы; продолжить формирование умения рабо­тать с учебником и тетрадью, находить в тексте необходимые сведения для ответов на вопросы, сравнивать, составлять таблицы и схемы, делать выводы; развивать коммуникативные способности учащихся посредством диалога.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии: развитие критического мышления, проблемно-развивающее обучение

Оборудование : презентация, интерактивная доска, проектор

Ожидаемый результат : ученики умеют давать характеристику класса Млекопитающие; знают отличительные особенности класса; умеют сопоставлять новый класс животных с ранее изученными; умеют описывать внешнее и внутреннее строение; активно участвуют в диалоге, сравнивают, обобщают, делают выводы; аккуратно, самостоятельно выполняют задания, предложенные учителем.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

I . Организационный момент

1. Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе.

2. Озвучивание плана урока.

1. Полная готовность класса к работе.

II . Актуализация знаний, проверка усвоения изученного материала о птицах

1. Составить 3 вопроса по изученному материалу «Класс птицы»

2. Конкурс знатоков птиц. По 3 человека выходят к доске, отвечают на вопросы класса.

3. Подведение итогов этапа.

1. Работают над составлением вопросов

2. Конкурс на лучший вопрос

3. Формулируют выводы.

III . Изучение нового материала.

1. Мотивационный этап . Обеспечение мотивации деятельности учащихся.

2. Озвучивание темы урока, организация на определение целей деятельности на уроке.

Задание: Рассмотрите фотографии животных, определите, к какому классу они относятся? Ответ аргументируйте.

Создание проблемной ситуации : почему млекопитающие стоят на самой высокой ступени развития по сравнению с остальными Хордовыми?

1. Общая характеристика класса Млекопитающие:

Маммология, териология

    Около 4 тысяч видов.

    Теплокровные животные, шерстный покров.

    Живорождение.

    Выкармливание детенышей молоком.

    Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

    Разнообразное и сложное поведение.

    Имеют различные приспособления к условиям обитания.

    Дифференциация зубов.

    Наличие наружного уха.

    Наличие разнообразных желез.

2. Работа с учебником, с. 224. Среды жизни млекопитающих: воздушная, водная, наземно-воздушная, почвенная.

3. Изучение нового материала, используя имеющиеся знания, работа с учебником

Лабораторная работа №11

Изучение внешнего и внутреннего строения млекопитающих.

ЦЕЛЬ:

ХОД РАБОТЫ:

6. Сделайте вывод.

2. Записывают в тетрадях тему урока.

3. Совместное определение целей урока

1. Работают с текстом учебника с. 224, выбирают характерные признаки млекопитающих. Записывают определения наук о млекопитающих.

2. Определяют черты приспособленности животных к среде обитания.

3. Самостоятельное изучение нового материала, выполняют лабораторную работу.

IV Подведение итогов. Первичное закрепление

1.Подведение итогов лабораторной работы.

2. Сравнение птиц и млекопитающих, выявление отличительных особенностей и признаков усложнения.

1. Участвуют в беседе, формулируют выводы.

2. Выявляют отличительные особенности млекопитающих, признаки усложнения.

V Подведение итогов урока. Рефлексия

Метод незаконченных предложений:

1.На уроке я работал _______

2.Своей работой на уроке я___________

3.Урок для меня показался_________

4.За урок я _______

5.Материал урока мне был _______

Мое настроение:

Высказывают свое мнение об уроке и своей роли на уроке.

VI Домашнее задание

$61, рефераты, сообщения о птицах, млекопитающих

Записывают домашнее задание, выставление оценок

Лабораторная работа №11

ТЕМА: Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.

ЦЕЛЬ: изучить особенности строения млекопитающих и их скелета

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации различных представителей класса Млекопитающих, рисунки учебника

ХОД РАБОТЫ:

    Назовите основные признаки млекопитающих. Определите их среду обитания. Какая наука изучает класс Млекопитающих?

    Изучите внешнее строение млекопитающих. Опишите форму тела и укажите, из каких отделов оно состоит.

    Какое строение имеет кожа млекопитающих? Какое значение имеет шерстный покров в жизни животного?

    Рассмотрите голову млекопитающего. Определите, какие органы располагаются на ней. Назовите органы, с помощью которых животное ориентируется в окружающей среде.

    Изучите особенности строения скелета млекопитающих. Сделайте рисунок скелета собаки, подпишите основные части скелета.

    Сделайте вывод.

Строение скелета собаки