История        17.09.2021   

Рабочая программа "развитие познавательных способностей". Программа внеурочной деятельности "развития познавательных способностей" Внеурочная деятельность программа развития познавательных способностей

Главной особенностью региона Европы и активности в нем «третьего сектора» - НПО – является, прежде всего, его история, которая и обеспечила теоретическую, а затем и практическую базу основ демократического общества в действии. Возникновение третьего сектора в Европе тесно связано с теоретическими философскими моделями гражданского общества. Становление определения гражданского общества, его потенциала и функций, во многом предопределило функции третьего сектора в нем.

Рассматривая главные тенденции образования философии гражданского общества в Европе, можно выделить следующих авторов, для которых концепция гражданского общества определялась несколько различными составляющими. Так, Г. Гегель выделял в гражданском обществе, прежде всего, его моральные качества, считал его главной функцией основу морального облика правительства и государства в целом. Для К. Маркса гражданское общество составляло основу поддержки буржуазии. В определении же А. Грамского Antonio Gramsci , гражданское общество – это «этическое содержание государства», арена защиты обществ против рынка и государства. 1 Противопоставляя государство и общество друг другу, он в некоторой мере воспитал взаимное недоверие, в особенности у общества и политических партий друг к другу.

Дата публикации: 18.10.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 16

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____/____________/ Протокол № ___ от

«__»_________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______/ В.М. Щербенкова/

«__»__________2016г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______/Н.В. Помазкина/

Приказ №____________

«__»________2016г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Развитие познавательных способностей учащихся»

Направление развития личности школьника:

общеинтеллектуальное

для учащихся _5-6_ классов

2016 - 2017 учебный год

Составитель:

Вильдан-Бек Елена Викторовна,

учитель математики

МБОУ г. Иркутска СОШ № 16

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

Направленность программы:

Программа курса реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате математики.

Актуальность: В современных условиях расширения масштабов человеческой деятельности и гигантского роста информации значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потенциалам подрастающего поколения. В концепции модернизации образования РФ интеллектуализация учащихся названа в качестве одного из приоритетных направлений. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития. Способные и одаренные личности преумножат человеческий капитал России и послужат ее дальнейшему процветанию. Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Тяга к познанию, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Педагогическая целесообразность: Целенаправленное формирование способностей предполагает глубокие знания общих и специфических, возрастных и индивидуальных закономерностей развития интеллектуальных способностей человека в процессе его жизненного и профессионального роста. Психология и педагогика, наука и практика во все времена искала пути и способы выявления таких закономерностей. Однако данная задача является одной из сложнейших. На разных стадиях возрастного развития наблюдается качественное различие познавательных способностей. Причем симптоматика возрастного и индивидуального в конкретной личности может совпадать, а может значительно отличаться. Поэтому для управления процессом формирования познавательных способностей важно раскрыть общее, целостное их функционирование и выявить специфику и своеобразие развития отдельных компонентов познавательных способностей в возрастном и индивидуальном планах. В соответственно с вышеизложенным были выбраны следующие педагогические принципы:

гуманизация образования;

личностно-ориентированный подход;

научность;

интеграция;

осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;

соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Методы и формы работы:

эвристический;

исследовательский;

поощрения;

интеграции;

Цель данной программы:

сформировать компетентность в сфере общеинтеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основные задачи:

    развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

    формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

    формирование собственного стиля мышления;

    формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

    освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

    развитие интеллектуальных умений

    учимся работать с информацией

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»Воспитательные результаты внеурочной общеинтеллектуальной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний, необходимых для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе, знаний о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта публичного выступления, опыта самоорганизации и организации совместной проектной и исследовательской деятельности.

Воспитательным результатом участия школьника во внеурочной деятельности должны стать духовные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои творческие способности. В результате освоения программы внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений» формируются следующие результаты: Личностные:

Устойчивая мотивация к саморазвитию и самообразованию, готовность и способность школьников к познанию;

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач. Метапредметные:

результаты должны отражать:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

Владение основами самоконтроля, самооценки;

Умение определять понятия, проводить обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

Смысловое чтение;

Умение организовывать учебное сотрудничество совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникативных технологий;

Предметные результаты:

должны обеспечить успешное обучение на следующем уровне общего образования.

Отличительные особенности программы от уже существующих программ: Во время занятий у ребёнка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля, самооценки. У учащихся снижается тревожность и необоснованное беспокойство, они перестают бояться неправильных ответов, так как отсутствуют отметки.

На каждом занятии проводится самостоятельное решение детьми поисковых задач, после которого проводится коллективная проверка решения, также проводится коллективное обсуждение решения задач определённого вида. В курсе используются задания разной сложности, поэтому дети могут почувствовать уверенность в своих силах.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях мною применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, ребусы, кроссворды. Часто дети самостоятельно по своей инициативе готовят задания занимательного плана, что позволяет им почувствовать себя уверенными, развивают любознательность, расширяют кругозор.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа предназначена для обучающихся 11 - 14 лет, приглашаются ребята, имеющие некоторые пробелы в знаниях по математике.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов.

Развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) - 228 ч

учимся работать с информацией (8 класс) - 76 ч.

Формы и режим занятий:

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

    учебная игра;

    развивающая игра;

    тематические задания по подгруппам;

    практическое занятие;

  • викторина;

участие в акциях.

Планируемые результаты.

В результате изучения курса учащиеся должны:

правила конструирования определений, формулирования выводов;

правила классификации и сравнения;

методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, преобразование свойств, морфологический ящик;

способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

правила сохранения информации, приёмы запоминания;

    анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

    слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

    проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

    владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развернутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

    работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Формы подведения итогов реализации программы

    диагностическое тестирование;

    итоговое тестирование.

Учебно-тематическое планирование

Наименование раздела

Что такое интеллект

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид

Понятий

Функциональные отношения между понятиями

Сравнение понятий

Классификация понятий

Объяснение значения слов

Творчество

Воображение

Конструирование на плоскости и в пространстве

Оценка явлений и событий с разных точек зрения

Метод решения изобретательских задач

Чтение как способ получения информации

Приёмы работы с текстами

Недостатки традиционного чтения

Дифференциальный алгоритм чтения

Способы обработки полученной информации

Способы представления информации в различных видах

Работа с устным текстом

Библиографический поиск

Справочная литература

Логические и творческие задачи

Тестирование

Развиваем логическое мышление.

Что такое интеллект.Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями.

Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Учимся мыслить творчески.

Выделение существенных признаков понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.

Классификация понятий.

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Объяснение значения слов.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Творчество.

Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.

Воображение.

Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве.

Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.

Методическое обеспечение

Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создает условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. У них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Методическими особенностями проведения занятий является следующие:

1. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля и познавательной активности, а также другим методам:

2.Репродуктивный: устный опрос, упражнения на запоминание материала, игра.

3. Частично-поисковый: самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы.

4. Проблемный: выполнение логических операций, осмысление материала, составление плана.

5. Исследовательский: осознание учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, проведение эксперимента, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом.

Формы занятий должны быть разнообразными: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя в зависимости от реальных возможностей учащихся.

На каждое занятие отводится 1 ч. в неделю.

Технические средства обучения

    Мультимедийный компьютер

    Мультимедиапроектор

    Средства телекоммуникации

    Экран навесной

Список литературы

Для учителя

    Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. - М.: Просвещение, 2012

    Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М.:НИИ школьных технологий, 2004

    Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1996

Для учащихся

Учебно - тематическое планирование

практика

Человек и его интеллект

Диагностическое тестирование

Обобщение и ограничение понятий

Выделение существенных признаков

Обобщение понятий при построении определений

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

Сравнение понятий. Отношения противоположности

Установление причинно-следственных связей

Логические задачи

Классификация понятий

Сравнение понятий. Аналогия

Поиск закономерностей

Выделение существенных признаков предметов

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Итоговое тестирование

Календарно-тематическое планирование

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

Сравнение понятий. Отношения противоположности.

Установление причинно - следственных связей

Логические задачи

Логические задачи

Классификация понятий.

Классификация понятий.

Классификация понятий.

Сравнение понятий. Аналогия.

Сравнение понятий. Аналогия.

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей

Выделение существенных признаков

Объяснение понятий в зависимости от контекста.

Логические задачи

Логические задачи

Итоговое тестирование. Соревнование.

Итого часов

Наименование раздела, тема занятия

практика

Диагностическое тестирование

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

Сравнение понятий

Выделение существенных признаков

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

Смысловые словосочетания

Синонимы, антонимы

Творчество. Методы решения творческих задач

Метод контрольных вопросов

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

Воображение

Компьютерный практикум

Конструирование на плоскости

Конструирование в пространстве

Постановка и разрешение проблем

Разрешение проблемных ситуаций

Метод разрешения противоречий

Итоговое тестирование

Решение творческих задач

Календарно-тематическоепланирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» для 3 класса разработана на основе авторской программы «Развитие познавательных способностей», автора О. Холодовой, 2009г., учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы

развивающих занятий.

Задачи:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной

деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение

выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,

внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать

свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано

доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать

нестандартные задачи;5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности

обучающихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и

взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,

объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе

изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Общая характеристика.

В основе программы лежит принцип разнообразия творческо - поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи

определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество

деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В программе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать

уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут

решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется

другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов,

формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство

уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Обучающиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому учатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе.

В данной программе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач,

направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью

усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При

этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по

сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и

развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.

Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и

наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объѐма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объѐма

устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных

предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с

помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения

составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Описание места курса во внеурочной деятельности

Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности и на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания , а также направлена на реализацию воспитательных задач.

Поурочное планирование составлено на 34 рабочие недели из расчёта 1 час в неделю (всего 34 часа) по 45 минут.

Ценностные ориентиры

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему пароду, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, (забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся достаточно хорошо могут ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные

способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению

предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как

умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,

доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-

концепцию»).

Основные принципы распределения материала:

1) системность – задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны

ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в

непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

В результате изучения программы обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

рабочей тетради.

Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с

помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

схем).

Коммуникативные УУД:

ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие

показатели:

самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие

математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,

плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические

рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи

с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,

схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами являются формирование следующих умений.

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых

определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной

деятельности оцениваются по трѐм уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об

общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и

повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного

социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного

отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие

школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной

просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребѐнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний,

начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного

общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в

открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую

незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный

человек действительно становится (а не просто узнаѐт о том, как стать) социальным

деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного

общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Итоговый контроль в формах

Тестирование;

Практические работы;

Творческие работы обучающихся;

Контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -

незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,

которые предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся

предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения

предмета и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты

проверки фиксируются в зачѐтном листе учителя. В рамках накопительной

системы, создание Портфолио.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий:

чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно,

выше развивающий эффект занятий;

поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при

выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями

самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение

успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за

работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,

внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи,

направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. В процессе

выполнения каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый

раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на

несколько групп:

задания на развитие внимания.

задания на развитие памяти.

задания на совершенствование воображения.

задания на

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости,

переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию

жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух треходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной

памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять

специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и

прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей

увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не

изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая

карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного

рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из

нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур

Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых

напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет

изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям

материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил

логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные

объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.

Список литературы

для учителя:

О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика).

Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ - книга,2011.

для обучающихся:

О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочая

тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга,2011.

Интернет-ресурсы:

http:www.viku.rdf.ru.

http:www.rusedu.ru.

http://www.edus

Тематическое планирование

Раздел темы

Часы

Введение

Развитие памяти

Развитие воображения

Развитие восприятия

Развитие внимания

Развитие мышления

Итого

Поурочное планирование

Номер

Дата

Тема

Выявление уровня развития, внимания, восприятия, воображения,

памяти и мышления на начало учебного года.

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

Развитие концентрации внимания.

способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

рассуждать.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие

способности рассуждать.

аналитических способностей.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности

рассуждать.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических

способностей.

Развитие логического мышления.

Решение логических и творческо-поисковых задач.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие

способности рассуждать.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических

способностей.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие

способности рассуждать.

аналитических способностей.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности

рассуждать.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками

Развитие логического мышления

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие

аналитических способностей.

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических

способностей.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие

способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие

аналитических способностей.

Поиск закономерностей.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками

Развитие логического мышления.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие

умения рассуждать и анализировать.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических

способностей.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения

рассуждать и анализировать

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие

аналитических способностей.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения

рассуждать и анализировать.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №..

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ :

Методический Совет Директор МБОУСОШ №..

___________ «______»_____2014 г. «______»__________ 2014 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

___________________________________________________________________

Возраст обучающихся 7лет

Количество часов в год 33ч

Педагог, реализующий программу

Клюшкина Александра Сергеевна

Рецензия

на программу дополнительного образования детей « Развитие познавательных способностей» педагога Клюшкиной Александры Сергеевны, учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № … города Сургута. Объединение « Развитие познавательных способностей» является формой дополнительного образования, посредством деятельности которого реализуется данная программа. Курс « Развитие познавательных способностей» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы. Духовно-нравственный подход в образовании способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса « Развитие познавательных способностей» в рамках начальной школы. В этом заключается актуальность программы.

Автор выдвигает цель: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

Для реализации цели в программе поставлены следующие задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

В программе указан ожидаемый результат, а также нормативно- правовые и научно- методическое обеспечение программ. Программа рассчитана на 4 года реализации, возраст детей: 7-10 лет; 1 час в неделю, 33 часа в год. Имеется содержание программы.

Программа содержит следующие разделы:

1. Паспорт дополнительной общеобразовательной программы.

2. Пояснительную записку.

3.Тематическое планирование.

4. Список используемой литературы.

Данная программа отвечает современным требованиям по разработке образовательных программ; структура выдержана. Программа приемлема для работы в системе дополнительного образования МБОУ СОШ №.. соответствует его специфике. Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.


Заместитель директора по УВР _________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию познавательных способностей составлена на основе следующих нормативных документов:

    постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;

    постановление Администрации города Сургута от 24.02.2012 г. № 1113 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2012-2014 годы» (с изменениями от 05.07.2012 № 5058);

    постановление Администрации города Сургута от 30.11.2012 г. № 9202 «Об утверждении ведомственных целевых программ департамента образования на 2013-2015 годы» (с изменениями от 04.09.2013 г. № 6360, от 06.02.2014 г. № 868);

    постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721);

    постановление Администрации города от 21.12.2012 г. № 9837 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги «Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей», предоставляемой муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными департаменту образования Администрации города (с изменениями от 24.03.2014 г. № 1941, от 24.06.2014 г. № 4178);

    Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;

    постановление Администрации города от 21.11.2013 г. № 8483 «О календарном плане мероприятий для обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2014 год»;

    постановление Администрации города от 22.17.2014 г. № 5089 «О календарном плане мероприятий для учащихся, воспитанников и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных департаменту образования, на 2015 год»;

    приказ департамента образования Администрации города «Об организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования» (проект).

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МБОУ СОШ№…

Название программы

Развитие познавательных способностей

Направленность программы

Духовно-нравственная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Клюшкина Александра Сергеевна

Год разработки

2012г

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический Совет ___________

Информация и наличие рецензии

Руководитель Методического Совета школы

Цель

Цель программы – это развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.

Задачи

Обучающие:

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

Формирование и развитие логического мышления;

Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

Развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

Развитие речи и словарного запаса учащихся;

Развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

Формирование положительной мотивации к учению.

Формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

Формирование умения работать в группе

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

Увеличить скорость и гибкость мышления

Выделять существенные признаки и закономерности предметов;

Сравнивать предметы, понятия;

Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

Определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

Концентрировать, переключать своё внимание;

Развивать свою память;

Улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

Уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

Самостоятельно выполнить задания;

Осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; - решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать; - находить несколько способов решения задач;

Работать в группе.

Срок реализации программы

Реализация программы рассчитана на четыре года, познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.

Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

Задания на развитие внимания;

Задания на развитие памяти;

Задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;

Задания на развитие мышления;

Задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.

Количество часов в неделю / год

Количество часов в неделю – 1ч

Количество часов в год - 33 ч

Возраст обучающихся

7лет

Формы занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Работать по данному комплекту можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Данное пособие можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию детей.

Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 30-35 минут (в 1 классе).

Методическое обеспечение

Учебно - методический комплекс курса:

    Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). Методическое пособие 1 класс / О.А.Холодова. – М.: Росткнига, 2008

    Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) : Рабочие тетради в 2-х частях / О.А.Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2011г.

Формы подведения итогов

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

-– степенью помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения заданий на разных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальных марафонах и т.п., при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно и насколько эффективно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

Отзывы учителей, воспитателей ГПД, родителей.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Для проведения занятий по РПС предполагается использование учебно-методического комплекта « Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» О.А. Холодовой, состоящего из:

    двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради для 1 класса № 1, 2/ О.А. Холодова. – М.: Росткнига, 2011

    программы и методического руководства для учителя;

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – М.: Росткнига, 2011

Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2014/2015 учебный год

Учебно-тематический план (далее – УТП) составлен в соответствии с программой « Развитие познавательных способностей », разработанной О.А. Холодовой и рекомендованной к реализации Департаментом образования

и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Вид образовательной деятельности – духовно-нравственная.

Цель (для данного года обучения) – это развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Задачи (для данного года обучения):

Обучающие:

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

Формирование и развитие логического мышления;

Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

Развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

Развитие речи и словарного запаса учащихся;

Развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

Формирование положительной мотивации к учению.

Формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

Формирование умения работать в группе

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014/2015 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

4г.

Год обучения (первый, второй и т.д.)

1г.

Возраст обучающихся

7л.

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

25ч.

Количество часов в неделю

1ч.

Общее количество часов в год

33ч.

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий;

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

Работать по предложенному плану;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

2. Познавательные :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющиеся предметные учебные знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

3. Коммуникативные универсальные учебные действия :

Уметь доносить свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные универсальные учебные действия:

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

Выделять существенные признаки предметов;

Сравнивать между собой предметы, явления;

Обобщать, делать несложные выводы;

Классифицировать явления, предметы;

Определять последовательность событий;

Судить о противоположных явлениях;

Давать определения тем или иным понятиям;

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

Выявлять функциональные отношения между понятиями;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Учебно-тематический план

на 2014/2015 учебный год

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование воображения

Развитие логического мышления

ИТОГО: 33 часа

Календарно-тематическое планирование

для группы (1 г.о.)

№п/п

Наименование раздела

Наименование темы занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

Выявление уровня развития детей

Вводное занятие.

Выявление уровня развития детей

Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

Тренировка внимания

Развитие логического мышления

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Тренировка слуховой памяти

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

Развитие логического мышления

Развитие концентрации внимания

Тренировка зрительной памяти

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Обучение поиску закономерностей

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

Развитие логического мышления

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование воображения

Тренировка зрительной памяти

Обучение поиску закономерностей

Совершенствование воображения

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Развитие концентрации внимания

Тренировка внимания

Поиск закономерностей

Выявление уровня развития познавательных процессов

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Ступеньки к школе» и авторской программы А.С. Сиротюк «Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» и в соответствии с основными требованиями ФГОС дошкольного и начального образования.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятие проводится 1 раз в неделю. 26 занятий в год. Продолжительность занятий - 25 минут.

Цель данного курса :

  • развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса :

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • формирование навыков произвольного поведения;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты обучения курса

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В результате изучения курса обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

Проговаривать последовательность действий;

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

Учиться работать по предложенному педагогом плану;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Учиться совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную от педагога;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

Слушать и понимать речь других;

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

К концу обучения по программе «Развитие познавательных способностей» (6-7лет) предполагается продвижение детей в социальном, личностном, общем развитии, улучшение организации деятельности, развитие познавательных процессов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения:

1) Умение общаться с чужими взрослыми и сверстниками, зная основные правила общения и поведения.

2) Умение управлять своим поведением.

3) Умение адаптироваться в новой обстановке.

4) Умение работать самостоятельно без подкрепления игровым мотивом.

5) Умение достаточно объективно оценить результат своей работы
6) Умение самостоятельно найти и исправить ошибку.

7) Умение воспринять инструкцию и по инструкции выполнить задание до конца в соответствии с поставленной целью и задачами без повторной инструкции.

8) Умение планировать свою деятельность.

9) Умение сосредоточенно, без отвлечений выполнить задание в течение 10-15 минут.

10) Умение переключиться с одного вида деятельности на другую без отвлечения на внешние раздражители.

11) Умение механически запомнить 5-6 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении, 8-10 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами.

12) Умение применить логическое запоминание (группировка по смыслу).

13) Умение систематизировать, классифицировать и группировать процессы, явления, предметы.

14) Умение анализировать простые причинно-следственные связи.

15) Умение воспринимать любую новую информацию.

16) Умение различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости.

17) Умение классифицировать предметы и фигуры по форме и величине.

18) Умение мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать по схеме.

19) Умение сохранять интерес к различным видам деятельности.

20) Умение проявить настойчивость при преодолении трудностей

«Развитие познавательных способностей»

Личностно-мотивационный блок.

Формирование мотива учебной деятельности. Формирование социального, познавательного, оценочного, позитивного мотивов.

Развитие мотива личных достижений, признания, самоутверждения.

Установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Организация деятельности. Произвольность.

Развитие способности воспринимать инструкцию. Выполнение задания по инструкции в соответствии с поставленной целью и задачами.

Планирование деятельности. Умение довести задание до конца.

Оценка качества работы. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

Познавательные процессы.

Развитие основных видов восприятия, усвоение сенсорных эталонов: цвета, формы, величины.

Формирование перцептивных действий: приравнивание к эталону, моделирование. Развитие восприятия времени, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Развитие разных типов и видов памяти.

Наглядно-образная память: запоминание цвета, звука, образа отдельных конкретных предметов.

Развитие эмоциональной, двигательной и словесно-логической памяти.

Формирование способности к непосредственному (механическому) запоминанию нескольких не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

Произвольное запоминание слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами.

Овладение приёмами логического запоминания (группировка и соотнесение по смыслу).

Развитие видов и свойств внимания.

Повышение уровня развития произвольного внимания. Увеличение объема и устойчивости внимания. Развитие умения переключиться с одного вида деятельности на другой.

Развитие форм мыслительной деятельности.

Расширение объёма и углубления чёткости и ясности знаний об окружающем мире, себе, быте, жизни.

Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-схематического, словесно-логического (понятийного) мышления.

Формирование способности к систематизации и классификации (нахождение общего и различного в предметах, явлениях, процессах). Анализ простых причинно-следственных связей. Активизация восприятия новой информации.

Развитие способности высказывать собственное элементарное суждение, сделать простой логический вывод, продолжить словесное рассуждение или образное действие.

Развитие речи.

Развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками (умение задать вопрос, ответить на вопрос, выразить свою мысль).

Увеличение объёма простых и сложных предложений, увеличение количества обобщающих слов. Использование объяснительной речи. Формирование внутренней речи для обеспечения планирующей функции.

Нейропсихологическая коррекция.

Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения.

Упражнения для языка и челюсти.

Перекрестные телесные упражнения.

Упражнения для мелкой моторики рук.

Упражнения для релаксации и визуализации.

Функциональные упражнения.

Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Упражнения с правилами.

Эффективность цикла занятий оценивается:

1) по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики учащихся;

2) по отзывам самих учеников, проявление желания продолжения сотрудничества;

3) по наблюдениям психолога и учителей- предметников.

Тематическое планирование по курсу

«Развитие познавательных способностей»

1 занятие в неделю, всего 26 занятий в период обучения

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Формирование приёмов учебной деятельности.

Формирование умения действовать по правилу и разных видов

контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Формирование приёмов самоконтроля.

Повышение уровня произвольности.

1. Растяжка "Подвески".
2. Дыхательное упражнение.

"Лягушка", "Змейки", "Массаж ушных раковин", "Замок", "Лезгинка", "Паровозик", "Рисующий слон".
Усложнение - упражнения выполняются с закрытыми глазами.
5. Функциональное упражнение "Кто летает?".Цель: развитие концентрации внимания.
6. Когнитивное упражнение "Визуализация перемещений".
7. Коммуникативное упражнение "Сороконожка".
Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками
8. Коммуникативное упражнение с правилами "Путаница".
9. Релаксация "Ковер-самолет".

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям

1. Растяжка "Снеговик". 2. Дыхательное упражнение.
3. Глазодвигательное упражнение

4.Упражнения для развития мелкой моторики рук:
"Лягушка", "Змейки", "Замок","Лезгинка", "Паровозик", "Рисующий слон","Сова".
Усложнение - упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.

5. Функциональное упражнение "Что слышно?".
Цель: развитие концентрации внимания. 6. Когнитивное упражнение "Визуализация Волшебника".
7. Функциональное упражнение "Рубка дров".
Цель: элиминация агрессии.
8. Коммуникативное упражнение "Тачка".
9. Релаксация "Раскачивающееся дерево".

Развитие внимания.

Упражнения, направленные на увеличение объёма, уровня распределения внимания.

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

1. Растяжка "Кошка".

2. Дыхательное упражнение.
3. Глазодвигательное упражнение.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук:
"Лягушка", "Змейки", "Замок", "Лезгинка", "Массаж ушных раковин","Паровозик","Рисующий слон", "Сова".
Усложнение - на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен вслух произносить "хве". 5. Функциональное упражнение "Считалочки-бормоталочки". Цель: развитие концентрации внимания. 6.Коммуникативное упражнение с правилами "Животные".7. Функциональное упражнение "Тух-тиби-дух".
8. Функциональное упражнение "Танцы-противоположности".
Цель: элиминация агрессии и импульсивности.
9. Релаксация "Море".

Развитие памяти.

Упражнения для развития зрительной, слуховой, эмоциональной, смысловой памяти.

1. Растяжка "Половинка".
2. Дыхательное упражнение.
3. Глазодвигательное упражнение.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук: "Лягушка","Змейки", "Замок" "Лезгинка".
Усложнение - на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить "хве" и "фи", чередуя их. "Массаж ушных раковин", "Паровозик", "Рисующий слон","Сова".

5. Когнитивное упражнение "Визуализация водопада".
6. Коммуникативное упражнение с правилами "Хвасталки".
7. Функциональное упражнение "Шалуны".
Цель: развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности.

8. Коммуникативное упражнение "Компас".
Цель: элиминация импульсивности и развитие навыков взаимодействия со сверстниками. 9. Релаксация "Парусник".

Развитие мышления.

Упражнения, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического (понятийного) мышления.

1. Растяжка "Лучики".2. Дыхательное упражнение. 3. Глазодвигательное упражнение.4. Упражнения для развития мелкой моторики рук:"Лягушка", "Змейки","Замок","Лезгинка","Массаж ушных раковин", "Паровозик", "Рисующий слон", "Сова".
Усложнение - на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить "хве" и "фи", чередуя их. 5. Функциональное упражнение "Птенцы".
Цель: развитие концентрации внимания и навыков совместной деятельности. Участники садятся в круг.
6. Когнитивное упражнение "Визуализация волшебной восьмерки".
7. Когнитивное упражнение "Зашифрованное предложение".
Цель: формирование произвольности, слухоречевой памяти и межполушарного взаимодействия. 8. Коммуникативное упражнение с правилами "Принц на цыпочках".
9. Релаксация "Потянулись - сломались".

Развитие речи.

Увеличение словарного запаса. Развитие объяснительной речи.

Формирование внутренней речи.

1. Растяжка "Звезда".2. Дыхательное упражнение "Очищающее дыхание".3. Глазодвигательное упражнение.4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. 5.Когнитивное упражнение "Пуантизм".
Цель: формирование тактильных ощущений, элиминация агрессии. 6.Коммуникативное упражнение "Мост дружбы".7.Коммуникативное упражнение "Распускающийся бутон".Цель: развитие навыков совместной деятельности и двигательного контроля, элиминация импульсивности. 8. Релаксация "Росток".

Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Безруких М.М. «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста». М.,2014 г.

  1. Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе». М.,2014 г.
  2. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» М., 2005 г.
  3. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» М., 2008 г.
  4. Голубь В.Т. «Графические диктанты» М. 2006 г.
  5. Архипова И.А. «Подготовка ребенка к школе» Екатеринбург, 2006 г.
  6. Агафонова И.Н. Экспресс - диагностика готовности к школе СПб 1997

8.Дубровина И.В. Я работаю психологом… М., 1999.

9.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 2000.

10.Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. М., 1999.

11.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. - М., 1999 г.

12.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000..

13.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2002

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. Учебный класс для занятий с детьми.
  2. Танцевальный зал.
  3. Учебная доска.
  4. Ковровое покрытие.
  5. Рабочие тетради.
  6. Наборы простых и цветных карандашей, ластик.
  7. Демонстрационный и раздаточный материал из серии Игра «Забавы в картинках»:

Игры-лото «Логика», «Найди и прочитай», «Где я это видел?», «Подбери по цвету и форме», «Направо - налево», «Детям о времени», «Из чего мы сделаны?», «Одинаковое - разное», «Предметы из сюжетов», «Логические таблицы», «Каким бывает день?»;

Тестовые задания для проверки знаний «Мышление», «Внимание», «Память»;

Развивающие игры «Предметы и контуры», «Найди различие», «Рукавички», «Ребусы», «Расшифруй слова», «Противоположности», «Положи в корзину», «Выбери картинку», «Найди четвертый лишний», «Истории в картинкахвертый лишний оверки знаний"ал;необходимо и сравнении;енийх отношенийчебных действий()», «Что перепутал художник?», «Картинка в картинке».