Науки        27.11.2021   

К вопросу о методике преподавания юридических дисциплин. Особенности преподавания специальных юридических дисциплин О проблемах преподавания юридических дисциплин в вузе

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

О.А. Пугина

Pugina O.A. Issues of law teaching methodology. The article discusses some topical issues of law education and proposes an original methodology of teaching law in educational establishments.

Проблема преподавания права в учебных заведениях, по понятным причинам, возникла совсем недавно, в 90-е годы. Принятие Конституции РФ в 1993 году, присоединение Российской Федерации в 1998 году к Европейской конвенции по правам человека (в 1950 году) привлекло пристальное внимание общественности к вопросам правового образования и воспитания, прежде всего в сфере прав человека. Возник вопрос: кем должен быть преподаватель правовых дисциплин -юристом или педагогом. Юристы отвечают на данный вопрос однозначно - только юристом, нисколько не задумываясь над тем, что тем самым приводят юридическое образование к ущербности. Между тем пренебрежение методикой преподавания юридических дисциплин имеет печальный результат: выпускники юридических вузов недостаточно хорошо владеют навыками словесности, другими видами устной и письменной форм юридической техники, но, самое главное, остается невысоким уровень правового мышления. Хотя занятия перенасыщены правовой информацией, они скучны и не создают условий ее эффективного усвоения. Нередкое отсутствие на занятиях проблемно-сти, наглядности и других методов преподавания не воспитывает смелости мысли, не развязывает ум студента, недостаточно влияет на эмоциональное восприятие правовых понятий и категорий. Необходимо помнить, что если мы дадим знания, но не научим действовать, граждане будут пассивны и беспомощны. Если научим действовать, но не привьем правовой культуры, мы вырастим самоуверенных и некомпетентных карьеристов.

Методика преподавания права - совершенно особая отрасль науки, лежащая на стыке педагогики и права. И нельзя определить, какого компонента в ней больше: педагогического или юридического. Зато очевидно, что предметом изучения данной науки является право, а методом правового обуче-

ния - педагогические технологии. Субъектами правового обучения являются, с одной стороны, студенты юридических вузов, а с другой стороны - преподаватели, имеющие двойное (педагогическое и юридическое) образование. Преподаватель-юрист, не владеющий методологией преподавания права, не сможет подготовить квалифицированного специалиста, востребованного современным обществом. А педагог, не ощущающий тонкой ткани правовой материи, никогда не научит правовому мышлению и не воспитает правовое сознание.

Право не может преподаваться так же, как другие, смежные с ним дисциплины, оно требует совершенно других подходов. Прежде всего, потому, что преподавание права в рамках господствующей системы, где преподаватель должен изначально знать правильные ответы, а учащийся - учиться поиску именно таких ответов, какие предложит преподаватель, противоречит сущностным основам курса права, в центре внимания которого человеческая личность. Попытка навязывать учащемуся свое мнение означает нарушение его прав. Поэтому на занятиях по изучению права точка зрения преподавателя не является истиной в последней инстанции, а мнение учащегося необходимо уважать, даже в случае очевидных заблуждений. Главным принципом таких занятий должен стать принцип сотрудничества преподавателя и учащегося.

Последнее не означает, что отвергаются все наработанные в педагогике формы и методы обучения. Напротив, их разнообразие обогатит занятия. Не хотелось бы обидеть тех преподавателей-юристов, которым уже удалось создать атмосферу сотрудничества на своих уроках, совместного поиска решений учебных задач. Подчеркиваю, что именно на занятиях по правовым дисциплинам отход от принципа сотрудничества влечет за собой достижение педагогического результата, обратного задуманному. Но, позвольте

заметить, что те, кто добились подобных достижений, постигали педагогическую науку самостоятельно. И, вероятно, не раз пожалели о недостатке педагогических знаний.

Нельзя считать нормальным для общества, претендующего на цивилизованность, пренебрежительное отношение к методике преподавания права со стороны и высших государственных чиновников, и преподавателей с одним только юридическим образованием. Более того, они зачастую не задумываются, а иногда и не догадываются о том, что происходит, когда нарушаются исторически сложившиеся педагогические технологии в преподавании правовых дисциплин.

Университет не может готовить практиков, но университет не должен готовить только теоретиков. Задача университета - научить тем знаниям и приемам, с помощью которых студент может впоследствии сделаться ученым, судьей, адвокатом, администратором и так далее, и развить умственные свои силы, то есть так вести преподавание, чтобы студент не боялся самостоятельно работать умом, воспитывать смелость мысли .

Из сказанного вытекают следующие требования к преподаванию права в учебных заведениях:

Сообщать необходимые сведения, то есть факты в системе. Для студента нужны только факты достоверные, а не спорные. Спорные могут быть сообщены только в том случае, если они изложены с доказательствами, что дает иллюстрацию приемам ученого исследования;

Развивать умственные силы, развязать ум ученика. Всякая школа должна внушать студентам смелость мысли, то есть решимость ставить новые задачи, искать новые приемы.

Без этого университеты будут выпускать рутинеров-ремесленников, которые будут способны повторять только то, что делали и до них. Ни практика, ни наука от таких специалистов не выиграет ничего.

Лекции. Нет необходимости отрицать живое руководство для студентов; но это руководство должно быть на деле существенно-необходимым для них, таким, без которого они одни, самостоятельно, не могут приобрести знаний или умений. Лекции преподавателя, или лучше занятия с преподавателем, будут интересны для студентов тогда,

когда последние ни откуда больше не могут приобрести сведений так же удобно, как от преподавателя. Что же именно должен студент искать у преподавателя и что может сделать один? Это зависит от свойств преподаваемой науки, так что нельзя дать одного ответа. Но так как большинство юридических наук имеют в виду положительное право, то вообще можно сказать, что у преподавателя студент должен искать руководства в следующих отношениях:

1. Уменье обрабатывать источники права и его историю. Поэтому, прежде всего, необходимо научить студентов-юристов обращаться с источниками, они должны уметь отыскать подходящие статьи законов, применить к ним все выработанные наукой правила толкования; если изучается история права, то их надо познакомить с главными источниками ее, научить критике этих источников. Когда студент исполнит эту первую работу под руководством преподавателя, можно перейти к более тонким приемам обработки.

2. Уменье систематизировать добытый материал, юридические конструкции, а если изучается история какого-нибудь права, то обучить построению исторических гипотез, установлению исторической перспективы в добытых сведениях, разделению на периоды и так далее. Нет нужды обрабатывать со студентами весь курс вышеуказанным порядком. Нужно продолжать это до тех пор, пока средний студент усвоит себе все главные приемы обработки права. Остальной материал может быть изучен студентами по учебнику.

3. Уменье прилагать нормы права к отдельным случаям права требуется не для эстетических целей, а для практических, для применения к жизни. Поэтому нельзя считать совершенным юристом того, кто ограничился теоретическим изучением системы права. Студенту необходимо показать проторенные пути, рутину. Но иногда не нужно знать и общепринятого применения, а нужно узнать, как обойти закон. Задача преподавателя - научить студентов наиболее справедливому применению права. Для этого, конечно, сам преподаватель должен иметь и теоретическую, и практическую подготовку, что в настоящее время у нас не считается обязательным. Если сказанное справедливо, то мы должны признать, что вторым, недос-

тупным для самообразования предметом преподавания в университете, будет практическое применение права.

4. Уменье создавать новое право. Эта проблема очень мало разработана для преподавания. В учении об источниках права обыкновенно указывается, как издается закон, как вырабатывается юридический обычай; но делается это кратко или указывается только формальный порядок. Между тем людям, посвящающим себя судебной и административной деятельности, приходится иногда участвовать в создании законов, или, по крайней мере, в сочинении проектов законов. Никто не станет отрицать пользы правил, которые бы указывали, как нужно приступать к этому важному делу:

Изучить смежные отношения;

Определить критерии уважения действующего права (насколько допустимы заимствования);

Обучить формулированию законов;

Объяснить границы вторжения в нравственную, частно-хозяйственную область и многое другое.

Важность таких правил едва ли кто будет оспаривать. Можно давать студентам задачи сочинить закон при точно определенных условиях, то есть указать, откуда они могут взять материал для решения, или предложить проверить конституционность вновь изданного закона и так далее.

Отыскивать главные и второстепенные мысли автора;

Научить его проверить доказательства. Обыкновенно студент склонен принимать на веру всякое положение ученого автора, или же голословно отвергать его;

Обратить внимание на ссылки, которые обычно остаются без внимания. Студенту иногда и в голову не приходит проверить, правильно ли рассуждение автора с логической стороны. Кроме того, на примере научных работ преподаватель будет иметь случай пояснять студенту те же самые приемы обработки права и догматической и исторической стороны, которые он ему показывал при непосредственном изучении источников.

Именно при этом руководстве слово преподавателя и делается живым, потому что

оно вызывается обменом мыслей между учителем и учеником; учитель начинает говорить тогда, когда видит, что ученик нуждается в объяснении, и притом говорит с уже знакомыми людьми, а не с безликой массой . Затем, лекция может понадобиться и в тех случаях, когда преподаватель признает полезным, после совместной со студентами разработки деталей, свести их к единству, обобщить. И здесь во многих случаях лучше бывает дать это объединение письменно, чтобы студент мог лучше продумать и проверить его. На лекциях преподавателю необходимо всегда помнить, что он на кафедре, а не на сцене: красота его изложения должна быть рассчитана на ум, а не на чувство; она должна быть не целью, а средством, чтобы как можно яснее передать сведения и вызвать ум студентов к творчеству.

Учебники. Нет необходимости объяснять, что учебник должен быть составлен в расчете на способности и подготовку среднего студента, следовательно, просто, без загромождения его учеными терминами и понятиями, но с важнейшими цитатами из источников или ссылкой на них. В учебнике должны излагаться сведения по возможности только достоверные.

Экзамены. Существуют две задачи экзаменов по правовым дисциплинам: педагогическая (выяснить, достаточно ли усвоил студент предыдущее, чтобы мог идти далее) и политическая (выяснить, можно ли дать известные права). Для нас важно рассмотреть экзамены первого рода. В настоящее время экзаменам не указана ясная задача. Всякий экзаменатор определяет ее сам, как умеет: но вообще экзаменатор ограничивается требованием, чтобы студенты осмысленно знали известные факты, теории, гипотезы.

Что требовать на экзамене? Это чрезвычайно важный вопрос, в связи с которым должны решаться все прочие вопросы, возникающие до экзамена. А во главе всех требований следует поставить то, чтобы экзамен соответствовал требованиям университетского преподавания, потому что педагогический экзамен не что иное, как проверка успехов, сделанных студентом при прохождении университетских курсов. Это требование не только является необходимым следствием самого понятия экзамена, но вызывается еще и практическим соображением. Если на экзамене будут требовать то, чему учат в тече-

ние года, то студент будет дорожить руководством преподавателя, даже искать его и регулярно посещать университет. Отсюда вытекает второе требование. Так как преподавание преследует двоякую цель - сообщить уже известные научные истины и научить приемам добывания новых истин, то и на экзамене должны быть поставлены двоякие требования. Нельзя назвать научно-образованным человеком того, кто запомнит большое количество фактов, не понимая их, и может описать приемы научной работы, но в действительности не умеет применять их. Тем не менее, необходимо выставить решительно это требование общего развития. В настоящее время экзаменаторы нередко бывают в затруднении, как оценивать знания без достаточного умственного развития. Никто, конечно, не станет утверждать, что знание без полного понимания делает все-таки человека образованным; но могут сказать, что экзаменатор, ставя удовлетворительный балл, оценивает трудолюбие, которое иногда важнее знания. Последнее соображение само по себе справедливо; но диплом высшего учебного заведения, особенно университетский, должен даваться как свидетельство научной образованности, а не трудолюбия. Диплом об успешном изучении юридических наук дает право на такие виды общественной деятельности, в которых одно трудолюбие не имеет значения . Под общим умственным развитием в данном случае подразумевается способность правильно наблюдать и анализировать факты, критически относиться к ученым теориям и прилагать выработанные методы к новым явлениям. Ввиду вышеуказанных педагогических целей экзамена, необходимо ограничить его только существенными вопросами. Если экзамен должен выяснить научную подготовленность студента в области юридических наук, то нет нужды требовать от него знания второстепенных и третьестепенных фактов, ибо они свидетельствуют не о научном развитии, а о хорошей памяти. К тому же всем известно, что подробности всегда легко исчезают из памяти даже и при твердом заучивании их.

Если преподавание будет поставлено согласно вышеуказанным принципам, и на экзамене будут спрашивать только существенное, то для студентов университета нет нужды назначать особое время для подготовки. Если студент работает под руководством

преподавателя в течение всего курса правильно, то эта работа и есть наилучшая подготовка к экзамену. Правильною работой мы называем такую, которая дает трудолюбивому студенту возможность усвоить известные знания и умения на долгое время, иногда даже на всю жизнь.

В данном исследовании изложены далеко не все проблемы преподавания права. На мой взгляд, многое зависит от недостатка систематизированных знаний о методике преподавания права1. А это, хотя и в отдаленной перспективе, можно исправить с помощью развития соответствующих образовательных программ. Нетрудно понять, что они должны адресоваться, прежде всего, молодым людям, тем, кому в недалеком будущем предстоит определять правовую стратегию страны.

Главным вкладом преподавателей Молодежного центра прав человека и правовой культуры в методику преподавания прав человека, на мой взгляд, стало то, что на этапе формирования методологии курса они четко определили: преподавание права возможно только в рамках педагогики сотрудничества. Преподаватели Пермской школы прав человека, кафедра ЮНЕСКО института права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина также подготовили учебные пособия и учебно-методические рекомендации по данной тематике.

1. Боголепова Е.А. Николай Павлович Боголепов. М., 1912. С. 36.

2. Томсинов В.А. // Политиздат. 1997. № 2. С. 105.

1 Методика преподавания права не является новшеством для западных демократий, которыми накоплен большой опыт обучения этому предмету. Из переведенных на русский язык изданий хотелось бы обратить внимание на книгу «Первые шаги», изданную правозащитной организацией «Международная амнистия». В нашей стране областью преподавания прав человека занимается Молодежный центр прав человека и правовой культуры в Москве (руководитель В.В. Луховицкий).

Куренкова Наталья

[email protected]

Аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин
юридического факультета Владимирского Государственного Педагогического Университета

Особенности преподавания правовых дисциплин в вузе (на примере новой отрасли права – «Информационного права»).

Необходимо отметить, что бурные темпы развития науки и технологии, прежде всего информационные технологии, ставят задачу подготовки специалистов, обладающих наряду с глубокими узкоспециальными знаниями также и методологической подготовкой широкого профиля, получаемой на базе особых образовательных программ, индивидуальном выборе учебного маршрута, интенсивной учебной и научно-исследовательской работе. На передний план выступают новые требования - информационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с обучением.

В связи с этим мне хотелось бы уделить внимание двум блокам проблем преподавания правовых дисциплин.

Первый блок проблем связан с общими особенностями преподавания правовых дисциплин. Исследования последних десятилетий двадцатого века в области педагогики высшей школы показали, что в учебный процесс привлекалось больше специалистов без педагогического опыта из той или иной области специальной правовой деятельности. Как правило, большинство из них не имели педагогического образования и не владели методикой преподавания учебной дисциплины и, как следствие, осуществляли свою преподавательскую деятельность на ситуативно-практическом уровне. И лишь немногие из таких преподавателей обладали собственным творческим стилем деятельности и на этой основе способны были качественно осуществлять управление не только реализацией определенных задач учебного процесса, но и оказывать влияние на воспитательную составляющую обучающихся. Ситуация, когда на преподавательскую работу в вуз приходят специалисты, проявляющие себя в той или иной научной либо практической деятельности, сохраняется и по сей день.

Особенно это характерно для сферы юридического образования. Здесь основную массу преподавателей правовых дисциплин на юридических факультетах в вузах составляют либо выпускники аспирантуры этих факультетов, т. е. те, кто с первых дней пребывания в вузе находился в атмосфере вузовского обучения, либо специалисты-юристы, заработавшие свой авторитет вне стен учебного заведения. Соответственно, главным критерием при отборе для работы в качестве преподавателя вуза - являются практический опыт по специальности либо научные успехи в юриспруденции.

В то же время педагогические способности, а уж тем более методические умения и навыки, как правило, в расчет не берутся. Безусловно, специфика профессии юриста предполагает наличие у претендентов педагогических умений. Однако отсутствие элементарных педагогических знаний у профессиональных юристов на преподавательском поприще приводит к тому, что эффективность занятий порой бывает невысока. Проблема заключается еще им в том, что в юридической высшей школе нет системы проверки на профессиональную пригодность специалистов в этой сфере. Да и методикой правовых дисциплин как таковой в высшей школе практически никто из юристов-преподавателей не занимается. Отрывочные рекомендации, представленные в отдельных учебниках, учебных пособиях и методичках по юридическим курсам, редкие статьи по единичным проблемам преподавания правовых дисциплин - вот примерно то, чем располагает сегодня методика юридического обучения в высшей школе.

Отчасти новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по юриспруденции пытается решать эти вопросы за счет системы двухступенчатой образовательной программы (направление 52.14.00. юриспруденция). Только в структуре бакалавр-магистр учебный план предполагает изучение студентами курса "Методика преподавания юриспруденции в высшей школе", формирование и развитие у будущих магистров юриспруденции педагогических умений и навыков. Учитывая потребности высшего юридического образования в педагогических кадрах в МПГУ в рамках специальности 02.11.00 - юриспруденция в учебный план как вузовский компонент введена учебная программа "Методика преподавания правовых дисциплин". Особенностью курса является не только компактная теоретическая дидактическая подготовка будущих юристов по проблемам преподавания правовых курсов в высшей школе, но и практическая реализация полученных знаний.

Таким образом можно констатировать, что для сведения к минимуму педагогических экспромтов в практике преподавания правовых дисциплин и переходу на путь предварительного проектирования учебного занятия и последующего воспроизведения этого проекта в учебной аудитории необходимо определить место методики преподавания правовых дисциплин как научной педагогической дисциплины.

Второй блок проблем видится в особенностях преподавания нового и еще не в каждом вузе включенного в учебную программу предмета - «Информационное право» и соответственно, становление информационного права как новой отрасли права.
Важно отметить, что еще два года назад велись активные дискуссии о учебном статусе «Информационного права». Эта дисциплина вызывала возражения у некоторых юристов и чиновников от образования. Нет такой области права, говорили они. Термин «информационное право» действительно нельзя пока считать устоявшимся и общепринятым. И все же его уже употребляют – «Яндекс», например, находит более ста его упоминаний. Считается, что информационная составляющая есть во всех отношениях, возникающих между людьми, а значит, информационное право охватывает вообще всю сферу права. Действительно, тема информационного права необозрима и без такой расширительной трактовки. Она складывается из десятков направлений, каждому из которых можно было бы посвятить монографию.
Вот почему, научное сообщество столь горячо откликнулось на приглашение Кафедры правовой информатики МГЮА и Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при ИМПЭ им. Грибоедова принять участие в круглом столе "Актуальные проблемы информационного права".
Информационное право еще только формируется. Более того, представления ученых-правоведов о его основных характеристиках столь различны, что очевидно: речь идет не о естественном расхождении во взглядах на один и тот же предмет, а о разных предметах, единственная схожесть которых заключена в применении по отношению к ним общего термина – "информационное право".
Разумеется, подобная ситуация вполне естественна в условиях первоначального накопления научного знания. Но реальные потребности вузовской науки в формировании правовой основы информационного общества диктуют необходимость скорейшего прохождения этой фазы. Принципиально важно синхронизировать прогресс информационных и коммуникационных технологий с развитием правовых и этических регуляторов, применимых к отношениям в информационной среде.

Была сделана попытка - включить дисциплину информационное право в теорию и историю или в структуру конституционного права. Эти предложения не прошли, как и первое предложение о включении в структуру административного права. Ни один из этих вариантов относительно информационного права воспринят не был. Аргументация "против" заключалась в том, что нет специалистов, и, что это - не самостоятельная отрасль права. Она не имеет четко обозначенного предмета, а главное - своего метода. С этим согласиться нельзя. В октябре 2001 г. приказом Миннауки России в структуру правовых специальностей включено информационное право. Отныне специальность 12.00.14 в разделе «Правовые науки» включает «Административное право», «Финансовое право», «Информационное право». Этого могло не произойти, если бы не развивалась так определенно нормативная основа данной отрасли, не было бы доказано практикой, что настала пора сформировать новую научную дисциплину.

Как следствие появления новой научно-правовой отрасли вытекает проблема подготовки преподавательских кадров и специалистов для высшей школы. Современный информационно-технологический прогресс в этой области уже сегодня остро ставит на повестку дня проблему воспитания информационной культуры будущего специалиста. Решать ее призван компетентный педагог вуза.

Правовое образования в области информационных правоотношений требует от современного преподавателя не только постоянной работы над своим профессиональным уровнем, и владения современными обучающими средствами, но и мастерского владения методологией ведения учебного процесса, касающегося стремительно развивающихся новейших информационно-правовых отношений.

Путями, которые могут помочь частично решить, или хотя бы уменьшить данные проблемы являются безусловное и необходимое обновление знаний преподавателей, особенно в информационно-правовой сфере по вопросам методологии и технологии процесса обучения. Возможны формы проведения конференций, в том числе интернет-конференций и форумов, а также разработки методических пособий и других способов повышения квалификации.
Мы действительно находимся в самом начале пути и должны учитывать, что в современных условиях происходит передислокация предметов отношений, которые вызывают новые правоотношения. Я только перечислю, с чего мы начинали: было компьютерное право, затем во главу угла поставили информацию и информационные ресурсы, сегодня мы говорим об информационных и телекоммуникационных системах, и уже ставим вопрос об информационно-кибернетических системах, об информационно-управляющих системах. Весь этот конгломерат рано или поздно вызовет большие изменения в структуре предметов правового внимания и в перестройке предметных областей целого ряда отраслей права. Специалисты призваны наблюдать за этим процессом и пытаться находить для этого обоснования или противодействия. И конечно задача вузовской науки - готовить грамотных и заинтересованных специалистов в этой новой для юриспруденции области.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Институт интегрированных форм обучения

Кафедра «Гражданское, предпринимательское и транспортное право»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина:Методика препод. юриспр. в высшей школе

Тема:Методологические и методические проблемы организации юридического образования

Выполнил: студент Анацкий К.Ю.

направление: Юриспруденция

Проверил: преподаватель кафедры

Проценко С.В.

Хабаровск

План

Введение

1. Актуальность исследования проблем организации юридического образования

2. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин

3. Проблемы юридического образования

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Развитие политической, экономической и социальной сфер жизни общества побудили законодателя и практических работников обратить внимание на качество подготовки специалистов с высшим образованием, и,в первую очередь, юристов. Это происходит несмотря на существенные шаги государства в проведении административной реформы и организации на хорошем уровне систем лицензирования, аттестации и аккредитации вузов. В оценку качества высшего образования вовлечены и профессорско-преподавательский состав, студенчество.

Однако непреодоленные экономические проблемы с финансированием, определенный кадровый голод на необходимую численность квалифицированного профессорско-преподавательского состава, и как следствие, недостаточный уровень и качество (в связи с изменившейся ситуацией и повышением уровня требований - например, раньше многие правоохранительные органы брали на работу бакалавров, а сейчас уже нет) подготовки специалистов заставили общество говорить о повышении уровня подготовки юридических кадров. Сказанное обуславливает интерес к методологическим и методическим проблемам организации юридического образования.

Целью реферата является исследование методологических и методических проблем организации юридического образования на основе анализа его правового регулирования, а также научной литературы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать актуальность проблем организации юридического образования; исследовать компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин; определить проблемы юридического образования.

1. Актуальность исследования проблем организации юридического образования

Важнейшим элементом общественно-государственной системы являлось и является образование, значимость которого признается во многих развитых странах. В последние десятилетия система высшего образования и в России, и в мире существенно эволюционировала: возросла численность вузов, изменился и расширился круг предложенных специальностей, стала более значимой миссия высшей школы.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) дал импульс для развития негосударственных вузов, организовавших в первую очередь подготовку юристов. Подобный «всплеск» юридического образования обусловлен, с одной стороны, нехваткой качественных юридических кадров для развивающейся России, с другой - кажущейся простотой обучения, которое ассоциируется в основном с запоминанием законов и иных нормативно-правовых актов.

Важно понимать, что идеи, заложенные в базовые образовательные документы, сами по себе не обеспечивают успех, часто испытывая деформации на пути к практической реализации. Весьма красноречиво «обновление» отечественного образования в последние годы Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнес-офсет, 2012. С. 94.

В российском обществе в настоящее время наблюдается усиление критического интереса к заметно обострившимся проблемам высшего профессионального образования, что, видимо, связано с довольно значительными изменениями общей социально-экономической ситуации в нашей стране и мире. Они нашли отражение, в частности, в новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в том числе по направлению «Юриспруденция», и в новом Федеральном законе«Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7598. .

Одна из ключевых задач - это повышение качества образования.Под качеством образования в п. 29 ст. 2 данного Федерального закона понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Проблема качества юридического образования сегодня становится все более актуальной в силу следующих факторов:

крупные преобразования в социально-экономической и правовой сферах, требующие от системы юридического образования эффективных реакций на вызовы времени;

массовость юридического образования в ущерб качеству профессиональной подготовки юристов;

низкий входной общеобразовательный уровень абитуриентов, что требует существенной перестройки содержания и методов высшего юридического образования;

дефицит юристов, способных эффективно работать в быстро меняющихся условиях рыночной экономики при избыточном количестве традиционно обученных специалистов, поточно подготовленных по старым «образовательным лекалам»;

диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и возникшая в связи с этим задача обеспечения качества на каждом из этих уровней;

недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов;

смена образовательной парадигмы (вместо«образование на всю жизнь» - «образование в течение всей жизни»), что требует корректировки целей, содержания, технологического обеспечения высшего юридического образования и критериев его результативности, в том числе связанных с языковой личностью выпускника как субъекта общения и деятельности, способного эффективно существовать в социокультурном пространстве профессионального дискурса;

ухудшение условий финансирования юридических вузов, которое делает проблему их выживания чрезвычайно острой и ставит ее в прямую зависимость от качества образования.

Понятие качества образования сформировалось и получило международное признание на состоявшейся в Париже в 1998 г. Всемирной конференции по высшему образованию, которая констатировала, что повышение качественного уровня становится одной из главных задач вузов на длительную перспективу. Нельзя забывать и о том, что именно качество высшего образования в решающей степени определяет уровень развития государств, становится стратегической областью, обеспечивающей их национальную безопасность и научно-экономический потенциал.

Проблема качества стала активно изучаться в 1970 - 1980-е гг., преимущественно в работах по менеджменту. Это было во многом обусловлено тем, что количество произведенной продукции перестало гарантировать успех на рынке, что в конечном счете не позволяло обеспечивать качество жизни и безопасность страны.

Стали предъявляться более высокие требования к качеству профессиональной подготовки специалистов, поскольку некачественное и недобросовестное исполнение ими своих функциональных обязанностей могло привести к негативным социально-материальным последствиям, таким как упущенная выгода, коррупция, финансовые потери, политическая и экономическая дестабилизация, ущерб или вред, наносимый конкретному гражданину, группе людей или обществу в целом.

Поскольку качество всегда определяется как соответствие чему-либо, то целесообразнее устранять дефекты и ошибки как несоответствия элементов системы, а не бороться с их последствиями. Необходимо требовать высокого качества от каждого элемента системы. Только качественная работа всех элементов может обеспечить действительно высокое качество продукции. Управление качеством основывается на том, что качество системы складывается из качества ее элементов. В любой системе образования это цель, содержание, процесс его передачи и усвоения, результат. С этих позиций попытаемся выявить и проанализировать дидактические проблемы современного юридического образования.

Качество юридического образования относится к категориям социального качества и понимается нами как адекватность (соответствие) системы юридического образования актуальным нуждам социума и потребностям личности, получающей данное образование. Результирующее качество в интегральной форме отражается в определенном уровне профессиональной компетентности юриста, т.е. профессиональных знаний, умений и навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают выпускники вузов в соответствии с образовательными целями. Качество обучения оценивают по таким показателям, как полнота, системность, глубина, действенность, прочность усвоенного обучающимся содержания юридического образования. Показателями высокого качества юридического образования являются профессиональное критическое мышление, способность и готовность выпускников вуза самостоятельно формулировать и решать профессионально значимые задачи, быть конкурентоспособным на внутреннем и международном рынках труда.

Конкурентоспособность юриста определяется как уровень общей и речевой культуры личности, охватывающей мышление, эмоционально-волевые проявления, способы профессиональной деятельности и поведения, ценности и ценностные ориентации, знания, опыт, традиции, нормы и профессионально-личностные свойства. Если качество юридического образования трактовать как степень удовлетворения содержанием и результатами образовательной деятельности нужд социума и потребностей личности, то управление качеством образования можно определить как вид управленческой деятельности по достижению и поддержанию оптимальных показателей качества функционирования отдельных элементов и всей системы юридического образования в целомЛевитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 172. .

При этом следует всегда помнить о традиционной духовной и культурологической миссии вузов, заключающейся в их функционировании в качестве научных и интеллектуальных центров развития любого общества, где происходит становление демократической, профессионально и социально зрелой личности юриста, призванного искоренять правовой нигилизм в обществе через утверждение и распространение правовой культуры Левитан К.М., Югова М.А. Становление демократической личности юриста в вузе // Юрид. образование и наука. 2004. N 3. С. 6 - 9. .

2. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин

Традиционная (классическая) модель профессионального образования развивалась долгое время в русле так называемой парадигмы знаний, ориентированной на усвоение как можно большего объема информации о предмете обучения. Согласно концепции традиционализма, главная цель - формирование базовых знаний, умений и навыков, позволяющих далее перейти к усвоению ценностей и умений более высокого уровня. Общеизвестно, однако, что в современных условиях юридические знания устаревают каждые 3 - 5 лет (в некоторых отраслях права еще чаще). Очевидны проблемы традиционного подхода в образовании: приобретение главным образом теоретических знаний (при вспомогательной роли умений и навыков); преобладание методов, направленных на работу памяти, над методами, направленными на развитие творческого мышления; ориентация методов контроля главным образом на оценку знаний.

Ускоренные темпы социальных и технологических изменений, интеграция с европейской системой образования определили необходимость инновационного, так называемого контекстного обучения (contextus - тесная связь, сцепление, сплетение), в соответствии с которым должен устанавливаться динамичный переход от учебной деятельности к учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности. Учебные предметы в контекстном обучении преподносятся не как научные догмы, представленные в виде текстов учебников, а включают (или должны включать) в себя решение профессиональных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) по направлению подготовки «030900» (2010 г.) наметил конкретное направление модернизации профиля юридической специальности, определив главную задачу - обновление содержания образования путем усиления его практической направленности, реализуемой в рамках так называемого компетентностного подхода.

Анализ научных исследований позволяет определить «компетентность» как результат формального и неформального образовательного воздействия, выражающегося в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной профессиональной целиТимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. N 2. С. 12. .

Оптимальный путь формирования компетенций студентов при реализации ФГОС-3 заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных преподавателей и современный зарубежный опыт. Современные образовательные технологии должны базироваться на четко сформулированных результатах обучения в компетентностном формате, практикоориентированном подходе и использовании активных и интерактивных методов обученияНосов С.И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации // Юрист. 2013. N 14. С. 37. .

Для модернизации процесса подготовки юриста необходимо больше внимания уделять самостоятельной образовательной деятельности студента, осуществлять профессионально ориентированное преподавание всех учебных дисциплин.

Качество подготовки - это не абстракция, а система составляющих, куда входят: овладение научными знаниями, навыками и умениями, лежащими в основе общих и профессиональных компетенций; формирование профессионального опыта в учебном процессе; воспитание личности специалиста и средствами изучаемой дисциплины, и творческим потенциалом преподавателя.

Взаимодействие преподавателя и студента начинается уже на лекции. Активность методики состоит в степени заинтересованности студентов, в их включенности в процесс обучения. В этом смысле огромный потенциал имеет такая дисциплина, как «История отечественного государства и права». Описание и анализ государственных институтов, норм, отношений «подается» на фоне исторического материала, создавая органический сплав юриспруденции и истории, важного и второстепенного.

Главное правило преподавательской деятельности - всестороннее изучение предмета исследования, научная и яркая форма изложения - без многозначительности и «новояза». Остается по-прежнему актуальным наставление всегда современного В.О. Ключевского: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». Выполнить эту задачу может преподаватель, стремящийся к самосовершенствованию: «По сути дела, учебный процесс складывается из творчества конкретных преподавателей»Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Саратов: Научная книга, 2008. С. 19. .

Назначение лекции - формирование основы для дальнейшей самостоятельной работы над проблемой; это - способ активизации мыслительной деятельности студента, средство развития всех видов памяти: слуховой, зрительной, эмоциональной и даже механической.

«Будит» мысль студентов проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-конференция, которые хорошо вписываются в преподавание юридических дисциплин.

Построение сценария проблемной лекции возможно через обозначение одной или комплекса проблем и обращение преподавателя к слушателям по поводу способов их преодоления. Надо иметь в виду, что такая лекция удачно проходит в подготовленной и немногочисленной аудитории.

Лекция - пресс-конференция, как правило, посвящена актуальной и дискуссионной проблеме (например, «Особенности становления и развития российской государственности»). Стимулирует активность студентов не только интерес к теме, но и выставление оценок студентам за наиболее удачные вопросыШевелева Н.А., Лаврикова М.Ю. Некоторые проблемы нового этапа развития юридического образования // Закон. 2014. N 1. С. 42. .

Привычным элементом сопровождения традиционной лекции стала презентация, но, к сожалению, нередко такое средство используется только как дополнительная доска с набранным заранее текстом, схемой, таблицей, повторяющими слова лектора. Проблема поиска актуализации этой технологии очевидна: в лихорадочности и не всегда продуманном использовании электронной техники модернизации немного.

Активное обучение в наиболее выраженном варианте реализуется на семинарских занятиях, что позволяет развивать: навыки самостоятельной работы с литературой (для студентов юридической специальности это работа и с нормативно-правовой базой); навыки анализа; умение реально оценивать конкретные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться юристу в практической деятельности; обратную связь преподавателя со студентами; творческое, профессиональное мышление; речь студентов. По роду своей деятельности юристу придется решать вопросы, опираясь на законы, ему необходимо разъяснять и объяснять, доказывать и убеждать. Главное оружие юриста - язык, умение осуществлять коммуникацию в форме юридических понятий, положений, ситуаций. Рекомендации А.Ф. Кони сохраняют свою непреходящую ценность и сегодня: «Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами...» Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Юридическая литература, 1967. С. 8. .

Творческий потенциал студентов максимально используется на основе их активного включения в процесс самостоятельной работы над проблемами, имеющими важное теоретическое и практическое значение. Комплекс самостоятельных работ, заданий, упражнений по юридическим дисциплинам позволяет моделировать предметное и социальное содержание их будущий профессиональной деятельности.

Семинарские занятия разнообразны по характеру: семинар-дискуссия, проблемный семинар, теоретический итоговый семинар, семинар-конференция, коллоквиум.

Выбор формы занятия зависит от специфики темы семинара, состава студенческой группы и ее уровня, но в любом варианте необходимо формировать у студентов критическое мышление, то есть умение определять свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, различать обоснованные и необоснованные выводы и оценки, выделять причинно-следственные связи, «пересматривать» имеющиеся знания в соответствии с новой информацией и т.д.Иванова С.А., Петровская О.В. Проблемы развития высшего юридического образования в условиях финансово-экономической модернизации // Юридическое образование и наука. 2013. N 4. С. 23.

Творческие задания требуют не воспроизводства информации, а в первую очередь осмысления. Примерами таких заданий может быть написание эссе, создание студентами презентаций по теме семинара, сравнительный анализ содержания памятников права и т.д.

Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента юриста является его умение самостоятельно разрешать возможные правовые ситуации. Главная задача - выработка навыков в применении на практике законодательных положений. Эффективнее всего эта цель достигается путем использования конкретных юридических казусов (юридических задач).

Студенты гораздо активнее вникают в содержание нормативных правовых актов тогда, когда сталкиваются с необходимостью применить их для решения конкретного казуса. В таком случае норма закона усваивается практически навсегда, так как она была не просто заучена, а «пропущена через себя». Решая практический казус, студент сам «творит право», создавая модель правового решения проблемы.

Решение задач может проходить как в аудитории, в ходе практического занятия, так и дома. В обоих случаях решение задачи выступает как форма контроля самостоятельной работы, так как иллюстрирует способность студента к применению теоретических знаний для решения конкретной жизненной ситуации.

При оценке решения задачи учитываются: понимание логики конкретного документа; способность в нем ориентироваться; степень владения нормативным материалом и, что важно, способность провести грамотную юридическую квалификацию ситуации.

Сущностными характеристиками юридического образования являются не только личностная направленность, но и комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер его. Важно помнить, что новые формы (методы), направленные на формирование профессионально важных качеств студента, должны применяться, во-первых, в системе, во-вторых, в комплексе всех изучаемых дисциплин.

3. Проблемы юридического образования

юридический образование компетентностный

В последние два-три года в средствах массовой информации все чаще появляются выступления, в основном руководителей, в том числе и министра образования и науки, в которых обществу пытаются навязать некоторые идеи, связанные с подготовкой юристов в высших учебных заведениях России:

1. В стране перепроизводство юристов. Многие специалисты с дипломом не могут трудоустроиться по специальности. В связи с этим количество мест для студентов-юристов, в первую очередь бюджетных, надо сокращать.

2. Уровень подготовки юристов во многих учебных заведениях крайне низкий, поэтому такие учебные заведения необходимо закрывать.

3. Особенно много нареканий в отношении непрофильных вузов - аграрных, медицинских и др., в которых подготовку юристов ведут якобы не специалисты, а в основном юристы-практики из местных правоохранительных органов.

4. Особенно много претензий к филиалам, в которых обучение практически не ведется, а дипломы просто оформляются. Тем более это относится к дистанционному обучению.

5. Все эти недостатки усугубляются при оценке качества подготовки в негосударственных вузах.

Наряду с внедрением этих идей стали приниматься и практические меры. Вначале уменьшили бюджетное финансирование для многих государственных вузов, а потом в ряде непрофильных вузов прекращают бюджетное финансирование подготовки юристов.

Во многих учебных заведениях органы прокуратуры провели проверки оценки качества подготовки юристов.

Все это вызывает тревогу не только среди юристов, особенно работающих в вузах, но и у студентов, обучающихся в таких вузах и филиалах, и особенно у их родителей, которые оплачивают обучение детей.

Представляется, что можно сказать о том, что у нас две основные ветви подготовки юристов.

Первая - это подготовка специалистов для правоохранительных органов в специализированных учебных заведениях. Там тоже есть проблемы. Это в первую очередь необходимость специализации обучения с учетом решаемых ведомством задач. До сих пор существует и проблема увольнения молодых специалистов, подготовка которых дорого обходится государству, - нередко сразу после получения диплома или в первые 1 - 2 года, так как зарплата этих специалистов существенно ниже, чем в других сферах.

Вторая ветвь - это подготовка юристов в гражданских вузах (которые готовят специалистов и для правоохранительных органов).

Перепроизводства юристов не может быть в принципе. К сожалению, у нас до сих пор адвокатов в стране в 5 - 7 раз меньше (относительно количества населения), чем в странах ЕвропыСокольская Л.В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества // Юридическое образование и наука. 2013. N 3. С. 16. . О «семейных» юристах можно лишь говорить. Много раз говорилось и писалось на конференциях, в средствах массовой информации, что не все следователи МВД вообще имеют юридического образования.

Кроме того, чем больше граждан нашего государства будут знать право, тем вероятнее реализация идеи «правового государства».

Многие из выпускников-юристов не могут найти работу, в том числе и по вине государства, менявшего свою политику. Объявляя, что бакалавриат является высшим образованием, государство запретило поступление бакалавров в аспирантуру.

В большинстве государственных структур четко реализуются установки: бакалавров на работу, особенно в правоохранительные органы, не брать. Сейчас срочно организуют дополнительные обучения в ряде правоохранительных органов, чтобы работники, имеющие диплом бакалавров, получили диплом специалиста.

Если часть выпускников юридических вузов, получивших диплом специалиста или магистра, не может работать в силу своей недостаточной подготовки, у них есть возможность повысить этот уровень путем самостоятельной работы. Это основа любого обучения.

Нельзя забывать и о том, что поступали в вузы преимущественно 16 - 17-летние юноши и девушки, следовавшие нередко моде на это образование. Ничего страшного в этом нет, если, разочаровавшись в своем первоначальном выборе, они изменят его и уже с других позиций, сформировавшегося к 21 - 22 годам человека, сделают другой выбор, благо возможностей для этого стало достаточно.

Нельзя не учитывать еще один аспект - социальный. Обучаясь, пусть и в «плохих» вузах, молодежь отвлекается от улицы, занимается делом, повышает свой общий уровень и пусть на недостаточном уровне, но впитывает правовые идеи. Эти юноши и девушки в период обучения проходят этап социализации, и после окончания даже такого вуза они не совершат преступления по недомыслию и уже могут четко определиться в своих желаниях.

Отдельно стоит сказать о роли негосударственного образования. Наряду с подготовкой специалистов оно решает и другую задачу, может быть, и более важную, - отвлекает молодежь от улицы, способствует ее социализации, пусть и на разном уровне, но решает и воспитательную функцию. И делается это в основном за счет средств родителей, а не государства, которое до сих пор не может обеспечить своим гражданам достойную оплату их труда.

Если государство полагает, что уровень образования в ряде вузов недостаточен, надо помочь повысить его, а не закрывать вуз.

Одной из причин отзыва лицензий и прекращения деятельности вузов является некачественная библиотека. Учебники сейчас стоят 400 -600 рублей (при значительно меньшей себестоимости и том, что издательская деятельность - одна из самых доходных). Государство может и должно организовать издание дешевых учебников, а может быть, и бесплатно обеспечить библиотеки одним-двумя наименованиями основных учебников.

Вопрос о непрофильных вузах скорее надуманный. Законы не могут в достаточной мере обеспечить должный уровень правового регулирования. По каждому закону принимаются десятки подзаконных нормативных актов, обеспечивающих применение закона, реализацию его в жизнь. И юристы, разрабатывающие эти подзаконные акты, должны хоть в какой-то мере разбираться в специфике регулируемых вопросов.

Одной из причин плохого медицинского обслуживания, недостатков организации сельхозпроизводства и т.п. является и то, что ведомственные нормативные акты разрабатывают «чистые» юристы.

Вопрос о якобы некачественном образовании в этих вузах, мягко говоря, преувеличен. И по уровню остепененности, и качеству специалистов эти факультеты превосходят многие столичные профильные вузы. Кроме того, эти вузы прошли государственную аккредитацию. А это, при всех нюансах, означает, что основные требования государственного стандарта к условиям и качеству образования в них соблюдены.

То же можно сказать и о негосударственных вузах. Оплата ведущих специалистов в большинстве из них выше, чем в государственных вузах, и они могут позволить себе переманить известного профессора из государственного, да еще и купив ему квартиру. Это тоже одна из причин нередко огульной критики.

Юридическое образование и дальше надо развивать и расширять. Если человек, особенно за свой счет (или родителей), хочет иметь юридическое образование, ему надо дать такую возможность в интересах и общества, и государства, так как каждый гражданин страны должен знать ее законы.

К сожалению, проблема образования усугубляется с введением ЕГЭ, недостатками в его организации и незначительными возможностями вузов корректировать ситуацию при наборе абитуриентов.

Представляется, что это общее следствие имеющихся и не преодоленных до сих пор социально-экономических проблем. Их и надо решать в первую очередь, не забывая, конечно, и реальных проблем организации и качества подготовки специалистов в юридических вузах.

Заключение

Проведенное исследование методологических и методических проблем организации юридического образования позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.

Проблема качества юридического образования сегодня становится все более актуальной в силу следующих факторов: крупные преобразования в социально-экономической и правовой сферах, требующие от системы юридического образования эффективных реакций на вызовы времени; массовость юридического образования в ущерб качеству профессиональной подготовки юристов; низкий входной общеобразовательный уровень абитуриентов, что требует существенной перестройки содержания и методов высшего юридического образования; дефицит юристов, способных эффективно работать в быстро меняющихся условиях рыночной экономики при избыточном количестве традиционно обученных специалистов; диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и возникшая в связи с этим задача обеспечения качества на каждом из этих уровней; недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов; смена образовательной парадигмы (вместо «образование на всю жизнь» - «образование в течение всей жизни»); ухудшение условий финансирования юридических вузов, которое делает проблему их выживания чрезвычайно острой и ставит ее в прямую зависимость от качества образования.

Следует всегда помнить о традиционной духовной и культурологической миссии вузов, заключающейся в их функционировании в качестве научных и интеллектуальных центров развития любого общества, где происходит становление демократической, профессионально и социально зрелой личности юриста, призванного искоренять правовой нигилизм в обществе через утверждение и распространение правовой культуры.

Перепроизводства юристов не может быть в принципе. У нас до сих пор адвокатов в стране в 5 - 7 раз меньше (относительно количества населения), чем в странах Европы. Нет, к примеру, «семейных» юристов.

Многие из выпускников-юристов не могут найти работу, в том числе и по вине государства, менявшего свою политику. Объявляя, что бакалавриат является высшим образованием, государство запретило поступление бакалавров в аспирантуру. В большинстве государственных структур четко реализуются установки: бакалавров на работу, особенно в правоохранительные органы, не брать.

Юридическое образование следует дальше развивать и расширять. Если человек, особенно за свой счет (или родителей), хочет иметь юридическое образование, ему надо дать такую возможность в интересах и общества, и государства, так как каждый гражданин страны должен знать ее законы. К сожалению, проблема образования усугубляется с введением ЕГЭ, недостатками в его организации и незначительными возможностями вузов корректировать ситуацию при наборе абитуриентов.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7598

2. Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнес-офсет, 2012.

3. Иванова С.А., Петровская О.В. Проблемы развития высшего юридического образования в условиях финансово-экономической модернизации // Юридическое образование и наука. 2013. N 4. С. 22 - 24.

4. Кони А.Ф. Собрание соч.. Т. 5. М.: Юридическая литература, 1967. С. 8.

5. Левитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 164 - 173.

6. Левитан К.М., Югова М.А. Становление демократической личности юриста в вузе // Юрид. образование и наука. 2004. N 3. С. 6 - 9.

7. Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Саратов: Научная книга, 2008.

8. Носов С.И. О некоторых проблемах юр. образования и аттестации науч. кадров высшей квалификации // Юрист. 2013. N 14. С. 37 - 41.

9. Сокольская Л.В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества // Юридическое образование и наука. 2013. N 3. С. 15 - 17.

10. Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. N 2. С. 12 - 14.

11. Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю. Некоторые проблемы нового этапа развития юридического образования // Закон. 2014. N 1. С. 41 - 45.

Приложение

Факторы, влияющие на актуальности юридического образования

ь крупные преобразования в социально-экономической и правовой сферах, требующие от системы юридического образования эффективных реакций на вызовы времени;

ь массовость юридического образования в ущерб качеству профессиональной подготовки юристов;

ь низкий входной общеобразовательный уровень абитуриентов, что требует существенной перестройки содержания и методов высшего юридического образования;

ь дефицит юристов, способных эффективно работать в быстро меняющихся условиях рыночной экономики при избыточном количестве традиционно обученных специалистов;

ь диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и возникшая в связи с этим задача обеспечения качества на каждом из этих уровней;

ь недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава многих юридических вузов;

ь смена образовательной парадигмы (вместо «образование на всю жизнь» - «образование в течение всей жизни»), что требует корректировки целей, содержания, технологического обеспечения высшего юридического образования и критериев его результативности;

ь ухудшение условий финансирования юридических вузов, которое делает проблему их выживания чрезвычайно острой и ставит ее в прямую зависимость от качества образования.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, функции, типы и формы семинарского занятия, факторы выбора его форм и типов. Методические особенности разработки, организации и проведения семинарского занятия, его структура и критерии оценки. Процесс подготовки преподавателя и студента.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Преподавание русского языка в условиях модернизации общего образования. Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода на уроках. Конспекты занятий.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Концепция модернизации образования и формирование ключевых компетенций, определяющих качество образования. Принципы и требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода. Использование экономических и социальных ситуаций в обучении.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Факторы, обуславливающие переход на компетентностную модель образования, ее структура и компоненты. Понятие компетентностного подхода, его формы и типы: ключевые и конкретные. Отличия компетенции от системы предметных знаний, предметов и навыков.

    презентация , добавлен 04.04.2016

    Общемировой кризис высшего образования. Инертность, приверженность классическим формам и типам образования. Проблемы уровня и качества образования. Суть нынешнего кризиса высшего образования в России. Необходимость перехода к новой парадигме образования.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Современное состояние специального образования в России, его проблемы и перспективы развития. Особенности реформирования системы образования в условиях формирующейся рыночной экономики. Сущность тенденции сближения общего и специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Социология образования: основные парадигмы. Влияние глобализационных процессов на систему высшего образования(ВО). Социологический подход как возможность моделирования качества ВО. Основные проблемы управления качеством ВО в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Трансформация высшего образования в США в условиях формирования информационной экономики. Влияние экономического развития в период последней трети XX–начала XXI в. на систему американского высшего образования. Характер изменений в высшем образовании.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Проблемы развития творческих способностей и креативности в условиях инклюзивного образования. Основные формы и методы работы над развитием творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Основная ценность компетентностного подхода и применение в преподавании. Обобщенное описание (модель) системы работы педагога. Этапы осуществления содержательной части учебного занятия. Принципы, методы, приёмы и формы педагогической деятельности.

В период прохождения педагогической практики мною была освоена такая профессиональная компетенция как преподавание юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).

В процессе освоения профессиональной компетенции ПК-12 была найдена информация о состоянии юридической доктрины в сфере правовых дисциплин, изучались основные российские и международные документы, регламентирующие высшее юридическое образование. Также были исследованы принципы конструирования учебно-методического комплекса дисциплины.

Во время преподавания юридических дисциплин выбирались необходимые методы для преподавания нужной дисциплины, подбирался и систематизировался теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения задания. Вместе с этим в учебные материалы были введены изменения, которые произошли в нормативно-правовой базе и теоретических новациях.

За период освоения профессиональной компетенции ПК-12 произошло овладение способностью составлять учебно-методические материалы, входящие в состав основной образовательной программы, способностью планировать педагогическую деятельность, методами (в том числе интерактивными) проведения всех видов учебных занятий, используемых в вузе.

В ходе педагогической практики мною была применена методика преподавания правовых дисциплин. Методика преподавания правовых дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения. Отличает данную методику от других то, что обучение тесно связано с правовой жизнью государства, общества, каждого человека. Такие знания представляют собой знание правовых терминов, законов, а также понимание механизмов работы законодательства.

Для того чтобы студенты познавали не только теоретическую сторону правовых дисциплин, но и их прикладной характер, необходимо использование наряду с традиционными формами и методами обучения (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), активные и интерактивные методы обучения, такие как ролевые и деловые игры, навыковые тренинги, проблемные ситуации.



При этом под активными методами понимаются такие методы обучения, применение которых объективно невозможно без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Интерактивные методы, в свою очередь, - это методы, в результате применения которых обучающиеся находятся во взаимодействии друг с другом в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом.

Традиционные (пассивные) методы обучения в большей степени предполагают тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам. Активные и интерактивные методы предполагают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов, взаимодействию студентов и преподавателя, студентов между собой. Сбалансированное использование методов - важное условие эффективности методики преподавания правовых дисциплин.

Особенностью методики преподавания правовых дисциплин является также широкое привлечение данных статистики, фактов и цифр, позволяющих раскрыть не только отдельные стороны процессов и явлений, но и выработать для обучающихся правила поведения в условиях правового государства. Представленные факты должны быть проверены, доказуемы, но при этом они могут вызвать сомнения у студентов, что позволит использовать проблемные методы обучения, такие как мозговой штурм, круглый стол, дискуссии.

Поскольку в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им, безусловно, стоит уделять достаточное внимание в процессе разработки методики преподавания правовых дисциплин. Однако, используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, невозможно сформировать интерес к изучению правовых дисциплин, в связи с чем целесообразно использовать лекции вдвоем, бинарные лекции, активные лекции, лекции «Пресс-конференции», проблемные лекции, лекции-шоу, лекции-визуализации, лекции-ситуации.

Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в вышеперечисленных видах лекций - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. В качестве примера можно привести такие разновидности лекций как проблемная лекция и лекция пресс-конференция.

Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная, противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения знаний, полученных ранее. Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

Решение проблемных задач и поиск ответов на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями). Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений.

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и, в конечном итоге, становятся соавторами в решении проблемных задач.

Лекция - пресс-конференция предназначена для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и диагностирования уровня их подготовки. Организационно она проводится следующим образом. Лектор, назвав тему занятия, просит студентов задавать ему письменно вопросы по изучаемой проблеме. В течение двух-трех минут слушатели формулируют наиболее интересные вопросы и передают их преподавателю. В качестве одного из вариантов проведения подобного занятия вопросы могут быть подготовлены слушателями по просьбе преподавателя заранее на этапе, предшествующем лекции. Преподаватель в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Она может излагаться как совокупность и последовательность ответов на поставленные вопросы или как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы.

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний обучающихся. Если ответы на отдельные вопросы их не удовлетворили, то лектор раскрывает их подробнее за время, оставленное для этого специально.

Лекцию подобного типа целесообразно проводить:

1) в начале изучения раздела программы с целью выявления потребностей, круга интересов группы, его модели, установок студентов и их возможностей;

2) в середине изучения, когда лекция направлена на привлечение слушателей к узловым моментам курса и систематизации знаний;

3) в конце изучения дисциплины (для определения перспектив развития усвоенного содержания).

Мною представлены лишь некоторые примеры организации лекционных занятий по методике преподавания правовых дисциплин. Данная методика была мной изучена и использована в педагогическом процессе во время проведения учебных пар и семинарских занятий для студентов РГСУ.

В последний день практики я проставил все необходимые подписи и печати в документацию по педагогической практике в организации - месте прохождения практики, предоставил ее руководителю практики от вуза.

Заключение

Мною был проделан достаточно большой объем работы на кафедре государственно-правовых дисциплин РГСУ, была произведена деятельность с различного рода учебной документацией.

В результате прохождения педагогической практики были выработаны и освоены следующие компетенции:

ПК-12 - способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

ПК-13 - способность управлять самостоятельной работой обучающихся;

ПК-14 - способность организовывать и проводить педагогические исследования.

Была достигнута цель педагогической практики - получение мною теоретических знаний об особенностях осуществления педагогической деятельности с последующим их применением в профессиональной сфере и практических навыков по юриспруденции в рамках профессиональных компетенций: ПК-12, ПК-13, ПК-14.

Были решены в процессе прохождения педагогической практики следующие задачи:

1) приобретен опыт работы в трудовых коллективах при решении производственно-правовых вопросов;

2) получены навыки применения современных образовательных технологий;

3) получена информация об особенностях педагогической деятельности в сфере юриспруденции;

4) изучены принципы педагогической деятельности, а также формирование навыков их практического применения.

Задачи Индивидуального задания также были полностью разрешены:

1. Изучена административно-организационная структура организации - места прохождения практики;

2. Осуществлено преподавание юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне;

3. Реализовано управление самостоятельной работой обучающихся в вузе студентов;

4. Организованы и проведены педагогические исследования.

Список литературы

1. Умнова И.А., Конституционное право Российской Федерации. В 2 Т. Т. 1: Общая часть. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/

2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н.; под ред. Б.С. Эбзеев, Е.Н. Хазов, А.С. Прудников. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id= 115399

3. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://consultant.ru.

4. Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: http://garant.ru.

5. Сайт «Государственная Дума Российской Федерации». Режим доступа: www.duma.gov.ru.

6. Сайт Верховного Суда Российской Федерации. Режим доступа: www.supcourt.ru.

7. Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Режим доступа: www.arbitr.ru.

Методика преподавания права это педагогическая наука о задачах, содержании, методах обучения праву.

Предмет Методики преподавания права представляет собой совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе.

Основными задачами науки являются:

1. отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,

2. создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

3. отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,

4. постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Основные функции науки:

1. Практико-организационная- позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве.

2. Мировоззренческая - обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая - позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая - позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

Обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов: обучения (усвоение знаний, умений, навыков); воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения); развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

В науке выделяют общие цели и конкретные. Так, общие цели - определяются государственной политикой в государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов.

К целям правового обучения можно также отнести:

Повышение уровня правовой культуры общества;

Воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

Формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права;

Формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;

Изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.

Конкретные цели они связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков.

Методика обучения праву базируется на следующих принципах:

1. - вариативности и альтернативности моделей правового обучения. Это значит, что существует много разнообразных подходов в области обучения праву и они реально существуют в практике (это связано с отсутствием единой, строго обязательной системы правового образования: в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях Госстандарта знаний);

2. -личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения праву (работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала, которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс);

В соответствии со спецификой объекта и предмета исследования различают общую дидактику, которая учит «всех и всему», и частные дидактики, т. е. теории обучения отдельным предметам или в определенных типах учебных заведений. Общая дидактика концептуально определяет развитие частных дидактик, которые поставляют конкретный материал для выявления главных, сущностных черт и характеристик образовательного процесса.

Предметом дидактики являются законы, принципы образовательного процесса, технологии обучения и воспитания. Термин «дидактика» происходит от греческого слова didaktikos – поучительный. Принято считать, что этот термин ввел в употребление в 1613 г. немецкий языковед и педагог Вольфганг Ратке. Первой фундаментальной работой по теории дидактики стала «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, опубликованная в 1657 г.

Дидактика решает следующие задачи:

1)исследует законы и принципы обучения;

2)разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образовательного процесса;

3)конструирует образовательные технологии;

4)создает системы диагностики, контроля и оценки полученных результатов;

5)прогнозирует результаты образовательного процесса на основе использования различных концепций.

Например: Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам.

Что отличает данную методику? Это то, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и практики экономического развития.

Важнейшей характеристикой методики выступает широкое привлечение данных статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство. Однако следует помнить, что факты не должны «вырываться» из контакта, представляться изолированно от всей совокупности явлений хозяйственной жизни, не должны быть случайными. Иначе они могут дезинформировать обучающихся, вызвать сомнение в их объективности. Данные статистики должны использоваться системно. Особого внимания и отношения требуют негативные факты.

Все вышеназванные особенности взаимосвязаны, так как для этой методики характерна особая роль аргументированности и доказательности. Экономика как сфера человеческой деятельности предназначена обеспечить людей всем необходимым для поддержания жизни. Здесь сталкиваются интересы различных слоев и групп населения. Они ищут средства, аргументы для обоснования своих идей, концепций с целью влияния на социальную активность. Это воздей-ствует на выбор того или иного варианта и модели будущего развития общества.

Важнейшая черта методики – взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых педагог воздействует на обучаемых. Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволюционировали вместе с ним. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии». Если классифицировать методы обучения по степени участия обучаемого в педагогическом процессе, то в ХІХ в. наряду с академическим стал использоваться активный метод.

Академический метод предполагает тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам. Активный метод означает получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов.

Быстрое развитие средств производства требовало профессионала-исследователя, умеющего применять принципы или процессы, ранее изучавшиеся, к новой ситуации, использовать научные обобщения для решения отдельных проблем или соединять части, элементы в новое целое.

Появление в ХХ в. интерактивного метода вызвано необходимостью эффективного взаимодействия в команде с целью быстрого получения нового знания и создания атмосферы сотрудничества. Интерактивный метод предполагает совместную работу участников образовательного процесса.

Сбалансированное использование методов важно в реализации образовательных целей. Бенджамин Блум, американский ученый, выделил 6 уровней образовательных целей

1)знание: способность воспроизводить специальную информацию, включая факты, понятия, принципы, законы;

2)понимание: способность адекватно отражать полученную информацию (переносить в другую форму, перестраивать идеи в новую конфигурацию, прогнозировать результат);

3)применение: умение использовать ранее изученные принципы, методы, процессы к новой ситуации;

4)анализ: разделение материала на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, устанавливая их отношения и организацию;

5)синтез: соединение отдельных, дискретных элементов, процессов в новое целое;

6)оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, теориях, методах.

Оценки могут носить количественный или качественный характер, основанный на использовании определенных критериев.

Оптимизация образовательного процесса предполагает использование технологий применительно к определенным дисциплинам. Выбор последних зависит не только от образовательных целей учебного курса, но и от индивидуального стиля преподавания, опыта студента. В экономических дисциплинах выделяется разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности.

2 вопрос В Главе 4 Федерального закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» говорится о негосударственной системе бесплатной юридической помощи.

Участниками данной системы помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Формируется на добровольных началах. По уголовным вопросам юридическая клиника не консультирует.

Образовательные организации высшего образования для реализации целей, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.
Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.
Могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования.

Однако юридическая клиника - это всегда форма обучения студентов практическим навыкам.

Особенностью обучения в юридических клиниках является использование интерактивных образовательных технологий, преподавание на основе компетентного подхода особых клинических курсов (основы делопроизводства в различных сферах юридической деятельности, профессиональная этика, профессиональная коммуникация, правовое консультирование, основы юридического анализа, медиация и другие), а также взаимодействие студента и преподавателя-куратора на принципах равноправного сотрудничества и партнерства.

В настоящее время юридические клиники получили весьма широкое распространение. Почти все юридические факультеты вузов или юридические вузы стараются создать юридическую клинику. Достоинства юридических клиник очевидны - они приносят пользу как студентам, дающим консультации, так и их посетителям - гражданам, зачастую относящимся к категории малообеспеченных.

Основные модели работы юридических клиник:
1. Личное консультирование.

Посетитель приходит в определенное время на прием по предварительной записи или в порядке живой очереди. Во время приема консультант проводит опрос посетителя, знакомится с документами, делает копии при необходимости. В ходе консультации может быть дано устный/письменный ответ на вопрос, составлены процессуальные документы (иск, ходатайство, жалоба и т.д.)

2. Дистанционное консультирование.

Под дистанционным консультированием понимаются ответы на обращения граждан посредством электронной или обычной почты.

3. Телефонные консультации. Образуются так называемые "горячие линии", на которых дежурят студенты и отвечают на вопросы граждан по телефону. В основном такие консультации даются по не очень сложным правовым вопросам, или дается рекомендация записаться на личный прием.

4. Выездные консультации.

Юридические клиники могут организовывать выездные консультации в социальные учреждения (дома престарелых, детские дома и др.).

Билет № 30

1. Вопрос: Современные средства обучения в системе юридического образования

2.Простое ПКЗ: Особенности преподавания исторических юридических дисциплин: истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений

3. Комплексное ПКЗ: Разработка в письменной форме и проведение открытого авторского учебного занятия по любой теме в рамках любой юридической дисциплины