Науки        02.01.2022   

В темпераменте личность проявляется со стороны ее. Понятие темперамента

Познание в человеке все-таки первично. Именно на основе получаемой об окружающем информации человек строит свои волевые действия, волевые акты, каждый из которых был бы невозможен без достаточного знания об окружающем его мире.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ЛИЧНОСТЬ»

Из перечисленных характерис­тик относятся к личности:

Способности, убеждения, характер, направленность, мотивы , самосознание, навыки, талант, темперамент, знания, социальная установка, воля, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

Не относятся: моральные свойства, мировоззрение, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, инстинкты, возрастные особенности, память, желания, потребности.

1. а) человек - б) образ «Я» -3

2. а) самооценка - б) притязания-5

3. а) субъект - б) личность-2

4. а) «Эго» - б) «Я»-1

5. а) личность - б) человек-4

Прокомментируйте следующие высказывания. С ка­кими вы согласны (не согласны) и почему?

1. Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект.

2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

3. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «не-Я»..., активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

5. Личность - субъект и объект общественных отношений.

6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.

Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие - как к индивиду?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональ­ность, старательность, цельность, приятный голос, общественная актив­ность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкаль­ность, вспыльчивость, моральная воспитанность , низкая адаптация к тем­ноте, ригидность, трудолюбие , плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность , подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, ме­ланхолия, авторитет, речь, темперамент , инстинкты, убеждения, зна­ния , задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая па­мять, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.

Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов.

1. Человека как индивида характеризуют... рост; цвет глаз и во­лос; тип высшей нервной деятельности; принадлежность к расе.



2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, - это задатки.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, - это ценностные отношения.

4. Важнейшими элементами психологической структуры личности яв­ляются... способности; направленность; темперамент; харак­тер.

5. Подструктуры психологической структуры личности образуют: социальные установки; эмоции; воля.

6. Личность - это совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

8. Процесс социализации состоит в следующем: привитии ребенку нравственных норм; усвоении ребенком общекультурного опыта; воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; познании действи­тельности (особенно социальной).

9. Источниками социализации выступаютпередача культуры че­рез семейный и другие социальные институты, прежде всего через систе­му образования, обучения и воспитания ; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

10. В становлении личности участвуют механизмы: идентификации; освоения социальных ролей.

Вставьте пропущенные слова в следующих выска­зываниях.

1. Личность - это человек в совокупности его психологических качеств , формирую­щихся в различных видах общественных связей и отношений.

2. Личность - это не только продукт, но и активный субъект общественных отноше­ний.

3. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.

4. Особенности индивида образуют индивидуально обусловленную подструктуру....

5. Вступая в сложную многоуровневую систему отношений, субъект обретает системные каче­ства, которые образуют устойчивую структуру личности.

1) Личность - субъект общественных отношений

2) Человек – индивид .

3) Личность- индивидуаль­ность.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ТЕМПЕРАМЕНТ»

Слова, относящиеся к темпераменту :

Неуравновешенность, Сензитивность, Реактивность, Экстраверсия, Вспыльчивость, Эмоциональность, Быстрое переключение внимания. Медлительность, Сила эмоциональной реакции, Богатство мимики, Глубина чувств.

1) Под темпераментом понимают динамические характеристики психических процессов и поведения человека.

2) Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с И.П.Павлова, который выделил 4 типа темперамента: живой, спокойный, безудержный, слабый.

3) В результате исследований Теплова и Небылицына к трем основным свойствам нервной системы- сила, подвижность и уравновешенность были добавлены еще два – лабильность и динамичность.

4) Физиологическая концепция И.П.Павлова, получившая название учения о нервной системе и ВНД , трансформировалась в учение о темпераменте.

5) Свойства НС трактуются как базовые характеристики функциональных систем , обеспечивающих интегративную, аналитическую, синтетическую деятельность мозга и всей НС в целом.

6) Темперамент – особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические(психобиологические) аспекты всего поведения человека.

1) Свойства темперамента:

Горячий, суетливый, спокойный, непоседа, «несмеяна», необузданный, недотепа, плакса, ранимый, возбудимый, энергичный, медлительный, растяпа.

2) Свойства характера:

нежный, смелый, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, черствый, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, решительный, ленивый, неряшливый, благородный, щедрый, «тряпка», доброжелательный, осторожный, самоуверенный, чуткий, «живой такой, веселый», эгоистичный, инициативный, услужливый, верный.

3) Способности:

Остроумный, деловой, умный, красноречивый, глупый, ловкий, находчивый, предприимчивый.

Наиболее верные высказывания :

1) Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

2) В основе темперамента лежит тип нервной системы.

3) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.

4) Темперамент определяется конституцией человека.

1) Двигательная сфера темперамента:

Быстрый, подвижный, живой, резкий, вялый, импульсивный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный.

2) Эмоциональная сфера темперамента:

Вспыльчивый, чувствительный, жизнерадостный, впечатлительный.

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре. Склонностью он обладает к наукам и способен, Чтоб не случилось, но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый. Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

Желчь существует. Она необузданным свойственна людям. Всех и во всем превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; холерик

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан, Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным. Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость, Жир порождает она и ленивое крови движенье. Сну - не занятьям-свои посвящает флегматик досуги; флегматик

Только про черную желчь мы еще ничего не сказали. Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте. Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду. меланхолик

1) Холерик узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

2) Сангвиник , темперамент, свойствен «людям веселого нрава».

3) Флегматика трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

4) Флегматик, темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

5) Меланхолик , темперамент, связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

6) Эмоции сангвиника быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

7) У меланхолика сильно развито чувство долга.

8) Сангвиник – шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.

9) Меланхолик , темперамент, присущ людям «мрачного типа».

10) Сангвиники очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумн6ой волей.

11) Меланхолики вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.

12) Флегматик избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими способностями и готов быть начальником.

13) Сангвиника можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения легко меняются.

14) ? Холерик часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

15) Сангвиники необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

16) Холерик любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

17) Сангвиник не способен долго расстраиваться, печали его не глубоки.

18) У флегматика низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.

19) Флегматики долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.

1) Динамику психической жизни определяют темперамент, процессы возбуждения и торможения.

2) По параметру общей активности человек может быть инертным, пассивным , стремительным.

3) Проявления темперамента в моторной сфере- это темп, ритм, интенсивность.

4) Основные свойство НС – чувствительность, ритмичность, интенсивность.

Качества, характеризующие экстравертированный тип:

Инициативность, импульсивность, беззаботность, безрассудство, социальная адаптированность, открытость, подвижность, смешливость, бесцеремонность.

Качества, характеризующие интровертированный тип:

Необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, мечтательность, расчетливость, аутизм, вдумчивость, застенчивость, стеснительность.

Задача 10.

Пары понятий находятся в следующих отношениях:

1) Психика – темперамент – 3

2) Темперамент – характер -3

3) Темперамент – эмоции -3

4) Моторная сфера - темперамент – 4

5) Темперамент – Экстраверсия -3

6) Темперамент – сила НС -4

7) Сангвиник – холерик -2

Задача 11.

1) Темперамент – тип нервной системы

2) Темперамент – тип нервной системы

3) Темперамент – лобные доли

Задача 12.

Задача 13.

Каждый из 4 типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) более адекватен в той или иной ситуации, поэтому нельзя судить людей с точки зрения « плохой - хороший».

Задача 14.

1) У Гиппократа был чисто физиологический подход к исследованию темперамента. Утверждение верное.

3) Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений о психофизиологических основах темперамента. Утверждение верное.

4) Психологический подход к изучению темперамента начался с выявления «формально-динамических свойств поведения». Утверждение верное.

5) В физиологической концепции И.П.Павлова утверждалось, что каждому типу ВНД соответствует своя картина поведения. Утверждение верное.

6) Слово «темперамент» И.П.Павлов предложил заменить на «генотип», а «характер» на «фенотип». Утверждение верное.

7) Б.М Теплов и В.Д.Небылицын доказали фундаментальную роль подкорковых структур и лобных долей мозга в активации поведения и его эмоциональной регуляции. Утверждение верное.

8) Концепция И.П.Павлова и его школы стала рассматриваться как частный случай функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина. Утверждение верное.

9) Темперамент – это прямое проявление биологических свойств человека. Утверждение верное.

10) В рамках целостной теории индивидуальности, разрабатываемой В.С.Мерлиным, П.К.Анохиным, В.М.Русаловым, индивидуально-биологические свойства человека, организованные в специальные программы, являются причинами индивидуального поведения. Верное.

Задача 15.

1) Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморесс - соков организма……Кровь, слизь, светлая желчь и темная желчь. Надлежащее соотношение частей - темперамент (Гиппократ).

2) Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: цикломитики - пикнический тип, шизотимики - астенический.(Э.Кречмер).

3) Эндоморфному, мезоморфному и эктоморфному соматипам соответствуют висцеротонический, соматонический и церебротонический типытемперамента. (У.Шелдон).

4) Типам НС (ВНД) соответствуют 4 картины поведения или 4гиппократовых типа темперамента. (И.П.Павлов).

5) Любое свойство темперамента находится в линейной зависимости от свойств НС. (В.Д.Небылицын).

6) Темперамент есть объем областей свойств личности, ее природная основа.(Б.Г.Ананьев).

7) Темперамент = тин НС+отношения личности+ситуационныемотивы.(В.Н.Мясищев).

8) Темперамент – четырехуровневая система формальных поведенческих измерений. Отражающих различные блоки функциональных систем.(В.М.Русалов).

Задача 16.

Задача 17.

1) Интроверты:

Анна Каренина, Родион Раскольников, Пьер Безухов, Джульетта, Дон Кихот, Плюшкин, Санчо Панса, Золушка, Снежная Королева, Белоснежка, Мцыри, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Киса Воробьянинов, Лужин, Наташа Ростова.

2)Экстраверты:

Чипполино, Буратино, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д,Артаньян, Отелло, Чацкий, Онегин, Емеля, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Чеширский Кот, Манилов, Собакевич, Остап Бендер, Людоедочка Эллочка, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса

ТЕМА: « ХАРАКТЕР »

Темперамент – одна из индивидных характеристик человека. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности .

Выделяют 3 сферы проявления темперамента:

Общая активность – определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Моторная сфера – частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Эмоциональность –впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Понятие Т. возникло на основе учения древнегреч. ученого и врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что пропорция 4 элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней (гуморальная концепция).

Свойства Т.:

– индивидуальный темп и ритм психических процессов,

– степень устойчивости эмоций,

– экспрессивность и энергичность движений,

– напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства м. б. связаны с др. психологическими условиями - настроением, мотивами деятельности, поставленной задачей и т. п. Свойства Т. - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от Т., гораздо менее устойчивы.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств Т. называют типами Т. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов Т.: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Представления о Т. человека складываются на основе характерных для него психологических особенностей. 1. Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 2. Медлительного, невозмутимо; го человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. 3. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам (аффектам), резким сменам настроения. 4. Меланхоликом же называют человека, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа Т. степень выраженности отдельных его свойств м. б. различной. Типичны в Т., во-первых, те крайние полюса, между которым возможны различия по степени выраженности каждого свойства, и, во-вторых, соотношение различных его свойств. Поэтому, хотя каждого человека можно отнести к определенному типу Т., индивидуальные различия между людьми по свойствам Т. бесконечно разнообразны.

Тип Т. зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И. П. Павлов и его последователи стремились доказать непосредственную зависимость типа Т. от сочетания (типа) свойств н. с. (нейродинамическая концепция Т.). Имеются факты, говорящие о косвенной зависимости типа Т. от анатомо-физиологических особенностей всего организма в целом. Каждое отдельные свойство Т. коррелирует с несколькими свойствами общего типа н. с. (и наоборот). Лишь типу н. с. в целом соответствует один определенный тип Т. Поэтому, чтобы охарактеризовать человека, недостаточно испытать свойства его общего типа н. с.; необходимо провести психологическое исследование.

Тип Т., как и врожденный тип н. с., может изменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Наиболее достоверны факты изменения типа Т. в раннем возрасте в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни. Отдельные свойства Т. изменяются по качеству и степени выраженности в течение всего процесса развития ребенка. Особенно важны при этом условия воспитания. Вопросы о степени наследственной обусловленности типа Т., изменчивости отдельных свойств Т. и его типа еще недостаточно исследованы.

Т. человека не предопределяет социально-нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различного Т. могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью, и наоборот: люди одинакового Т. м. б. очень различными по своим социально-нравственным ценностям.

Т. не предопределяет также черт характера, но между Т. и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. От Т. зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Напр., общительность у сангвиника проявляется в легком и быстром завязывании знакомства, у флегматика - в длительности и устойчивости его привязанности к своим друзьям и знакомым, в стремлении к привычному для него кругу людей и т. д. Т. влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства Т. способствуют формированию определенных черт характера, др. противодействуют. Поэтому в зависимости от типа Т. ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера (см. Индивидуальный подход). Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в себе, своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль. Существует и обратная зависимость проявлений Т. от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления Т.

Т. не определяет уровня общих или специальных (напр., профессиональных) способностей. Те или иные свойства Т. в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в др. при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат к.-л. свойству Т., то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его Т. и помогают преодолеть влияние отрицат. в данных условиях проявлений Т. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определенного индивидуального стиля не изменяет самого Т., т. к. индивидуальный стиль - это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него Т.

Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам Т. очень высокие требования (напр., требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с Т., пригодным для данной профессии (см. Профессиональная пригодность, Профессиональный отбор).

Т. о., ни одна сторона личности - ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей - не предопределена Т., однако динамические особенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа Т.

Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Х. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения Х., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Х. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений Х. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты Х. Типичные Х. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. Модальная личность, «социальный характер» в работах Э. Фромма).

Х. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный Х. - это Х. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. Радикал). У людей с неопределенным Х. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.

Выделяют цельные и противоречивые Х. Цельные Х. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре Х. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт Х. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам Х., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.

К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт Х. выделяют сильные и слабые Х. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт Х. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой Х.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования .

Различия между характером и личностью: черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как "типологии характера") возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми - опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или "групп") характеров; у Леонгарда и Личко - десять-одиннадцать.

Характер может быть более или мене выражен. Три зоны выраженности характера: зона абсолютно "нормальных" характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций – явные и скрытые) и зона сильных отклонений характеров (психопатии) . Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья - к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы .

он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: "Каков в колыбельке, таков и в могилку".

тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а "на людях" - другой, то он не психопат.

социальная дезадаптация . У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу .

Анализ проблемы "биологических основ характера" приводит нас к следующим выводам:

–детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий.

–степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть очень различной.

–генотипические и средовые влияния на характер могут, так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или, по крайней мере, не привести к патологическим отклонениям характера.

Каждый тип характера - это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность, или "логика".

Индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности.

Можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, "встречает" в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в "типах характера", хотя точнее следовало бы говорить о "личностно-характерологических типах".

Нормальный характер – это характер без отклонений. Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой - и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый - и не излишне открытый, не излишне тревожный - не излишне беззаботный... - и здесь, продолжая, пришлось бы перечислять все основные черты, отличающие, например, известные типы акцентуаций друг от друга. Иными словами, нормальный характер - это "золотая середина" целого ряда качеств.

Теории темперамента:

1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу рассматривает темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности.

Фундаментальными характеристиками темперамента:

–реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

–активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории:

–Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

–Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих.

– Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления.

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, в определенных границах все же может изменяться.

Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина

В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.

В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность - ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация - свойства характера.

4. Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

–эргичность (выносливость),

–пластичность,

–скорость,

–эмоциональность (чувствительность).

В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику ``Опросник структуры темперамента"" (ОСТ).

5. Гуморальная теория Гиппократа:

Понятие "темперамент" ввёл Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Холерик. Преобладание жёлтой желчи (греч. холе - «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим».

Флегматик. Преобладание лимфы (греч. флегма - «мокрота») делает человека спокойным и медлительным.

Сангвиник. Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым.

Меланхолик. Преобладание чёрной желчи (греч. мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым.

6. Нейродинамическая теория И.П.Павлова:

Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы является наследственным типом.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.

Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

7. Конституциональные теории:

В основе идеи соматотипов лежит предположение о том, что поведение или личность определяются физическими характеристиками тела. Процесс определения соматотипов представляет собой метод, посредством которого описываются физические аспекты тела человека.

Начало эпохи соматотипирования связывают с работами Э. Кречмера, предложившего в начале 1920-х гг. классификацию человеческого телосложения:

пикник (широкий, с округлыми формами и большим количеством жира, сильный и коренастый)

атлетический тип (мускулистый, с широкой грудной клеткой и узкими бедрами)

астенический тип (длинный, тонкий и хрупкий)

диспластический тип (дис - плохо, пластик - сформированный) - отклоняющийся от любой из трех основных категорий.

Кречмер пришёл к заключению о существовании однозначной связи между типами телосложений и психическими расстройствами:

Пикник – маниакально-депрессивный психоз

Астеник – шизофрения

Атлетический тип – эпилепсия

7. Теория соматотипов Шелдона

Находясь под влиянием взглядов Кречмера, У. Шелдон предложил теорию соматотипов, иначе связывавшую телосложение с темпераментом.

3 основные измерения для оценки физической конституции:

Эндоморфия - проявляется в мягкой округлости в разнообразных частях тела и тенденции к доминированию в его общей структуре внутренних пищеварительных органов.

Мезоморфия связана с относительным преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей. Мезоморфное телосложение обычно выглядит тяжелым, прочным и прямоугольным, с выраженным преобладанием мускулов и костей.

Эктоморфия – длинные, тонкие конечности со слабо выраженной мускулатурой. В общей массе тела эктоморфа выделяется крупный головной мозг.

В предложенной Шелдоном методике соматотипирования каждый индивидуум ранжируется по степени выраженности в его телосложении каждого из трех первичных физических измерений.

Параллельно с тремя основными физическими компонентами Шелдон выделил 3 темпераментальных компонента:

Висцеротония характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Соматотония проявляется в повышенной склонности к мышечной активности и в целом связано с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску.

Церебротония в ее крайнем выражении означает чрезмерную сдержанность в проявлении чувств, скованность и боязнь социальных контактов.

Каждый тип телосложения соответствует типу темперамента:

Эктоморф - церебратония

Т.е. человек с длинными, тонкими конечностями сдержан в проявлении чувств, скован и боится социальных контактов.

Эндоморф – висциратония

Т.е. человек с мягкими округлостями в разнообразных частях тела характеризуется любовью к комфорту, еде, общительностью и привязчивостью.

Мезаморф - соматотония

Т.е. человек с преобладанием мускулатуры, костей и соединительных тканей характеризуется повышенной склонностью к мышечной активности и в целом связан с жаждой власти, безжалостностью, доходящей иногда до жестокости, и любовью к опасности и риску

Результатах действий, с учетом которой исполнительным органом формируются последующие

команды, осуществляет:

А) эффектор

В) анализатор

Б) акцептор действия

Г) обратная связь

24. К основным методам психологии не относится:

а) анкетирование б) измерение в) эксперимент г) наблюдение

25. Приведите в соответствие:

1 восприятие

а. психические состояния

2 темперамент

4 мышление

б. психические процессы

5 утомление

6 восторг

7 характер

в. психические свойства

8 внимание

9 способности

Тестовый контроль знаний (Тема: темперамент, характер, способности)

1.В темпераменте личность проявляется со стороны ее:

В) динамических свойств Г) неизменных свойств

2.Психологическое описание портретов различных темпераментов впервые дал:

А) Гиппократ Б) И.Кант В) Гален Г) Платон

3. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с:

А) Демокрита Б) Гиппократа В) Платона Г) Галена

4. Теория У.Шелдона относится к теориям темперамента:

А) гуморальным Б) нейродинамическим В) конституциональным Г) поведенческим

А) И.П.Павлов Б) Дж.Гилфорд В) Э.Кречмер Г) Л.Терстон

6.Слово темперамент И.П.Павлов заменил на:

А) генотип Б) социотип В) фенотип Г) биотип

7. У.Шелдон не выделял такой тип темперамента как:

А) висцеротонический Б) церебротонический В) соматотонический Г) мезоморфный

К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые

выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», согласно:

А) С.Л.Рубинштейн Б) В.Д.Небылицын В) Б.М.Теплов Г) Л.С.Выготский

Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность,

моторика и эмоциональность, предложил выделить:

А) С.Л.Рубинштейн Б) В.Д.Небылицын В) Б.М.Теплов Г) А.Н.Леонтьев

10.Физиологические основы темперамента изучал:

А) У.Шелдон Б) И.П.Павлов В) Э.Кречмер Г) Дж.Гилфорд

По И.П.Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете

параметров:

А) силы НС Б) соотношения жидкостей в организме

В) активности Г) особенностей строения тела

Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях

выявляют такие показатели нервной системы, как:

А) сила НС

Б) подвижность нервных процессов

В) уравновешенность нервных процессов

Г) динамичность нервных процессов

13.Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:

А) сензитивности Б) активности В) реактивности Г) пластичности и ригидности

Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой

Утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных

эмоций над положительными характеризуется:

А) сангвиник Б) флегматик В) холерик Г) меланхолик

15.Темперамент это:

А) индивидная характеристика человека

Б) совокупность динамических характеристик психической деятельности

В) генотип

Г) все ответы верны

Определите тип темперамента по следующим свойствам нервной системы - сильный,

уравновешенный, инертный:

А) сангвиник Б) флегматик В) холерик Г) меланхолик

17.К сферам проявления темперамента относятся:

А) общая активность человека Б) моторная сфера

В) эмоциональность Г) все ответы верны

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и

проявляющаяся в деятельности и общении, - это:

А) темперамент Б) способности В) характер Г) задатки

19.В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

20.Аккуратность, бережливость, щедрость – это:

А) черты, характеризующие отношение к вещам

Б) система отношений человека к самому себе

В) черты, проявляющиеся по отношению к другим

Г) черты, проявляющиеся в деятельности

Темперамент – одно из проявлений индивидуально-психологических особенностей личности. Под темпераментом понимают индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Темперамент человека проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчивые, впечатлительные. Даже незначительные события находят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзываются на события общественной жизни, работают с увлечением и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Только особенно важные события общественной и личной жизни вызывают у них радость, гнев, страх и т. п. К повседневным же событиям они относятся без волнения; работают энергично, спокойно.

Одни быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. И наоборот, есть люди, характерной особенностью которых является медленное, спокойное протекание психических процессов. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотонная, маловыразительная. Медлительность обнаруживается у них и в других психических процессах, а также во внимании. Темпераментные различия проявляются и в особенностях моторики: в движениях тела, жестах, мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У других движения медленные, плавные, жесты скупые, мимика маловыразительная. Первым свойственна живость, подвижность, вторым – двигательная сдержанность. Темперамент сказывается в особенностях настроения и характере его смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостными, веселыми; настроение у них сменяется часто и легко, другие же склонны к лирическим устойчивым, смена их плавная. Есть люди, у которых настроение сменяется резко, неожиданно.

От темперамента зависит характер протекания психической деятельности:

1. Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость например, быстрота ума, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания.

2. Психический темп и ритм.

3. Интенсивность психических процессов – активность воли, сила эмоций и т. д.

4. Направленность психической деятельности, т. е. направленность на определенные объекты, например, стремление к новым впечатлениям или обращенность к самому себе, к своим идеям и т. д.

Темпераментом называется индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется в степени эмоциональной возбудимости, в скорости и энергии протекания психических процессов, в скорости и выразительности движений, мимики и жестов и в особенностях смены настроений. Темперамент – это своеобразие динамики психической деятельности человека.


Можно дать и такое определение темперамента:характеристика индивида со стороны его динамических особенностей, т. е. скорости, темпа и ритма психических процессов и психических состояний.

Основоположником учения о темпераменте считают древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V в. до н. э. Гиппократ утверждал, что в теле человека имеются четыре жидкости: желчь желтая и желчь черная, кровь и слизь. Эти жидкости смешаны между собой в определенной пропорции. Пропорцию или отношение четырех жидкостей в смешении Гиппократ назвал древнегреческим словом «кразис». Это слово впоследствии было переведено на латинский язык, словом temperamentum. Общеупотребительное слово «темперамент» произошло от указанного латинского термина. Гиппократ считал, что в смешении четырех жидкостей одна из них может преобладать. От преобладания в смешении определенной жидкости возникает тип темперамента. По Гиппократу, существует четыре основных типа темперамента – холерический, меланхолический, флегматический и сангвинический.

Гиппократ к проблеме темпераментов подходил с медицинской точки зрения. Он считал, что тот или иной темперамент создает предрасположение к определенного рода заболеваниям. Учение Гиппократа по своему содержанию соответствовало уровню развития наук его времени и давно устарело. Однако имя Гиппократа будет всегда жить в истории науки о темпераменте. Его заслуга в том, что он первым выдвинул идею темперамента, которая существует свыше двух с половиной тысяч лет.

Живучими оказались термины, введенные Гиппократом для обозначения отдельных видов темперамента: холерический, меланхолический, флегматический. Такие слова, как «темперамент», «сангвинический», хотя и не принадлежат самому Гиппократу, но появление их в науке связано с его учением.

Учение Гиппократа о темпераменте вызвало большой интерес к этой проблеме у древних ученых – философов, врачей. Уже в древности появилось много различных учений о темпераменте (Аристотеля, Галена и др.). Некоторые из них утверждали, что от темперамента зависят и психические качества человека.

Основоположником психологических учений о темпераменте является немецкий философ И. Кант. Ярко написанные им характеристики четырех темпераментов (сангвинического, меланхолического, холерического и флегматического) долгое время считались классическими и оказали большое влияние на развитие учений о темпераменте в эмпирической психологии. Учение Канта о темпераменте и многочисленные теории темперамента, созданные психологами-эмпириками, основаны на идеалистической философии и не могут считаться научными.

Кроме психологических теорий темперамента, было создано множество других – химических, физических, физиологических. Одни ученые искали основы темперамента в химическом составе тела и крови. Другие – в движении молекул тканей; третьи – в характере обмена веществ в организме, в скорости и силе движения крови в сосудах, в деятельности желез внутренней секреции и т. п.

Э. Кречмер в 1921 г. предложил рассматривать зависимость психики от типа телосложения. Это конституционная типология. Выделено четыре конституционных типа:

1. Лептосоматик – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые.

2. Пикник – человек с ярко выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный и неповоротливый, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, широкими плечами, узкими бедрами.

4. Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением (непропорциональным телосложением и др.).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента: шизотимик (замкнут, упрям, малоподвижен); иксотимик (спокойный, маловпечатлительный, с невысокой гибкостью мышления); циклотимик (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах).

В 40-х гг. XX в. У. Шелдон также разработал свою конституциональную концепцию темперамента. Надо отметить, что в психологической науке большинство конституционных концепций стали объектом острой критики.

Известный психолог X. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня: I – уровень отдельных реакций; II – уровень привычных реакций; III – уровень отдельных черт личности; IV – уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.

Нейротизм это эмоционально-психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс. Они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

Экстраверсия в сочетании с повышенным нейротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; «интроверсия плюс невротизм» определяет темперамент меланхолика; противоположность нейротизма – эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический тип.

Научное решение проблемы темпераментов стало возможным только благодаря учению И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Нет хороших или плохих темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие его врожденности), а на разумное использование достоинств и нивелирование отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей определенного темперамента в конкретных жизненных ситуациях.

Возбуждение – это свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение – основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим. Возбуждение стало носителем информации о свойствах поступавших извне раздражений и вместе с торможением – регулятором активности всех органов и систем организма. Процесс возбуждения возникает лишь в при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающего абсолютный порог возбуждения, свойственный данному органу.

В ходе эволюции наряду с усложнением нервной системы совершенствовались и способы передачи возбуждения, при которых этот процесс распространяется до конца пути без какого-либо ослабления, что и позволяет возбуждению осуществлять регулирующую функцию в целостном организме. Процесс возбуждения вместе с торможением образует основу высшей нервной деятельности. Их динамика накладывает печать на все акты поведения, вплоть до самых сложных, а их индивидуальные особенности определяют тип высшей нервной деятельности.

Торможение – это активный, непрерывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных процессов или рабочих органов. В первом случае торможение называется центральным, во втором – периферическим. Перифирическое торможение было обнаружено в 1840 г. братьями Вебер, получившими задержку сердечных сокращений при ритмическом раздражении блуждающего нерва. Центральное торможение открыто И.М. Сеченовым 1863 г. Это открытие оказало глубокое влияние на изучение не только нейродинамики, но и регуляции психических процессов.

В настоящее время выявлено два различных способа торможения клеточной активности: оно может быть либо результатом активации особых тормозных структур, либо возникать как следствие предварительного возбуждения клетки.

Подвижность нервных процессов животного в лабораторных условиях определяется путем переделки положительного рефлекса в тормозной и обратно. Если в ряде опытов звуковой раздражитель подкреплять действием безусловного (пищей), а световой – не подкреплять, то у животного выработается положительный условный рефлекс на звук и тормозной – на свет. Если в последующих опытах поступать наоборот: световой раздражитель подкреплять действием безусловного (пищей), а звуковой – не подкреплять, то должна произойти переделка положительного условного рефлекса в тормозной и тормозного – в положительный. У животных с подвижной нервной системой такая переделка осуществляется относительно быстро и безболезненно; животным с малоподвижной нервной системой такая переделка дается с большим трудом. Скорость и легкость переделки положительных условных рефлексов в тормозные и тормозных в положительные является показателем подвижности нервных процессов. По признаку подвижности нервная система может быть подвижной или инертной.

Подвижная нервная система характеризуется быстрым протеканием нервных процессов, быстрой и легкой сменой процесса возбуждения процессом торможения и наоборот. Характерной особенностью инертной нервной системы является относительно медленное протекание основных нервных процессов – возбуждения и торможения и затрудненность их взаимной смены.

В зависимости от своеобразия сочетания указанных трех основных свойств нервных процессов – силы, равновесия и подвижности, возникают своеобразные типы нервной системы.

Подчеркивая возможность самых разнообразных комбинаций основных свойств нервных процессов силы, равновесия и подвижности, И.П. Павлов утверждал, что в жизни чаще всего встречается четыре варианта этих свойств. Они обусловливают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Научное объяснение природы темперамента дал И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, он установил, что собаки, отличающиеся по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются и по темпераменту. На этом основании он пришел к выводу, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности, а именно свойства нервной системы – первичные признаки.

Тип высшей нервной деятельности, по Павлову, – это сочетание основных свойств нервной системы (силы, уравновешенности и подвижности), которое определяет и индивидуальные особенности нервной условно-рефлекторной деятельности и темперамента.

Под силой нервных процессов И.П. Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить длительное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение).

Сила процесса возбуждения и торможения определяется работоспособностью нервных клеток.

Сильная нервная система характеризуется высокими показателями силы возбуждения или торможения. Высокие показатели силы по возбуждению определяют выносливость, работоспособность нервной системы относительно процесса возбуждения. Выносливость, работоспособность относительно процесса торможения обеспечивают высокие показатели силы по торможению. Сильная нервная система способна вынести большое напряжение, слабая такого напряжения вынести не может, переходя в состояние запредельного торможения.

Производным свойством, положенным И. П. Павловым в определение типа высшей нервной деятельности, является уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения, степень соотношения показателей силы возбуждения и силы торможения, или их баланс.

Равновесие вытекает из равенства показателей процессов возбуждения и торможения по силе, и такая нервная система является уравновешенной. Если же один из нервных процессов по силе преобладает над другим, то такая нервная система будет неуравновешенной.

Свойством, определяющим тип высшей нервной деятельности, является подвижность основных нервных процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот.

Нервная система человека и животного постоянно подвергается воздействиям окружающей среды, для которой характерны непостоянство и изменчивость. Уравновешенность организма со средой достигается только при условии, если оба нервных процесса – возбуждение и торможение – по скорости протекания и быстроте смены поспевают за колебаниями среды. И.П. Павлов определяет подвижность нервных процессов как способность «быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно».

Физиологическая характеристика может быть представлена в следующем виде: I тип сильный, уравновешенный, подвижный; II тип сильный, неуравновешенный; III тип сильный, уравновешенный, инертный; IV тип слабый.

И. П. Павлов всегда осторожно подходил к вопросу о возможности перенесения на человека данных, полученных путем экспериментов над животными. Однако учение о типах высшей нервной деятельности он считал возможным распространить на человека. И. П. Павлов считал, что тип высшей нервной деятельности проявляется в поведении и деятельности животного и человека. Тот отпечаток, который накладывает тип высшей нервной деятельности на поведение и деятельность человека, И. П. Павлов называл темпераментом и проводил параллель между четырьмя основными типами высшей нервной деятельности и темпераментами, существование которых было впервые подмечено Гиппократом.

Кроме этих основных темпераментов, существует множество других индивидуальных, или смешанных. Наиболее изучены в психологии – четыре основных темперамента; индивидуальные, или смешанные, темпераменты исследованы недостаточно.

Свойства темперамента:

1. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

2. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

3. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

4. Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека; от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и фригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Темп реакции, характерная скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

5. Темп реакций. Об этом свойстве мы судим по скорости протекания различных психических реакций и процессов, т. е. скорости движений, темпу речи, скорости запоминания, быстроте ума, находчивости.

6. Пластичность ригидность. Легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям – пластичность. Ригидность – инертность, косность поведения, привычек, суждений.

7. Экстраверсия, интроверсия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

8. Эмоциональная возбудимость. Насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Психологические характеристики основных типов темперамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особенности эмоциональной возбудимости, скорости и энергии протекания психических процессов, особенности моторики, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психической деятельности личности, обусловленное соответствующим типом высшей нервной деятельности.

Учитывая сказанное, психологические характеристики основных типов темпераментов можно представить в следующем виде:

1. Сангвинический темперамент, в основе которого лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности, характеризуется легкой эмоциональной возбудимостью, быстрым протеканием психических процессов, быстрыми, многочисленными, разнообразными движениями, обилием легких, изящных жестов, богатой мимикой, преобладанием веселого, жизнерадостного настроения, быстрой, безболезненной сменой настроений.

2. Холерический темперамент, в основе которого лежит сильный, неуравновешенный (с преобладанием по силе процесса возбуждения), подвижный тип высшей нервной деятельности, со стороны психологической характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, стремительным, энергичным протеканием психических процессов, быстрыми, энергичными движениями, резкими жестами, выразительной мимикой, устойчивым бодрым настроением и резким переходом от одного настроения к другому.

3. Флегматический темперамент, в основе которого лежит сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности. Характеризуется следующими особенностями: пониженной эмоциональной возбудимостью; медленным, спокойным протеканием психических процессов; медленными, немногочисленными движениями, редкими, невыразительными жестами, маловыразительной мимикой; ровными, устойчивыми настроениями и медленной и плавной их сменой.

4. Меланхолический темперамент, в основе которого лежит слабый тип нервной системы, характеризуется высокой эмоциональной возбудимостью (впечатлительностью), астеничностью чувств, медленным протеканием психических процессов, относительно быстрой утомляемостью, медленными движениями, слабой мимикой, немногочисленными, малоэнергичными со слабой выраженностью жестами, склонностью к грустным лирическим настроениям, медленной сменой настроений.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем представлялось ранее. Однако указанные четыре типа темперамента, как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности. По В. Д. Небылицину, выделяют так называемый тормозный тип, характеризующийся силой, подвижностью, неуравновешенностью, с преобладанием по силе процесса торможения.

  • 1. Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить (сдержать), проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго. Как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляются раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (все валится из рук). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
  • 2. Сангвиник обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении. В противном случае он становится скучным, вялым; отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
  • 3. Флегматик - человек с инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
  • 4. Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Трудно точно ответить, какой именно тип темперамента у того

или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключа- емость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники. Они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов. Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Вот почему редко встречаются чистые типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности (воины), сангвиники - для организованной деятельности (политики), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве (мыслители), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности (созидатели). Для некоторых видов деятельности летчика-истребите- ля противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы, следовательно, флегматики и меланхолики психологически малопригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения. Например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия.

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

  • 1) профессиональный отбор, одна из задач которого не допустить к данной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе в профессиях, предъявляющих повышенные требования к свойствам личности;
  • 2) индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход);
  • 3) преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
  • 4) формирование индивидуального стиля деятельности (это основной и наиболее универсальный путь).

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения. Например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает. Меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей.

Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Характер личности - важное ее свойство, это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

  • к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
  • другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);
  • порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность и т.п.).

В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными, или наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера:

  • 1) самоуверенность - неуверенность;
  • 2) согласие, дружелюбие - враждебность;
  • 3) сознательность - импульсивность;
  • 4) эмоциональная стабильность - тревожность;
  • 5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

Среди локальных (частных) свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие:

  • общительность - замкнутость;
  • доминантность (лидерство) - подчиненность;
  • оптимизм - уныние;
  • совестливость - бессовестность;
  • смелость - осторожность;
  • впечатлительность - толстокожесть;
  • доверчивость - подозрительность;
  • мечтательность - практицизм;
  • тревожная ранимость - спокойная безмятежность;
  • деликатность - грубость;
  • самостоятельность - конформизм (зависимость от группы);
  • самоконтроль - импульсивность;
  • страстная увлеченность - апатичная вялость;
  • миролюбие - агрессивность;
  • деятельная активность - пассивность;
  • гибкость - ригидность;
  • демонстративность - скромность;
  • честолюбие - непритязательность;
  • оригинальность - стереотипность.

Акцентуации характера (К. Леонгард) - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии .

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Рассмотрим краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

  • гипертимический (гиперактивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного; отсутствует самокритичность;
  • дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность; тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаше является в них пассивной стороной;
  • циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
  • эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость; глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
  • демонстративный - выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычное увлечение, наряды, ложь); легко забывает о своих неблаговидных поступках;
  • возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе; активно и часто конфликтует;
  • застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты»; служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам; в конфликтах чаше бывает активной стороной;
  • педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей; на службе способен «замучить» формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
  • тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность; долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
  • экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
  • интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости; погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость;
  • экстравертированный (комфортный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости; своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Каждая личность обладает своими отличными от других способностями. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении, легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать:

  • на природные (или естественные) способности, которые в основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
  • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

  • 1) на общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературнолингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
  • 2) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям (сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям);
  • 3) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;
  • 4) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обуславливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки - это некоторые генетические детерминированные (врожденные), анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом в развитии способностей у военнослужащих является комплектность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Пути развития способностей:

  • правильное назначение военнослужащего на ту или иную должность;
  • постоянное внимание развитию тех психических процессов и качеств личности, которые необходимы для овладения определенной специальностью;
  • развитие мышления;
  • развитие интересов и склонностей;
  • умение личности правильно оценить свои положительные качества и недостатки;
  • участие в коллективных действиях.

Таким образом, учет психологии личности в индивидуально-воспитательной работе - важное условие правильной организации воспитательного процесса.

  • Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающимилюдьми; психопаты могут быть социально опасны.