Медицина        04.02.2022   

Каково значение науки в современном обществе. Роль науки в современном обществе

1.1.Понятие науки.

1.2.Наука и философия.

1.3.Современная наука. Основные концепции.

1.4.Роль науки в современном обществе.

1.1. Понятие науки

Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существен­ной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает доста­точно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошло­го мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по­лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование чело­века, который приходится осмысливать сегодня.

На сегодня нет однозначного определения науки. В различ­ных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: "Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос­редственной целью постижение истины и открытие объектив­ных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаи­мосвязи".

Также широко распространено и другое определение: "Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про­цесс их производства".

В.А. Канке в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее опре­деление: "Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не вся­кое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное".

Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по-своему, счи­тая, что именно их восприятие является единственным и вер­ным определением. Следовательно, занятие наукой стало акту­ально не только в наше время, - ее истоки начинаются с до­вольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры и при переходе от одной общественно-экономической фор­мации к другой, меняются стандарты изложения научного зна­ния, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов.

Предпосылки для возникновения науки появились в стра­нах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Дос­тижения восточной цивилизации были восприняты и перерабо­таны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди них можно отдельно выделить такого выдающегося уче­ного, как Аристотель. С точки зрения великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма обществен­ного сознания.

Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоя­тельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

Усвоение греками научных и философских понятий, выра­ботанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте, Фи­никии, оказало большое влияние на развитие науки. Особенно велико, было влияние вавилонской науки - математики, аст­рономии, географии, системы мер. Космология, календарь, эле­менты геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на Востоке.

В Древней Греции много уделялось времени и сил науке, научным исследованиям, и неудивительно, что именно здесь появлялись все новые и новые научные достижения. Астроно­мические, математические, физические и биологические поня­тия и догадки, позволили сконструировать первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы и многое другое), впервые предсказать астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно до­бытые знания стали не только основой практического действия и применения, но и элементами цельного мировоззрения.

В Средние века основными науковедами принято было счи­тать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предме­тах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоласти­ческой учености - на таких диспутах оттачивались теорети­ческий фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих поло­жений.

Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был провозглашен опыт. "На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на про­стой перерыв в ходе истории вызванный тысячелетним всеоб­щим варварством. Никто не обращал внимания на большие ус­пехи, сделанные в течение средних веков: расширение культур­ной области Европы, образование великих жизнеспособных на­ций, огромные технические успехи XIV и XV вв.

Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уиль­ям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, пред­меты, объекты. Несмотря на существенное различие философ­ских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.

Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые воздей­ствуют на органы чувств.

1.2. Наука и философия

Наука всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы - как, например, в нашей стране на протяжении 1920-1950-х гг. Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось прин­ципиально новое научное видение. Можно вспомнить, скажем, "Правила умозаключений в физике", разработанные великим И. Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном науч­ного метода в физико-математическом естествознании. Значи­тельное внимание философским проблемам уделяли и создате­ли неклассической науки, - А. Эйнштейн и Н. Бор, а в России - В.И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной карти­ны мира наших дней.

Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В.И. Вернадский, однако, проводил между ними границу, хоро­шо понимая, что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии науч­ной деятельности, грубое вмешательство в научные исследова­ния факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводили к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны. Трагической оказалась судьба многих выдающихся ученых, - всем памятны имена Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова и др. Были репрессированы целые направления научного поиска (генети­ка, кибернетика, космология и др.). Некомпетентное вмешатель­ство в науку не раз создавало препятствия для свободного на­учного исследования. Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей отстаивать свои несостоятельные концеп­ции с помощью псевдофилософской риторики. Но и они не бро­сают тень на самую идею связи науки и естествознания, сотруд­ничества специалистов разных областей науки с философами. Догматические искажения роли философии в познании, совер­шенные в эпоху так называемой идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом совещании по философ­ским вопросам современного естествознания, состоявшемся в 1958 г. Совещание нанесло ощутимый удар по невежественным толкованиям достижений современной науки, которые конст­руировались только на цитатах из авторитетных в то время фи­лософских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации ав­торов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя ин­тенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в ус­ловиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, "холодная война" между философами и специалистами в области естественных, общественных, тех­нических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.

Нуждается в философском осмыслении и современная на­ука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Говоря об этих особенно­стях, следует иметь в виду не только научно-исследовательс­кую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интел­лектуального фундамента технологического прогресса, стреми­тельно меняющего современный мир, а также социальные по­следствия современной науки.

Отметим, во-первых, следующие моменты в изменении об­раза науки наших дней:

а) конечно, выдвижение принципиально новых идей в на­уке остается делом сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть за "горизонты" познания, а нередко и существенно их расширить. Но все же для научного познания в целом становятся все более характерными коллек­тивные формы деятельности, осуществляемые, как выражают­ся философы, "научными сообществами". Наука все более ста­новится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института. Изучение социальных аспектов естественных, общественных, технических наук в свя­зи с проблемой научного творчества представляет собой инте­ресную, пока еще во многом открытую проблему;

б) в современную науку все более проникают методы, осно­ванные на новых технологиях, а также новые математические методы, которые серьезно меняют прежнюю методологию на­учного познания; следовательно, требуются и философские кор­рективы по этому поводу. Принципиально новым методом ис­следования стал, например, вычислительный эксперимент, ко­торый получил сейчас самое широкое распространение. Какова его познавательная роль в науке? В чем состоят специфические признаки этого метода? Как он влияет на организацию науки? Все это представляет большой интерес;

в) сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде недоступные объекты и в микромире, в том числе тончайшие механизмы живого, и в макроскопических масштабах. Но не менее важно то, что современная наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа - сверхсложных, самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и Вселенная может рассмат­риваться в известном смысле в качестве такой системы;

г) еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук. Объединение оснований этих методов немыслимо без философии;

д) значительные изменения происходят в системе научно­го знания. Оно все более усложняется, знания разных наук пе­рекрещиваются, взаимно дополняя друг друга в решении клю­чевых проблем современной науки. Представляет интерес по­строение моделей динамики научного знания, выявление основ­ных факторов, влияющих на его рост, выяснение роли филосо­фии в прогрессе знаний в различных сферах изучения мира и человека. Все это - также серьезные проблемы, решение кото­рых немыслимо без философии.

Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной роли, которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной на­уки преломляются тем или иным образом во всех сферах куль­туры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого со­здающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. Скажем, современная биология изучает тон­кие механизмы наследственности, а физиология проникла так глубоко в структуру мозга, что оказывается возможным эффек­тивно влиять на человеческое сознание и поведение. Сегодня стали очевидными довольно существенные негативные послед­ствия неконтролируемого распространения передовых технологий, косвенно создающего даже угрозу самому выживанию человечества. Подобные угрозы проявляются, например, в не­которых глобальных проблемах - исчерпание ресурсов, загряз­нение среды обитания, угроза генетического вырождения чело­вечества и др.

Названные моменты, характеризующие резкое усиление воздействия науки на технологию, общество и природу, застав­ляют анализировать не только познавательную сторону науч­ных исследований, как это было раньше, но и "человеческое" измерение науки.

С нашей точки зрения, очень важным представляется сей­час обстоятельный анализ всех отмеченных сторон феномена науки в целом, т.е. в единстве его познавательных и человечес­ких аспектов. Дело в том, что происходящие сейчас изменения образа и статуса науки вызывают ее растущий отрыв от обы­денного сознания. В качестве компенсации мы имеем "пышный" расцвет всевозможных псевдонаук, для обыденного сознания более понятных, но не имеющих к науке ровным счетом ника­кого отношения. В современных условиях псевдонаука приоб­ретает такую мощь в сознании некоторых слоев людей (включая порой и ученых), что она начинает представлять опасность для здорового развития самой науки. Вот почему необходим глу­бокий анализ оснований научного метода, его отличий от спосо­бов рассуждения, применяемых псевдонаукой.

Далее, настоятельно необходимо продолжить изучение на­уки в ее связи с прогрессом современной технологии и измене­нием ее социальной роли. Многие из тех, кто отнюдь не отказы­вается от использования достижений науки в своей повседнев­ной жизни, изображают научно-технический прогресс как не­коего "монстра", подавляющего и порабощающего человека, т.е. как безусловное "зло". Сейчас, как из рога изобилия, сып­лются обвинения в адрес не только научно-технического про­гресса, но и самой науки. И хотя критика в значительной степе­ни бьет мимо цели, наука обвиняется в "грехах", в которых по­винна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которых она функционирует и развивается - критики науки правы в одном: в эпоху, когда со всей ясностью обна­ружилось, что развитие науки может приводить к социально-отрицательным последствиям, ориентация ученого должна быть не только на получение объективно истинного, но и полезного для людей знания. И поэтому большую актуальность приобре­тает вопрос о социальной ответственности ученого за возмож­ное использование его открытий.

Современное научное и технологическое развитие, таким образом, по-новому ставит вопросы и об этике науки. До недав­него времени многие были убеждены, что этика науки состоит в реализации основных норм - условий достижения объектив­ности знания: беспристрастности и добросовестности в теоре­тических изысканиях, высокого профессионализма, чистоты проведения эксперимента. Считалось, что научные результаты, полученные при соблюдении этих условии, непременно прине­сут людям пользу. В настоящее время стало очевидно, что следование только традиционным этическим нормам научной дея­тельности не всегда ведет к желаемой цели. Это не значит, однако, что традиционные этические регулятивы отходят на второй план. Они по-прежнему доминируют в исследовательской деятельности. И дело не только в том, что их соблюдение явля­ется необходимым условием сохранения науки как особого типа культуры, играющего в человеческом обществе не менее важ­ную роль, чем гуманитарная культура. Дело в том, что только самое строгое соблюдение таких этических норм, как бесприст­растность и непредвзятость при проведении научных исследо­ваний, способно обеспечить наилучшее выполнение критерия этического. Продолжая мысль Сократа, можно сказать, что толь­ко объективное знание законов природы может дать возмож­ность использовать достижения науки на благо человека.

1.3. Современная наука. Основные концепции

Начала современной науки были положены в Европе в пе­риод XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться к ним человеку. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло ут­вердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального про­изводства в обществе формируется новое по сравнению со сред­невековым воззрение на мир, природу, по своей сути совпадаю­щее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или полстолетия назад. Изменился весь ее облик и ха­рактер ее взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные кон­цепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет со­бой органичное единство этих трех моментов. Здесь деятель­ность - ее основа, своеобразная "субстанция", знание - систе­мообразующий фактор, а социальный институт - способ объе­динения ученых и организации их совместной деятельности. Эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция - наука как знание - с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание долгое время было чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливает­ся как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а соци­альная детерминация научной деятельности еще не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своем одиночестве раскрыть пол­ное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело все в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные проверенные факты, знания) довольно однооб­разно и ограниченно. От исследователей ускользает ее соци­альная природа, творцы, материально-техническая база, огра­ничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то сегодня ее функции представляются нам не только наиболее очевидны­ми, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учи­тывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятель­ности человека. Например, недавно иностранные ученые выд­винули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в Бога. После многих исследований они при­шли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о суще­ствовании Бога.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение посто­янных каналов для практического использования научных зна­ний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-техничес­кой информации и др. Все это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Однако при историческом рассмотрении картина предста­ет в ином свете. Процесс превращения науки в непосредствен­ную производительную силу впервые был зафиксирован и про­анализирован К. Марксом в середине XIX века, когда синтез науки, техники производства был не столько реальностью, сколько перспективой.

В 50-60-е гг. XX в. стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально-специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые явля­ются особой социально-профессиональной группой, определен­ным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством из­вестных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - про­изводство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходи­мый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался со­ответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некото­рые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, стано­вились предметом научного исследования и даже давали нача­ло новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидрав­ликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала прак­тической деятельности - промышленности, сельскому хозяй­ству, медицине. И дело было не только в том, что сама практика, как правило, не умела, но испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учи­тывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у на­уки все более отчетливо обнаруживается еще одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, ког­да данные и методы науки используются для разработки масш­табных планов и программ социального экономического разви­тия. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреж­дений и организаций, принципиально необходимо непосред­ственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду ком­плексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

1.4. Роль науки в современном обществе

XX век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине XX в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине XX в. большое распространение получила автоматизация. К кон­цу XX в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько последствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали тре­бовать больших знаний, а также понимания новых технологичес­ких процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников ум­ственного труда, научных работников, т.е. людей, работа кото­рых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки ре­шать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения, как освоение космо­са, создание атомной энергетики, первые успехи в области робо­тотехники, породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем, как голод, болезни и т.д.

И сегодня мы можем сказать, что наука в современном об­ществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жиз­ни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может слу­жить одним из основных показателей экономического, культур­ного, цивилизованного, образованного, современного развития общества.

Очень важны функции науки как социальной силы в реше­нии глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как извес­тно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явле­ний, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факто­ров тех радикальных и далеко не безобидных изменений, кото­рые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породи­ла ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познаватель­ной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).

Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Ос­мысление специфики науки является необходимой предпосыл­кой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управле­ния самой наукой в условиях НТП, поскольку выяснение зако­номерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными фе­номенами духовной и материальной культуры.

В качестве же главных критериев выделения функций на­уки надо учитывать основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и по­требления научного знания. Ниже перечислены некоторые глав­ные функции:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, глав­ное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, от­крытие его законов и закономерностей, объяснение самых раз­личных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель - разработка научного мировоззре­ния и научной картины мира, исследование рационалистичес­ких аспектов отношения человека к миру, обоснование научно­го миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз­зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конеч­но, ведущую роль в этом играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, иннова­ций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" про­изводства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культу­ры, заметным фактором культурного развития людей и обра­зования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздей­ствуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педа­гогической науке. Данная функция науки осуществляется че­рез культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятель­ность ученых и др. Не забудем и того, что наука является куль­турным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного про­изводства.

Итак, мы рассмотрели такую важную тему, как "Наука и ее роль в современном обществе". Раскрывая тему мы показа­ли, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и сегодня. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было И.С. Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился А. Эйнштейн, то те­ория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: "Знание - сила" сегодня актуален как никогда. Он будет актуальным и в обозримом будущем, когда человечество будет жить в услови­ях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и ис­пользование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в еще большей мере - методов ее получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождать­ся усилением наук, специально анализирующих знание, позна­ние и методы исследования.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое наука?

2. Какова роль науки в формировании картины мира?

3. Какова роль науки в современном обществе?

4. Какие основные концепции современной науки вам изве­стны?

5. Какая главная социальная роль науки в современном об­ществе?

6. Какие основные функции науки вам известны? В чем их назначение?

Что есть наука? Для чего она человечеству? Каждый хоть раз в жизни задает себе такие вопросы. Александр Герцен говорил: «Наука - сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия». Но насколько сильна современная наука? Каковы ее возможности?

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это - показатель современного развития государства. Все вокруг человека - это достижения науки.

Современная наука обладает удивительными возможностями. Еще в 1904 году Никола Тесла утверждал, что когда-то человек сможет посылать свою мысль на самые далекие расстояния. Спустя век это стало возможным. Информатизация общества достигла такого высокого уровня, что сейчас практически любую информацию человек может найти в интернете. В каждом доме и офисе сейчас есть уже и компьютер, и интернет. Они сделались настолько обыденными, что человек забывает об опасностях, связанных с их использованием. Компьютер - источник нескольких видов излучений и полей. Электронно-лучевая трубка мониторов стационарных компьютеров и ноутбуков создают ионизирующее излучение. Как и любой другой электроприбор, компьютер создает электромагнитное излучение. Все входящие в компьютер устройства и вспомогательное электрооборудование формируют сложное электромагнитное поле. Большинство современных исследований по влиянию электромагнитного излучения говорят о его вреде для здоровья.

Однако наука на современном этапе пытается разрешить и такие проблемы, создавая новые отрасли внутри структуры научного сообщества. Исследует эти проблемы наука эргономика - наука, изучающая человека во взаимодействии с компьютером и другими машинами. Эргономика занимается комплексным изучением трудовой деятельности человека и поэтому объединяет многие научные дисциплины: физиологию, гигиену труда, психологию и др. Ученые стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере, принимают участие в создании совершенной и безопасной техники.

Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечество смогло найти «противоядие» от многих недугов. Наши предки не могли представить, что в XXI веке станет возможным выращивание новых человеческих органов для замены их на не функционирующие в организме пациентов.

Не стоит на месте химия и физика. Эти науки развиваются в двух направлениях - как фундаментальные науки (создание и изучение теоретических основ физико-химических знаний) и как науки прикладные (решение практических задач применения в различных сферах жизни людей).

В XXI веке человечество заняло почти все пространство земного шара. Мы живем в разных странах, на разных широтах, в разном местоположении, а следственно, у каждой страны свои особенности природных условий, климата. Многим странам постоянно угрожает опасность от природных стихий. К сожалению, ограниченность природных ресурсов все сильнее и сильнее дает о себе знать.

Поэтому особое значение приобретают такие науки, как география, геология, энергетика и почвоведение. Эти науки из разных отраслей знаний пытаются предостеречь общество от природных катастроф, найти альтернативные источники энергии и полезных ископаемых, в которых человечество нуждается ежедневно.

В современности благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. На мой взгляд, только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают новейшие наукоемкие технологии, предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства лидируют в современной политико-экономической гонке и занимают ведущие позиции на мировой арене.

Управление современным обществом без науки невозможно. На современном этапе развития наука изменяет социальную структуру общества. Во всем мире наблюдается тенденция роста численности занятых умственным трудом и уменьшения численности занятых неквалифицированным физическим трудом.

Наука воздействует на человека непосредственно через образование. Изучение научных трудов и достижений способствует развитию детей, их формированию как образованной личности. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира, и сфера образования в Российской Федерации опирается на научно рекомендуемые методики.

Наука, осуществляя направленное воздействие на образовательный процесс и на изменение структуры образования, распространяется на все его компоненты: цели, задачи, принципы, формы и методы, средства, результаты.

Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности. Современная политика в области образования и науки направлена на то, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов и бакалавров с высшим образованием. Об этом свидетельствует тот факт, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников, аспирантов, доцентов удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет.

На сегодняшний день азы науки учителя стараются доводить до детей через глобальную сеть - интернет. Предпочтение начинают давать «невидимым колледжам», дистанционному обучению, виртуальным институтам. Теряется живое непосредственное общение учителя и ученика. Уменьшается роль учителя, отсутствует воспитание детей на живом примере, и в этом я вижу лишь отрицательные последствия для будущих поколений.

XX век был выдающимся в области технического развития. Без всякого преувеличения можно сказать, что за 100 лет сделано открытий не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. Вклад, который внесла наука в ХХ веке в развитие человечества, огромен. Но если же сложить средства, которые человечество потратило на фундаментальные научные исследования за всю свою историю, сумма окажется несравнимой ни с одним бюджетом какой - либо развитой страны. Государства теряют огромное количество средств, которые можно было бы направить на борьбу с голодом и болезнями, и другими проблемами, встающими перед главами государств.

Новейшие научные разработки кроме несомненных благ несут в себе и потенциальную опасность. Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду и разрушающих озоновый слой планеты. Аварии на атомных станциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, приводят к катастрофическим последствиям. Одним из таких примеров служит катастрофа на Чернобыльской АЭС. Геномодифицированные продукты, все чаще поступающие в продажу на прилавки магазинов, в принципе могут оказаться опасными для человека. Гармонично вписать технику и научные достижения в природные процессы - одна из насущных задач ученых наступившего века. Только решив эту непростую задачу, можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений.

Науку принято рассматривать как высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Но этично ли проводить научные исследования, даже чрезвычайно интересные, плоды которых могут стать опасными для людей?

Безусловно, наука - одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие - важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством. Но всегда ли наука безопасна для человечества? Я считаю, что этот вопрос навсегда останется нерешенным.

студентка 251 группы специальности "Таможенное дело".

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом. Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки. Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным. Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества. Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностейВ качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Заключение

Нау­ка есть по­сти­же­ние ми­ра, в ко­то­ром мы жи­вем. Со­от­вет­ст­вен­но это­му нау­ку при­ня­то оп­ре­де­лять как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ную и вы­со­ко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ную дея­тель­ность по про­из­вод­ст­ву объ­ек­тив­ных зна­ний о ми­ре, вклю­чаю­щем и са­мо­го че­ло­ве­ка. Вме­сте с тем про­из­вод­ст­во зна­ний в об­ще­ст­ве не са­мо­дос­та­точ­но, оно не­об­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния и раз­ви­тия жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Что­бы по­лу­чить хо­ро­шую ра­бо­ту, мо­ло­дой че­ло­век дол­жен про­де­мон­ст­ри­ро­вать пол­ное и жи­вое зна­ние то­го, что и как де­ла­ет­ся пря­мо сей­час в из­бран­ной им об­лас­ти че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти. Ук­раина мо­жет иметь дос­той­ное бу­ду­щее лишь на пу­ти со­хра­не­ния и раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния и соз­да­ния но­вых со­вер­шен­ных тех­но­ло­гий. Все­сто­рон­няя об­ра­зо­ван­ность на­се­ле­ния - глав­ная опо­ра нау­ки. Фун­да­мен­таль­ная нау­ка от­ве­ча­ет это­му ус­ло­вию.

Список литературы

1. Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г.

2. https://otvet.mail.ru/question/80604054

3. Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «Гуманитарий» 1994г.

4. http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0100.asp

5. http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/Economics/65790.doc.htm


Похожая информация.


Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук. 20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах.

Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение

получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий.

Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов.

Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний.

В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т.д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем

современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и

параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей

научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

К основным функциям науки можно отнести следующие:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

XX век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине XX в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине XX в. большое распространение получила автоматизация. К кон­цу XX в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько последствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали тре­бовать больших знаний, а также понимания новых технологичес­ких процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников ум­ственного труда, научных работников, т.е. людей, работа кото­рых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки ре­шать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения, как освоение космо­са, создание атомной энергетики, первые успехи в области робо­тотехники, породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем, как голод, болезни и т.д.

И сегодня мы можем сказать, что наука в современном об­ществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жиз­ни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может слу­жить одним из основных показателей экономического, культур­ного, цивилизованного, образованного, современного развития общества.

Очень важны функции науки как социальной силы в реше­нии глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как извес­тно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явле­ний, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факто­ров тех радикальных и далеко не безобидных изменений, кото­рые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породи­ла ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познаватель­ной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).

Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Ос­мысление специфики науки является необходимой предпосыл­кой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управле­ния самой наукой в условиях НТП, поскольку выяснение зако­номерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными фе­номенами духовной и материальной культуры.

В качестве же главных критериев выделения функций на­уки надо учитывать основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и по­требления научного знания. Ниже перечислены некоторые глав­ные функции:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, глав­ное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, от­крытие его законов и закономерностей, объяснение самых раз­личных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель - разработка научного мировоззре­ния и научной картины мира, исследование рационалистичес­ких аспектов отношения человека к миру, обоснование научно­го миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз­зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конеч­но, ведущую роль в этом играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, иннова­ций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" про­изводства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культу­ры, заметным фактором культурного развития людей и обра­зования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздей­ствуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педа­гогической науке. Данная функция науки осуществляется че­рез культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятель­ность ученых и др. Не забудем и того, что наука является куль­турным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного про­изводства.

Итак, мы рассмотрели такую важную тему, как "Наука и ее роль в современном обществе". Раскрывая тему мы показа­ли, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и сегодня. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было И.С. Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился А. Эйнштейн, то те­ория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: "Знание - сила" сегодня актуален как никогда. Он будет актуальным и в обозримом будущем, когда человечество будет жить в услови­ях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и ис­пользование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в еще большей мере - методов ее получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождать­ся усилением наук, специально анализирующих знание, позна­ние и методы исследования.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое наука?

2. Какова роль науки в формировании картины мира?

3. Какова роль науки в современном обществе?

4. Какие основные концепции современной науки вам изве­стны?

5. Какая главная социальная роль науки в современном об­ществе?

6. Какие основные функции науки вам известны? В чем их назначение?