Медицина        21.11.2021   

Тестирование способностей личности. Тесты на определение способностей человека Презентация:"Тесты и различные виды тестирования"

Узнать, что именно называют тестом числовой информации легко, сеть полна всевозможными пояснениями и примерами, а вкратце – это задачи, для решения которых следует использовать математические навыки . Переживать о своих способностях не надо: задания простые, соответствуют примерно уровню средней школы.

В задачах необходимо найти:

  • проценты;
  • доли;
  • отношения,

используя при этом:

  • анализ данных;
  • графическую интерпретацию.

Примеры включают графики, таблицы или гистограммы, и такие условия становятся испытанием для некоторых экзаменуемых. Нет чисто текстовых сведений, как в наших школьных учебниках: «поезд выехал туда-то, навстречу ему другой состав, когда они встретятся?». Тест числовых способностей состоит из графических данных, и готовиться надо только по схожим примерам.

Смысл проверки при помощи вербальных и числовых тестов – понять, насколько хорошо претендент справляется с логическими, математическими задачами в условиях временного дефицита. Ясно, что простой пример с процентами решит каждый грамотный человек, дай ему 10-15 минут, но когда счетчик отсчитывает 60 секунд, а может быть и меньше, процесс поиска решения затруднен.

Работодатели применяют числовые тесты с ответами для оценки соискателей, проверки их навыков обработки большого количества числовой информации в стрессовых условиях. При помощи заданий появляется возможность измерить потенциал производительности , понять, готов ли кандидат к решению сложных вопросов, быстрому анализу данных уже на рабочем месте.

Пройти числовой тест без владения математической дисциплиной не получится, однако уровень знаний не обязан быть высоким, наоборот, теоретические знания высшей математики мало чем помогут при решении задач. Примеры, разработанные компаниями SHL или Talent Q , требуют иных навыков, среди которых высокая скорость чтения, выделение главной информации. Большую часть заданий проще решить в уме, пользуясь изредка калькулятором, причем подобрать ответы не выйдет – разработчики об этом позаботились.

Конечно, «технарям», выпускникам технических вузов проще готовиться, решать задачи, но «гуманитарии» тоже способны получить навыки решения, только следует потренироваться.

Числовые тесты онлайн сдавать удобно, можно организовать подходящую атмосферу, убрать источники шумов из кабинета или засесть с ноутбуком в любимом кафе, но все эти моменты не дадут гарантии успешного прохождения. Только сотни решенных задач, использование математических выражений такого типа дадут опыт, который станет со временем навыком.

Выбирать ответ навскидку нет смысла, надо решить задачу, после чего отметить правильный вариант будет просто. Обычно разработчики числовых заданий ответы дают с малым шагом, то есть, они похожи, отличаются единицей или одной сотой, что не позволяет рассчитывать на удачу.

Главный совет — практика, чем больше вы будете работать с тренировочными числовыми тестами , тем быстрее, точнее и увереннее вы будете отвечать на вопросы. Простые числовые тесты бесплатно распространяются в сети, их легко найти, посмотреть, решить, но такие примеры подойдут лишь для ознакомления. Задачи будут с ответами, однако уровень этих задач — низкий, и получить достаточный навык решения с их помощью не получится.

Чтобы рассчитывать на высокий балл, следует ответить на несколько сотен задач, причем решать лучше в самых тяжелых условиях, например, ограничив время не минутой, а 40-45 секундами. Числовые тесты в разных компаниях отличаются сложностью, и будет полезно иметь запас по времени.

Расскажем, что такое SHL тесты и покажем на примерах, как они помогают в работе HR-а. Приведем примеры всех разновидностей SHL тестов с ответами.

Из этой статьи вы узнаете

Психометрические тесты:

Что такое SHL тесты

Психометрические SHL тесты - инструмент рекрутинга, который позволяет отсеять неподходящих кандидатов еще до собеседования. SHL тесты не проверяют знания соискателей, а оценивают их интеллектуальные способности. Согласно статистике, после прохождения SHL тестов до собеседования доходят 70-80 % претендентов.

3 разновидности SHL тестов

1. Вербальные SHL тесты

Вербальный тест представляет собой текстовый фрагмент на некую тему, обычно связанную с будущей деятельностью соискателя. Текст может содержать сложные конструкции, термины и специальные выражения.

К тексту даются 2-3 утверждения. Нужно оценить их по следующей шкале: «Верно», «Ложно» и «Мало информации».

2. Математические (числовые) SHL тесты

Такие тесты предполагают решение математических задач разного уровня сложности. В них не задаются интегралы, производные и системы уравнения, но, тем не менее, задача требует анализа большого количества данных в условиях ограниченного времени.

3. Логические SHL тесты

Их также называют тестами на абстрактное мышление, индукцию или диаграммными тестами. Задания логических тестов даны в виде утверждений, набора абстрактных фигур, числовых последовательностей или диаграмм. Кандидат должен найти закономерность и ответить на вопрос или выбрать правильный вариант.

Для чего нужны SHL тесты

На SHL тестах проверяют, как быстро кандидат умеет думать, анализировать информацию, сосредотачиваться, умеете ли он логически мыслить.

Что можно проверить с помощью SHL тестов

С помощью SHL тестов можно оценить уровень развития способностей разного типа: способности к абстрактному мышлению, обработке числовой и вербальной информации, понимания принципов механики и целого ряда других.

  1. Вербальные SHL тесты

Они позволяют определить, насколько быстро кандидат воспринимает текст, понимает логические связи и оценивает предложенные утверждения. В этих тестах есть «подвох» - ответ «Мало информации » часто путают с ответом «Ложно ». Оценить разницу может только действительно грамотный специалист.

  1. Числовые SHL тесты

С их помощью проверяют способность кандидата «видеть» цифры - быстро решать дроби, искать неизвестное или определять процентные соотношения. В числовых тестах определяется способность кандидата понимать графическую и табличную информацию.

  1. Логические SHL тесты

Они позволяют HR-у определить способность кандидата воспринимать незнакомую информацию и давать верное решение. Соискатели, успешно прошедшие логический тест, обычно обладают хорошим аналитическим и абстрактным мышлением, имеют повышенный интерес к обучению.

  1. Используйте разносторонние тесты в одном наборе, это позволит определить различные типы мышления человека.
  2. Обращайте внимание, замечает ли соискатель чуть заметные надписи в задании, используйте их, чтобы перевернуть весь ход решения.
  3. Оценивайте возможность кандидата воспринимать большой объем информации, намеренно перегружайте текст данными, которые важно запомнить.
  4. Анализируйте, как быстро накапливается усталость и наступает ступор в работе кандидата, для этого повышайте количество задач.
  5. Умеет ли тестируемый грамотно отфильтровать ненужные данные, мешающие поиску решения? Определяйте данный параметр, используя много лишних данных в исходном условии задач.
  6. Применяйте задачи со сложными логическими связями, когда для правильного ответа требуется построить длинную логическую цепочку.
  7. Определяйте, в какой степени кандидат владеет специфической лексикой, составляйте тесты так, чтобы без владения терминологией многие задания были непонятными.

Примеры SHL тестов

Пример вербального SHL теста

Исходное условие:

В летний период, когда штатные сотрудники уходят в отпуск, некоторые организации берут на временную работу студентов. В этот же время года во многих компаниях возрастает нагрузка, и возникает потребность в дополнительном персонале. Временная занятость привлекает студентов возможностью приобрести практические навыки и получить работу в этой компании после обучения. Компания также заинтересована в притоке новой рабочей силы. Она старается заинтересовать студентов и мотивировать их продолжить сотрудничество. Студенты не имеют права на больничный или оплачиваемый отпуск, но их работа оплачивается в полном объеме.

Утверждение 1: Студенты, принятые на временную работу получают отпускные в форме дополнительных выплат к окладу.

Правильный ответ : Ложно.

Утверждение 2 : Работу находящихся в отпуске штатных сотрудников могут выполнять студенты.

Правильный ответ: Верно.

Утверждение 3: Процедура подачи жалобы и наложения дисциплинарных взысканий распространяется на студентов так же, как и на штатных сотрудников.

Правильный ответ: Мало информации.

Пример числового SHL теста

Задача : «Работая вместе, Том, Гарри и Дик покрасят 100-метровый забор за 9 часов. В одиночку Том покрасит забор за 18 часов, а Гарри - за 36. Сколько времени потребуется Дику на покраску забора, если Том и Гарри возьмут выходной».

Правильный ответ - 36 часов.

Пример логического SHL-теста

Кандидату предлагается последовательность рисунков, один из них пропущен. Нужно выбрать из предложенных ниже вариантов пропущенный:

Правильный ответ : второй рисунок

Встречаются самые разные комбинации, и найти зависимость бывает трудно, особенно за небольшое время. Часто такие задачи решаются специалистами высокого класса интуитивно, что позволяет быстро определить нужного вам кандидата.

Как анализировать результаты SHL-тестов

При анализе результатов SHL-тестов важно опираться на качество ответов, а не количество данных ответов. Например, первый соискатель заполнил графы ответов всех 50 вопросов, но при этом лишь 25 из них оказались правильными. А второй кандидат отвечал только на 25 вопросов из 50 и на все дал верный ответ. Результат второго кандидата будет предпочтительнее и ценнее, так как здесь исключается вероятность случайного угадывания верного ответа простым проставлением галочек в тесте.

Вопрос, оставленный без ответа, в любом тестовом блоке следует расценивать как неправильный. Анализируйте тесты будущих сотрудников с точки зрения сильных и слабых сторон. Для этого HR-специалисту нужно четко знать, какими качествами должен обладать кандидат на ту или иную должность.

Вербальные тесты дают возможность оценить скорость усвоения текстовой информации и умение мыслить логически. При прохождении вербального теста, помимо правильного ответа, стоит оценивать владение техникой быстрого чтения и ставить за нее кандидату дополнительный плюс.

При проведении абстрактно-логических тестов необходимо анализировать способности соискателей делать логические заключения на основе невербальной информации, обычно представленной в виде абстрактных символов.

Gennadii_M 17 марта 2016 в 14:52

Тестирование. Фундаментальная теория

  • Тестирование IT-систем
  • Tutorial

Недавно был на собеседовании на Middle QA на проект, который явно превышает мои возможности. Уделил много времени тому, чего не знал вообще и мало времени повторению простой теории, а зря.

Ниже основы основ для повторения перед собеседованием для Trainee and Junior: определение тестирования, качество , верификация / валидация , цели, этапы, тест план, пункты тест плана, тест дизайн, техники тест дизайна, traceability matrix , test case, чек-лист, дефект, error/deffect/failure , баг репорт, severity vs priority, уровни тестирования, виды / типы, подходы к интеграционному тестированию , принципы тестирования, статическое и динамическое тестирование, исследовательское / ad-hoc тестирование, требования, жизненный цикл бага, стадии разработки ПО, decision table, qa/qc/test engineer, диаграмма связей.

Все замечания, корректировки и дополнения очень приветствуются.

Тестирование программного обеспечения - проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, осуществляемая на конечном наборе тестов, выбранном определенным образом. В более широком смысле, тестирование - это одна из техник контроля качества, включающая в себя активности по планированию работ (Test Management), проектированию тестов (Test Design), выполнению тестирования (Test Execution) и анализу полученных результатов (Test Analysis).

Качество программного обеспечения (Software Quality) - это совокупность характеристик программного обеспечения, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Верификация (verification) - это процесс оценки системы или её компонентов с целью определения удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, сформированным в начале этого этапа. Т.е. выполняются ли наши цели, сроки, задачи по разработке проекта, определенные в начале текущей фазы.
Валидация (validation) - это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, требованиям к системе .
Также можно встретить иную интерпритацию:
Процесс оценки соответствия продукта явным требованиям (спецификациям) и есть верификация (verification), в то же время оценка соответствия продукта ожиданиям и требованиям пользователей - есть валидация (validation). Также часто можно встретить следующее определение этих понятий:
Validation - ’is this the right specification?’.
Verification - ’is the system correct to specification?’.

Цели тестирования
Повысить вероятность того, что приложение, предназначенное для тестирования, будет работать правильно при любых обстоятельствах.
Повысить вероятность того, что приложение, предназначенное для тестирования, будет соответствовать всем описанным требованиям.
Предоставление актуальной информации о состоянии продукта на данный момент.

Этапы тестирования:
1. Анализ продукта
2. Работа с требованиями
3. Разработка стратегии тестирования
и планирование процедур контроля качества
4. Создание тестовой документации
5. Тестирование прототипа
6. Основное тестирование
7. Стабилизация
8. Эксплуатация

Тест план (Test Plan) - это документ, описывающий весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.
Отвечает на вопросы:
Что надо тестировать?
Что будете тестировать?
Как будете тестировать?
Когда будете тестировать?
Критерии начала тестирования.
Критерии окончания тестирования.

Основные пункты тест плана
В стандарте IEEE 829 перечислены пункты, из которых должен (пусть - может) состоять тест-план:
a) Test plan identifier;
b) Introduction;
c) Test items;
d) Features to be tested;
e) Features not to be tested;
f) Approach;
g) Item pass/fail criteria;
h) Suspension criteria and resumption requirements;
i) Test deliverables;
j) Testing tasks;
k) Environmental needs;
l) Responsibilities;
m) Staffing and training needs;
n) Schedule;
o) Risks and contingencies;
p) Approvals.

Тест дизайн – это этап процесса тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые сценарии (тест кейсы), в соответствии с определёнными ранее критериями качества и целями тестирования.
Роли, ответственные за тест дизайн:
Тест аналитик - определяет «ЧТО тестировать?»
Тест дизайнер - определяет «КАК тестировать?»

Техники тест дизайна

Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning - EP) . Как пример, у вас есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, вы должны выбрать одно верное значение внутри интервала, скажем, 5, и одно неверное значение вне интервала - 0.

Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis - BVA). Если взять пример выше, в качестве значений для позитивного тестирования выберем минимальную и максимальную границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). Анализ Граничный значений может быть применен к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.

Причина / Следствие (Cause/Effect - CE). Это, как правило, ввод комбинаций условий (причин), для получения ответа от системы (Следствие). Например, вы проверяете возможность добавлять клиента, используя определенную экранную форму. Для этого вам необходимо будет ввести несколько полей, таких как «Имя», «Адрес», «Номер Телефона» а затем, нажать кнопку «Добавить» - это «Причина». После нажатия кнопки «Добавить», система добавляет клиента в базу данных и показывает его номер на экране - это «Следствие».

Предугадывание ошибки (Error Guessing - EG). Это когда тестировщик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку. Например, спецификация говорит: «пользователь должен ввести код». Тестировщик будет думать: «Что, если я не введу код?», «Что, если я введу неправильный код? », и так далее. Это и есть предугадывание ошибки.

Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing - ET) - это крайний случай. В пределах этой техники вы должны проверить все возможные комбинации входных значений, и в принципе, это должно найти все проблемы. На практике применение этого метода не представляется возможным, из-за огромного количества входных значений.

Попарное тестирование (Pairwise Testing) - это техника формирования наборов тестовых данных. Сформулировать суть можно, например, вот так: формирование таких наборов данных, в которых каждое тестируемое значение каждого из проверяемых параметров хотя бы единожды сочетается с каждым тестируемым значением всех остальных проверяемых параметров.

Допустим, какое-то значений (налог) для человека рассчитывается на основании его пола, возраста и наличия детей - получаем три входных параметра, для каждого из которых для тестов выбираем каким-то образом значения. Например: пол - мужской или женский; возраст - до 25, от 25 до 60, более 60; наличие детей - да или нет. Для проверки правильности расчётов можно, конечно, перебрать все комбинации значений всех параметров:

пол возраст дети
1 мужчина до 25 детей нет
2 женщина до 25 детей нет
3 мужчина 25-60 детей нет
4 женщина 25-60 детей нет
5 мужчина старше 60 детей нет
6 женщина старше 60 детей нет
7 мужчина до 25 дети есть
8 женщина до 25 дети есть
9 мужчина 25-60 дети есть
10 женщина 25-60 дети есть
11 мужчина старше 60 дети есть
12 женщина старше 60 дети есть

А можно решить, что нам не нужны сочетания значений всех параметров со всеми, а мы хотим только убедиться, что мы проверим все уникальные пары значений параметров. Т.е., например, с точки зрения параметров пола и возраста мы хотим убедиться, что мы точно проверим мужчину до 25, мужчину между 25 и 60, мужчину после 60, а также женщину до 25, женщину между 25 и 60, ну и женщину после 60. И точно так же для всех остальных пар параметров. И таким образом, мы можем получить гораздо меньше наборов значений (в них есть все пары значений, правда некоторые дважды):

пол возраст дети
1 мужчина до 25 детей нет
2 женщина до 25 дети есть
3 мужчина 25-60 дети есть
4 женщина 25-60 детей нет
5 мужчина старше 60 детей нет
6 женщина старше 60 дети есть

Такой подход примерно и составляет суть техники pairwise testing - мы не проверяем все сочетания всех значений, но проверяем все пары значений.

Traceability matrix - Матрица соответствия требований - это двумерная таблица, содержащая соответсвие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк - тестовые сценарии. На пересечении - отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки.
Матрица соответсвия требований используется QA-инженерами для валидации покрытия продукта тестами. МСТ является неотъемлемой частью тест-плана.

Тестовый сценарий (Test Case) - это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.
Пример:
Action Expected Result Test Result
(passed/failed/blocked)
Open page «login» Login page is opened Passed

Каждый тест кейс должен иметь 3 части:
PreConditions Список действий, которые приводят систему к состоянию пригодному для проведения основной проверки. Либо список условий, выполнение которых говорит о том, что система находится в пригодном для проведения основного теста состояния.
Test Case Description Список действий, переводящих систему из одного состояния в другое, для получения результата, на основании которого можно сделать вывод о удовлетворении реализации, поставленным требованиям
PostConditions Список действий, переводящих систему в первоначальное состояние (состояние до проведения теста - initial state)
Виды Тестовых Сценариев:
Тест кейсы разделяются по ожидаемому результату на позитивные и негативные:
Позитивный тест кейс использует только корректные данные и проверяет, что приложение правильно выполнило вызываемую функцию.
Негативный тест кейс оперирует как корректными так и некорректными данными (минимум 1 некорректный параметр) и ставит целью проверку исключительных ситуаций (срабатывание валидаторов), а также проверяет, что вызываемая приложением функция не выполняется при срабатывании валидатора.

Чек-лист (check list) - это документ, описывающий что должно быть протестировано. При этом чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации. На сколько детальным будет чек-лист зависит от требований к отчетности, уровня знания продукта сотрудниками и сложности продукта.
Как правило, чек-лист содержит только действия (шаги), без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован чем тестовый сценарий. Его уместно использовать тогда, когда тестовые сценарии будут избыточны. Также чек-лист ассоциируются с гибкими подходами в тестировании.

Дефект (он же баг) – это несоответствие фактического результата выполнения программы ожидаемому результату. Дефекты обнаруживаются на этапе тестирования программного обеспечения (ПО), когда тестировщик проводит сравнение полученных результатов работы программы (компонента или дизайна) с ожидаемым результатом, описанным в спецификации требований.

Error - ошибка пользователя, то есть он пытается использовать программу иным способом.
Пример - вводит буквы в поля, где требуется вводить цифры (возраст, количество товара и т.п.).
В качественной программе предусмотрены такие ситуации и выдаются сообщение об ошибке (error message), с красным крестиком которые.
Bug (defect) - ошибка программиста (или дизайнера или ещё кого, кто принимает участие в разработке), то есть когда в программе, что-то идёт не так как планировалось и программа выходит из-под контроля. Например, когда никак не контроллируется ввод пользователя, в результате неверные данные вызывают краши или иные «радости» в работе программы. Либо внутри программа построена так, что изначально не соответствует тому, что от неё ожидается.
Failure - сбой (причём не обязательно аппаратный) в работе компонента, всей программы или системы. То есть, существуют такие дефекты, которые приводят к сбоям (A defect caused the failure) и существуют такие, которые не приводят. UI-дефекты например. Но аппаратный сбой, никак не связанный с software, тоже является failure.

Баг Репорт (Bug Report) - это документ, описывающий ситуацию или последовательность действий приведшую к некорректной работе объекта тестирования, с указанием причин и ожидаемого результата.
Шапка
Короткое описание (Summary) Короткое описание проблемы, явно указывающее на причину и тип ошибочной ситуации.
Проект (Project) Название тестируемого проекта
Компонент приложения (Component) Название части или функции тестируемого продукта
Номер версии (Version) Версия на которой была найдена ошибка
Серьезность (Severity) Наиболее распространена пятиуровневая система градации серьезности дефекта:
S1 Блокирующий (Blocker)
S2 Критический (Critical)
S3 Значительный (Major)
S4 Незначительный (Minor)
S5 Тривиальный (Trivial)
Приоритет (Priority) Приоритет дефекта:
P1 Высокий (High)
P2 Средний (Medium)
P3 Низкий (Low)
Статус (Status) Статус бага. Зависит от используемой процедуры и жизненного цикла бага (bug workflow and life cycle)

Автор (Author) Создатель баг репорта
Назначен на (Assigned To) Имя сотрудника, назначенного на решение проблемы
Окружение
ОС / Сервис Пак и т.д. / Браузера + версия /… Информация об окружении, на котором был найден баг: операционная система, сервис пак, для WEB тестирования - имя и версия браузера и т.д.

Описание
Шаги воспроизведения (Steps to Reproduce) Шаги, по которым можно легко воспроизвести ситуацию, приведшую к ошибке.
Фактический Результат (Result) Результат, полученный после прохождения шагов к воспроизведению
Ожидаемый результат (Expected Result) Ожидаемый правильный результат
Дополнения
Прикрепленный файл (Attachment) Файл с логами, скриншот или любой другой документ, который может помочь прояснить причину ошибки или указать на способ решения проблемы

Severity vs Priority
Серьезность (Severity) - это атрибут, характеризующий влияние дефекта на работоспособность приложения.
Приоритет (Priority) - это атрибут, указывающий на очередность выполнения задачи или устранения дефекта. Можно сказать, что это инструмент менеджера по планированию работ. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправить дефект.
Severity выставляется тестировщиком
Priority – менеджером, тимлидом или заказчиком

Градация Серьезности дефекта (Severity)

S1 Блокирующая (Blocker)
Блокирующая ошибка, приводящая приложение в нерабочее состояние, в результате которого дальнейшая работа с тестируемой системой или ее ключевыми функциями становится невозможна. Решение проблемы необходимо для дальнейшего функционирования системы.

S2 Критическая (Critical)
Критическая ошибка, неправильно работающая ключевая бизнес логика, дыра в системе безопасности, проблема, приведшая к временному падению сервера или приводящая в нерабочее состояние некоторую часть системы, без возможности решения проблемы, используя другие входные точки. Решение проблемы необходимо для дальнейшей работы с ключевыми функциями тестируемой системой.

S3 Значительная (Major)
Значительная ошибка, часть основной бизнес логики работает некорректно. Ошибка не критична или есть возможность для работы с тестируемой функцией, используя другие входные точки.

S4 Незначительная (Minor)
Незначительная ошибка, не нарушающая бизнес логику тестируемой части приложения, очевидная проблема пользовательского интерфейса.

S5 Тривиальная (Trivial)
Тривиальная ошибка, не касающаяся бизнес логики приложения, плохо воспроизводимая проблема, малозаметная посредствам пользовательского интерфейса, проблема сторонних библиотек или сервисов, проблема, не оказывающая никакого влияния на общее качество продукта.

Градация Приоритета дефекта (Priority)
P1 Высокий (High)
Ошибка должна быть исправлена как можно быстрее, т.к. ее наличие является критической для проекта.
P2 Средний (Medium)
Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичной, но требует обязательного решения.
P3 Низкий (Low)
Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичной, и не требует срочного решения.

Уровни Тестирования

1. Модульное тестирование (Unit Testing)
Компонентное (модульное) тестирование проверяет функциональность и ищет дефекты в частях приложения, которые доступны и могут быть протестированы по-отдельности (модули программ, объекты, классы, функции и т.д.).

2. Интеграционное тестирование (Integration Testing)
Проверяется взаимодействие между компонентами системы после проведения компонентного тестирования.

3. Системное тестирование (System Testing)
Основной задачей системного тестирования является проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования, отсутствующая или неверная функциональность, неудобство использования и т.д.

4. Операционное тестирование (Release Testing).
Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации, как это было определено в бизнес моделе системы. Следует учесть, что и бизнес модель может содержать ошибки. Поэтому так важно провести операционное тестирование как финальный шаг валидации. Кроме этого, тестирование в среде эксплуатации позволяет выявить и нефункциональные проблемы, такие как: конфликт с другими системами, смежными в области бизнеса или в программных и электронных окружениях; недостаточная производительность системы в среде эксплуатации и др. Очевидно, что нахождение подобных вещей на стадии внедрения - критичная и дорогостоящая проблема. Поэтому так важно проведение не только верификации, но и валидации, с самых ранних этапов разработки ПО.

5. Приемочное тестирование (Acceptance Testing)
Формальный процесс тестирования, который проверяет соответствие системы требованиям и проводится с целью:
определения удовлетворяет ли система приемочным критериям;
вынесения решения заказчиком или другим уполномоченным лицом принимается приложение или нет.

Виды / типы тестирования

Функциональные виды тестирования

Функциональное тестирование (Functional testing)
Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing)
Тестирование безопасности (Security and Access Control Testing)
Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing)

Нефункциональные виды тестирования

Все виды тестирования производительности:
o нагрузочное тестирование (Performance and Load Testing)
o стрессовое тестирование (Stress Testing)
o тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing)
o объемное тестирование (Volume Testing)
Тестирование установки (Installation testing)
Тестирование удобства пользования (Usability Testing)
Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing)
Конфигурационное тестирование (Configuration Testing)

Связанные с изменениями виды тестирования

Дымовое тестирование (Smoke Testing)
Регрессионное тестирование (Regression Testing)
Повторное тестирование (Re-testing)
Тестирование сборки (Build Verification Test)
Санитарное тестирование или проверка согласованности/исправности (Sanity Testing)

Функциональное тестирование рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификаций функциональности компонента или системы в целом.

Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing) - функциональная проверка интерфейса на соответствие требованиям - размер, шрифт, цвет, consistent behavior.

Тестирование безопасности - это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.

Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing) – это функциональное тестирование, проверяющее способность приложения взаимодействовать с одним и более компонентами или системами и включающее в себя тестирование совместимости (compatibility testing) и интеграционное тестирование

Нагрузочное тестирование - это автоматизированное тестирование, имитирующее работу определенного количества бизнес пользователей на каком-либо общем (разделяемом ими) ресурсе.

Стрессовое тестирование (Stress Testing) позволяет проверить насколько приложение и система в целом работоспособны в условиях стресса и также оценить способность системы к регенерации, т.е. к возвращению к нормальному состоянию после прекращения воздействия стресса. Стрессом в данном контексте может быть повышение интенсивности выполнения операций до очень высоких значений или аварийное изменение конфигурации сервера. Также одной из задач при стрессовом тестировании может быть оценка деградации производительности, таким образом цели стрессового тестирования могут пересекаться с целями тестирования производительности.

Объемное тестирование (Volume Testing). Задачей объемного тестирования является получение оценки производительности при увеличении объемов данных в базе данных приложения

Тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing). Задачей тестирования стабильности (надежности) является проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки.

Тестирование установки направленно на проверку успешной инсталляции и настройки, а также обновления или удаления программного обеспечения.

Тестирование удобства пользования - это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. Сюда также входит:
User eXperience (UX) - ощущение, испытываемое пользователем во время использования цифрового продукта, в то время как User interface - это инструмент, позволяющий осуществлять интеракцию «пользователь - веб-ресурс».

Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети). Целью данного вида тестирования является проверка систем восстановления (или дублирующих основной функционал систем), которые, в случае возникновения сбоев, обеспечат сохранность и целостность данных тестируемого продукта.

Конфигурационное тестирование (Configuration Testing) - специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)

Дымовое (Smoke) тестирование рассматривается как короткий цикл тестов, выполняемый для подтверждения того, что после сборки кода (нового или исправленного) устанавливаемое приложение, стартует и выполняет основные функции.

Регрессионное тестирование - это вид тестирования направленный на проверку изменений, сделанных в приложении или окружающей среде (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что существующая ранее функциональность работает как и прежде. Регрессионными могут быть как функциональные, так и нефункциональные тесты.

Повторное тестирование - тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок.
В чем разница между regression testing и re-testing?
Re-testing - проверяется исправление багов
Regression testing - проверяется то, что исправление багов, а также любые изменения в коде приложения, не повлияли на другие модули ПО и не вызвало новых багов.

Тестирование сборки или Build Verification Test - тестирование направленное на определение соответствия, выпущенной версии, критериям качества для начала тестирования. По своим целям является аналогом Дымового Тестирования, направленного на приемку новой версии в дальнейшее тестирование или эксплуатацию. Вглубь оно может проникать дальше, в зависимости от требований к качеству выпущенной версии.

Санитарное тестирование - это узконаправленное тестирование достаточное для доказательства того, что конкретная функция работает согласно заявленным в спецификации требованиям. Является подмножеством регрессионного тестирования. Используется для определения работоспособности определенной части приложения после изменений произведенных в ней или окружающей среде. Обычно выполняется вручную.

Подходы к интеграционному тестированию:
Снизу вверх (Bottom Up Integration)
Все низкоуровневые модули, процедуры или функции собираются воедино и затем тестируются. После чего собирается следующий уровень модулей для проведения интеграционного тестирования. Данный подход считается полезным, если все или практически все модули, разрабатываемого уровня, готовы. Также данный подход помогает определить по результатам тестирования уровень готовности приложения.
Сверху вниз (Top Down Integration)
Вначале тестируются все высокоуровневые модули, и постепенно один за другим добавляются низкоуровневые. Все модули более низкого уровня симулируются заглушками с аналогичной функциональностью, затем по мере готовности они заменяются реальными активными компонентами. Таким образом мы проводим тестирование сверху вниз.
Большой взрыв («Big Bang» Integration)
Все или практически все разработанные модули собираются вместе в виде законченной системы или ее основной части, и затем проводится интеграционное тестирование. Такой подход очень хорош для сохранения времени. Однако если тест кейсы и их результаты записаны не верно, то сам процесс интеграции сильно осложнится, что станет преградой для команды тестирования при достижении основной цели интеграционного тестирования.

Принципы тестирования

Принцип 1 – Тестирование демонстрирует наличие дефектов (Testing shows presence of defects)
Тестирование может показать, что дефекты присутствуют, но не может доказать, что их нет. Тестирование снижает вероятность наличия дефектов, находящихся в программном обеспечении, но, даже если дефекты не были обнаружены, это не доказывает его корректности.

Принцип 2 – Исчерпывающее тестирование недостижимо (Exhaustive testing is impossible)
Полное тестирование с использованием всех комбинаций вводов и предусловий физически невыполнимо, за исключением тривиальных случаев. Вместо исчерпывающего тестирования должны использоваться анализ рисков и расстановка приоритетов, чтобы более точно сфокусировать усилия по тестированию.

Принцип 3 – Раннее тестирование (Early testing)
Чтобы найти дефекты как можно раньше, активности по тестированию должны быть начаты как можно раньше в жизненном цикле разработки программного обеспечения или системы, и должны быть сфокусированы на определенных целях.

Принцип 4 – Скопление дефектов (Defects clustering)
Усилия тестирования должны быть сосредоточены пропорционально ожидаемой, а позже реальной плотности дефектов по модулям. Как правило, большая часть дефектов, обнаруженных при тестировании или повлекших за собой основное количество сбоев системы, содержится в небольшом количестве модулей.

Принцип 5 – Парадокс пестицида (Pesticide paradox)
Если одни и те же тесты будут прогоняться много раз, в конечном счете этот набор тестовых сценариев больше не будет находить новых дефектов. Чтобы преодолеть этот “парадокс пестицида”, тестовые сценарии должны регулярно рецензироваться и корректироваться, новые тесты должны быть разносторонними, чтобы охватить все компоненты программного обеспечения,
или системы, и найти как можно больше дефектов.

Принцип 6 – Тестирование зависит от контекста (Testing is concept depending)
Тестирование выполняется по-разному в зависимости от контекста. Например, программное обеспечение, в котором критически важна безопасность, тестируется иначе, чем сайт электронной коммерции.
Принцип 7 – Заблуждение об отсутствии ошибок (Absence-of-errors fallacy)
Обнаружение и исправление дефектов не помогут, если созданная система не подходит пользователю и не удовлетворяет его ожиданиям и потребностям.

Cтатическое и динамическое тестирование
Статическое тестирование отличается от динамического тем, что производится без запуска программного кода продукта. Тестирование осуществляется путем анализа программного кода (code review) или скомпилированного кода. Анализ может производиться как вручную, так и с помощью специальных инструментальных средств. Целью анализа является раннее выявление ошибок и потенциальных проблем в продукте. Также к статическому тестированию относится тестирования спецификации и прочей документации.

Исследовательское / ad-hoc тестирование
Простейшее определение исследовательского тестирования - это разработка и выполнения тестов в одно и то же время. Что является противоположностью сценарного подхода (с его предопределенными процедурами тестирования, неважно ручными или автоматизированными). Исследовательские тесты, в отличие от сценарных тестов, не определены заранее и не выполняются в точном соответствии с планом.

Разница между ad hoc и exploratory testing в том, что теоретически, ad hoc может провести кто угодно, а для проведения exploratory необходимо мастерство и владение определенными техниками. Обратите внимание, что определенные техники это не только техники тестирования.

Требования – это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения. Что, а не как.

Требования к требованиям:
Корректность
Недвусмысленность
Полнота набора требований
Непротиворечивость набора требований
Проверяемость (тестопригодность)
Трассируемость
Понимаемость

Жизненный цикл бага

Стадии разработки ПО - это этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широко круга пользователей. Разработка ПО начинается с первоначального этапа разработки (стадия «пре-альфа») и продолжается стадиями, на которых продукт дорабатывается и модернизируется. Финальным этапом этого процесса становится выпуск на рынок окончательной версии программного обеспечения («общедоступного релиза»).

Программный продукт проходит следующие стадии:
анализ требований к проекту;
проектирование;
реализация;
тестирование продукта;
внедрение и поддержка.

Каждой стадии разработки ПО присваивается определенный порядковый номер. Также каждый этап имеет свое собственное название, которое характеризует готовность продукта на этой стадии.

Жизненный цикл разработки ПО:
Пре-альфа
Альфа
Бета
Релиз-кандидат
Релиз
Пост-релиз

Таблица принятия решений (decision table) – великолепный инструмент для упорядочения сложных бизнес требований, которые должны быть реализованы в продукте. В таблицах решений представлен набор условий, одновременное выполнение которых должно привести к определенному действию.

Дорогие друзья!

  • Если скоро Вам предстоит «Вербально-Числовое» тестирование SHL, Talent-Q, Ontarget Genesys,
  • Если Вы боитесь не сдать и ищете как подготовиться
  • Если времени осталось мало,

то спешу сообщить Вам о том, что есть возможность подготовиться онлайн профессионально.

Быстро и просто, используя эффективную онлайн подготовку, Вы натренируете свои навыки за 2-3 дня и сдадите тесты с первого раза! Устойчивый навык появляется после решения 30-40 тестов.

Послушайте 6-минутное интервью сразу после тестирования и подготовки в нашей системе.

В интервью мы говорили об онлайн программе Roboxtest V.8, которая является платформой для версий MAXIMUM 875, BIG4, FMCG, НГК.

Наша команда разработала уникальную компьютерную программу Roboxtest V.8. Она максимально приближена к реальному тестированию — сам процесс проходит прямо в браузере, с ограниченным количеством времени. Приглашаю Вас пройти пробный вербальный тест и увидеть всё своими глазами. Полная база тестов (больше 100 тестов на данный момент — порядка 1500 вопросов) также доступна. Для этого свяжитесь со мной. Контакты есть ниже.

Вся подготовка будет происходить онлайн. К каждому тесту есть правильные ответы и решения без ограничения по времени. Программа работает прямо из браузера Google Chrome, FireFox, Mozilla, Safari.

Внимание! С Internet Explorer на данный момент программу «не подружили» (не весь функционал).

(Работает с Google Chrome, FireFox, Mozilla, Safari.)

В конце Вы увидите отчет, аналогичный тому, что видят работодатели — в процентах и перцентилях. Это позволит Вам трезво оценить свои силы. Поскольку подготовка происходит онлайн — есть возможность сравнить себя с другими людьми, сдававшими этот тест — это важно, потому что работодатели именно так на Вас и смотрят.

Также система выявит Ваши сильные и слабые стороны и подскажет на что больше обратить внимание.

Сейчас в базе больше сотни разных тестов (больше 1500 вопросов) — в основном, тесты способностей — вербальный, числовой, абстрактно-логический. Но, скорее всего всю базу Вы не нарешаете. Тут важно другое — навык.

Как показывает опыт — достаточно добиться уровня 80-90 процентов и не менее 60 перцентилей по каждому виду теста, чтобы успешно пройти реальное тестирование с первого раза.

Люди, которые готовились по нашей системе — решали в среднем 30-40 тестов. Тут опять же индивидуально, один кандидат очень хотел попасть на должность — нарешал 152 теста!!! И сдал реальное тестирование успешно!!!

Есть также тесты знаний — английский — 2х уровней, РСБУ, IFRS — для подготовки в большую четверку.

Если Вам интересна подготовка в нашей системе — пожалуйста, свяжитесь со мной. Без оплаты система заблокирует Вас, в течение нескольких часов после регистрации.

С уважением, Пантелеев Станислав.

[email protected]

Задачи, которые Вы будете решать нельзя назвать сложными. Это не матрицы и интегралы, не сложная математическая логика. Цель тестирования — измерить Ваши психометрические данные.

Вся сложность заключается лишь во времени, которое Вам дают и в проходных баллах, которые назначаются работодателями и тестовыми компаниями. О них Вы ничего не знаете, не знаете Вы и о типах задач. В этой статье мы приоткроем завесу тайны и покажем Вам что будет ожидать Вас на тестировании.

Пример отчета тестирующей компании для работодателя

Ваши результаты будут сравниваться с результатами других кандидатов. Вот как выглядит результат тестирования для работодателя на примере тестирования системы Talent-Q.

Делайте выводы. Вас будут сравнивать с нормативной группой и на основании этих результатов приглашать Вас на собеседование или нет.

Чтобы попасть на собеседование — обязательно упорно тренируйтесь! Посмотрите какие типы задач существуют, найдите свои материалы или используйте наши. Формула здесь простая «Тренировка = Успех»

Числовой тест и его разновидности. Примеры и решения

Пример задачи с графиком

На сколько тысяч автомобилей больше импортировано во втором квартале второго года, чем в первом году за аналогичный период?
Решение:
Из графика видно, что во втором квартале второго года импортировано 600 тыс. машин, во втором квартале первого года – 425 тыс.
Вычисляем разницу 600-425=175 тысяч автомобилей
Ответ:
175 тысяч автомобилей

Пример задачи с диаграммой

Не секрет, что уровень мощности финансовой системы любой страны оценивается, исходя из размера ее золотовалютных резервов. Конечно же, чем резервы больше, тем выше уровень устойчивости экономики к различным финансовым потрясениям.
На предлагаемых ниже диаграммах приводится изменение размеров таких резервов (в млрд долларов США) пяти крупнейших экономик мира: Китая, США, Японии, Европейского Союза в совокупности (ЕС) и Российской Федерации. Отметим, что рассмотренные данные касаются периода 2010-2013 гг.

Во сколько раз золотовалютные резервы Китая в 2010 году больше российских в 2011 году?

Решение:

Золотовалютные резервы Китая в 2010 году составляют 2000 млрд долларов, Российской Федерации в 2011 году – 400 млрд долларов.

Ответ:

Пример задачи с таблицей
На Олимпийских играх 2004 года больше всего медалей золотых, серебряных и бронзовых завоевали спортсмены пяти стран: США, Китай, Россия, Австралия, Япония. Вопрос: Сколько золотых наград не хватило сборной России, что бы занять первую строчку общекомандном зачёте по количеству золотых медалей не считая серебряных?

Комментарий: места в зачёте распределяются по общей сумме наград

Решение:

Чтобы России занять первое место по золотым медалям, нужно набрать обогнать США и набрать 36 медалей. То есть нам не хватило 36-27 = 9 медалей

Ответ:

Пример задачи на проценты

В январе 2012 года цена на мужской костюм увеличилась на 25%, а в марте 2013 года на распродаже — стала меньше на 16% от поднятой и составляет в конкретный момент 336 долларов. На сколько процентов в общем упала или поднялась цена на костюм за упомянутый выше период?

Решение:

Обозначим через х – первоначальную цену.

Тогда цена в январе 2012 года — 1,25*х;

Цена в марте (1-0,16)*1,25*х=336 долларов

1,05*х=336 долларов

Ответ:

Цена поднялась на 5%.

Пример задачи на смеси

С двух растворов соли — 10-процентной и 15-процентной нужно создать 40 грамм 12 процентного раствора. Сколько граммов каждого раствора нужно взять?

Решение:

Обозначим за x – массу 10-процентного раствора, за y – массу 15-процентного.

Тогда можем составить 2 уравнения:

Общая масса раствора 40 грамм, то есть

Следующее уравнение определит содержание соли в растворах:

0,1х+0,15y=0,12*40

Итак, у нас есть система из 2 уравнений. Выражаем х из первого уравнения и подставляем во второе.

0,1*(40-y)+0,15y=4,8

4-0,1y+0,15y=4,8

Ответ:

10-процентной 24 грамма,15-процентной 16 грамм.

Тест на вербальную логику. Пример и решение.

Пример задачи на вербальную логику

Существует принятая во всём мире международная классификация болезней (МКБ-10), в неё входят сотни разных болезней. Многие психиатры из разных стран всего мира (например, американский врач Кимберли Янг) требуют включения в очередное издание МКБ кибераддикции (компьютерной зависимости) как болезни. На данный момент максимально близкий существующий диагноз – игровая зависимость, однако в описание этой болезни идёт речь исключительно об использовании игровых автоматов, о персональных компьютерах там речи не идёт.

Вопрос 1: Кибераддикция – болезнь, признанная во всём мире.

Ответ: Ложь.

Объяснение: так как психиатры из разных стран требуют включения в очередное издание МКБ кибераддикции, можно сделать вывод, что эта болезнь еще не признана во всем мире.

История Станислава Пантелеева. Тесты в P&G

Я расскажу Вам о своем опыте, а Вы сами сделаете из этого выводы. В 2008 году я закончил Уральский Государственный Университет по специальности экономист-менеджер со специализацией Антикризисное управление. На последних курсах у нас была мощная реклама большой четверки (E&Y KPMG Deloitte PwC). Многие с моего курса пошли туда работать. 90% ушли в течение первого года. Я же выбрал для себя другой путь — продажи. Первой компанией, в которую я поступал, была P&G. Заполнил анкету в системе Taleo, загрузил резюме, дождался звонка и вот я на тестировании в филиале P&G в Екатеринбурге. Первое впечатление — задачи легкие, но время течет неумолимо. Нас — кандидатов на позицию Sales в P&G было трое. Я все внимательно прорешивал, на каких-то задачах вис. Помню была какая-то задача на то сколько и каких предметов разных размеров влезет в склад — на ней я просидел минут 10 и понял, что не решу. В один момент мои соперники спросили меня — «А успеешь?». Я сказал, что успею, но в остаток времени просто натыкал ответов от балды. Результаты были через 20 минут. Станислав «Нет». Я тогда очень сильно расстроился. У меня никогда не было проблем с такими простыми задачками, а тут взять и провалить и испортить себе карьеру. Через несколько дней я реанимировался и осознал эту простую мысль — найду учебники, скачаю тесты, начну готовиться. Но не тут-то было. Учебников в сети по подготовке к казалось бы таким простым задачам практически не было. Тестов тоже. В итоге, для подготовки — скудные ресурсы. А карьера для меня значила на тот момент очень много. Это и деньги и профессиональный рост и социальная значимость. Был ресурс Вадима Тихонова, но платить за тесты в тот момент я не хотел. Мне казалось, что всё можно скачать. В результате потратил много времени, стал составлять свои задачи на основе того, что помнил и с чем ещё встречался. Стал спрашивать своих друзей и знакомых, которые также столкнулись с этой проблемой. Так я познакомился с Мариной Тарасовой, которая в значительной степени помогла мне в подготовке. У неё на тот момент уже был большой опыт в разработке тестов для оценки и квалификации персонала и, в том числе, тренировочных тестов для поступления в международные компании. Дальше были компании Марс, КПМГ, E&Y, Unilever. Везде я сдавал эти тесты на ура! Стоило освоить лишь принцип. Тренировка помогла мне, поможет и Вам. Наши тесты платные, потому что мы проводим большую работу для их создания — работу на результат. Вы наверное столкнулись с тем, что информации на тему подготовки к тестированию очень мало. Мы восполняем этот пробел. Много нового приходит от Вас, уважаемые клиенты и читатели. Каждый месяц мы проводим обновление тестов в соответствии с новой информацией и тенденциями на рынке тестирования кандидатов. Это и новые задачи, и новые типы задач, примеры решений и прочие обновления. В итоге, мы создали небольшой но очень полезный ресурс для Вашей подготовки к тестированию. Мы готовы услышать Ваши пожелания, комментарии и отзывы на нашем сайте. Для этого обратитесь в «консультант» и мы свяжемся с Вами.

Экстра - интроверсия, нейротизм и психотизм в структуре личности.

1) Экстраверсия - интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.

Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.



3) Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой

конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Понятие о тестах. Возможности и ограничения.

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Возможности .

1. Это короткие тесты - читатель тратит совсем немного времени и умственных усилий на их выполнение. Тут же он получает нехитрый ответ - оценку себя по одной, как правило, шкале популярного теста.

2. Это «острые» тесты - обсуждаются особо привлекательные для читателя личностные и межличностные предметные отношения. Как не вспомнить здесь «Тест на настоящего мужчину» или «Тест на настоящую женщину». Они весьма соответствуют возрастно-психологическим потребностям подростков или молодежи.

3. Эти тесты составлены так, что не нуждаются в пространных комментариях и не требуют пояснений специалиста. Они предназначены для «заочного» использования. Любой научный тест в психологии предназначен для специалиста, который, как правило, весьма дозированно и конфиденциально делится с клиентом полученной с помощью теста информацией. Здесь же нет проблемы дозирования информации, да и вообще проблемы конфиденциальности. Правда, сама конфиденциальность есть: ведь заполняет такой популярный тест человек один на один с текстом в журнале.

4. Популярные тесты, вообще говоря, готовят из читателей потенциальных клиентов, расчленяя их сознание и дифференцируя самооценки.

5. Популярные тесты быстро изготавливаются. Составить такой вполне пригодный для печати в соответствующих журналах тест достаточно просто. Самое трудное в таких тестах - дать шкалы оценки ответов и принципы суммирования полученных баллов.

6. Интерпретация таких тестов обычно весьма щадящая для читателей. Даже отнесение к менее благоприятному варианту в таких тестах обставляется оговорками так, чтобы не травмировать самолюбие читателя.

7. Популярные тесты обычно существуют «в наборах», т.е. «вываливаются» на пользователя пригоршнями, сразу расчленяя (затрагивая) целые пространства сознания клиента. Причем выбирает задания сам читатель. Тесты не навязаны, не предписаны ему, а выбраны им.

8. Читатель достаточно четко понимает уровень «спроса» с подобных диагностических методик. Он понимает, что это больше развлечение, нежели серьезная оценка его семейной жизни.

Ограничения.

1. Популярные тесты нередко имеют весьма расплывчатые или даже специально комплексные предметные области.

2. Такие тесты никогда не нуждаются в валидизации или просто в сравнении с другими тестами. Считается, что то, что они измеряют, интуитивно явно для читателя.

3. Соответственно такие методики никогда не проверяются на надежность: то, что сегодня на тест клиент ответил так, а завтра - другим образом, не является недостатком теста.

4. Поскольку предмет тестирования в таких методиках никогда не скрывается (не маскируется), исследователь часто может получать эффект «социальной желательности», демонстративности.

5. Поскольку такие методики никогда не проверяются на их психометрические достоинства (достаточно ли они расчленяют выборку) и тем более никогда не имеют нормативов (нормативных, стандартных данных методики), выполнившие их никогда не узнают, насколько их результаты по методике сходны или различны с результатами других пользователей. Конечно, если только два или три читателя не заполняют тест одновременно!

6. В некоторых случаях, вообще говоря, подобные методики в отсутствие контакта с психологом-консультантом могут вести к ятрогениям. По крайней мере, такие методики не проверяются на ятрогенность.

7. Наконец, такие методики практически никогда (за редким исключением) не оснащены указаниями по границам возрастной применимости и половой релевантности. Это чаще всего бесполые и безвозрастные методики. (К сожалению, подобное можно сказать и о значительной части научных тестов в области семейной психологии.)