Юриспруденция        02.01.2022   

Развитие личности педагога дополнительного образования детей. Профессиональное развитие педагога Рефлексивно-инновационная модель обучения

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
О значении повышения профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.

Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом «Педагога дополнительного образования», необходимости постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Ответьте на вопрос: «Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь саморазвитием?»
Предполагаемый ответ: Ничто не стоит на месте. Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно и т. д.
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Скажите, пожалуйста: «На каком этапе профессионального роста необходимо повышать свою профессиональную компетентность?
Предполагаемый ответ: Постоянно и т. д.
Потребность в саморазвитии может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Давайте с вами рассмотрим формы повышения профессиональной компетентности, формы саморазвития педагога дополнительного образования.
Знакомство будет происходить в форме игры "Цветные вопросы".
Правила игры:

1 Выбираем цвет и отвечаем здесь на все вопросы
2 Выбираем следующий цвет и отвечаем здесь на все вопросы и т. д.
3 Считаем накопленные баллы и в конце игры получаем небольшой приз.

Курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары.
О какой форме повышения профессиональной компетенции идёт речь в следующем высказывании?
Использование этих дистанционных и очных форм дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Предполагаемые ответы: Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары.

Весьма полезным для педагогов является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых.
Дистанционные и очные курсы проводятся для педагогов, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
При участии в очных курсах повышения квалификации Вы получаете возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами по курсам из других городов и официальное свидетельство.
Главные достоинства такой формы саморазвития:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Аттестация педагогических работников
Эта форма определяет квалификацию педагога, уровень знаний работника, становится проверкой их личностного роста, является экзаменом на компетентность.
О чём говорится в этом определении?
Предполагаемые ответы: Аттестация педагогических работников

Подготовка к этой форме повышения квалификации является трудоёмким и творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как педагога, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, даёт открытые занятия, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
А главное, формирует педагогический мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию каждым педагогом своей педагогической системы, понимание целостности педагогического процесса, потребность достичь высокого уровня профессионализма.
Профессиональное развитие педагога - длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий, анализа их результативности в отношении детей и их успехов, готовности к самокритике и самосовершенствованию работник не может стать настоящим мастером своего дела. Во время аттестации происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция.

Индивидуальная работа по самообразованию

Что может в себя включат индивидуальная работа по самообразованию?
Предполагаемые ответы:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
На данном этапе развития дополнительного образования требуется введение новых направлений работы с обучающимися, например, научно-техническое.
Что нужно для этого сделать?
Предполагаемые ответы: необходимо самообразование в данном направлении, а именно: изучение и анализ литературы по направлению, создание программы, учёт технических и материальных возможностей и т.д.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя и интеграцию различных направлений.
Ответьте на вопрос: Что бы вы добавили к своему направлению из других сфер? И в каком плане тогда должно идти ваше самообразование?
Предполагаемые ответы:
Вокалисты – Иностранные языки в песнях (подтягивание своего языкового уровня);
Педагоги-организаторы – Интерактивные игры (подтягивание знаний и умений ИКТ для создания интерактивных игр);
Хореографы – создание и шитьё костюмов (изучение истории костюма, умение снятие мерок, расчёт материала для костюмов);
Художники – применение музыкального оформления на занятиях (изучение истории и видов музыки для определённого этапа занятия);
Спортсмены –
Педагоги ЦРР -
Таким образом, каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Ведение своего блога или сайта
Ответьте на вопрос: Эта форма повышения своего мастерства является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт
Ответ: – это ведение своего блога или сайта.
Для успешного прохождения аттестации важную роль играют информационные технологии и умение грамотно использовать Интернет-ресурсы. В современных условиях преподаватель обязательно должен применять информационные технологии на своих занятиях. Кроме этого, одним из критериев аттестации является наличие персонального сайта педагога, который является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.

Сетевые профессиональные сообщества
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования.
Какое бы вы дали определение следующей форме повышения своего мастерства - сетевые профессиональные сообщества?
Предполагаемые ответы: Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания. Я поделюсь с Вами наиболее, по-моему, мнению популярные сайты для публикации авторских работ. (раздаются рекомендации по формам повышения квалификации)
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Можно сделать вывод, что педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную(анализирующую) деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подсчёт баллов и раздача призов (перечень интернет - ресурсов).
Надеюсь, представленный материал будет полезен Вам!
Спасибо за внимание!

Разделы: Общепедагогические технологии

Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми коммуникативными качествами. Для достижения и совершенствования данных качеств педагога дополнительного образования в МОУДОД Доме детского творчества Яранского района Кировской области в 2006-2007 учебном году решалась проблемно-методическая тема “Формирование и развитие ключевых компетентностей педагогических кадров и обучающихся в условиях модернизации дополнительного образования детей”.

Данная проблема была поставлена не случайно. Время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит, остро ставится вопрос о компетентности педагогов дополнительного образования (что подтверждается в Концепции модернизации дополнительного образования детей до 2010 года).

Методическая работа учреждения дополнительного образования каждый год строится на основе проблем, запросов и потребностей педагогов. В связи с выявленными проблемами педагогов в организации образовательного процесса формулируются цели и задачи методической службы. Так, в 2006-2007 учебном году методическая служба Дома детского творчества реализовывали цель года: стимулирование раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования. Прежде чем, приступить к реализации намеченной цели, необходимо знать инновационный потенциал педагогического коллектива.

Методическая работа каждого педагога проектируется с учетом выстраивания индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, которые включают в себя три раздела:

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
  • Обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта
  • Работа по теме самообразования

Реализация индивидуальных программ профессионального роста, на наш взгляд, способствует повышению эффективности педагогической компетентности, об этом же свидетельствует мониторинг роста профессиональной компетентности педагогических кадров.

Особое внимание методическая служба МОУДОД Дома детского творчества уделяет освоению педагогами методов реализации компетентностно-ориентированного дополнительного образования. В обучении педагогических кадров используются, как традиционные, так и инновационные формы работы.

Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, его инициативности и творчества. Благодаря использованию инновационной формы - научно-исследовательской деятельности, впервые в Доме детского творчества было создано научное общество обучающихся “Эврика!”.

Инновационной формой методической деятельности можно считать смотр-конкурс педагогического мастерства “Хрустальный лебедь”. В Доме детского творчества он проходит по 6 номинациям:

  • Открытое учебное занятие и его самоанализ
  • Передовой педагогический опыт
  • Образовательная программа
  • Проект
  • Портфолио
  • Воспитательное мероприятие и его самоанализ

Необходимо заметить, что смотр-конкурс педагогического мастерства положительно влияет на повышение профессиональной компетентности педколлектива. Каждый педагог растет в ходе конкуренции с другими, черпая что-то новое для себя из опыта других.

Продуктивно ведется работа на районных методических объединениях. В 2006-2007 учебном году в Доме детского творчества были проведены методические объединения по темам: “Новое время – новые подходы к педагогической деятельности”, “Формирование ключевых компетентностей обучающихся как фактор и результат качества ДОД”, “Фестиваль педагогических идей”. Опыт каждого педагога, принимающего участие в районных методических объединениях, заслуживает особого внимания и обобщается в сборниках материалов.

С 2006 года апробировалась целевая комплексная программа повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования “Профессионал”, цель которой – создание единой информационной среды, обеспечивающей сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала Дома детского творчества. При реализации программы наблюдается повышенный интерес педагогов к предъявлению себя на различных уровнях. В 2005-2006 учебном году во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок” приняли участие 4 педагога, а в 2006-2007 учебном году уже 7 педагогов, все отмечены дипломами Всероссийского фестиваля, опыт опубликован в сборнике материалов фестиваля и интернете на сайте www.festival.1september.ru.

Что касается областного уровня, здесь тоже остается только порадоваться за педагогический коллектив. Так, ДДТ стал победителем областного фестиваля “Ее Величество – Семья” в номинации “Учреждение – семье”. Три педагога дополнительного образования стали победителями и призерами областного конкурса авторских дополнительных образовательных программ. Педагог дополнительного образования руководитель детского объединения “Кукольное ателье” стала призером в областном конкурсе педагогических инноваций. Два педагога дополнительного образования проводили мастер-классы на межрегиональном форуме “Развитие. Творчество. Интеллект”.

Успехи и достижения педагогов дополнительного образования есть и на районном уровне. В рамках конкурса педагогических инноваций приняли участие 6 педагогов. Начальной ступенью участия в районном конкурсе передового педагогического опыта стал смотр-конкурс профессионального мастерства “Хрустальный лебедь”. Три педагога стали призерами районного конкурса педагогических инноваций.

Подведя итоги всего вышесказанного, хочется отметить, что методическая служба МОУДОД Дома детского творчества успешно создает условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования. И в дальнейшем продолжит деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных и традиционных форм методической работы.

Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. На сегодняшний день одним из ключевых направлений государственной социальной политики является развитие педагогического кадрового потенциала.

Кисляков А.В., Щербаков А.В. отмечают, что современные условия изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, совершенствование Российского законодательства в сфере дополнительного образования, предъявляют высокие требования к компетентности педагогов. Одной из ведущих задач, обозначенной в Концепции развития дополнительного образования детей, является апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Усиление внимания государства к уровню профессионализма педагогов необходимо рассматривать в контексте повышения качества дополнительного образования, а не только с позиции совершенствования нормативно-правовой системы дополнительного образования, как иногда относятся к данному процессу руководители и педагоги учреждений.

Если обратится к содержанию трудовых функций педагога дополнительного образования в профессиональном стандарте дополнительного образования, то отмечается тенденция расширения трудовых действий, умений и знаний, которыми должен владеть современный педагог.

Трудовые функции педагога дополнительного образования выступают: организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации программы; педагогический контроль и оценка освоения программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучаюшихся.

Происходящие изменения в современной системе образования, делают необходимостью повышение профессионализма педагога, его профессиональной компетентности.

Как справедливо отмечают исследователи, воспитать саморазвивающуюся современную личность может только педагог, который сам обладает такими качествами, профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством и стремится к постоянному профессиональному росту.

«Профессиональный рост» — это: с усвоением профессиональных ролей, мотивации, профессиональных знаний и умений и т. д.; го (интуитивного) самосовершенствования, прямого/косвенного воздействия на личность профессионала с целью совершенствования его деятельности.

Реализация управления профессиональным ростом педагога предполагает оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Основной целью образовательной деятельности МБУ ДО «Центр технического творчества» г.Якутска, является создание условий для развития и популяризации технического и научно-технического творчества детей.

В 2015-2016 учебном году функционировало 17 видов кружков с охватом 1683 учащихся, занимающихся в 148 учебных группах. Например судомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование, стендовый моделизм, технический кружок «Perpetuum mobile», начальное техническое моделирование, техническое конструирование, архитектурное проектирование и дизайн, дизайн проектирование и макетирование, художественное конструирование и дизайн, художественное конструирование с элементами технического моделирования, логическое моделирование, 3D-моделирование, робототехника, компьютерная графика, техническое моделирование и конструирование физических приборов, столяр-конструктор. Итого в центре в 2015-2016 учебном году обучалось 1656 учащихся в 148 учебных группах.

Кружковые занятия проводят 29 педагогов дополнительного образования детей, в том числе 4 педагога-совместителя. Из них высшее образование имеют 25 педагогов, среднее профессиональное - 4 педагога.

Нами проведено изучение индивидуальных мотивационных побуждений к профессиональному росту работников Центра. Было предложено написать мини-эссе состоящее из десяти предложений на тему «Мотивы профессионального роста». При обработке были выделены основные группы мотивов профессионального роста, названные педагогами. Только 18 % педагогов определили десять мотивов своего профессионального роста, большинство 71% смогли назвать пять мотивов, и 7 % педагогов остановились на перечислении только трех основных мотивов. Необходимо отметить, что 4 % опрошенных не смогли написать на одного мотива профессионального роста.

Анализ полученных данных показал, что в количественном соотношении педагоги выдели больше стимулирующих факторов, чем препятствующих факторов, с преобладанием внешних стимулов профессионального роста - курсы повышения квалификации; пример и влияние коллег, организация методической работы.

В препятствующих факторах наблюдается сочетаемость внутренних мотив и внешних стимулов - собственная инерция, нехватка времени, отсутствие поддержки и помощи со стороны администрации.

На основе полученных результатов по мотивации профессионального роста ответы мы распределили на две группы: 1.Мотивация, основанная на внутренних мотивах. 2.Мотивация, включающая внешние стимулы.

При всем этом лидирующую позицию занимает внешняя мотивация, основанная на должностном продвижении, материальных и профессиональных стимулах развития. Среди мотивационных побуждений моделирования собственной компетентности наиболее частными ответами были интерес к творчеству и самообразованию, желание соответствовать требованиям времени, педагогическое призвание.

Таким образом, мотивация профессионального роста представляет собой сложный комплекс мотивов личности субъекта, где в качестве можно выделить ценностные и смыслообразующие ориентации, профессиональную направленность, содержание и иерархию мотивов, мотивы достижения успеха и избегания неудачи.

В состав мотивации профессионального роста входят внутренние мотивы, отражающие личностные ценности педагогов, и внешние стимулы, создаваемые в системе непрерывного образования условия для развития самосовершенствования педагога как профессионала.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, является острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития.

Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается внутренним источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процесса саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания не высоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своём сознании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом её должен быть самоанализ . Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности педагога называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и др.

Составной частью профессионального саморазвития педагога является его самообразовательная работа. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий, и др.

Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала лекции.

1. В чем заключаются социальные функции педагога?

2. Какие из профессиональных функций педагога Вы считаете наиболее сложными и почему?

3. Назовите особенности педагогической профессии.

4. Какой законодательно-нормативный акт определяет структуру системы образования в Донецкой Народной Республике?

5. Назовите уровни профессионального образования в ДНР.

6. На что направлена деятельность педагогов дополнительного образования?

7. Определите профессионально значимые качества педагога дополнительного образования.

8. Что лежит в основе профессионального саморазвития педагога дополнительного образования?

3.2. Задание для самостоятельной работы:

Составить опорный конспект по теме;

Ознакомиться с квалификационной характеристикой педагога

дополнительного образования;

Выполнить творческую работу на тему «Почему я выбрал (а) профессию педагога дополнительного образования»;

Заполнить таблицу «Профессиональные обязанности педагога дополнительного образования».

АОС (адрес обратной связи): [email protected]

Сегодня педагог дополнительного образования – ведущая фигура в повышении качества образования в системе дополнительного образования. Специфика дополнительного образования – отсутствие стандартов в реализации программ, добровольность и вариативность – увеличивают роль и значение педагога как субъекта образовательного процесса, а, следовательно, и уровень его квалификации становится более важным показателем качества образования. Поэтому, сегодня вопрос личностно-профессионального роста – ключевой для учреждения дополнительного образования.

Усиливает акценты в этом вопросе и государственная политика. Принят Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей является одним из ключевых направлений Концепции развития дополнительного образования.

Наше учреждение, Дом детского творчества им. В. Дубинина, всегда уделяло вопросу профессионального развития работающих у нас педагогов самое пристальное внимание. С начала 90-х годов, с принятия первой концепции развития учреждения, повышение квалификации было приоритетной задачей. Мы считаем, что личностно-профессиональное развитие – это естественное состояние любого творческого работающего педагога, и настаиваем, что только развивающийся, постоянно стремящийся к самосовершенствованию педагог может пробудить индивидуальное творческое начало у детей.

За многие годы сотрудничества с кафедрой педагогики и психологии НИПКиПРО в учреждении сложилась система непрерывного профессионального развития педагогов, способствующая раскрытию личностного творческого потенциала педагогических кадров, сформировался профессионально зрелый педагогический коллектив. Разрабатывая Концепцию учреждения сегодняшнего дня, мы выдвинули предположение о том, что дальнейшее совершенствование системы развития профессионализма педагогических кадров не следует ограничивать только лишь традиционными формами профессионального педагогического образования: посещением разнообразных курсов повышения квалификации, приглашением лекторов, проведением проблемно-тематических семинаров и др. Реально достигнутый уровень профессионального мастерства педагогического коллектива требует внедрения новых технологий.

Уже много лет в учреждении существует «Кафедра педагогического мастерства», которая является организационной формой методического сопровождения непрерывного профессионального развития наших педагогов. С 2011 года Кафедра работает в инновационном режиме, Приказом Главного управления образования мэрии города Новосибирска на базе ДДТ им. В. Дубинина утверждена городская инновационная площадка «Кафедра педагогического мастерства – эффективная форма организации процесса повышения квалификации педагогических кадров». Цель данного проекта – создание системы организационно-управленческих, психолого-педагогических и методико-практических условий, активизирующих профессионально-личностное развитие педагогических кадров. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

– обеспечить организационно-управленческие условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода к формированию комплексной программы повышения квалификации педагогических работников внутри образовательного учреждения;

– разработать целевые индивидуальные программы профессиональной самообразовательной деятельности и тематические программы для групповых и коллективных занятий;

– разработать вариативно-модульную систему повышения квалификации на Кафедре педагогического мастерства, способствующую созданию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;

– апробировать практико-ориентированную схему учета различных форм и способов повышения квалификации педагогических работников, способствующую персонифицированной оценке индивидуальных достижений.

Конечно, для того, чтобы приступить к реализации данного проекта, учреждению необходимо иметь серьезные предпосылки, главная из которых, по нашему мнению, наличие профессионально зрелого педагогического коллектива. На наш взгляд, профессиональная зрелость есть высшая стадия эволюционно-динамического развития относительно автономного педагогического сообщества как уникального группового субъекта. На этой стадии подавляющее большинство практических педагогических работников, обладая максимально высоким уровнем профессионализма, способны к чётко технологически выверенному достижению педагогически прогнозируемых результатов, обеспечивающих высокие обучающие, воспитательные и развивающие эффекты. При этом свои индивидуальные профессиональные успехи они могут передавать своим коллегам – как начинающим, так и опытным. Профессионально зрелый коллектив обладает собственной групповой субъектностью по отношению к его членам, и решающую роль в решении общих задач начинает играть средовой фактор.

Проанализировав опыт последних лет в организации системного повышения профессионального мастерства педагогов, мы пришли к выводу, что в учреждении созданы необходимые предпосылки для активного приобщения педагогов-практиков к системно выстроенной опытно-поисковой деятельности и приступили к реализации инновационного проекта. Это и налаженная система индивидуально-дифференцированного методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогических кадров в образовательном учреждении; и благоприятный социально-психологический климат в учреждении, положительное отношение к творческим педагогическим инициативам, создание ситуации, когда процесс методического сопровождения образовательной деятельности рассматривается как личностно-центрированная модель самореализации методического поиска каждого педагога; и организация «постквалификационого совершенствования» педагогов, суть которого заключается в том, что педагог, защитившийся на высшую или первую квалификационные категории, в течение четырех лет своей практической деятельностью подтверждает присвоенную ему категорию. В рамках проекта ожидается создание в учреждении инновационной коммуникативно-образовательной среды, обеспечивающей активное развитие профессионализма педагогических кадров.

Предварительные результаты проекта уже представлены и на педагогических конференциях, и в печатных методических материалах. Издано пособие «Развитие профессионализма педагога дополнительного образования на рабочем месте» (Новосибирск: ДДТ им. В. Дубинина, 2013. – 148 с.), исследовательско-методический проект «Создание внутрикорпоративной системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров» получил Большую золотую медаль Образовательной выставки «УчСиб» в 2015 году.

Сегодня, подходя к завершающему этапу реализации проекта хочется остановиться на некоторых значимых для нас факторах.

В нашем учреждении стремление к профессиональному росту приветствуется, стимулируется морально и материально, в рамках сложившейся корпоративной культуры – это одно из самых общественно поощряемых явлений. Существует сложившаяся организационная структура, привлекаются лучшие специалисты как из педагогической науки, так и педагоги-практики, коллеги из других учреждений. Кроме того, каждый из слушателя Кафедры педагогического мастерства может стать ее преподавателям, ибо у каждого педагога есть уникальный опыт, которым он владеет, который может быть интересен для других. А умение представить свой опыт – это тоже элемент личностно-профессионального развития.

Обучение в коллективе всегда затрагивает разные направления. Это и психолого-педагогическое просвещение, и анализ нормативной базы, и повышение компетенции в специально-предметных областях. Внутрикорпоративное образование в нашем учреждении всегда включает и общекультурное направление: публичные лекции по актуальным вопросам науки и культуры, круглые столы, познавательные экскурсии по образовательным площадкам (музеи, планетарий, ботанический сад и другие). Большое образовательное значение имеет знакомство с опытом коллег других учреждений дополнительного образования города и области.

Не менее важным элементом эффективно работающей системы непрерывного профессионального развития педагогов является информационно-методическая поддержка. С 2006 года одним из инструментов методического сопровождения в учреждении является Тетрадь педагогического работника, которая содержит выдержки из нормативных документов, информацию обо всех ключевых мероприятиях учреждения, планнинг работы, методические рекомендации и памятки. Методическая служба оперативно информирует коллектив о любых, в том числе альтернативны формах повышения квалификации: вебинары, дистанционные курсы, профессиональные конкурсы, конференции и семинары, возможности для публикаций, мастер-классы и многое другое.

Большое значение имеет также гибкость и вариативность системы повышения квалификации: возможность построения индивидуальной программы самообразования, реализация образовательных модулей по выбору, разработка модели тьюторского сопровождения процесса профессионального развития, разработка адекватной системы учета различных форм и способов повышения квалификации: накопительная модульная система, учет разработки методических пособий, участия в специально-предметных сообществах, реализации социально-педагогических проектов, участие в профессиональных конкурсах.

Сегодня перед педагогическими коллективами образовательных учреждений встала проблема адаптации существующей профессиональной структуры к требованиям Профессионального стандарта. Мы, в нашем коллективе, уже провели первый педагогический совет на эту тему, познакомили педагогов с требованиями нового стандарта, провели анкетирование по оценке готовности педагогов и методистов к выполнению необходимых трудовых функций, спланировали обучение и профессиональную переподготовку специалистов. Для нашего профессионально зрелого коллектива, всегда работающего на опережение, эта работа не вызывает серьезных трудностей. Все это и говорит в пользу создания в учреждении развивающей коммуникативной образовательной среды, не только для детей, но и, что не менее важно, для педагогов. И тогда личностно-профессиональное развитие педагога станет залогом успеха в организации образовательной деятельности в учреждении, и тогда к нам пойдут дети, ориентируясь на высокий уровень качества образования, обусловленного высоким профессионализмом педагогических кадров.