Рефераты        12.08.2023   

Конспект урока изо городецкая роспись. Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись"

Описание материала: предлагаю конспект кружкового занятия для детей 10-16 лет по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Этот конспект направлен на формирование у детей интереса к изучению росписи по дереву и посещению занятий кружка «Роспись по дереву».

Конспект кружкового занятия по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву»

Цель : формирование у учащихся интереса к изучению росписи по дереву.

Задачи:

· Обучающие: познакомить учащихся с такими видами росписи как Хохлома, Башкирская роспись, Городец, научить некоторым приемам росписи по дереву.

· Развивающие: развить познавательный, эмоциональный опыт школьников.

· Воспитательные: воспитание общей культуры.

Наглядные пособия: слайды «Пасхальные яйца»; изделия, расписанные хохломской, башкирской, городецкой росписью; плакаты по видам росписи по дереву; эскиз пасхального яйца; педагогический рисунок.

Материалы и приспособления для учащихся : яйцо (белье для росписи ), кисть (колонок №1,2), баночка для воды, гуашь.

План конспекта:

1. Организационная часть

2. Подготовительный момент

3. Основной момент

А) теоретическая часть

Б) практическая часть

В) анализ работ

4. Итог урока.

Ход урока:

1. Организационная часть:

Приветствие.

2. Подготовитеьный момент:

Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным, красивым. И в то же время такая посуда долго сохранялась.

3. Основной момент:

А) теоретическая часть: тема нашего занятия «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Существует немало художественных промыслов, которые славятся росписью деревянных изделий. Мы с вами рассмотрим три из них, которая изучает данная программа: Хохлома, Башкирская роспись, Городец

Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство Хохломской росписи.

(Демонстрация изделий Хохломской росписи).

Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство Хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий технике получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Колорит Хохломских изделий - сочетание золота с красным и черным цветом. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую целостность цветовой гаммы.

Популярность Хохломской росписи вызывало и вызывает подражание. Но из всех попыток единственный самостоятельный ход нашли мастера и художники Башкортостана. В башкирском художественном объединении «Агидель» складывается новый вид декоративной росписи, в которой заложена уникальная технология Хохломы. А сам тип росписи отличается от свободного Хохломского письма строгой симметричностью в мотивах напоминавших световую мозаику. Сами формы предметов, украшенных Башкирской росписью, взяты от деревянной посуды имеющей широкое распространение в быту местных жителей и отвечающей национальной культуре башкир.

(Демонстрация изделий Башкирской росписи).

Давайте познакомимся с еще одним видом росписи - Городец. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы. Птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко - желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все разнообразие русского орнамента.

(Демонстрация изделий Городецкой росписи).

Б) практическая часть

Сейчас мы попробуем расписать с вами сувенир - пасхальное яйцо Хохломской росписью.

Во многих странах весной отмечают Пасху. Пасхальные традиции и обряды различаются у отдельных народов, но всем известен обычай дарить друг другу крашенные яйца. Яйцо в этом древнейшем обычае - не случайный предмет. Ведь пасха - это праздник торжества жизни, поборовший смерть, а яйцо есть символ вечно возрождающейся жизни. «Все начинается с яйца» - говорили древние римляне». «Христос воскрес» -говорят христиане. И хотя теперь этот праздник выглядит по-новому, красивые расписные яйца остаются его главным символом. У многих народов крашение яиц превратилось в художественный промысел. В нем используют обычно не настоящие яйца, а сделанные из различного материала. По специальным заказам искуснейшими мастерами создавались настоящие произведения искусства.

(Показ слайдов.)

Сейчас на доске на рисунке я вам буду показывать как превратить наше яйцо в красивое изделие - сувенир. Для этого нам понадобятся кисть и гуашь. Давайте вспомним, как правильно работать с кисточками и красками: никаких лишних и резких движений кисточкой, с красками работать аккуратно.

Приступаем к расписыванию яйца. Нам дано яйцо с выполненным подмалевком. Наша задача выполнить самый красивый этап в росписи «оживка» и «травка». (Показываю на доске, дети выполняют роспись на своих работах). Во время работы делаем небольшой перерыв для выполнения физкультминутки.

Открытый урок по ИЗО

Тема: « Городецкая роспись» (1 урок)

Цель урока : Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,

Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка»,

«ягодка», «листочек».

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;

Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое

мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Тип урока : усвоение и закрепление новых знаний.

Используемое оборудование :

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, слайды, гуашь, кисти, альбом;

Для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Зрительный ряд : слайды с изделиями Городецкого промысла.

Музыкальный ряд : русские народные песни.

План урока

    Организационная часть.

    Вводная беседа и объяснение нового материала.

    Физкультминутка.

    Практическая часть.

    Анализ и оценка работы детей.

    Задание на дом.

Ход урока:

    Проверяем готовность учеников к уроку.

    Сообщение темы и целей урока.

    Вступительное слово учителя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

    На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

    Как они называются?

    Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец.

    Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву - резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Слайды)

Особенности Городецкой росписи

    Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. (Слайды)

    Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Слайды)

    Как вы думаете, что изображено на этой работе?

    Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов. (Слайды)

    Найдите на работах эти цвета и назовите мне их. (Красный, синий, чёрный, зелёный)

    Ещё одна особенность – рисунок наносился по готовому цветному фону. (Слайды)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек». (Слайды) Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» - цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» - обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» - разбавленным цветом, а «тенёвка» - насыщенным. (Слайд) На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета. (Слайды) Последовательность выполнения «купавки», «ягодки» та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов. (Слайды)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. (Показываю на своём примере)

    Физкультминутка.

    Практическая часть

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

    На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи. Ваша задача соблюдать последовательность, подбор цветового сочетания, присущего Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд, слайды с изображением изделий Городца)

    Анализ и оценка работы детей

Выставка работ детей.

    С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

    О каких элементах Городецкой росписи вы узнали?

    Какими цветами пользовались Городецкие мастера?

Заключительное слово.

Занятие ремеслом помогало выживать людям.

Какие качества человека способствовали созданию таких работ?

Эта красота не только радовала мастеров, но и помогала материально семье.

Вот и мы отправим свои работы на ярмарку.

Зацветает Городец чудным садом –

Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

    Задание на дом:

Повторить элементы Городецкой росписи для закрепления материала.

Цель урока: Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,

— Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек».

Задачи:

— Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;

— Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое

Мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

— Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Оборудование:

— для учителя: картины с Городецкой росписью, гуашь, кисти, альбом;

— для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Зрительный ряд: слайды с изделиями Городецкого промысла.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

— На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

— Как они называются?

— Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец.

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву — резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Показ)

Особенности Городецкой росписи:

— Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. (Показ)

— Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Показ)

— Как вы думаете, что изображено на этой работе?

— Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов. (Показ)

— Найдите на работах эти цвета и назовите мне их. (Красный, синий, чёрный, зелёный)

Ещё одна особенность - рисунок наносился по готовому цветному фону. (Показ)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек». (Показ) Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» — цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» — обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» — разбавленным цветом, а «тенёвка» — насыщенным. (Показ) На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета. (Показ) Последовательность выполнения «купавки», «ягодки» та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов. (Показ)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. (Показываю на своём примере)

4. Практическая часть

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

— На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи. Ваша задача соблюдать последовательность, подбор цветового сочетания, присущего Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд, показ изделий Городца)

5. Анализ и оценка работ детей

6. Выставка работ детей.

— С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

— О каких элементах Городецкой росписи вы узнали?

— Какими цветами пользовались Городецкие мастера?

7. Заключительное слово.

На следующем занятии мы с вами распишем с помощью этих элементов Городецкой росписи разделочную доску.

Зацветает Городец чудным садом -

— Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

8. Задание на дом

Повторить элементы Городецкой росписи для закрепления материала.

Скачать >>

Метки к статье: Конспект, Конспект урока, Изо, 5 класс

Тема урока: «Городецкая роспись»

Класс: 5

Цели урока:

    Знакомство с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с мотивами, основными этапами росписи.

    Формировать практические умения и навыки рисования городецких цветов и декоративных элементов городецкой росписи. Учить детей составлять цветочную композицию по мотивам Городецкой росписи.

    Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса.

    Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийное оборудование, образцы городецкой росписи, презентация.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.

УУД формируемые на уроке:

Предметные УУД

    Знать: историю городецкой росписи.

    Уметь: выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные УУД

    Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

    Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

    Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Регулятивные УУД

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Ход урока.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.

Какими? (ответы детей)

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Мы рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм.

Слайд 2. Из букв на слайде попробуйте отгадать название промысла, с которым мы сегодня познакомимся.

Слайд 3. Городецкая роспись.

Слайд 4. Используя слова на слайде, сформулируйте цели урока.

Слайд 5.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Слайд 6.

Жители Городца и окрестных селе ний (Курцево, Косково ) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный мате риал, из которого делали все: детские игруш к и, домашнюю утварь, посуду, прялки, коромысла, колыб ели и т.д.

Слайд 7. Назовите основные особенности городецкой росписи, используя текст и иллюстрации учебника (учебник стр. 82)

    Что можно увидеть в композиции городецкой росписи? Какими мотивами расписывали изделия? (Слайды 8 – 10).

    Какого цвета основной фон ( часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой)

Слайд 11.

    Какие цветы являются основными в цветочной композиции?

(учебник стр. 82) (розаны, купавки, бутоны)

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания.

Слайды 12,13

Виды цветочных композиций.

Слайд 14.

Назовите этапы городецкой росписи и основные цвета. (учебник стр.84)

Слайды 15 – 17. Основные этапы.

Слайд 18. Практическая работа. Выполнение городецкой розы. (учитель показывает поэтапное выполнение цветка на доске).

Рефлексия.

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях: прялках, ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

Что нового для себя вы открыли на уроке?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Слайд 19.

Кроссворд.

    Как называется первый этап городецкой росписи? (подмалевок)

    Это животное встречается в композиции городецкой росписи? (конь)

    Наиболее распространенный вид цветочной композиции? (гирлянда)

    Как называется второй этап городецкой росписи? (теневка)

    Как называется третий этап городецкой росписи? (оживка)

    Этот цветок – один и основных элементов цветочной композиции (розан)

    Один из видов композиции городецкой росписи (сюжетная)

    Основной цвет фона на городецких изделиях (желтый)

    Этот цветок тоже основной элемент цветочной композиции (купавка).

Выполнение работы – 3 б

Сложность узора – 1 б

Аккуратность выполнения – 1 б

(выполняют оценивание работ соседа по парте)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Спасибо за работу.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Левороссошанская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение Детский сад

Каширского муниципального района

Воронежской области

Конспект занятия на тему « Городецкая роспись»

Воспитатель: Пономарева О.И.

с. Левая Россошь

2018 год

Цель :

Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла . Научить писать элементы росписи : цветок ромашка, листок. формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи :

Обучающие:

Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение строить композицию рисунка. закреплять и углублять знания о городецкой росписи . Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки, чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;

Развивать самостоятельность и творческую фантазию.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к искусству, народным традициям;

Воспитывать уважение к труду городецких мастеров , интерес к их работе.

Материалы :

гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды .

Предварительная работа :

Рассматривание предметов народного промысла;

Знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

Дидактическая игра "Выложим узор"

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Мы пойдем по лугам

С яркими цветами.

Сказочные те цветы нарисуем сами –

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Воспитатель : О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим что же нам прислали! Какие то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски . Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами . Украсим доску “бутонами” и “листьями”.

Основная часть.

Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера ?

Ответы детей.

Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера ?

Ответы детей . (уточнение названий : розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.

Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи ? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттеневку : рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти)

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.

Проводим физ минутку :

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Заключительный этап росписи «оживка» . Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Итог.

Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца .