История        25.01.2022   

Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности

Программа элективного курса

«Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа составлена учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ с. Кашпир м.р. Приволжский

Самарской области

Корюкиной Ш.И.

с. Кашпир, 2013 г.

  1. Пояснительная записка.
  2. Календарно-тематический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение учебного процесса.
  5. Список литературы.

Пояснительная записка.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла становится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.

Как показывает практика, учащиеся, хорошо знающие русскую орфографию и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящими деловыми телефонными разговорами. Вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделить особое внимание в старших классах. Совсем скоро им придётся организовать свою речевую деятельность в самых различных ситуациях, очень отличающихся от тех, которые предлагались в школе.

В рамках единого государственного экзамена по русскому языку выпускник выполняет задание с развёрнутым ответом (высокий уровень сложности), которое представляет собой написание сочинения-рассуждения по заданному тексту научно-популярного, публицистического, художественного стиля.

В процессе подготовки к части С ЕГЭ мы должны научить следующим коммуникативным умениям и навыкам:

  • чтению (пониманию, зрелости суждений при интерпретации текста);
  • составлению собственного высказывания на основе предложенного текста;
  • последовательному, логичному выражению мысли;
  • свободному осознанному употреблению выразительных средств языка.

Древний философ Скилеф заметил однажды «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести».

Хочется надеяться, что данная программа будет полезна моим выпускникам, и не только для сдачи ЕГЭ.

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.

Цели данной программы:

Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

Подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

Оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

Способствовать интеллектуальному развитию ученика;

Воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;

развивающие:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

практические:

Совершенствование коммуникативных умений;

Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Воспитание интереса и любви к русскому языку;

Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в 5-9 классах.

Теоретической основой данного курса являются:

Лингвистический, стилистический анализ текста;

Система языковых понятий и функционирование;

Различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

Уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий;

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь с теории и практики;

Преемственность;

Наглядность;

Систематичность и последовательность;

Прочность полученных знаний;

Активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

Технологии исследовательской деятельности учащихся;

Технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

  • овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
  • развивает способность работать над разнообразной информацией;
  • учится корректно выражать своё мнение по различным проблемам;
  • развивает способность аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит выпускников анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

Дата

№ урока

Кол-во уроков

Тема уроков

Вид урока

план

факт

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

Критерии и нормативы оценки творческой работы

Основные аспекты анализа текста.

Композиция сочинения

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум

7-10

Выявление проблемы. Формулировка проблемы.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум

11-14

Комментарий к проблеме. Виды комментария.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

15-21

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

22-25

Аргументация собственной позиции.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

26-29

Виды заключений. Типы конструкции. Речевое оформление

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

30-31

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

Рецензирование творческой работы.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья

33-34

Самостоятельная творческая работа над текстами.

Практикум

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Тема 1 . Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа).

Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.

Критерии и нормативы оценки творческой работы (см. Приложение 1)

Тема 2 . Основные аспекты анализа текста (2 часа)

Тема 3. Композиция сочинения (2 часа)

Композиция сочинения. Вступление и его виды и формы. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 4. Выявление проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические). Выбор одной проблемы из нескольких. Формулировка проблемы. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.(4 часа)

Тема 5 . Комментарий к проблеме. Виды комментария (текстуальный, концептуальный). Типы информации в тексте (фактуальная, концептуальная, скрытая). Введение цитат в комментарии. Типичные ошибки при комментарии проблемы.(4 часа)

Тема 6. Авторская позиция. В чём проявляется позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции (слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения). Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типичные ошибки при формировании позиции автора. (6 часов)

Тема 7 . Аргументация собственной позиции. Правила выстраивания аргументов (тезис→аргумент 1→аргумент 2 →вывод). Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Виды аргументов (логические, иллюстрированные, ссылки на авторитет). Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. (4 часа)

Тема 8. Виды заключений. Типы конструкции. Речевое оформление (4 часа)

Тема 9 . Обучающее сочинение по тексту художественного стиля (2 часа)

Тема 10 . Рецензирование творческой работы (1 час)

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Тема 11. Самостоятельная творческая работа над текстами (2 часа)

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства учетом стиля и типа речи. Умение и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ);
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения – 18.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт»/ «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50% (7 баллов) – «зачёт», менее 50% (менее 7) – « незачёт».

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ прошлых лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыки (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Список использованной литературы

  1. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Самара. ООО «Офорт» 2012
  2. Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егорова Г.Т. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С), М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Мамай О.М. Русский язык. ЕГЭ. Подготовка к выполнению части С. М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  4. Огай О.Н.Как написать сочинение. Единый государственный экзамен по русскому языку: Учебно-методическое пособие для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Самара: ГОУ СИПКРО, 2006.
  5. Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.
  6. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Ростов н/Д: Легион, 2011.
  7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курсы интенсивной подготовки.. Ростов н/Д: Легион, 2011

Программа включает:

  • пояснительную записку;
  • содержание программы
  • технологию организации учебного процесса
  • формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки
  • требования к результатам освоения элективного курса;
  • список литературы
  • электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения, методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы сочинений

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы

Цели элективного курса:

  • гуманитарное развитие учащихся
  • развитие творческих способностей личности
  • овладение учащимися свободной письменной речью
  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык

Задачи элективного курса:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ
  • овершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах
  • индивидуальная работа

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
  2. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
  3. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлени
  4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста
  5. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
  6. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици
  7. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
  8. Заключительная часть сочинения

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

  1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стил
  2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил
  3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил
  4. Экспертная оценка творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста
  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
  • определять позицию автора
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)
  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связн
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивани

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)

Литература для учащихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
  4. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007
  5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 200

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002
  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2002.
  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977
  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987
  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991

Приложения

Приложение 1. Тематическое планирование элективного курса:

Темы уроков Вид урок
1 Композиция сочинения - рассуждени Лекци
2 Зачин сочинения-рассуждения. Как начать
3-5 Тема и проблема текста. Как определить проблему Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
6 Как прокомментировать проблему. Виды комментари Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
7 Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
8 Как выразить собственное мнение по выявленной проблем Практику
9 Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументо Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
10 Финал сочинени Практику
11-12. Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стил Комплексное применение знани
13-14 Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил Комплексное применение знани
15-16. Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил Комплексное применение знани
17-18 Итоговые занятия. Защита творческих работ Презентация, рецензирование, экспертная оценка

Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ 2007-2008

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения
К 1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0
К 2

Задание № 7

Что требуется

Предлагается список из пяти грамматических ошибок и девять предложений. Необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Задание высокого уровня, оценивается в 5 баллов.

Особенности

За каждую правильно найденную ошибку выпускник получает 1 первичный балл, а при верном выполнения всего задания можно сразу получить целых 5 баллов из 34. Несмотря на то, что это не такое трудное задание, в первой части оно самое «весомое» и подойти к нему нужно со всей ответственностью. Прежде всего необходимо выучить возможные ошибки - всего их 10. На экзамене могут попасться любые пять из них. Нужно проработать каждую ошибку, чтобы определять ее с закрытыми глазами. Объем информации здесь очень приличный. Именно над этим заданием мы с моими учениками всегда начинаем работать в начале года, а потом постоянно ищем эти ошибки в различных предложениях. Если постоянно выполнять подобные упражнения, к концу года почти никто уже не ошибается.

Самая сложная для школьников ошибка связана с однородными членами предложения. Дело в том, что она содержит в себе очень много подпунктов, здесь нужно выучить много материала. Все эти подпункты необходимо разобрать и проработать. Один из вариантов ошибки - глаголы с разным управлением. Например: «Я люблю ухаживать и поливать цветы». Получается, что я люблю ухаживать цветы и поливать цветы. Предложение построено неверно.Второе место занимает неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Например: «Прыгнув с обрыва, у меня слетели плавки». При выполнении этого задания необходимо прежде всего подчеркивать грамматическую основу предложения. Здесь грамматическая основа - «слетели плавки». Получается, что плавки слетели с обрыва. Имейте в виду, что главное лицо в предложении должно соотноситься и с главным действием (сказуемым), и с дополнительным действием, которое выражено деепричастным оборотом. Поэтому это предложение грамматически построено неправильно. Кстати, такую ошибку я достаточно часто слышу по телевизору в разных программах, то есть ее допускают не только школьники.Еще одна сложная ошибка - это нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Если предложение начинается на «все, кто...», «тот, кто...», «те, кто...», на 99% там будет ошибка между подлежащим и сказуемым. Например: «Те, кто приехал поздно, опоздал». Получается, что «те - опоздал». Это неправильная грамматическая конструкция.Чтобы хорошо подготовиться к этому заданию, сначала нужно выучить все эти ошибки, а потом начинать решать, решать и решать. Поскольку список ошибок нам известен, то есть они одни и те же, при определенном опыте выполнения этого задания решение находится автоматически, все сразу видно.

Задание № 15

Что требуется

Необходимо расставить в предложениях знаки препинания и выбрать два из них, где ставится одна запятая. Задание базового уровня, оценивается в 2 балла.

Особенности

В этом задании предлагаются только сложносочиненные предложения или предложения с однородными членами. Здесь не может быть сложноподчиненных редложений, причастных оборотов, обособленных определений: все это вы встретите в других заданиях, но не в этом. На ЕГЭ для каждой темы есть свой вопрос. Я всегда напоминаю об этом ученикам, ведь это помогает при выполнении заданий. Ты знаешь, что нужно искать ответ в рамках конкретной темы.

Сложность этого задания состоит в том, что здесь легко запутаться, оно больше рассчитано на внимательность. Очень важно сразу подчеркнуть грамматическую основу в предложении - подлежащее и сказуемое - и только после этого расставлять запятые.

На экзамене часто встречаются преоженияс общим второстепенным членом. Например: «В избушке трещит печь и мурлычет кот». Здесь, как мы видим, две грамматические основы и связаны они общим второстепенным членом: и печь трещит в избушке, и кот мурлычет в избушке. Запомните! Если в предложении есть общий второстепенный член, то запятая перед союзом «и» не ставится. При этом обычно в предложении с двумя грамматическими основами она ставится (например: «Пошел дождь, и я вышел на улицу»).Если мы говорим о предложениях с однородными членами, то там необходимо подчеркивать (если они есть) определение, обстоятельство и дополнение. Это нужно, чтобы определить пары однородных членов. В таких предложениях экзаменаторы специально нас запутывают (например, ставят много союзов «и»). Часто бывает так, что два союза соединяют разные пары однородных членов, и получается, что запятая здесь вообще не нужна (например: «Утром и вечером дети и взрослые выходят на улицу»). Своим ученикам я рекомендую выполнять это упражнение при помощи схем: брать в кружочки однородные члены предложения, выносить их и смотреть, что получается.Также в этом задании всегда есть одно предложение с составным (двойным) союзом: «не только, но и», «как, так и», «не столько, сколько». Например: «Я умею не только петь, но и танцевать». Нужно запомнить, что перед второй частью составного союза запятая ставится всегда.

Задание № 24

Что требуется

Предлагается текст, в котором нужно найти предложение, связанное с предыдущим определенной частью речи или словами с определенной характеристикой. Задание высокого уровня, оценивается в 1 балл.

Особенности

В качестве связующего слова в вопросе может быть предложено собирательное числительное, местоимение, наречие, иногда попадается лексический повтор, однокоренные слова. Это зависит от варианта. Я бы не стала называть это задание очень сложным, обычно у выпускников с ним не возникает трудностей. Здесь важно просто повторить все части речи.

Обязательно разберите местоимения и их разряды. Например, в задании просят найти предложение, которое соединяется с другим при помощи личного местоимения. Ребята очень часто путают притяжательные местоимения со склонениями личных местоимений. Местоимения «ее» и «его» могут быть и притяжательными, и личными. Например: «Его нет дома» или «Его портфель упал». Нужно помнить, что если местоимение отвечает на вопрос «Кого/чего?» (кого нет дома?), то это склонение личного местоимения, а если на вопрос «Чей?» (чей портфель?), то это уже притяжательное. В этом «подводный камень» этого задания.Для подготовки лучше всего использовать учебник по ЕГЭ И. Цыбулько. Это максимально приближенное к тестам ЕГЭ пособие. В нем очень часто в примерах по этому заданию повторяются одни и те же части речи, и ты уже знаешь, чего можно ожидать на экзамене.

Задание № 25

Что требуется

Предлагается текст о языковых особенностях, в котором пропущены четыре термина. Используя список из девяти терминов, необходимо заполнить пропуски в тексте. Задание высокого уровня, оценивается в 4 балла.

Особенности

Для подготовки к этому заданию нужно выучить очень много теории. На экзамене нам попадается девять терминов, но на самом деле их гораздо больше. Здесь необходимо знать, что означает каждый из них. Могу дать следующий лайфхак. Все возможные термины можно разделить на три группы: тропы, лексические средства и синтаксические средства. Тем самым мы сильно облегчаем себе задачу. Например, в группу тропов входят гипербола, метафора и эпитет. Все, что связано со словом (синонимы, омонимы, диалектизмы, фразеологизмы), - это лексические средства, а синтаксические средства обозначаются целыми предложениями (например, ряд однородных членов предложения).

Со своими учениками мы проходим теорию, а потом целый год выполняем по этой теме упражнения. При этом ребята не только проговаривают определение термина, но и называют группу, к которой он относится.Обратите внимание, что уже в тексте задания имеется подсказка к его решению. Обычно перед перед пропуском в предложении идут фразы «найдите троп», «определите лексическое средство», «укажите синтаксический прием», что сразу указывает вам на ту группу, из которой нужно взять термин, то есть сильно сужает круг поиска. Иногда бывает и так, что в списке терминов предлагается, например, только один троп, тогда искать не надо вообще, остается только вписать соответствующий термин в ответ.

Задание № 26

Что требуется

Написать сочинение по предложенному тексту, объем не менее 150 слов. Задание высокого уровня, оценивается в 24 балла.

Особенности

В первую очередь нужно прочитать текст и выделить основную проблему. Скажем, в тексте написано, что люди приехали на природу и оставили после себя мусор. Здесь можно говорить о проблеме небрежного или потребительского отношения человека к природе. Ее нужно сформулировать определенным образом: например, не может быть проблемы природы, но может быть проблема влияния природы на человека или проблема роли природы в жизни человека. Также можно ставить проблему с помощью вопросов. Например: «Как природа влияет на человека?». Я советую в сочинении не тратить свою энергию на вступление и в первом абзаце сразу говорить о проблеме. Вступление на баллы на влияет, мои ученики получали хорошие баллы за сочинение и со вступлением, и без него.

Второй абзац - это самая сложная часть. Его называют «комментарий». Здесь надо показать, как автор раскрывает проблему в тексте, какие средства он для этого использует. Например: «Автор обращает наше внимание на проблему защиты окружающей среды, он с негодованием отмечает, что туристы не убрали за собой мусор».

В третьем абзаце мы раскрываем авторскую позицию. Например: «Автор говорит о том, что надо бережно относиться к природе». Здесь можно как написать один абзац, так и ограничиться единственным предложением. В следующем, четвертом, абзаце необходимо описать собственное отношение к проблеме. На ЕГЭ сложных проблемных текстов не дают. Поэтому ваша позиция всегда будет совпадать с позицией автора. Здесь можно либо подробнее расписать свое мнение, либо согласиться с автором с помощью нескольких фраз.

Пятый абзац - это аргументы, подтверждающие позицию ученика. Здесь вы должны привести два аргумента в поддержку своего мнения: один из литературы и второй также из литературы или из жизни. Я всегда советую своим ученикам обязательно прочитать три основные книги, в которых собраны аргументы на все случаи жизни: «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева и «Судьба человека» Михаила Шолохова. Обратите внимание: если вам попалась проблема, по которой вы не можете привести ни одного аргумента из литературы, приведите два примера из жизни. За счет этого вы получите два балла из трех возможных по этому критерию, а это лучше, чем ноль баллов. В конце сочинения нужно написать заключение.

Сейчас в Интернете можно найти целые сборники аргументов для сочинений по всем возможным проблемам. У меня были ученики, которые готовились к ЕГЭ по русскому языку именно так - заучивали готовые аргументы. Но мне кажется, что это только усложняет задачу. Способ трудозатратный, но неэффективный. Чем зубрить набор слов, лучше сесть и прочитать в удовольствие несколько интересных книг.Конечно, получить за сочинение 24 балла - это очень сложно, тут все зависит от школьника и его стараний во время подготовки. У меня было несколько ребят, которые получили за сочинение максимум. Я всегда говорю ребятам, что надо больше читать и чаще писать сочинения, чтобы чувствовать язык. Этот навык перед ЕГЭ можно и нужно отработать.

Я считаю, что учителю русского языка полезно иметь под рукой некоторый запас заданий повышенной трудности. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся, поднимают эмоциональный уровень урока, вносят разнообразие в работу, помогают в решении проблемы дифференцированного обучения.
За долгие годы работы учителем русского языка и литературы я собрала много примеров, различных по степени по степени трудности, по объёму, по тематике: одни связаны с фонетикой, другие – с морфологией или синтаксисом, третьи относятся к разряду стилистических. Таким образом, предлагаемые задания могут быть использованы в течение всего учебного года. Нужно сказать, что для выполнения работ я даю всего 3-4 минуты, не более.

Например:

Задание 1. Произвести звуки слов НОЛЬ, ЛОЖЬ, НОВ не в обычном, а в обратном порядке и записать получившиеся при этом слова.

Задание заставляет вспомнить разницу между звуками и буквами, о позиционном изменении гласных и согласных.
Об этом редко вспоминают в старших классах, и это определяет полезность задания для старшеклассников.

Задание 2. Найти слова с тремя приставками или тремя суффиксами.

Задание 3. Найти слова с четырьмя, пятью и более корнями.

Работа над этими заданиями убеждает в огромных словообразовательных возможностях русского языка. Кроме того, выпускнику не мешает лишний раз (при необходимости) открыть Словарь словообразований русского языка.

Задание 4. Придумать бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух слов.

Поначалу четвёртое задание кажется ученикам невыполнимым. Ведь сложное предложение должно состоять, как минимум, из двух простых, в каждом из которых несколько слов,- таково привычное представление. Но вот один за другим учащиеся вспоминают, что простые предложения могут состоять из одного слова (назывные, безличные и др.). Значит, задача решается с помощью двух таких предложений.
Как показывает практика, в срок выполняют задание лишь несколько учеников. В зависимости от состава класса можно дать ещё несколько минут на поиск ответа, а затем попросить одного из выполнивших работу написать своё решение на доске, объяснить пунктуацию и ход мысли, приведший к решению. Так класс повторяет ряд важных сведений из синтаксиса.

Задание 5. Придумать предложение, в котором были бы все знаки препинания, какие применяются при письме в русском языке; лучшими будут считаться предложения с наименьшим количеством слов.

В принципе, это задание можно задать на дом, так как оно может вызвать некоторые затруднения. Ведь вначале оно кажется невыполнимым. Решивших, как правило, немного. Но они с удовольствием пишут свои предложения на доске и «защищают» их. Это понятно: чем труднее победа, тем она радостнее. Вот решение пятого задания одним из учеников: «До нас доносятся слова футбольного репортажа: «Мяч у Ефремова (надеюсь, вы знаете этого футболиста?); финт… удар – гол!» (Здесь один малозаметный недостаток: не хватает точки). А вот пример полного решения: «Это… ты?!» - удивлённо воскликнул отец (я не предупредил его о приезде: было некогда); но через минуту он говорил уже спокойно, без волнения.

Работа над этим заданием заставляет учащихся вспомнить множество правил пунктуации.

Задание 6. (домашнее). Придумать (или выписать из текста) предложение, в котором стояло бы рядом более трёх знаков препинания.

Задание 7. Написать по памяти одно из выученных наизусть стихотворений.

Многолетний опыт использования перечисленных заданий указанного типа в старших классах убеждает нас в том, что работа над ними интересна и полезна для учащихся.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю (полную) школу. Накопивший опыт показывает, что эта форма аттестации позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку и на этом основании одновременно решить две задачи: аттестовать выпускников общеобразовательных учебных заведений за курс полной средней школы и отобрать из них наиболее подготовленных для обучения в высшей школе и в средних специальных учебных учреждениях.

Для подготовки к ЕГЭ я так же использую тесты, которые мне понравились своей оригинальностью. Дело в том, что обычные тесты требуют один ответ из четырёх вариантов ответов. И выпускник может правильно ответить методом исключений, предположений, «тыка». С помощью тестов, которые я предлагаю использовать для подготовки к ЕГЭ, учащиеся смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по русскому языку и вовремя устранить их. Для этого нужно сконцентрироваться и постараться найти все возможные варианты ответа на вопрос, так как ответов может быть несколько.

Например:


п/п

Тесты

Варианты ответов

ОРФОГРАФИЯ

Отметьте номера слов, где пишется буква

1. И 1) сильное кол…бание
2) стаб…лизировать
3) флаги разв…ваются
4) с…нева
5) пл…нительный образ
1 2 3 4 5
2. Е 1) мит…нг
2) аккомпан…мент
3) дел…гат
4) ком…тет
5) трад…ционный
1 2 3 4 5
3. ё 1) изображ…нная
2) три ш…фёра
3) вскипяч…ное молоко
4) идти за багаж…м
5) ш…рох деревьев
1 2 3 4 5
4. О 1) тв…рение
2) изл…женный
3) з…рянка
4) к…сательная
5) ур…внение
1 2 3 4 5
5. Ы 1) бледнолиц…й
2) рукавиц…
3) на ц…почках
4) ц…рцея
5) от…менные прилагательные
1 2 3 4 5
6. Звонкая согласная 1) ка…тан
2) ре…ра
3) ане…дот
4) крутой вира…
5) высокий тари…
1 2 3 4 5
7. Непроизносимая согласная 1) поз…ний звонок
2) злора…ствовать
3) уча…ствовать в забеге
4) сверс…ник
5) блес…нуть
1 2 3 4 5
8. Согласная пропущена 1) трол…ейбус
2) кавал…ерия
3) дискус…ия
4) искус…ный
5) рес…рсы
1 2 3 4 5
9.Ъ 1) об…ёмистый
2)под…берёзовик
3) ворон…е гнездо
4) раз…учивать песни
5) раз…единить провод
1 2 3 4 5
10. Ь 1) истолоч…
2) замуж…
3) реч…
4) несколько груш…
5) колюч…
1 2 3 4 5
11. З 1) во…кресенье
2) и…резать
3) во…главить
4) бе…подобно
5) …жигать
1 2 3 4 5
12. Е 1) пр…градить
2) пр…ближение
3) пр…бывать в городе
4) пр…ветствовать
5) пр…старелый
1 2 3 4 5
13. И 1) в профилактор…
2) в постел…
3) на батарее…
4) о Ксении…
5) из чащ…
1 2 3 4 5
14. Е 1) он обижа…т
2) мы кле…м
3)наруш…ное правило
4) независ…мый
5) вы мо…тесь
1 2 3 4 5
15. Я (А после шипящих) 1) дожди вымоч…т
2) дверцы пристав…т
3) леч…щий врач
4) та…щий врач
5) они посе…т
1 2 3 4 5
16. НН 1) крашен…ый отцом пол
2) решён…ая задача
3) златоткан…ая ткань
4) всё уже взвешен…о
5) испуган…ый ребёнок
1 2 3 4 5
17. НН 1) песчан…ый
2) диковин…ый
3)гостин…ица
4)ветрен…ый день
5) буквен…ый
1 2 3 4 5
18. Е 1) н… луна, н… звёзды не интересуют меня
2) н… одна во поле берёзонька стояла
3) н… росинки во рту
4)в этих делах я был н… то н… сё
5) откуда н… возьмись, у чугунной решётки вспыхнул огонёк
1 2 3 4 5

Отметьте номера, где написание

19. Дефисное 1) пол…Китая
2) электро…прибор
3) едино…началие
4) унтер…офицер
5) юго…восточный
1 2 3 4 5
20. Раздельное 1) подобру…поздорову
2) по…нашему мнению
3) в…одиночку
4) уехать за…границу
5) со…слепу
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
21. Дефисное 1) как…нибудь переживём
2) туда…же и приехали
3) приют наш мал, за…то спокоен
4) подите…ка сюда
5) зашёл…бы ко мне
1 2 3 4 5
22. Слитное 1) рассказ не…интересный
2) не…было Е…БЫЛО
3) поступить крайне не…интересно
4) никому не…известные причины
5) не…должен
1 2 3 4 5
23. Раздельное 1) в…виду плохой погоды
2) в…заключение передачи
3) работать в…продолжение пяти лет
4) что-то на…подобие лодки
5) в…связи с переездом
1 2 3 4 5
24. Слитное 1) и завтра то…же, что вчера
2) я объяснил ему, за…чем мне это нужно
3)и…так, я жил тогда в Одессе
4) будем жить так, что…бы все любили нас
5) от…чего ушёл, к тому и пришёл
1 2 3 4 5

ПУНКТУАЦИЯ

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире

25. 1) Художник … не моралист, художник тот, кто создаёт прекрасное.
2) Выставить меня в смешном и неприличном свете … самое лучшее средство, чтобы вернуть себе контроль над расследованием.
3) По-русски проститься … значит просить прощения.
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

26. 1) Он отнял руки, и стало видно, что глаза у него влажные … блестящие.
2) Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов … и шлёшь ответ.
3) Нам нужно сажать леса … не только для восстановления плодородных сил земли, но и для нашего хозяйства.
1 2 3
27. 1) Окружавший нашу поляну … лес при месячном освещении казался гигантскими водорослями.
2) Беглого корнета по жизни влекло любопытство … чувство пустое и бесполезное.
3) Лицо его имело выражение … довольно приятное, но плутовское.
1 2 3
28. 1) Я устремился к Ангаре … в Москве оставив поздний вечер и Братск увидев на заре.
2) Невзирая на ветер и стужу … мы должны были идти за топливом.
3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам … голову сломя.
1 2 3
29. 1) Плескалось и шуршало море … всё в белых кружевах пены.
2) Вот и сейчас … в предполуночный час … соседние строения тонули во тьме, а красавец дом весь сиял и переливался, похожий на сказочный ледяной дворец.
3) Дождь льёт … как из ведра, потоки воды шумно несутся по улицам и переулкам.
1 2 3
30. . 1) В сущности … в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов.
2) Остапу … казалось бы … на роду написан битвенный путь.
3) По его словам … нельзя было догадаться о его настроении.
1 2 3

Отметьте номер предложений, в которых чужая речь оформлена неправильно.

31. 1) Николай наклонил голову и тихо спросил, что не может ли она пройти сейчас с ним к Красновым.
2) «Бабушка – сказал Егорушка,- я спать хочу».
3) М. А. Шолохов подчёркивал, что «писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была».
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

32. 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.
2) Есть в Суздали особый дар человечности особая теплота, которая покоряет каждого, кому удаётся увидеть сквозь древние камни светлую улыбку русских строителей.
3) Светлый месяц, почти полный, вышел из-за сарая и через двор легли чёрные тени, и заблестело железо на крыше.
1 2 3
33. 1) Мы спустились в долину и как только нашли воду тот час же остановились.
2) Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц.
3) Даша заметила, что, когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин, Катя сразу не поворачивала к нему голову, минуточку медлила.
1 2 3

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

34. 1) У неё не было на лице никакого выражения, совсем никакого … ни волнения, ни радости, ни страха – ничего.
2) Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа, а именно … глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь металлических ломов.
3) Иван Иванович всегда даёт каждому из детей … или по бублику, или по кусочку дыни, или по яблоку.
1 2 3

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

35. Порою кажется (1) что замечательные памятники Суздаля созданы для того (2) чтобы своими каменными выступами (3) поясками, анфиладами (4) служить опорой для чистого снега. 1 2 3 4

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

36. 1) агент
2) удобнее
3) занята
4) инструмент
5) досыта
1 2 3 4 5

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

37. 1) У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла живым и невредимым.
2) Ты меня крупно обидела.
3) Государственный Эрмитаж – обладатель одного из крупнейших в мире первоклассных собраний художественного стекла.
4) Пока учащиеся готовят у доски ответ по карточкам, класс проверяет домашнее задание.
5) Эти уроки посвящены способам образования глагола.
1 2 3 4 5
38. 1) Блюда из картофеля с аппетитом едят все.
2) После плаванья пионеры вытираются полотенцем: вытирание укрепляет и закаляет тело.
3) Выписать из текста глаголы, употреблённые в безличном значении.
4) Мать любила и всякие другие игры, особенно же головоломки и карты.
5) Он полетел в больницу сломив голову.
1 2 3 4 5
39. 1) Подчеркните предложение, которое помогает понять основную мысль текста.
2) Он смутно ощущал всё расстояние и возможность погибнуть.
3) Я очень много работал, чтобы получить образование, можно сказать, выбивался из кожи.
4) Вот из-за синей полоски леса показалось багровое солнце.
5) Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятную гибкую, с бледно-зелёными глазами снежного барса, её в течение полувека без устали, снова и снова рисовали, писали красками, валяли в гипсе, мраморе, фотографировали.
1 2 3 4 5
В приведённом предложении допущена следующая ошибка:
А) орфографическая
Б) пунктуационная
В) речевая
Г) ошибок нет
Впереди, чуть выдаваясь к дороге, стояла некрупная, коленом изогнутая чёрно пегая берёза, вся прошитая солнцем, трепещущая от тепла истомы и лёгкого дуновения происходящего в кроне. А б в г

ИТОГО баллов _____________

Оценка ____________

Таких тестов я заготовила много. Учащиеся с удовольствием работают по ним, так как они сами поняли полезность их. Многие мои выпускники поступили в высшие учебные заведения, имея в Сертификате ЕГЭ не менее 70 баллов по русскому языку.