Шпаргалки        09.12.2021   

Распространенные нарушения норм русского литературного языка.  Русский язык и культура речи

Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических средств. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе (норма осуществляется в языке на основе выбора одного из вариантов, обязательного для образованной части общества). Нормативность – это важнейший фактор владения русским литературным языком.

Вопрос о норме связан с обстоятельствами выбора для говорящего, с реальной речевой конкуренцией двух или, реже, нескольких языковых единиц. При этом складываетсядва типа конкуренции .

Во-первых, с нормативным фактом может конкурировать ненормативный, или речевая ошибка – нарушение нормы (ср. правильное класть, отключи’т и ошибочное ложить, отклю’чит ).

Во-вторых, конкурировать могут общий для литературного языка вариант и вариант ограниченного употребления (ср. обусловливать и разг.обуславливать ).

Первая ситуация, в случае неправильного выбора, связана с понятием грубой речевой ошибки , вторая – с понятием речевой (стилистической) погрешности (речевого недочета).

Типы норм. В зависимости от того, к какому уровню языка относится конкретная норма, различаются следующие типы.

Орфоэпические нормы (нормы произношения) охватывают собственно произношение и нормы словесного ударения. Эти нормы связаны с фонетическим уровнем языка.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) связаны с осмыслением правильности, точности, уместности слова в контексте и тексте.

Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) регламентируют выбор нужных грамматических форм слов или грамматических конструкций. Эти нормы связаны с морфологическим и синтаксическим уровнями языка и опираются на их систематику.

С учетом формы речи (устной, письменной) систему норм литературного языка можно представить в виде таблицы:

Нормы литературного языка

Для устной и письменной речи

    Лексические нормы (правильное словоупотребление)

    Морфологические нормы (правильное формообразование)

    Синтаксические нормы (правильное употребление грамматических конструкций )

    Стилистические нормы (правильное использование языка в разных ситуациях и сферах общения)

По степени обязательности для говорящего различаются:

1. Императивные (строго обязательные нормы закрепляют только один вариант как единственно верный; магази’н , но не мага’зин; киломе’тр – не кило’метр; краси’вее , но не красиве’е; их дело, но не ихнее дело; кладет, но не ложит; заведующий библиотекой , но не заведующий библиотеки). Даже единичное нарушение императивных норм расценивается общественным мнением как признак общего слабого владения русским языком.

2. Вариантные (не строго обязательные, нормы  предусматривают возможность свободного выбора вариантов: например, возможно употребление следующих существительных и в муж. и в жен. роде: манжет – манжета, проток – протока ). В области диспозитивных норм говорящий находится в ситуации выбора между общеупотребительной нормой и ее вариантом, характерной для более узкой сферы употребления..Например, токари, слесари – общая норма, токаря’, слесаря’ (им. мн.) – разговорный вариант нормы.Использование одного варианта вместо другого не приводит к речевой ошибки, но речевая погрешность, отклонение от принятого употребления все же имеет место.

3. Равноправные варианты - дублеты (параллельные формы уравниваются друг с другом по семантике и употребительности так, что говорящий может выбрать любую изних: творо’г - тво"рог, ина’че – и’наче, одновре’менно – одновреме’нно). Язык со временем освобождается от дублетных форм, например, при наличии вариантов краткой формы прилагательныхсвойственен, существенен исвойствен, существен , более короткие формы сейчас все активнее вытесняют более длинные.

Вариативность норм складывается исторически. Вариантные нормы отражают стремление языка к изменению, что порождает вариативность.

Литературные нормы находят свое отражение во всех лингвистических словарях современного русского языка. При этом в толковых словарях отражается свод основных (обязательных) норм и общеупоребительные вариантные нормы. Например, в Словаре современного русского литературного языка» как равноправные фиксируются акцентные варианты (т.е. варианты ударения) таких слов, какнормирова’ть и норми’ровать, мышле’ние и мы’шление. Некоторые варианты слов даются с соответствующими пометами:творо’г и(разг.) тво’рог, догово’р и(прост .) до’говор. В «Орфоэпическом словаре русского языка» можно проследить за судьбой некоторых акцентных вариантов слов. Так, слова нормирова’ть и мышле’ние становятся предпочтительными, а норми’ровать и мы’шление имеют помету доп. (допустимо).

Все нелитературные единицы , включенные в словарь, маркируютсяспециальными пометами : прост. (просторечное),жарг. (жаргонное),мест. (местное) и др. Речевые ошибки в толковых словарях русского языка не фиксируются. Комплексное отражение трудностей русского языка дано в словаре-справочнике “Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка” под ред. Горбачевича К.С.

Грамотная речь – это речь не только выразительная, а прежде всего речь правильная. В основе правильной речи лежит ее соответствие современным языковым нормам.

Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтетические), орфографические, пунктуационные, стилистические, орфоэпические (произносительные).

Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибкишироком смысле слова).

I. Лексические ошибки.

Характеристики Пример Причина Исправление
1.Смешение в употреблении паронимов Перед нами открылись великие перспективы древнего города. Незнание разницы в лексическом значении слов. Перед нами открылись величественные перспективы древнего города.
2. Употребление лишних слов (плеоназмы) Слышались брань и ругательства. Враги приближались все ближе. Моя автобиография. Криминальные преступления. Ученики вкладывают в слова различные значения. Незнание точного значения иноязычных слов. Слышалась брань. Враги приближались. Автобиография. Это преступление.
3.Нарушение лексической сочетаемости слов Люди начинают сеять урожай. Плохое представление описываемого явления; незнание законов сочетания слов. Начинают сеять озимые, рожь(или убирать урожай)
4. Лексическая неполнота высказывания Автор сочувствует и даже возвеличивает своего героя. Недостаточное понимание смысловых связей в предложении. Автор сочувствует своему герою и даже возвеличивает его.
5. Искажение или разрушение фразеологизмов Играет значение Имеет роль Красной линией проходит мысль Незнание значений и форм фразеологизмов Играет роль Имеет значение Красной нить проходит мысль

II. Грамматические ошибки

Характеристики Пример Причина Исправление
1.Словообразовательные ошибки
1.Нарушение словообразовательной структуры Своей упрямостью она добивалась, чего хотела. Своим упрямством…
2.Морфологические ошибки
1.Ошибки в роде и числе существительных Мама научилась делать повидлу. Побежали ручьи по асфальтам Влияние просторечия …делать повидло. …по асфальту.
2.Ошибки в употреблении надежных форм Вечер он провел в круге своих друзей. Лучшими друзьями его были шофера. Обстоятельственное значение сущ. II склонения имеет окончание у. Несклоняемые сущ. не изменяют окончания: без пальто, в кино… …в кругу своих друзей. …были шофера.
3.Ошибки в образовании форм прилагательных День был более пасмурнее, чем всегда. Мы решаем наиболее важнейшую задачу. Больше пятьдесят рублей Сравнительная степень прилагательных образуется при помощи слов более, менее, или суффикс ее, ейш. был более пасмурный. …наиболее важную задачу. Пятидесяти рублей
4.Ошибки в употреблении форм имен числительных В четырехсот семидесяти шести книгах. Двухтысячно восьмой год При склонении составных числительных изменяются все слова, в порядковых только последнее. В четырехстах семидесяти шести книгах. Две тысячи восьмой год.
5.Ошибки в употреблении форм глагола. Смешение времен. Мы игрались в лесу очень долго. «Едь, сынок, в город один». Жгет костер. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительной причине. Играли в лесу. «Поезжай, сынок, в город один». Жжет костер. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительной причине.
6. Ошибки в образовании причастий Ученик, напишущий сочинение. Будущего времени у причастия нет Ученик, который напишет сочинение. (причастный оборот необходимо заменить придаточным определительным).
7. Смешение возвратного и страдательного значений причастий. Девочка, воспитывающаяся бабушкой… Девочка, воспитываемая бабушкой…
3. Синтаксические ошибки
1.Нарушение согласования в числе между подлежащим и сказуемым Молодежь всегда были впереди. Чехов показывает мещанство с их мелкими интересами. Молодежь всегда была впереди. …мещанство с его мелкими интересами.
2.Неверное управление слов. Гоголь описывает о похождениях Чичикова. Уверенность в победу. Описывает похождения Чичикова. …в победе.
3.Употребление однородных членов предложения: - сочетание несовместимых понятий; - соединение причастного оборота и придаточного определительного; Пью чай с лимоном и удовольствием. Маяковского радует трудовой подъём, охвативший народные массы и в котором он видит залог победы. С удовольствием пью чай с лимоном. Маяковского радует трудовой подъём, охвативший народные массы. В нём он видит залог победы.
4.Употребление деепричастного оборота. Стараясь убедить читателей, автору не всегда это удается. Основной глагол и добавочное действие деепричастия должно выполняться одним лицом (предметом) Стараясь убедить читателей, автор иногда бывает слишком прямолинеен.
5.Ошибочное употребление предлогов. Благодаря искусства художника. Пришел со школы Благодаря искусству художника. …из школы.
8. Употребление причастного оборота Лежащая книга на столе прочитана. Незнание строения причастного оборота Книга, лежащая на столе, прочитана. или Лежащая на столе книга прочитана.
9. Ошибки в употреблении прямой и косвенной речи. Юрий сказал, что буду летчиком. Городничий сказал собравшимся у него чиновникам, что я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. Юрий сказал, что он будет летчиком. Городничий сказал собравшимся у него чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
10. Согласование подлежащего со сказуемым. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет… Неверное выделение грамматической основы в главной и придаточной части сложного предложения. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут…
11. Нагромождение союзов. Все газеты писали о скандале в правительстве, но, однако, тем не менее находились люди, которые об этом ничего не знали. Все газеты писали о скандале в правительстве, однако находились люди, которые об этом ничего не знали. (или любой из этих созов).

В КИМах 2008 года есть задания, которые проверяют речеведческие знания. Задания А3 проверяют умение определять значение слова или различать в контексте паронимы. Паронимами принято называть слова одной части речи, обычно однокоренные, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами. Например, злостный - злой (браконьеры злостные, т.е. сознательно нарушающие закон, заслуживающие наказания; злой - качество человека, не подлежит наказанию).

Грамматические нормы

Владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяют задания А4. Грамматические (синтаксические) нормы представлены в заданиях А5,А6,А28. Задания А5 проверяют умение строить предложение с деепричастным оборотом. Следует помнить, что деепричастный оборот (деепричастие) и сказуемое обозначают действие одного и того же лица. Например, отправляя телеграмму, обязательно укажите адрес. Задания А6 проверяют владение синтаксической нормой (согласование, управление, построения предложения с однородными членами, сложные предложения с прямой и косвенной речью). Затруднения вызывают усвоение норм согласования сказуемого с подлежащим, согласование причастий и прилагательных с определяемым существительным: образ героини, оплакивающий свою молодость (образ оплакивает?).

Задания А28 позволяет проверить владение различными грамматическими средствами, выражение мысли, предполагает преобразование синтаксических конструкций с соблюдением основного смысла, если в главной части сложноподчиненного предло жения есть указательное слово, то заменить придаточную часть причастным оборотом нельзя. Например, Грушницкий из тез людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.

IV. А как же быть с частью С?..

В структуре теста ЕГЭ по русскому языку наибольшую значимость представляет третья часть, так именно это задание позволяет в достаточном объеме проверить и объективно речевую подготовку экзаменуемых, оценить их практическую грамотность.

Уважаемые выпускники, сначала предлагаем вам несколько советов, чего не нужно делать:

НЕ выходите за рамки поля на бланке;

НЕ забывайте о правильном и аккуратном написании букв;

НЕ забывайте об абзацном делении сочинения (обязательна красная строка!) и его

композиционной завершённости (выводы обязательно!);

НЕ превращайте сочинение в изложение, нужен не пересказ текста, а его интер-

претация - толкование затронутой в тексте проблемы;

НЕ начинайте сочинение с местоимённой фразы (Я заинтересовался… Мне по

нравилось… Эта статья…) и с союзов;

НЕ забывайте использовать речевые клише;

НЕ забывайте обосновать свою точку зрения (2-3 примера);

НЕ забывайте об умеренном использовании цитат (не более 2- 3-х небольших по

объёму, грамотно оформленных разными способами);

НЕ искажайте цитаты;

НЕ забывайте привести примеры из текста при обозначении авторских художе

ственных приёмов, а также объяснить их роль в тексте;

НЕ показывайте своего невежества, изменяя имя, отчество писателя, название

произведения и т.п.;

НЕ навязывайте свою точку зрения, а доказывайте её, аргументируя фактами или

цитатами;

НЕ забывайте, что работа, написанная без опоры на предложенный текст, не про

веряется и не оценивается;

НЕ забывайте, что объём сочинения должен быть от 150 до 300 слов;

НЕ забывайте, что на сочинение отведено примерно половина всего времени, т.е.

90 минут, из которых примерно 60 минут необходимо работать с черновиком, а

за 30 минут - проверить и переписать сочинение на чистовик.

Некоторые особенности жанров сочинения-рассуждения:

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета, но, как правило, предполагающее новый, оригинальный взгляд на предмет. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, частым использованием вводных слов.

Отзыв – общая оценка произведения, выражение собственного отношения к прочитанному, просмотренному, эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нём с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Рецензия – анализ, разбор и оценка текста, жанр критики, литературной и газетной публицистики, при котором происходит творческий диалог между рецензентом и автором. Рецензент должен увидеть творческую индивидуальность автора, колорит текста, а своё мнение тщательно обосновать.

Языковые нормы, особенно нормы такого развитого литературного языка, как русский язык, – это явление сложное и многоаспектное, отражающее и общественно-эстетические взгляды на слово, и внутренние, не зависимые от вкуса и желания говорящих закономерности языковой системы в ее непрерывном развитии и совершенствовании.

В то же время культура речи предполагает соблюдение этих норм с разной степенью обязательности, строгости, отмечаются колебания норм, что отражается на оценке речи, которая происходит по шкале правильно/допустимо/неправильно . В связи с этим принято различать два типа норм императивные (обязательные) и диспозитивные (восполнительные). Нарушения императивных и диспозитивных норм могут быть осмыслены как грубые и негрубые.

Императивные нормы в языке – это обязательные для реализации правила, отражающие закономерности функционирования языка. Примером императивных норм являются правила спряжения, склонения, согласования и т. п. Такие нормы не допускают вариантов (невариативные нормы), и любые другие реализации расцениваются как неправильные, недопустимые. Например: алфавИт (не алфАвит), прИнял (не принЯл), курица (не кура), благодаря чему (не благодаря чего).

Лингвисты отмечают, что варьирование нормы – это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Наличие вариантности, т. е. стадии сосуществования старого и нового качества, с их точки зрения, даже полезно, целесообразно: варианты позволяют привыкнуть к новой форме, делают изменение нормы менее ощутимым и болезненным, (например, волнАм – вОлнам, Искристый – искрИстый, трАвниковый – травникОвый ). Эти варианты охватывают разные уровни языка: существуют варианты нормы орфоэпические (будни[ш]ний и будни[ч"]ный ), морфологические и словообразовательные (спазм муж. род и спазма жен. род, проказить и напроказничать ), варианты грамматических форм (чаю и чая , каплет и капает) , синтаксические варианты (исполненный чем и исполненный чего , жду письмо и жду письма ).

Варьирование формы – это не постоянное свойство конкретных языковых единиц. Колебание продолжается более или менее длительный период, после чего варианты расходятся в значениях, приобретая статус самостоятельных слов. Например, в прошлом необразованного человека (невежду) можно было назвать и невежей. (У И. А. Крылова: Невежи судят точно так. В чем толку не поймут, то все у них пустяк. ) В другом случае продуктивный вариант полностью вытесняет своего конкурента (так случилось, например, с вариантами тОкарь и нормативным в XVIII–XIX в. токАрь ).

Преобразование полных, избыточных вариантов в неполные, отличающиеся друг от друга стилистической или эмоциональной окраской, является ярким показателем совершенствования русского литературного языка.

Что же принимается во внимание при выборе одного из вариантов как предпочтительного, правильного?

Признание нормативности (правильности) языкового факта опирается обычно на непременное наличие трех основных признаков:

1) регулярную употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения;

2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки);

3) общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае обычно выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества).

Для нормы характерна системность и связь со структурой языка, стабильность, историческая и социальная обусловленность и в то же время динамичность и изменчивость.

Таким образом, норма может быть строго обязательной (не допускать вариантов) и не строго обязательной. При этом могут быть три возможных соотношения нормы и варианта:

· норма обязательна, а вариант запрещен (вне литературного языка);

· норма обязательна, а вариант допустим;

· норма и вариант равноправны.

Будем исходить из убеждения, что русский литературный язык включает два разносистемных образования: кодифицированный литературный язык и разговорную речь, которую только сила традиции мешает назвать разговорным языком. Разговорная речь, как уже было сказано, спонтанна; она, в отличие от текстов кодифицированного литературного языка, в первую очередь письменных, предварительно не готовится, не обдумывается. И поэтому с точки зрения культуры владения языком разговорная речь является особым объектом. Сложность изучения разговорной речи в плане культуры речи состоит в том, что ее спонтанное осуществление, отсутствие контроля за исполнением, который обычен при общении на кодифицированном литературном языке, приводит к неизбежному определенному проценту ошибок и недочетов, которые должны быть отграничены от норм разговорной речи, в свою очередь, в кодифицированном литературном языке справедливо квалифицирующихся как ненормативные явления.

Почему именно орфоэпические нормы чаще всего нарушаются в речи и почему именно на эти ошибки люди обращают внимание в первую очередь?

Орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь) – совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления, единообразие которого содействует облегчению словесного общения.

Особенность орфоэпических норм состоит в том, что они относятся исключительно к устной речи. В рамках орфоэпических норм рассматривают нормы произношения и ударения, т. е. специфические явления устной речи, обычно не отражаемые на письме.

В области орфоэпии языковая система целиком определяет норму, например: фонетическое чередование «о» под ударением с безударным «а», оглушение звонких согласных в конце слова и перед глухими согласными и т. п., на что должно ориентироваться общество.

Нормы ударения регулируют выбор вариантов размещения и движения ударного слога среди неударных. Можно квартАл, нельзя квАртал. Нормы русского современного ударения в литературном языке тесно связаны с морфологическими свойствами частей речи и оказываются одним из их формальных показателей. Подвижность и разноместность ударения обусловливают трудности при усвоении акцентологических норм.

В современном русском языке имеется более 5000 общеупотребительных слов, у которых зафиксировано колебание в ударении. Трудности для говорящих представляют сочетания звуков [ЧН], [ШН], [ЧТО], [ШТО] , произнесение иноязычных и заимствованных слов, смысло– и форморазличительное ударение.

Знание и соблюдение орфоэпических норм в русском языке очень важно, так как ударение в слове – это очень чувствительный инструмент, который выполняет несколько функций. Общекультурная функция проявляется в произнесении слов (особенно имен собственных), связанных с историей и культурой того или иного народа (Мусоргский, Иванов, Пешков, Пикассо ). Смыслоразличительная функция реализуется в употреблении омонимов (хАос – хаОс, счАстливо – счастлИво, языкОвый – языковОй, зАнятый – занятОй и т. д.).

Лексические нормы включают употребление слова в строгом соответствии с его словарным значением, а также нормы относительно употребления слов в сочетаниях с другими словами.

Приведем пример типичных нарушений лексических норм этого рода (здесь и далее примеры из книги М.В. Горбаневского, Ю.Н. Караулова, В.М. Шаклеина «Не говори шершавым языком: о нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ»):

Мы надеялись получить ответ на эти опасности. Опасности не требуют ответа. Следовательно, имелось в виду совсем другое слово: вопросы, предупреждения, угрозы .

Таким образом, если знать лексические значения каждого употребленного слова, то ошибку, связанную с употреблением слова в несвойственном ему значении, допустить трудно.

Второй случай лексических ошибок связан с нарушением норм лексической сочетаемости слов.

Нарушение норм лексической сочетаемости, связанное с тем, что употребленные слова не могут дополнять друг друга, можно проиллюстрировать следующими примерами:

Она рассказала всю его автобиографию . Автобиография пишется или рассказывается только самим автором, поэтому рассказать чью-то автобиографию нельзя (можно только биографию ). Или: На всех будет одета обувь фирмы... В русском языке обувь обувают , а одежду надевают , поэтому данное сочетание одета обувь правильным назвать нельзя.

Часто нарушается правильность речи и в устойчивых сочетаниях, которые нельзя неоправданно разбивать без потери смысла, например: занимает большое значение (есть фразеологизм иметь большое значение , но занимать значение – неправильно). Или: Мы в данной ситуации хотели помахать мускулами (обычно говорят махать кулаками ).

Еще одна разновидность норм лексической сочетаемости связана со словами, которые требуют обязательного распространителя при них. Например, поехать (куда?) в отпуск, на дачу, в институт и т. д. В устной речи мы иногда можем сказать «Я поехал» , но при этом обычно в рамках той или иной ситуации распространитель (куда именно поехал) становится ясным из контекста, а в письменной речи чаще всего ощущается семантическая незавершенность, неполнота конструкции. Подобного рода распространители требуются многим словам: знать (кого? что?), понимать (кого? что?), делать (кого? что?), диплом (кого?), основатель (чего?) и т. д.

Таким образом, для того чтобы соблюдать лексические нормы, недостаточно только знать лексическое значение употребленного слова, нужно еще и владеть информацией о его лексической сочетаемости.

Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова.

В современном русском языке встречаются следующие нарушения словообразовательных норм:

Ошибки, связанные с нарушением словообразовательной структуры слов русского языка, использованием отсутствующих в языке форм. Например, нет форм 1 лица единственного числа у глаголов пылесосить (нельзя пылесосю или пылесошу ) и победить (нельзя победю или побежу ) и т. п.

Искусственно образованные слова – например, преклонник (вместо поклонник ), учтительный (вместо учтивый) , традициозный (вместо традиционный ), отстабилизировать ситуацию (вместо стабилизировать) , отменение (вместо отмена ), очарователъство (вместо очарование) , гостеприимчивость (вместо гостеприимство ) и т. д.

Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов ее сцепления с другими: можно употребить офицеры , инженеры , нельзя – офицера , инженера ; можно много дел, нет мест и нельзя – много делов , нет местов .

Нарушения морфологических норм проявляются:

в образовании форм рода имени существительного: вкусная какао (вместо вкусное какао ) и т. д.;

в употреблении форм числа имени существительного: подготовки к экзаменам (вместо подготовка к экзаменам) , без финансовых поддержек (вместо без финансовой поддержки) и т. д.;

в употреблении падежных форм имен существительных: сколько время (нужно сколько времени ), соринка в глазе (нужно соринка в глазу ), выборА (нужно вЫборы ) , шоферА (нужно шофЕры ) , день рожденье (нужно день рождения ) , с людя ми (нужно с людь ми ) и т. д.

Часто встречаются ошибки при изменении глаголов: жг ет (вместо жж ет ), хочут (вместо хотят ), ложь (вместо положи или клади ), ехай , ехайте, езжайте (вместо поезжайте ), игрались (вместо играли ), вылазиют (вместо вылезают) и т. д.

Очень много нарушений норм происходит при склонении имен числительных, употреблении форм степеней сравнения прилагательных и т. д.

Таким образом, нарушение морфологических норм обусловлено прежде всего слабым знанием правил и требований, зафиксированных в учебниках и словарях, низким общекультурным уровнем говорящего или пишущего.

Синтаксические нормы определяют правильное построение и употребление всех синтаксических конструкций.

Основные нарушения синтаксических норм связаны с ошибками в следующих случаях:

· при употреблении словосочетания с управлением. Например: отзыв о чем (не на что) ; рецензия на что (не о чем); характеристика кого (не на кого) ; отчитаться в чем и о чем ; отметить, объяснить что (не о чем ); констатировать что (не о чем );

· при неправильном порядке слов. Например: Он любил и увлекался футболом (правильно: он любил футбол и увлекался им );

· при пропуске слов. Например: Читают разные книги, написанные одним из авторов;

· при немотивированном дублировании подлежащего местоимением. Например: Товары, которые должны были завезти, они были на складе (правильно: Товары, которые должны были завезти, были на складе);

· при употреблении причастных и деепричастных оборотов. Например: Он является главным лицом, пришедший на презентацию.. . (правильно: Он является главным лицом, пришедшим на презентацию...) Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже (правильно: Когда я посмотрел фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже ).

Таким образом, синтаксические нормы диктуют необходимость знания особенностей синтаксических конструкций, умения правильно употреблять их в речи.

Следовательно, забота о правильности речи – это забота не только о сохранении языка, но и о том, чтобы вследствие языковой ошибки не возникло ошибки коммуникативной, о том, чтобы слушатель (читатель) правильно понял все то, о чем говорит (пишет) автор речи.

Причиной возникновения ошибок языка и стиля следует считать употребление в рукописи суждений, допускающих различные толкования или вызывающих нежелательные ассоциации. Ошибки двойного смысла делятся на логические, смысловые - лексические, морфологические, синтаксические и стилистические.

Требования редактора к языку и стилю рукописи вытекают из существующих в языке языковых норм и правил, из требования четкости и точности формулировок, конкретности. Особенно большое внимание при работе над языком и стилем рукописи надо уделять точности словоупотребления, использования иностранных слов и про-фессионализмов, синтаксическим конструкциям фраз. Необходимо также обращать внимание на краткость, сжатость изложения.

Задача редактора при языково-стилистической правке - помочь автору донести до читателя свои мысли наиболее точно и полно.

Критерии оценки языка и стиля литературного произведения:

1. Языково-стилистические средства рукописи должны отвечать идее, теме, содержанию произведения.

2. Язык рукописи должен быть доступен для того читателя, которому он предназначен. Следует помнить, что язык массовых изданий должен отличаться простотой, доходчивостью, популярностью.

4. Краткость рукописи без ущерба для содержания, борьба редактора во время языково-стилистической правки с многословием в рукописи.

5. Живость, выразительность, яркость изложения и подачи материала. К разным жанрам литературы этот принцип редактор должен применять дифференцированно.

6. Требование чистоты языка, но отнюдь не опрощения его. При редактировании литературных произведений следует отличать неграмотное употребление от необычного, способствующего созданию того или иного образа.

Принцип целесообразности отбора языковых средств стилистических приемов, используемых в рукописи эти критерии следует применять творчески, учитывая особенности темы, характера произведения, аудитории, инди-видуальную манеру автора. Необходимо принимать во внимание современное состояние языка и перспективы его развития, так как норма языка постепенно меняется, хотя и базируется на нейтральных или литературных языковых средствах. Поэтому в рукописи отступление от нормы литературного языка может быть оправданно, и редактор должен оценить целесообразность авторского отхода в рукописи от существующей нормы языка.



Вопросы языково-стилистической правки рукописи подробно разработаны как критерии отбора лексических и других языковых средств и оценки их употребления в тексте в курсах стилистики. Там подробно учитывается предметное значение слова, его многозначность, эмоциональная окраска, стилистическая характеристика, грамматическая оформленность.

Работа над терминологией. Один из аспектов языково-стилистической правки рукописи - работа над терми-нологией. Существуют правила, в соответствии с которыми следует ее проводить:

В устанавливаемой в данной области терминологии не должно быть многозначных терминов, это допускается лишь для отдельных областей знания;

Устанавливаемые в данной области здания термины не должны иметь синонимов;

Термин должен отражать необходимые и достаточные признаки понятия, которые создают, с одной стороны, общность понятий, с другой - их специфичность;

Термин должен обладать определенными систематизирующими свойствами и признаки, которые кладутся в основу построения терминов, для понятий, стоящих на одной классификационной ступени, должны быть оди-наковыми;

Термин должен быть по возможности кратким и удобным для произношения.

Работа редактора по ликвидации речевых штампов.

Это один из важнейших аспектов деятельности редактора, которым он должен заниматься только совместно с автором произведения. Речевые штампы представляют собой довольно сложное явление, имеющее широкое распространение благодаря шаблонности мысли и содержания. Речевые штампы могут быть представлены: словами с универсальным значением (мировоззрение, вопрос, задача, момент), парными словами или словами-спутниками (почин-отклик), штампами - украшениями стиля (голубой экран, черное золото), трафаретными образованиями (нести почетную вахту), штампами - составными словами (печь-великан, чудо-дерево).

Основным признаком штампа является отсутствие в нем семантической содержательности. Штамп необходимо отличать от языкового клише, которое является особой разновидностью языковых средств и применяется в деловой, научно-технической литературе для более точной передачи обстоятельств события или явления (этому будут посвящены особые спецкурсы).

Редактор должен также учитывать, что существуют стили разных видов литературы: публицистической, научной, художественной, официально-деловой, производственной и т.д. Разговорная лексика, фразеологизмы, грамма-тические разговорные формы и синтаксические конструкции чаще всего встречаются в публицистической лите-ратуре и особенно в жанрах СМИ. При этом границы между стилями достаточно зыбки, сами стили языка посто-янно развиваются. Но каждая система стиля, пользуясь всеми средствами языка, тяготеет к некоторым из них и чаще всего используется более или менее устойчиво в какой-либо литературе и текстах. В пределах одного и того же вида литературы можно видеть некоторые отличия в использовании языковых средств в зависимости от назначения текста и его жанровых особенностей. Например, и очерк, и фельетон являются газетными жанрами, и хотя они относятся к одному стилю (публицистическому) и к одной группе жанров (литературно-художественным), но будут пользоваться очень разными языковыми и стилистическими средствами, единый стиль будет проявляться в них по-разному.

Анализ и устранение нарушения языковых норм в русском языке

Ахметова А.К., ст.преподаватель, Темирханова Б.С., ст.преподаватель

Каждый говорящий или пишущий должен уместно использоватьфункцию языка, создавать стилистический рисунок, владеть богатым арсеналом языковых средств. Все внимание говорящего и пишущего должно быть сосредоточено на содержании, на стремление с наибольшей точностью развить суждение в логической последовательности. Надо помнить, что языковая форма в полной мере должна подчиняться логике мысли. Итак, первый принцип, которым руководствуется преподаватель – это точность, логическая последовательность мысли, систематизированность материала. Конечно, немаловажным является научность, эрудиция, ораторские мастерство, понимание психологии и культура речи.

Какой должна быть нормативная речь? Ее определяют так: она должна быть правильной и точной, краткой и доступной, эмоциональной и убедительной, фактически благозвучной, стилистически выдержанной. Из всех этих положительных качеств литературной речи главным является правильность речи, то есть умение говорящих и пишущих студентов выражать свои мысли грамотно, в соответствии с теми нормами, которые существуют в языке. Это нормы орфографические, связанные с написанием слов, орфоэпические, или произносительные нормы, граммтические, лексические, стилистические, пунктуационные нормы и т.д.

Нормы языка – это правила написания слов от произношения, конструирования предложения и т.д. к сожалению, очень часто нормы литературного языка студентами нарушаются. Какие причины этого нарушения?

1) Недостаточное владение языковой культуры (незнание грамматического материала, правил, неумение применять их в нужной ситуации и т.д.).

2) Злоупотребление диалектными словами,просторечиями.

3) Засорение языка жаргонной лексикой и фразеологией.

Неясность мысли, непродуманность высказывания, малый запас слов, неумение выбрать нужное, подходящее слово, точно определить его значение, неумение придать предложению стилистическуюокрашенность – все это влечет за собой многочисленные ошибки.

Вот примеры того, как общаются между собой наши студенты:

- Ребята, айдате в тачку .

- Зачем эту вату по телеку смотреть? Страшилки и то лучше, чем эта мура .

Освоение языковой культуры начинается с освоения языкового материала.

Внешняя языковая культура проявляется в правильном произношении слов (напри мер: догово?р, кварта?л, ма?ркетинг и т.д.). Есть так называемая внутренняя языковая культура . Это знание семантики слов, владение терминологией, постоянная работа со словарями разного типа и т.д.

Нормы языка отличаются своей динамичностью. Значит, языковая норма - это историческаякатегория, явление меняющееся, развивающееся, уходящее в пассивный запас языка, если то или иное слово устарело.

Рассмотрим на примере:

Устаревшие формы - большая зала, южная санатория, интересная фильма, новая рояль.

Современные формы - большой зал, южный санаторий, интересный фильм, новый рояль.

Известно, что в русском языке наблюдалась борьба двух родовых форм имен существительных: формы мужского рода и формы женского рода. В единоборстве чаще всего побеждала форма мужского рода, как это мы видели на примерах.

Логические (смысловые) ошибки возникают при нарушении законов логики, говорящий или пишущий противоречит сам себе, логически не связывает части о сообщения, допускает двусмысленность текста или полную бессмысленность.

Рассмотрим на примере из работ студентов:

Жирныеволосыдоставляютмногонеприятностей.Избавитьсяотних поможет препарат «Лондон».

Мужчина в черных волосах, подойдите к нам.

Изэтогоможносделатьвывод:ненарушатьзаконы мышления,познать логические нормы. Это первое требование к тем, кто говорить или пишет на том или ином языке.

Лексические ошибки – это результат нарушения точности словоупотребления слов, уметь отбирать точные, социально характерные, стилистически значимые слова для выражения мыслей - в этом состоит мастерство говорящего.

«Слово – это одежда всех фактов» - писал М.Горький. И поэтому вполне естественно требование, чтобы эта одежда была выбрана со вкусом и по мерке. Это значит, что слова в предложении нужно подбирать с подлежащей смысловой и стилистической сочетаемостью. Выбор слова определяется его стилистическими особенностями: учитывается то окружение, в которое попадает слово (в пределах фразы или более широкого контекста).

Итак, правильный выбор слов, их смысловая и стилистическая сочетаемость необходимы. При нарушении такой сочетаемости возникает лексическая ошибка , суть которой неправильно подобранное слово в тексте. Это можно рассмотреть на примере работ наших студентов:

Я хочу вести человекообразный вид жизни .

Характер замкнутый, не прозрачный .

После нанесения физических оскорблений все успокоились.

Грамматические ошибки часто нарушают смысл высказывания. Это ошибки, связанные с инверсией, тавтологией, плеоназмами, слова – «сорняки». Неоправданная инверсия может привести к двусмысленности. Например:

Общественность широко готовится отметить 50-летие со дня литературной деятельности писателя.

Слово широко надо связать со словом отметить «Всякий обратный порядок слов в тексте должен быть эстетически оправданным» (А.Пешковский).

Плеоназмы – это многословие.

Примеры: Расскажи свою автобиографию, отступить назад, впервые знакомиться, в марте месяце, прейскурант цен.

Исключение: «свободная вакансия», оно закрепилось в литературном языке, как норма. А о тавтологии говорить можно долго, так как студенты часто назойливо повторяют одни и те же слова или однокоренные слова.

Таким образом, уже на начальном этапе изучения студентами национальны групп практическому русскому языку на подобном материале можно не только активизировать знания по лексике и словообразованию, морфологии и физиологии, по стилямречи,ноисформировать устудентовумения инавыкииспользования правильно языковых норм.

Изобразительные средства как активизация и творческая деятельность при изучении русского языка

Темирханова Б.С., Ахметова А.К.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, г.Шымкент, Республика Казахстан

Обучать активно, творчески – значитьиспользовать на занятиях средства наглядности, особенно те, которые глубоко воздействуют на сознание и чувства студентов. Одним из таких видов работ является использование изобразительных средств при развитии устной речи.

Цель использования изобразительных средств – закрепить сформулированные речевые умения(определятьзамыселвысказывания,собиратьисистематизироватьматериал к высказыванию, раскрывать в высказывании основную мысль, строить высказывание в разных стилях речи), в проведении лексической работы (расширение словарного запаса – студентов уточнение значения ряда слов).

Изобразительное искусство становитсядополнительным средством активизаций эмоции у студентов,способствующихусвоению имизнанийпоязыку.Приэтом знакомство с произведениямиискусстваслужатнаправленномупроцессуприобщения студентов к п рекрасному, к науке, которая неотделима от жизни и является продуктом дальнейшего развития мышления и речи.

Изобразительное искусство, безусловно, помогает сделать занятия языка более эмоциональными, яркими, образными.Педагог может с успехом использовать натюрморты, написанные Левитаном, Репиным, Кончаловским или другими большими мастерами,

Использование изобразительных средств на занятиях помогают открывать возможности для обогащениясловаряиформированиякоммуникативно-речевыхуменийстудентов.Они способствуют для работы над описанием местности, памятника истории, культуры, умение подготовить сообщение.

При отборе изобразительного материала нужно ориентироваться в основном на развитие связной речи, на их художественную ценность.

Основу речевой деятельности составляет конструирование предложений. Под умением построить предложение понимается умение правильно оформить замысел высказывания лексико-грамматическими средствами, т.е. умение самостоятельно выбрать нужные слова, определить структуру предложения и наполнить ее лексическими единицами по определенным, специфичным для данного языка правилам.

Обучение устной речи проводитсяпараллельно ив тесной взаимосвязи с обучением письменной речи. Довольно часто при обучении письменной речи отрабатываются умения и навыки устной речи (Н/р:, устные пересказы при написании изложений и сочинений), а нередко, наоборот, обучение устной речи (например, монологической) переходит в работу над связным письменным высказыванием по той или иной теме.

Самое главное – показ, демонстрация произведения. При этом полезно соблюдать следующие правила. Не стоит перегружать студентов обилием имен, названий, фактов, лучше сосредоточить их внимание на двух-трех картинах и тем самым избежать хаотичности восприятия. Демонстрировать желательно такие репродукции, которые максимально соответствуют оригиналу, не искажают цветовую гамму картины, лучше избегать репродукций живописи в черно-белом варианте. Немаловажное значение имеют комментарий педагога, его беседы со студентами об увиденном и услышанном.

Особую роль при такой работе играет натуральная наглядность на занятии. Веточка сирени, букет роз, цветочные композиции, букет из осенних листьев создают атмосферу праздника и способствуют развитию творческого начала, что несомненно влияет на развитие речи.

На занятиях развития речи, где используется картииа, нужно стремиться соединить обучение навыкам связной речи и воспитание интереса к искусству, умение понимать произведение искусства.

Строя занятия развития речи нужно раскрыть перед студентами, с одной стороны, ценность живописи, а с другой стороны, богатство языка, образность слова и умение пользоваться.

В ходе беседы по картине проводится лексикосемантическая работа, раскрываются значения слов, подбираются синонимы и антонимы. При помощи наводящих вопросов добиться от студентов использования оценочных слов, наиболее удачных и уместных сравнений, обогащая тем самым речь образно - выразительными средствами.

Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир студента, по сочинениям можно проследить развитие студента, формирование его мировоззрения, и такие нравственные качества, как чувство долга, чести, чувство красоты.

Приступая к работе над сочинением, прежде всего нужно уяснить, о чем вы хотели бы рассказать и как, в какой форме (тип речи, стиль) это лучше всего сделать, какие средства языка помогут решить поставленную задачу.

Сочинение - это вид творческой деятельности, который реализуется на основе наблюдений непосредственно в момент создания текста. Сочинение - это словесная зарисовка с натуры с целью развития определенной темы.

Приэтомцелесообразноиспользоватьдлясочинений -рассужденийпрежде всего произведения живописи. Произведение живописи несут духовную, эстетическую, эмоциональную информациюобобщечеловеческих ценностях,заключают всебеогромныйнравственныйпотенциал и, следовательно, дают большие возможность для интеллектуального развития, для обученияихнастроениювысказываний,предлагающихразмышленийонравственных,социальных и философских проблемах.

Живописные полотна позволяют активизировать речетворческую деятельность студентов на занятиях при изучении лексических тем: «В мире искусства», «Праздники, традидии,обычаи и обряды народов Республики Казахстан».

Живопись привлекает точным изображением предметов, мира человеческих чувств, передает оттенки настроения, неуловимого мгновения жизни; интересным сюжетом; яркими красками; цветовой гаммой; искусством композиции.

Эффективной помощью обучаемым при решении этой задачи является представление имготовых лексических и грамматических кодов языка, в частности моделей словосочетаний и грамматических основ предложений. Такие модели позволяют успешно влиять на становление и развитие синтаксического строя речи студентов в языковом пространстве искусства.