• Ведерникова Ольга Михайловна :

Консультация для родителей.

Вместо развития самостоятельности у детей с   младшего  возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны ребёнка. Первые «Я сам!» нередко воспринимаются родителями в штыки. Родители  прекрасно знают, что ребёнок  будет делать это очень долго, и, как правило, плохо. Тем временем поддержка инициативы и самостоятельности детей – это первое, что должны делать любящие мама и папа.                                                                                  В детском саду можно заметить, как малыши стараются одеться самостоятельно - и всеми усилиями добиваются своего. Но  есть малыши, которые ждут, пока их оденут взрослые. Такую картину можно наблюдать и на праздниках. Одних малышей кормят с ложечки, а другие - пытаются кушать самостоятельно.                                                                                                     Родители  ждут и одновременно так боятся,  возрастающей самостоятельности ребёнка. Ведь каждая новая веха на этом пути означает, что наш ребёнок растет, и мы все меньше и меньше можем его контролировать.   Формирование у ребенка самостоятельности, процесс - в который не стоит вмешиваться. Мы не должны мешать, но  должны сделать что-то важное, необходимое, чтобы этому процессу помочь — помочь ребенку стать более самостоятельным по сравнению с тем, каким он был еще недавно.Разумеется, что взрослым намного быстрее самим застегнуть на ребёнке пуговицы или прибрать его игрушки. Как долго это будет длиться? Ведь, рано или поздно ребенку надо будет учиться делать эти действия самому. Вы хотите вырастить самостоятельного малыша? Подумайте об этом заранее. Как развивать у малыша самостоятельность? Не менее пагубно влияет на развитие самостоятельности родительский смех, даже если мы смеемся по-хорошему, по-доброму, как нам кажется. Или позволяем себе комментарии типа: «Ну вот, ты все опять разлил. Я же говорила, что ты не донесешь, я так и знала, что ты уронишь». Такие комментарии тормозят развитие самостоятельности, понижая самооценку ребенка.                                                                                                                                

В процессе того, как воспитать в ребенке самостоятельность, нужно следовать нескольким правилам, которые полезно знать всем родителям.                          

Некоторые ценные советы взрослым:                                                                                     

 1.    Хвалите ребенка!   Правильная похвала — это похвала за конкретные действия, за конкретный результат. Мы хвалим не ребенка вообще: молодец, умница, хороший мальчик или девочка, — а отмечаем конкретные его действия, конкретные качества, которые он проявил в определенной ситуации, конкретные усилия, которые он приложил для достижения результата (даже если желаемый результат и не был, достигнут в полном объеме).  Например, можно сказать: «Ты сегодня отлично пропылесосил этот ковер, мне осталось пропылесосить только в спальне. Ты мне очень здорово помог!» То есть вы указываете конкретные вещи и хорошо, если вы подчеркиваете социальную составляющую той деятельности, которую он сделал. То есть недостаточно сказать: «Здорово, что ты вытер эту лужу», лучше дополнить: «Здорово, что ты вытер эту лужу. У нас теперь дома чисто и опрятно. Приятно зайти в комнату». Так вы можете подчеркнуть, что сделанное ребенком — это не просто рядовое действие, а то, что будет полезно, будет оценено и пойдет на пользу всем, кто живет с ним рядом. Самостоятельность развивается после трех лет, когда ваш ребёнок  начинает повторять ваши действия. Если ваш ребенок сам убрался на столе, обязательно нужно его похвалить. Это придаст малышу больше уверенности, также подтолкнёт к самостоятельности в будущем.  А если взрослые не будут видеть стремления малыша к самостоятельности, у него пропадет интерес к новым навыкам, не будет стимула.  Не нужно ругать ребёнка  за стремление к самостоятельности. Пускай он, разлил воду на скатерть, наливая воду в стакан, или поломал игрушку, при попытке её починить. Ведь это первые попытки к самостоятельности. Если ваше чадо начнет показывать самостоятельность, не пытайтесь остановить его в этот момент. В исключении,  если  это не опасно для него и не угрожает его жизни. Частые осуждения убивают в малыше уверенность в себе, и он начинает думать, что он не справиться.                                                                                                              

Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще.                                                                                         

 2.      Учите ребенка!                      В свободное время развивайте его самостоятельность. Покажите  ему, как завязывать шнурки на обуви. Соревнуйтесь  с ним, кто быстрее  оденется, переоденется, сделает любое задание. Доведите до автоматизма  алгоритм одевания, что за чем следует одевать на прогулку. Самостоятельность малыша будет быстрее увеличиваться на ваших глазах.  Ребёнок будет чувствовать себя увереннее в коллективе.                                                             3.    Чересчур не помогайте ребенку! Пусть он почувствует самостоятельность.  Гиперопекой называется поведение взрослых, когда они гасят активность малыша и не дают ему возможности развивать самостоятельность.    Ребёнку  мешает развивать самостоятельность, также то, когда взрослые вместо него, завязывают шнурки или  начинают его одевать или другие простые действия, он начинает потом теряться и постоянно спрашивает, а что потом мне одеть?  То есть,    у него нет картины,  как надо одеваться, алгоритма, что за,  чем одевают. Ребёнок начинает нервничать!                                                                                                                        

 4.     Спрашивайте мнение ребенка  ведь он член семьи. Пусть малыш проявляет самостоятельность даже при выборе прически, одежды.                                                        

5.      Привлекайте ребенка к работе по дому. При воспитании самостоятельности у детей младшего возраста нужно обязательно помогать ребенку, когда он еще не может самостоятельно выполнить какое-либо действие. Важный   момент, когда стоит постепенно передавать инициативу ребенку, минимизируя свое участие и заменяя его помощью внешних средств. Наклейки на контейнерах и ящиках для вещей и игрушек — это внешнее средство, которое помогает вам избежать лишних подсказок и напоминаний, а ребенку — правильно разложить все вещи по местам. Это ему очень понравится. Попросите малыша помочь вам. Ваш ребенок  с большим удовольствием поможет вам убрать пыль. Совместные действия дадут малышу уверенности в том, что он вам дорог и значим. Это тоже хорошо развивает  самостоятельности.Как научить и привить привычку к самостоятельности?                                     

Как привить ребенку самостоятельность и превратить действия, которые малыш выполняет вместе с вами или самостоятельно с вашими напоминаниями, в привычку? Здесь нет никакой хитрости, так как мы все,   занимались формированием привычки у себя и у ребенка. Сам процесс воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и у взрослого имеет одинаковую схему.

Запишите ответы ребенка, распределив их по трем колонкам:

  • то, что он считает обязательным делать всегда (например, снимать уличную обувь, убирать игрушки с пола);
  • то, что было бы здорово делать (раскладывать игрушки по местам после игры, пылесосить ковер, убирать одежду в шкаф);
  • то, что совсем неважно для него (расставлять книги в определенном порядке).

Составленный таким образом «кодекс порядка» при формировании самостоятельности ребенка в семье поможет вам избежать или свести к минимуму проблемы и ссоры по поводу беспорядка в комнате.

Показатели уровня самостоятельности детей: чему мы учим ребёнка. Реализуя важную задачу под названием «учим ребенка самостоятельности», нужно четко представлять, что дети должны уметь в том или ином возрасте. Уровень самостоятельности детей в зависимости от возрастных критериев различен. Развитие самостоятельности детей – процесс планомерный, и  нужно хорошо представлять, что доступно для ребенка в том или ином возрасте

В то же время при формировании самостоятельности у детей младшего возраста вы не должны требовать от ребенка невозможного, то есть того, что ему не под силу по причине недостаточного развития моторных навыков, усидчивости и т.д. И мы не вправе от него этого ожидать, а тем более требовать. Но он может начать это делать.

Ознакомиться с показателями самостоятельности ребенка дошкольного   возраста вы можете в следующей таблице:

Возраст

Возможные дела по дому

К 2-м годам

1.     относить свой использованный подгузник в мусорное ведро;

2.     относить и выбрасывать в ведро другой мелкий мусор;

3.     вытаскивать и складывать белье в стиральную машинку (не много);

4.     приносить по просьбе предметы из другой комнаты и относить их на место по словесной инструкции;

5.     класть на место книги и игрушки по завершении игры после напоминания;

6.     чистить мандарин, банан, вареное яйцо с незначительной помощью взрослого;

7.     аккуратно складывать свои вещи на стульчик;

8.     вытирать тряпочкой или губкой пролитую воду

К 3-м годам

1.     складывать игрушки на место;

2.     разбирать сумки из магазина (расставлять по местам консервы, коробки с крупами, убирать продукты в холодильник на низкие полочки);

3.     помогать сервировать стол (расставить тарелки, чашки, разложить столовые приборы);

4.     раскладывать на хлеб нарезанный сыр, ветчину;

5.     срывать зелень для салата с грядки, нарывать зелень для салата руками;

6.     после еды убирать свою посуду со стола в мойку;

7.     складывать посуду

8.   протирать свою обувь специальной губкой

К 4-м годам

1.     подметать или пылесосить полы;

2.     вытирать пыль с мебели;

3.     поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных материалов (календарь, график);

4.     менять воду в поилке и кормить домашних животных;

5.     развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;

6.     в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;

7.     застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;

8.     насыпать в тарелку хлопья для завтрака;

9.     намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;

10.              взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;

11.              перемешивать салат;

12.              чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);

13.              собирать ягоды с кустов

К 5-ти годам

1.     наливать в кружку компот из кувшина, сок или молоко из пакета;

2.     мыть овощи и фрукты;

3.     без помощи и подсказок взрослых сервировать стол;

4.     без помощи взрослых застилать постель;

5.     сортировать белье для стирки;

6.     выносить мусор с помощью взрослых;

7.     ухаживать за домашними животными и растениями без регулярных напоминаний взрослых

К 6-ти годам

1.     чистить сырые овощи;

2.     самостоятельно готовить простые блюда (омлет, вареные яйца, горячие бутерброды и т.п.);

3.     развешивать на сушилку белье — полотенца, детские брюки, рубашки;

4.     подметать двор;

5.     выгуливать собаку;

6.     поливать огород;

7.     запускать стиральную машинку

К 7-ми годам

1.     заваривать чай, кашу быстрого приготовления;

2.     собирать свой школьный ранец;

3.     поддерживать порядок на своем рабочем столе;

4.     гладить полотенца, футболки