Математика        04.04.2024   

Нормативный аспект культуры речи. Цитаты из русской классики со словосочетанием «охватывает всех Лучше понимать людей

    Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.,1990.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2007.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008.

    Головин А.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

    Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.,2005.

    Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.,2001.

    Русский язык и культура речи. Под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 2009.

    Русский язык и культура речи. Под ред. доктора филологических наук Д.А.Романова. – Тула, 2010

    Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

    Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.,2002.

Словари и справочники

    Александрова Е. Э. Словарь синонимов русского языка. – М., 1968

    Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974

    Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.

    Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. – М., 2008.

    Букина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М., 2008.

    Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Фразеологический словарь русского языка. – М.,2000.

    Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. – М.2003.

    Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.,1990.

    Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,2000.

    Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. – М.,1981.

    Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.,2008.

    Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.,1978.

    Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М.1984.

    Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. – М.,1981.

    Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1998.

    Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник. – М.,1960.

    Словарь русского языка в 4-х томах (МАС). Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.,1984.

    Словарь синонимов под ред. А.П. Евгеньевой. – М.,1975.

    Словарь трудностей русского языка. – М.,1984.

    Трудности русского литературного языка – М.,1994.

    Современный словарь иностранных слов. – М.,1999.

    Фразеологический словарь. Под ред. А.И. Молоткова. – М.,1967.

Планы подготовки к практическим и семинарским занятиям

1 Язык и речь. Русский литературный язык и его нормы.

Орфоэпия: акцентологические и собственно произносительные нормы

Вопросы и задания:

    Дайте определение следующим понятиям: язык, речь, культура речи, речевая культура, национальный язык ,литературный язык ,диалект ,социолект ,просторечие .

    Сравните объем понятий русский национальный язык ирусский литературный язык .

    Каковы основные признаки литературного языка ?

    Что такое языковая норма ? ИзучитеТЕМУ 1 по учебнику под редакцией Д.А. Романова и раскройте понятиядинамичности ивариативности нормы. Что обозначает понятиекодификации нормы ? Законспектируйте раздел того же учебника «Источники сведений о языковых нормах».

    Что такое орфоэпия ? С каким разделом языкознания связана орфоэпия? Назовите типы орфоэпических норм.

    Что такое акцентология? В чём особенность русского словесного ударения?

    Выпишите из орфоэпического словаря не менее 10 примеров акцентологических вариантов. Проанализируйте пометы в словарных статьях: какие из них являются разрешительными, какие – запретительными. Запишите выходные данные словаря, с которым вы работали.

    Прочитайте данные слова, соблюдая нормы акцентологии. В случаях затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю. Укажите причины отступлений от принятых норм в речевой практике: арест, аристократия ,афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, мастерски, медикамент, исподволь, мизерный, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, плесневеть, приговор, заговор, приданое, процент, свекла, силос, сироты, статуя, стенография, столяр, таможня, усугубить, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт .

    Законспектируйте § 9 – 13 главы «Правильность речи: нормы ударения» из книги Б.Н. Головина «Основы культуры речи»

    Решите тестовые задачи:

А 1. Оба существительных относятся к одному акцентологическому типу – словам с неподвижным ударением на основе :

1) директор, туча 2) вензель, соболь

3) квартал, пейзаж 4) созыв, строфа 5) арбуз, магазин

А. 2. В слове правильно поставлено ударение:

1) кварта л 2) ката лог 3) нефтепро вод 4) торто в 5) изба лованный

А 3, В обоих словах ударение поставлено правильно:

1) с ци ркулями, с шофё рами

3) она лгала , вино на лито

4) вам звоня т, они ба луют детей

5) откупо рить, обостри ть

    Изучите ТЕМУ 6 по учебнику под редакцией Д.А. Романова, Какие нормы называются собственнопроизносительными (собственноорфоэпическими )? Перечислите основные произносительные нормы в области согласных и гласных звуков. С какими трудностями мы сталкиваемся в произношении следующих слов (сгруппируйте слова в соответствии с возможным типом отклонения от норы, отдельно отметьте возможные варианты произношения):адекватный, акушер, анестезия, аннексия, баобаб, барокко, бонна, булочная, горчичник, гренадер, декан, декольте, декор, дефис, желчь, интервью, кларнет, критерий, миссия, мокко, музей, оазис, одесский, опека, прихвастнуть, продезинфицировать, пюре, распрямленный, тендер, шедевр, шофер, экарте, эссе, яичница, ячневый .

2 Лексические нормы. Использование фразеологизмов

Вопросы и задания:

    Что такое лексика? С чем могут быть связаны нарушения лексических норм?

    Выпишите из лингвистических энциклопедических словарей или справочников (см. также ТЕМУ 7 ) определения следующих понятий:антонимы ,синонимы ,паронимы ,омонимы ,многозначное слово, заимствованное слово, устаревшее слово. Из аспектных словарей выпишите несколько соответствующих (антонимических, синонимических и т.д.) парадигм. Укажите выходные данные словарей, с которыми вы работали.

    Пользуясь толковыми словарями, определите значения слов, обратите внимание на стилистические пометы: что они обозначают, какую информацию об употреблении лексем можно почерпнуть из помет? С подчеркнутыми словами составьте предложения: агентство, адаптация, аналог , аннулировать, антагонизм, апартеид, апелляция, апокалипсис, атташе, аутентичный , баллотироваться, беллетристика, беспрецедентный , благой, брифинг, вернисаж , виртуальный, гротеск, декларация, демпинг, депозит, депортация, дивиденд , дилемма , дилер, диссидент, дистрибьютор, дифирамб, идентичный, иерархия, имидж, импичмент, импрессионизм, инвестиция , инновация , интерпретация, инфантилизм, инфернальный, инцидент , ипохондрик, катаклизм, каталог, компрометировать, консоме , консонанс, мониторинг, нувориш, оказия, околесица, околица, панацея, панегирик ,туника, тщета .

    Определите лексическое значение заимствованных слов, обратившись к толковым словарям или словарям заимствованных слов (укажите выходные данные словарей). Расставьте ударение в словах и произнесите их, соблюдая орфоэпические нормы: апартаменты, алкоголь, арахис, апостроф, асимметрия, аутогенный, бармен, бунгало, бутик, гала-концерт, грейпфрут, жалюзи, икебана, маркетинг, пиццерия, рододендрон факсимиле, феминизм, форзац, экслибрис.

    Подберите русские синонимы к иностранным словам. Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать заимствованное слово, в каких – русское: амбиция ,вердикт, мемуары, пунктуальный, фауна, флора.

    Укажите, какие синонимы могут сочетаться со словами, помещёнными в скобки. Коричневый, карий (платье, глаза, краска, материя). Толстый, полный (женщина, тетрадь, палка, материал).Смуглый, тёмный (небо, лицо, волосы, материя, глаза, лес). Густой, дремучий (лес, напиток, трава, туман).Очевидный, ясный (вопрос, объяснение, ошибка, небо).Горячий, знойный (вода, лето, привет, речь, ветер). Доза, часть, порция, доля (здание, население, хлеб, лекарство, наследство).Обширный, безграничный (восторг, зал, сад, помещение).

    Объясните различия в значениях и употреблении паронимов, составьте с ними словосочетания: гордость – гордыня, невежа – невежда, нетерпимый – нестерпимый, надеть – одеть, представить – предоставить.

    Объясните разницу между значениями слов русский и российский. С каждым из них составьте предложения.

    Что такое фразеология? Какие единицы языка называются фразеологизмами? В чем особенность употребления фразеологизмов? Выпишите из толковых и/или фразеологических словарей фразеологизмы с компонентами нога ,рука ,белый, золотой . Составьте с ними 6 – 7 предложений.

    Определите значение следующих фразеологизмов: ахиллесова пята; абсолютный нуль; брать пример; бросать слова на ветер; верить на слово; вещь в себе; выйти из игры; держать слово; иметь значение; играть роль; колосс на глиняных ногах; кот наплакал; на седьмом небе; ловить на слове; петь дифирамбы . Составьте текст, используя 5 – 7 фразеологизмов в соответствии с их значением и стилевой принадлежностью.

    Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и фразеологических сочетаний: 1.Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Он взял себе львиную часть заработанного. 4.Руководитель просто обязан взять инициативу на себя. 5. История появления плащаницы в Европе окутана кромешной тайной .

    Что такое плеоназм? Чем отличается от плеоназма тавтология?

    Проанализируйте нарушения норм употребления лексических и фразеологических единиц:

    Человек он был лёгкий на подъём, удачный.

    Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь.

    Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии нового ревизора приводит чиновников в оцепенение.

    Учёный стоял у источников машиностроения.

    Артист завоевал признательность зрителей.

    Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».

    Взгляд у него не то умоляющий, не то серьёзный, не то возмутительный.

    О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

    В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.

    Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.

    Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

    На картине В. Серова изображена юная девочка с темно-карими глазами.

    Шевченко бьёт по воротам и фактически промахивается.

    На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать «спасибо» её устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь душой!

    Многие не в состоянии были решить проблемы и оказались на краю бедности.

    Большая половина игры уже прошла.

    Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

пример-высказывание

анализ речевой ошибки: какая норма нарушена, в чём именно заключена ошибка

исправленный вариант

1. По приглашению друзей нам пришлось

Нарушена норма семантического согласования: в значении глагола “пришлось” есть компонент ‘вопреки желанию субъекта действия’, который противоречит общему смыслу высказывания. Неудачно выбран член синонимической парадигмы:довелось – посчастливилось – пришлось – удалось .

По приглашению друзей нам посчастливилось посетить этот чудесный городок.

2. Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абоненту .

Неверно выбран член паронимической парадигмы: абонент (‘тот, кто пользуется абонементом’) абонемент (‘документ, предоставляющий право пользоваться чем-либо’)

Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абонементу.

3 Грамматические нормы (морфология)

Вопросы и задания:

    Что изучает морфология? Изучите ТЕМУ 8 по учебнику под редакцией Д.А. Романова и перечислите трудные случаи в системе морфологических норм.

    Распределите имена существительные по группам: 1) склоняемые 2) несклоняемые; затем определите родовую принадлежность всех слов. С выделенными жирным шрифтом словами составьте словосочетания “им. прил. + им. сущ. в ед.ч.”; с подчёркнутыми словами – предложения, в которых в качестве сказуемого используется глагол в форме прошедшего времени: Врач , доктор, бездарь , вертушка, воротила, выскочка, жертва, запевала, коллега, лакомка, невежда , недотрога, тупица, умница, недоучка, писака, старшина , судья, тамада, ябеда рояль, туфля , бра, мышь , картофель , кофе , салями , продюсер , конферансье , попурри, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шампунь , шимпанзе, мозоль , табель, депо, купе, меню, такси , пари, жюри , колибри, Баку, Миссисипи , Тбилиси, Сочи , Торонто, Гюго, Дюма .

    Поставьте имена существительные в именительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление: адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, ректор, рапорт, мичман, ордер, токарь, профессор, шофёр, слесарь, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель, ястреб .

    Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. Выделите окончания. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними. Поставьте ударение в образованных словоформах: ампер, апельсин, баклажан, баржа, ботинок, валенок, вафля, головня, грамм, дупло, килограмм, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, солдат, сплетня, туфля, юноша, черешня, яблоко, яблоня.

    Раскройте скобки, выделите окончания склоняемых слов: смотрел фильм с майором (Пронин) – увлёкся английским писателем (Джозеф Кронин); не согласен с (доктор Углов) – не согласен с (прусский военный теоретик Адам Генрих Дитрих фон Бюлов); зачитался английской писательницей Джейн Остин) – заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин) – увлёкся певцом (Женя Осин).

    На какие разряды по значению и по структуре делятся имена числительные?

    В чём особенность склонения составных порядковых числительных? Запишите словами следующие сочетания и просклоняйте их: 2000 год, 2010 год, мегаполис 15 000 000 населением.

    В чём особенность склонения составных количественных числительных? Запишите словами следующие сочетания и просклоняйте их: 711 километров, 153 экземпляра, 329 учеников.

    В чём особенность употребления собирательных числительных?

    Спишите предложения, употребив имена числительные в нужной форме и выбрав нужную форму имени существительного:

    В этот несчастный понедельник он остался с (54) (рубль) в кармане.

    Было распахано около (1 850) (гектар) земли.

    Учитель сумел опросить (24) (ученик).

    Был поднят груз весом (1 500) (тонна).

    Каждому выдали по (235) (рубль).

    За день он проехал более (740) (километр).

    Это случилось в (2000) (год).

    В галерее всё готово к встрече (250 000) (посетитель).

    Осталось пройти (12, 5) (километр).

    Найдите ошибки в употреблении числительных:

а) в обоих случаях; б) с полуторами тоннами; в) около восьмиста метров

г) трое профессоров д) в двух тысяча втором году; е) трое школьниц

4 Грамматические нормы (синтаксис)

Вопросы и задания:

    Изучите ТЕМУ 9 по учебнику под редакцией Д.А. Романова.

    Что такое синтаксис как раздел грамматики и как уровень языковой системы?

    Дайте определение синтаксическим связям: согласованию, управлению, примыканию.

    Составьте словосочетания по образцу: подготовка и руководство (аспиранты) – подготовка аспирантов и руководство ими. 1. Восхищаться и преклоняться (мужество солдат).2.Сбор и обмен (информация). 3. Установка и уход (оборудование). 4. Познакомить и распространить (текст постановления). 5.Надняться и верить (победа).

    Составьте словосочетания с перечисленными словами в качестве главных слов по модели “главное слово + падежная форма существительного ”: платить, оплатить, заплатить, отметить, подтвердить, свидетельствовать, понимать, препятствовать, тормозить, овладевать, усваивать, отзыв, рецензия, уверенность, вера, обрадоваться, обрадованный.

    Как связаны между собой главные члены двусоставного предложения? Раскройте скобки и объясните выбор формы сказуемого: 1. Полгорода (остаться) без света. 2..В Лужники (прийти) более 80 тысяч зрителей. 3. 800 рублей, сэкономленных за лето, (потраченный) на покупку учебников. 4.. Никто; ни депутаты, ни министры, ни президент – не (иметь право) нарушать Конституцию. 5. СМИ России (представленный) ведущими телеканалами. 6.МВФ (выделить) очередной транш. 7.. Семь студентов (сдать) экзамены на “отлично”. 8.Женщина-хирург (выполнить) сложную операцию на сердце.

    Какие предложения называются осложненными? Перечислите типы осложнителей.

    Что такое деепричастие и деепричастный оборот? В чём особенность употребления деепричастных оборотов? В каких односоставных предложениях деепричастия и деепричастные обороты не употребляются? Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений:

    1. Открыв дверь ………а) я увидел отнюдь не простую обстановку гостиной

………б) моим глазам предстала странная картина

      Путешествуя вторым классом ….а) сервис был замечательным б) никто не ожидал такого хорошего сервиса

      Ничуть не смутившись ….. а) вся её фигура выражала уверенность б) она прошла мимо удивлённых гостей

      Свалившись с размаху в озеро …… а) стало стыдно за свою неуклюжесть б) он покраснел от стыда за свою неуклюжесть.

    Что такое сложное предложение? Какие типы сложных предложений вы знаете? Составьте и запишите несколько сложных предложений разных типов.

    Проанализируйте грамматические ошибки в предложениях и отредактируйте высказывания:

    1. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.

      .Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации.

      Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

      Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу.

    Обсуждение вызывает вопрос о способности студента быть старостой группы по медицинским показаниям.

    Поступивших писем в редакцию было очень много.

    Тридцать пять и пять десятых процентов учащихся отлично справились с работой.

    На моё день рождения я приглашая самых близких друзей.

    Когда они сели, она спросила, что любит ли он читать книги.

    Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого у меня испортилось настроение.

    Он неожиданно подскользнулся и упал.

Результаты анализа представьте в виде таблицы по образцу:

5 Основные функциональные стили русского литературного языка

Вопросы и задания:

    Перечислите основные признаки литературного языка.

    Выпишите из учебника по культуре речи или из энциклопедического словаря определения понятий стиль ифункциональный стиль .

    Пользуясь учебниками и энциклопедическими лингвистическими словарями, а также учебником под ред. Д.А. Романова, запишите в тетради характеристику разговорного ,публицистического иофициально-делового стилейпо плану :

    Экстралингвистические и общелингвистические факторы, определившие основные стилевые черты текста (стилеобразующие факторы):

    сфера общения (наука, искусство, политика и т.д.)

    задача общения (информировать, получить информацию, побудить к действию и т.д.)

    ситуация общения (официальная/неофициальная)

    характер коммуникации (массовая, групповая, межличностная)

    форма речи (устная, письменная; диалог/полилог/монолог)

    каноничность/неканоничность речевой ситуации (соблюдение условий общности времени и места)

    реализация правил успешной коммуникации

    преимущественно реализуемые функции языка (коммуникативная, эмотивная, фатическая и т.д.)

    Стилевые черты

    Языковые средства, с помощью которых реализованы основные стилевые черты, и композиционные особенности текстов

    Подстили

    Речевые жанры

Образец выполнения 3 задания .

Тема. Синтаксические нормы русского языка. Осложненное предложение. Сложное предложение

Практическое занятие 19.

Цель: углубление знанийо синтаксических нормах русского литературного языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Нормы управления.

2. Трудности употребления обособленных оборотов.

3. Трудности употребления сложных предложений.

При подготовке к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика: учебное пособие/ Д.Э. Розенталь.- М.: 2011.- 81 с.; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления.

Уверенность (свои силы) - вера (победа). Отзыв (книга) - рецензия (книга). Обрадоваться (победа) - обрадован (победа). Рассердиться (неуместная шутка) - рассержен (глупая выходка). Удивляться (исключительные способности) - удивлен (исключительные способности). Обращать внимание (недостатки) - уделять внимание (каждый клиент). Предостеречь (опасность) - предупредить (опасность). Превосходство (противник) - превосходить (противник). Препятствовать (развитие) - тормозить (развитие). Различать (плохое и хорошее) - отличать (плохое и хорошее). Восхищаться (его смелость) – преклоняться (его смелость) - удивляться (его смелость). Усваивать (язык) - овладевать (профессия). Опираться (помощь) - базироваться (результаты). Платить (проезд) - оплачивать (проезд). Преисполнен (решимость) - проникнут (отвага). Свойственно (этот человек) - характерно (этот человек).

Задание 2. Выпишите предложения, в которых встречаются ошибки в управлении

1) Следует уделять больше внимания на орфографию. 2) В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 3) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города. 4) Докладчик отметил о недостатках работы стальцеха. 5) В отзывена книгу кратко излагается еесодержание. 6) Звезды, эти живые цветы неба, горели над нами. 7) Только отдельные вузы не приняли участия в соревнованиях по бегу. 8) Я очень сильно скучаю по вас. 9) Призывная комиссия выдала ему белый билет ввиду эпилепсии. 10) США, рассчитывая на скорую победу в Ираке, стремятся заручиться международной поддержкой.



Задание 3. Отредактируйте предложения, избавив их от нанизывания падежей.

1) Ученый из Дании по фамилии Мюнтер совершенно иначе подошел к дешифровке старинной записи текста эпохи государства Урарту. 2) Астрономические книги, хранившиеся в библиотеке, в большинстве своем являются копиями древних книг, составленных древними астрономами городов Двуречья. 3) Историк Никольский внес огромный вклад в дело изучения культуры государств исчезнувших цивилизаций.

4) В книге описан ход жестокой кровавой войны государств Востока, которая велась на протяжении ста с лишним лет, а также история развития государства Ван.

Задание 4. Объясните и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1)Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого, у меня испортилось настроение. 2) Потеряв общественные деньги, ей пришлось оправдываться перед всем коллективом. 3) Узнав эту прекрасную новость, радости его не было предела. 4) Слушая пение птиц и вдыхая аромат летнего вечера, казалось, что жизнь прекрасна и все еще впереди. 5) С грустью вспоминая о возможном, но ушедшем счастье, на ее лице появилась печать тоски и давней обиды. 6) рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все уже позади. 7) Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу. 8) Проходя тяжелый горный перевал, им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции. 9) Будучи ребенком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой. 10) Встретившись со старыми фронтовыми друзьями, на глазах его появились слезы.

Задание 5. Составьте, где это возможно, из двух предложений одно с деепричастным оборотом.

Образец: Я отредактировал рукопись. Я передал рукопись редактору. - Отредактировав рукопись, я передал ее редактору.

1. Я накупался вдоволь. Я возвратился домой. 2. Доктор познакомился с результатами исследования. Доктор рекомен­довал курс лечения. Петров имел судимость за хулиганство. На путь исправления Петров не встал. 4. Принять меры к задержанию преступника. Следователю удалось задержать преступника. 5. Выходит из такси. Босняцкому не дали сдачи. 6. Иметь свободное время. Я могу многое сделать. 7. Принять во внимание тяжесть совершенного преступления: Отказать в ходатайстве цехового комитета о передаче осужденного на поруки. 8. Свидетель Сидоров показал. Ему позвонили из магазина. 9. Подследственный хотёл скрыть сообщников. Он давал противоречивые показания.

Задание 6. Отметьте ошибки в построении сложных предложений

1) Паренек поинтересовался у нас, как долго мы будем еще заняты. 2) Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании предлогов. 3) Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. 4) Группа специалистов осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который был смонтирован ими из новых материалов. 5) Инженер, который привел этот факт, оказался большим знатоком изучавшегося вопроса. 6) Я получила много писем от друзей и знакомых, писем, которые меня очень порадовали. 7) Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной. 8) Я все же надеюсь на то, что вы меня навестите. 9) Мне кажется, что этого человека в синих очках я где-то встречал. 10)На совещании обсуждалась подготовка сборной края по биатлону к предстоящим соревнованиям и нет ли возможности улучшить ее техническое оснащение.

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

РАЗДЕЛ 3. СТИЛИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

Научиться поддерживать диалог любого уровня сложности, начать лучше разбираться в людях, постичь искусство преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути, и просто получать удовольствие от вечеров наедине с самим собой - всему этому нас способны научить не только бизнес-коучи и психотерапевты, но и классическая литература . И порой даже в большей степени, чем перечисленные профессионалы своего дела!

Лучше понимать людей

Чтение классики не только способствует духовному развитию, но и знакомит вас с азами психологии. Задумайтесь: прочитав монументальные произведения Гончарова , Тургенева , Кафки , Уайлда , вы начнете понимать причины и следствия того или иного поведения, узнаете поближе человеческие характеры и постигнете непростую науку взаимодействия с окружающим миром.

Михаил Лермонтов

Великие писатели предлагают читателю практически универсальные типы личностей: Дон Жуан, Тартюф, Макбет , Печорин и многие-многие другие, которые наверняка попадаются каждому из нас в жизни. Ведь если задуматься, несмотря на кажущуюся уникальность, человеку в большинстве случаев свойственно действовать по сложившемуся сотни лет назад шаблону. Читая классику, вам удастся не только с легкостью разгадывать поведенческие мотивы собеседников, но и подбирать к каждому характеру свой «ключик». Хотите стать мастером переговоров? Обратитесь за помощью к великим писателям.

Развивать культуру речи

Ни для кого не секрет, что чтение любой качественной литературы, будь то современная проза или классика из школьной программы, помогает развить в себе креативные способности, улучшить мыслительный процесс и пополнить словарный запас (подробнее об этом мы писали ). А еще классические произведения способны разнообразить вашу речь. Новые обороты и несправедливо забытые слова родного языка помогут вам яснее и грамотнее выражать собственные мысли.

Эффективно решать насущные проблемы

Многие люди ошибочно полагают, что классические произведения безнадежно устарели: времена и нравы изменились, а советы, данные несколько веков назад, потеряли свою актуальность. Мы готовы с этим поспорить! Главное достоинство качественной литературы как раз и заключается в том, что истины, некогда озвученные великими писателями, вечны, они не зависят от текущего столетия. Даже специалисты в области психотерапии настоятельно рекомендуют обращаться к классическим романам в поисках ответов на насущные вопросы, ведь размеренное чтение хороших книг способно не только вернуть утраченную гармонию, но и помочь взглянуть на ситуацию со стороны и даже найти из нее выход.

Александр Пушкин

Согласитесь, что проблемы каждого современного человека, за редким исключением, типичны, а значит, и набор их решений довольно ограничен. Сюжеты «Анны Карениной », «Евгения Онегина » или шекспировского «Короля Лира » по-прежнему присутствуют в нашей жизни, достаточно лишь переодеть главных героев в современные наряды. И хорошо изучив великие произведения, вы сможете с легкостью выходить из самых непростых ситуаций.

Получать удовольствие

Способность воспринимать классическую литературу как источник вдохновения, а не школьный урок, как правило, возникает в зрелом возрасте. После тридцати (а иногда и позже) появляется любовь не только к лихо закрученному сюжету, но и к философии, которая для школьника подчас оказывается недоступной. Читая произведения Шекспира , Гёте , Диккенса , вы откроете для себя принципиально новые горизонты. Они позволят вам отвлечься от быта, духовно развиться и познакомиться с лучшими образцами писательского искусства.

Классика поможет вам расслабиться после напряженного рабочего дня, пересмотреть свои взгляды на насущные проблемы и, вполне вероятно, начать воспринимать жизнь иначе.

"Преступление и наказание " для меня-это книга,которую хочется перечитать снова. Произведение охватывает огромный круг проблем,над которыми во время прочтения невольно задумываешься. Но все же для себя я выделила самые главные проблемы,которые всегда были, есть и будут актуальными. Это такие проблемы,как насилие и несправедливость. Думаю что многие сталкивались с подомным. Ф. М. Достоевский описывает характеры героев,трагические судьбы,страдания, человеческие муки и горести. Именно через все это описание автор заставляет нас на миг остановиться и подумать, а почему же люди так поступают,почему в жизни так много несправедливостей?
Для начала, я думаю, стоит поговорить о главном герое произведения. Родион Романович Раскольников- бывший студент,оставивший учебу из-за бедности. Это гордая и сильная личность. У Раскольникова была своя теория,по которой все люди делились на "обыкновенных", которые должны производить себе подобных и подчиняться, и на особых, которые "право имеют" на преступление ради великих целей. Для Родиона такой целью являлось желание сделать мир лучше, избавить его от несправедливости. Но Раскольников совершает преступление в первую очередь для того,чтобы доказать себе,что он не "тварь дрожащая", а человек, которому позволено было совершить убийство. Это самый яркий пример в произведении,раскрывающий проблему насилия.После преступления Раскольникова мучает совесть, он боится выдать себя и сделать лишний шаг. Родион не смог без угрызения совести "преступить через кровь". Федор Михайлович Достоевский обличает насилие, он показывает нам лихорадочное состояние героя, ту нравственную пытку,которую переживает Раскольников после убийства. Его теория рушится, мы видим, что происходит победа человека в Родионе над нравственными заблуждениями, которые ведут общество к падению и гибели.Сцена убийства является основной сценой насилия,но далеко не единственной. Сколько всего совершил Свидригайлов! Это и изнасилование глухонемой сироты, и убийство слуги, также он был повинен в смерти жены. Ф. М. Достоевский доносит до нас,что всегда существуют последствия. Он показывает отвращение Свидригайлова к себе, начинающуюся у него душевную болезнь. Происходит борьба между жаждой жизни и голосом совести, заканчивающуюся смертью Свидригайлова.
Читая произведение Ф. М. Достоевского, мы проникаемся состраданием к некоторым героям,которые попали в такие жизненные ситуации, выходом из которых порой является только смерть. Страшные описания сменяются еще более ужасными,герои попали в мир невыносимых страданий и несправедливости. Я хочу привести в пример двух ярких героинь романа: Соню и Дуню. Они вынуждены страдать, так как любовь,сочувствие,нищета не дают им выбора.Соня-чистой души девушка,полная доброты,любви, продает себя для того, чтобы прокормить отца-пьяницу и больную мачеху с детьми. Дуня-это умная, красивая, целомудренная девушка, которая готова выйти замуж за Петра Петровича Лужина, хотя не любит его, для того, чтобы поправить положение своего брата, Авдотья Романовна хочет пожертвовать собой из-за большой любви к Родиону. Судьба несправедлива к девушкам. Такие,как Лужин и Свидригайлов имеют много денег,но не имеют души,в них нет человека. Но такие люди стоят выше, чем добрые,сострадающие, любящие,но не имеющие денег,попавшие в трудные жизненные ситуации.
Федор Михайлович Достоевский показал нам общество таким,каким оно было: неравное разделение, нищета, ужасная обстановка в комнатушках, страдающие люди в безвыходных ситуациях. Соня и Дуня далеко не единственные, кто так живет. В романе еще много подобных образов,на примере жизни которых мы понимаем, что так живут не только они, но и все общество в целом.