Медицина        06.04.2024   

События 28 мая 1918 года в армении. Георг Хачатурян: Трагедия Первой Республики Армения

28 мая - день Первой Республики Армения
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИИ (ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА)
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИИ, государство на территории Восточной Армении. Образовано 28 мая 1918 после распада Закавказской Демократической Федеративной Республики (ЗДФР).


Площадь 58 тыс. кв. км (1919). Охватывала территорию бывшей Ереванской губернии и Карсской области. Население 961,7 тыс. человек (1919). Столица Ереван. Парл аментская республика.

Образование Республики Армении ознаменовало собой восстановление армянской государственности через пять с половиной веков после падения Киликийского армянского государства (1375).

Республика Армении образовалась в условиях сложной международной обстановки, обусловленной отрывом Закавказья от Советской России, агрессией Турции против края. В момент распада ЗДФР ее делегация вела в Батуме переговоры с Турцией, которая исходя из своих интересов, настаивала на разделении Закавказья на три самостоятельных государства. Во время переговоров выявились серьезные противоречия между делегациями, представлявшими входившие в ЗДФР народы. Противоречия оказались непреодолимыми, и 26 мая 1918 сейм ЗДФР постановил: «Ввиду того, что по вопросу о войне и мире обнаружились коренные расхождения между народами, создавшими Закавказскую независимую республику, и потому стало невозможно выступление одной авторитетной власти, говорящей от имени Закавказья, сейм констатирует факт распадения Закавказья и слагает свои полномочия» («Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии». 1919, с. 4). После того, как 26 мая 1918 свою независимость провозгласила Грузия, а 27 мая — Азербайджан. Армянский национальный совет, находившийся в Тифлисе, принял 28 мая декларацию, в которой говорилось: «В новой обстановке, возникшей с распадом политической целостности Закавказья и провозглашением независимости Грузии и Азербайджана, Армянский национальный совет объявляет себя верховной и единственной властью армянских уездов». Восстановление армянской государственности стало возможным благодаря тому, что в мае 1918 армянский народ сумел в ряде сражений (см. Сардарапатское сражение 1918, Караклисское сражение 1918, Башапаранское сражение 1918) нанести поражение турецким агрессорам, предотвратить их вторжение в Араратскую долину, обезопасить Ереван.
В Ереване в это время имелась организованная военная и гражданская администрация, которую возглавлял направленный Армянским Национальным советом в Ереван Арам Манукян. После провозглашения независимости, в Тифлисе между армянскими политическими партиями и группировками начались переговоры относительно образования правительства Республики Армении. В созданном в июле правительстве большинство министерских постов заняли представители партии Дашнакцутюн.
Премьер-министром был назначен О. Качазнуни. 1 августа 1918 начал свою работу парламент Республики Армении, который был образован преимущественно из членов Тифлисского и Ереванского национальных советов. В первый состав парламента входили 45 депутатов (от партии Дашнакцутюн — 18, от эсеров—6, от социал-демократов — 6, от Армянской народной партии — 6, беспартийных— 9). Позднее, в июне 1919, в республике, на основе прямого и всеобщего избирательного права, был избран новый состав парламента из 80 депутатов (от партии Дашнакцутюн — 72, от эсеров — 4, беспартийных—1; три депутата представляли местное тюркское население). О. Качазнуни возглавлял правительство до августа 1919; затем премьер-министрами Республики Армении являлись А. Хатисян (до мая 1920). А. Оганджанян (до 28 ноября 1920), С. Врацян (с 28 ноября по 2 декабря 1920). На следующий день после образования Республики Армении ее делегация прибыла в Батум и вступила в переговоры с турецкой делегацией. 4 июня был подписан Батумский договор 1918, по которому Турция признала независимость Армении в пределах той территории, которая оставалась к этому времени в распоряжении правительства Республики Армении. Главной задачей внешней политики Республики Армении являлось решение Армянского вопроса. Составной частью этой проблемы было, прежде всего, освобождение территорий, оккупированных турецкими агрессорами. С этой целью делегации Р. А. (А. Хатисян, А Агаронян, М. Пападжанян) в конце июня 1918 отправилась в Константинополь, где до октября 1918 вела безуспешные переговоры.

Положение изменилось после поражения Германии и ее союзников в первой мировой войне. В ноябре 1918 турецкое правительство уведомило правительство Республики Армении, что турецкие войска покидают те территории, которые расположены вне границ, обозначенных Брестским миром 1918. Вследствие этого армянские войска в ноябре вступили в Караклис, в начале декабря — в Александрополь. Преодолев значительные трудности, в т. ч. противодействие командования английских войск в Закавказье, правительство сумело в апреле-мае 1919 освободить Карс, Олти, Кагызван. В мае 1919 к Республике Армении были присоединены Шарур и Нахичеван. Т. о. почти полностью были восстановлены границы 1914.

После ухода турецких войск обострились отношения Республики Армении с соседними Грузией и Азербайджаном. Грузия стремилась занять Борчалинский уезд полностью, а Азербайджан — Карабах и Зангезур. Осложнение отношений с Грузией привело к вооруженному конфликту с ней в декабре 1918. В январе 1919 при посредничестве союзников в Тифлисе был заключен договор, согласно которому средняя полоса Борчалинского уезда была объявлена «нейтральной зоной», после чего взаимоотношения с Грузией были урегулированы.

В это же время армянское население Зангезура и Карабаха, стремившегося воссоединиться с Арменией, стойко обороняло свои края от турецко-азербайджанских захватчиков.

28 мая 1919, в первую годовщину провозглашения Республики Армении, правительство республики объявило Армению объединенной и независимой республикой. В принятом по этому поводу заявлении говорилось, что «для восстановления целостности Армении и обеспечения полной свободы и благосостояния народа Правительство Армении, согласно единой воле и желанию всего армянского народа, заявляет, что с сегодняшнего дня разрозненные части навсегда объединены в независимый государственный союз». Это решение правительства Республики Армении свидетельствовало о его намерении решить Армянский вопрос, поскольку под «разрозненными частями» Армении имелась в виду, прежде всего, Западная Армения. Кроме того, провозглашение «объединенной и независимой республики» было важно для получения поддержки со стороны западных армян, остатки которых находились в Восточной Армении и других странах.

Вслед за этим в состав парламента Республики Армении были дополнительно введены 12 депутатов - представители западных армян.

Надеясь решить Армянский вопрос с помощью Антанты, правительство Республики Армении приняло решение направить свою делегацию на Парижскую мирную конференцию 1919—20, призванную определить послевоенное устройство мира. В состав делегации, прибывшей в Париж в февр. 1919, вошли А. Агаронян (председатель), М. Пападжанян и А. Оганджанян. Поскольку в это время в Париже находилась армянская национальная делегация во главе с Погос Нубаром, то правительство поручило А. Агароняну вступить в переговоры с армянской национальной делегацией и совместно принять участие в Парижской конференции. Однако соглашение с армянской национальной делегацией не было достигнуто, и на Парижской мирной конференции в защиту Армянского вопроса выступали две армянские делегации.
14 мая 1919 Парижская конференция приняла решение о передаче США мандата на Армению (см. Мандат на Армению 1920). Это решение было подтверждено новосозданной Лигой Наций (см. Лига Наций и Армянский вопрос). Правительство Республики Армении ориентировалось на Западные державы, было согласно с решением о вручении мандата на Армению Соединенным Штатам Америки. С этой целью правительство подготовило необходимые материалы, которые были вручены представителю президента США ген. Дж. Харборду (см. Харборда миссия). Однако Сенат США, после продолжительного обсуждения вопроса, в силу ряда причин внутри- и внешнеполитического свойства, отклонил предложение президента США В. Вильсона о принятии мандата на Армению.

19 января 1920 Верховный совет союзников признал правительство Республики Армении де-факто. После этого правительство республики направило своих полномочных представителей в ряд иностранных государств (Германия, Франция, США, Италия, Иран, Грузия, Азербайджан и другие). В апреле 1920 в Сан-Ремо (Италия) была созвана конференция союзных стран, которая должна была выработать условия мирного договора с Турцией (см. Сан-Ремо конференция 1920). В конференции приняла участие делегация Республики Армении во главе с А. Агароняном. Мирный договор с Турцией был заключен 10 августа 1920 в Севре (Франция).

Согласно Севрскому мирному договору 1920, Турция признавала Армению в качестве «свободного и независимого государства», Армения получала выход к Черному морю. Правительство США получило право определить границы Турции и Армении. Общая площадь территории будущей Армении достигала 160 тыс. кв. км. Однако Севрский договор не был ратифицирован Турцией.

Пришедшие к власти в Турции кемалисты (см. Кемалистское движение) не только не признали Севрский договор и развернули борьбу за его отмену, но и продолжили националистическую, захватническую политику своих предшественников — младотурок — в отношении Армении. Правительство Республики Армении не было в состоянии принудить Турцию выполнить условия Севрского договора, и поэтому возлагало надежды на европейские государства, подписавшие Севрский договор.

Однако международная обстановка менялась не в пользу Армении. Сближение между Советской Россией и кемалистской Турцией встревожило европейские государства, которые, опасаясь, что Турция может полностью оказаться под влиянием Советской России, были готовы пойти на уступки, в частности в вопросах пересмотра Севрского договора и сохранения территориальной целостности Турции. Сложно развивались взаимоотношения Республики Армении и Советской России. Руководство Советской России было заинтересовано в сохранении Закавказья, в т. ч. и Армении, в составе страны. Оно прилагало усилия, чтобы оторвать Армению от Антанты. Правительство Советской России неоднократно предлагало свое посредничество в урегулировании армяно-турецких отношений.
В мае 1920 в Москве начались переговоры между делегациями Советской России и Республикой Армении; армянскую делегацию возглавлял Л. Шант (см. Шанта миссия). Одновременно в Москве велись переговоры между Советской Россией и кемалистской Турцией. Вскоре переговоры зашли в тупик.

С мая 1920, после установления советской власти в Азербайджане, положение Республики Армении еще более ухудшилось. Оказывая помощь Советскому Азербайджану, части Красной Армии по существу вели военные действия против Республики Армении, в ходе которых заняли территорию Карабаха, Нахичевана, Зангезура. 10 августа в Тифлисе представители правительств Советской России и Республики Армении подписали соглашение о перемирии (см. Соглашение между РСФСР и Республикой Армении 10 августа 1920), по которому эти территории временно оставались под контролем Красной Армии.

Переговоры между Республикой Армении и Советской Россией были продолжены в Ереване, для чего сюда прибыла делегация Советской России во главе с Б. Леграном, назначенным полномочным представителем РСФСР в Республике Армении (см. Леграна миссия).

В сентябре 1920 кемалистская Турция напала на Армению; началась турецко-армянская война 1920. Республика Армении находилась в тяжелом положении: ее экономика была истощена, вспыхнувшие весной 1920 Майское восстание под руководством большевиков и бунты местного тюркского населения, хотя и были подавлены, но нанесли значительный ущерб, дестабилизировали обстановку в стране. Под ударами турецкой регулярной армии армянские войска отступали, оставляя противнику с таким трудом приобретенные земли.
Правительство Республики Армении неоднократно обращалось с просьбой о помощи к правительствам

Великобритании, Франции, Италии, США. В конце сентября 1920 Правительство обратилось к Лиге Наций с просьбой о приеме Армении в это международное сообщество. Вопрос был передан на рассмотрение Совета Лиги Наций. В октябре правительство вновь обратилось к Лиге Наций, сообщив о тяжелом положении, возникшем в связи с войной, и прося посредничества. В ответе, направленном правительству Республики Армении, говорилось, что Севрский договор еще не ратифицирован и не приобрел силу закона. После долгого обсуждения, Лига Наций 15 декабря 1920 отказала Армении в приеме в члены Лиги Наций. Однако к этому времени Республика Армении потерпела поражение, турецкие войска оккупировали свыше половины ее территории. 2 декабря 1920 в Ереване было подписано соглашение между РСФСР и Республикой Армении, по которому Армения была провозглашена советской республикой.

Правительство, возглавлявшееся С. Врацяном, заявило о сложении своих полномочий. В тот же день Турция, одержавшая победу в войне, вынудила правительство Республики Армении подписать Александропольский договор 1920, согласно которому Армения должна была иметь те границы, которые в свое время были предусмотрены Батумским договором; Армения разоружалась, отзывала своих представителей из европейских стран и отказывалась от Севрского договора.

Попытки Республики Армении решить Армянский вопрос с помощью европейских держав не увенчались успехом.

10:03 — REGNUM Президент Армении Серж Саргсян направил поздравительное послание по случаю дня Республики, сообщили в пресс-службе главы армянского государства.

"О дне 28 мая много говорилось и писалось. Убежден, что еще будем говорить. И закономерно - это было исключительное событие, которого мы ждали долго, о котором мечтали веками и ради которого пожертвовали собой лучшие сыны нации. В этот день мы повернули колесо истории, и повернули в желанном направлении. В действительности это эпохальное событие произошло раньше, произошло в нашей психологии и политическом мышлении, когда проживающее на родине армянство осознало, что на собственной земле надо жить не как община, а как государство, надо сражаться не как фидаинский отряд, а как армия. Жить и бороться как Армения: в этом заключалась новая психология и новое политическое мышление. И майские героические сражения основывались в первую очередь именно на этом. 28 мая на бумаге было зафиксировано то, что произошло в нашем сознании и на поле битвы. Все началось с того, что отчаявшиеся преисполнились надежды, поверили в себя, и изменили свое отношение к стране Армения. Для меня 28 мая особенно дорого тем, что в этот день мы изменили свою самооценку.

Более того, блестящие сражения и заявка на политическую независимость изменили и оценки других. Всего за неделю до 28 мая для многих не существовало Армении и не было армянства как политического фактора. В этот день мы заявили всем соседям, далеким и близким друзьям и врагам, что мы существуем, и существуем как серьезнейший фактор в регионе. В этот день мы заявили всем, что мы есть и не собираемся перестать существовать, что мы нация и государство, обладающие интересами и целями, что мы решительно будем защищать себя, свои интересы и будем преследовать национальные цели.

С другой стороны, провозглашенная нами Республика взяла на вооружение самые прогрессивные идеи, высочайшие планки демократии и права, существовавшие на тот момент в мире. Мы на государственном уровне взяли на вооружение общечеловеческие и национальные ценности, будучи уверены, что они взаимодополняют друг друга. Мы далеки от мысли идеализировать нашу Первую Республику. Не забыли, что она была страной эпидемий, беженцев и полумертвых сирот. Но этим она становится для нас еще дороже. 28 мая была заложена основа новой государственной структуры, взявшей на себя миссию спасти от гибели наш древний народ. Однако, повторю, произошло самое главное - родился психологически и политически новый армянин - гражданин Республики Армения.

Дорогие соотечественники! Еще раз поздравляю вас с этим великим праздником. Желаю всем нам мирного труда и облика достойного, гордого гражданина страны. Желаю, чтобы мы всегда были достойны подвига и мечты героев, подготовивших 28 мая ", - говорится в послании президента.

28 мая 1918 г., спустя семь веков, возродилось независимое армянское государство на части территорий исторической Армении. Сегодня этот день в новой Армении принято считать Днем Республики. Причины образования и потери армянской государственности в 1918-1920 гг. остаются предметом научных исследований и экспертного анализа политических процессов начала ХХ в. Уроки Первой Республики Армения необходимо четко представлять нынешнему поколению армянских политиков и экспертов, без объективной оценки которых крайне сложно ожидать новых достижений на пути укрепления независимости Армении в ХХI в.

Армянский вопрос, то есть вопрос армянских территорий и ликвидации международно-правовых последствий преступления геноцида армян 1876-1923 гг., продолжает сохранять свою актуальность в региональной геополитике ведущих держав мира на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. Так уж сложилась историческая судьба Армении, что ее географическое местоположение представляло интерес для империй, претендовавших на роль лидера в столь стратегически важном регионе. Армения всегда оказывалась на пути новых завоевателей и, к сожалению, периодически становилась объектом нашествий, завоеваний, потерь и разрушений. Суровые политические и географические условия места обитания армян закаляли нацию, ее древняя культура и крепость духа, несгибаемая воля к свободе и вера в Христа становились залогом будущих возрождений истерзанного народа и многострадальной Армении. Армянский народ выстоял вопреки "объективному ходу" истории, когда все говорило об исчезновении этой древней и уникальной культуры, государства и нации, но проходило время, и Армения возрождалась из пепла и руин.

За всю свою 3-тысячелетнюю историю Армения достигла пика могущества и утвердилась как империя в годы правления "царя царей" Тиграна II Великого и в условиях жесткого римско-парфянского противоборства стала одним из могущественных государств Древнего мира. Армянская империя во времена Тиграна Великого сохранялась фактически 30 лет (85-55 гг. до I н.э.) в правление одного царя, который продолжил начатое при Арташесе объединение армянских земель и установил контроль над приграничными территориями - Адиабеной, Эдесским и Понтийским царствами, Атропатеной, Иберией, Кавказской Албанией (Агванком), а также Сирией, Финикией, Киликией, Иерусалимом. Великая Армения контролировала обширные территории от Каспийского моря до восточных границ Средиземного моря, от Больших Кавказских гор до Красного моря. Тиграна Великого не случайно называли "всемогущим царем Востока" и "могучим врагом Рима", "великим среди великих". Но после Тиграна II, увы, Армения не смогла удержать свой контроль над столь значимыми территориями, и всякий раз после очередных поражений и потерь армяне вынуждены были адаптироваться к условиям завоевателей либо ограничивались освобождением своих этнических территорий.

Великое прошлое армянского народа в сочетании с его соборностью, трудолюбием, стремлением к свободе и независимости всегда ставили перед новыми поколениями вопрос возрождения национальной государственности на всех этапах развития армянской истории. Эта идея никогда не покидала лучшие умы армянского народа, его политическую и духовную элиту. Эта идея объективно сочеталась с ролью армянского народа в динамике мировых экономических и политических отношений. Однако данная стратегия получала новые формы и контуры там и тогда, где и когда созревали геополитические условия и создавались условия их концентрации и выражения.

Возрождение армянской государственности в начале ХХ в., как и в прошлые времена, было связано непосредственно с теми геополитическими процессами, которые отражались в регионе. В 1890 г., как известно, в Тифлисе - в административном центре русского Кавказа (очевидно, не без содействия русской администрации и компетентных служб) была создана новая армянская политическая организация Армянский революционный союз "Дашнакцутюн", впоследствии трансформировавшийся в федерацию - АРФД. Эта организация стала претендовать и со временем превратилась в главную политическую силу армянского народа на пути к освобождению и объединению исторической Армении.

В то время Восточная Армения пребывала в составе Российской империи, а Западная и Южная Армения - в составе Османской империи.

В условиях формирования глобальных антагонистических блоков Антанты и Тройственного союза интересы армянского народа оказались на стороне Антанты - России, Франции и Великобритании. Это объяснялось тем, что, во-первых, в духовно близкой России армяне получили наиболее благоприятные условия национального развития в области культуры, экономики, демографии и администрации; во-вторых, страны Антанты намеревались осуществить раздел Османской империи, переживавшей жестокий системный имперский кризис. Нельзя сказать, что в оттоманском государстве армяне жили плохо, что объяснялось как предприимчивостью и культурой армян, так и особым отношением к ним турецкой администрации. Однако султан Абдул Гамид II в конце ХIХ в. ужесточил гонения на преуспевающих армян, рассматривая в них прямую угрозу распада империи в Малой Азии, приступил к массовой резне, положившей начало трагедии геноцида. Мир катился к глобальной катастрофе под названием «мировая война». В этих условиях политическая программа «Дашнакцутюн» сводилась к освобождению Западной и Южной (Киликийской) Армении и присоединению ее соответственно к России и Франции.

Ни о какой объединенной и независимой Армении накануне Первой мировой войны речь тогда не шла. Вся дипломатическая возня стран Запада об образовании армянской автономии в пределах Османской Турции по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и согласно решениям знаменитого Берлинского конгресса не привела к ожидаемому для армянской стороны результату. Наоборот, эти формальные решения международной дипломатии, не подкрепленные реальным силовым механизмом, лишь усложнили положение армян на своей исторической родине и усугубили недоверие к ним со стороны султана. Фактически после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. жизнь армян в Османской Турции стала сплошным кошмаром.

Именно поэтому дашнаки накануне и в процессе Первой мировой войны не выдвигали идею объединенной и независимой Армении. В самой Османской империи партия "Дашнакцутюн" в начале ХХ в. поддерживала новую политическую силу - комитет "Единение и прогресс". Дашнаки рассчитывали, что приход к власти младотурок позволит демократизировать Турцию, обеспечить автономные права армянского народа, что армяне и турки станут государствообразующими нациями в новой Турции. Но эта политика не привела к ожидаемым результатам.
Именно младотурки приступили к реализации более жестокой геноцидной политики в отношении армян в условиях Первой мировой войны. Это позволило русским армянам получить возможность образования 6 добровольческих национальных дружин в авангарде Кавказской армии генерала Юденича и штурмовать Турцию в плане освобождения своих соотечественников, в отношении которых младотурецкое правительство 24 апреля 1915 г. начало массовую резню и депортацию.

Секретное соглашение союзников Сайкс-Пико-Сазонов в мае 1916 г. предопределило раздел азиатских владений Османской Турции между союзниками, согласно которому Западная Армения передавалась России, а Киликия - Франции. Турецкая армия фактически к ноябрю 1917 г. была разбита Русской армией, которая к этому времени контролировала 500-километровый участок территории в направлении Трапезунд-Битлис-Ван. Но в октябре-ноябре 1917 г. в России происходит революция. СНК РСФСР во главе с Лениным, отказавшись от участия в мировой войне и от прежних соглашений царского правительства, в начале имел один подход к судьбе Армении, а потом изменил свою позицию.

В частности, в декабре 1917 г., подписав перемирие с турками, Ленин поручает Чрезвычайному и Полномочному комиссару по делам Кавказа и председателю Бакинского Совета депутатов Степану Шаумяну подготовить декрет по Турецкой Армении. Шаумян предлагает провести на подконтрольных Русской армии территориях референдум и по его результатам присоединить к Русской Армении в составе новой Советской России, и Ленин соглашается. Но в феврале-марте 1918 г. на переговорах в Брест-Литовске Лев Троцкий принимает требования Талаат-паши и соглашается на вывод русских войск с занятых территорий, а также с территории Карса, доставшейся России по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг., и вообще за Большой Кавказский хребет. Это фактически предательское решение Троцкого и правительства Ленина предопределило новую конфигурацию сил в Закавказье и будущую катастрофу Армении.

Данное решение позволило 3-й турецкой армии провести перегруппировку, потребовать от национальных советов народов Закавказья (грузин, кавказских татар и армян) объявить Закавказье де-юре независимой территорией от России, образовать Закавказскую Федеративную Демократическую Республику (ЗФДР) весной 1918 г. и, наконец, начать в мае 1918 г. интервенцию в пределы Закавказья с целью уничтожения Восточной Армении, установления стратегического контроля по линии Карс-Нахичевань-Карабах- Гянджа-Баку и образования Азербайджанской Демократической Республики (АДР) - оплота новой пантюркистской стратегии Турции на Восток.

Наступление турецкой армии в мае 1918 г. на Восточную Армению привело к распаду ЗФДР и провозглашению независимой Грузии и Азербайджана. В этих условиях Армянский национальный совет и партия "Дашнакцутюн" вынуждены были вступить в военный конфликт с турецким агрессором, дабы отстоять Ереван. Наспех сформированная армянская армия из числа русских офицеров и армянских добровольцев под командованием генерала Силикяна в героических сражениях под Сардарапатом, Баш-Апараном и Караклисом в мае 1918 г. смогла остановить натиск турок и привести 28 мая к провозглашению Первой Республики Армения.

В период с 1918 по 1920 г. дашнакское правительство Армении находилось в союзе со странами-победителями и генералом Деникиным, который не признавал независимые национальные образования на осколках империи и намеревался восстановить участие России в итогах Первой мировой войны.

Весной 1920 г. произошли серьезные изменения в кавказской геополитике, Красная армия, нанеся поражение Добровольческой армии генерала Антона Деникина и установив контроль над Северным Кавказом, выходила на нефтеносный Баку. Правительство Кемаля-паши при поддержке бежавших в Германию младотурецких лидеров вела активные переговоры с большевиками. Турки заигрывали с Москвой идеей перманентной пролетарской революции до берегов Босфора взамен на дипломатическую, военную, финансовую и продовольственную помощь.

Потеряв Балканы, Африку и часть территорий на востоке Ближнего Востока (Палестину, Сирию, Ирак и др.), турки никак не соглашались на потерю Армении, что означало бы конец геополитическим амбициям новой Турции. Именно поэтому турки из вчерашних врагов русских становились новыми союзниками большевиков, понимая, что правительство Ленина по идеологическим и политическим соображениям Запад не признает. И этот временный турецко-большевистский союз состоялся за счет раздела Армении.

Между тем, 19 января 1920 г., то есть спустя полтора года после провозглашения независимости Армении, Высший Совет союзных сил Антанты признал Республику Армения с условием, что границы ее будут уточнены в дальнейшем. США пытались занять место России в судьбе Армении и установить над ней свой мандат, а 23 апреля 1920 г. США признали независимость Армении. Спустя три дня, 26 апреля 1920 г., Высший Совет союзных сил на конференции в Сан-Ремо принял решение обратиться к президенту США с просьбой: а) принять мандат на Армению и б) арбитражным решением определить границу Турции и Армении.

Под давлением республиканцев Сенат США 1 июня 1920 г. отказал в мандате на Армению. Однако относительно второй просьбы ответ американцев был положительным, и 17 мая 1920 г. госсекретарь США через своего посла в Париже оповестил союзников, что президент Вудро Вильсон согласился действовать в качестве арбитра. С этой целью во главе с профессором Вильямом Вестерманом в середине июля 1920 г. создается группа экспертов под названием "Арбитражная комиссия по границе между Арменией и Турцией". В 1920 г. состоялась Парижская конференция, которая определила новые границы Армении согласно решениям знаменитого Севрского договора стран-союзников от 10 августа 1920 г. Значительные территории Западной (Турецкой) Армении должны были отойти к Республике Армения. С подписанием Севрского мира названная арбитражная комиссия США начала официально действовать. Так, идея единой и независимой Армении летом 1920 г. приобретает политическую реальность.

Между тем, в мае 1920 г. армяне Карабаха согласились на ввод Красной армии в пределы края для последующего решения принадлежности Нагорного Карабаха при посредничестве Советской России. Карабахцы так и не пустили Азербайджан в свой край, но они рассчитывали, что большевики не пойдут на поводу у Баку и Турции. Именно поэтому войска генерала Андраника покинули Карабах и, как оказалось в дальнейшем, совершили непоправимую ошибку. Иначе поступил полковник Нжде, и благодаря его личному мужеству и героизму армянских гайдуков территория Зангезура не повторила горькую судьбу Нагорного Карабаха.

Август 1920 г. был насыщен историческими событиями по судьбе Армении. Севрский договор от 10 августа положил начало активизации турецко-российских и армяно-российских переговоров. Турки вели работу по убеждению Москвы начать новую войну против Армении.

Итак, 23 сентября 1920 г. турецкие войска 15-й армии под командованием Кязыма Карабекира без объявления войны начали наступление на Армению. Эта война привела к поражению Армении и оккупации большей части ее территории (включая Александрополь). Запад так и не помог Армении в условиях новой агрессии Турции. Арбитражное решение президента США Вудро Вильсона от 22 ноября 1920 г. предусматривало определение границ независимой Армении в пределах более 170 тыс. кв. км, включая территории Русской Армении (в том числе Нагорного Карабаха, Зангезура, Нахичевани) и четырех вилайетов Турецкой Армении - Вана, Битлиса, Эрзерума и Трапезунда. Армении предоставлялся выход к Черному морю. Однако это решение президента США без военной помощи Армении осталось всего лишь на бумаге. Турки к концу ноября 1920 г. нанесли поражение Армении, дашнакское правительство вынуждено было уступить власть в Ереване большевикам. Так пало правительство Первой Республики, а вместе с ним и независимость Армении.

Уже 29 ноября в Иджеване, а 30 ноября в Ереване фактически была установлена советская власть, а в Александрополе в ночь со 2 на 3 декабря 1920 г. Александр Хатисян - министр иностранных дел независимой Армении - от имени не существующего уже правительства дашнаков вынужден был подписать с турками кабальный Александропольский договор о признании тех границ, которые сегодня существуют.

Так завершилась история Первой Республики Армения, оставив потомкам свои уроки и новые задачи по возвращению армянских территорий. Безусловно, триумфом Первой Республики можно считать, во-первых, героические победы под Сардарапатом, Баш-Апараном и Караклисом в мае 1918 г., позволившие остановить натиск турок и спустя семь веков провозгласить независимость Армении; во-вторых, установление контроля в течение 1918-1920 гг. над всеми территориями Восточной (Русской) Армении (включая Карс) в жестокой борьбе с Турцией и Азербайджаном; в-третьих, г. и арбитражное решение знаменитый Севрский мир от 10 августа 1920 президента США В. Вильсона по границе Армении в 170 тыс. кв. км с выходом к Черному морю в районе Трапезунда, что фактически позволяло решить армянский вопрос и обеспечить морально-психологическую, историческую и политико-правовую реабилитацию армянского народа, пережившего к тому времени страшную трагедию Геноцида;

И в-четвертых, операцию "Немезис" по осуществлению возмездия в отношении организаторов чудовищного геноцида армян. А трагедией Первой Республики можно считать военное и дипломатическое поражение Армении и как результат потерю независимости.

Была ли у Первой Республики иная альтернатива? Сегодня можно винить правительство дашнаков, что не смогли удержать завоевания, добиться помощи Запада или повернуться летом 1920 г. к большевикам, защитить крепость Карс и не уступить Карабах. Но так распорядилась судьба.

В статье уделяется внимание всему, что связано с сегодняшними историческими событиями и памятными датам.

28 мая какой праздник в этот день по церковному календарю церковный, православный, религиозный

Вспоминают святителя Исаии, благоверного царевича Димитрия Угличского, преподобных Евфросина и Серапиона Псковских.

Сегодня проводится праздник Пахом Теплый (Бокогрей, Пахом), во время которого уделено внимание посеву пшеницы. По народным приметам, если небосвод будет иметь красный цвет во время восхода, то в летнюю пору стоит ожидать пожаров.

Праздник 28 мая у военных, день пограничника описание, история, поздравления, где и как отмечают

Сегодня День пограничника в России, установленный указом № 1011 от 23.05 1994-го года, Украине по президентскому указу номер 431 от 21.05 2003-го года и Беларуси по указу президента от 1995-го года. Дата относится к появлению в 1918-м году Пограничной охраны.

Принято справлять праздник в кругу семьи, а некоторым нравится выезжать на природу и, как в День ВДВ, купаться в фонтанах, что в последнее время стали запрещать ввиду массовых беспорядков при подобных купаниях.

Празднование относится к временам СССР и 1918-му году, когда впервые подготовили охрану для государственной границы.

Чаще всего можно услышать следующее красивое поздравление пограничнику в стихах:

Люди могут спать спокойно, ведь граница на замке.
Не пройдут контрабандисты ни в воде, ни по земле!
Мы желаем вам, ребята: будьте бдительны всегда.
А за вашу честь и доблесть - троекратное «Ура»!

Праздник 28 мая в Воронцовском парке, парк Кирова, Перовский, манежной площади

Хоть и не всегда, но проводится в Воронцовском парке семейный фестиваль под названием Metro Family, во время которого предлагаются различные развлечения для детей и взрослых и вкусные угощения с 10 утра и до 19 часов вечера.

В парке Кирова отмечают День рождения Ленинского района, а в Перовском принято организовывать Фестиваль военных оркестров «Духовые сезоны» и проходят интересные праздничные программы в районе манежной площади.

28 мая какой праздник в Украине, России, азербайджанцев в Азербайджане и армян, в мире

В Азербайджане празднуют День Республики, который отмечают с 1992-го года, как День возрождения азербайджанской государственности, вспоминая 1918-й год и провозглашение независимости.

Сегодня День рождения майонеза, который был создан в 1756-м году, а также День брюнеток. С 1980-го года и указа ПВС СССР № 3018-X отмечается День химика в России, Украине и Беларуси, а с недавнего времени проводится День оптимизатора в России (SEO).

Это и День пограничника Кыргызстана или Кыргызстандын чегарачысынын күнү, который отмечают с 1999-го года по правительственному постановлению № 696. Но стоит помнить, что с 2003-го года вышло 303-е постановление, которым празднование перенесено на 29 октября.

Начиная с 1999-го года, отмечают Праздник клубники, а также День работников издательств, полиграфии и книгораспространения Украины, а с 1974-го года День падения военного режима в Эфиопии.