Задачи        17.04.2024   

Какая главная мысль произведения родина. Анализ стихотворения "Родина" Лермонтова М.Ю

В этом стихотворении М.Ю. Лермонтова тема любви к родине переплетается с темой природы, и именно это придает ему особое своеобразие.

Стихотворение начинается с того, что лирический герой говорит о том, что его любовь к Отчизне "странная". Его душу не трогают ни слава, ни «старины заветные преданья».

Но вместе с тем поэт любит русскую природу: «степей холодное молчанье», «лесов… колыханье», «разливы рек». Взор поэта словно охватывает все просторы родного края. А потом его взгляд начинает выхватывать более детальные картины: он видит печальные «огни… деревень», «дымок спаленной жнивы», обоз, березы на холме, гумно, избы, разудалую пляску мужиков. Картина словно сужается образы становятся все конкретнее. Он готов почти до утра смотреть на пляску мужиков, и это вызывает у лирического героя чувство единения с народом, именно поэтому он называет свою любовь «странной». Ведь она не укладывается в рамки представлений его современников.

Языковые средства, используемые Лермонтовым выразительны. Это достигается тем, что в стихотворении при отсутствии метафор использовано много эпитетов («заветные преданья», «вечером росистым» и и.д.). Тема любви к родине подчеркивается троекратным повтором глагола"люблю", который прямо показывает отношение лирического героя к картинам, описанным в стихотворении.

Интересно композиционное построение стихотворения: начало торжественно, поэт рассказывает о своей любви к Отечеству, размер стихотворения шестистопный ямб. Но вот картина меняется, и мы видим красоты русской природы, проникнутые ноткой грусти, размышлением о судьбе обычного человека, стихотворение становится более личным, и потому размер стиха не сохраняется, рифмовка свободная.

Хоть в данном произведении нет обличительных слов и призыва, но современниками оно было воспринято вызовом самодержавному строю России. Стихотворение было опубликовано только после смерти М.Ю. Лермонтова.

Вариант 2

Произведение относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной идеи представляет авторские размышления на тему родины, отчизны, раскрывающейся с точки зрения романтического и реалистического образов. Жанровое направление стихотворения определено в форме лирических рассуждений, думы, имеющих корни в поэтическом творчестве декабристов.

Структурная композиция стихотворения представляет собой двухчастную систему, в которая первая часть выражает личностное чувство поэта к родной земле в виде некоего отрицания, а вторая часть описывает с упоением образы российской природы, а также крестьянского быта. Тем самым поэт подчеркивает противопоставление в форме контраста полемического изображения первых шести строк и элегии.

Отличительным своеобразием «Родины» является использование поэтом в качестве стихотворного размера вольного ямба, представленного пятистопным, шестистопным, переходящим в четырехстопный, в сочетании с разными рифмованными способами в виде перекрестной, парной и кольцевой рифмы.

Среди художественных выразительных средств в стихотворении присутствуют формы ярких эпитетов, развернутые метафоры, великолепные сравнения, необычайные олицетворения, также особого приема в виде олицетворяющего эпитета, служащие важным уточняющим элементов поэтического содержания.

Кроме того, для усиления эмоционального воздействия поэтического повествования поэт употребляет словосочетания высокого стиля, передающие торжественное и вместе с тем душевное настроение произведения.

Главной мыслью стихотворения автор представляет описание внутреннего образа родины, заслуживающего, по его мнению, отдельного внимания. Поэтому примечательным моментом является символическое изображение поэтом русской березы, использованное им одним из первых.

Помимо темы отчизны в произведении проскальзывают мотивы одиночества, а также поднимается проблема ценностей, раскрывающаяся в демонстрации главного достоинства родины, обладающей не богатой казной, а полным гумном простых крестьянских людей.

Смысловая нагрузка стихотворения выражает авторскую идею о необходимости воспевания в поэзии не только великих побед и достижений своей отчизны, но и простых житейских мелочей, а также великолепие русской природы, являющихся истинным проявлением патриотических чувств гражданина к собственной родине.

Анализ стихотворения Лермонтова Родина по плану для 9 класса

План анализа

  • История написания стихотворения
  • О чем стихотворение
  • Главная идея
  • Способ стихосложения
  • Художественные особенности
  • Значимость

История написания стихотворения Родина

Примечательно то, что стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1841 году. Предполагается, что начальной мотивацией для написания послужило путешествие через всю Россию на Кавказ. Пребывая вдали от родины, вдали от событий и настроений, будоражащих интеллигенцию России того времени, чувствуется изменение внутреннего мира поэта. Если раньше он был одержим декабристскими, народовольческими настроениями – то в этом стихе обнаруживается обращенье к глубинам собственной души.

Это уже второй раз Лермонтов угодил в ссылку. Отличие было поразительное, его первая ссылка была скорее похожа на исследовательскую прогулку. Михаил Юрьевич по большей части занимался изучением этноса Кавказа, с изумлением любовался и делал зарисовки восхитительной горной природы, изучал местные наречия. Во второй раз поэт попал в самое горнило боевых действий. Опальный поэт был задержан за дуэль с сыном французского посла. Примечательно, что после того, как во время дуэли сломалась шпага, и противники перешли на пистолеты. Сын посла Барант, стрелявший первым, промахнулся. Тогда Лермонтов проявил благородство, отказавшись стрелять в оппонента, выстрелил в сторону.

На этом конфликт исчерпался, оппоненты примирились и разошлись. Но об инциденте стало известно властям. Дуэли в то время были строжайше запрещены, поэт снова оказался на Кавказе по обвинению в сокрытии противозаконных действий. По распоряжению самого императора Николая, командованию было приказано задействовать его в самых опасных боевых операциях. Но М.Ю. Лермонтов, будучи отважным человеком, с уже первых пор проявил себя как мужественный воин и даже был отмечен командованием в официальном донесении. И вот на фоне беспощадной, кровавой войны возникает стихотворение «Родина», которое вначале имело название «Отчизна».

По одной из версий автор поменял название потому, что стих с таким названием уже существовал. Это был пафосный недалекий стишок придворного поэта. По другой версии, понятие отчизна было весьма часто употребляемо декабристами и народовольцами. Чтобы еще более не будоражить умы и не усугублять свое положение, стихотворение было переименовано. Какая версия правильная достоверно не известно.

О чем стихотворение Лермонтова Родина 9 класс

«Люблю отчизну я, но странною любовью!» - с первой строки автор указывает на нетривиальность того, что он собирается передать. Последующие пять строф отметают все стандарты восприятия, уводят в глубинный мир чувственного восприятия. Не секрет, что Лермонтов был весьма талантливым живописцем, а истинные художники воспринимают мир эмоционально и стараются выразить свои чувства в своих работах.

К тому же война, смерть, кровь резко свалились на поэта. Такие потрясения всегда кардинально меняют взгляды человека, заставляют переосмыслить ценности. Если его безусловно гениальные ранние произведения пронизаны юношеским максимализмом, воспеванием женской красоты, наполнены героическим запалом, то это стихотворение – человека уже познавшего цену многим вещам. Недаром В.Г. Белинский резюмировал: « …что за вещь – пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских».

Начало стиха отметает стандартные идеалы, как самого автора, так и общества в котором он жил, нивелирует превосходство интеллекта. Странно после такого начала усматривать в этом произведении какие-либо настроения против царя, государственного строя или заботу о бедном народе. Скорее поэт подвергает себя глубинному самоанализу. Начало стихотворения создано под эгидой приставки «не», этим Лермонтов как бы говорит о том, что здесь выражено вовсе не то что вы привыкли воспринимать. Далее, как истинный мастер, он проводит нас через галерею художественных образов, вызванных из его памяти.

Каждая строфа подобна отдельной картине созданной несколькими взмахами кисти гения. Но, что самое удивительное, каждый фрагмент чудным образом складывается в единое изумительное произведение, где ни отнять, ни прибавить нечего. Можно лишь войти с ним в резонанс, вызвать то истинное ощущение, от которого щемит сердце, хочется плакать и смеяться просто от того, что это чувство есть. «Любовь к отчизне» весьма затертое и заезженное понятие, но Лермонтову удалось содрать всю эту шелуху и обнажить истинную связь человека с родной землей.

Жанр стихотворения Лермонтва Родина

Если говорить о жанре стихотворения «Родина», то все весьма неоднозначно. Без сомнения – это глубокое философское произведение, поэтому его можно отнести к категории медитативная лирика. Но первые шесть строк совершенно выпадают из данного определения. В них автор как бы вступает в конфликт с собой и устоявшимися взглядами. Эту часть стиха скорее необходимо воспринимать как полемическую элегию. Далее поэт проводит читателя по идилличным картинам сельской пасторали в лучших ее проявлениях. В целом произведение все-таки более всего соответствует жанру философская (медитативная) лирика.

Главная идея стихотворения Родина (Лермонтов)

В стихотворении существуют две строки собственно определяющие его идею: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» и «Но я люблю - за что, не знаю сам». Если совместить эти строки в свете всего произведения, то приходим к законченному определению идеи: Истинная, чистая любовь к родине – это глубинное чувство, не относящееся ни к знаниям, ни к рассудительной логике, но определяющее саму суть человека.

Способ стихосложения

В своем стихотворении Лермонтов использует смешанный, разностопный ямб. Произведение состоит из 26 строк, которые, в свою очередь, составляют 2 строфы. 1-я строфа – начальные 6 строк, 2-я строфа – остальные 20. Автор применяет перекрестную рифму, а также кольцевую и парную.

Художественные особенности

Для выразительности он использует метафоры «Чету белеющих берез», «Разливы рек ее подобные морям»; эпитеты «Дрожащие огни печальных деревень», «И в праздник, вечером росистым»; олицетворение «Дрожащие огни печальных деревень»; ассонанс, аллитерацию.

Значимость стихотворения

М.Ю. Лермонтов понятие «любовь к родине» выводит на совершенно новое восприятие, для себя в первую очередь. Он нашел то истинное, глубинное чувство, которое является первоисточником и предлагает читателю сделать то же. Всю свою короткую жизнь поэт протестовал против глупых стандартов и клише, продиктованных светским обществом. «Родина» стала переосмыслением и протестом против представлений о патриотизме в то время. Добролюбов по этому поводу писал о Лермонтове: «…становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Великое предназначение этого произведения поколениям всех времен – подталкивать к переосмыслению своих взглядов, заставить читателя понять, чьими глазами он смотрит на мир. Своими философскими, лирическими размышлениями он предлагает направить взор внутрь себя для обретения истинного фундамента. В своей жизни люди зачастую оперируют чужими, навязанными стандартами и пониманиями. Автор на примере себя предлагает содрать с себя все наносное, чтобы увидеть свою истинную индивидуальность. Только общество ярких индивидуумов, уважающих точку зрения других, может обрести истинное величие и свободу.

Вне всякого сомнения «Родина» Лермонтова – одно из самых гениальнейших произведений русской литературы. Такое чувство, что произведение опередило не только свое время, но и наше.

Анализ стихотворения Родина по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Милому Ахматовой

    Первые стихи Анны Ахматовой были изданы в 1911 году. Ранняя лирика поэтессы была всецело наполнена темой любви и страдания из-за нее. Хотя Ахматова и была поэтом-акмеистом

  • Анализ стихотворения Баратынского Звезда

    Стихотворение «Звезда» было написано в 1824 году. Оно повествует о ночном небе, в котором сосредоточено множество светящихся звёзд. Их настолько много, что предлагается выбрать какую-то одну и дать ей название

  • Анализ стихотворения Глупое сердце не бейся Есенина

    Подобно всякому настоящему поэту Есенин предчувствовал собственную кончину, он написал Глупое сердце.. в 1925 году и спустя совсем немного времени оставил этот мир весьма трагическим способом

  • Анализ стихотворения Соловьи Некрасова 5, 6 класс

    Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.

  • Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта

    Бальмонта довольно часто легко узнать по его характерному слогу и способу рифмовки. Его ритмика и рифмы как бы накатываются на следующие строчки и создают своеобразное ощущение некоторого нагнетания, погружения в стихотворение

- Родина -

Стихотворение написано поэтом в 1841 году, незадолго до смерти.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Анализ стихотворения

«Родина», по утверждению автора статьи в лермонтовской энциклопедии, является одним из самых замечательных произведений русской лирики XIX в. Написанное в последний год жизни, оно привлекло к себе внимание еще до публикации. Об этом стихотворении восторженно говорили В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов. Существует предположение, что поводом к созданию «Родины» послужило стихотворение Хомякова «Отчизна» - в одной из редакций стихотворение М. Ю. Лермонтова имело такое же название.

Можно сказать, что «Родина»-отнюдь не первое произведение поэта, посвященное теме Отечества, эта тема всегда была близка ему, так, например, первое напечатанное по воле автора и с его ведома стихотворение, «Бородино», посвящено той же теме.

Главная мысль стихотворения уместилась в одной строчке: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Любовь к отечеству для русского художника не новость; однако необычным является определение этого чувства. Все стихотворение представляет собой объяснение того, что Лермонтов называет «странною любовью».

Мотив «странной любви» разворачивается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих пластах. Необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления, к «славе, купленной кровью», противостоит столь же «непобедимая рассудком» привязанность к иному «лику» родины - простым картинам родной природы, русской деревни. Заявляя о своей любви к этому миру, поэт рисует его образ без романтических преувеличений. Перед читателем возникает живой поэтический образ России, основное содержание которого - русская природа и народная жизнь.

Критика не раз отмечала, что лермонтовские пейзажи отличались от пушкинских большей красочностью, употреблением цветовых эпитетов. Тем удивительнее сдержанность и экономия художественных средств в этом программном стихотворении поэта, где всего два цветовых определения: «желтая нива» и «белеющие березы». «Родина» свидетельствовала о том, что на смену романтическому пейзажу ранней лирики приходит обобщенный реалистический пейзаж.

Столь же далек от романтических образов раннего Лермонтова характер изображения русской деревни. Для поэта родина - в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого он как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой.
Срезными ставнями окно...

Антитезность решения темы в стихотворении «Родина» подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части и полным отсутствием их во второй. Связь второй части с темой «странной любви» выражена через повторы глаголов, обозначающих это отношение: «...но я люблю...люблю скакать в телеге...люблю дымок спаленной жнивы...с отрадой...смотреть до полночи готов...»

Если учесть, что стихи такого рода для М. Ю. Лермонтова являются итоговыми, то «Родина» соотносится со многими стихами позднего периода, среди которых можно выделить «Первое января», «Прощай, немытая Россия...», «Выхожу один я на дорогу». Лермонтовская «Родина» будет отзываться в поэзии последующих полутора веков, вплоть до лексических совпадений, почти открытого цитирования в поэзии Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Рубцова.

Анализ стихотворения Родина Лермонтова

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.лавная мысль

1. История создания. Стихотворение «Родина» было написано Лермонтов ым в 1841 г. Первоначально было названо автором «Отчизна». Считается полемическим ответом на стихотворение «Отчизна» Хомякова, появившееся в 1839 г. Хомяков был крайним сторонником славянофильства. В своем стихотворении он отстаивает идеи смирения русского народа и его беззаветной верности православной вере. Только в этом славянофилы видели величие России. Лермонтову же были присущи более демократические взгляды. Слишком вольные мысли поэта были причиной того, что стихотворение долго не печаталось российскими издательствами.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение, наблюдение и размышления автора о своей Родине.

3. Основная тема стихотворения - ощущение неразрывной связи поэта со своей страной. Для Лермонтова Родина - это не высшее общество с его мелочными интересами и бесконечными интригами. В «Родине» Лермонтов признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к Отечеству. В первых строках содержится скрытая полемика со славянофилами. Для поэта не так важны великие деяния предков и «заветные преданья». Его любовь к Родине «странная», впитанная с молоком матери.

Лермонтова восхищает неприхотливый русский пейзаж. Если изнеженным дворянам претит сама мысль о поездке в простой телеге по ухабистым российским просторам, то поэт находит в этом особую привлекательность. Только почувствовав на себе жизнь простого народа, можно понять и полюбить Россию. Вместо шумной столичной жизни Лермонтова привлекают безыскусные стороны крестьянского быта.

Поэт не дает прямого противопоставления, но оно чувствуется в произведении. Великолепный бал он с радостью променяет на «пляску с топаньем и свистом». В любовном отношении к деревенской жизни и простому народу Лермонтов развивает демократические взгляды Пушкина. Поэт призывает высшее общество обратиться к национальным корням, обратить внимание на тех, чьими усилиями создается истинное величие России.

4. Композиция. Вступительные шесть строк произведения задают весь его тон. Лермонтов заявляет о своей любви к Родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. Вторая часть - лирическое описание русской природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора.

5. Размер произведения - шестистопный ямб, который к концу меняется на свободный размер рифмовки.

6. Выразительные средства. Для описания русского пейзажа Лермонтов использует выразительные эпитеты: «холодное», «безбрежных», «дрожащие». Обобщенный взгляд на всю Россию представлен развернутыми метафорами («степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье») и ярким сравнением («разливы рек..., подобные морям»). Начало произведения написано в торжественном стиле с употреблением «высоких» словосочетаний: «купленная кровью», «гордого доверия». Постепенно язык упрощается, становится более конкретным. Тем самым увеличивается эмоциональное воздействие. Стихотворение становится более душевным, воздействующим непосредственно на чувства человека.

7. Главная мысль стихотворения - беззаветная любовь к Отчизне, которая слагается из простых, на первый взгляд незаметных, деталей. Лермонтов убежден, что это чувство нельзя воспитать или как-то воздействовать на его развитие. Эта любовь возникает непроизвольно в душе каждого русского человека.

(14 )

СТИХОТВОРЕНИЕ «РОДИНА» (1841)

Жанр: элегия.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Часть 1
Изображена официальная Россия со славой, «купленной кровью».
Часть 2
Россия предстаёт уже не приукрашенной, но всё равно горячо любимой:

Но я люблю — за что, не знаю сам,
Её степей холодное молченье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям …

Лирический герой воспринимает родину всеми чувствами:
⦁ зрением: «Взором медленным пронзая ночи тень»;

⦁ обонянием: «Люблю дымок спалённой жнивы

⦁ слухом: .»На пляску с топаньем и свистом // Под говор пьяных мужичков».

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь к родине.
⦁ Идея: суть любви к родине — в истинном чувстве, а не в официальном, казённом патриотизме.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

О стихотворении В. Г. Белинский писал, что фразы отличаются «алмазной крепостью».
⦁ Эпитеты: печальные деревни, безбрежные леса, дрожащие огни, жёлтая нива.
⦁ Метафоры: слава, купленная кровью, полный гордого доверия покой, взором медленным пронзая ночи тень.

Стихотворение «Родина» — одно из последних произведений Лермонтова. Зимой 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Под влиянием увиденных российских просторов — от Кавказа до Балтийского моря, — а также своих впечатлений и раздумий поэт написал это ·стихотворение. Его можно отнести и к пейзажной, и к философской лирике.

Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы и лирического стихотворения. В основе построения стихотворения «Родина» лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. В первой части поэт отвергает казенный патриотизм.

Во второй — признаётся в любви к России, к её природе, к её народу. Поэт размышляет о своём отношении к отчизне — о любви к ней. И в первых же строчках говорит о «странностях» своей любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.

Почему он считает свою любовь к России странной? Его любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт привязан к простым картинам русской природы, русской деревни, и это высокое чувство не дано победить рассудку.

Странной свою любовь к родине Лермонтов называет, наверное, потому, что такой она может показаться тем, кто не понимает, как и за что можно любить « степей холодное молчанье… » .

Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала поэт даёт официальное восприятие родины («слава, купленная кровью»; «полный гордого доверия покой» ; «старины заветные преданья»), затем следует общее изображение русской природы («степей холодное молчанье»; « лесов безбрежных колыханье»; «разливы рек её»).

После этого следуют детали, связанные с народным бытом («дрожащие огни деревень»; «дымок спалённой жнивы»; «полное гумно»; «изба, покрытая соломой»; «с резными ставнями окно»).

В финале картина ещё более сужается до изображения сельского праздника, на который поэт — путешественник « смотреть до полночи готов » . В каждой изображаемой картине поэт использует различную лексику.

В первых шести строках — отвлечённые, общие слова: отчизна, рассудок, слава. Затем он употребляет слова, которые обозначают объекты широкого масштаба (географического и топографического характера): реки, леса, степи, просёлочная дорога.

А во второй половине стихотворения «Родина» лексика более конкретна: изображены частности (это показано даже грамматически — слова употреблены в единственном числе): обоз, нива, изба, гумно. В своих стихах о природе Лермонтов предпочитает цветовые эпитеты.

В «Родине» прямых цветовых эпитетов немного (жёлтая нива; белеющие березы), и всё же впечатление цветного изображения русской природы присутствует: голубой цвет — реки и моря; зелёный — леса; черный — ночь; жёлтый — огни, нивы, солома; белый — берёзы.

Зато как метафоричны эпитеты «печальные деревни» и «безбрежные леса»! И даже лёгкий оттенок грусти вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением стихотворения.

Поэт использует также и другие средства художественной выразительности: метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой; не шевелят во мне отрадного мечтанья; взором медленным пронзая ночи тень), олицетворение (степей холодное молчанье), анафору (Её степей … Её лесов); аллитерацию (разливы рек её, подобные морям); ассонанс (полный гордого доверия покой.

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

История создания. Стихотворение «Родина» в автографе имеет дату 13 марта 1841 года и называется «Отчизна». Но опубликовано оно было при жизни поэта в том же году в журнале «Отечественные записки» под названием «Родина». Это изменение названия, очевидно, связано с тем, что слово «отчизна» воспринималось как декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга. Такое значение не соответствовало идее, которую автор вкладывал в стихотворение, отказываясь от всех существовавших понятий патриотизма. Показательно, что написанное на Кавказе стихотворение рисует пейзажи среднерусской полосы. Известно, что незадолго до создания этого произведения Лермонтов на короткий срок приезжал из действующей армии в Петербург. Его впечатления от путешествия через Россию и легли в основу стихотворения.

Жанр и композиции. В стихотворении «Родина» преобладают реалистические тенденции, которым соответствуют принципы изображения. Стиль лишен патетики, но в соответствии с художественной идеей он неоднороден. Стихотворение можно условно разделить на две неравные части:

1-я часть - полемическая, она составляет начальные шесть строк стихотворения; 2-я часть - элегия, в которой выражены патриотические чувства поэта как глубоко личные. 1-я часть представляет общий тезис, особенностью которого является то, что он дается не в виде утверждения, а как отрицание всего того, что не может для автора быть объяснением его любви к родине. Он трижды дает отрицание того, что могло для других стать таким объяснением. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое. Это не система доказательств, не подбор соответствующих доводов, а эмоциональная, пропитанная авторским лиризмом картина родной страны. Здесь преобладает описание, а не рассуждение, причем композиция этого описания тоже весьма необычна. Взгляд автора идет от общего плана, чему соответствует как бы «взгляд сверху», при котором возможно обозревать «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям». Затем точка зрения смещается: вместе с лирическим героем взгляд «спускается на землю», и тогда появляются «проселочный путь», встреченные по дороге «дрожащие огни печальных деревень», увиденная им «на холме средь желтой нивы» «чета белеющих берез». Затем движение взгляда как будто останавливается, сосредоточиваясь на деталях той картины, которая окружает поэта: «полное гумно», крестьянская изба, «с резными ставнями окно». А в конце лирический герой перестает быть только наблюдателем и сам становится участником того, что происходит в глубинах жизни родной страны:


Смотреть до полночи готов
Под говор пьяных мужичков.

Так уже композиционная организация стихотворения показывает, насколько необычны были идеи, заложенные в нем.

Основные темы и идеи. Особенности мировосприятия Лермонтова в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине, выраженную в этом стихотворении. О том, насколько иррационально его чувство, дают представление патриотические мотивы, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Уже в раннем стихотворении «Жалобы турка» (1828) Лермонтов совершенно неожиданно от описания всего того, что возмущает его в стране, «где стонет человек от рабства и цепей», переходит к утверждению: «Друг! Этот край... моя отчизна!» Позже он напишет известное стихотворение, где назовет свою родину «страна рабов, страна господ». А если и находятся в поэзии Лермонтова положительные образы, связанные с родиной, то они отнесены к ее прошлому, как в стихотворении «Бородино» или в «Песне... про купца Калашникова». Вот почему так важно, что в конце творческого пути, отвечая на упреки тех, кто обвинял его в отсутствии патриотизма, он пишет стихотворение, главная тема которого - любовь к Родине. Не случайно в одном стихотворении поэт четыре раза употребляет слово «люблю» и один раз «любовь». Ведь он доказывает, что это чувство иррационально, его можно показать, выразить в образах, «заговорить» словом как заклинанием, но невозможно объяснить. В самом начале поэт резко отрицает все то, что могло бы посчитаться объяснением. Он пишет:

Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Трижды повторенное отрицание - это весомый ответ всем тем, кто пытался присоединить Лермонтова к своей позиции. Так, несмотря на уважительное отношение к декабристам и их гражданскому подвигу, о чем поэт писал во многих стихотворениях, он не согласен с тем, что идея гражданского служения - причина его любви к отчизне: потому это слово и заменено им в названии. Затем он последовательно отрицает как официальную версию патриотизма в духе лозунга «самодержавие, православие, народность», так и славянофильское представление о патриотизме как любви к прошлому России. Лермонтовское стихотворение и явилось своеобразным откликом на стихотворение «Россия», написанное одним из лидеров славянофилов А.С. Хомяковым.

Но вместо всего этого поэт трижды повторит другую, самую важную для него идею - его любовь к Родине «странная» Это слово становится ключевым в стихотворении «Родина»:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой...

Но я люблю - за что, не знаю сам...

Такое чувство, не имеющее объяснения, сродни самым личным, интимным чувствам человека: нельзя любить за что-то, скорее можно любить вопреки. Нечто сходное имеется в патриотическом чувстве, о котором пишет Лермонтов. Он выражает его через те картины родной страны, которые особенно близки его сердцу. И возникает удивительная вещь: поэт-романтик, который так много, с таким восторгом писал о Кавказе, говоря о любви к Родине, видит совсем иные картины. Перед его мысленным взором проносятся бескрайние просторы России, с которыми связан мотив пространства, близкий по духу лирическому отступлению Гоголя о богатырях из поэмы «Мертвые души», также завершенной в 1841 году. В то же время нет никакой патетики в том, как Лермонтов описывает природу своей страны, наоборот, он очень сдержан и реалистичен. Перед нами встает типичный пейзаж средней полосы России, с ее проселочными дорогами, «печальными» деревнями, дымком, идущим от спаленной жнивы, ночующим в степи обозом. Особое чувство поэта вызывает образ, ставший символом подлинно народной России: «и на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез».

Неоднократно исследователи отмечали, что завершающая это описание народной России картина показывает, насколько Лермонтов близок здесь пушкинской традиции. Достаточно сравнить такие строки из «Родины» Лермонтова и «Евгения Онегина» Пушкина:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно.
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

(.Лермонтов)

Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи...
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.

(Пушкин)

Все это свидетельствует о том, что в позднем творчестве, к которому относится стихотворение «Родина», происходят зна-" чительные перемены в мировосприятии Лермонтова. Вот почему патриотическое чувство поэта оказывается сродни тому, которое испытывают простые русские люди. И стихотворение, в котором поэт пытается определить природу своей странной любви к родине, завершается полным погружением лирического героя в самую глубь народной жизни и народного сознания.

Художественные особенности. В соответствии с общей концепцией стихотворения, оно лишено патетики - лишь первая часть звучит более торжественно, а потом язык становится все проще. Соответственно меняется и размер: легко и естественно поэт переходит от несколько тяжелого, замедленного 6- и 5-стопного ямба к привычному, «пушкинскому», 4-стопному. Основным художественным средством здесь является точный эпитет (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, с резными ставнями окно, дрожащие огни печальных деревень) и сравнение (разливы рек ее, подобные морям).

Значение произведения.
Стихотворение «Родина» стало знаковым для русской литературы - так о патриотизме еще никто не писал. Уже после Лермонтова Толстой в романе «Война и мир» выдвинул идею о «скрытой теплоте патриотизма», а Тютчев написал знаменитые строки «У Россию,не понять...». Идея иррациональности судьбы России, ее особой миссии в мире на рубеже веков была положена в основу одной из важнейших философских концепций, нашедшей отражение в творчестве Блока, а тему любви к глубинной, народной России со всеми ее странными и неоднозначными явлениями сделал главной в своем творчестве Есенин. Не сразу современники Лермонтова поняли глубину мысли, заложенной в этом стихотворении, ко наиболее чуткие критики уже тогда отмечали ее значимость Белинский назвал «Родину» Лермонтова «пушкинской» и признал «одной из лучших», а Добролюбов отметил, что в этом произведении поэт «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». И этому великий русский поэт учит наших современников.