Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №119

г. Екатеринбург, ул. Павла Шаманова, 19

 Адаптация ребенка в детском саду.

В жизни практически каждого родителя наступает момент, когда своё чадо нужно оформлять в детский сад. Первый вопрос, который беспокоит родителей: «Как пройдёт адаптация ребёнка в детском саду?». И в этом нет ничего странного, поскольку в новых, пусть даже самых благоприятных условиях, жизнь ребёнка связана с некоторыми трудностями.

Можно сказать, что адаптация – это привыкание организма к новой обстановке, новому окружению и отношениям.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (положительные изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Конечно, адаптация каждого ребёнка проходит индивидуально. Всё зависит от методов воспитания ребенка в семье, уровня развития ребёнка, возрастного соответствия и зависимости от мамы.

Различают три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1)  легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2)  средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3)  тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Может возникнуть энурез.

4)  очень тяжелая адаптация: около полугода и более.

Так же на адаптацию влияет тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание.

При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечаются задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.

Как бы мы не готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Все этот может отразиться на его здоровье.

Но родители, как никто другой, могут помочь своему чаду. Ведь всегда проще предотвратить подобные последствия, нежели бороться с ними.

Для того, чтобы адаптация в детском саду прошла гладко, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Родителям, как можно раньше нужно донести ребёнку положительную информацию о детском саде. Рассказать, что там много деток, игрушек и вообще очень интересно. Но в то же время, нужно не перестараться, чтобы не вызвать у ребёнка страх и неуверенность в себе;
  2. Очень важным является соответствие домашнего режима режиму работы детского сада. Особенно это касается времени укладывания спать и периодов питания. Режим деского сада: 8.30 - завтрак, тихий час - с 13 до 15. Забирают детей в 17-18 часов. К вечернему сну лучше всего отправляться в 21.00;
  3. С первых дней, никоим образом нельзя оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. На начальном этапе дети очень устают как морально, так и физически, поэтому несколько дней в неделю лучше оставаться с ребёнком дома;

4.Необходимо научить ребёнка элементарным навыкам самообслуживания и самостоятельности;

  1. Обязательно поставьте в известность воспитателей о привычках и пристрастиях вашего ребёнка. Это поможет избежать конфликтов на будущее;
  2. Первое время не запрещайте малышу брать с собой игрушки. Это позволяет ему внести частичку своего дома в абсолютно новую обстановку;
  3. Будьте на связи с персоналом группы. Интересуйтесь, как можно чаще поведением ребёнка, его отношениями с окружающими людьми;
  4. Наиболее тяжело адаптация в условиях детского сада проходит у единственного в семье ребёнка. Поэтому необходимо заблаговременно познакомиться с воспитателями группы и особенностями организации жизни в группе.

Важное условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Наберитесь терпения! Через это проходят практически все детки, и вам точно нечего бояться. При правильном воспитании и комфортной обстановке дома этот процесс пройдет успешно и без ужасных круглосуточных истерик.

  

Педагог-психолог

Якунина А.М.