Науки        11.03.2022   

Общение как социально-психологический феномен. Психология социального общения Список использованой литературы

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г.,когда одновременно появились работыМакДауголлаи Э. Росса, в названия которых был включён термин «социальная психология». Сейчас она изучает психологические явления и отношениямежду людьми.

Тема: Общение

Успехи того или иного человека в его финансовых делах

процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний

и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми.

Дейл Карнеги [Дорошенко, с. 221]

Прагматичный Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов заплатить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире» [Дорош., с. 94].

Специальный хронометраж менеджерского времени показал, что более 80 % уходит на разговоры, т. е. на общение.

Общение – обмен информацией; процесс установления, развития и поддержания контактов между людьми.

Установить контакт – значит привлечь внимание, вызвать интерес, расположить собеседника к себе, т. е. вызвать у него желание общаться с нами. Решающими для формирования впечатления о человеке являютсяпервые четыре минуты общения с ним. Первое впечатление, хотя и не всегда бывает верным, однако довольно устойчивым. Меняется с большим трудом и долго.

Качества, помогающие и мешающие общению

Качества человека, помогающие и мешающие общению, приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Качества, помогающие и мешающие общению

Общению

помогают

мешают

Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность)

Недоброжелательность

Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость)

Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия)

Недружелюбие

Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости)

Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость)

Неприветливость

Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру)

Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность)

Неискренность, лживость

Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию)

Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их)

Неэмпатичность

Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь)

Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный)

Непредупредительность

Общительность (склонность общаться)

Необщительность

Самоуверенность

Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость)

Невежливость

Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость)

Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника)

Неуважительность

Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность)

Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении)

Бестактность

Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность)

Умение говорить

Неумение говорить

Заносчивость (высокомерность, чванство,)

Умение слушать

Неумение слушать

Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб)

Коммуникабельность (способность общаться)

Некоммуникабельность

Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость)

Инициативность

Безинициативность

Наглость

Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность)

Трудность вступления в общение

Нескромность, хвастливость

Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн)

Закрытость

Скрытность

Уход от зрительного контакта

Надёжность

Ненадёжность

Демонстрация превосходства

Обязательность (верность своему слову)

Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно)

Опрятность

Неопрятность

Эгоизм

Оптимистичность

Пессимистичность

Энергичность, активность

Вялость, пассивность

Чувство юмора

Отсутствие чувства юмора

Культурность

Некультурность

Неумность

Задание студентам: Продолжить списки качеств.

О человеке, обладающем качествами из первой колонки таблицы, говорят: у него лёгкий характер, он приятный человек.

О человеке, обладающем качествами из второй и третьей колонок таблицы, говорят, что у него тяжёлый характер, он провоцирует конфликты, его лучше избегать. Впереди у него – либо трудная работа над собой, либо одиночество.

На практике часто путают общение и отношения. Но они не совпадают. Общение – средство, процесс построения и реализации отношений.

Умение общаться – это умение строить взаимоотношения. Это умение ещё называюткоммуникативной компетентностью.

В последние годы наряду с общением используют понятие коммуникации . Нокоммуникация более широкое понятие, чем общение; изначально оно понималось как сообщение, связь; пути сообщения [словарь иностр. слов]. Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты.

Процесс общения происходит между двумя активными сторонами, и в этом процессе есть не только сообщение, но и обратная связь, т. е. ответное сообщение, реакция.

Начинается общение с восприятия другого человека (перцепции ). Затем следует обмен информацией (коммуникация ) и/или обмен действиями (интеракции ).

В структуреобщения социальные психологи выделяют три стороны.

1. Перцептивная – выражается в восприятии партнёрами по общению друг друга.

2. Коммуникативная – выражается в обмене информацией.

3. Интерактивная выражается во взаимодействии партнёров в процессе организации и выполнении совместной деятельности.

«Лишь через своё отношение к другому человеку человек существует как человек» (С.Л. Рубинштейн ).

    Понятие общения.

    Функции общения.

    Виды общения.

    Стили общения.

Понятие общения. Общение – важнейшее из понятий, описывающее мир людей. Мир, в который попадает человек с момента своего рождения и в котором протекает вся его жизнь.

Человеческий мир – это поле смыслов и значений. С рождения до смерти человек погружён в символическое пространство отношений и разнообразных взаимодействий с другими людьми.

Общение – универсальная реальность бытия Человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. В этой реальности формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. По своему духу «общение» - понятие гуманитарное.

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт , связь , взаимодействие , обмен , способ объединения . Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, т.е. соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения.

Общение – одна из основных психологических категорий. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению . Общение как феномен является неоднозначным и весьма разнородным: оно может быть формальным, а может быть образцом взаимопонимания, может быть лишь обменом, а может быть и творчеством, может являться проявлением эгоизма, манипуляции, а может служить примером взаимоуважения и высокой нравственности.

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми, посредством своего отношения к другим, а бытие человека в его отношении к другим людям есть сфера этического. Уровень нравственного развития оказывает самое существенное влияние на все стороны процесса общения, поскольку личность не только формируется в общении, но и во многом определяет его.

Функции общения. Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания; установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения; сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения; контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния и др. Если же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность). Общение является формой существования и проявления человеческой сущности .

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль.

Общение способствует удовлетворению следующих потребностей:

- потребности в стимуляции,

- потребности в событиях,

- потребности в узнавании,

- потребности в достижениях и признании,

- потребности в структурировании времени.

Виды общения. Первая классификация : межличностное и ролевое . Степень социальной заданности общения весьма различна. Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние, можно охарактеризовать как непосредственные, контактные . А тип общения, их создающего, называется межличностным типом общения . Оно строится на основе эмоциональной привлекательности, ценностного сходства партнеров и мало зависит от их социальных рангов и ролей.

Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, - дистантные , опосредованные. Они реализуются в ролевом общении . Здесь человек несвободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Он лишается определенной спонтанности своих реакций. Образы, действия, представления и даже чувства задаются ему его социальной позицией. Лишаясь спонтанности, человек в ролевом общении приобретает ряд не менее важных ценностей: чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу и отношения.

Можно сказать, что есть культуры, более тяготеющие к ролевому общению, а есть культуры, склонные к выстраиванию между людьми межличностных, эмоциональных отношений.

Вторая классификация : ритуальное, монологическое, диалогическое . Ритуальное общение – пролог к построению отношений и способ подтверждения своего существования в качестве члена той или иной важной для человека группы. Оно выполняет ряд важных функций: укрепление психологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация и подкрепление установок и ценностей. Важная особенность ритуальных отношений – их «безличность». Наличие и достойное выполнение членами общества различных ритуалов (приветствия, извинения, религиозных, государственных и т.п.) – показатель стабильности и социальной грамотности общества. По своей сути ритуальное общение – это ролевое , «объект-объектное » общение , в силу того, что ценность личности, индивидуальности в нём нивелирована, у него нет конкретного автора, нет направленности на конкретного человека. Участники равны в своей безличности и в своем праве удовлетворить те важные социальные потребности, ради которых они вступили в ритуал.

Монологическое общение предполагает позиционное неравноправие партнеров. Один – автор воздействия, лицо активное, другой – объект воздействия, лицо пассивное. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция .

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована: «Будешь делать, как я скажу». В качестве средств оказания влияния используются приказ , указания , предписания и требования , наказания , поощрения . Данное общение может быть эффективно в военных, экстремальных, чрезвычайных и сложных условиях. Но оно неуместно и неэтично в интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях. В практике воспитания считается, что есть только три момента, которые могут быть привиты ребенку при помощи жесткого императива: не делай того, что является угрозой для твоей жизни; не делай того, что является угрозой для жизни другого человека; не наноси вред имуществу и ценностям семьи.

Манипулятивное общение – скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранилась иллюзия самостоятельности принятых решений. Особенность манипуляции – партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими. В манипулятивном общении партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Сферами «разрешенной манипуляции» являются бизнес, политика, идеология. В любом обучении присутствует элемент манипуляции. Э. Шостром выделил восемь типов манипуляторов, которые легко объединяются в четыре пары:

Диктатор – тряпка;

Вычислитель – прилипала;

Хулиган – славный парень;

Судья – защитник.

Э.Шостром, описывая манипуляторов, отмечал их стремление к постоянному контролю своего поведения и поведения других людей, отсутствие искренности, желание произвести впечатление, цинизм, деформацию эмоциональной сферы

В императиве и манипуляции человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника (эффект «двойника» , по А. Ухтомскому).

Диалог – это равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Характеристиками такого общения являются:

    Конгруэнтность партнеров по общению, т.е. соответствие между опытом (переживаниями), осознанием этого опыта и средствами общения. Человек не считает нужным лицемерить и лукавить.

    Безоценочное восприятие личности партнера , доверие к его намерениям.

    Проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается, если общающиеся переходят на язык догм.

    Персонифицированный характер общения , разговор от имени собственно «Я»: «Я считаю», «Я думаю», – вместо безличных обобщений: «Всем известно», «Не вызывает сомнений».

Стили общения – это устоявшиеся привычные формы поведения человека по отношению к другим для достижения тех или иных целей в отношениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Введение

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и, вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения, как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи, первостепенное место отводится социальной психологии.

Вопросам общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, однако, однозначного подхода к проблемам общения в психологической науке не существует, что и позволило нам рассмотреть их более детально и определило направление исследования.

Процесс общения - достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детально рассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения существуют разные подходы.

Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.

Объектом исследования является общение, как социальное явление.

Предмет исследования - проблемы общения в социальной психологии.

Задачи исследования:

Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.

Проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.

Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.

Определить особенности каждой из функций процесса общения.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении проблем общения, структуры общения, содержания общения, а также разных сторон (функций) процесса общения, их описании и интерпретации.

1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии

1.1 Понятие общения

Проблемы общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов, психологов, специалистов по социальной психологии, детской и возрастной.

Однако, разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко неодинаковый смысл. Некоторые авторы считают правомерным утверждать, что общение - это язык человека с природой и самим собой. Однако, очень важно определить для себя понятие общения.

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах.

Помимо взаимной направленности действий людей при общении, наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект.

Для общения характерно также то, что каждый участник выступает в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание.

Таким образом, перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация воздействия в отрыве от других черт общения приводит к интеракционистской позиции, которая резко объединяет представление об общении.

При чрезмерном акценте на обмене информации, как сути общения, последнее превращается в коммуникацию - явление, также намного более узкое, чем общение. И, наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от термина "взаимоотношения" имеет важное принципиальное значение.

Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обуславливают форму общения. Общение - это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.

Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния общества на личность. В связи с этим, в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития высших психических функций.

Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные теоретические подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем, они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

1.2 Структура, содержание и формы феномена общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов.

Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:

1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);

2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию;

3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;

4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);

5) пристройка к субъекту - партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);

6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;

7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

8) корректировка направления, стиля, методов общения;

9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.

Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения.

Общение всегда привязано к определенной ситуации, и, в этом смысле, обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение.

Субъект общения - человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.

Основными потребностями общения выступают: потребность в решении предметных задач деятельности, аффилиация (стремление к принятию, страх отвержения), демонстрация “Я”, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании и т. д.

Цель общения - конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.

Действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий - инициативные и ответные.

Речь - форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако, объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга.

Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижения средств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека.

Стиль общения - индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями того, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, электронная почта, Интернет и т.д. Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом, общение следует понимать как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

2.1 Типы и виды общения

Анализ психологической литературы показал, что по своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.)

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

По длительности общение может быть кратковременное и длительное. По степени завершенности - законченное и прерванное (незаконченное).

По контингенту участников и количеству каналов двухсторонней связи различают также межличностное общение, лично-групповое (например, руководитель - группа, учитель - класс и т.п.), межгрупповое (группа - группа), а также массовое (социально-ориентированное) и внутриличностное (интраперсональное) общение.

Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Массовое общение (или массовая коммуникация) осуществляется с опорой на современные коммуникационные технологии и средства. Она охватывает широкий спектр типов психологического воздействия: от осведомления (информирования) и обучения людей до убеждения и внушения.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение - авторитарное, директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В этом случае, партнер по общению рассматривается как объект воздействия, он выступает пассивной, “страдательной” стороной. Конечная цель такого общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Манипулятивное общение - тип межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Диалогическое общение - равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия личностей партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и, вместо знания личности собеседника,обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение - ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. При деловом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются, прежде всего, для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Характеристика основных функций процесса общения

В наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. социальный общение коммуникативный перцептивный

Коммуникативная функция общения, или коммуникация, в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение полифункционально. Это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом, оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.

С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения:

1) Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и реализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.

2) Инструментальная функция заключается в обслуживании различных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.

3) Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека средством развития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.

Таким образом, в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Так же, бывают: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема - передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая за потребности в изменении своего эмоционального состояния.

Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема общения является основной для социальной психологии. В следствии сложного данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению.

Изучение общения показывает разнообразное проявление и фиксации данного феномена. Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем, содержательные аспекты общения оставались, по существу, за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно, в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело.

Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру:

1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

Общение -- сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее -- реципиентом.

Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта, даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельности индивидуальных участников.

При этом, под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и основные концепции, типы и виды общения, характеристика основных его функций. Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии: информационный, интеракциональный, реляционный. Структура, содержание и формы феномена общения.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2009

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Понятие делового общения, его структура и связь с личностными качествами человека. Некоторые аспекты истории развития делового общения в структуре социальной психологии. Специфика психологического и педагогического подходов к изучению делового общения.

    реферат , добавлен 04.12.2013

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Понятие и классификация общения как основы межличностных отношений. Специфика перцептивной фазы делового общения. Сущность трансакционного анализа. Основные формы трансакта, значение их в бесконфликтном построении разумного, культурного поведения.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2009

    Изучение общения как процесса взаимодействия людей. Теоретический анализ проблемы общения в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Особенности общения в студенческой группе.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2015

    Предмет, структура и содержание общения, его основные цели, средства и видовые различия. Понятие общения как социально-психологического механизма взаимодействия людей. Невербальные элементы общения. Типы речи: повествование, описание и рассуждение.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2011

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

Общение является одной из трех основных сфер жизнедеятельности человеческого общества наряду с трудовой деятельностью и познанием. Выступая необходимым элементом трудовой деятельности людей и реальным бытием их сознания. общение пронизывает всю материальную и духовную жизнь общества, организует и обеспечивает нормальное функционирование общест­венного организма. Иначе говоря, оно представляет собой одну из необходимых предпосылок существования человеческого общества. Впоследствии оно становится необходимой и существенной стороной любого вида человеческой деятельности. С развитием общества, материальной и духовной культуры общение превращается в самостоятельный вид человеческой деятельности, занимая важное место в жизни людей и удовлетворяя их все более усложняющиеся эмоционально-нравственные потребности.

Кроме того, общение - это необходимое условие и важный фактор существования и социализации человека как личности. В процессе общения каждый индивид одновременно является и субъектом и объектом взаимодействия. Поскольку один из общающихся становится объектом воздействия другого человека, то он становится в той же мере и объективным обстоятельством жизни этого индивида, второй - обстоятельством жизни первого. А это значит, что само общение, будучи обстоятельством жизни для индивидов, наряду с трудовой деятельностью превращается в решающий фактор развития общества в целом и формирования каждого отдельного индивида. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» называют общение одним из основных факторов общественного развития.

Какое место занимает общение в системе общественных отношений?

Общественные отношения являются основой и выражают сущность непосредственного и опосредованного взаимодействия людей, конкретных отношений общения между ними. К. Маркс и Ф. Энгельс, создавая научную социологию, свели действия и отношения отдельных индивидов к отношениям больших социальных групп, к классовым отношениям и в бесконечном хаосе общественных связей раскрыли глубокие повторяющиеся явления, разделив все общественные отношения на материальные и идеологические, выделив производственные в качестве основных, первичных. Это, конечно, не означает, что непосредственные личные и все другие отношения и формы общения между людьми для классиков марксизма-ленинизма не существовали и не заслуживали внимания и изучения. В теории марксизма всегда различался подход к человеку со стороны экономической, политической, идеологической и с точки зрения непосредственных человеческих, психологических, личностных отношений. В. И. Ленин обращал внимание на необходимость изучения конкретных отношений, так как они формируют реальных личностей. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии», наряду с общением в его универсальном значении как совокупности всех объективных общественных отношений, говорят и об индивидуальном общении людей как их конкретных связях и отношениях, складывающихся в практической жизнедеятельности. Индивиды вступают «в общение между собой не как чистые Я, а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития своих производительных сил и потребностей, и так как это общение, в свою очередь, определяло производство и потребности, то именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало - и повседневно воссоздает - существующие отношения». То есть в реальной действительности, в повседневной жизни имеют место только личные взаимоотношения индивидов. Но это лишь видимая, являющаяся сторона общественных отношений, сущность которых скрыта от непосредственного наблюдения. В них и через них реализуются объективные социальные, материальные и идеальные отношения, которые составляют действительную сущность индивидуальных отношений личностей. Там, где пересекаются действительные объективные интересы людей, где они объективно поставлены во взаимные отношения друг к другу, там они с необходимостью вступают и в отношения общения - такова реальная действительность. Конкретные индивидуальные отношения между людьми необходимы, неизбежны и имеют всеобщий характер. Через них осуществляется непосредственная связь личности с обществом. Они и составляют отношения общения. Следовательно, общение в социологическом аспекте - это конкретные индивидуальные отношения всеобщей связи и взаимодействия, являющиеся формой существования объективных социальных отношений .



Отношения общения имеют индивидуально-избирательный характер, зависят от субъективных стремлений личностей, выражают их волеизъявления, их личные привязанности, симпатии и антипатии.

В социально-психологическом плане общение представляет собой сложный и многогранный процесс. Прежде всего, оно выступает как информационный процесс, то есть как процесс передачи и восприятия информации участниками общения, причем не только словесной, но и эмоциональной. Общение - это и психологические отношения людей друг к другу, отношения привязанности, доверия, симпатии, антипатии. Это и эмоциональный контакт, который выражается в эмоциональном созвучии общающихся людей - сопереживании, сочувствии, соучастии. Общение - в то же время и акт волеизъявления; это выражается в стремлении участников общения воздействовать друг на друга и проявляется в форме внушения, убеждения, просьбы, приказа и т. д. Общение - это и установление взаимопонимания между общающимися. Внутренней основой и необходимой предпосылкой взаимопонимания является возможность идентификации, взаимного уподобления общающихся людей друг другу, способность вообразить себя на месте другого. На этой основе вырастает сочувствие и соучастие. Можно говорить о высоком уровне взаимопонимания, для которого характерна адекватность взаимооценки и совпадение системы социальных и индивидуальных значений и о низком уровне взаимопонимания, когда системы социальных и индивидуальных значений у общающихся резко различны или нет совпадения в уровне взаимооценки. Взаимопонимание особенно необходимо в межличностном общении.

Таким образом, общение между людьми в социально-психологическом аспекте представляет собой сложное, комплексное явление. Начинаясь с психического контакта, общение перерастает в сложный психологический процесс взаимодействия, имеющий свои, психологические предпосылки и условия протекания, динамику развития и определенный результат. По своей сущности оно представляет собой конкретное осуществление социальной связи между людьми, как реальное проявление системы общественных отношений. Иначе говоря, общение, возникая на основе общественных отношений людей и являясь по своей сущности формой их реализации, практически, конкретно выступает как сложное психологическое взаимодействие, как своеобразный психологический процесс установления взаимосвязи между людьми. Содержание самого процесса общения объективно обусловлено основаниями и ситуацией общения и в то же время зависит от субъективных целей, желаний, представлений его участников. Характер и результаты общения также испытывают на себе влияние индивидуально-психологических свойств общающихся людей. Поэтому изучение общения между людьми не может вестись без учета объективного социального содержания его и в то же время предполагает анализ конкретных психологических характеристик его предмета, характера и результатов.

Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает в себя множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как "процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других" . Большая часть нашего поведения является следствием текущих социальных взаимодействий или произошедших ранее.

Социальное взаимодействие подразумевает межличностные контакты, при которых двое или больше людей осуществляют какие-либо совместные действия. Эти контакты не обязательно должны быть непосредственными. Очевидно, что при современных средствах связи взаимодействовать между собой могут и люди, разделенные большими расстояниями, даже находящиеся на разных континентах.

Взаимодействия могут иметь устойчивый или эпизодический характер, а иногда и одномоментный. Например, когда незнакомые люди оказываются в одном купе поезда.

Э. Холландер выделяет следующие характерные черты социального взаимодействия . Во-первых, это взаимозависимость поведения участников взаимодействия. Поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия – это взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга. Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта – подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить.

Взаимодействия складываются из отдельных действий или поступков людей. Польский социолог Я. Щепаньский рассматривает каждое социальное действие как систему, в которой можно выделить следующие составные элементы: а) действующее лицо; б) предмет действия или лицо, на которое действуют; в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств действия; д) реакция лица, на которое действуют, или результат действия .

Западные исследователи выделяют две большие категории в понятии "структура взаимодействия". Во-первых, это формальная структура взаимодействия, под которой понимаются такие образцы взаимоотношений, которые требуются обществом, его социальными институтами и организациями. Во-вторых, отмечается также наличие неформальной структуры взаимодействия, порождаемой индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То, что называется формальным уровнем взаимодействия, закреплено в формальных (официальных) социальных ролях. Неформальный уровень взаимодействия основан на межличностной привлекательности, привязанности людей друг к другу. Этот уровень обусловлен индивидуальными диспозициями. Отметим также, что взаимодействие в официальных ситуациях может приобретать некоторые черты неформального взаимодействия. Будучи длительными и непрерывными, формальные отношения обусловливаются также индивидуальными психологическими свойствами взаимодействующих людей.

Наши взаимодействия с людьми в большой степени обусловлены тем, как мы воспринимаем этих людей, их словами и делами. Наши восприятия, в свою очередь, подвержены влиянию наших ролей, в которых мы взаимодействуем с ними, и нашему взгляду на эти роли.

Мы отмечали, что при новом взаимодействии каждый из нас обычно относит другого индивида к какой-либо категории, приписывает ему ту или иную роль. На данной основе мы пытаемся предсказать, как эти люди будут реагировать в том или ином случае, какие установки для них характерны. То, как именно мы определим роль другого человека, будет влиять на последующее взаимодействие.

При рассмотрении различных особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости – кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия для достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно достичь, действуя в одиночку. Отмечается, что уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких индивидов происходят в условиях соревнования, где выигрыш возможен не для всех, а иногда только для одного человека. Например, игра в шахматы.

Указанные два вида взаимодействия не следует противопоставлять, рассматривая как взаимоисключающие. Так, имеется немало соревновательных по форме ситуаций, в которых обе участвующие стороны могут выиграть посредством кооперативных действий. Возьмем, например, научную дискуссию. Конечно, каждому из ее участников хочется, чтобы его позиция возобладала над остальными. Однако в процессе научного спора, высказывая собственные аргументы в пользу своей концепции, все его участники движутся в направлении поиска истины. Дипломатия также представляет собой взаимозависимые отношения, которые включают в себя и соревновательные, и кооперативные элементы.

Невозможность однозначного определения вида взаимодействия в группах (диадах) показывает анализ, проведенный А. Л. Журавлевым . Были выделены следующие социально-психологические типы взаимодействия:

  • – сотрудничество: оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;
  • – противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;
  • – уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного взаимодействия;
  • – однонаправленное содействие, когда один из партнеров способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
  • – однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;
  • – контрастное взаимодействие: один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);
  • – компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Именно наличие взаимодействий между людьми является основным отличительным признаком совместной деятельности по сравнению с индивидуальной, как отмечает А. Л. Журавлев. Им были выделены следующие основные признаки совместной деятельности. Это, во-первых, наличие единой цели для участников. Такая единая цель может быть подразделена на ряд более частных совместных задач, которые затем решаются поэтапно. Обязательным компонентом совместной деятельности является общая мотивация – побуждение работать вместе. Здесь возникает много сложнейших вопросов о соотношении индивидуальных и групповых мотивов, общей цели и мотивов. И наконец, такой важный компонент совместной деятельности, как совместные усилия по реализации ее задач, которые должны завершаться общим результатом. При этом процессы распределения, интегрирования, координации и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами имеют отношение ко всем основным структурным составляющим деятельности .

Поскольку взаимодействие можно представить себе как своеобразное переплетение действий отдельных его участников, очевидно, что их личностные особенности будут влиять на весь этот процесс. На основе исследований в диадах А. Коуэн вместе с коллегами предпринял попытку определения так называемого межличностного стиля, используемого отдельными индивидами при взаимодействии. Межличностный стиль – это та общая манера, которая характерна для каждого индивида при его взаимодействии с другими.

Почти никто не ведет себя одним и тем же образом во всех ситуациях. Конечно, различные ситуации требуют различных образцов поведения. Однако, отмечает Коуэн, почти каждый человек имеет предпочитаемый или доминантный стиль взаимодействия. Это стиль, который соответствует его Я-концепции, стиль, который ему наиболее удобен. Одни люди очень различны по своему межличностному стилю дома, на работе, с друзьями и т.д. Другие демонстрируют лишь легкие вариации их "обычного" стиля. Рассмотрим эти стили.

Первый из них выражается в общепринято вежливых формах взаимодействия, когда люди руководствуются социальными условностями, что обычно рассматривается как "приемлемое и вежливое" поведение. Когда два человека встречаются впервые, они, по всей вероятности, начинают с этого стиля. Их разговор обычно ведется на безличном и приветливом уровне, а его содержание остается в границах того, о чем легче всего говорить.

Второй стиль взаимодействия – умозрительно-экспериментальный. Человек, который предпочитает этот стиль, рассматривает, исследует и оценивает все и всякого тщательным образом с намерением изучить и понять. Его выводы основаны на опыте и могут видоизменяться, но в соответствии с установленной позицией, которая меняется редко. Главное качество процесса взаимодействия, создаваемого этим стилем, – это открытый обмен действиями, которые редко имеют эмоциональную окраску.

Третий стиль взаимодействия – агрессивно-аргументированный. Когда человек энергично занимает твердую позицию по какому-либо вопросу и выдвигает свои собственные аргументы. Чувства человека при этом могут быть сильными, хотя он глух к аргументам другой стороны. Такой стиль часто приводит к доминированию. Взаимодействия с подобным индивидом могут быть стимулирующими или, наоборот, фрустрирующими. Иначе говоря, эти взаимодействия редко бывают монотонными, вялыми и требуют энергичных ответных реакций.

Четвертый стиль взаимодействия – экспрессивно-конфронтационный. При этом человек высказывает свои мысли и чувства открыто и прямо. Люди, которые ведут себя таким образом, часто развивают очень тесные деловые взаимоотношения и глубокие дружеские. Ряд выражаемых чувств здесь очень широк и варьируется от гнева до нежности – все, что действительно переживается.

Очевидно, как отмечают авторы данной типологии, эти четыре категории не исчерпывают всех возможных стилей взаимодействия, но они могут быть полезны для понимания некоторых источников трений во взаимоотношениях в диадах. В соответствии с наблюдениями человек, предпочитающий тот или иной стиль взаимодействия, может оказаться совместимым с "представителем" какого-либо одного стиля, но испытывать трения при общении с "представителем" другого стиля. Например, человек, обычно предпочитающий общепринято вежливые формы взаимодействия, будет, вероятно, чувствовать себя чрезвычайно неловко с человеком, которому нравится экспрессивно-конфронтационный стиль, но может себя чувствовать очень легко с человеком, демонстрирующим умозрительно-экспериментальный стиль.

Указанные четыре стиля взаимодействия не охватывают всех возможных вариаций, которые порой отмечаются в разных ситуациях и у разных людей. Однако, наблюдая различные ситуации вашего общения с другими людьми, вы можете попробовать идентифицировать свой стиль взаимодействия и стиль взаимодействия других (или сделать на этот счет некоторые умозаключения). Видимо, можно сказать, что чем выше уровень толерантности индивида при взаимодействии с "представителями" самых разных стилей взаимодействия, тем в большей степени он обладает коммуникативной компетентностью.

До сих пор шла речь в основном о таком виде взаимозависимости людей, как кооперация. Именно кооперация, подразумевающая координацию индивидуальных действий людей, лежит в основе совместной деятельности. Обратимся теперь к такому виду взаимозависимости, как конкуренция. В данном случае это борьба нескольких индивидов за достижение одной и той же цели. Конкуренция подразумевает высокий уровень личностной включенности людей в соперничество. В своих крайних проявлениях конкуренция приобретает форму конфликта.

Конфликт можно рассматривать как столкновение противоречивых сил. Поскольку сейчас мы говорим об одном из видов межличностного взаимодействия – конкуренции между людьми – это уровень социально-психологического анализа конфликта. Отличительные признаки конфликта здесь состоят в том, что он возникает и протекает в сфере непосредственного общения людей как определенный результат обострившихся противоречий между ними.

Вопрос о возникновении конфликтов является одним из самых сложных в социально-психологической проблематике их изучения. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответственное сочетание объективных и субъективных факторов. С одной стороны, следует отметить обусловленность конфликта определенной социальнопсихологической средой, присущей той или иной группе (и малой, и большой). С другой стороны, необходимым обстоятельством для возникновения конфликта является субъективное восприятие какой-либо ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников. Это может быть вызвано определенными свойствами личности.

Детерминирующую роль в восприятии индивидом конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или – можно сказать, используя введенное А. Н. Леонтьевым понятие, – тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным, жизненным опытом человека, точнее, такими характеристиками его личности, как ценностные ориентации и мотивация.

Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.

В современной социальной психологии изучение конфликтов во всем их многообразии и многосторонности приобрело характер отдельного направления. Рассматриваются различные виды конфликтов, их структурные и динамические характеристики, стратегия и тактика конфликтного взаимодействия, способы разрешения конфликтов и т.д. .

Социально-психологический анализ внутригрупповых конфликтов является одним из традиционных направлений работ западных исследователей. Их подход к изучению данной проблематики претерпел существенные изменения за прошедший период. Можно выделить три основных взгляда на проблему конфликта.

Первоначально исследователи исходили из положения об исключительно негативной роли любого межличностного конфликта. В связи с этим рекомендовалось (в организациях) всячески избегать каких бы то ни было конфликтов. Их причины сводились к психическим свойствам той или иной личности, а также к недостаточному взаимопониманию между людьми. Таким образом, чтобы избежать конфликта, рекомендовалось осуществлять соответствующую коррекцию взаимодействия людей. Эта точка зрения, называемая традиционной, господствовала в основном до конца 1940-х гг.

На смену подобным взглядам пришел так называемый поведенческий подход. В соответствии с ним конфликт представляет собой вполне естественное явление, свойственное всем группам. Поскольку конфликты неизбежны, их следует принимать как должное. Более того, иногда конфликт может приводить к повышению групповой продуктивности. Данная концепция доминировала до середины 1970-х гг.

На основе современной точки зрения, называемой интеракционистской, порой следует даже поддерживать конфликт. Это объясняется тем, что группа, находящаяся в состоянии спокойствия и уравновешенности, характеризуется статичностью. Здесь царит безразличие, отсутствуют потребности перемен и нововведений.

Радикальность нового взгляда на проблему конфликтов состоит в том, что некоторый (оптимальный) уровень конфликтности в группах даже необходим. Именно это позволяет им сохранять жизнеспособность, самокритичность и творческий потенциал.

Конечно, не следует полагать, что все конфликты можно рассматривать только как позитивные. Оценка конфликта всецело зависит от некоторых важных его характеристик. Отдельные конфликты действительно способствуют достижению целей группы и называются функциональными или конструктивными. Конфликты другого типа, препятствующие эффективной деятельности группы, считаются дисфункциональными или деструктивными. Порой, как уже отмечалось, конфликтная ситуация содержит в себе и созидающее, и разрушительное начала.

Важным критерием является групповая продуктивность. Поскольку взаимодействие в группах осуществляется для достижения той или иной цели, главное влияние конфликта должно быть сосредоточено на группе, а не на том или ином отдельном индивиде. В таком случае конфликт скорее окажется функциональным. Конечно, воздействие конфликта на группу редко исключает воздействие на индивида, и наоборот. То, как индивиды воспринимают конфликт, оказывает большое влияние на эффекты конфликта для группы в целом. Однако члены группы могут воспринимать какое-либо событие как дисфункциональное, не удовлетворяющее их, но в итоге оно порой оказывается функциональным, если способствует достижению целей группы. Есть основания предполагать, что крайние уровни конфликта, сопровождаемые явной борьбой, очень редко бывают функциональными. По мнению специалистов , функциональный конфликт чаще всего характеризуется низким или умеренным уровнем "тонкой и контролируемой" оппозиции. Тип групповой активности также является фактором, обусловливающим функциональность конфликта. Предполагается, что чем более креативная и неструктурная задача стоит перед группой, тем больше вероятность того, что внутренний конфликт будет конструктивным.

В целом, регулирование конфликтности в группах является одним из важных путей оптимизации взаимодействия их членов и повышения уровня групповой продуктивности. При этом перед социальными психологами стоит важная задача разработки научно обоснованных критериев, позволяющих различать тип конфликта. На данной основе возможно управление конфликтом, с тем чтобы его исход имел конструктивный характер.