Науки        09.12.2021   

Вклад в.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии

Владимир Михайлович Бехтерев (родился 20 января по старому стилю, 1857 года в селе Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево Елабужского района Татарстана; умер 24 декабря 1927 в Москве) - крупнейший учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог.

Родился в семье станового пристава, рано потерял отца; мать с трудом нашла средства на обучение в гимназии. Окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге; весной и летом 1877 года участвовал в военных действиях в Болгарии (в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.)

24 июля 1885 года назначен экстраординарным профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. Участвовал в устройстве первой в России окружной психиатрической больницы в Казани - ввел в курс лечения полезную и интересную работу, исключил любые формы насилия над больными.

Возглавить кафедру при условии организации научно-исследовательской лаборатории. Под её создание Министерство просвещения выделило 1000 рублей и годовой бюджет 300 руб. Это была первая в России психофизиологическая лаборатория.

Предметом изучения стало устройство мозга и нервной ткани. В 1885 году Бехтерев описал важнейшее клеточное скопление, входящее в состав вестибулярной системы.

В работах 1887-1892 гг. открыл и описал проводящие пути спинного и головного мозга, показал связь между отдельными участками коры больших полушарий и определенными внутренними органами и тканями - эта работа принесла ему мировую известность.

Одним из первых Бехтерев применил научный подход к воспитанию детей раннего возраста: на основе изучения движений грудных детей показал, что формирование личности начинается уже в первые месяцы жизни.

Осенью 1893 года Бехтерев переехал в Петербург, где занял в Военно-медицинской академии кафедру душевных и нервных болезней. Он начал преподавать невропатологию и психиатрию в академии и вновь открывшемся Женском медицинском институте.

В Военно-медицинской академии он организовал одно из первых в мире нейрохирургических отделений.

На общественные средства создал в 1908 году Психоневрологический институт, ныне носящий его имя.

В годы войны в институте оперировали раненых и оказывали помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте.

В мае 1918 года он разработал план создания Института мозга, руководство которым советское правительство поручило Бехтереву.

Тогда же, в 1918 году, Бехтерев объявил о создании новой науки - рефлексологии. По его мнению, объективное исследование личности возможно на основании изучения рефлексов.

На основании закона сохранения энергии психическая энергия человека не может исчезнуть бесследно, - утверждал основатель рефлексологии, - следовательно, так называемое «бессмертие души» должно быть предметом научных исследований.

С подобными выводами Бехтерев пришелся не ко двору в советском государстве. 24 декабря 1927 года во время Первого Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров Бехтерев неожиданно скоропостижно скончался.

Согласно официальной версии, он «отравился консервами». Урна с его прахом похоронена на Волковом кладбище в Петербурге, мозг хранится в Институте мозга.

Вклад Владимира Михайловича Бехтерева в медицину огромен. Помимо самой известной работы - исследования проводящих путей головного и спинного мозга - Бехтерев совершил немало открытий в анатомии и морфологии.

Как невропатолог Бехтерев описал целый ряд болезней, одна из которых (анкилозирующий спондилит) сейчас называется "болезнь Бехтерева".

Изучал и лечил многие психические расстройства и синдромы: боязнь покраснеть, боязнь опоздать, навязчивую ревность, навязчивую улыбку, боязнь чужого взгляда, боязнь полового бессилия, одержимость гадами (рептилофрению) и другие.

Более 40 лет Бехтерев занимался изучением и лечебным применением гипноза, разрабатывая при этом теорию внушения.

Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», Бехтереву принадлежат многочисленные работы, которые посвящены описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Об авторе в энциклопедии Отзывы об авторе "Бехтерев В.М."

(19)

Владимир Михайлович Бехтерев - знаменитый и выдающийся русский ученый - академик, врач, невропатолог, психиатр, физиолог и морфолог. Изучение им морфологии мозга принесло существенный вклад в науку. Он является основоположником не только экспериментальной психологии, но и рефлексологии.

Бехтерев исследовал ядра и проводящие пути в самом мозге; создал учение об анатомии мозга и проводящих путях спинного мозга; открыл в коре головного мозга центры движения. Как невропатолог он имел большую славу. Ему принадлежит изучение и описание ряда патологических и физиологических синдромов: боязнь опоздать или покраснеть, навязчивую улыбку и ревность, плач или продолжительный смех, боязнь чужого взгляда и много других. Бехтерев изучал коллективную психологию, где законы действий всего коллектива отождествляются с законами физики. Достаточно сказать, что без идей или гипотез Бехтерева практически не существовало ни одного раздела в невропатологии. Даже одна из болезней до сих пор носит его имя.

Ученый родился в селе Сорали Вятской губернии (ныне это село Бехтерева в республике Татарстан) в семье мелкого служащего. Вначале он жил в Елабуге, но вскоре семья переехала в Вятку. После смерти отца Владимир поступил на учебу в Вятскую гимназию и несмотря на неважную учебу - в свидетельстве об окончании были тройки и только две четверки, увлекался естественными науками.

Оставаться в Вятке он не хотел и в 16-летнем возрасте в 1873 году поступил в Медико-хирургическую Академию Петербурга. Будучи студентом, он думал заняться акушерством или глазными болезнями и уж никак не планировал изучение мозга, но все же интерес к невропатологии и психиатрии взял верх. После окончания трех курсов уехал в Болгарию, где участвовал в боевых действиях русско-турецкой войны. Здесь он пробыл всего четыре месяца, так как от ночлега на сырой земле заболел лихорадкой и вынужден был вернуться в Академию, где стал совсем иным человеком - с чувством сострадания, не покидавшим его никогда.

После окончания Петербургской Академии в 1878 году остался на кафедре психиатрии, где изучал у профессора И. Мержеевского душевные и нервные болезни. Через три года защитил докторскую диссертацию и получил ученую степень приват-доцента. В 1884 году Бехтерев обучался за границей у европейских психологов в клиниках Франции, Германии, Австрии, где получил знания и опыт.

Будучи во Франции в госпитале Сальпетриер, который тогда считался школой невропатологов Европы, Бехтерев познакомился с применением гипноза на истеричных больных, тогда он только входил в лечебную практику. Как и другие ученые, Бехтерев доказывал нормальность и лечебное воздействие гипнотического сна, потому что гипноз - это "просто сон, который вызван внушением".

Вернувшись из-за границы, Бехтерев выступал с лекциями о лечении гипнозом расстройств психики. Кстати, печатание статей в журналах, проводимые лекции, а главное - удачно вылеченные пациенты дали возможность гипнозу официально стать методом лечения больных. Разработанная Бехтеревым методика проведения коллективной психотерапии алкоголиков под гипнозом с некоторой корректировкой проводится и сейчас.

Вскоре Бехтерев с женой переехал в Казань, где возглавил кафедру психиатрии Казанского университета. Здесь он занялся организацией и постройкой нервной клиники, спустя некоторое время открыл первое в мире нейрохирургическое отделение, где учились врачи со всей России. На кафедре душевных болезней в 1884 году стал профессором Казанского университета. Он основал в Казани Общество невропатологов и психиатров, а также журнал «Неврологический весник», создал первую в мире психоневрологическую лабораторию, в которой изучалось устройство мозга и нервной ткани. Это был большой прорыв в науку потому, что в психиатрии было очень мало русских врачей, даже истории болезней велись в то время на немецком языке.

Бехтерев опубликовал в Казани более пятидесяти работ, в том числе и основную: «Проводящие пути головного и спинного мозга», изданную в 1894 году. Научная школа, созданная Бехтеревым, имела мировое значение, а его лекции были настолько интересны, что слушали их не только студенты. Кстати, слушал его лекций и будущий писатель Максим Горький.

В своей книге он излагает «метод сравнения и последовательных срезов одного направления». За этими словами - колоссальный труд по изучению тончайшего среза замороженного мозга, недаром эта книга была переведена на несколько языков, и все атласы мозга основаны на ней, а немецкий профессор Копш произнес как-то: «Знают прекрасно устройство мозга только двое: «Бог и Бехтерев».

Пребывание в Казани - самый плодотворный период жизни велико ученого. В 1890 году начал выходить его труд: «Основы учения о функциях мозга» - уникальная энциклопедия знаний о мозге. Бехтерев впервые показал научный подход к воспитанию детей раннего возраста и что уже в первые месяцы жизни ребенка начинается формирование личности. Бехтерев разработал метод коллективной гипнотерапии.

При жизни Бехтерева было издано более шестисот научных работ по вопросам психологии, клинической невропатологии, психиатрии, физиологии нервной системы и морфологии.

Осенью 1893 года профессор Бехтерев переехал в Петербург и возглавил кафедру душевных и нервных болезней военно-медицинской академии, здесь он организовал нейрохирургическое отделение. В 1902 году он издал труд «Основы учения о функциях мозга», в котором раскрыл деятельность мозга, открыв ядра и проводящие пути в мозге, а в коре головного мозга - центры движений, также создал новое учение - рефлексологию. Фамилией ученого названа болезнь Бехтерева, а известная микстура, названная в его честь, применялась для лечения как успокаивающее средство. Для измерения чувствительности им даже были созданы специальные приборы.

Владимир Михайлович в 1908 году создал Психоневрологический институт в Санкт - Петербурге, который сейчас носит его имя и является подлинной высшей школой психоневрологии. В годы войны здесь проводили операции и оказывали помощь душевнобольным. Владимир Михайлович симпатизировал Большевикам, восторженно принял революцию 1917 года. В 1918 году по его ходатайству был создан институт по изучению мозга и психики и он до самой смерти был его директором. Здесь он создал музей мозга, а история распорядилась так, что мозг самого Бехтерева оказался первым экспонатом. В том же году им была создана новая наука - рефлексология.

Неутомимый Бехтерев даже своих детей привлекал к исследовательской деятельности, особенно любимицу - пятую дочь Марию. Уже в 1920 году Владимир Михайлович заинтересовался дрессировкой животных, совместно с дрессировщиком Дуровым ставилась задача мысленного внушения собакам задуманных заранее действий. Бехтерев и Павлов - именно эти два гения положили начало рефлексологии. Спорили они часто, особенно по работе разных отделов мозга, у каждого был "крутой" характер, но теперь в науке о мозге они стоят рядом.

Владимиру Михайловичу в 1927 году присвоили звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Почти в 70 лет он второй раз женился на молодой племяннице Ягоды.

Бехтерев разработал концепцию «сочетально-двигательного рефлекса», ввел в оборот понятие «нервный рефлекс». Им было создано несколько десятков лекарственных препаратов. Также ему принадлежат описании ряда болезней и разработки различных методов их лечения.

Владимир Михайлович Бехтерев умер 24 декабря 1927 года в Москве неожиданно и быстро, а похоронен в Ленинграде. Предистория скоропостижной смерти такова: Бехтерев, собираясь в Москву на первый Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров на заседание 22 декабря, на несколько часов опоздал. На вопрос коллег ответил: «смотрел одного сухорукого параноика». Выяснилось, что вызывали в Кремль в связи с развитием сухорукости у Сталина, а диагноз: «прогрессирующая паранойя» он определил, так сказать, попутно. И хотя Бехтерев был влиятельным и авторитетным ученым, который, как медик и психолог привык говорить правду, он все же был неосторожен с диагнозом Сталину. Вечером он пошел в Малый театр, уже после спектакля его пригласили в музей театра и угостили чаем с бутербродами. Вернувшись со спектакля, почувствовал себя плохо. Самочувствие к вечеру резко ухудшилось, в последние часы и до полуночи у постели умирающего было всего двое и то неопытных врачей. Согласно официальной версии - желудочно-кишечное отравление, а версия о том, что он был отравлен НКВД, конечно, не подтверждена, но и не опровергнута.

Странным оказалось и то, что вскрытия не делали, а решили изъять лишь мозг. Многие медицинские специалисты уверены, что ученого отравили. Есть вторая гипотеза о том, что его смерть была связана с созданием «идеологического оружия» и когда один из руководителей программы сбежал за границу, прихватив секретные бумаги, Бехтерев оказался под подозрением у НКВД. Метод был апробирован, необходимо только внедрить в жизнь, но против этого был Бехтерев, и тогда его убрали.

В истории известен аналогичный случай с Н. К. Крупской, когда на следующий день после 70-летия она умерла, отравившись тортом, посланным лично Сталиным. Он опасался, что «вдова Ленина» на съезде партии расскажет «всю правду» о нем. Не правда ли, что тот же «почерк», что и при устранении Бехтерева? Хотя, это всего лишь предположения и догадки, а от чего на самом деле умер Владимир Михайлович - мы, скорее всего, так и не узнаем…

За свою жизнь он подготовил сотни учеников и в том числе семьдесят профессоров. В честь Бехтерева названа улица в Москве и городская психиатрическая больница. Кроме того, почтовые марки, выпущенные в разное время, увековечили его имя. Памятником истории является усадьба Бехтерева в Петербурге и его дом в г. Кирове.

© ООО «Издательство АСТ», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие
«…Знают только двое – Господь Бог и Бехтерев»

Ему удивлялись. Ученик академика Бехтерева профессор Михаил Павлович Никитин вспоминал свой разговор с одним из зарубежных ученых, который неожиданно признался: «Я бы поверил, что Владимир Бехтерев один сделал так много в науке и написал такое количество научных работ, если бы был уверен, что их можно прочитать за одну жизнь». Разные библиографические справочники свидетельствуют, что Владимир Бехтерев написал и опубликовал более тысячи научных работ.


В него верили. Рекомендуя молодого ученого Бехтерева на заведование кафедрой психиатрии Казанского университета, его учитель И. М. Балинский писал, что «он встал твердой ногой на анатомо-физиологическую почву – единственную, от которой следует ожидать дальнейших успехов в науке о нервных и душевных болезнях».


О нем складывали легенды. Одна из самых известных даже получила название «Бехтерев на обходе». «Бехтерев ходил по палатам, сопровождаемый «хвостом», пошучивал, улыбаясь, как-то свободно сегодня решая вопросы, ставившие других в тупик.

– Этот больной после ссоры оглох. Специалисты отоларингологи не находят никаких изменений в слуховом аппарате. Полагали, что глухота истерическая, но… – докладывала Бехтереву, деловито вскинув остренький подбородок, Раиса Яковлевна Голант.

– Хм! – хлопнул в ладоши над самым ухом больного: никакой реакции. – Впрочем… – Жестом показал больному раздеться по пояс. Написал на листке бумаги: «Я проведу пальцем или бумажкой по вашей спине, а вы мне ответите – чем?» И тут же, проведя пальцем, одновременно прошелестел бумажкой.

– Бумажкой, – быстро сказал больной.

– Вы здоровы, уже слышите! Вас можно выписывать.

– Спасибо, – тихо согласился больной. Бехтерев сказал врачам, сопровождавшим его:

– Симуляция вульгарис.

– …Этого больного к нам перевели из Максимилиановской, – продолжала Голант. – Правосторонний паралич. Больной страдает пороком сердца. Предполагали эмболию сосудов. Лечение в течение двух месяцев не дало никакого улучшения. Вот решили посоветоваться с вами…

Бехтерев тщательно осмотрел больного и, прикладывая трубку к черепу, стал выслушивать его. Подзывал всех по очереди:

– Слышите? Это и есть то, что называется «шум волчка». Предполагаю аневризму. Она давит на двигательную область левого полушария. Больного надо немедленно оперировать.

Обход продолжался.

– Афазия… Инженер по профессии, поступивший к нам уже с полной потерей речи.

Однако может объясниться письменно или с помощью специального словаря. Слух не нарушен.

Бехтерев помолчал, откашлялся. Наконец склонился к больному, взялся за пуговицу его халата:

– Скажите, уважаемый… а сколько будет два плюс два?

Больной смутился, пожал недоуменно плечами, жалко наморщил лоб. Бехтерев вздохнул:

– По-видимому, поражена передняя часть центра Брока, анатомически связанная с центром счета… – и, отойдя от больного, сказал: – Симптоматическое лечение. Бромиды. Физиотерапия. Покой! – и развел руки, подчеркивая бессилие медицины.

А к этой щуплой, шустрой старушонке, которая поднялась, улыбаясь, при входе академика в палату, Бехтерев подошел сам:

– Ну как, бабуся, лучше?

– Лучше, соколик, лучше.

– Ну вот. Прекрасно. Поезжайте к своему старику. И все будет хорошо. Я еще на вашу золотую свадьбу приду».


Им искренно восхищались. Коллеги Бехтерева не в шутку говорили, что анатомию мозга знают только двое – Господь Бог и Бехтерев.


Этапы его «большого пути» поражали воображение . Владимир Бехтерев был гением. Он первым в мире создал новое научное направление – психоневрологию и всю жизнь посвятил изучению человеческой личности. Именно для этого он основал 33 института, 29 научных журналов. Школу Бехтерева прошли более 5000 учеников. Начав с изучения физиологии головного мозга, он перешел к изучению его работы в различных режимах и отражение их на физиологии.

Серьезно изучал гипноз, и даже ввел его медицинскую практику в России.

Первым сформировал законы социальной психологии, разработал вопросы развития личности.

Своей титанической работой он доказал: одному человеку под силу сделать многое, если он идет к большой цели. И на пути к цели приобретает массу званий и знаний. Бехтерев – профессор, академик, психиатр, невропатолог, психолог, физиолог, морфолог, гипнотизер и философ.


Родился гений 1 февраля 1857 года в селе Сорали Вятской губернии в семье станового пристава. В девятилетнем возрасте остался без отца, и семья из пяти человек – мать и четверо сыновей – испытывала большие материальные трудности.

В 1878 году окончил Медико-хирургическую академию. С 1885 года был заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета, где впервые создал психофизиологическую лабораторию и основал журнал «Неврологический вестник» и Казанское общество невропатологов и психиатров.

С 1893 года работал в Петербурге, занимал пост профессора Военно-медицинской академии. С 1897 года – профессор Женского медицинского института.

В 1908 году стал директором организованного им Психоневрологического института.

В 1918 году возглавил созданный по его инициативе Институт по изучению мозга и психической деятельности (позже – Государственный рефлексологический институт по изучению мозга, получивший его имя).

В 1927 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Как ученого его всегда интересовал человек – его психика и мозг. По словам специалистов, он исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами, позже – через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе (получившей название рефлексологии).

Крупнейшим вкладом в науку стали работы Бехтерева в области морфологии мозга.

Почти 20 лет он посвятил изучению полового воспитания и поведения ребенка раннего возраста.

Всю жизнь исследовал силу гипнотического внушения, в том числе и при алкоголизме. Разрабатывал теорию внушения.

Он впервые выделил ряд характерных рефлексов, симптомов и синдромов, важных для диагностики нервно-психических болезней. Описал ряд болезней и методы их лечения. Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», Бехтереву принадлежат многочисленные работы, которые посвящены описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний. Например, он изучал и лечил многие психические расстройства и синдромы: боязнь покраснеть, боязнь опоздать, навязчивую ревность, навязчивую улыбку, боязнь чужого взгляда, боязнь полового бессилия, одержимость гадами (рептилофрению) и другие.

Оценивая значение психологии для решения фундаментальных проблем психиатрии, Бехтерев не забывал, что и психиатрия как клиническая дисциплина в свою очередь обогащает психологию, ставит перед ней новые проблемы и решает некоторые сложные вопросы психологии. Это взаимообогащение психологии и психиатрии Бехтерев понимал следующим образом: «…получив толчок в своем развитии, психиатрия как наука, занимающаяся болезненными расстройствами душевной деятельности, оказала огромные услуги психологии. Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, еще большего в этом отношении можно ожидать в будущем».


Смерть его до сих пор вызывает недоумение. Умер он внезапно 24 декабря 1927 года в Москве, спустя несколько часов после того, как он отравился как будто бы некачественной едой: то ли консервами, то ли бутербродами. Причем это отравление произошло как будто бы после очень знаменательного события: после консультации, которую он дал Сталину. Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, до сих пор нет. Между тем в умах многих людей они накрепко соединились друг с другом и держатся уже не одно поколение.

Вот что рассказывал профессор, заведующий кафедрой психиатрии Военно-медицинской академии в Ленинграде – С.-Петербурге (прежде ею много лет руководил В. М. Бехтерев) Анатолий Портнов в своем интервью газете «Социалистическая индустрия» (1989, 28 апр.):

«…Я помню статью О. Мороза «Последний диагноз» в «Литературной газете» от 28 сентября 1988 года, где утверждается, будто Бехтерев в присутствии нескольких людей назвал Сталина «сухоруким параноиком»… Итак, высказана версия, что Бехтерев обследовал Сталина, поставил ему диагноз «паранойя», рассказал об этом в кулуарах съезда психиатров и невропатологов в декабре 1927 года. Это якобы стало причиной гибели академика. Откуда ни возьмись появились неизвестные личности в штатском, которые повели его в буфет и накормили подозрительными бутербродами. В результате у Владимира Михайловича возникло острое пищевое отравление и вскоре он скончался.

Этот детективный сюжет кажется мне неправдоподобным – так не травят. Что касается легендарной фразы, то Бехтерев, уверен, не мог ее сказать. И вовсе не потому, что испугался бы расправы. Владимир Михайлович действительно был очень смелым человеком и говорил нелицеприятные вещи невзирая на лица, – об этом справедливо пишут авторы версии.

Но они почему-то умалчивают, что он был еще и человеком высочайшей культуры, который не позволял себе оскорблять людей, тем более – за глаза.

Сухорукий параноик… Так сказать о пациенте не может даже начинающий психиатр. А Бехтерев был крупнейшим специалистом, признанным во всем мире. Он отличался исключительным тактом, деликатностью, тонкостью в отношениях с людьми, призывал коллег соблюдать врачебную тайну, щадить самолюбие больных.

Если бы Бехтерев и поставил Сталину диагноз, то никогда не стал бы говорить об этом в кулуарах, да еще в оскорбительных выражениях. Я убежден, что их приписывают ученому люди, которые не знают его образа мыслей, нравственной позиции.

Имя Бехтерева на несколько десятилетий было предано забвению, сейчас о нем заговорили вновь. И нет у нас права – вольно или невольно – бросать на него тень, тем более не располагая убедительными доказательствами.

…Что же касается психического здоровья Сталина, то я окажусь весьма неоригинальным, сказав, что параноиком он не был. Весь его психический склад не соответствует тому, что бывает при этом заболевании… В частности, параноик вообще не способен на двуличие – Сталин сохранял его десятки лет».

Однако странные обстоятельства болезни – развитие ее в течение суток, непрофессионализм проведенного лечения, – а также особенности патологоанатомического вскрытия (был извлечен и исследован только мозг), поспешная кремация тела в Москве и последующее в течение 30 лет забвение ученого – все это наводит на мысль о насильственном характере смерти.

Урна с прахом Владимира Бехтерева похоронена на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. А его гениальный мозг хранится в Институте мозга.

Сын Бехтерева Петр – талантливый инженер и изобретатель – был репрессирован и пропал в сталинском ГУЛАГе. Внучка Бехтерева Наталья Петровна как «дочь врага народа» с сестрой и братом оказалась в детском доме. В дальнейшем она окончила ЛМИ им. И. П. Павлова, стала академиком. С 1986 года возглавляла Институт экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге.

Про гипноз

…Что же такое гипнотическое состояние? Известно, что Шарко рассматривал его как особое нервное состояние, подобное истерии, Бернгейм – как внушенный сон, некоторые признавали его за особую эмоцию или душевное волнение (аффект), а я признавал правильным рассматривать его как особое видоизменение естественного сна.

Мнение Шарко, признававшего в гипнозе особое нервное состояние, подобное истерии, ныне совершенно оставлено, с тех пор как опыты показали, что гипнозу в той или иной степени поддается большинство людей, если не все. Признать же всех истеричными, очевидно, нельзя. Этой теории нанесен окончательный удар, когда выяснилась необходимость признать гипноз и у животных за явление, совершенно аналогичное и родственное человеческому гипнозу.

…Среди моих пациентов был один крестьянин-инородец из новобранцев, не понимавший русского языка, который страдал спинномозговым порезом, или неполным параличом, и которого я исследовал в отношении рефлексов, получаемых с большеберцовой кости. Для этой цели я должен был многократно молча поколачивать по передней поверхности берцовой кости. Не прошло и пяти минут, как я заметил, что мой испытуемый заснул. Предположив, что дело идет о гипнозе, я сделал, в целях испытания, внушение запахов и разных вкусовых веществ, и оказалось, что внушенные галлюцинации удавались полностью. Этот факт заставил признать, что дело шло в данном случае не об обыкновенном сне, а о гипнозе; между тем данный крестьянин-инородец внушению вовсе не подвергался и даже не понимал русского языка. Ясно, что и здесь дело шло о воздействиях механического характера, приведших к гипнозу при отсутствии внушения.

Я имел также случай, когда под влиянием простого внушения удавалось вызвать у одной из женщин гипноз умеренной степени, тогда как сильное освещение зеркалом без всякого внушения вводило ее в столь глубокое гипнотическое состояние с характером летаргии, что вывести ее из гипноза можно было не иначе как путем сильного механического расталкивания с окриком или путем применения сильного форадического тока, тогда как внушение проснуться, даже повторяемое с настойчивостью, оставалось безуспешным…

Эти и подобные им факты не оставляют сомнения в том, что гипноз вызывается не одним внушением и что физические воздействия оказываются иногда более действенными, чем словесное воздействие в форме внушения.

К такому же заключению приводит и тот факт, что дети в младенческом возрасте легко усыпляются путем методического поглаживания или легкого похлопывания по спине и монотонного напева колыбельной песни, тогда как словесное внушение здесь не играет роли.

Наконец, в настоящее время, как мы уже говорили, установлено, что гипноз животных является совершенно аналогичным гипнозу у людей, а у животных о словесном внушении не может быть и речи.

С другой стороны, нельзя признать безоговорочно и то сближение гипноза и сна, доходящее почти до отождествления, которое делает Бернгейм. Гипноз и сон при известных чертах сходства имеют и существенные отличия. Так, с гипнотиком можно говорить и получать от него ответы; далее, во время гипноза наблюдается повышенная внушаемость, каковой не бывает в обыкновенном сне: загипнотизированного можно заставить путем внушения автоматически ходить, выполнять те или другие действия и т. п. Это и послужило для меня в свое время основанием к тому, чтобы признать гипноз не за сон, хотя бы и внушенный, а за своеобразное видоизменение сна, точнее – родственное сну состояние.

К сказанному следует добавить, что гипноз отличается от обыкновенного сна еще одною особенностью, так наз. раппортом. В глубоком гипнозе между гипнотизируемым и гипнотизатором устанавливаются особые отношения: первый слышит только слова второго, подчиняется ему во всем, исполняет его внушения беспрекословно, тогда как на воздействия сторонних лиц он совершенно не реагирует.

Посмотрим теперь, на чем основывается эмоциональная теория гипноза. Она опирается на тот факт, что при некоторых эмоциях утрачивается способность воспроизводить пережитое во время сильной эмоции и вместе с тем во время переживаемой эмоции обнаруживается повышенная внушаемость. Эти обе черты, как известно, наблюдаются и в гипнозе. Но при сходстве в указанном отношении все же гипноз не подойдет ни под одну из известных нам эмоций, а чтобы признавать его особой эмоцией, следовало бы указать его биологическую природу, ибо так наз. эмоции, или, выражаясь объективно, мимико-соматические состояния, вырабатываются в жизненных условиях как определенные реакции при тех или иных внешних условиях. Испуг при внезапном внешнем воздействии, страх при опасности, стыд как защитный рефлекс против посягательств на половую сферу, ревность как опасение утраты полового объекта и т. п. – все это мимико-соматические состояния, выработавшиеся как целесообразные рефлексы при соответственных условиях.

Какую же эмоцию или какое мимико-соматическое состояние представляет собою гипноз как родственное сну состояние?

Если гипноз, как мы знаем, наблюдается и у животных, то вполне естественно, что корни его происхождения находятся глубоко в органическом мире. И действительно, в целом ряде животных, от низших до высших, мы наблюдаем особые состояния «оцепенения», или явления так наз. мнимой смерти, которые у тех же животных могут быть вызываемы и искусственно. Когда жучок или паук ползет по бумаге, достаточно легкого удара по столу или по листу бумаги, чтобы он мгновенно и на долгое время сделался неподвижным, иначе говоря, замер в оцепенелом состоянии. Если, захватив змею за хвост, мы быстро встряхнем ее в воздухе, то увидим, как она мгновенно оцепеневает и становится твердой, как палка. Быть может, этим объясняется древнее «чудо», когда в руках Моисея, открывшего источник воды, жезл превратился в змею. Птичка под пристальным взглядом неожиданно появившейся змеи цепенеет и становится ее жертвой, хотя, казалось бы, легко могла улететь и тем избегнуть гибели. Крупный африканский грызун капибара, несмотря на то что обладает быстрым бегом, точно таким же путем попадает в пасть змеи. Аналогичные примеры оцепенения представляют и более высшие позвоночные, до обезьян включительно. В условиях культурной жизни человека такие явления наблюдаются сравнительно редко, но и здесь мы знаем случаи «остолбенения» или «оцепенения» при внезапно возникающих внешних раздражениях, как, напр., при пожарах и землетрясениях. Вспомним библейское сказание о Сарре, превратившейся при виде гибели Содома и Гоморры в «соляной» столб. (Название «соляной» здесь употреблено, конечно, в качестве сравнения.)

Спрашивается: каков биологический смысл этих явлений, характеризующихся внезапной скованностью движений? Наблюдения показывают, что они развиваются при внезапном появлении опасности. Но какой же смысл этих реакций и каким образом господствующий в природе естественный отбор мог удержать такое явление? Из вышеизложенного ясно, что во всем животном мире, до человека включительно, мы имеем общий тормозной рефлекс, развивающийся при условиях внезапных раздражений, поражающих мимико-соматическую сферу. Хотя этот рефлекс приводит в отдельных случаях к гибели индивида, в общем, однако, он является защитным, а следовательно, и полезным. Полезность этого тормозного рефлекса видна из того, что состояние оцепенелости является для большинства случаев в полной мере спасительным средством для животного.

Жучок, принимая неподвижное положение, становится менее заметным как цель для хищников. Известны опыты, что даже птенцы легко схватывают ползущую гусеницу, тогда как спокойно лежащую гусеницу они оставляют в покое. И сама птичка в минуту опасности спасается путем неподвижного положения или состояния оцепенения от хищников. То же самое следует иметь в виду и по отношению к высшим позвоночным.

Если в отдельных случаях развитие этого рефлекса оказывается гибельным для индивида, то нельзя упускать из виду, что то же мы наблюдаем и во всех вообще прирожденных рефлексах. Они оказываются целесообразными для огромного большинства случаев и могут оказаться как раз нецелесообразными и даже вредными в отдельных случаях. Примером может служить хотя бы мигательный рефлекс: будучи крайне полезен для глаз вообще, так как с помощью его частицы пыли удаляются со слизистых оболочек к внутреннему углу глаза, тот же рефлекс может оказаться и крайне вредным, если какой-либо острый предмет попадет под верхнее веко, ибо при мигании в этом случае возможно тяжелое повреждение роговицы глаза.

Полезность общего тормозного рефлекса с характером оцепенения использована в природе еще и в другом отношении, в интересах воспроизведения потомства, когда самка животных при условиях спаривания должна быть неподвижным существом. Это мы видим на земноводных и даже у птиц. Домашняя курица, на которую вскочил петух, захватив ее клювом за загривок, внезапно оцепеневает, останавливаясь как вкопанная, и остается без малейшего движения в момент спаривания. Оцепенелость, связанная с появлением внезапных сильных раздражений того или иного рода, может обнаруживаться и под влиянием слабых и монотонных и вообще однообразных раздражителей. Примером может служить известное завораживание змей звуками флейты, укрощение зверей пристальным взглядом и т. п.

Указанное состояние оцепенелости, наблюдаемое в природе, и есть прообраз гипнотического состояния, которое мы изучаем в лабораториях и клиниках. И то, что мы называем гипнозом, является лишь искусственным воспроизведением общего тормозного рефлекса в виде сноподобной оцепенелости в той или иной степени.

Российский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, организатор науки

Родился в семье станового пристава. Учился в Вятской гимназии (1867-1873), затем в петербургской Медико-хирургической академии (1873-1878), где заинтересовался проблемами психиатрии и невропатологии. Весной 1877 принял участие в военных действиях в ходе Русско-турецкой войны.

После окончания академии бы оставлен на кафедре психиатрии у профессора И. П. Мержеевского, работал при его клинике. Действительный член Петербургского общества психиатров (1879), приват-доцент Медико-хирургической академии (1881). В 1884 командирован за границу для продолжения обучения, стажировался в клиниках и университетах Германии, Австрии, Франции - у Э. Дюбуа-Реймона (Берлин), В. Вундта и П. Флексига (Лейпциг), Ж.-М. Шарко (Париж). Тогда же получил предложение занять вакантную кафедру психиатрии в Казанском университете. Экстраординарный профессор кафедры душевных болезней (1884), заведующий кафедрой психиатрии (1885) Казанского университета. Одновременно работал консультантом в созданной им первой в России Окружной психоневрологической клинике на Арском Поле, где организовал первую в мире научно-исследовательскую психофизиологическую лабораторию; добился государственного финансирования клиники. Основал казанское Общество невропатологов и психиатров, организовал наркологическую помощь населению, разработал и осуществил метод коллективной гипнотерапии.

В 1893 переехал в Петербург. Возглавлял кафедру душевных и нервных болезней петербургской Военно-медицинской академии (1893-1913, в 1906-1906 - начальник академии), где организовал одно из первых в мире нейрохирургических отделений. Одновременно преподавал в Женском медицинском институте (с 1897). Член медицинского совета Министерства внутренних дел (1894), военно-медицинского ученого совета при военном министре (1895). Учредил журнал «Неврологический вестник» (1893, до 1918 редактор), Организовал Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Вопросы изучения и воспитания личности» , «Вопросы изучения труда» и др. Председатель Русского общества нормальной и патологической психологии (1900). С начала 1900-х гг. выпускал первую в мире 7-томную энциклопедию мозга «Основы учения о функциях мозга».

В 1908-1913 руководитель основанного им на общественные средства петербургского Психоневрологического института с педагогическим, юридическим и медицинским факультетами (в 1916 факультеты преобразованы в частный Петроградский университет). В годы Первой мировой войны в институте оперировали раненых и оказывали помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте. Директор созданного им Института по изучению мозга и психической деятельности (1918-1927).

Заслуженный деятель науки РСФСР (1927). Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища, мозг Бехтерева хранится в Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Основоположник отечественной экспериментальной психологии, автор большого количества трудов по различным проблемам психиатрии, невропатологии, функциям мозга. Исследуя препараты на основе срезов мозга, открыл ядра и проводящие пути, создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга, установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и др.

Описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, расстройств и синдромов, некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева», «Болезнь Бехтерева» (анкилозирующий спондилит) и др.), создал ряд лекарственных препаратов.

Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ, вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в Институте по изучению мозга и психической деятельности. Выступил против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естественнонаучное психологичексое учение, основанное на объективных методах исследования. Свою систему психологических воззрений называл объективной психологией (с 1904), а затем - психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917); понимал её как особую науку, отличную как от физиологии, так и от психологии, и призванную заменить последнюю.

Разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Один из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, создатель ряда научно-педагогических учреждений в Петербурге. Развитые им идеи К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и других отечественных педагогов основываются на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет). Подчёркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». Утверждал, что только гармоничное сочетание физического и психического развития обеспечивает совершенствование личности. Выступая против формального обучения, задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение.

Основные труды

Объективная психология. Вып. 1-3. СПб., 1907-1910. (Переиздание: М., 1991).

Общая диагностика болезней нервной системы. Ч. 1-2. СПб., 1911-1915.

О социально-трудовом воспитании. Пг., 1917.

Коллективная рефлексология. Пг., 1921. (Переиздание: в кн. «Избранные работы по социальной психологии». М., 1994).

Общие основы рефлексологии человека. М. ; Пг., 1923. (4-е изд.: М; Л., 1928).

Проводящие пути спинного и головного мозга. Ч. 1. М. ; Л., 1926.

Избранные произведения (статьи и доклады). М., 1954.

Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2. М., 1994.

Избранные труды по психологии личности. В 2 т. СПб., 1999.

Литература

◦ Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву к 40-летию профессорской деятельности. Л., 1926.

Осипов В. П. Бехтерев. М., 1947.

Просецкий В. А. В. М. Бехтерев как психолог и педагог. Учёные записки Елецкого гос. пед. ин-та. 1957. Вып. 3.

Гращенков Н. И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии. М., 1959.

Дмитриев В. Д. Выдающийся русский учёный В. М. Бехтерев. Чебоксары, 1960.

Мунипов В. М. В. М. Бехтерев и его место в истории русской педагогики и педагогической психологии. Дис. … канд. пед. наук. М., 1968.

Баталов А. А. Философские взгляды В. М. Бехтерева и место в них проблемы личности. Дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1969.

Бальдыш Г. М. Бехтерев в Петербурге - Ленинграде. Л., 1979.

Никифоров А. С. Бехтерев. М., 1986.

Кузнецов Ю. М. Патографические аспекты становления личности и научного мировоззрения В. М. Бехтерева. Дис. … канд. мед. наук. СПб., 1995.

Ситдикова Г. Ф., Маринович Р. А., Костюшко В. В. Владимир Михайлович Бехтерев. Казань, 2003.

Незнанов Н. Г. и др. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. СПб., 2007.

Никифоров А. С. и др. В. М. Бехтерев. Жизненный путь и научная деятельность. М., 2007.

Михашина А. С. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отечественной теории воспитания первой трети XX в. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 4.

Комиссаров А. Г. Из рода богатырей: кн. о великом рос. ученом, акад. Владимире Михайловиче Бехтереве. Набережные Челны, 2011.

Библиография

Хижняков В. В. Академик В. М. Бехтерев (1857-1927). Библиогр. указатель. М., 1946.

▫ Систематический указатель трудов и выступлений академика В. М. Бехтерева, напечатанных на русском языке / сост. О. Б. Казанская, Т. Я. Хвиливицкий // Бехтерев В. М. Избр. произведения (статьи и доклады). М., 1954. С. 471-523.

Исаев П. О. Литература о жизни и деятельности В. М. Бехтерева. К столетию со дня рождения. М., .

▫ Список основных работ В. М. Бехтерева, литература о нем // Бехтерев В. М. Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2. М., 1994. С. 796-798.

Архивы

≡ Личный фонд В. М. Бехтерева. ЦГИА СПб, ф. 2265, 1368 ед. хр., 1890-1927.

≡ Личный фонд В. М. Бехтерева. Архив ПФА РАН, ф. 842, 9 ед. хр., 1900-1914.

Введение. 2

1. Первые годы научной деятельности. 6

2. Формирование основных научных взглядов В.М.Бехтерева. 10

3. Исследования мозга и нервной системы. 17

4. Бехтерев В.М. – выдающийся психиатр и невропатолог.

5. Теория Бехтерева о рефлексологии. 24

Заключение. 30

Список литературы. 32

ВВЕДЕНИЕ.

Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников советской психологической науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - это далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого. Знакомство с наследием В.М.Бехтерева, богатством его идей, наблюдений, фактов, как никогда, необходимо сегодня.

Но здесь появляются сложности. Дело в том, что работы этого выдающегося ученого после его смерти не издавались и стали библиографической редкостью. Лишь в 90-е годы нашего столетия в серии « Памятники психологической мысли » переизданы такие его труды как « Объективная психология » (1991), « Избранные труды по социальной психологии » (1994). Вышел в свет однотомник «Избранные труды».

Следует также отметить, что в отечественной психологической науке, в трудах, освещающих историю ее становления, до сих пор отсутствует адекватная оценка научного наследия В.М. Бехтерева.

В существующем на сегодняшний анализе его взглядов наиболее выражены две тенденции. Первая представляет собой одностороннюю критическую оценку вклада ученого в развитие психологии. Справедливо характеризуя недостатки научного подхода Бехтерева к изучению психологических явлений, историческую ограниченность развиваемого им рефлексологического учения авторы не раскрывают в должной мере конструктивного содержания его идей, методологической значимости многих выдвинутых им положений, ценности полученных конкретных фактов, оказавших в свое время большое воздействие на развитие отечественной и мировой психологии и являющихся и поныне актуальными как для современной психологической истории, так и для решения практических задач. При этом недостаточно вскрывается общенаучная и социально-культурная обусловленность возникновения поведенческого направления в психологии, ярким представителем которого в нашей стране был В.М. Бехтерев, его историческое место и значение в развитии научного психологического познания.

Вторая тенденция, проявляющаяся в анализе научного вклада В.М. Бехтерева, состоит в том, что многогранное, цельное по своему содержанию учение искусственно расчленяется, и предметом изучения становятся те или иные отдельные его стороны. Разумеется, в интересах глубины анализа требуется детальное специальное рассмотрение вклада Бехтерева в развитие разных областей отечественной и мировой неврологии, изучение особенностей взглядов Бехтерева – психолога, Бехтерева – физиолога и т. д. Но при этом не следует упускать из виду тот факт, что аналитическая стадия исследования недостаточна сама по себе, не является конечной инстанцией в научном познании, а предполагает далее создание целостного представления о системе научных взглядов ученого. Это тем более важно, когда речь идет об ученом такого масштаба, как Бехтерев, поставившим задачу и реально попытавшемся создать целостное учение о человеке, ввести его в общую систему знаний о мире. Многие методологически важные идеи и положения, содержащиеся в его трудах и выходящие за границы знания, относящегося непосредственно к тем или иным конкретным направлениям и проблемам психологии, до сих пор остаются вне поля зрения исследователей.

Новое мышление в науке означает отказ от одномерных, односторонних оценок и суждений, реализацию подлинно диалектического взгляда на историческое прошлое, максимально полное использование современной наукой всех ценных идей, взглядов и представлений, которые накоплены предшествующими поколениями ученых. И без сомнения В.М. Бехтерев, один из крупнейших представителей нашей отечественной науки.

В нашей курсовой работе мы попытались подойти к характеристике научной деятельности В.М. Бехтерева именно с вышеизложенных позиций.

1. Первые годы научной деятельности.

В.М. Бехтерев родился 20 января 1857г. в Вятской губернии. Уже в детстве он проявлял интерес к натуралистическим наблюдениям, увлекался естественными науками. Знакомство с теорией Ч.Дарвина стало первым серьезным обращением молодого Бехтерева к проблеме развития живой материи.

Став в 1873 году студентом Петербургской медико-хирургической академии и окунувшись в самую гущу общественно-политической жизни России конца 19 века, Бехтерев глубоко прочувствовал остроту социальных противоречий, сам непосредственно включился в студенческое движение.

Петербургская медико-хирургическая академия в 70-е годы представляла собой крупный научный центр, готовивший высококвалифицированные кадры врачей – практиков и ученых. Передовые традиции в области научной деятельности и воспитания студентов были связаны в академии с деятельностью многих известных ученых, работавших здесь: профессора анатомии В.А. Грубера, химика А.П. Бородина, создателя анатомического театра при академии Н.И. Пирогова, известного русского физиолога И.М. Сеченого и других.

Наряду с этим выделялась и группа ученых, представляющих идеалистическое направление в науке, проповедовавших идеи отказа от демократических принципов воспитания студентов. К их числу относился, частности, профессор И.Н. Цион, заменивший И.М. Сеченова на кафедре физиологии в связи с вынужденным уходом последнего в отставку. Студенты были объективно поставлены перед нравственным выбором, касающимся поддержки той или иной научной и общественно-политической платформы.

В такой бурной научной и общественной жизни происходило становление Бехтерева как ученого. Бехтерев с увлечением занимается физиологией, теорией глазных болезней и акушерства. К четвертому курсу он принимает окончательное решение о будущей своей профессиональной специализации, остановив выбор на изучении нервных и душевных болезней. И объясняет этот выбор такими словами: «Эта специальность мне казалась из всей медицинской науки этого времени наиболее тесно связанной с общественностью и, кроме того, увлекала вопросами познания личности, связанными с глубокими философскими и политическими проблемами и это решило мой выбор». (Бехтерев В.М. Автобиография. – Москва: Издательство «Огонек», 1928 год – Стр. 6)

Непосредственным наставником В.М. Бехтерева в выбранной им профессии стал И.П. Мержеевский, руководитель кафедры и клиники душевных и нервных болезней академии, известный русский ученый-психиатр. С его именем, по мнению Бехтерева, связано создание клинико-патопсихологического направления в отечественной психиатрии.

Большое влияние на Бехтерева оказали такие взгляды профессора медицины, видного русского клинициста С.П. Боткина, автора учения «нервизма». Именно по его инициативе в 1877 году во время русско-турецкой войны В.М. Бехтерев, окончивший в это время четвертый курс, вступил в добровольческий военно-санитарный отряд и, работая на передовой, оказывал помощь раненым. Это была его первая самостоятельная серьезная врачебная практика.

В 1878 году, выдержав выпускные экзамены и получив звание военного врача-докторанта, Бехтерев остается в клинике душевных и нервных болезней академии, где продолжает работать под руководством И.П. Мержеевского.

Это открыло перед ним возможности для интенсивных научных исследований и подготовки к профессорскому званию.

В 1881 году Бехтерев защищает диссертацию на тему

«Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (СПб,1881).

Предметом специального рассмотрения явилась проблема взаимосвязи соматических функций и психического состояния душевнобольных. Опираясь на клинические наблюдения и результаты экспериментального исследования больных с различными формами психических нарушений, Бехтерев вскрывает зависимость температуры тела от деятельности мозга на разных этапах болезни и при различных видах психопатологии. Он доказывает регулирующую роль нервной системы в осуществляющихся в организме тепловых процессах, рассматривает вопрос о центрах терморегуляции в коре головного мозга. Принципиально важным стал вывод о том, что психические явления характеризуются определенными объективными показателями (в данном случае температурой). Этой работой была заложена основа, которая определила все последующие как творческие, так и практические разработки, выполненные Бехтеревым в области неврологии.

2. Формирование основных научных взглядов В.М.Бехтерева.

После публичной защиты докторской диссертации В.М.Бехтерев получил заграничную командировку и провел три года в различных лабораториях и клиниках Германии, Австрии, Франции. Наиболее длительно Бехтерев работал у выдающихся неврологов и анатомов нервной системы Флексига, Мейнерта, в нервно-психиатрической клинике профессора Вестфаля, в физиологической лаборатории Дюбуа-Раймона и в психофизиологической лаборатории Вундта.

Здесь хотелось бы особо подчеркнуть следующее. Формирование научных взглядов ученого происходило в тот период, когда психология как самостоятельная наука еще только начинала формироваться. Основания для своего концептуального и методического аппарата она черпала из философии и естествознания (именно из естествознания она взяла на вооружение такой инструмент как эксперимент).

Таким образом, психология с самого начала стала ареной идеологической борьбы, противоборства идеалистических и материалистических тенденций в понимании сущности психики и методов ее изучения.