Математика        24.10.2021   

Знаки и знаковые системы, их классификация. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем


И. В. Седина


Задачей данной статьи является рассмотрение соотношение языка и культуры с точки зрения семиотики.


Семиотический подход можно назвать одним из наиболее распространенных в рамках гуманитарного знания. Данный подход имеет длительную и насыщенную историю. В наши задачи входит лишь краткое исследование истории вопроса, изучение наиболее важных моментов в динамике его развития.

Подход к языку как интерпретирующей системе характерен не только для представителей семиотики, но и для лингвистов. Так, Э. Бенвенист не занимался непосредственно семиотическими аспектами соотношения языка и культуры, но он был один из тех, кто подготовил почву для того, чтобы в конечном счете этот союз рассматривался в контексте семиотики, поскольку для Э. Бенвениста центральной проблемой семиологии было определение статуса языка среди других знаковых систем.

Э. Бенвенист вывел принципы взаимодействия семиотических систем: во-первых, принцип отсутствия взаимозаменяемости. Однако, это не означает, что в рамках культурного семиозиса среди этих систем не могут действовать отношения дополнительности. В контексте референтного социокультурного пространства культурные формы, представленные конкретными семиотическими системами, могут дополнять друг друга. П. Фарб, занимающийся проблемами английского языка и культуры, говорит о принципе дополнительности как принципе взаимодействия знаковых систем.

М. М. Бахтин в своей концепции социологического метода в науке и языке определял роль языкового знака как "среды сознания". Даже если "принципиально нельзя передать словом музыкальное произведение или живописный образ", тем не менее отрицать тот факт, что все культурные знаки "опираются на слово и сопровождаются словом, как пение сопровождается аккомпанементом", значило бы упрощать и суть проблемы, и смысл выдвигаемого принципа: По выражению М. М. Бахтина наше сознание всегда умеет найти к культурному знаку "какой-то словесный подход".

Таким образом, в своих отношениях с культурой язык функционирует как универсальная знаковая система. Универсальность этой системы объясняется тем, что все другие системы используют язык в качестве посредника. При всей многочисленности знаковых систем характер их взаимоотношений определяется, прежде всего, формами их взаимодействия с языком. Язык играет роль универсальной знаковой системы, на язык которой могут быть, а иногда и должны быть переведены другие системы, входящие в культурный семиозис.

Второй принцип функционирования знаковых систем, выведенный Э.Бенвенистом, сводится к селекции. Он проистекает из следующих положений о семиотических системах: 1)каждая система имеет конечный набор знаков; 2) правила их соединения; 3) полную независимость от видов дискурсов, генерируемых данной системой.

Третий принцип сводится Э. Бенвенистом к тому, что каждая означающая система характеризуется только ей присущим способом обозначения. В связи с этим на первый план выдвигается проблема знаковой единицы. Одновременно, единица знаковой системы является дифференцирующим признаком, на базе которого выделяются системы значимых и системы незначимых единиц. Не всякая единица является знаком, не всякий знак - единицей. Язык состоит из знаковых систем, и эти единицы являются знаками, т. е. язык есть система, в которой значение присуще даже элементарным единицам.

Э. Бенвенист также определил характер взаимоотношения между знаковыми системами. Это прежде всего отношения соответствия, отношения интерпретантности, которые носят семиотический характер и проявляются в том, что одна семиотическая система может интерпретироваться или может быть переведена на язык семиосистемы иного типа. Но эти отношения не означают сводимость одной системы знаков к другой. Данные отношения свидетельствуют о специфичности взаимодействия семиотических систем друг с другом и о большом отличии этих отношений от других.

Специфика языка как одной из семиотических систем культуры заключается в том, что он обладает двумя способами репрезентации: семиотическим и семантическим. Семиотический тип требует узнавания своих единиц; знак "жив", если его узнают, опознают члены языкового сообщества. Семантика же требует понимания.

Большой вклад в разработку вопросов культурной семиотики внес Пражский лингвистический кружок. Его вклад значителен в трех сферах: 1) взаимодействие знаковых систем; 2) разработка идей функционализма систем; 3) разработка идеи системных отношений, заключающейся в том, что другие знаковые системы, отличные от естественного языка, образуют сложную систему систем разнообразных семиотических кодов (искусство, одежда, этнографические информационные системы). Очень кратко суть исследований в области взаимоотношений языка и культуры можно свести к следующим выводам: 1)культура есть сложная семиотическая система, существующая и развивающаяся в еще более сложной социальной системе. Будучи системным образованием, культура, в свою очередь, состоит из других систем, которые находятся относительно друг друга в сложных и исторически изменчивых отношениях. Статус относительной автономии составляющих культуру систем, имманентность источников и характера развития создают динамику устойчивого равновесия во взаимодействии этих систем; 2) язык есть лишь одна из знаковых систем, входящих в систему культуры, хотя и имеющая статус привилегированности. Являясь одной из систем культуры, язык, тем не менее, развивается по своим собственным законам, но обе системы неразрывно связаны между собой сетью бесконечных взаимопроникновений и взаимообусловленностей.

Выходные данные статьи // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. посвящ. 50-летию ф-та иностр. яз. Мордов. гос. ун-та им. Н. П. Огарева / Редкол.: Ю. М. Трофимова (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С. 97-99.

Язык является одной из знаковых систем, но систем особого рода. Считается, что язык -- это универсальная знаковая система: посредством языка можно выразить в принципе любое содержание. Это не означает, что естественный язык может передать все оттенки содержания, например, музыкального произведения или даже, казалось бы, одной из самых простых вещей -- цвета. Известная ограниченность языка чувствуется и литераторами. См. строки из стихотворения С.Есенина (выделено мною. -- А.Ч.):

Я хотел бы опять в ту местность, Чтоб под шум молодой лебеды Утонуть навсегда в неизвестность И мечтать по-мальчишески -- в дым.

Но мечтать о другом, о новом, Непонятном земле и траве, Что не выразить сердцу словом И не знает назвать человек.

Однако нередко в процессе общения человек прибегает к помощи иных знаковых систем, иных «языков» (далее употребляется без кавычек). Обычно они группируются в несколько классов. Укажем основные.

  • 1) Международные искусственные языки. Наиболее известен язык эсперанто. Он изобретен польским врачом Заменго- фом во второй половине XIX в. Свое название язык получил по псевдониму изобретателя: эсперанто -- надеющийся. В наше время на эсперанто издается литература, а также Интернет-газета, работает новостное радио; на одном из сайтов размещены песни на эсперанто.
  • 2) Символические языки науки. Эти языки объединяют формулы математики, химии, лингвистики и других наук и правила их составления и использования.
  • 3) Языки программирования. Это языки, которые предназначены для записи компьютерных программ.

Названные в группах 1--3 языки (искусственные знаковые системы) используются в коммуникативных целях, но в ограниченных сферах. По принципу искусственных языков в художественной литературе писателями изобретаются языки несуществующих (вымышленных) народов. Таков, например, эльфийский язык в романах Дж. Толкиена (1892--1973).

  • 4) Параязыки (др.-греч. приставка para -- около). Под понятие параязыка подводятся звуковые и графические средства: тембр, темп, громкость, мелодика, особенности произношения, тип почерка, шрифта, размер буквы, цвет, подчеркивание и др. Речь идет о средствах сверхнормативных с точки зрения языка как системы, а потому факультативных. Так, например, в рекламе название рекламируемого товара может быть обозначение при помощи средств параязыка: МУКА / МУКА / мука и др.
  • 5) Кинетические средства (др.-греч. kinetikos -- приводящий в движение): язык тела и его частей (более узко -- язык жестов). Общеизвестный пример из русской коммуникативной культуры: кивок означает согласие. Особенности невербального поведения человека описаны Г.Е. Крейдлиным (Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2004). Приведем один пример из его работы. О значении жеста палец у виска: в немецкой культуре -- человек несколько не в себе в некоторых африканских культурах -- погрузился в размышления", во Франции: человек, о котором говорят: глупый, в Голландии, наоборот, -- умный («обладает интеллектом»).

Функции языков 4-й и 5-й групп многообразны: они используются для усиления экспрессии высказывания (4), как его замена (5). Например: при обращении к ребенку: -- Беги ко мне! (с протянутыми к слушающему руками) (4); Едем? -- В ответ только кивок (5).

К числу знаковых относят также сложные знаковые системы, которые называют знаковыми системами культуры («художественные семиотики»). Это языки художественной литературы, фольклора, танца, музыки, скульптуры, графики, кино, фотографии и др. Их специфика состоит в том, что выраженное ими содержание выступает основой, которая наполняется смыслом, или, говоря языком семиотики, означающее знака выступает означаемым нового знака -- из сферы художественной семиотики. Так, герой повести И.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин на 2 / 3 изъясняется предложениями неполными, прерванными, местоименными, междометными, состоящими из служебных слов и под. См. диалог Акакия Акакиевича с портным:

- А я вот к тебе, Петрович, того...

Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того...», а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил.

  • - Что ж такое? -- сказал Петрович...
  • - А я вот того, Петрович... видишь шинель-то, сукно... вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того... на спине, да еще вот на плече одном немного попротерлось, да вот на этом плече немножко -- видишь, вот и все. И работы немного....

Неполнозначность слов, составляющих основу речевой партии персонажа, в данном случае есть знак безгласного чиновника.

Произведения художественной литературы, публицистики и другие при «перенесении» их в кинофильм, на телевизионный экран, на театральные подмостки видоизменяются, так как их язык начинает жить по законам жизни соответственно «языков» кино, телевидения, театра. Поэтому обязательно происходят изменения в языке, иногда еле уловимые.

Сравните фрагменты двух текстов:

  • (1) ...а несчастный статский советник и вовсе окаменел;
  • (2) ЭП сидит, будто костыль проглотил.

Фрагмент (1) извлечен из романа Б. Акунина «Статский советник». Здесь внешнее положение героя передается через метафору окаменел, призванную усилить впечатление от внутреннего дискомфорта героя (с чем связано добавление частицы вовсе), произвести художественный эффект.

В тексте киносценария (2) используется иная метафорическая конструкция: будто костыль проглотил, которая сохраняет все функции метафоры окаменел, но обладает большей «наглядностью», а это-то и нужно в киносценарии -- как указание актеру.

Язык – это некая реальная знаковая система, используемая в некотором социуме, в некотором пространстве. Языкэто знаковая система. Материя в языке – это звук.

Отличие от др знаковых систем – изобретён не для узкопрофильной сферы общения. Язык обслуживает любую сферу общения . Синхрония, Диахрония . Знак - элемент определённой знаковой системы, матер нос-ль немат инф-ии. Семиотика – наука изуч знаки и знаковые системы. Когда есть договоренность , соб-е счит знаковым. Св-ва знаков 1) преднамеренность - в любой сист знак исп-ся целенаправленно 2) двусторонность – у каждого знака есть мат сторона – ПВ/означающее (форма), воспр органами чувств (слух) и идеальная – ПС/означаемое (значение). Речь первична, письменность вторична. 3) конвенцион-ть – (обусл усл связью) обязат договоренность (связь м/у ПВ и ПС должна быть известна всем участникам разговора). 4) противопоставленность – нет такой зн системы в кот сущ только 1 знак, всегда должна присутствовать противопост-ть (при нулевом ПВ). Не все мат св-ва важны для противопоставл-я. 5) консервативность – всякая зн система ост постоянной 6) изменчивость - Я – постоянно развив система. Harvest – autumn -> ПВ изм-ся ПС ост прежним. Асимметрия Я знака 1) Омонемия ПС>ПВ приблизиться (дв-е) и пригубить (неполнота дейст-я), 2) синонимия ПС<ПВ. Правила поведения знаков: Знаковые системы разбивают на 3 вида : 1 иконические индексы символы – связь м/у планом выражения и планом содержания условная, основанная на договорённости. 3 аспекта функционирования знаков: 1. семантика синтактика прагматика Социальные формы языка: 1) идиолект – самая меньшая - это язык одного конкретного носителя данного языка 2) говор – это множество очень близких идеалектов, обслуживающих одну территориальную замкнутую группу людей (посёлок) 3) диалект – множество говоров структурно неразличаются 4) Язык – множество диалектов (не меньше 2), диалекты структурно отличаются друг от друга. 5) литературный язык – если норма в языке орфографическая, наличие разных функциональных стилей (художественный, публицистический, научный) Идиолектов столько сколько людей в мире.

Письмо и его типы.

Письмо вторично по сравнению с речью. Оно возникло значительно позже устного Я. Инвентарь письма – это начертат знаки (буквы, цифры, знаки препинания…) Многократно повт в тексте ед-ца – граммема . Письму ~ 6 тыс лет. Письма и надгробн надписи – первые памятники письма. Первонач-но письмо представляло собой пиктографию (письмо рисунками). Рисунки представл конкретно сущ объекты. Пиктограммы исп и в наше время (разл знаки, символы). Пиктография не связана с алфавитом. Идеография (запись идей) – разновидность пиктографии, отобр > абстр понятия. N - (идеограммы) видеть, смотреть, плакать и тд. Иероглифы – более схематичные идеограммы. Изм-я связ с потребностью в убыстрении письма и обработкой сложных текстов. Фонография – на письме выр-ся ПВ а не ПС. Фонографич письмо зародилось в странах ближнего востока. Слова были односложн. Др Шумеры – клинопись. Силлабическое письмо – на письме обозначаются слоги, здесь графич знаки не буквы, а силлабемы . Консонантное письмо – на письме обозн согласные и гласные # в арабском Я – на письме обозн согл а глачные отобр диакритич знаками – точками, черточками и тд. Первый полноценный звуко-буквенный алфавит представили греки . С развитием книгопечатанья возникли знаки пунктуации. В древнерусских рукописях письмо было контактным (без пробелов). Этапы развития письма : I – идеографич письмо (ПС): пиктогр -> идеогр -> иероглифы. II – фонографическое письмо (ПВ): силлабическое письмо -> консонантное письмо -> звуко-буквенное. III этап – фонография + идеография (ПВ+ПС). Графика Алфавит – система граф знаков передающ звуковое (фонетич) значение. Фонема – звук со смыслоразличимой ф-ей. Средства пополнения алфавита 1) Диакритич знаки # Щ, 2) Лигатуры: b – объед-е B и S. 3) сочетание неск букв для передачи звука (диграфы, полиграфы) ch, ph, sh. Транскрипция и транслит-я – искусств сист письма.

Графика и орфография.

Вместе охват всю сов-ть правил ф-ия знаков графич письма. Графика – все знаки, исп в опр системе письма (буквы, знаки препинания, ударения и тд) Орфография – сов-ть форм и правил графич письма. Принципы орфографии: 1) фонематич 2) фонетический 3) этимологический 4) традиционно-ист 5) морфологич 6) символич . 1,2 – напис-е зависит от произношения, 3,4 – написание отр ту или иную ист традицию. 5 – на письме отр грамматика /туш-тушь 6 – близок к 5 отобр лексич омонимы Любовь(имя) – любовь sea – see.

Язык и мышление.

Стр-ра Я определяет стр-ру мышления. Также как общение, мышление м/б вербальным и невербальным . Невербальное мышление осущ с помощью наглядно-чувств образов, в рез-те восприятия впечатлений… Вербальное мышление оперирует понятиями (слова, суждения, умозаключения, строит гипотезы, теории). Я организует знания человека о мире, расчленяет, закрепляет и передает их послед поколениям. Я – ср-во формирования мысли. Здесь важны след ф-ии : а) познавательная (аккумулятивная, накопительная) – многое, что человек узнал о внешнем мире пришло к нему из Я. Человек познает мир ч/з понятия. Понятия обр-ся в рез-те абстрагирования, обобщения. Абстрактные значения формируются на основе матер событий. В Я – та же тенденция. Гипотеза лингв относит-ти – стр-ра Я опред-ет стр-ру мышления. Хаар-р понимания действит-ти зависит от Я. Филогенез – влияние мышления на Я (связан с менталитетом). Онтогенез – влияние Я на мышление. б) номинативная (именующая) – связана с познавательной ф-ей. Чел дает назв-е предметам и явл-ям. В Я развивается то, что важно и нужно В любом Я есть пустые места в картине мира. Название появл после преодол-я предметом нек порога значимости в) социальная ф-ия – этнос не однороден. Я обл спос-ю приспосабл к социуму. Подстраиваясь Я учит 3 пар-ра. 1) пол 2) возраст 3) соц положение. Этим занимается социолингв-ка.

Понятие языкового знака.

Знак – это член определённой знаковой системы. Различительная ф-ция знаков – знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством диакритики (Щ) Звуковые знаки языка обладают 2 функциями : 1) перцептивная – быть объектом восприятия (артикуляционные и акустические свойства звуков) 2) сигнификативная – способность различать вышестоящие значимые элементы языка – морфемы, слова, предложения (нот, бот, тот, лот)

Семиотика – наука изучающая знаки и знаковые системы. Св-ва знаков: 1) преднамеренность 2) двусторонность (материальная, идеальная – план выражения(форма), означающее; план содержания (значение) 3) конвенциональность (договорённость) 4) противопоставленность 5) консервативность – стабильность 6) изменчивость Асимметрия языкового знака : 1) омонимия – план содержания преобладает над планом выражения (зелёный – недозрелый – молодой) 2) синонимия – план выражения преобладает над планом содержания (лингвистика – языкознание – языковедение) Знаком языка является слово. Предложение – суперзнак, надзнак. Слово – знак. Морфема – субзнак, подзнак. Звуки не являются знаками. Правила поведения знаков: 1) не существует системы состоящей только из одного знака. 2) Исчезновение одного знака приводит к перестройке всей системы в целом (2-1=0) Знаковые системы разбивают на 3 вида: 1 иконические – изображение, картина, форма. 2 индексы – нет подобия м/у планом содержания и планом выражения (высокая температура – болезнь) 3 символы – связь м/у планом выражения и планом содержания условная, основанная на договорённости 3 аспекта функционирования знаков : 1. семантика – отношение м/у знаком и означаемым 2. синтактика – отношение м/у знаком и другими знаками 3. прагматика – отношение м/у знаком и говорящим.

Язык и речь.

Я и речь противопост друг другу. Я сущ в созн-ии носителей, Я попадает в созн-е носителя извне. Я сущ только тогда когда он функц-ет в речи. Фердинанд де Соссюр разделил 2 понятия – язык и речь.Я – это определённый класс знаковых систем (язык вообще). Я – это некая реальная знаковая система, используемая в некотором социуме, в некотором пространстве. Я – явление социальное. Речь – индивидуальна. Л.В. Щерба предл разгр-ть 3 аспекта : 1 речевая деятельность 2 языковая система – словарь, грамматика языка 3 языковой материал – тексты (сов-ть всего говоримого и понимаемого в пр-се общ-я) Речь – это процесс говорения, так и результата этой деятельности (тексты) Речь – сознательна, целенаправленна, социальна Признаки речи как деят-ти 1) мотивац сторона , 2) целевая стор 3) исполнит сторона . Речь - в норм усл двустор пр-с, охват с одной стороны процесс говорения (письма) и восприятия/понимания с др стороны. Черты речевого акта : 1) намеренность 2) целеустремлённость – речевые действия говорящего согласованы с его намерением 3) конвенциональность – у говорящего и воспринимающего должен быть единый знаковый код, общ фон знаний об окр мире, общ реч навыки и умения (реч компетенция).

речевая компетенция

Адресант код адресат

общ фон зн-ий

Речевые ситуации – канонические, неканонические Каноническая – время говорящего и слушающего совпадают (в одном месте, в одно и то же время) Неканоническая – время говорящего и слушающего не совпадают (телефонный разговор, письма) Характеристики языка и речи : 1) Язык – орудие общения, Речь – вид общения 2) Язык – идеальное (разум), Речь – материальное (слух, зрение, осязание) 3) Язык – иерархичен, Речь – линейная 4) Язык – независимость от ситуации, Речь – ситуативная обусловленность 5) Язык – социальное, Речь – индивидуальное. Параметры речи : 1) темп речи 2) громкость 3) акцент 4) тон 5) продолжительность Речь – устная и письменная, речь ребёнка, молодёжи, прямая и косвенная, деловая, художественная, поэтическая, эмоциональная, насмешливая, грубая, (связная, не связная, логическая) – смысловой аспект. Речь и речевой акт – это формы применения языка в различных ситуациях общения.

Уровни Я системы.

Всякое явл-е в природе можно рассм с 3 позиций : 1) как сов-ть отношений , 2) как сов-ть элементов , 3) как целое 1+2 garden flower -> flower garden Стр-ра зависит от эл-тов, эл-ты зависят от стр-ры. Функциональность системы – каждый эл-т направлен на реализацию цели. Подсистемы внутри Я : 1) уровень – обнаружение в Я крупных блоков, установление отн-ий м/у ними. 2) композиция (иерархия) .

Предложение

Лексема - знаковые эл-ты парадигматич отн

Синтагматич отн

Фонема - незнаковый уровень

Уровнеобр-ие единицы . Самая мелкая ед-ца Я – фонема . Морфемы – полузнаки, потому что морфема всегда выступает в составе слова. Лексема – слово - эл-т предложения. Лексема – самостоятельность, номинация – слово называет что-либо. Предл-е – коммуникация. Синтагматические отн-я – линейные отношения м/у ед-ми одного уровня в пр-се речи или составе ед-ц более высокого уровня. Фактическая сочетаемость # ворон кричит, но не кричу/кричишь .

Парадигматич отн-я – объед-е элементов или ед-ц в группы в памяти (сознании) говорящего в силу общности либо формы, либо содержания, либо того и другого. Установление взаимных противопоставлений м/у ед-ми одного уровня так или иначе связ по смыслу. Ворона – ворону - противопоставление окончания у разных падежных форм им сущ.

Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (от др.греч. sema – знак). В обществе применяются знаки нескольких типов. Наиболее известны знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы и языковые знаки. Знаки-признаки не­сут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о раз­веденном костре, всплеск на реке - об играющей в ней рыбе, мо­розный узор на стекле окна - о температуре на улице. Знаки-сигналы несут информацию по условию, по договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют: зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества, два камня на берегу показывают место брода, удар в гонг означает окончание работы. Знаки-символы несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности; эти свойства и признаки и можно узнать в знаках-символах (рисунок соединен­ных во взаимном пожатии рук - символ дружбы, голубь - символ мира). Совершенно особое место в типологии знаков занимают знаки языка. Язык – это тоже знаковая система. Но он – самая сложная из всех систем. Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы, и прежде всего слово (лексему) и морфему. Значение, выражаемое словом или морфемой, есть содержание соответствующего знака.

Что же общего у языковых знаков со знаками искусственных знаковых систем. 1. Экспоненты морфем и слов, как и экспоненты дорожных и иных знаков, материальны: в процессе речи морфемы и слова воплощают­ся в звуковой материи, в звучании (а при письменной фиксации – в материальном начертании). 2. Все морфемы и слова обладают, как и неязыковые знаки, тем или иным содержанием: в сознании людей, знающих язык, они свя­зываются с соответствующими предметами и явлениями, вызывают мысль об этих предметах и явлениях и, таким образом, несут опре­деленную информацию. 3. Содержание знаков искусственных систем есть отражение в сознании человека предметов, явлений, ситуаций дей­ствительности, эти знаки служат средством обобщения и абст­ракции. Это в еще большей мере относится к знакам языка, фикси­рующим результаты абстрагирующей работы человеческого мыш­ления. Только так называемые имена собственные (Нева, Эльбрус, Саратов, Софокл) обозначают (и, следовательно, отражают в своем содержании) индивидуальные предметы (определенную реку, опре­деленную гору и т.д.). Все остальные языковые знаки обозначают классы предметов и явлений, и содержание этих знаков представля­ет собой обобщенное отражение действительности. Таким образом, знаки языка во многом сходны со знаками других знаковых систем, искусственно созданных людьми. Но вместе с тем язык - знаковая система особого рода, заметно отличающаяся от искусственных систем. Язык - универсальная знаковая систе­ма. Он обслуживает человека во всех сферах его жизни и деятельно­сти и потому должен быть способен выразить любое новое содержа­ние, которое понадобится выразить. Искусственные системы - специальные системы с узкими задачами, обслуживающие человека лишь в определенных сферах, в определенных типах ситуаций.

Кроме того, язык - система, по своей внутренней структуре значительно более сложная, чем искусственные сис­темы. Сложность структуры языка проявляется в том, что в языке есть не только ярус, лежащий «выше» знаково­го, - ярус предложений и свободных (переменных) словосочетаний, но также и ярус, лежащий «ниже» знакового, ярус «незнаков», или «фигур», из которых строятся (и с помощью которых различаются) экспоненты знаков.

В обществе применяются знаки нескольких типов. Наиболее известны знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы и языковые знаки. Знаки-признаки несут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними. Знаки-сигналы несут информацию по условию, по договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют. Знаки-символы несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности; эти свойства и признаки можно узнать в знаках-символах (рисунок соединенных во взаимном пожатии рук - символ дружбы, голубь - символ мира).

Совершенно особое место в типологии знаков занимают знаки языка. Язык – это тоже знаковая система. Но он – самая сложная из всех систем.

Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы, и прежде всего слово (лексему) и морфему. Значение, выражаемое словом или морфемой, есть содержание соответствующего знака.

Языковая ситуация и языковая политика.

Языковая ситуация, характерная для сообщества определяется функциональными отношениями между компонентами социально-коммуникативной системы на том или ином этапе существования данного языкового сообщества.

Литературный язык и язык литературы.

Литературный язык - обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

язык художественной литературы - совокупность и система языковых средств, употребляющихся в художественных произведениях. Его своеобразие определяется особыми задачами, стоящими перед художественной литературой, ее эстетической функцией, спецификой построения словесных художественных образов. Одним из основных признаков языка художественной литературы является особое внимание к структуре языкового знака, возложение на эту структуру эстетических функций.

11. Семиотика и языкознание.

Семиотика (греч. semeiotikón, от seméion ‒ знак, признак), семиология, наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). С. изучает характерные особенности отношения «знак ‒ означаемое», распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин «знак» понимается в широком смысле как некоторый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.

С. выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом): 1) синтактика, изучающая внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, что то же, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит «адресатом» (интерпретатором); 3) прагматика, исследующая связь знаков с «адресатом», т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Т. о., если семантика и особенно синтактика имеют дело лишь с частью семиотических проблем, то прагматика, нуждающаяся в «помощи» со стороны конкретных наук (например, психологии, психолингвистики, социальной психологии), изучает всю относящуюся к С. проблематику в целом.

12.Единицы морфологического уровня

Морфология – грамматика слова, система механизмов языка, обеспечивающая построение и понимание словоформ. К морфологии относится наряду с классификацией слов и словообразованием изучение любых форм слов и соответствующих грамматических категорий.

Грамматика является динамическим механизмом, состоящим из грамматических значений и системы правил.

Основной единицей морфологического уровня языка является морфема (монема). Морфема – минимальная значащая единица, минимальный знак в системе языка, морф – в речи.

Морфология имеет дело со словоформами, которые членятся на морфы (монемы, морфемы).

13. Лексикология как учение о словарном составе языка.

Лексикология (от греч. lexikós ‘относящийся к слову’ (lexis - ‘слово’) и logos ‘слово, учение’) - раздел языкознания, изучающий лексику (словарный состав) языка и слово как единицу лексики. Одной из основных задач лексикологии является исследование значений слов и фразеологизмов , изучение многозначности, омонимии, синонимии, антонимии и других отношений между значениями слов. В сферу ведения лексикологии входят также изменения в словарном составе языка, отражение в лексике социальных, территориальных, профессиональных характеристик людей, которые говорят на языке (их принято называть носителями языка). В рамках лексикологии исследуются пласты слов, выделяемые по разным основаниям: по происхождению (исконная и заимствованная лексика), по исторической перспективе (устаревшие слова и неологизмы), по сфере употребления (общенародная, специальная, просторечная и т. д.), по стилистической окраске (межстилевая и стилистически окрашенная лексика).

Язык как знаковая система.

При общении мы пользуемся языковыми знаками - заместителями предметов. Мы не передаем предмет А, а вызываем образ Б. В языковом знаке выделяются два значения:

конкретное - определяется неповторимыми качествами знака

абстрактное - определяется отношением данного знака к другим знакам языка

Язык служит посредником между мышлением и звуком, при этом их нельзя отделить друг от друга. Языковой знак связывает понятия и акустический образ.

Акустический образ - не только звук, но и психологический отпечаток звука, или представления, которое мы получаем о нём.

Свойства языкового знака Править

Языковой знак имеет следующие свойства:

произвольность - любое понятие может быть связано с любым другим сочетанием звуков

линейность - мы воспринимаем языковые знаки по одному; при этом важно положение языкового знака относительно других языковых знаков

Функции языкового знака

Языковой знак обладает двумя функциями:

перцептивной - он может быть объектом восприятия

сигнификативной - он имеет возможность различать вышестоящие, значимые элементы языка - морфемы, слова, предложения.

Различия между буквами (графическими языковыми знаками) и звуками (фонетическими языковыми знаками) являются не функциональными, а материальными.

Слова человеческого языка являются знаками предметов. Слова - самые многочисленные и значимые знаки.

Таким образом, языковой знак представляет собой заместитель предмета, используемый в целях общения и позволяющий говорящему вызывать в сознании собеседника образы предмета или понятия.

Виды языковых знаков

знаки кода - существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфические для каждого языка соединения знаков

знаки текста - формально или по смыслу связанная последовательность единиц

Отличия языка от других знаковых систем

Человеческий язык - не единственная система, позволяющая живым существам общаться между собой. Помимо членораздельной речи, люди используют и другие средства общения: звуковые, письменные, наглядные. Такие средства называются вспомогательными

Отличие человеческого языка от других знаковых систем заключается в его универсальности. Другие системы ограничены в своем применении. Они являются набором сигналов, включающих те или иные рефлексы, необходимые для разрешения состояния, но они не имеют отдельного значения.