ЕГЭ по истории в 2017-2018 учебном году сдавало 6 выпускников .
Учитель: Косьмина Ольга Альбертовна.
Все учащиеся справились с экзаменационными заданиями. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором - 32. Наибольшее количество баллов – 86 – Черненко Алина. Минимальное количество баллов – 32 – Рогожа Федор. Максимум можно набрать на ЕГЭ по истории – 55.
1 балл - за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.
2 балла - 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.
З балла - 11, 23.
4 балла - 24.
11 баллов - 25
Средний балл – 56.
1 часть – 19 заданий с кратким ответом (слово, словосочетание, дата, имя и фамилия исторического деятеля):
Справилось | Не справилось | Справилось | Не справилось |
||
Наиболее успешно справились с заданиями 2, 7, 8.
Всего учащимся было предложено 19 заданий с кратким ответом. Представлены задания: на знание хронологии (надо знать, в каком году, в каком веке произошло важное историческое событие); на знание исторических понятий и терминов; на знание исторических фактов; два задания на умение работать с историческими источниками; на знание исторических личностей; на проверку умения работать с информацией, данной в виде таблицы; на работу с исторической картой; на знание фактов истории культуры; на работу с иллюстративным материалом.
Учащиеся не справились с заданием 15 – работа с исторической картой.
2 часть – 6 заданий с развернутым ответом (анализ проблемы, фрагмента исторического документа, оценка события, высказывание точки зрения):
3 задания (№20, №21, №22) – задания на работу с историческим источником. Задание №20 предполагает атрибуцию исторического источника (атрибуция – это определение авторства, определение времени создания исторического источника, определение событий, о которых говорится в этом историческом тексте). Задание №21 – это задание на поиск информации в источнике. Задание №22 – проверка контекстных знаний. Задание №23 – историческая задача или анализ исторической ситуации. Задание №24 на проверку аргументировать исторические точки зрения. Это самое трудное задание во всей работе. Задание №25 – историческое сочинение.
Справилось | Не справилось | Справились | Не справились |
||
Рогожа Федор не справился с частью 2. Причина – слабая успеваемость по предмету (начал учить материал лишь во втором полугодии 11 класса).
Сложным для учащихся было задание 24. С данным заданием справилась только Черненко Алина.
Определенные трудности вызвало задание 25 – написание исторического сочинения – задание требует не только хорошего знания материала, но и умения его излагать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, что учащиеся- подростки всегда делают с трудом.
На выполнение заданий учащиеся примерно потратили времени:
для каждого задания части 1 – 3–7 минут;
для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;
для задания 25 – 40–80 минут.
В целом учащиеся справились с заданиями ЕГЭ.
Распределение участников ЕГЭ по полученным тестовым баллам по истории
Количество учеников |
|
1. Формировать у учащихся умения: работать с историческими источниками, текстами; работать с исторической картой; работать с иллюстративным материалом, аргументировать в историческом сочинении; решать исторические задачи.
2. Больше времени уделять работе с историческими картами.
3. Обращать внимание учащихся на разные точки зрения на исторические события и их оценку специалистами.
Цель экзаменационной работы – оценить уровень подготовки по истории России выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в рамках проведения государственной (итоговой аттестации.
В экзаменационной работе проверяется, во – первых, то, насколько ученик владеет базовыми знаниями и умениями:
Точное указание дат, фактов, имен и т.д.;
Рассмотрение событий с учетом хронологической последовательности, этапности, соотнесение события с веком, эпохой;
Выявление характерных черт, принадлежности локального события, его места в серии однотипных событий.
Во-вторых, выявляются более сложные элементы, связанные с приобретенными учащимися умениями исторического описания, анализа и объяснения.
Экзаменационная работа включает задания по курсу истории России с древности до наших времен, причем по разным аспектам – экономике и социальным отношениям, внутренней и внешней политике, истории материальной и духовной культуры. Почти половина заданий относится к истории ХХ – начала XXI в.в. Задания располагаются в работе в определенной последовательности, прежде всего – в хронологическом порядке по периодам. Внутри периодов задания размещены по нарастающей степени сложности, начиная с тех, которые требуют знания дат, до аналитических и оценочных заданий.
В соответствии с назначением работы в ней предусматриваются три части, отличающиеся по сложности заданий и характеру деятельности. Общее число заданий – 50. Часть 1 (А) – 32 задания с выбором ответа (базового уровня). С помощью заданий части А проверялись базовые знания дат, фактов, понятий и терминов , характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Часть 2 (В) – 11 заданий с открытым кратким ответом (повышенного уровня сложности). Часть В позволяет проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки обучающихся, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания этой группы тоже выстроены в хронологическом порядке (от VIII – XVIII в.в. в В1 до периода 1945 - 1991 г.г. в задании В9), при этом задание В10 может содержать вопросы, касающиеся событий VIII – XXI в.в., а задание В11 – XIX – XX в.в.
Часть 3 (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом высокого уровня сложности, так как вопросы носят комплексный характер и предполагают разные виды деятельности:
С1 – С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде 2-3 предложений);
С4 – С7 - задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания, степень овладения целым рядом умений, в том числе и комплексного характера.
Примечание
. Анализ результатов ЕГЭ по истории России сделан без учета информации о выпускнике, не набравшем минимальное количество баллов. Это вызвано не стремлением «приукрасить» результаты и «не портить картину», а желанием максимально объективно оценить уровень знаний выпускников, имевших определенную мотивацию к успешной сдаче экзамена. Данный ученик верно выполнил лишь 6 заданий части А, наполовину выполнил по одному заданию частей В и С.
з) в учебном процессе шире использовать методические приемы и дидактические материалы, способные повысить мотивацию школьников к изучению предмета, развить интерес к предмету;
и) шире использовать возможности межпредметного взаимодействия. Учитывая, что период XX – XXI в.в. оказывается усвоенным хуже, чем другие, необходимо чаще использовать исторический материал для иллюстрации обществоведческих понятий и изучения общественных процессов в рамках курса обществознания.
Руководитель УМК учителей обществоведческого цикла Фролова Е.В.
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию в 2009 году.
Экзамен в форме ЕГЭ по обществознанию сдавал 41 выпускник XI классов гимназии № 1.
Поэлементный анализ ЕГЭ по истории в 11 классе (2016г.)
В этом году историю сдавала 1 обучающаяся - Матвеева Евгения. Средний результат - 41 баллов, что ниже на 8 баллов по сравнению с предыдущими результатами ЕГЭ по истории. Данный результат соответствует оценке «3».
В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней; часть 2 - задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут.
Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:
– для каждого задания части 1 - 3–7 минут;
– для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;
– для задания 25 – 40–80 минут.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание).
Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задания 2, 5, 6, 7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов.
Проверяемые умения,виды деятельности
Уровень сложности задания
Баллы
Часть 1
Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий)
Знание дат (задание на установление соответствия)
8-начало 21 в.
Определение термина (выбор одного элемента, (термина, названия) из данного ряда
Определение термина по нескольким признакам
Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)
Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на установление соответствия)
8-начало 21 века
Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия)
Систематизация исторической информации (множественный выбор)
Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)
Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на заполнение пропусков в предложениях)
Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия)
8-начало 21 в.
Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания)
Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах(таблица)
8-начало 21 в.(история России, история зарубежных стран)
Работа с текстовым историческим источником
Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)
Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)
Работа с исторической картой (схемой)
Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)
Работа с исторической картой (схемой)
Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)
Работа с исторической картой (схемой)
Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)
Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России)задание на установление соответствия)
8-начало 21 в.
8-начало 21 в.
Анализ иллюстративного материала
8-начало 21 в.
8-начало 21 в.
Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
8-начало 21 в.
Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником
8-начало 21 в.
Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача)
8-начало 21 в.
Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии
8-начало 21 в.
Историческое сочинение
8-начало 21в. (три периода на выбор экзаменуемого)
Указание событий (явлений, процессов)
Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
Причинно-следственные связи
Оценка значения периода для истории России
Использование исторической терминологии
Наличие/отсутствие фактических ошибок
Форма изложения
Первичный балл: 16 б., Итого: 41 б.
Таким образом, обучающаяся справилась с заданиями 6(б),7(п),11(п),12(п),19(б) из части 1.
Задания 22-24 – это задания повышенной сложности. По заданию 21 набрала 2 балла.
С заданием 25 (историческое сочинение) из части 2 справилась почти полностью, что подтверждают набранные баллы. Из 11 возможных набрала 9 баллов по сочинению.
Выводы:
При планировании работы учитывать элементы знаний, проверяемые ЕГЭ и содержащиеся в кодификаторе, спецификации и демоверсии. Знакомство с документами необходимо начинать в начале учебного года;
Задания ЕГЭ должны стать для обучающихся узнаваемыми, чтобы они владели алгоритмом их успешного выполнения;
Методика преподавания истории должна ориентироваться на создание условий для понимания обучающимися хода истории, объяснения смысла и сущности событий, их причин и последствий, на применение знаний и умений в практической деятельности, в новых познавательных ситуациях. Необходимо использовать дифференцированные типы заданий на уроке, используя базовый и повышенный уровни сложности.
Обратить внимание на работу с исторической картой(схемой).
Сравнительный анализ ЕГЭ за три года по истории:
Учитель истории: /Л.В.Исакова/
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.
Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.
Задания 20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
Задания 23-25 - задания, связанные с применением приемов причинно - следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
Задание 23 связано с анализом, какой – либо исторической проблемы, ситуации.
Задания 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.
Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 - альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трех периодов России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале
Участвовало 5 учащихся.
В 1 части №1,№7,№11№16,№18 задания повышенной трудности.
Задание№1 –справилось 20%
Задание №7 – справилось 60%
Задание №11 (оценивалось 3б.) – справилось 1чел.-3б.,2чел.-1б., 2чел.-0б.
Задание №16 – (оценивалось 2б.) 1чел.-2б.,3чел.-1б.,1чел.-0б.
Задание №18 – справилось 80%
Самыми сложными для выпускников оказались задания: 14, 17, 18.
Задание №14. Возможно, вызвало затруднения из-за нечеткой схемы к заданию, а также незнание фактического материала по предложенному периоду.
Задание №17 вызвало затруднение в установление соответствие между памятниками культуры их краткими характеристиками.
Задание № 18 вызвало затруднение при выборе из суждений из 5 предложений, изображенном на фотографии (даны были изображения храмов из разных исторических эпох).
Результаты работы выпускников во 2-й части с развернутым ответом.
Задания № 20-22 состоят из комплекса заданий (анализ исторического источника, привлечение исторических знаний).
С заданием №20 справилось – 3 ученика..
С заданием №21 справились 4 ученика, 1 ученик не преступил к выполнению задания.
Задание №22 (привлечение исторических знаний) - справились с заданием 3 ученика, не преступили к выполнению заданий 2 ученика.
Задание № 23 (анализ исторической проблемы, ситуации) с заданием справились 4 выпускника.
Задание №24 (анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса).С заданием справилось 4 выпускника: 1 ученик получили 2 балла с указанием одного аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки,2 ученика получили 1 бал, при выполнении задания приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
Задание № 25 предполагает написание исторического сочинения . С заданием справились все.
За сочинение по критерию К1(исторические личности и их роль в данный период истории России по сравнительной таблице), из5-х учащихся два оценены по 2б.
Результаты по критерию К3 (причинно-следственные связи). С данным заданием справились все учащиеся. Результаты по критерию К4 (историческая оценка событий), оценивается от 0-1 балла. С данным видом задания по критериям справились все учащиеся.
Результаты оценивания по критерию К6 (наличие фактических ошибок).
По данному критерию всеми 3-я учащимися при написании исторического сочинения была допущена одна фактическая ошибка в каждой из работ, данный вид оценивается в 1балл. Результаты оценивания по критерию К7 (форма изложения).
По данному критерию все 5 учащихся получили максимальный - 1 балл
Данные показатели свидетельствуют о том, что учащиеся школ правильно указывают исторические события, относящие к выбранным ими периодам, на основе которых строятся суждение по периоду.
Анализ написание ЕГЭ по истории выявил, что, у выпускников 11 классов затруднения вызвали в 1-й части задания, проверяющие знание материалов разделов: «Культура: памятники архитектуры», задания, проверяемые знания исторических терминов по XX веку, умение работать с историческими документами, работа со схемами.
Учителям истории необходимо:
Продолжить работу с историческими текстами, документами, использовать различные тренировочные задания по историческому тексту
Продолжить работу по написанию исторического сочинения