Задачи        10.11.2021   

Анализ результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс) материал по истории (11 класс) на тему. Поэлементный анализ егэ по истории Анализ пробной работы егэ по истории

ЕГЭ по истории в 2017-2018 учебном году сдавало 6 выпускников .

Учитель: Косьмина Ольга Альбертовна.

Все учащиеся справились с экзаменационными заданиями. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором - 32. Наибольшее количество баллов – 86 – Черненко Алина. Минимальное количество баллов – 32 – Рогожа Федор. Максимум можно набрать на ЕГЭ по истории – 55.

    1 балл - за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.

    2 балла - 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.

    З балла - 11, 23.

    4 балла - 24.

11 баллов - 25

Средний балл – 56.

1 часть – 19 заданий с кратким ответом (слово, словосочетание, дата, имя и фамилия исторического деятеля):

Справилось

Не справилось

Справилось

Не справилось

Наиболее успешно справились с заданиями 2, 7, 8.

Всего учащимся было предложено 19 заданий с кратким ответом. Представлены задания: на знание хронологии (надо знать, в каком году, в каком веке произошло важное историческое событие); на знание исторических понятий и терминов; на знание исторических фактов; два задания на умение работать с историческими источниками; на знание исторических личностей; на проверку умения работать с информацией, данной в виде таблицы; на работу с исторической картой; на знание фактов истории культуры; на работу с иллюстративным материалом.

Учащиеся не справились с заданием 15 – работа с исторической картой.

2 часть – 6 заданий с развернутым ответом (анализ проблемы, фрагмента исторического документа, оценка события, высказывание точки зрения):

3 задания (№20, №21, №22) – задания на работу с историческим источником. Задание №20 предполагает атрибуцию исторического источника (атрибуция – это определение авторства, определение времени создания исторического источника, определение событий, о которых говорится в этом историческом тексте). Задание №21 – это задание на поиск информации в источнике. Задание №22 – проверка контекстных знаний. Задание №23 – историческая задача или анализ исторической ситуации. Задание №24 на проверку аргументировать исторические точки зрения. Это самое трудное задание во всей работе. Задание №25 – историческое сочинение.

Справилось

Не справилось

Справились

Не справились

Рогожа Федор не справился с частью 2. Причина – слабая успеваемость по предмету (начал учить материал лишь во втором полугодии 11 класса).

Сложным для учащихся было задание 24. С данным заданием справилась только Черненко Алина.

Определенные трудности вызвало задание 25 – написание исторического сочинения – задание требует не только хорошего знания материала, но и умения его излагать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, что учащиеся- подростки всегда делают с трудом.

На выполнение заданий учащиеся примерно потратили времени:

    для каждого задания части 1 – 3–7 минут;

    для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

    для задания 25 – 40–80 минут.

В целом учащиеся справились с заданиями ЕГЭ.

Распределение участников ЕГЭ по полученным тестовым баллам по истории

Количество учеников

1. Формировать у учащихся умения: работать с историческими источниками, текстами; работать с исторической картой; работать с иллюстративным материалом, аргументировать в историческом сочинении; решать исторические задачи.

2. Больше времени уделять работе с историческими картами.

3. Обращать внимание учащихся на разные точки зрения на исторические события и их оценку специалистами.

Цель экзаменационной работы – оценить уровень подготовки по истории России выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в рамках проведения государственной (итоговой аттестации.

В экзаменационной работе проверяется, во – первых, то, насколько ученик владеет базовыми знаниями и умениями:

Точное указание дат, фактов, имен и т.д.;

Рассмотрение событий с учетом хронологической последовательности, этапности, соотнесение события с веком, эпохой;

Выявление характерных черт, принадлежности локального события, его места в серии однотипных событий.

Во-вторых, выявляются более сложные элементы, связанные с приобретенными учащимися умениями исторического описания, анализа и объяснения.

Экзаменационная работа включает задания по курсу истории России с древности до наших времен, причем по разным аспектам – экономике и социальным отношениям, внутренней и внешней политике, истории материальной и духовной культуры. Почти половина заданий относится к истории ХХ – начала XXI в.в. Задания располагаются в работе в определенной последовательности, прежде всего – в хронологическом порядке по периодам. Внутри периодов задания размещены по нарастающей степени сложности, начиная с тех, которые требуют знания дат, до аналитических и оценочных заданий.
В соответствии с назначением работы в ней предусматриваются три части, отличающиеся по сложности заданий и характеру деятельности. Общее число заданий – 50. Часть 1 (А) – 32 задания с выбором ответа (базового уровня). С помощью заданий части А проверялись базовые знания дат, фактов, понятий и терминов , характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Часть 2 (В) – 11 заданий с открытым кратким ответом (повышенного уровня сложности). Часть В позволяет проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки обучающихся, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания этой группы тоже выстроены в хронологическом порядке (от VIII – XVIII в.в. в В1 до периода 1945 - 1991 г.г. в задании В9), при этом задание В10 может содержать вопросы, касающиеся событий VIII – XXI в.в., а задание В11 – XIX – XX в.в.
Часть 3 (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом высокого уровня сложности, так как вопросы носят комплексный характер и предполагают разные виды деятельности:

С1 – С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде 2-3 предложений);

С4 – С7 - задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания, степень овладения целым рядом умений, в том числе и комплексного характера.
Примечание . Анализ результатов ЕГЭ по истории России сделан без учета информации о выпускнике, не набравшем минимальное количество баллов. Это вызвано не стремлением «приукрасить» результаты и «не портить картину», а желанием максимально объективно оценить уровень знаний выпускников, имевших определенную мотивацию к успешной сдаче экзамена. Данный ученик верно выполнил лишь 6 заданий части А, наполовину выполнил по одному заданию частей В и С.

з) в учебном процессе шире использовать методические приемы и дидактические материалы, способные повысить мотивацию школьников к изучению предмета, развить интерес к предмету;

и) шире использовать возможности межпредметного взаимодействия. Учитывая, что период XX – XXI в.в. оказывается усвоенным хуже, чем другие, необходимо чаще использовать исторический материал для иллюстрации обществоведческих понятий и изучения общественных процессов в рамках курса обществознания.

Руководитель УМК учителей обществоведческого цикла Фролова Е.В.

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию в 2009 году.

Экзамен в форме ЕГЭ по обществознанию сдавал 41 выпускник XI классов гимназии № 1.

Поэлементный анализ ЕГЭ по истории в 11 классе (2016г.)

В этом году историю сдавала 1 обучающаяся - Матвеева Евгения. Средний результат - 41 баллов, что ниже на 8 баллов по сравнению с предыдущими результатами ЕГЭ по истории. Данный результат соответствует оценке «3».

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней; часть 2 - задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут.

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

– для каждого задания части 1 - 3–7 минут;

– для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

– для задания 25 – 40–80 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание).

Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания 2, 5, 6, 7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов.

Проверяемые умения,

виды деятельности

Уровень сложности задания

Баллы

Часть 1

Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий)

Знание дат (задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

Определение термина (выбор одного элемента, (термина, названия) из данного ряда

Определение термина по нескольким признакам

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на установление соответствия)

8-начало 21 века

Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия)

Систематизация исторической информации (множественный выбор)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на заполнение пропусков в предложениях)

Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания)

Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах(таблица)

8-начало 21 в.(история России, история зарубежных стран)

Работа с текстовым историческим источником

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России)задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

8-начало 21 в.

Анализ иллюстративного материала

8-начало 21 в.

8-начало 21 в.

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

8-начало 21 в.

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником

8-начало 21 в.

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача)

8-начало 21 в.

Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

8-начало 21 в.

Историческое сочинение

8-начало 21в. (три периода на выбор экзаменуемого)

Указание событий (явлений, процессов)

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

Причинно-следственные связи

Оценка значения периода для истории России

Использование исторической терминологии

Наличие/отсутствие фактических ошибок

Форма изложения

Первичный балл: 16 б., Итого: 41 б.

Таким образом, обучающаяся справилась с заданиями 6(б),7(п),11(п),12(п),19(б) из части 1.

Задания 22-24 – это задания повышенной сложности. По заданию 21 набрала 2 балла.

С заданием 25 (историческое сочинение) из части 2 справилась почти полностью, что подтверждают набранные баллы. Из 11 возможных набрала 9 баллов по сочинению.

Выводы:

При планировании работы учитывать элементы знаний, проверяемые ЕГЭ и содержащиеся в кодификаторе, спецификации и демоверсии. Знакомство с документами необходимо начинать в начале учебного года;

Задания ЕГЭ должны стать для обучающихся узнаваемыми, чтобы они владели алгоритмом их успешного выполнения;

Методика преподавания истории должна ориентироваться на создание условий для понимания обучающимися хода истории, объяснения смысла и сущности событий, их причин и последствий, на применение знаний и умений в практической деятельности, в новых познавательных ситуациях. Необходимо использовать дифференцированные типы заданий на уроке, используя базовый и повышенный уровни сложности.

Обратить внимание на работу с исторической картой(схемой).

Сравнительный анализ ЕГЭ за три года по истории:

Учитель истории: /Л.В.Исакова/

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23-25 - задания, связанные с применением приемов причинно - следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание 23 связано с анализом, какой – либо исторической проблемы, ситуации.

Задания 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 - альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трех периодов России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале

Участвовало 5 учащихся.

В 1 части №1,№7,№11№16,№18 задания повышенной трудности.

Задание№1 –справилось 20%

Задание №7 – справилось 60%

Задание №11 (оценивалось 3б.) – справилось 1чел.-3б.,2чел.-1б., 2чел.-0б.

Задание №16 – (оценивалось 2б.) 1чел.-2б.,3чел.-1б.,1чел.-0б.

Задание №18 – справилось 80%

Самыми сложными для выпускников оказались задания: 14, 17, 18.

Задание №14. Возможно, вызвало затруднения из-за нечеткой схемы к заданию, а также незнание фактического материала по предложенному периоду.

Задание №17 вызвало затруднение в установление соответствие между памятниками культуры их краткими характеристиками.

Задание № 18 вызвало затруднение при выборе из суждений из 5 предложений, изображенном на фотографии (даны были изображения храмов из разных исторических эпох).

Результаты работы выпускников во 2-й части с развернутым ответом.

Задания № 20-22 состоят из комплекса заданий (анализ исторического источника, привлечение исторических знаний).

С заданием №20 справилось – 3 ученика..

С заданием №21 справились 4 ученика, 1 ученик не преступил к выполнению задания.

Задание №22 (привлечение исторических знаний) - справились с заданием 3 ученика, не преступили к выполнению заданий 2 ученика.

Задание № 23 (анализ исторической проблемы, ситуации) с заданием справились 4 выпускника.

Задание №24 (анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса).С заданием справилось 4 выпускника: 1 ученик получили 2 балла с указанием одного аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки,2 ученика получили 1 бал, при выполнении задания приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

Задание № 25 предполагает написание исторического сочинения . С заданием справились все.

За сочинение по критерию К1(исторические личности и их роль в данный период истории России по сравнительной таблице), из5-х учащихся два оценены по 2б.

Результаты по критерию К3 (причинно-следственные связи). С данным заданием справились все учащиеся. Результаты по критерию К4 (историческая оценка событий), оценивается от 0-1 балла. С данным видом задания по критериям справились все учащиеся.

Результаты оценивания по критерию К6 (наличие фактических ошибок).

По данному критерию всеми 3-я учащимися при написании исторического сочинения была допущена одна фактическая ошибка в каждой из работ, данный вид оценивается в 1балл. Результаты оценивания по критерию К7 (форма изложения).

По данному критерию все 5 учащихся получили максимальный - 1 балл

Данные показатели свидетельствуют о том, что учащиеся школ правильно указывают исторические события, относящие к выбранным ими периодам, на основе которых строятся суждение по периоду.

Анализ написание ЕГЭ по истории выявил, что, у выпускников 11 классов затруднения вызвали в 1-й части задания, проверяющие знание материалов разделов: «Культура: памятники архитектуры», задания, проверяемые знания исторических терминов по XX веку, умение работать с историческими документами, работа со схемами.

Учителям истории необходимо:

Продолжить работу с историческими текстами, документами, использовать различные тренировочные задания по историческому тексту

Продолжить работу по написанию исторического сочинения