Рефераты        27.12.2021   

Культурная и духовная жизнь в конце XIX - начале XX века. Духовная жизнь в России с начала XX в

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ. 1.Борьба с неграмотностью.2. Власть и интеллигенция.3.Партийный контроль.4.»Сменовеховство».5.Большевики и церковь. Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. «Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы. Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...» Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок) Остались на Родине В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский Остались на Родине М. ВолошинА. АхматоваН. ГумилевВ. МаяковскийМ. БулгаковВ. Мейерхольди др. «Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества. «Сменовеховство» (результаты) А.Н.ТолстойС.С.ПрокофьевМ.ГорькийМ.ЦветаеваА.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков: Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура). Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”. Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений. На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов;Конфискация имущества церкви для революционных нужд;Аресты священнослужителей;Лишение их избирательных прав;Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование. http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г.Интернет- ресурсы.

Задание 1

Из работы Н.И.Бухарина и Е.А.Преображенского «Азбука коммунизма»

Обучение должно быть обязательным... Обучение должно быть бесплатным... Обучение... должно быть равным для всех... Обучение должно охватывать всю молодёжь от 8 до 17 лет.

Школа должна быть единой. Это значит... что должно быть уничтожено деление школ на мужские и женские и осуществлено совместное обучение детей обоего пола... Единая школа означает единую лестницу, по которой может и должен пройти каждый учащийся социалистической республики, начав с самого низшего порога - с детского сада - и закончив высшею ступенью...

Школа социалистической республики должна быть трудовой. Это значит, что обучение и воспитание должно быть соединено с трудом и должно опираться на труд...

Оканчивающему единую трудовую школу ученику коммунистическое общество говорит: «Профессором можешь и не быть, а производителем ценностей быть обязан».

Задание 2

Проанализируйте документы и запишите ответы на вопросы.

Из работы Н.И. Бухарина и Е.А. Преображенского «Азбука коммунизма»

В буржуазном обществе ребёнок рассматривается... в значительной степени как собственность своих родителей. Когда родители говорят: «Моя дочь, мой сын», это означает теперь не только наличие родственных отношений, но и право родителей на воспитание собственных детей. Это право с социалистической точки зрения совершенно ни на чём не основано... Ребёнок... принадлежит тому обществу, в котором и благодаря которому он родился, а не только лишь «обществу» своих родителей. Обществу же и принадлежит первейшее и основное право воспитания детей. И с этой точки зрения претензии родителей путём домашнего воспитания запечатлеть в психологии своих детей свою ограниченность необходимо не только отклонять, но и высмеивать самым беспощадным образом... Будущее принадлежит общественному воспитанию.

Из статьи педагога-марксиста В. Н. Шульгина Мы не призваны воспитывать русского ребёнка, ребёнка русского государства, а гражданина мира, интернационалиста, ребёнка, который полностью понимает интересы рабочего класса и способен драться за мировую революцию... Мы воспитываем нашего ребёнка не для защиты родины, а для всемирных идеалов.

1. Каковы были основные цели воспитания, провозглашённые пролетарским государством?

2. Почему большевики с недоверием относились к семейному воспитанию ребёнка?

1. Воспитание ребенка обществом, прививание ему идеалов социализма.

2. Чтобы сделать его таким как все, чтобы думал он также, как думает партия, а не его родители.

Задание 3

Проанализируйте материалы параграфа. Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов: И.А. Бунина, 3.Н. Гиппиус, М. Горького, А.И. Куприна, В.В. Маяковского, Д.С. Мережковского, И. Северянина, М.И. Цветаевой.

Из книги П. Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры»

Естественно, что писатели, вполне сложившиеся, связанные с прежней социальной средой и не желавшие мириться с новым положением, первые отошли и, по большей части, эмигрировали за границу. Здесь прежде всего следует назвать А. Бунина, последнего певца дворянской усадьбы, А. И. Куприна, несравненного живописца исчезнувшего быта... Отошли сразу или постепенно эмигрировали и корифеи следующего, романтического периода, старшие символисты, потревоженные в своих созерцаниях и рифмотворчестве грубой действительностью: З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, И. Северянин, М. И. Цветаева. Особое положение относительно большевиков занял М. Горький, оказавший им до революции немало услуг материального характера, он как-то «притих». Зато вдвойне шумел В. В. Маяковский со своей ратью футуристов... Как же ему было не слиться с революцией. Ведь до революции он был самым левым из левых, самым рьяным разрушителем литературных традиций.

Задание 4

С помощью текста параграфа выберите ответы на вопросы.

1. В чём состояла главная идея сменовеховства:

а) в распространении большевистской идеологии в зарубежных странах;

б) в объединении всех антисоветских сил в эмиграции;

в) в примирении с советской властью во имя воссоздания великого Российского государства?

2. Какое имя выпадает из общего логического ряда:

а) М. Горький; б) А.И. Куприн; в) С.В. Рахманинов; г) С.С. Прокофьев; д) А.Н. Толстой; е) М.И. Цветаева?

Задание 5

Задание 6

Используя текст учебника и самостоятельно найденные материалы, напишите небольшое эссе на тему «Большевики и Русская православная церковь».

Большевики видели в церкви конкурента, который массово мог влиять на умы людей. Теперь же для построение нового общества необходимо было воспитать «нового человека», который станет поддерживать идеи социализма и примет участие в построении нового общества и продвижении мировой революции. Вся дальнейшая деятельность партии была направлена на уничтожения инакомыслия и разрушение старых порядков. Сначала был принят Декрет об отделении церкви от государства, затем проведены суда над служителями церкви. Храмы и монастыри начали закрываться, имущество церкви конфисковывалось в пользу революции. Священники и их семьи были лишены избирательного права, а их дети не могли получить специальное или высшее образование.

Большевики были настроены решительно, вплоть до полного физического уничтожения церковнослужителей и искоренения веры умов людей.

Слайд 2

Главные задачи культурной революции:

ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.

Слайд 3

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Слайд 4

Народное образование.

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Слайд 5

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.

С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня

Слайд 6

«Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков - это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия... разве это не символ передовой интеллигенции? Правда, большевики не произносят слова "Божья", они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь. Озлобление интеллигенции против большевиков на поверхности. Оно, кажется, уже проходит. Человек думает иначе, чем высказывается. Наступает примиренность, примиренность музыкальная...»

Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)

Слайд 7

Остались на Родине

В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский

Слайд 8

М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

Слайд 9

«Сменовеховство»

идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

Слайд 10

«Сменовеховство» (результаты)

А.Н.Толстой С.С.Прокофьев М.Горький М.Цветаева А.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:

Слайд 11

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Слайд 12

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Слайд 13

Большевики и церковь.

11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Слайд 14

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Слайд 15

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты

Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Слайд 16

http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г. Интернет- ресурсы:

Посмотреть все слайды

Главные задачи культурной революции: ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М. И. Калинина.

«Долой неграмотность!» В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М. И. Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Народное образование. 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР» . В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30 -х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. За границей оказались: С. В. Рахманинов, К. А. Коровин, А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, Е. И. Замятин, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие. Понижение духовноинтеллектуального уровня 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П. А. Сорокин, К. Н. Давыдов, В. К. Агафонов, С. Н. Виноградский и др

«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ. . . РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ. . . » Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А. А. Блок)

Остались на Родине В. М. Бехтерев Н. Д. Зелинский Н. И. Вавилов К. А. Тимирязев Н. Е. Жуковский В. И. Вернадский И. П. Павлов К. Э. Циолковский

Остались на Родине М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

«Сменовеховство» идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920 -х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

«Сменовеховство» (результаты) Возвратились на Родину: А. Н. Толстой С. С. Прокофьев М. Горький М. Цветаева А. И. Куприн Отношение большевиков: Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.

Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922 г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922 г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Большевики и церковь. 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Тенденции духовной жизни в мире в XX веке Во все времена на духовную жизнь общества влияли идеи, которые не только задавали темп жизни, но и существенно могли изменить его структуру. Новые веяние овладевали сознанием масс и становились доминантными, контролируя все сферы общественной жизни. Так в эпоху Средневековья, на духовное развитие общества влияли идеи католической церкви, в период Просвещения религия поступилась науке. К началу 20 века, господствующей идеей был рост человеческой личности при помощи применения достижений научно - технического прогресса.

Особенности духовной жизни в XXс веке периодами, 20 век По сравнению предыдущими характеризируется многообразием направлений и течений в театральном, изобразительном искусстве и литературе. Нестабильная политическая обстановка в начале века стала причиной того что в духовной жизни общества преобладали философские, пессимистические идеи представители творческой элиты пытались найти объяснение происходящим событиям, обращаясь к трудам знаменитых философских деятелей прошлого. Творческая интеллигенция понимала, что старый мир, со своими порядками и традициями, невозвратно уходит в прошлое. Подтверждением этого сослужило множество социальных, политических и экономических изменений падение монархий, установление тоталитарных режимов, усиленный рост городов и модернизация промышленности. Однако вопрос о том, каким будет будущее человечества оставался открытым. Многие мыслители предрекали закат мировой культуры, так как считали, что духовное развитие в условиях Времена не выбирают, В них живут и умирают. (Л. С. Кушнер)

Основные направления духовного развития первой половины 20 века В первой половине 20 века выделялись два основных вектора развития духовной жизни рациональнопрагматический и иррациональный. Ярким представителем иррационального направления философской мысли является З. Фрейд, который впервые отследил связь творческого развития с психикой отдельных индивидов. Фрейд считал, что культурная деятельность это ни что иное, как сублимация психических процессов, которая выражается на материальном плане. На основе этого направления в культуре первой половины 20 века возникают такие культурные течения как абстракционизм, экспрессионизм, неопластицизм, сюрреализм. Искусство теряет свою простоту, приобретая скрытое философское наполнение. Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит (З. Фрейд)

Основные направления духовного развития первой половины 20 века Американским философом Д. Дьюи была заложена основа рационалистического подхода к развитию духовной жизни. По мнению представителей прагматического направления, культура является ни чем иным как инструментом к решению многих социально - политических проблем человечества. Такое течение было активно поддержано установившимися в Европе антидемократичными режимами. В отличие от иррациональной культуры, такое направление было доступным для понимания широких масс и часто использовалось как инструмент идеологической пропаганды. На основе рационального подхода возник социальный реализм, который стал зеркалом, в котором в несколько искаженном виде отражались политические и социальные явления. Истинная свобода – интеллектуальна; она основывается на воспитании силы мысли, на умении «перевертывать вещи со всех сторон» , разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то тогда где и как их искать.