Техника        21.11.2021   

Тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Определение коммуникативных и организаторских способностей Психологический тест на организаторские способности

Данный тест позволит определить степень выраженности организаторских способностей подростка и при необходимости провести корректирующие действия в этом направлении его развития. Тест подходит для учащихся 7-8 классов.

Инструкция:
Определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.

1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?
2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?
3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?
5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?
6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу?
10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?

После того, как вы ответите на предложенные вопросы, посчитайте сумму набранных баллов. Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные вопросы оценивается в 1 балл.

Результат:
15 баллов и более - высокий уровне организаторских способностей;
13-14 баллов - средний уровень развития организаторских способностей;
ниже 13 баллов - низкий уровень развития организаторских способностей.

Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои организаторские способности.

Данная методика предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение устанавливать деловые и межличностные отношения с людьми, стремление к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, умения влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).

Инструкция

Вам нужно ответить на все вопросы данной анкеты. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ положительный, то на отдельном листке или в тетради рядом с номером вопроса поставьте знак (+), если же отрицательный - (-). Давайте ответ на каждый вопрос. Помните, что “правильных” и “неправильных” ответов нет. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение.

Анкета

  1. Есть ли у вас стремление к изучению и установлению знакомства с другими людьми?
  2. Нравиться ли Вам заниматься «общественной» работой?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?
  4. Трудно ли вам обычно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих друзей, коллег к принятию ими Вашего мнения?
  7. Верно ли, что Вам приятнее проводить время с книгами или компьютером, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими друзьями различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли для Вас включаться в новые компании (коллективы)?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши друзья, коллеги действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с друзьями, коллегами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  18. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомым человеком?
  19. Вас раздражают окружающие люди, и Вам довольно часто хочется побыть одному?
  20. Правда ли что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравиться ли Вам постоянно находиться «на людях»?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходиться проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с людьми?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших друзей, коллег?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас группу?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в университете (на производстве)?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими друзьями, коллегами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый для Вас коллектив?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих друзей, коллег?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли оказываетесь в центре внимания своих друзей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы людей?

При обработке результатов пользуются специальными ключами:

Ключ “Коммуникативные склонности”

Ключ “Организаторские способности

Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому виду склонностей к максимально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать формулу

К=Р/20 , или К=0.05 *Р

где К - величина оценочного коэффициента;

Р - количество совпадающих с “ключом” ответов.

Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей (к) соответствует определенная оценка (Q) .

Шкала оценок коммуникативных склонностей

Шкала оценок организаторских способностей

  1. Те, кто получил оценку Q=1, характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей коммуникативной и организаторской деятельности.
  2. У получивших оценку Q=2 развитие коммуникативных и организаторских склонностей находятся на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуя себя скованно в новой обстановке, коллективе, испытывают трудности к установлению контактов с людьми, проявление их инициативы крайне ограничено.
  3. Для обследуемых, получивших оценку Q=3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. “Потенциал” этих склонностей не отличаются высокой устойчивостью.
  4. Обследуемые, получившие оценку Q=4, отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они обычно не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям и т.д.
  5. Те, кто получил оценку Q=5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают постоянную потребность к коммуникативной и организаторской деятельности.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь уровень склонностей в данный период развития человека и что при наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности эти склонности могут развиваться.

Кого-то из нас можно назвать хорошим организатором, а кого-то – умелым и талантливым исполнителем предложенных идей и планов. А к какой категории людей относитесь вы? Данный тест поможет вам определить, каковы ваши организаторские способности, насколько вы усидчивый и покладистый человек и какая манера поведения в коллективе вам свойственна.

1. Вы планируете ежемесячно откладывать деньги. Каким образом вы будете это делать?
а) откроете счет в банке;
б) приобретете для этих целей копилку;
в) будете отдавать на хранение маме.

2. Можете ли вы представить себя в роле фермера, имеющего большое хозяйство?
а) вы мечтаете о такой жизни;
б) нет. Слишком много работы;
в) возможно, но только когда вы выйдете на пенсию.

3. Какое произведение искусства вы хотели бы видеть у себя в квартире?
а) старинные часы великого мастера;
б) картину известного художника;
в) старинное ружье.

4. Делать покупки вы предпочитаете:
а) в супермаркете;
б) в выходной на базаре;
в) в маленьком специализированном магазине.

5. Какая из перечисленных ниже профессий вас восхищает?
а) писатель;
б) певец;
в) акробат.

6. К вам без предупреждения зашли в гости друзья. Какой будет ваша реакция?
а) визит вас обрадует;
б) попросите друзей впредь предупреждать о своих визитах заранее;
в) испытаете чувство досады, но вида не подадите.

7. Вам поручили заняться важным проектом. Как вы построите свои действия?
а) составите подробный план действий;
б) постараетесь отказаться от проекта, пока не поздно;
в) будете полагаться на интуицию.

8. Нравится ли вам собирать пазлы?
а) да, вы часто этим занимаетесь;
б) нет, вы не видите смысла в этом занятии;
в) нравилось когда-то в детстве.

9. Даете ли вы ребёнку деньги на карманные расходы?
а) в зависимости от его поведения;
б) нет, вы не видите в этом никакой необходимости;
в) да, регулярно.

Ключ к тесту
За каждый ответ «а» поставьте себе 3 балла; за ответ «б» – 1 балл; за ответ «в» – 2 балла. Суммируйте баллы своих ответов.

Если вы набрали от 7 до 11 баллов – о вас можно сказать, что вы не привыкли полагаться на интуицию и все свои поступки продумываете до мельчайших деталей. Вы никогда и ничего не делаете спонтанно. В то же время вы часто теряете самообладание, когда происходит что-то непредвиденное. Вы могли бы стать хорошим организатором, если бы не ваша «предсказуемость». Постарайтесь больше доверять собственному мнению. В некоторых случаях можно обойтись и без тщательной проверки данных.

Если вы набрали от 12 до 16 баллов – вашим основным достоинством является спонтанность действий. Вы не привыкли к долгому и тщательному планированию и считаете это занятие бессмысленной тратой времени. Это нередко порождает вокруг вас неразбериху. Но она вас совершенно не пугает, поскольку только в такой обстановке вы можете лучше всего раскрыть свои способности.

Если вы набрали от 17 до 21 балла – любую работу вы выполняете с хорошей сноровкой опытного организатора. Каждый шаг вы планируете, но в то же время готовы к любым неожиданностям, которые иногда происходят. Вы готовы скорректировать любые действия согласно обстоятельствам. Данное качество очень важно, т. к. позволяет вам всегда с легкостью добиваться любых поставленных целей.


Инструкция: определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответь быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайся воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.

1. Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?

2. Хорошо ли ты ориентируешься в критической ситуации?

3. Нравится ли тебе заниматься общественной работой?

4. Легко ли ты отступаешь от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?

5. Любишь ли ты придумывать или организовывать различные игры, развлечения?

6. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

7. Стремишься ли ты к тому, чтобы твои товарищи действовали в соответствии с твоим мнением?

8. Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли в решении важных дел ты проявляешь инициативу?

10. Правда ли, что ты обычно плохо ориентируешься в незнакомой обстановке?

11. Возникает ли у тебя раздражение, если не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?

13. Часто ли проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?

14. Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?

15. Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что ты не стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято твоими товарищами?

17. Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли ты опаздываешь на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли ты оказываешься в центре внимания?

20. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в обществе большой группы своих товарищей?

Ключ:

После того, как ты ответил на предложенные вопросы, посчитай сумму набранных баллов. При этом учти, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл.

Интерпретация: результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов - о среднем; ниже 13 баллов -о низком уровне развития организаторских способностей. Если у тебя оказался низкий уровень, не отчаивайся, при желании ты можешь развить свои организаторские способности.

Приложение 7.

«Чемодан лидера»

Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы замерзли, как будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок, как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет. Как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3. Не сходя со стула. Посидите так, как сидит председатель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь.

Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, рассерженный попугай.

Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.

Упражнение 7 и 8. Два специальных упражнения, которые помогут лидерам исправить некоторые физические недостатки, создающие определенные помехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких – наоборот, размашистые, неуклюжие.

Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие – либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т.е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупнённых движений, более масштабных, более значительных.

Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все предметы в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.

Упражнение 9. Хорошо ли Вам известен облик Ваших товарищей по классу или членов Вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.

Упражнение 10. «Как свои пять пальцев» - мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите внимательно свои пять пальцев. Хорошо ли Вам знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите их.

Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности у лидера. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном фотографировании людей, попадающихся на встречу, домов, витрин магазинов и т.п. глаз должен моментально запечатлевать изображение во всех подробностях. Глаза это умеют, просто Вы раньше так не делали, а потому и не приручили свои глаза. Запоминать и осознавать запечатлеваемые изображения нужно тщательно тренироваться. Порядок примерно такой же, как и фотографии: снимаем – посмотрели; проявляем – запоминаем; печатаем – вспоминаем; рассматриваем отпечатки.

Упражнение 12. Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найти и запомнить все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С: стол, стул, снимок, салфетка и т.д. чем больше, тем лучше.

Упражнение 13. На что похоже (Упражнение Лессардо да Винчи). Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камни, можно увидеть разные битвы, животных, выражения лиц и бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки и занавеси, Вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.

Упражнение 14. Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб – квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения. Что нового в одежде товарищей и т.д. и так каждый день!

Упражнение 15. Биография по взглядам . Присматривайтесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое количество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз – почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам прийдется задуматься о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Умение быстро осуществлять такого рода анализ необходимо лидеру.

Упражнение 16. Живые вещи. В предыдущих упражнениях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похоже пятно, тень, трещина … овладев внутренним видением, предлагается пофантазировать о том, например, что будет, если стул оживет. Что бы он делал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Упражнение развивает умение связывать наблюдение с фантазией.

Упражнение 17. Моделирование беседы, «зондирование души объекта» (К.С.Станиславский). в одной из сказок Дж.Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные – разбивались от неосторожного прикосновения; деревянные – были глухи даже к сильным воздействиям; соломенные – загорались даже при слабых волнениях.

Ситуация : Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации.

Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.

Ситуация: тебе надо выяснить мнение товарищей по важному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров может занимать одну из 4 ролевых позиций. Первую назовем «позицией неучастия». Вас не заметили и не услышали. Точнее притворились, что не слышат»

Вторая позиция «пристройка сверху» - это позиция независимая, не подчиняемая и даже, наоборот, - подчиняющая, берущая ответственность на себя.

Третья позиция « пристройка снизу» - позиция зависимая, подчиняемая.

Четвертая позиция «пристройка рядом» выражает умение считаться с титуацией, понимать интересы других и распространять ответственность между собой и другим человеком.

Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого и от нее зависит во многом характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованы.

Задание. Проиграй варианты беседы, используя 4 ролевых позиции в каждой ситуации.

Упражнение 19. Организация непосредственной беседы. В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (состояние души):

- «легкий вес» - легкость души, все хочется делать, все получается;

- «спина английской королевы» - сама фигура человека означает, что сейчас он несет истину во все вопросы;

- «все с неохотой» - именно этим заниматься не хочет, мысли заняты другим;

- «тяжелый вес» - все очень надоело, что-то сильно болит, нет никаких сил, заниматься чем-либо.

Предложи 4 ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.

Упражнение 20. Управление инициативой.

Представь, что ведешь с кем-то разговор. Его инициатор твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора – поддакиваешь, подаешь реплики и т.д. постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить своего партнера (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени свои методы в реальной ситуации.

Упражнение 21. Управление беседой.

Ситуация: встреча знакомых.

Задание: свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например, «А давай поговорим о …», «А я хочу сказать о …».

Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутренне состояние партнеров, ошибки.

Упражнение 22. Анализ индивидуальной беседы. Проанализируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы.

Приложение 8.

Тест «Кто из вас лидер?»

Расставьте фигуры в той последовательности, в какой захотите. В зависимости от выбранного вами порядка начертания фигур вы сможете определить свои задатки лидера.

На первое место вы поставили ту фигуру, которая наиболее соответствует вашим личностным качествам, на последнее место – соответствующую наименее характерным. Итак …

Треугольник – лидер.

Квадрат – исполнитель.

Круг – человек с незаурядными коммуникабельными способностями.

Зигзаг, молния – человек с незаурядными творческими способностями.

Прямоугольник – человек, имеющий в данный момент серьезные психологические проблемы.

Необходимо выбрать одну наиболее понравившуюся геометрическую фигуру из пяти предложенных.

Приложение 9.

Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях»

1. Если вы заблудитесь в лесу, то хватит ли вам знаний, чтобы выйти на дорогу, и силы воли, чтобы продержаться несколько дней?

2. Попав на необитаемый остров, будете вы его осматривать целиком?

3. Попав в ситуацию, когда на вас летит автомобиль и ваш спутник бросается влево, вы побежите туда же?

4. Если вы уходите из дома и не можете найти ключи, то можете ли вы просто спокойно подумать, где они могут быть?

5. Вы хорошо ориентируетесь в темноте?

6. Вы любите исследовать незнакомые места?

7. Вам нравится находиться на природе в одиночестве?

8. Вы легко решаете задачи на сообразительность?

9. В критической ситуации вы быстро принимаете решение?

За каждый положительный ответ вы получаете одно очко. Суммируйте очки. Полученный результат означает следующее:

1-3 очка - вы несамостоятельный человек, не умеете принимать решения и брать ответственность на себя.

4-7 очков - вы сообразительны и сможете не попасть впросак в трудной ситуации, хотя и допускаете ошибки из-за невнимательности и недостатка знаний.

8-9 очков - вы нигде не пропадете, спокойная жизнь не для вас, работа следователя, каскадера и геолога вам бы очень подошла.

Приложение 10.

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающее».

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе №2 – второй, на листе №3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую “формулу рисунка”, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам.

1 тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно – у 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или “преподавательский подтип” 604, 613, 622, 631, 640.

2 тип – «ответственный исполнитель» – обладает многими чертами типа “руководитель”, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип ориентирован на “умение делать дело”, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжение.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

3 тип – «тревожно-мнительный». Лидерских качеств не имеет.

4 тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают “концептуальным умом”, отличаются способностью разрабатывать “на все” свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

5 тип – «интуитивный». Лидерских качеств не имеет.

6 тип – «изобретатель, конструктор, художник». Лидерских качеств не имеет.

Приложение 11.

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

2. Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

4. Ты часто перебиваешь собеседника?

5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

6. Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?

7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитайте результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: « Что мешает нам слушать других?»

Ведущий обобщает ответы детей.

Экспресс-диагностика организаторских способностей от российских ученых

ЭКСПРЕСС ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВ ЛИДЕРА

Каждый из нас мечтает стать биг боссом иметь непоколебимый авторитет среди своих подчиненных и высокое денежное вознаграждение за свой труд. Но для воплощения мечты необходимо иметь не дюжие организаторские способности. Поможет оценить свои организаторские способности или понять необходимость их развития следующий простой социально-психологический тест. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.
Итак начнем! Далее следует опросник из 20ти вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». Необходимо взять лист бумаги и карандаш и рядом с номером вопроса проставить соответствующий для тебя ответ.


20 ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?

2. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить?

3. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?

4. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?

5. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения?

6. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?

7. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?

8. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства?

9. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?

10. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной колеи?

11. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается?

12. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?

13. Вы обычно активны на собраниях?

14. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту?

15. Вас раздражают поручения и просьбы?

16. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?

17. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?

18. Вас выводит из себя, когда опаздывают?

19. К вам часто обращаются за советом или помощью?

20. У вас в основном получается жить по принципу «дал слово – держи»?

Далее проведем анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным ниже ключом.

КЛЮЧ

«Да»: 1,3, 5,7,9,11,13,17,18, 19, 20.
«Нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14,15, 16.

Теперь немного математики: необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент организаторских способностей равен дроби, где числитель - сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель - 20.
То есть, если твои ответ совпали с ключом 15 раз, то дробь будет выглядеть так:
Таким образом считаем свои результаты. Чтобы получить расшифровку теста жми на кнопку ниже в зависимости о того сколько ты набрал процентов.