Техника        25.01.2022   

Егэ по русскому языку 6. Морфологические нормы глаголов

ВАРИАНТ №1

1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ влюбленных

строгие ИНСПЕКТОРА

ОБЕИМИ страницами

пара ДЖИНСОВ

пять КИЛОГРАММОВ

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРА метрами

стадо из СЕМИСОТ голов скота

об ОБЕИХ книгах

пара САПОГОВ

новые ДРАЙВЕРЫ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами

пачка МАКАРОН

к десятому АПРЕЛЮ

ОБЕИХ гусынь

в СОРОКА регионах

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ волчат

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

ягоды стали СЛАЖЕ

нет ПОЛУТОРАСТА книг

перед пятым ИЮНЯ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ сирот

менее ДЕВЯНОСТО одного процента

ЛЯГТЕ (на пол)

пара НОСКОВ

ИХ работа

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

горячие СУПЫ

любимые ПРОФЕССОРА

наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБОИМИ студентами

БОЛЬНАЯ мозоль

пять АПЕЛЬСИНОВ

ПРИЕДЬ быстрее

для СЕМИСОТ детей

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

ЧЕТВЕРО суток

ЧЁРНЫЙ тюль

пара БОТИНОК

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ОБЕИХ странах

ПОЛОЖИТЕ сумки

с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

пара ЧУЛОК

тонна ПОМИДОРОВ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учениками

ЛЯГТЕ на диван

много БАКЛАЖАНОВ

пирог с ПОВИДЛОЙ

КЛАДИТЕ на место

Ответ ________________________

ВАРИАНТ №2

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ШОФЁРЫ

одной ТАПКОЙ

в ОБОИХ государствах

без КОММЕНТАРИЕВ

ПОВАРЫ вкусно готовили

Ответ ________________________

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИТЕ на полку

более УМНЕЕ

менее ПЯТИДЕСЯТИ рублей

ПОЕЗЖАЙ сегодня

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ ________________________

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять АМПЕР

на ширине ПЛЕЧ

цветок быстро УВЯНУЛ

ТРЕМЯСТАМИ дисками

почти в СТА странах

Ответ ________________________

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

почётные ТИТУЛЫ

мы ХОЧЕМ

ПРОПОЛОЩИ бельё

ЛАЖУ по крышам

ПОЛОЖИ на стол

Ответ ________________________

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ВАФЛЕЙ

ОЛИМПИЙСКИЙ Сочи

согласно ПРИКАЗУ

скучает по ВАС

свыше СЕМИСОТ страниц

Ответ ________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

двадцать ПЕТЛЕЙ

килограмм ПОМИДОРОВ

лучшие ИНЖЕНЕРЫ

много КОЧЕРЁГ

Ответ ________________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ЦЫГАН

ТРОЕ медвежат

сильно ЖГЁТСЯ

двадцать ГРАММОВ

к первому СЕНТЯБРЯ

Ответ ________________________

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм БАНАНОВ

отряд ПАРТИЗАН

лампочка ЗАЖЖЕТСЯ

двое ГРУЗИН

ЕХАЙТЕ в город

Ответ ________________________

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять СОТНЕЙ книг

СЫПЛЕТ снегом

горсть ВИШЕН

порция ПЕЛЬМЕНЕЙ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

Ответ ________________________

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

палец с МОЗОЛЕМ

около ПОЛУТОРАСТА книг

бочки без ДОНЬЕВ

современные ПРИНТЕРЫ

у ОБЕИХ сестёр

Ответ ________________________

Ответы

Вариант 1

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .

Задание №6 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку

У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.

Грамматические нормы имен существительных

Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания множественного числа им. падежа Ы/И Окончание множественного числа им. падежа А/Я
Бухгалтер Адрес
Возраст Вексель
Выговор Ворох
Грифель Директор
Драйвер Доктор
Диспетчер Катер
Договор Китель
Инженер Кузов
Инструктор Купол
Компрессор Колокол
Конструктор Кучер
Контейнер Ордер
Лекарь Окорок
Месяц Округ
Плеер Повар
Полис Погреб
Порт Профессор
Почерк Пояс
Прожектор Паспорт
Пудель Сорт
Ректор Стог
Редактор Сторож
Слесарь Тенор
Свитер Терем
Трактор Тополь
Снайпер Хутор
Столяр Штемпель
Табель Якорь
Токарь Фельдшер
Торт Отпуск
Тренер
Флигель
Фронт
Шофёр
Окончания существительных множественного числа родительного падежа

В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:

  • много ананасов, бананов, лимонов, томатов.

Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок

В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:

  • много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.

Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков

Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:

  • много болгар, бурят, грузин, румын, татар

Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов

Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:

  • гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат

Важно запомнить: много саперов

Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:

  • ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт

Но: граммов, гектаров, килограммов

Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:

  • много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец

Однако: много деревцев, оконцев

Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:

  • много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.

Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей

Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:

  • много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней

Склонение имен числительных

Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:

  • сорока, девяноста, ста

В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.

Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:

  • две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)

При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:

  • по обеим улицам (не по обоим); по обоим домам (не по обеим).

Морфологические нормы глаголов

Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:

лечь ляг лягте
ехать езжай езжайте
ездить езди ездите
глядеть гляди глядите
махать маши машите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
класть клади кладите

И настоящего и будущего времени:

Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:

  • постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь

Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.

Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
  3. Вспоминаем грамматические номы русского языка в области словообразования (теория).
  4. Ищем неверно написанное слово.
  5. Записываем правильный ответ (правильную форму слова).

Разбор типовых вариантов задания №6 ЕГЭ по русскому языку

Шестое задание демонстрационного варианта 2018

  1. опытные ТРЕНЕРЫ
  2. по ОБОИМ сторонам
  3. звучит не менее ГРОМКО
  4. ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
  5. нет ТУФЕЛЬ
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Опытные тренеры занялись подготовкой сборной. Новая сигнализация звучит не менее громко . Поезжайте вперед вдоль аллеи. У нее нет туфель для вечернего выхода.
  3. Опытные тренеры тренер . Звучит не менее громко – верная форма сравнительной степени наречия громко . Поезжайте – верная форма повелительного наклонения множественного числа. Нет туфель туфля .
  4. Неверно написано слово ОБОИМ. При существительном женского рода должно стоять слово ОБЕ – ОБЕИМ сторонам.

Ответ: обеим

Первый вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. ПОЕЗЖАЙ прямо
  2. белых ГОЛЬФ
  3. лучшие ТРЕНЕРЫ
  4. ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
  5. СЛОЖИВ полотенца
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Поезжай прямо по дороге. У нашей сборной лучшие тренеры . Пожертвовать тремя пятыми всех запасов. Она собрала сумку, сложив полотенца и нижнее белье.
  3. Поезжай прямо – верно образованное повелительное наклонение глагола ехать . Лучшие тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер . Тремя пятыми – у составных числительных склоняются все части. Сложив полотенца – с приставкой употребляем глагол -лож-.
  4. Неверно написано слово ГОЛЬФ. Это – одно из «исключений» образования множественного числа от слов – обозначений предметов одежды.

Ответ: гольфов

Второй вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МАШУ рукой
  2. ПОЗДНЕЙШИЙ
  3. ТРОЕ инспекторов
  4. наши ОТПУСКА
  5. к ДВУМ ТЯСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукой маме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
  3. Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махать . Позднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола поздний . Трое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспектор . Наши отпуска – множественное число от существительного отпуск .
  4. Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.

Ответ: к две тысячи пятнадцатому году.

Третий вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МЕНЕЕ чёткий
  2. икра из БАКЛАЖАНОВ
  3. ПОМАХАЙ рукой
  4. административные ОКРУГА
  5. ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Менее четкий рисунок. Икра из баклажанов получилась на славу. Административные округа отреагировали на заявление. Контрольная представлена пятьюдесятью заданиями .
  3. Менее четкий – верно образованная сравнительная степень прилагательного четкий. Икра из баклажанов – верная форма множественного числа родительного падежа существительного баклажан - ЗАПОМНИ . Административные округа – верная форма множественного числа именительного падежа существительного округ. Пятьюдесятью заданиями – в сложных числительных склоняются обе части.
  4. Здесь в склонении числительного ошибки не допущено, зато ее можно встретить в сочетании под номером 3. Нужно раз и навсегда запомнить, что правильный вариантпомаши .

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.

Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.

В задании 6 вас просят найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Задание 6 может выглядеть вот так:

Укажите вариант с ошибкой в образовании формы слова.

  • их пальто
  • красноречивые лекторы
  • ветер колышет флаги
  • у обоих подруг

Ниже приведен краткий перечень правил и тем, которые надо знать, чтобы справиться с заданием 6.

Ошибки в формах числительных

1. Склонение числительных. Вот правила, которые тестируются чаще всего:

При склонении числительных от 50 до 80, от 200 до 900 изменяются оба корня : семьдесят, семидесяти, семидесяти, семьюдесятью, о семидесяти; пятьсот, пятисот, пятистам, пятьюстами, о пятистах.

При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово : в две тысячи четырнадцатом году (нельзя: в двух тысячи четырнадцатом году).

Числительные полтора и полтораста (150) имеют формы косвенных падежей полутора и полутораста .

Для того чтобы научиться склонять числительные со вторым корнем «сто» (двести, триста, четыреста, пятьсот и т.д.), нужно воспользоваться словом «нота»: четырех нот — четырехсот, четырем нотам — четыремстам, четырьмя нотами — четырьмястами, о четырех нотах — о четырехстах. (См. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1999)

2. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. не употребляются с существительными женского рода. Нельзя сказать трое подруг. Правильно говорить три подруги.

3. Оба и обе. Форма женского рода обе употребляется с существительными женского рода (обе актрисы, обе ладони) и с личными местоимениями мы, вы, они, если эти местоимения указывают на двух лиц женского пола (например, про двух балерин можно сказать они обе).

Существительные женского рода в косвенных падежах сочетаются с косвенными падежами от формы обе, а не оба. Нельзя сказать с обоих сторон, обоим дочкам, обоими руками, в обоих сумках. Правильные формы: с обеих сторон, обеим дочкам, обеими руками, в обеих сумках.

Формы существительных

1. Трудные случаи формы именительного падежа множественного числа Множественное число имен существительных

Слова мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже множественного числа имеют окончания -ы, -и (стол — столы, компьютер — компьютеры, переводчик — переводчики, мяч — мячи) или -а, -я (глаз — глаза, голос — голоса, стул — стулья). Некоторые слова имеют две формы множественного числа (например, годы и года). Не существует четких правил, которые определяли бы, какое окончание имеет форма множественного числа того или иного слова.

Слова с окончанием - ы , - и (прописная буква обозначает ударный звук)

лектор — лЕкторы — лЕкторов

инженер — инженЕры — инженЕров

шофЁр — шофЁры — шофЁров

бухгалтер — бухгАлтеры — бухгАлтеров

инспектор — инспЕкторы — инспЕкторов**

инструктор — инстрУкторы — инстрУкторов**

слесарь — слЕсари — слЕсарей**

токарь — тОкари — тОкарей**

конюх — кОнюхи — кОнюхов

договор — договОры — договОров**

возраст — вОзрасты — вОзрастов

крем — крЕмы — крЕмов

суп — супЫ — супОв

госпиталь — гОспитали — госпиталЕй и гОспиталей (равноправные варианты)

** В разговорной речи (не на ЕГЭ) допустимы варианты инспекторА, инструкторА, слесарЯ, токарЯ, договорА.

Слова с окончанием - а , - я

директор — директорА — директорОв

профессор — профессорА — профессорОв

доктор — докторА — докторОв

веер — веерА — веерОв

тетерев — тетеревА — тетеревОв

окорок — окорокА — окорокОв

якорь — якорЯ — якорЕй

катер — катерА — катерОв

Слово пропуск в значении «документ» образует множественное число пропускА, а в значении «что-то пропущенное» — множественное число — прОпуски.

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме им. падежа множ. числа окончание -ы или -и:

договор, шофёр, веер

лектор, профессор, инспектор

бухгалтер, инженер, возраст

директор, инструктор, доктор

2. Трудные случаи формы родительного падежа множественного числа

Родительный падеж множественного числа существительных

Попробуйте ответить на вопрос. Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?

В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:

ов (ев): столов, компьютеров, платьев, поленьев,

ей: морей, скамей, мышей, дочерей,

нулевое: башен, вишен, туч, ущелий, оладий, брызг.

Эта форма очень трудна, потому что что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.

Так, одна из закономерностей заключается в том, что, если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть, дыня — дынь, яблоко — яблок, окно — окон, но стол — столов, печь — печей, мать — матерей. Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков; но один чулок и пара чулок; платье — платьев, море — морей.

Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания:
баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.

Слова с нулевым окончанием

обувь и одежда, надеваемая на ноги: чулки (пара чулок), сапоги (пара сапог), ботинки (пара ботинок), сандалии (пара сандалий), туфли (пара туфель); но пара носков

военные: гусары (нет гусар), партизаны (много партизан), солдаты (много солдат)

национальности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган)

слова на -ня, -ля: яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель)

слова на -ца: блюдца (блюдец), полотенца (полотенец), щупальца (щупалец)

другие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), серьга (серёг), ведьма (ведьм), кочерга (кочерёг)

Слова с окончанием ов (или ев )

носки (пара носков) — в отличие от пары чулок, пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги. В разговорной речи возможен и вариант пара носок

фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров

консервы (консервов)

центнеров

казахов, хорватов

комментариев

Слова с окончанием ей

ясли (Яслей с ударением на первый слог); ноздри (ноздрей), клешнИ (клешнЕй), (пельмени) пельменей, падежи (падежей).

У некоторых слов нет именно формы род. падежа мн. числа (например, мечта, тахта). Нельзя сказать: «У нее было много разных мечт».

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа окончание ов:

Мачта, мечта, мама, клешня

Чулок, носок, слон, куртка

Вор, апельсин, хорват, помидор

Ремесло, оладья, пила, партизан

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа нулевое окончание:

Ведьма, консервы, армянин, осетин

Ноздря, ясли, щупальце, будни

Стол, погон, макароны, гусары

Цыган, воскресенье, глаз, солдат

3. Несколько существительных мужского рода с нулевым окончанием имеют в предложном падеже единственного числа два варианта окончания: -е и -у. При этом выбор окончания зависит от того, с каким предлогом употребляется слово:

в шкафу и на шкафу, но о шкафе

в порту и в аэропорту, но о порте и об аэропорте

в боку, но о боке

в лесу, но о лесе

на мосту, но о мосте.

Формы глаголов

1. Трудные глагольные формы Глаголы с чередованием в основе

Трудны некоторые формы настоящего времени с чередованиями в основе:

жечь — жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте)

течь — теку, течёшь, течёт, течём, течёте, текут

печь — пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут

молоть — мелю, мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют

хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят

ехать — еду, едешь, едет, едем, едете, едут (неправильно: ехаю)

колыхать — колышу, колышешь, колышет, колышем, колышете, колышут (возможен и вариант колыхаю, колыхаешь)

полоскать — полощу, полощешь, полощет, полощем, полощете, полощут (возможен и вариант полоскаю, полоскаешь)

лазить — лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят (существует и глагол лазать с формами лазаю, лазаешь, лазает и т.д.)

изрешетить — изрешечу, изрешетишь, изрешетит, изрешетим, изрешетите, изрешетят, причастие изрешечённый.

махать — машу, машешь, машет, машем, машете, машут (в разговорной речи возможен и вариант махаю, махаешь)

В случае наличия в языке вариантов литературной нормы при выполнении заданий ЕГЭ следует указывать только один — основной (а не разговорный) вариант.

Отметьте предложения, в которых допущены ошибки:

Я лажу по скалам.

Ветер колышет траву.

Повелительное наклонение

Образование повелительного наклонения от некоторых глаголов может вызывать трудности:

лечь — ляг, лягте

махать — маши

полоскать — полощи

положить — положи (а слова ложи не существует)

класть — клади (а слова поклади не существует)

выйти — выйди

выправить — выправь и выправи (оба варианта возможны)

Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: ехай, едь. Глагол ездить также не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: езжай. Можно образовать форму повелительного наклонения только от другого глагола — поехать: поезжай.

Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки:

ляг на траву

помахай на прощание

едь быстрее

регулярно полощите рот

Несуществующие глаголы

Запомните: глаголов вылазить, залазить в русском литературном языке не существует! Правильно: вылезаю (а не вылажу), залезаю.

Глагола ложить тоже не существует! Правильно: класть (видовая пара класть — положить).

Другие трудные случаи

У некоторых глаголов отсутствуют определенные формы. В этом случае говорят о дефектной парадигме глаголов. Например: у глаголов победить, убедить, дерзить, чудить нет формы 1 лица единственного числа. Однако у глагола пылесосить она есть (пылесошу), хотя и употребляется редко.

Глагол жаждать образует формы жажду, жаждешь, жаждет и т.д. В разговорной речи возможен и вариант жаждаю, жаждаешь, жаждает.

У глагола вымокнуть формы прошедшего времение вымок, вымокла. Неправильно: вымокнул.

2. От глаголов совершенного вида образуются только деепричастия совершенного вида, а от глаголов несовершенного вида — только деепричастия несовершенного вида. Например, от глагола совершенного вида заменить нельзя образовать деепричастие заменя (правильная форма — заменив), а от глагола несовершенного вида держать нельзя образовать деепричастие держав (правильная форма — держа).

Формы прилагательных и наречий

1. Способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.

Сравнительная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из двух способов:

с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше: умнее, тише, старше

с помощью слов более и менее: более умный, более тихий, менее громко, более старый.

Эти два способа никогда не используются вместе. Нельзя сказать он более умнее или говори более тише.

Превосходная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из трех способов:

с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умнейший, тишайший

с помощью слов самый, наиболее и наименее: самый умный, наиболее тихий, наименее интересно

с помощью сравнительной степени прилагательного и слова всех: умнее всех, тише всех.

Эти способы тоже никогда не используются вместе. Нельзя сказать самый умнейший студент. Кроме того, не употребляются вместе сравнительная и превосходная степень. Нельзя сказать он бежит наиболее быстрее или более тяжелейший случай.

2. У прилагательных на -кий формы сравнительной степени, как правило, заканчиваются на -че: звонче (а не звончее), жёстче, ярче, горче (и горше в значении «горестный»), громче, жарче, крепче, резче.

Формы местоимений

1. В литературном русском языке нет местоимения ихний. Правильно говорить их : их кот, их кошка, их котята.

Употребление местоимений

Местоимения их, его и её

Принадлежность 3 лицу множ. числа (то есть им — родителям, друзьям, коллегам, одноклассникам, соседям) выражается местоимением их .

Это местоимение неизменяемое. Слово, к которому оно относится, может быть любого рода и может быть употреблено в любом числе и падеже — в любом случае местоимение их останется неизменным.

их кот, их обезьяна, их удивление, их дети

их кота, их коту, с их котом, об их коте

Местоимение ихний (ихняя, ихнее, ихние) относится к просторечной лексике. Употреблять его рекомендуется только писателям при описании сцен из народной жизни.

То же самое касается местоимений евоный и ейный. Это грубые просторечные ошибки, недопустимые ни в устной, ни в письменной речи. Правильно говорить его и её.

Склонение местоимения она

Местоимение она в родительном падеже имеет форму её, а с предлогами — неё. Форма родительного падежа ней —просторечная ошибка, и употреблять ее не следует.

Обратите внимание на то, что речь идет именно о родительном, а не о творительном падеже. В творительном падеже ней — литературная норма. Например, предложение «Мы с ней просто друзья» полностью соответствует литературной норме.

У нее много друзей. Нельзя: «У ней много друзей».

В XIX веке форма родительного падежа ней была литературной нормой, но постепенно у неё появился просторечный оттенок.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев, 1866 г.)

А вот пример употребления слова ней (вместо неё) в художественном тексте — автор использует прием стилизации, поскольку пишет от лица «необразованного» персонажа:

А у ней — широкая натура,
А у ней — открытая душа,
А у ней — отличная фигура,
А у меня в кармане — ни гроша.
(В. Высоцкий)

Ихнее мнение здесь никому не интересно.

Её мнение тоже никого не волнует.

Отметьте все предложения, соответствующие современной литературной норме.

У неё отличная фигура.

У ней нет ни стыда ни совести.

К ней пришли гости.