Науки        30.10.2021   

Реализация функций управления в образовательной организации. Функция организации в управлении школой

Функцию управления (от латинского functio - совершение, исполнение) можно определить как отношение между субъектом и объектом управления, требующее от субъекта (управляющей системы) «определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов» .

Отношения между субъектом и объектом управления (иначе говоря, между управляющими и управляемыми системами) могут быть различными. Так, в зависимости от тех или иных отношений от руководителя могут требоваться следующие действия:

Изучение тенденций в управляемом объекте;
- принятие решения и формулирования распоряжения;
- организация работы непосредственных исполнителей;
- представление интересов управляемой системы на вышестоящем уровне управления и т.д.


Основаниями для выделения видов функции разные авторы считают…

Вид управленческого действия;
- вид объекта управления;
- вид связей между субъектом и объектом управления.

Основные функции педагогического управления

В литературе, посвящённой различным вопросам управления школой, упоминаются следующие функции: планирование, прогнозирование, анализ, организация, инструктирование, распорядительство, сплочение, руководство, координация, коммуникация, принятие решений, контроль, оценка, информирование, стимулирование и др. Таким образом, существует несколько подходов к выделению основных управленческих функций.

Одним из наиболее признанных является подход, согласно которому основными функциями педагогического управления являются педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности исполнителей, контроль и диагностика, регулирование и коррекция (Ю.А. Конаржевский ). К этому подходу очень близка позиция Т.И. Шамовой , которая в качестве основных функций педагогического управления выделяет информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную .

При ближайшем рассмотрении основные функции педагогического управления «по Конаржевскому» и «по Шамовой» оказываются идентичны: их одинаковое количество (шесть), и они, несколько отличаясь названиями, фактически совпадают по своему содержательному наполнению:

  • педагогический анализ - информационно-аналитическая функция;
  • целеполагание - мотивационно-целевая функция;
  • планирование - планово-прогностическая функция;
  • организация исполнения (деятельности исполнителей) - организационно-исполнительская функция;
  • контроль и диагностика - контрольно-диагностическая функция;
  • регулирование и коррекция - регулятивно-коррекционная функция.
Основные функции пронизывают всю управленческую деятельность, реализуясь практически в каждом управленческом цикле. Этим они отличаются от дополнительных функций педагогического управления.

Дополнительные функции педагогического управления

Дополнительные функции управления - это функции, которые реализуются вместе с основными управленческими функциями и обеспечивают необходимую гибкость менеджмента, поскольку в них более всего проявляются особенности управления и его объекта . Реализация дополнительных функций, в отличие от основных, ограничена решением отдельных проблем, конкретными направлениями работы. Дополнительные функции реализуются в сочетании с основными или формируются на базе основных. Например, к дополнительным функциям школьного управления можно отнести представительскую, исследовательскую, здоровьесберегающую др.

Роль дополнительных функций педагогического управления, как правило, возрастает, если образовательная организация работает в инновационном режиме. (Подробней об этом можно прочитать в моей статье «Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте» , доступной на внешнем ресурсе.)

Источники

1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 222 с.

2. Сидоров С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте. - Социосфера. 2010. № 3. С. 55-60.

3. Управление школой: Теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: Центр социальных экономических исследований, 1997, с. 72.

4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: 2002. - 320 с.

http://sv-sidorov. /index/gosehkzamen_fakultet_istorii_i_prava_specialitet/0-75

Основные функции педагогического управления. Школа как образовательная система и объект управления.

Управление – это деятельность, направленная на выработку решений , организацию, контроль и регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, а также анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управленческие функции связаны с видами управленческой деятельности. В управлении школой выделяется шесть основных функций:

Педагогический анализ;

Целеполагание;

Планирование;

Организация исполнения;

Контроль и диагностика;

Регулирование и коррекция.

Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он начинает и заканчивает любой управленческий цикл, включающий все остальные функции управления. Анализ способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие. Без педагогического анализа невозможен успех в целеполагании, планировании, осуществлении и регулировании воспитательного процесса: чем глубже анализ, тем правильней осуществляются остальные функции внутришкольного управления.

Основная цель педагогического анализа – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов и выработка рекомендаций по повышению его эффективности.

Объектами педагогического анализа могут быть любые элементы учебно-воспитательной работы. Основные объекты педагогического анализа (те, которые анализируются прежде всего и чаще всего) – это организованные формы обучения (уроки, факультативные занятия и кружковая работа), воспитательные мероприятия и итоги работы за длительный период (обычно за год).


Целеполагание включает в себя постановку целей, определение путей их достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата. Целеполагание неразрывно связано с мотивацией , поскольку достижение желаемого результата является мотивом всей дальнейшей деятельности.

Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:

- диагностичность : цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, взрослых и детей;

- реальность : учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;

- преемственность : каждые следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;

- согласованность : цели и задачи не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников педагогического процесса не должны противоречить общим целям;

- направленность на результат : возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели.

Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы.

Основными требованиями к плану работы являются:

- целенаправленность : соответствие всех компонентов плана поставленным целям;

- перспективность : направленность плана не только на ближние (достижимые за время осуществления плана), но и на дальние цели (те, для полного достижения которых времени, отводимого на реализацию плана недостаточно);

- комплексность : использование в ходе планируемой работы разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- объективность : учёт в плане объективных условий его реализации.

Организация исполнения как функция внутришкольного управления предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности включения в коллективное дело. Важным показателем организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять своё время и время своих подчинённых. В целях рационального использования времени в школах заранее планируется и включается в годовой план работы школы проведение собраний и заседаний.

Основными организационными формами управленческой деятельности в школе являются заседания педагогического совета, совещания при директоре и его заместителях, оперативные совещания.

Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса.

Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации и проведении необходимо выполнять общие требования , к которым относятся:


- систематичность : регулярное проведение контроля, осуществление в школе системы контроля, позволяющей получать разнообразную достоверную информацию;

- объективность : оценка выявленного состояния объекта контроля на основе определённых критериев (например, критериями обученности школьников являются знания, умения и навыки, зафиксированные в нормах оценок);

2-й уровень организует, направляет и координирует деятельность нескольких педагогов по определённому направлению: заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, педагог-организатор внеклассной работы , руководители методических объединений и др., а также члены совета школы, родительского комитета, органов и объединений, участвующие в школьном управлении;

3-й уровень осуществляет управленческие функции по отношению к учащимся и их родителям: учителя-предметники, классные руководители , педагоги дополнительного образования , воспитатели;

4-й уровень – ученическое соуправление: отдельные учащиеся и органы ученического самоуправления, классного и общешкольного.

Управляемая система – это, прежде всего, учащиеся. В управляемой системе выделяется два уровня управления:

1-й уровень – общешкольный коллектив учащихся;

2-й уровень – ученические коллективы классов, а также творческих объединений школьников, кружков, спортивных секций, общественных детско-юношеских объединений, ученических производственных бригад и др., действующих в школе.

Деление контингента участников целостного педагогического процесса на управляющую и управляемую системы весьма условно. Так, в управляемой системе каждый нижестоящий уровень управления можно рассматривать как управляемую систему по отношению к вышестоящему уровню (директор управляет деятельностью своих заместителей, заместители – деятельностью педагогов, осуществляющих педагогический процесс по определённым направлениям и т. д.).

Содержание целостного педагогического процесса как структурный компонент образовательной системы школы – это совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и управленческих ценностей, определяющих характер внутришкольного управления на всех его уровнях.

Формы и методы целостного педагогического процесса, являясь ещё одним структурным компонентом школьной образовательной системы, представляют собой способы организации и осуществления целостного педагогического процесса. Формы – способы организации деятельности участников педагогического процесса. Методы – способы воздействия управляющей системы на управляемую, способы взаимодействия этих систем.

Функциональные компоненты школьной образовательной системы – это осуществляемые в реальной деятельности функции управления : педагогический анализ , целеполагание , планирование , организация , контроль и регулирование управляемого процесса. Функциональные компоненты отражают управленческую деятельность учителя, классного руководителя, школьного администратора – любого субъекта управления школой. Управленческие функции взаимосвязаны между собой, их выполнение обеспечивает развитие управляемой системы и образует законченные управленческие циклы, в которых педагогический анализ является концом предыдущего цикла и одновременно началом следующего.

Принципы управления – это положения, отражающие наиболее общие, фундаментальные требования к управленческой деятельности. Принципы формулируются на основе познанных свойств и закономерностей управления и управляемого процесса. Принципы требуют обязательного соблюдения; нарушение любого из принципов существенно снижает эффективность управления.

К основным принципам управления образовательными системами относятся:

- принцип демократизации и гуманизации управления , который подразумевает наличие в управлении открытости, гласности, коллегиальности, сотрудничества, соуправления и самоуправления, установление в управлении субъект-субъектных отношений и осуществление личностного подхода;

- принцип систематичности и целостности , осуществляемый благодаря комплексному подходу в решении управленческих задач (комплексность в управлении всеми системами школы и каждой системой в отдельности, в осуществлении управленческих функций и др.);

- принцип рационального сочетания централизации и децентрализации (т. е. единого руководства с руководством, функции которого поделены между многими);

- принцип единства единоначалия и коллегиальности : единоначалие обеспечивает дисциплину, порядок, оперативность в принятии решений, а коллегиальность – гибкость и творчество;

- принцип объективности и полноты информации означает, что управление должно опираться на достоверную информацию, достаточно полно характеризующую управляемый процесс, охватывающую все направления работы по его осуществлению; при этом во внимание должна приниматься только существенная информация, а избыточные данные необходимо отсеивать, чтобы они не мешали видеть главное.

Любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии.

С.И. Архангельский определяет «систему» как множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании.

Т.А. Ильина: «система» - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство.

Образовательные системы

Взаимодействие различных элементов образовательной системы направлено на достижение общей для системы цели , общего положительного результата. А именно – обучение, воспитание и развитие личности.

Элементы образовательной системы России : 1. Обучающиеся и научно – педагогические работники; 2. Образовательные учреждения; 3. Государственные образовательные стандарты; 4. Органы управления образованием; 5. Общественное объединение в сфере образования.

Система образовательных учреждений России : 1. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)-реализует образовательные программы дошкольного образования; 2. Общеобразовательные учрежденияначальная школа, основная общая школа, средняя общая школа, гимназия, лицей; 3. Профессиональные образовательные учреждения: а) образовательные учреждения НПО (начального проф.образования) (профучилища, профлицеи); б) Образовательные учреждения СПО (среднего проф.образования) (техникум, колледж); в) Образоват. Учреждения ВПО (университеты, академии, институты); 4. Образоват. учреждения дополнительного образования (для детей, для взрослых); 5. Образовательные учреждения специального типа (военные образоват. учреждения; образоват. учреждения для детей сирот; обр. учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Управление необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Питер Друкер (экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента 20 века): Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.



(Сластенин В. А, Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н «Педагогика»): Управление

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования. Она может функционировать в масштабе страны, края, области, города или района.

Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования Российской Федерации; управления образования края, области или города, а также районные отделы образования (Федеральная служба по контролю и надзору в сфере образования; Федеральное агенство по образованию и науке, органы местного самоуправления).

Развитие теории социального управления началось на рубеже 19-20 вв., благодаря достижениям науки и техники, которые привели к существенным изменениям в отношениях к материальному производству и бизнесу.



Между понятиями «управление» и «менеджмент» существенной разницы нет.

Первоначально под словом «management» понималось «искусство объезжать лошадей» (18-19 вв., Англия). Позднее в определение термина «менеджмент» стали вкладывать следующий смысл: вид деятельности; аппарат управления; наука и искусство управления; учебная дисциплина (ее преподавание начал в 1881 г. Джозеф Вартон в колледже США); система планирования, прогнозирования и организации производства; целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; деятельность по реализации управленческих задач и т. д.

В настоящее время менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях.

(Также по Сластенину): Основные признаки государственного управления образовательными системами: Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании": - гуманистический характер образования (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности); - единство федерального, культурного и образовательного пространства (защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства);

Общедоступность образования; - светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; - свобода и плюрализм в образовании; - демократический, государственно-общественный характер управления образованием; - автономность образовательных учреждений. (Закон РФ «Об образовании»).

Общие принципы управления образовательными системами(по Конаржевскому Ю. А): 1. Демократизация и гуманизация управления образовательными системами (открытость обсуждения и принятия управленческих решений, обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему); 2. системность и целостность в управлении (взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива, исключает односторонность в управлении, подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны); 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации (обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы); 4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении (обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений). Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения; 5. Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами (Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды).

(Т. И. Давыдова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова «Управление образовательными системами»):

Функции управления

1. Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения;

2. Мотивационно-целевая функция формирует мотивированный подход к определению целей образовательного процесса;

3. Планово-прогностическая функция управления предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта;

4. Организационно-исполнительская функция способствует выполнению принятых целевых решений, согласованной работе субъектов организационной структуры и взаимодействию всех участников педагогического процесса;

5. Регулятивно-коррекционная функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в происходящих процессах;

6. Контрольно-диагностическая функция управления устанавливает соответствие полученных данных требованиям образовательного стандарта.

Итак, Образовательные системы - это все те социальные институты, чья цель - образование человека.

Образовательные системы имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой.

Взаимодействие различных элементов образовательной системы направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. А именно – обучение, воспитание и развитие личности.

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Система образования является одной из разновидностей социальных систем. Она может функционировать в масштабе страны, края, области, города или района. Это объект управления.

Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования Российской Федерации; управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общие принципы управления образовательными системами(по Конаржевскому Ю. А): 1. Демократизация и гуманизация управления образовательными системами; 2. системность и целостность в; 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации; 4. Единство единоначалия и коллегиальности в управлении; 5. Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.

Функции управления - деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов.

1. Информационно-аналитическая;

2. Мотивационно-целевая;

3. Планово-прогностическая;

4. Организационно-исполнительская;

5. Регулятивно-коррекционная;

6. Контрольно-диагностическая.

http://www.pandia.ru/text/77/105/610.php

1. Акопов В. С., Асатрян Р. С., Бреусов А. В., Кокуева Ж. М. Методологические основы менеджмента: Учебное пособие для преподавателей и студентов технических и экономических ВУЗов. – М.: МГТУ им. Н. Э.Баумана, 78 с.

2. Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении.//Завуч, 2004, №6, 7, 8.

3. Васильева Т. П., Елизарова Е. М., Киселева Ю. А., Рагинская В. Н. Внутришкольный контроль: организация, планирование, анализ. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

4. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

5. Гринченко И. С. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Перспектива, 2009. – 132 с.

6. Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 158 с.

7. Зверева В. И. Как оценить успешность в управления //Завуч, 2007, №5.

8. Коберник О. Мониторинг как способ управления качеством обучения //Народное образование, 2002, №9.

9. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая школа, 2007. – 158 с.

10. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогический поиск, 2005. – 80 с.

11. Лебедев О. Е. Модернизация управления образованием: перспекитвы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. – Спб.: СП6АППО, 2006. – 96 с.

12. Лизинский В. М. Еще раз о диагностике и контроле. //Завуч, 2007, №6.

13. Лизинский В. М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

14. Макарова Т. Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.

15. Моисеев А. М., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 229с.

16. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. – М.: Изумруд, 2003. – 298 с.

Контроль как средство управления образовательным учреждением.

1.1 Основные функции менеджмента.

В классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности. Всякий процесс управления содержит две взаимосвязанные части: объект управления (предмет приложения действий) и субъект управления (та часть, которая производит целенаправленное действие). Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами, управление образовательными процессами и, наконец, хозяйственное управление.

Если речь идет о технологической системе, то говорят «управление», а если об организационной структуре (с людскими ресурсами) – это менеджмент .

Менеджмент означает сферу деятельности, связанную с организацией работы людей ни предприятиях различного рода. В то же время – это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления.

Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» - как «руководитель». Первоначально оно обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus – «рука».

Особое место менеджмента в рыночной экономике обусловлено тем, что именно он должен обеспечить связанность, интеграцию производственных, экономических процессов, внутренние ресурсы и внешнюю среду, усиливать адаптивность, конкурентоспособность. Знания основ менеджмента, методов построения организации, принятия решений – залог эффективной работы предприятия.

Сущность менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых оно предназначено. Основных функций четыре: планирование, организация, мотивация, контроль (рисунок 1) .

Рисунок 1 ? Четыре первичные функции управления.

Планирование . Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Планирование – это принятие решения о том, какие должны быть цели организации, и что надо делать для их достижения. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать». Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижению поставленных целей формулируются новые.

Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и, прежде всего функции организации. Организационная функция тесно связана с функцией планирования. Ее сущность превосходно выразил великий полководец А. В. Суворов: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Если офицер не сумел организовать своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу – он погибает вместе со всеми . Для обычного менеджера ситуация лучше – в худшем случае разорится его фирма. Фирма, имеющая много разных планов, при отсутствии цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь обречена на провал.

Организационный этап – это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.

Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства. Руководитель делегирует задания и полномочия или берет на себя ответственность за результат.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации организационной функции:

§ детализация целей, которые были обозначены в ходе планирования;

§ определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;

§ поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

§ координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), то есть каждый член группы должен знать, что он обязан сделать и в какие сроки, а также кто им руководит (управляет);

§ единство цели – каждый член организации работает на общее благо, то есть никто не должен действовать против целей организации;

§ размах контроля, или размах менеджмента – каждый менеджер отвечает за действия управляемых им работников.

Чтобы дела на предприятии шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят и выбрать наиболее подходящий для предприятия и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к сотрудникам, которые допустили нарушения технологической или производственной дисциплины.Мотивация – это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения, как личных целей, так и целей фирмы. Мотивация – осуществление действий, обеспечивающих выполнение работы в соответствии с делегированными сотрудникам служебными обязанностями.

В XIX и ХХ веках считалось, что люди всегда будут работать лучше и больше, если имеется возможность больше заработать. Однако специалисты показывают несостоятельность чисто экономического подхода. Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей.

Мотивация трудовых отношений – это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:

§ стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального);

§ собственно мотивирование, то есть создание у работников внутреннего побуждения к труду. Главными здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее.

Суть четвертой классической функции менеджмента – контроль. Он призван, заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния, т. е. профилактики возможных отклонений. В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). Существуют три аспекта осуществления контроля:

· установление стандартов (технологии, нормативов);

· измерение того, что было достигнуто и сравнение с планом;

· коррекция отклонений от плановых показателей.

Различают три вида контроля:

§ Предварительный контроль. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных ресурсов – контроль качества сырья, в области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет.

§ Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Чаще всего его объектом являются сотрудники.

§ Заключительный контроль. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена. Цель такого контроля – предотвратить ошибки в будущем.

Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования-критерии:

§ эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля;

§ выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;

§ определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений;

§ своевременность контроля – временной интервал между проведением измерений или оценок должен соответствовать контролируемому явлению;

§ гибкость контроля – необходимо приспособление к реальным условиям;

§ простота контроля – контроль должен соответствовать возможностям людей;

§ соответствие виду деятельности – неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять информацию.

В практике управления существует своего рода технология контроля (рисунок 2). Однако какая бы технология контроля ни применялась, конечная цель его состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента .

Рисунок 2 ? Технология контроля.

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа (рисунок 3) .


Рисунок 3 ? Процедура контроля.

В дальнейшем состав этих функций менеджмента был дополнен.

Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализировал в начале ХХ столетия «отец научного управления» Анри Файоль. Он утверждал, что управлять – это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать (рисунок 4) . В классификации функций управления А. Файоля добавлена пятая функция – координация.

Рисунок 4 ? Функции управления А. Файоля .

Он утверждал, что предприятие живет и работает благодаря занятым на нем людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому большое значение приобретает функция координации трудовой деятельностью людей. Сущность функции координации заключается в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Цели координации – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязывания работы между исполнителями.

Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение.

Анализ литературы показал, что функции менеджмента могут видоизменяться и детализироваться в процессе разделения и специализации управленческого труда, поэтому в управлении образовательным учреждением применяется расширенная классификация функций управления.

1.2 Основные функции управления образовательным учреждением

Известный исследователь школоведческих проблем В. И.Зверева рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития . Как указывает М. М. Поташник в понятии «управление» выделяют целенаправленность деятельности, выработку и реализацию управленческих решений при взаимодействии субъектов педагогического процесса с целью достижения оптимального результата .

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования, а также ряда других, реализация которых осуществляется на основе объективного, углубленного и детального педагогического анализа, характеризующего научный подход к всестороннему рассмотрению жизнедеятельности образовательного учреждения.

Необходимость выделения функций менеджмента, применяемых к новой социально-экономической системе школы, доказывается тем, что современному руководителю приходится переводить школу в режим развития. С учетом современных условий можно выделить следующие основания для определения функционального состава :

1) системное, рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;

2) процессное, рассматривающее управление как непрерывный ряд взаимосвязанных управленческих функций;

3) информационное, предусматривающее обеспечение руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;

4) коммуникационное, предусматривающее систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией между двумя и более людьми;

5) координационное, обеспечивающее систему установления взаимодействия элементов различных уровней в соответствии с их полномочиями;

6) мотивационное, стимулирующее процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Выделенные основания являются достаточными для определения состава и содержания функций управления школой с учетом ее специфических особенностей как социально-педагогической системы. Среди них информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции. Функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов (рисунок 5) .

Информационно - Мотивационно - Планово-

аналитическая целевая прогностическая

Регулятивно-

коррекционная

Контрольно - Организационно-

диагностическая исполнительская

Рисунок 5 ? Взаимосвязь функций управления

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Качество выполнения предыдущего этапа – необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому эти функции можно назвать типовыми элементами управленческого цикла.

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Обновление управления общеобразовательной школой связывается прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. У руководителей школ возрастает потребность в информации, так как при переходе в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Для создания банка данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях.

Процесс управления любой педагогической системой означает целеполагание и планирование. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один их основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможны максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.

Во всей цепочке составляющих управленческого цикла, одинаково значимых для непрерывности и целостности управления, есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития объекта, ? организационно-исполнительская функция. Она объективно принадлежит каждому циклу управления, несет в себе основной потенциал социального преобразования школы. Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Постоянное взаимодействие руководителя с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. Именно поэтому внутришкольный менеджмент предполагает организацию межличностного взаимодействия, использование психологических методик .

В условиях большей самостоятельности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ. Контроль – активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений является обратная связь.

Регулятивно-коррекционная функция вносит коррективы с помощью оперативных способов, средств и взаимодействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются спецификой управляемого объекта.

В управленческом цикле изначальным моментом противоречия управления школой в целом является противоречие между функциями организации и регулирования. Функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы школы в конкретных условиях. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать той или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями .

Таким образом, процесс управления образовательным учреждением заключается в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. То есть управление образовательным учреждением – это процесс информации, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели школы. Игнорирование какой-либо функции управления приводит на практике к снижению эффективности управленческих действий. Рассмотрим в следующем пункте эффективность управления образовательным учреждением.

Лариса Яковлева
Организация как функция управления образовательной системой

1.1Организация - это группа людей , деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Основная задача организации - предотвращать отклонения от целей управления путем передачи информации и обеспечения ее адекватного восприятия.

Управление - это процесс планирования, организации , мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации .

Управление - это элемент функции организованных систем различной природы , обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализация программ и целей.

В процессе управления выделяют 4 вида деятельности :

Планирование (вид деятельности руководителя по разработке и принятию развернутого управленческого решения на основе анализа среды);

Организация (вид деятельности руководителя по определению объема работы, дроблению ее на участки, координации усилий сотрудников);

Мотивация (вид деятельности руководителя по побуждению сотрудников к достижению цели);

Контроль (вид деятельности руководителя по установлению стандартов, измерению и сравнению с ними достигнутого, принятия корректирующего действия).

Систему , где присутствует управление , можно разделить на две подсистемы : управляющую и управляемую . Две системы взаимодействуют между собой - обмениваются информацией. Орган управления , получив информацию о деятельности управляемой подсистемы , выдает потом иную информацию, переработанную. Таким образом управление как процесс по форме является сбором, переработкой и выдачей информации. Причем этот процесс является циклическим. Управленческий цикл предполагает повторяемость действий, но не информации. В рамках информационного подхода под функцией управления понимают звенья управленческого цикла или действия субъекта управления , соответствующие сменяющимся стадиям обработки информации :

К (контроль сбор информации) – А (анализ выделение причинно-следственных связей)

Ц (цели принятие управленческих решений , стратегическое планирование) -

П (планирование разработка конкретной программы) - О (организация предотвращение отклонений от курса путем передачи информации.

В этом цикле нельзя убрать ни один компонент, все взаимосвязано.

Организация как функция управления может быть представлена как поток информации от управляющей подсистемы к управляемой , а потому основными механизмами реализации этой функции является информирование работников, их инструктаж, регламентирование деятельности, обеспечение четкого понимания педагогами общих и непосредственно их задач.

При организации передачи информации руководитель должен учитывать :

Особенности восприятия информации субъектом - приемником;

Особенности объекта коммуникации (информации) ;

Особенности субъекта - источника.

Иными словами, в процессе организации важно обеспечить восприятие информации.

1.2. Соотношение регулирования и других функций управления

Качество построения и осуществления всех функций управления - целеполагание ,

планирование, организация , контроль, анализ - самым существенным образом влияют на необходимость осуществления коррекции деятельности управляемой подсистемой , т. е. чем лучше организована работа педагогического коллектива, тем меньше усилий приходится тратить на регулирование и корректирование.

Данная функция отражает динамику процессов в системе и представляет собой вложенные в основной цикл меньшие управленческие циклы : получая информацию об отклонениях от целей управления и анализируя ее , руководитель не ждет начала нового управленческого цикла , чтобы откорректировать, если это необходимо, цели, заново спланировать и организовать работу - чаще всего он вмешивается в деятельность, чтобы устранить отклонения. Необходимость вмешательства зачастую вызвана недостатками в самой управленческой деятельности , однако, даже в случае безошибочного осуществления предыдущих функций управления , жизнь все равно требует внесения определенных корректив в деятельность.

Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система , характеризуется стремлением к организации , направляемой деятельностью педагогов, с другой стороны к дезорганизации , в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы . Причинами дезорганизации педагогического процесса может быть привнесение в его структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления . Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения, развития компонентов системы . Изменяющийся уровень профессионально - педагогической культуры педагогов, изменение ценностных ориентаций и многое другое, требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического анализа.

1.3. Соотношение организации и регулирования как функций управления .

Регулирование и организация взаимозависимы друг от друга, так как главная задача функции организации - предотвратить возможные отклонения от целей управления , а регулирования - исправить уже возникшие отклонения. Не случайно то, что инструментами регулирования и корригирования являются, как в случае организации , регламентация деятельности исполнителей. Другое дело, что доведение необходимой для целесообразного построения деятельности исполнителей информации и обеспечение ее восприятия работниками на этапе организации могут в значительной степени снизить количество отклонений и соответственно новой передачи практически той же информации (теперь уже имеющий характер корректирующей) .

Таким образом , потребность в коррекции обратна качеству организации (при условии качественного целеполагания и планирования) .

II.Организаторская роль руководителя

Руководитель - должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности . Работа руководителя с людьми - это управление отдельными лицами и небольшими группами в рамках трудового процесса посредством формальных и неформальных взаимоотношений.

Роль является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Классификация ролей в рамках трех крупных категорий :

1. Межличностная роль - вытекает из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывает сферу его взаимодействий с людьми. Руководитель способен играть роль, связанную с принятием решений : распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации , ведение переговоров от имени организации .

2. Информационная роль - сбор разнообразной информации (в основном текущей) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации , которую использует в интересах своего дела; выступает как центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию . Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации . Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов , политики, действий, результатов работы организации , действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

3. Роль по принятию решений - определяет направление роста организации . При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации , так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, руководитель отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации , представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Роли взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого.

Руководитель - лидер (ведущий, первый, идущий вперед) - лицо в какой либо группе (организации , пользующееся большим, признанным авторитетом,

обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия .

Основная задача руководителя - повышение качества жизнедеятельности организации , систематическое наблюдение , анализ поведения персонала, направление на дальнейшее развитие организации в условиях изменяющейся среды.

Важна социально - психологическая компетентность руководителя, компонент его эмоционального интеллекта, саногенное (позитивное) социальное мышление.

Формула успешного руководителя = стратегия (35%) +команда (40%) +контроль(25%)

Важны постановка задачи, ориентир на результат, получение обратной связи (понимание, принятие информации, требования к персоналу.