Медицина        21.12.2021   

Дата образования советской милиции. История милиции в России

Думаю, что на редкость правильная идея пришла в голову нашему незабвенному Дмитрию Анатольевичу. Сменить название. Не может организация, запятнавшая себя взятками, коррупцией, откровенным воровством, крышеванием криминала, а сейчас еще и насилованием друг друга и коллективным развратом , носить имя легендарной Советской милиции. Пусть будет ПОЛИЦИЯ. Сразу становится ясно кто есть кто...

Но не будем о грустном и позорном дне сегодняшнем. Вспомним Советскую милицию. Она, действительно, была народной и защищала нас от всякой мрази и недочеловеков...

Советская милиция свое законодательное оформление получила на основании постановления Наркомата по внутренним делам от 10 ноября 1917 года «О рабочей милиции». В 1919 году В.Ленин подписал декрет СНК РСФСР «О советской рабоче-крестьянской милиции», а в 1920 году ВЦИК утвердил первое положение «О рабоче-крестьянской милиции».

До 1931 года милиция находилась в ведении местных Советов, затем – в системе Наркомата, с 1946 года – в союзно-республиканском Министерстве внутренних дел СССР.



Впоследствии основы организации и деятельности милиции были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью».


В годы Гражданской войны советская милиция вела напряженную борьбу с преступностью по всей России. Но не только выполнять свои прямые обязанности по розыску и задержанию преступников, охране общественного порядка приходилось первым советским милиционерам. Порой они вступали и в боевые действия с «белыми», выполняя функции обычных армейских подразделений. Весной 1919 г., когда у Петрограда стояли войска генерала Юденича, из числа сотрудников петроградской милиции были сформированы семь отрядов общей численностью в 1500 штыков. Советские милиционеры сражались на фронтах Гражданской войны на Урале и Поволжье, на Северном Кавказе, в других регионах России.


Отряд по борьбе с бандитизмом Донской ЧК

В условиях Великой Отечественной войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью появилось много новых: борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, провокаторов и прочих преступных элементов, борьба с хищениями военных грузов. В качестве первоочередных задач органов внутренних дел применительно к условиям военного времени определялись задачи обеспечения организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и контроля грузов. Осуществляя все эти мероприятия, государство добивалось наведения твердого правопорядка в стране.

В пограничных районах органами милиции вместе и пограничниками и подразделениями Красной Армии пришлось вести бои с наступавшими фашистскими войсками. Милиция боролась с вражескими диверсантами, парашютистами, сигнальщиками-ракетчиками. В местностях, объявленных на военном положении, органы милиции были приведены в боевую готовность и развернули свои силы и средства по планам местной противовоздушной обороны, брали под охрану жизненно важные народнохозяйственные объекты. В прифронтовых районах и областях милиция переводилась на казарменное положение и создавались оперативные группы для борьбы с вражеской агентурой.


Патрулирование милицией улиц Москвы в годы войны

В августе 1962 г. принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам работы советской милиции, которое наметило ряд важных организационных мер, направленных на улучшение ее деятельности. В постановлении были определены меры по повышению уровня работы милиции, укреплению ее кадрового состава, обеспечению ее органов средствами связи, транспортом, специальной техникой.

Основные задачи милиции, ее место и роль в системе органов государственного управления были определены в Положении о советской милиции, утвержденном Советом Министров СССР 17 августа 1962 г. Положение указывало, что милиция является административно-исполнительным органом Советского государства, призванным охранять общественный порядок в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях, обеспечивать охрану социалистической собственности, личности и прав граждан от преступных посягательств, своевременно предупреждать, пресекать и раскрывать уголовные преступления. В нем подчеркивалось, что всей своей деятельностью милиция служит народу , поддерживает постоянную связь с широкими массами трудящихся и общественными организациями, опирается на их помощь и поддержку. Одновременно было принято решение о введении в милиции торжественной Присяги и учреждении для республиканских, областных, краевых и крупных городских гарнизонов милиции Красных знамен.


В дни буржуазного переворота 1991 года милиция оказалась между двух огней. С одной стороны правоохранительная деятельность, с другой - бунтующие провокаторы либерастов-демократов...

Очень красочно и предметно о событиях тех дней рассказал участник этих событий, бывший милиционер, Евгений Вышенков, который в 1991 году служил в уголовном розыске Ленинграда:

После этих событий вместо советской милиции, защищавшей граждан страны, мы имеем то, что имеем...


Уверен, что все эти метаморфозы с милицией временные. И она еще возродится!

Сразу вслед за событиями 1917 года в нашем государстве с целью поддержания общественного порядка была сформирована рабочая милиция. Начиная с 1962 года, после постановления Президиума Верховного Совета , 10 ноября отмечают ежегодно как день милиции. Правда, до 1991 года этот праздничный день позиционировался как День советской милиции, после распада союза – День российской милиции и, наконец, сейчас – День российской полиции.

Первая «полиция» была создана при Петре I и в переводе с древнегреческого языка означает «управление». То есть, ещё царю понадобилась управляющая народом инстанция для урегулирования порядка. Современному государству в обязательном порядке нужна исполнительная служба, поскольку население нужно держать в социальных рамках, во избежание хаоса. И не только: современная полиция призвана охранять и защищать конституционные права и свободы граждан своей страны, выполнять контрольно-надзорную функцию, а так же обслуживать население.

Какое бы название не носили правоохранительные органы, суть остаётся: защита населения от несоциальных индивидуумов, что очень ценно для мирных жителей. А потому дни правоохранительных органов отмечают во всех странах, но в различное время. Хотя милиционеры из бывшего СССР всё так же по старинке собираются на корпоративные мероприятия 10 ноября.

Как отмечают День милиции?

По традиции день полиции отмечают на рабочем посту. А подарком выступает транслируемый по всем каналам концерт и соответствующие профессии фильмы: «Улицы разбитых фонарей», «Место встречи…», «Однажды в милиции», «Менты», «Сержант милиции» и т. п.

10 ноября свой профессиональный праздник, День сотрудника органов внутренних дел, отмечают российские полицейские. В этом году этот день особый. Современная «традиция» российской правоохранительной системы отмечает свой столетний юбилей. Именно 100 лет назад, 10 ноября 1917 года, Народный комиссариат по внутренним делам опубликовал постановление «О рабочей милиции». Как День советской милиции эта дата и остается в памяти миллионов россиян, несмотря на многочисленные пертурбации с переименованиями и реформами, которые за свою 100-летнюю перетерпела отечественная правоохранительная система. Так что, можно с уверенностью говорить, что именно «День милиции» - подлинное, народное название праздничной даты 10 ноября.

Хотя в «Государстве и революции» Владимир Ильич Ленин высказывал едва ли не анархистские мысли о скором отмирании государства, о необходимости всеобщего вооружения народа, необходимость создания кадровых правоохранительных органов большевики осознали практически сразу после революции. Если первое время в их рядах господствовала идея о том, что с преступностью смогут справиться отряды специально мобилизованных рабочих - рабочей милиции, то очень скоро на смену этой утопической идее пришел более рациональный подход. Необходимость создания профессиональной милиции диктовала сама жизнь. Вслед за революцией и развалом царской правоохранительной системы последовал колоссальный рост преступности. Как известно, однажды «жертвой» преступного нападения стал сам Владимир Ульянов-Ленин, автомобиль которого в 1919 году остановили преступники из банды Якова Кошелькова. Все эти обстоятельства заставили советское руководство озаботиться укреплением рабочей милиции и превращением ее из дилетантской в профессиональную структуру. Буквально за десятилетие советская милиция превратилась в мощный и разветвленный правоохранительный аппарат, который со временем превзошел своего предшественника - царскую полицию.

Кстати, опыт царской полиции активно использовался впоследствии при укреплении советских органов внутренних дел. Если прежде царские полицейские воспринимались исключительно как «каратели», «палачи», служившие эксплуататорскому режиму, то затем, по мере роста преступности, советским милиционерам стало ясно, что без наработанного опыта предшественников в сложном деле борьбы с преступностью не обойтись. Однако, в отличие от Красной Армии, где бывшие царские офицеры служили в огромном количестве и многие из них сделали головокружительную карьеру уже в советское время, в правоохранительной системе все складывалось иначе. Опыт царской полиции советская милиция использовала, но сами полицейские в подавляющем большинстве своем служить в советских правоохранительных органах не могли. Отношение к бывшим стражам порядка царского времени в 1920-е - 1930-е годы было самым прохладным, многих из них ждали суды, тюрьмы и даже расстрелы.

Тем не менее, Советской России практически «с нуля» удалось укомплектовать штат новых правоохранительных органов - советской милиции. Сделать это было не так уж и просто. Есть множество как научных исследований, так и художественных произведений, посвященных первым шагам советской милиции. В те годы милиция действительно была народной и комплектовалась преимущественно выходцами из рабочих и крестьян-бедняков и середняков. После окончания Гражданской войны на службу в милицию потянулись многие красноармейцы. Комплектовалась советская милиция только выходцами из трудящегося населения, в первую очередь - активными рабочими. Попасть на службу в милицию представителю «эксплуататорских» слоев было практически невозможно, если только речь не шла о людях с дореволюционным стажем подпольной деятельности в рядах РСДРП (б).

Отдельным и очень сложным направлением стала подготовка национальных кадров для регионов Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, где также было необходимо развернуть управления и отделы милиции, наладить эффективную работу уголовного розыска и других милицейских подразделений. При Новочеркасской и Саратовской школах милиции были открыты специальные отделения, на которых осуществлялась подготовка представителей национальных меньшинств Советского Союза для службы в органах внутренних дел. Процесс формирования и развития системы подготовки советских милиционеров растянулся на два послереволюционных десятилетия. По мере роста потребностей милиции в квалифицированных кадрах увеличивалось количество специальных учебных заведений, цифры набора курсантов. В 1936 году школы старшего и среднего начальствующего состава милиции были переведены на двухгодичный цикл обучения, что должно было способствовать повышению уровня образования и квалификации милицейских кадров. На смену старым кадрам - революционерам с дооктябрьским стажем - приходила новая смена - молодые поколения советских милиционеров, воспитанные и подготовленные уже в Советском Союзе.

Серьезным ударом для советской милиции стала Великая Отечественная война. Огромное количество милиционеров было мобилизовано на фронт, в действующую армию. Во многих населенных пунктах из-за нехватки милиционеров - молодых мужчин на службу стали активно привлекать женщин, а также мужчин старшего возраста. На западе Советского Союза милиционеры принимали самое активное участие в борьбе с оккупантами, даже не будучи призванными на военную службу - они участвовали в обороне своих городов, уходили в партизанские отряды, создавали подпольные группы.

После Великой Отечественной войны в органах внутренних дел служило большое количество фронтовиков. Многие офицеры и солдаты победоносной Красной Армии после войны желали продолжить службу, если и не в армии, то, по крайней мере, в милиции. Именно они, люди, прошедшие фронт, поломали хребет преступности, набравшей было силу в военные и послевоенные годы.

Надо отметить, что требования к милиционерам росли по мере роста общего уровня образования советских граждан. Если в начале 1920-х гг. особых требований к кандидатам на службу в милицию не предъявлялось, то во второй половине ХХ века уже действовала эффективная система профессионального образования. Тем не менее, служить в милицию на должности среднего и старшего начальствующего состава попадали не только выпускники школ милиции, но и люди «с гражданки». Как правило, это были выпускники вузов, имевшие за плечами военную кафедру и, следовательно, воинское звание «лейтенанта» или «старшего лейтенанта». По комсомольским путевкам в милицию потянулись вчерашние инженеры, учителя, представители различных гуманитарных профессий.

Даже сейчас среди полицейских начальников старшего поколения встречается не так мало людей, пришедших в милицию в 1980-е годы по комсомольским путевкам. Набирали аналогичным образом и младший начальствующий состав, но здесь упор делался на вчерашних «дембелей». Особенно ценились солдаты и сержанты, прошедшие службу во внутренних войсках МВД СССР, пограничных войсках КГБ СССР, подразделениях Воздушно-десантных войск, морской пехоты. Они направлялись в милицию по рекомендациям командования частей и подразделений, либо через какое-то время после демобилизации - по рекомендациям трудовых коллективов, парткомов предприятий. Надо сказать, что такая система отбора кадров в советскую милицию работала достаточно эффективно.

История советской милиции полна героических подвигов ее сотрудников. Навсегда остались в памяти потомков имена милиционеров, павших в схватке с преступниками. Как известно, очень напряженным для советских милиционеров выдался период нескольких послевоенных лет, когда в разоренных войной советских городах свирепствовали жестокие уголовные банды, снова появилось большое количество беспризорников. На западе Украины, Белоруссии, в прибалтийских республиках действовали отряды националистов и просто преступников, скрывавшихся в лесах. Вместе с бойцами внутренних и пограничных войск самое активное участие в их уничтожении принимали и милиционеры.

Советской милиции с честью удалось решить поставленные задачи и справиться с высоким уровнем преступности в стране к началу 1950-х гг. Потом была пара десятилетий относительного затишья. Но и в это время советская милиция всегда была на переднем краю - не только борьбы с преступностью, но и в целом - защиты граждан. 25 мая 1973 года по трассе «Новосибирск - Павлодар» следовала колонна из 170 велосипедистов. Во главе колонны находился автомобиль сопровождения Москвич-412. В нем ехали старший инспектор дорожного надзора Госавтоинспекции Дмитрий Байдуга и инспектор Александр Шабалдин. Навстречу колонне ехал автомобиль «Запорожец». Внезапно появился грузовой автомобиль «Колхида», груженый щебнем, который попытался обогнать «Запорожец». Понимая, что столкновение грузовика с колонной избежать не удастся, милиционеры подставили под удар свой «Москвич» и тем самым спасли колонну велосипедистов. Посмертно Дмитрий Байдуга и Александр Шабалдин получили ордена Красной звезды.

Уже в 1970-е - 1980-е гг. советская милиция столкнулась с такими новыми и прежде невиданными видами преступлений как, к примеру, захваты заложников. Так, 2 ноября 1973 года четверо студентов захватили самолет «Як-40». Именно за проявленный при его освобождении героизм получил Золотую Звезду Героя Советского Союза Александр Иванович Попрядухин - в то время старший лейтенант милиции, старший инспектор-дежурный 127-го отделения милиции г. Москвы, который был включен в оперативную группу благодаря своей прекрасной спортивной подготовке (Александр Иванович был мастером спорта по самбо).

Новая волна преступности захлестнула страну на рубеже 1980-х - 1990-х гг., причем преступности необычной, с которой советская милиция прежде не сталкивалась. Появились мощные организованные преступные группировки, мафиозные структуры, которые имели прочные связи на самом верху в тех же правоохранительных органах. Противостоять организованной преступности было очень сложно, тем более, что появились соблазны и для самих сотрудников милиции. Именно в этот период в общественном сознании закрепились многие негативные стереотипы о сотрудниках органов внутренних дел, их повальной коррумпированности. Хотя в 1990-е годы многие милиционеры не просто честно несли свою службу, но гибли в столкновениях с преступниками, обороняя жизнь и спокойствие простых граждан.

В конце 1980-х гг. были сформированы и милицейские спецподразделения, в первую очередь - легендарный Отряд милиции особого назначения (ОМОН), затем - Специальный отряд быстрого реагирования (СОБР), которым предстояло решать сложные и опасные задачи силового сопровождения милицейских и антитеррористических операций. Сегодня уже сложно представить себе правоохранительную систему без полицейских спецподразделений (хотя не так давно они и были переведены из системы МВД в систему Федеральной службы войск национальной гвардии).

В период распада Советского Союза появилось много «горячих точек», через службу в которых также прошло огромное количество российских милиционеров. Невозможно недооценить вклад российской милиции / полиции в борьбу с терроризмом на Северном Кавказе, а затем и в других регионах страны. Через «мясорубку» двух Чеченских войн прошли тысячи российских милиционеров - как омоновцев и собровцев, так и представителей более «мирных» милицейских профессий, включая участковых и инспекторов по делам несовершеннолетних. 1990-е - 2000-е годы дали российской милиции много настоящих героев. К сожалению, многие из них получили свои заслуженные награды посмертно.

Служба в органах внутренних дел - тяжкий и опасный труд. Но гражданами, в силу целого ряда факторов, милиционеры, а затем и полицейские, воспринимаются неоднозначно. Многие судят по своему опыту конфликтов со стражами порядка на «бытовом уровне» - там с гаишником ругались, здесь участковый не реагирует на жалобы. Другие находятся под впечатлением публикаций СМИ, которые, надо сказать, весьма неблагосклонны в отношении российских полицейских. Конечно, в «системе» есть множество проблем и о них сами полицейские знают куда больше, чем люди со стороны. Текучка кадров, низкий уровень квалификации, коррупция и блат, элементарное нежелание работать - все это, к сожалению, присутствует в российской правоохранительной системе, как впрочем, и во всех других сферах жизнедеятельности общества. Однако когда возникают какие-то проблемы, первым делом люди бегут именно к ним - к полицейским.

В День сотрудника органов внутренних дел, который для народа по-прежнему остается «Днем милиции», всем бывшим и действующим милиционерам и полицейским «Военное обозрение» желает всего самого доброго, а главное - здоровья и успехов в нелегкой, но так необходимой стране и народу службе.

10 ноября 1917 года во время революционных событий Наркомат внутренних дел издал постановление о создании Рабочей милиции.

Истоки

Понятие о милиции появилось еще в 1903 году в программе партии большевиков, а в марте 1917 года после прихода к власти Временного правительства место царской полиции заняли милиционеры. Это были обыкновенные рабочие, которые днем стояли у станка, а вечером с винтовками выходили на улицы охранять порядок.


Еще В. И. Ленин высказывался о необходимости создания «народной милиции», что подразумевало полное вооружение народа. Первая милиция СССР На самом деле, работу по охране порядка выполняли красногвардейцы революционной охраны. Власть понимала, что следить за порядком внутри страны должен отдельный орган. В августе 1918 года было принято решение о создании милиции. Этот новый орган просуществовал весь период советской власти.

Милиция стала рабоче-крестьянской и служить там могли люди в возрасте от 23 лет. Царские органы полиции необходимо было просто реорганизовать, ведь по словам Ф. З. Дзержинского, новые люди не могли привнести ничего хорошего в прежние силовые органы. Но эта идеология была проигнорирована властями, и советская милиция того времени состояла из непрофессионалов. В неспокойное послереволюционное время история милиции писалась кровью. Весной 1918 года в борьбе с бандитами погибли первые милиционеры.

Первым оружием, которым вооружали новых стражей порядка, был маузер и револьвер. Маузер – известное мощное оружие, что пробыло в использовании практически до 50-х годов прошлого века.

МУР

5 октября 1918 года власти издали положение о создание отделов по борьбе с уголовной преступностью. Московский уголовный сыск при царском режиме преобразовали в МУР – Московский уголовный розыск. -

«Муровцы» носили особый опознавательный знак на лацканах своих пиджаков – полумесяц и «муровский глаз» - всевидящее око. Ведомственное отличие выдавалось на определенное время. Главной задачей сотрудников МУРа было уничтожение вооруженных банд, которых только в Москве насчитывалось около 30-ти.

Форма и звания

Поначалу о внешних знаках отличия особо не думали. Милиционеры ходили в штатском и носили только красные повязки на руках. В 1923 году дошли до внедрения формы. Пешая советская милиция того времени имела черный цвет мундиров, а конная - темно-синий. Новые знаки отличия появлялись почти каждый год. Менялись цвета петлиц, сами знаки и их конфигурация. В 1931 году форма советского милиционера стала серой.


Званий у новоявленных охранников правопорядка не было, только должности. Вместе с появлением званий в армии в 1936 году звания появились и у милиционеров.

Кроме сержантов и лейтенантов, еще появились директора милиции – самые главные звания. В 1943 году были введены и погоны, а основным цветом знаков отличия стал голубой. В 1947 году изменился покрой обмундирования и появился красный цвет.

Милиция СССР и женщины.

В рядах советской милиции женщины появились еще в 1919 году. Немало представительниц слабого пола работали в Министерстве внутренних дел в годы Великой отечественной войны. А в мирное время почти четверть сотрудников удачно сочетали погоны с юбкой.


На самом деле, женщины во время критических ситуаций действуют не хуже, чем мужчины. Кроме того, особенности психологии делают их ценными сотрудниками внутренних органов. Известная писательница Александра Маринина прослужила в советской милиции 20 лет, занимаясь анализом уголовных преступлений. Она стала самым известным подполковником в отставке, написав серию детективных романов о буднях работников внутренних дел.

В годы Великой Отечественной


В суровое военное время сотрудники правоохранительных органов выполняли двойную работу: боролись с фашистскими диверсантами, забрасываемыми в тыл, и искореняли бандитизм, поднявший голову в обескровленной, голодающей стране.


Сотрудники рабоче-крестьянской милиции ушли на фронт. В июле-августе 1941 года были сформированы 15 стрелковых дивизий НКВД, и в их составе - оперативники, следователи, пожарные (они тогда входили в НКВД). Те, кого не мобилизовали, записывались в добровольцы - в первые месяцы войны только в столице были сформированы четыре дивизии народного ополчения, их костяк составляли коммунисты, комсомольцы и опять-таки сотрудники НКВД.

- К 7 ноября 1941 года на фронт ушла половина столичных милиционеров. Их заменили женщины. Уже позже в органы внутренних дел стали возвращаться комиссованные бойцы. Часто женщины совмещали службу с работой на оборонных предприятиях.

Подготовка кадров

Чтобы решить проблемы с подготовкой кадров, власти открыли Школы милиции. Милиция СССР стала более профессиональной, благодаря постоянным школам и курсам повышения квалификации участковых и постовых.

Для того, чтобы попасть в следственные органы, необходимо было окончить Высшую школу милиции.

Позитивный образ милиционера

Начиная с середины 60-х, государство постоянно поднимало престиж милиции в глазах населения. Средства массовой информации и творческой интеллигенции работали над созданием позитивного героя – советского милиционера. Милиция СССР стала очень популярной в народе, благодаря увлекательным фильмам.

С 1962 года официально введен праздник - День Милиции в СССР.

Дата 10 ноября отмечалась и до этого, но более локально. На государственном уровне в этот день милиционеров поздравляли чиновники и лучшие артисты страны. Советские люди свято верили и повторяли фразу, ставшую крылатой: «Наша милиция нас бережет!».

Создание советской милиции. Народный комиссариат внутренних дел был образован на 2 Всероссийском съезде Советов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. в числе тринадцати наркоматов в составе первого советского правительства - Совета народных комиссаров. Первым наркомом внутренних дел стал А. И. Рыков, член ЦК РСДРП(б). Однако этот пост он занимал всего 9 дней. В настоящее время известно лишь о двух важных нормативных актах, подписанных им: постановлениях НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. "О рабочей милиции" и "О передаче жилищ в ведение городов" от 30 октября (12 ноября) 1917 г.

17 (30) ноября 1917 г. народным комиссаром внутренних дел по предложению В. И. Ленина был назначен Г. И. Петровский. В состав первой коллегии НКВД вошли Ф. Э. Дзержинский, М. Я. Лацис, М. С. Урицкий, И. С. Уншлихт. Это руководящее ядро возглавило работу по формированию аппарата наркомата. На пути его создания, выработки структуры возникли большие трудности. Прежде всего саботаж. В целях борьбы с саботажем чиновников Коллегия НКВД РСФСР 31 декабря 1917 г. приняла решение: "1. Все чиновники, оставившие работу, считаются уволенными и лишенными пенсий. 2. Их фамилии опубликовать. 3. Предлагается всем органам по уборке улиц Петрограда обязать их принудительно работать по уборке улиц."

В первой декаде декабря 1917 года на заседании коллегии НКВД был рассмотрен вопрос об организации отделов наркомата. Первоочередной задачей стал подбор руководителей основных подразделений центрального аппарата. В конце 1917 - начале 1918 года эта работа была в основном завершена. Для формирования структуры НКВД единственным образцом, который можно было учесть и использовать, была структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Она и легла в основу построения аппарата Наркомата.

Формирование центрального аппарата НКВД продолжалось до лета 1918 года. В июне 1918 года он насчитывал уже 11 отделов, в которых работало 400 сотрудников. Наркомат внутренних дел сложился как многофункциональный орган, охватывающий своей деятельностью широкий круг предметов ведения, что видно из названия его подразделений: отделы местного управления и местного хозяйства, финансовый, иностранный, беженцев, ветеринарный, по управлению медицинской частью. А еще - бюро печати, контрольно-ревизионная комиссия. Такое разнообразие функций в их совокупности дает основание утверждать, что НКВД того периода занимался внутренними делами государства в широком смысле слова. И хотя они включали в себя задачи, возникшие в связи с изменением государственного строя, можно также с уверенностью считать, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного министерства внутренних. Для реализации этой задачи в составе НКВД был создан специальный отдел. Он назывался отделом местного управления. Ставя такую задачу перед НКВД, исходили из того, что до революции губернаторы и подчиненные им органы, а затем и губернские комиссары Временного правительства, были подведомственны Министерству внутренних дел. Практика эта имела глубокие исторические корни. Поэтому она была воспринята и в новых условиях.

Одной из важных функций НКВД с самого начала стала охрана общественного порядка и борьба с преступностью. В формировании организационных структур, осуществлявших эту функцию, имелись особенности. Они были обусловлены теоретическими положениями марксизма, закрепленными в программных документах большевистской партии. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули идею всеобщего вооружения народа, призванного заменить в ходе демократической, а затем и социалистической революции постоянную армию и полицию. Эта идея получила развитие в произведениях В. И. Ленина и стала практически реализовываться после перехода власти в руки Советов. Первоначально за состоянием общественного порядка следила рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Она представляла собой разновидность всеобщего вооружения трудящихся, пролетарской милиции (по терминологии В. И. Ленина). Правовой основой строительства рабочей милиции стало постановление НКВД "О рабочей милиции" от 28 октября (10 ноября) 1917 г. Рабочая милиция некоторое время осуществляла функции органа охраны общественного порядка и военной силы. Однако очень скоро практика показала ее нежизненность, так как она не могла действовать профессионально. Поэтому от этой, оказавшейся утопичной, формы пришлось отказаться. Уже в марте 1918 г. Совнарком, рассмотрев вопрос о милиции, предложил НКВД разработать положение о советской милиции как штатном государственном органе. 10 мая 1918 г. коллегия НКВД приняла решение: "Милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции". Первый Всероссийский съезд председателей губисполкомов и заведующих отделами управления, состоявшийся 30 июля - 1 августа 1918 г. в Москве, также принял постановление об организации рабоче-крестьянской милиции - постоянного штатного государственного органа, построенного на профессиональных началах.

В течение 1918-1920 гг. происходило формирование основных звеньев рабоче-крестьянской милиции. В октябре 1918 года создается уголовный розыск. В феврале 1919 года учреждается железнодорожная, а в апреле того же года речная милиция: специальные органы милиции, призванные обеспечивать общественный порядок на транспортных коммуникациях.

Таким образом, в короткий срок сложились основные звенья единого аппарата милиции Российской Федерации. Можно считать, что процесс ее организационного становления к середине 1920 год в основном завершился. Это получило закрепление в первом Положении о рабоче-крестьянской милиции, принятом ВЦИК и СНК РСФСР 10 июня 1920 г.

Процесс сосредоточения в ведении НКВД функций охраны общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью, исправления и перевоспитания осужденных наиболее интенсивно протекал в 1919-1923 гг. Огромную роль в этом сыграл Ф. Э. Дзержинский, в марте 1919 года сменивший на посту наркома внутренних дел Г. И. Петровского, избранного председателем Всеукраинского ЦИК.

Несмотря на то, что Ф. Э. Дзержинский продолжал оставаться председателем ВЧК, возглавлял Наркомат путей сообщения, различные комитеты, комиссии, а также выполнял ответственнейшие разовые поручения ЦК партии, Президиума ВЦИК, СНК, СТО, это не мешало ему по линии НКВД проводить в жизнь одну из главных линий. Он занимал твердую позицию и постоянно ее отстаивал. Суть ее в том, что однородные охранительные функции не должны распыляться, рассредоточиваться по различным наркоматам и ведомствам. Уже в мае 1919 года Дзержинский высказал мысль о сужении полномочий НКВД в области советского строительства. На заседании коллегии наркомата он предложил четко распределить компетенцию Президиума ВЦИК и НКВД как его исполнительного аппарата, исходя из того, что вопросы, в которых "надо проявить конституционное творчество, - это дела Президиума ВЦИК", вопросы же, решаемые в пределах декретов, - "это есть дело НКВД".

Советская милиция в 20-30-е гг.

Идея Ф. Э. Дзержинского нашла своих сторонников в высшем партийном и государственном руководстве советской России, по реализации которой предпринимаются следующие конкретные шаги:

  • - созданные в РСФСР специальные места лишения свободы - лагеря принудительных работ (для политических противников новой власти и социально опасных лиц) в апреле-мае 1919 года включаются в систему НКВД. Позднее и все остальные места заключения передаются под управление комиссариата внутренних дел (функции наркомата юстиции сузились до осуществления исключительно прокурорского надзора за законностью содержания заключенных);
  • - в 1920 г. в НКВД передаются органы пожарной охраны (Постановление СНК “О сосредоточении пожарного дела в народном комиссариате внутренних дел”);
  • - в то же время для решения проблем, связанных с обменом и размещением военнопленных и беженцев, в составе наркомата появляется центральное управление по делам пленных и беженцев;
  • - в сентябре 1923 года Постановление Совета Труда и Обороны в ведение НКВД передается конвойная стража, с непосредственным подчинением ее Главному политическому управлению;
  • - полномочия НКВД пополнились регистрацией обществ и союзов, не преследующих целью получение прибыли, выдачей разрешений на фотосъемку внутренней жизни, регистрацией и учетом охотничьего оружия и некоторыми другими функциями;
  • - в мае 1922 года в ведение НКВД передаются все коммунальные предприятия республики: наркомат сосредоточивает под своим управлением шоссейные и грунтовые дороги, транспорт местного значения, электростанции, переправы, лесопилки и т. д.;
  • - наконец, Государственное политическое управление, созданное Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 года на месте упраздненной ВЧК, также функционирует при НКВД, что законодательно закрепляет объединение органов государственной безопасности и органов внутренних дел в единую систему. Данное решение несколько сгладило противоречия между ВЧК и различными звеньями НКВД, возникшие в силу объективных и субъективных причин (недостаточность правового регулирования, схожесть выполняемых функций и т. д.). ВЧК стремилась к поглощению милиции и особенно аппарата уголовного розыска, а НКВД выступал за полное подчинение себе ЧК, тем более, что финансирование деятельности последней шло по “наркомвнудельской” смете. Ф. Дзержинский, являвшийся в одном лице главой обеих соперничавших силовых структур, не мог или не хотел устранять сложившуюся коллизию.

В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 6 февраля 1924 г. для охраны предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка на обслуживаемых объектах стала создаваться ведомственная милиция (горно-приисковая, промысловая, фабрично-заводская, ярмарочная, портовая и т. п.).

Все названные изменения в системе и структуре органов внутренних дел нашли отражение в Положении о НКВД РСФСР, утвержденном ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1927 г., в соответствии с которым в состав наркомата входили: общее управление, центральное административное управление, главное управление мест заключения, главное управление коммунального хозяйства. Однако уже в следующем году организационная структура НКВД вновь была подвергнута серьезным изменениям. ЦАУ было ликвидировано и образовано три самостоятельных отдела: административного надзора, милиции, уголовного розыска.

По окончании гражданской войны, с переходом к новой экономической политике система органов советской милиции претерпела существенные изменения. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная милиция, упразднена следственно-розыскная милиция, прекратили существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.

Большая работа была проделана по упорядочению штатной численности и укреплению кадров милиции. В августе 1921 г. издано постановление Совета Труда и Обороны о проверке численного состава милиции и разработке ее новых штатов. Ставилась задача: уменьшив количественно личный состав милиции, добиться его качественного улучшения и более рационального использования. В целях экономии государственных средств, необходимых для скорейшего восстановления народного хозяйства, содержание милиции в 1922 году было передано на местный бюджет, что в большинстве случаев повлекло ухудшение материального положения сотрудников милиции и дальнейшее сокращение штатов.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 мая 1922 г. было утверждено Положение о Народном комиссариате внутренних дел. В нем содержался самостоятельный раздел о рабоче-крестьянской милиции, в котором определялись: структура и основные направления деятельности; функциональные обязанности Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а также губернских, городских и уездных управлений милиции.

Главное управление милиции состояло из 3 отделов: милиции, уголовного-розыска и материального отдела, ведавшего обеспечением милиции различного вида довольствием.

В последующем были утверждены: дисциплинарный устав милиции; инструкция участковому надзирателю; инструкция волостному милиционеру; инструкция постовому милиционеру; инструкция о порядке составления протоколов; инструкция о порядке наложения административных взысканий и др.

Во всех нормативных актах содержалось требование уважения прав трудящихся. Так, например, Инструкция участковому надзирателю требовала “строжайше соблюдать установленный законом порядок, допуская действия, стесняющие граждан, лишь в случаях, когда такие действия будут безусловно необходимы для выполнения возложенных на него обязанностей…”

В результате чистки личный состав милиции был обновлен почти на четверть.

28 сентября 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о службе рабоче-крестьянской милиции. Закрепляя основные права и обязанности работников милиции, Положение подчеркивало, что в осуществлении задач “по охране революционного порядка и народного достояния и борьбе с посягательствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавливаясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни”.

Милиция вносила свой вклад и в социалистическое переустройство деревни. Она активно участвовала в осуществляемой государственной властью политике коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса. Решение этих задач возлагалось, главным образом, на сельские, уездные и районные органы милиции. Их работники охраняли склады, зернохранилища, сельскохозяйственную технику, иное государственное и общественное имущество, вели борьбу с теми, кто противодействовал хлебозаготовительным кампаниям, пресекали спекуляцию сельскохозяйственными продуктами

Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господствующей точка зрения о победе социализма в одной отдельно взятой стране. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую революцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализма в Советском Союзе. В результате новая экономическая политика стала сворачиваться, и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства. Первым звеном в проведении этой политики стала индустриализация, которая проводилась на основе сверхвысоких темпов. Чтобы обеспечить их, использовались такие средства, как получение непосильной "дани" с крестьянства, применение "дешевого" труда большого числа спецпереселенцев и заключенных, создание в отдаленных местностях страны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР.

Происходило также свертывание товарно-денежных отношений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно-репрессивными. Из госаппарата "вычищались" не только старая интеллигенция, но и коммунисты с большим стажем. Усилилась бюрократизация аппарата. Резко возросло влияние партийных руководителей на работу государственных органов. Реальная власть концентрировалась на самом верху аппарата, в руках узкой группы людей, а затем лично Сталина. Партийно-государственный бюрократический аппарат становится все более надежной опорой режима личной власти. Значительно возрастала роль репрессивных органов. В начале 30-х годов началось их реформирование. В декабре 1930 года были ликвидированы народные комиссариаты внутренних дел союзных республик.

Одновременно с постановлением от 15 декабря 1930 г. о ликвидации НКВД союзных и автономных республик, ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление "О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска". На основании его ОГПУ СССР и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектирования и контроля, но и использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и угрозыска, их возможностей в области дактилоскопии и фотографии. Принятый в конце 20-х годов курс на ускоренное экономическое развитие, переход к индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства, привели к тому, что государственное управление все больше стало опираться на методы прямого принуждения, использованию во все больших масштабах принудительного труда, усилению уголовной репрессии. Все это самым непосредственным образом отразилось на деятельности милиции. ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 г. приняли постановление “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности”. Этот законодательный акт относил всех лиц, посягающих на социалистическую собственность, к врагам народа и устанавливал за хищения смертную казнь, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на длительные сроки. Серьезные экономические трудности наиболее ощутимо сказывались на тружениках города и села. В 1928 г. была введена карточная система на продукты и некоторые товары массового потребления. Это создало благодатную почву для различного рода злоупотреблений должностных лиц и для развития спекуляции. 22 августа 1932 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР “О борьбе со спекуляцией”. Этот нормативный акт предусматривал минимальное наказание за данное преступление в виде лишения свободы на пять лет и конфискации имущества.

Сельские и городские органы милиции обязывались, часто в ущерб другим обязанностям, проводить в жизнь названные постановления. Важным условием повышения эффективности деятельности советской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы. В 20-х годах милицейские посты и патрули были организованы во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также в сравнительно крупных городах. В поддержание общественного порядка на улицах городов, в парках и пригородных зонах, во время проведения народных гуляний и празднеств участвовали конные подразделения милиции.

Постоянно возрастало значение деятельности милиции по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов. Московский губернский административный отдел в 1928 г. ввел новую должность -- инспектор по регулированию уличного движения. На него возлагались следующие обязанности: рациональное распределение транспортных потоков; установление мест стоянок такси; непосредственное наблюдение за уличным движением и решение ряда других вопросов, связанных с обеспечением безопасности уличного движения. Опыт москвичей был воспринят крупными городами страны.

Однако этого оказалось недостаточно. Для улучшения данной работы вскоре были учреждены инспекции по регулированию уличного движения. В крупных центрах страны образовывались специальные подразделения. Так, в Москве при Управлении милиции города был создан отдельный отряд, в Харькове -- команда, в Баку и Тбилиси -- дивизионы регулирования уличного движения (РУД). В 1931 г. состоялось Всесоюзное совещание по вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов Оно рекомендовало при всех управлениях милиции союзных и автономных республик, краев и областей создать отделы или отделения регулирования уличного движения (ОРУД).

СНК СССР 23 июля 1935 г. постановил, что “в целях решительной борьбы с аварийностью, неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту” в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта образуется Государственная автомобильная инспекция. В союзных и автономных республиках, краях и областях, городах Москве и Ленинграде был учрежден институт уполномоченных ГАИ, в районах -- госавтоинспекторов. В марте 1936 г. Госавтоинспекция была передана в ведение Главного управления рабоче-крестьянской милиции.

В июле 1936 г. СНК СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

В соответствии с п. 8 постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при Наркоме внутренних дел СССР было образовано Особое совещание, которому предоставлялось право во внесудебном порядке применять высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. В состав Особого совещания входили заместители наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присутствовал Прокурор СССР или его заместитель. (Подобный орган не являлся чем-то принципиально новым. С первых лет Советской власти действовали как органы внесудебной репрессии Коллегия ВЧК-ОГПУ, Особое совещание ОГПУ, с 1922 по 1924 г. - Комиссия по административным высылкам при НКВД РСФСР, в 30-е годы - “тройки” в составе первого секретаря ЦК ВКП(б) союзной республики (крайкома, обкома), начальника управления НКВД и прокурора соответствующего уровня, а без секретарей партии - “двойки”.)

Аналогичным образом строился и созданный в апреле 1941 г. отдел по борьбе с бандитизмом ГУРКМ НКВД СССР. Он состоял из пяти отделений: четыре - по зонам СССР, пятое - следственное.

Общие недостатки охраны общественного порядка были отражены в циркуляре Главного управления милиции (март 1931 г.) “О мерах по улучшению постовой службы”. В числе основных называлось слабое знание постовыми своих обязанностей, слабый контроль со стороны непосредственных начальников, формальное проведение инструктажей, недостаточное число постов в общественных местах и в ночное время. Весьма живучими оказались те серьезные недостатки в охране общественного порядка, которые были присущи периоду 20-х гг. и, прежде всего, использование сил патрульно-постовой службы не по назначению (в качестве вахтеров, конюхов, посыльных и т. д.). В результате этого, например, в 1937 г. на посты выставлялось около 20% наличного состава; недооценка патрулирования; слабое взаимодействие с другими службами; редкое использование таких методов милицейской службы как обход мест, представляющих оперативный интерес, секреты и т. п.; длительное сохранение одной и той же дислокации, несмотря на изменение обстановки и др. Эффективность охраны общественного порядка не могла возрастать и потому, что наружная служба милиции, в частности, участковые инспекторы, прямо обязывались “играть решающую роль... в очистке своего района от всего антисоветского и контрреволюционного элемента”.

Многие изменения в системе органов милиции были связаны с принятием Конституции СССР 1936 г., установившей, что социалистическая собственность является экономической основой советского строя, которая нуждается во всемерной охране.

Для решения этой задачи были созданы специальные подразделения милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). В течение первого года существования на аппараты БХСС возлагалась борьба с мелким вредительством, которая в 1938 г. была передана в ГУГБ НКВД СССР.

Быстрое развитие транспорта поставило перед милицией новые задачи по охране правопорядка, борьбе с хищениями и другими преступлениями на транспортных коммуникациях. Это потребовало совершенствования организационных форм деятельности и определенных структурных изменений органов милиции. В 1937 г. были образованы отделы железнодорожной милиции. Несколько позже отделы (отделения) милиции были созданы в портах и на пристанях.

Большая работа была проведена в 1940 году вновь созданными органами милиции в областях Западной Украины и Западной Белоруссии, в Прибалтийских республиках по введению паспортной системы, а также по борьбе с политическим и уголовным бандитизмом.

В сложные предвоенные годы одной из ответственных задач органов милиции являлось содействие укреплению обороноспособности страны. На IV внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 года был принят закон “О всеобщей воинской обязанности”, который потребовал организационной перестройки Вооруженных Сил страны и перевода их комплектования на единый кадровый принцип. В этой связи большое значение имело улучшение учета военнообязанных и призывников. В соответствии с новым законом данная работа возлагалась на органы милиции. Для ее выполнения во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы, с помощью которых с момента создания 1 сентября 1939 г. и до 1 января 1940 г. были выявлены не снявшиеся с военного учета убывшие в другие местности 133567 человек военнообязанных. К марту на воинский учет ими было взято почти 9,3 млн. человек.