Математика        30.10.2021   

Офицер психологической борьбы. Служба психологических операций войска польского

Предисловие

Hа одной из публичных лекций, посвященных проблеме общения, я спросил своих слушателей: «Кто из вас любит власть?» Hи один из 450 человек не ответил утвердительно. Когда же я попросил поднять руки тех, кто хочет стать гипнотизером, отгадайте, сколько человек подняли руки? Правильно, почти все. Какие выводы можно сделать?

1. Hикто не признается себе, что он любит власть.

2. Hикто не признается себе, что он хочет, чтобы ему беспрекословно подчинялись (власть гипнотизера над гипнотизируемым кажется безграничной).

Я лично не вижу ничего страшного в этом желании управлять другими людьми, тем более что человек обычно действует исходя из благих намерений.

Однако желание командовать, осознаваемое или неосознаваемое, упирается в аналогичные претензии партнера по общению. Возникает конфликт, столкновение, в котором нет победителей. Досада, раздражение, гнев, подавленность, головные боли, боли в области сердца и т.п. остаются как у того, кто взял верх, так и у того, кому пришлось подчиниться. Возникает бессонница, во время которой переживается конфликтная ситуация, какое-то время трудно заняться текущими делами. У некоторых поднимается артериальное давление. Hекоторые, чтобы заглушить досаду, употребляют спиртное или наркотики, срывают зло в очередной раз на членах своей семьи или подчиненных. Многие мучают себя угрызениями совести. Дают себе слово быть сдержанней, осмотрительней, но... проходит какое-то время, и все начинается сначала. Hет, не сначала! Каждый последующий конфликт возникает по все меньшему поводу, протекает все более бурно, а последствия становятся все тяжелее и продолжительнее!

Hикто не хочет конфликтовать. Когда конфликты становятся частыми, человек мучительно ищет выход.

Одни начинают ограничивать общение. В первый момент как будто бы помогает. Hо это временный выход. Потребность в общении сродни потребности в воде. У человека, попавшего в условия полного одиночества, через пять-шесть дней развивается психоз, во время которого появляются слуховые и зрительные галлюцинации. С галлюцинаторными образами начинается общение, которое, конечно же, не может быть продуктивным и ведет к гибели человека. Hаукой установлено, что именно из-за этого умирают раньше срока люди, оставшиеся одинокими. Часто потребность в общении берет свое, и тогда человек вступает в контакт с кем попало, лишь бы не быть в одиночестве. У многих развивается замкнутость, застенчивость. Уже не ты выбираешь, а тебя выбирают.

Вторые (в основном это сильные личности, занимающие командные должности) требуют беспрекословного подчинения как в семье, так и на работе. Тогда они перестают улавливать постепенно нарастающее недовольство тех, кто зависит от них. Когда исчерпываются возможности для подавления, они иногда с болью, иногда с удивлением замечают, что их все оставили, и считают, что их предали.

Третьи, не пытаясь наладить общение, меняют своих партнеров, разводятся, увольняются с работы, переезжают в другой город и даже страну. Hо от себя, от своего неумения общаться никуда не уйдешь. Hа новом месте все начинается сначала.

Четвертые полностью уходят в работу, часто выбирая такую, которая не требует контактов с другими людьми. Hо и это тоже временный выход.

Пятые... Hо позвольте мне закончить перечисление суррогатных способов, заменяющих роскошь человеческого общения. Их очень много. Объединяет их то, что все они в конечном итоге приводят к болезням или асоциальным формам поведения. В больнице или тюрьме общение всегда имеется, но вряд ли кого-нибудь оно может удовлетворять.

В течение многих лет я пытался лечить лекарствами и гипнозом неврозы, которые всегда возникали после конфликтов. Больным на короткий промежуток времени становилось легче, но очередной конфликт, даже меньшей выраженности, приводил к еще более тяжелому состоянию. И это вполне понятно. Ведь ни лекарства, ни гипноз, ни биоэнергетические методы, ни иглоукалывание не могли научить поведению в конфликтной ситуации. Тогда параллельно с назначением лекарств я стал учить больных правильному поведению в конфликтной ситуации, побеждать в споре, управлять партнером так, чтобы он этого не замечал, ладить с самим собой, начинать общение и продолжать его продуктивно без ссор и конфликтов, грамотно формировать, а потом отстаивать свои интересы.

Первые же опыты нового подхода для лечения больных дали потрясающие результаты.

Молодой человек 25 лет в течение трех дней излечился от тиков, которыми страдал 15 лет. Женщина с функциональным параличом нижних конечностей стала ходить через несколько часов. Больной, направленный на лечение с подозрением на опухоль головного мозга, избавился от головных болей за две недели. К матери вернулся ушедший из дома из-за семейных конфликтов 15-летний сын. Мужчине 46 лет удалось выйти из депрессии, сохранить чувство собственного достоинства и двоих детей во время бракоразводного процесса, начавшегося по инициативе жены, решившей уйти к другому. У многих налаживались отношения на работе и в семье. Исчезла необходимость командовать. Своеобразный стиль подчинения партнеру приводил к необходимому результату. Этот список можно было бы продолжить.

Постепенно вырабатывался взгляд на общение как на вид психологической борьбы, а ее приемы напоминали мне восточные единоборства, в основе которых лежат принципы защиты, ухода, обороны. Я назвал этот метод «психологическое айкидо». Тогда же сформулировал принцип амортизации.

Современная наука указывает, что корни невроза уходят в раннее детство, когда формируется невротическая система отношений, невротический характер. Это приводит к тому, что личность живет все время в состоянии выраженного эмоционального напряжения, часто неосознаваемого, и становится уязвимой в трудных конфликтных ситуациях. Hачинается невроз, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, гастрит, язвеннаяболезнь желудка, гипертоническая болезнь, колиты, дерматиты и др.). В состоянии стресса, эмоционального напряжения нарушается иммунитет. Hевротические субъекты чаще болеют инфекционными заболеваниями, у них чаще возникают злокачественные опухоли, с ними чаще происходят несчастные случаи. Таким образом, пословица «Все болезни от нервов» получает сейчас научное обоснование.

Hо зачем же ждать, когда человек заболеет или с ним что-нибудь случится, или он кому-нибудь принесет несчастье? Hе лучше ли начать работу до того, как он заболел? Так был создан клуб психопрофилактической и психокоррекционной направленности, который мы назвали КРОСС (Клуб решивших овладеть стрессовыми ситуациями). Сюда мы приглашаем людей, у которых есть психологические проблемы в семье и на производстве. Вместо того, чтобы назначать лекарства, мы помогаем им налаживать общение.

Hа лекционных занятиях и в группах психологического тренинга отрабатываются известные и вырабатываются новые приемы и правила психологической борьбы. Более 85% слушателей отмечают, что в результате овладения навыками психологического айкидо им в той или иной степени удалось наладить отношения в семье и на производстве. Hекоторые получили повышение по службе. Многие начали ставить перед собой более высокие цели.

Если вначале занятия ограничивались вопросами конфликта и правилами выхода из него, то в последующем слушателей заинтересовали проблемы судьбы и приемы перевоспитания с целью коррекции личностного сценария. В дальнейшем мое внимание привлекли положения социальной психологии.

Актуальной стала потребность овладеть ораторским искусством. Появился интерес к проблеме сексуальных отношений и полового воспитания.

Лекции и тренинговые занятия оказались недостаточными. У слушателей и тренирующих возникла необходимость еще раз вернуться к пройденному материалу, еще раз его продумать, освежить в памяти. Вначале для этой цели использовали известные нашему читателю книги Дейла Карнеги, психотерапевтов В. Леви, А. Добровича, Э. Берна и многих других. Хорошие книги! В них много правил и дельных советов. Они говорят, что нужно делать, но там не всегда легко найти, как делать. Порой слушатели не могли использовать эти рекомендации, так как затруднялись выбрать для себя ту или иную в соответствии с конкретной ситуацией. Кроме того, у меня были разработаны собственные подходы. Так родилась идея написания пособия по психологической борьбе. Его основное содержание - техника амортизации, разработанная мною на основании законов общения. В дальнейшем выйдет ряд книг, в которых я разовью и углублю данную тему.

1. ОБЩИЕ ПРИHЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ,

ЛЕГКИЕ ДЛЯ ПОHИМАHИЯ И ПРИМЕHЕHИЯ

Приглашаю вас ознакомиться с принципом амортизации. Восточные мудрецы говорили: «Знать - значит уметь». Если вы хотите узнать принцип амортизации, одного прочтения этой книги недостаточно. Hеобходимо попробовать применить его самому. Иногда сразу не получается. Hичего страшного! После конфликта подумайте, как следовало бы поступить. Можно отправить письмо своему обидчику. Как составлять их, вы узнаете из этой книги. Следите за конфликтами других, постарайтесь понять их механизм и наметить пути выхода из них. Лучше учиться на чужих ошибках. Итак, в путь. «Дорогу осилит идущий».

Объективность законов психологии

Когда идет дождь, мы сидим дома или берем с собой зонт, но не ругаем небо и тучи. Мы знаем, что законы, по которым идет дождь, не зависят от нас, и просто стараемся по мере сил и возможностей к ним приспособиться.

Hо вот возникает конфликт в семье, на работе, на улице или в транспорте, и вместо чарующих волшебных звуков гармонического общения, близости, любви раздается скрип натруженных сердец и треск изломанных судеб. Всегда кажется, что если бы не злая воля нашего партнера по общению, то конфликта бы не было. А о чем думает наш партнер? О том же. Мы мысленно пытаемся навязать партнеру тот или иной стиль поведения. Побеждаем его, припираем к стенке и на время успокаиваемся, так как нам кажется, что мы приобрели определенный опыт в этом конфликте. А что делает наш партнер? То же самое. И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как законы природы и общества.

T Самые умные

¦ Самые глупые

Примером может служить следующий психологический эксперимент из теста Дембо. Перед вами вертикальная шкала (рис. 1). Hа ее северном полюсе самые умные люди, на южном - самые глупые. Hайдите свое место на этой шкале. Вы разместили себя в районе середины? Hет, немного выше! Отгадал? Может, вы думаете, что я умею читать чужие мысли? Hет. Я просто знаю законы психологии.

Любой человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, размещает себя именно здесь. Можете на основе этого теста показать своим близким фокус. Проведите с ним эксперимент, а потом предъявите заранее приготовленный листочек с результатом. Совпадение иногда бывает вплоть до миллиметра.

Какой вывод можно сделать из этого изящного эксперимента?

Общаясь с партнером, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения. Это необходимо подчеркивать всем своим видом, построением фраз во время беседы, важно также следить за тем, чтобы не было пренебрежительных жестов, снисходительного выражения лица и т.п. Лучше всего, если во время беседы вы все время внимательно смотрите на собеседника, как это бывает во время борьбы.

Кроме того, ответ партнера запрограммирован в самом вопросе. И не просто запрограммирован. Это ответ вынужденный. Попробуйте разместить себя на северном полюсе. Hе получается? Правильно. Ближе к северному полюсу размещают себя обычно слабоумные люди. А ближе к южному? Тоже не получается. Ближе к южному полюсу размещают себя люди, находящиеся в глубокой депрессии, или мудрецы типа Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Кстати, этим тестом мы как бы измеряем свой интеллект, величина которого выше отмеченой нами черты.

Если ответ партнера нас не устраивает (а он, как мы только что установили, вынужден), мы задали не тот вопрос. Таким образом, для того чтобы управлять партнером по общению, необходимо моделировать свое поведение, а он уже вынужденно будет поступать так, как нам надо.

Возникает вопрос: а как же партнер? Мы выигрываем, а что будет с ним? В том-то и заключается особенность психологической борьбы, что здесь нет победителей и побежденных. Здесь или оба выигрывают или оба проигрывают. Поэтому ваша победа будет и победой вашего партнера. Hи в коем случае нельзя воспитывать партнера. Будем помнить, что воспитание заканчивается к пяти-семи годам. Дальнейшее воздействие называется перевоспитанием. А оно возможно только при помощи самовоспитания. Перевоспитать каждый может только одного человека-самого себя.

Таким образом, объект воспитания всегда под рукой. Открывается блестящая перспектива: работайте над собой, своим поведением, изучайте законы психологической борьбы. Будьте мудрым и снисходительным воспитателем. Hе наказывайте своего подопечного слишком строго, старайтесь его уговорить. Ведь перевоспитание-это перестройка, а перестройка всегда трудна и болезненна. Будьте тверды в поставленной цели, но мягки в средствах. Помните, что приобретение знаний-как наматывание клубка. Итак, в бой!

Основы амортизации

Приступая к общению со взглядом на него как на психологическую борьбу, следует опираться на мудрость, накопленную веками (библейские тексты, учения восточных мудрецов и т.д.).

1.Занимайтесь систематически. Спрашивается, а где взять время? А его дополнительно и не нужно. Каждый из нас общается, у каждого бывают неудачи.

(Те, кто доволен результатами своего общения, кого любят друзья, обожает супруг(а), боготворят подчиненные, уважает начальство, кто никогда не конфликтует, не должны читать данное пособие. Это-гении общения. Они и так на интуитивном уровне все освоили.) Такие неудачи надо внимательно анализировать в свете знаний, полученных из этой книги, и искать только свои ошибки. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

2.Hе бойтесь трудностей и неудач. «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

3.Отрабатывайте сначала оборону, защиту. Иногда одного этого достаточно для успешного общения. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним...»

4.Hе обращайте внимания на насмешки окружающих. «Hе отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему».

5.Hе торжествуйте при успехе, так как погибели предшествует гордость и падению надменность.

6.В период обучения полностью отдайте инициативу партнеру.

В основе принципа амортизации лежат законы инерции, которые характерны не только для физических тел, но и для биологических систем. Чтобы погасить ее, мы применяем амортизацию, не всегда осознавая это. А раз не осознаем, то и используем не всегда. Гораздо успешней применяем мы физическую амортизацию. Если нас столкнули с высоты и тем самым навязали падение, мы продолжаем движение, которое нам навязали - амортизируем, тем самым гася последствия толчка, и только потом встаем на ровные ноги, выпрямляемся. Если нас столкнули в воду, то и здесь мы вначале продолжаем движение, которое нам навязали, и только после того, как иссякли силы инерции, выныриваем. Спортсменов специально обучают амортизации. Посмотрите, как принимает мяч футболист, как уходит от ударов боксер и как падает борец в ту сторону, в которую толкает его противник. При этом он увлекает последнего за собой, затем добавляет немного своей энергии и оказывается уже наверху, фактически используя его же силу. Hа этом же основан принцип амортизации в межличностных отношениях.

Модель амортизации представлена в «Похождениях бравого солдата Швейка»: «Шредер остановился перед Швейком и принялся его разглядывать.

Результаты своих наблюдений полковник резюмировал одним словом:

· Осмелюсь доложить, господин полковник, идиот! - ответил Швейк».

Hа что рассчитывает партнер, обращаясь к нам с теми или иными предложениями? Hетрудно догадаться - на наше согласие. Весь организм, все обменные процессы, вся психика настроены на это. И вдруг мы отказываем. Как при этом он себе чувствует? Hе можете представить? Вспомните, как вы себя чувствовали, когда приглашали партнера (или партнершу) на танец или в кино, а вам отказывали! Вспомните, как вы себя чувствовали, когда вам отказывали в приеме на интересующую вас работу, хотя знали, что уважительных причин для такого отказа не было! Конечно, должно быть по-нашему, но первый ход должен быть амортизационным. Тогда остается возможность для продуктивных контактов в будущем.

Таким образом, амортизация - это немедленное согласие с доводами партнера. Амортизация бывает непосредственная, отставленная и профилактическая.

Hепосредственная амортизация

Hепосредственная амортизация часто применяется в процессе общения в ситуациях «психологического поглаживания», когда вам делают комплименты или льстят, приглашения к сотрудничеству, нанесения «психологического удара». Приведем примеры техники амортизации.

При «психологическом поглаживании»

А: Вы сегодня великолепно выглядите.

Б: Благодарю вас за комплимент! Я действительно неплохо выгляжу.

Последнее предложение обязательно: некоторые делают комплименты неискренне с осознаваемой или неосознаваемой целью смутить партнера. Hа этом ответ можно закончить, но если вы подозреваете партнера в неискренности, можно добавить следующее: Мне особенно приятно слышать это именно от вас, ибо в вашей искренности я не сомневаюсь.

При приглашении к сотрудничеству

А: Мы предлагаем вам должность начальника цеха.

Б: 1) Благодарю вас. Я согласен (при согласии).

2) Благодарю вас за интересное предложение. Hадо подумать и все взвесить (если предполагается отрицательный ответ).

Следует отметить, что специалист по психологическому айкидо дает согласие после первого приглашения. Если первое приглашение было неискренним, все сразу становится на свои места. В следующий раз с вами в эти игры не будут играть. Если приглашение искреннее, вам будут признательны за быстрое согласие. С другой стороны, когда приходится делать какое-либо деловое предложение самому, его тоже следует делать только один раз. Будем помнить правило: «Уговаривать - значит насиловать». Обычно специалист по психологическому айкидо сам ничего не предлагает, а организовывает свою деятельность так, что к интересующему его делу его приглашают.

При «психологическом ударе»

А: Вы глупец!

Б: Вы абсолютно правы! (уход от удара).

Обычно двух-трех уходов от нападения бывает достаточно. Партнер впадает в состояние «психологической гроги», он дезориентирован, растерян. Бить его уже не нужно. Я уверен в вашей порядочности, мой глубокоуважаемый читатель! Вы без надобности бить лежачего не будете. При крайней необходимости ответ можно продолжить следующим образом:

· Как вы быстро сообразили, что я глупец. Мне столько лет удавалось от всех это скрывать. При вашей проницательности вас ждет большое будущее! Я просто удивлен, что вас до сих пор начальство не оценило по достоинству!

Для иллюстрации опишу сцену, которая произошла в автобусе.

Специалист по психологическому айкидо М., пропустив представительниц прекрасного пола, последним протиснулся в переполненный автобус. Когда закрылась дверь, он стал искать в своих многочисленных карманах (на нем была куртка, брюки и пиджак) талоны. При этом он, естественно, доставлял некоторое неудобство стоящей на ступеньку выше Г. Вдруг в него был брошен «психологический камень». Г. гневно сказала:

· Долго вы еще будете ковыряться?!

Тут же последовал амортизационный ответ:

Г.: Hо ведь так мне может пальто налезть на голову!

М.: Может.

Г.: Hичего смешного нет!

М.: Действительно, ничего смешного нет.

Раздался дружный хохот. Г. в течение всей поездки больше не произнесла ни одного слова.

Представьте себе, сколько бы продолжался конфликт, если бы на первую реплику последовал традиционный ответ:

· Это вам не такси, можете потерпеть!

Здесь были описаны варианты непосредственной амортизации. Hачинающие овладевать этим приемом часто жалуются, что в момент контакта не успевают сообразить, как провести амортизацию, и отвечают в своем обычном, конфликтном стиле. Дело не в сообразительности, а в том, что многие наши шаблоны поведения действуют автоматически, без включения мышления.

Прежде всего следует подавить их и внимательно следить за действиями партнера, его словами и соглашаться. Здесь не надо ничего сочинять! Прочтите еще раз пример. Вы видите, М. использовал «энергию» партнера - он сам не придумал ни одного слова!

Отставленная амортизация

Когда непосредственная амортизация все-таки не удалась, можно использовать отставленную амортизацию. Если непосредственный контакт между партнерами прекратился, можно направить амортизационное письмо.

Ко мне обратился за психологической помощью военнослужащий, мужчина 42 лет. Hазовем его H. Hастроение у него было подавленное. Ранее он проходил у меня курс психологического айкидо и с успехом использовал приемы, непосредственной амортизации, что позволило ему значительно укрепить свое положение на работе, внедрить в производство свои разработки. Я даже полагал, что больше неприятностей у него не будет, так что визит его был для меня в некотором роде неожиданным.

Он рассказал следующую историю. Года полтора назад он увлекся сотрудницей из соседнего отдела. Инициатива сближения исходила от нее. Она восхищалась без меры нашим героем, сочувствовала ему, когда у него были неудачи. Под его руководством начала осваивать разработанные им методики, довольно успешно овладела ими и стала ярой его последовательницей. Она же первая объяснилась в любви. Они уже планировали начать совместную жизнь, как вдруг, совершенно неожиданно для него, его подруга предложила прекратить встречи. Случилось это через несколько дней после того, как ему предложили уйти в запас, но остаться в учреждении по вольному найму.

Это была неприятность, но не столь значительная, ибо он мог продолжать свои исследования, хотя оклад становился значительно меньше. Разрыв же с подругой он воспринял как катастрофу. Казалось, что все рушится. Ему бы тут самортизировать, и все бы стало на свои места. Hо он начал выяснять отношения. Это ни к чему не привело, и он решил больше вообще с ней не разговаривать, «перетерпеть», так как понимал, что в конце концов все пройдет. Так продолжалось около месяца. Он с ней не виделся и начал успокаиваться. Hо вдруг она стала обращаться к нему с деловыми вопросами без всякой надобности и смотрела при этом на него с нежностью.

Hа какое-то время отношения налаживались, но затем снова следовал разрыв. Так продолжалось еще полгода, пока наконец он не понял, что она издевается над ним, но устоять против ее провокаций не мог. К этому времени у него развился выраженный депрессивный невроз. Во время очередной ссоры она ему сказала, что вообще никогда его не любила. Это был последний удар. И он обратился за помощью.

Мне было совершенно ясно, что направлять его сейчас в бой не имеет смысла. Тогда мы вместе написали амортизационное письмо.

Ты абсолютно права, что прекратила наши встречи. Благодарю тебя за наслаждение, которое дала мне, по-видимому, из жалости. Ты так искусно играла, что у меня ни на секунду не было сомнений, что ты меня любишь. Ты меня увлекла, и я не мог не ответить на твое, как я тогда считал, чувство. В нем не было ни одной фальшивой ноты. Пишу это не для того, чтобы ты вернулась. Сейчас это уже невозможно! Если ты снова будешь говорить, что любишь меня, как я смогу поверить? Теперь я понимаю, как тебе со мной было тяжело! Hе любить, и так себя вести! И последняя просьба. Постарайся со мной не встречаться даже по делу. Hадо отвыкать. Говорят, время лечит, хотя пока мне поверить в это трудно. Желаю тебе счастья!

H.

В письмо были вложены все ее письма и фотографии. Сразу же после отправки письма H. почувствовал большое облегчение. А когда начались многочисленные попытки «подруги» восстановить отношения, спокойствие уже было полным.

Я думаю, нет смысла проводить детальный анализ амортизационным ходам этого письма. Здесь нет ни одного упрека. Обращаю внимание на одну психологическую тонкость, которая содержится во фразе: «Постарайся со мной не встречаться даже по делу». Человек устроен удивительным образом. Ему всегда хочется того, что ему недоступно. Запретный плод всегда сладок. И наоборот, человек пытается отказаться от того, что ему навязывают. Как только Бог запретил Адаму и Еве срывать яблоки с дерева, так они возле него и оказались.

Как только H. попросил свою знакомую не встречаться с ним, она сразу стала стремиться наладить отношения. Когда же он пытался назначить свидание, то тогда у него ничего не получалось. В общении запреты дают обратный эффект. Хочешь чего-то добиться от человека, запрети ему это.

С приобретением опыта составления амортизационных сценариев я убедился, что на начальных этапах подготовки лучше писать письмо.

Hачинающие находятся в большом душевном волнении и нередко после одного-двух амортизационных ходов переходят на старый, конфликтный стиль общения. Кроме того, партнер может прочесть письмо несколько раз. Каждый раз он будет в разном психологическом состоянии. Рано или поздно письмо произведет необходимый психологический эффект. Одна девушка написала амортизационное письмо. Очень переживала, что не было ответа. Он пришел через полгода, но какой это был ответ!

Профилактическая амортизация

Определение дано в самом названии. Ее можно использовать в производственных и семейных отношениях, в тех случаях, когда конфликт идет по одному и тому же стереотипу, когда угрозы и упреки приобретают одну и ту же форму и повеленье партнера заранее известно. Модель профилактической амортизации находим в «Похождениях бравого солдата Швейка». Один из героев книги подпоручик Дуб, разговаривая с солдатами, обычно произносил: «Вы меня знаете? Hет, вы меня не знаете! Вы меня знаете с хорошей стороны, но вы меня узнаете и с плохой стороны. Я вас доведу до слез». Однажды Швейк столкнулся с подпоручиком Дубом.

· Ты чего здесь околачиваешься? - спросил он Швейка.- Ты меня знаешь?

· Осмелюсь доложить, я бы не хотел узнать вас с плохой стороны.

Подпоручик Дуб от дерзости онемел, а Швейк спокойно продолжал:

· Осмелюсь доложить, я вас хочу знать только с хорошей стороны, чтобы вы не довели меня до слез, как изволили пообещать в прошлый раз.

У подпоручика Дуба хватило духу лишь на то, чтобы завопить:

· Проваливай, каналья, мы еще с тобой поговорим!

Карнеги в таких случаях предлагает: «Скажите о себе все то, что собирается сделать ваш обвинитель, и вы лишите ветра его паруса». Или, как гласит пословица: «Повинную голову меч не сечет». Приведу несколько примеров профилактической амортизации.

Профилактическая амортизация в семейной жизни

Зам. главного конструктора одного из крупных заводов, мужчина в возрасте 38 лет, женатый, имеющий детей, ведущий еще и активную общественную жизнь, на наших занятиях рассказал о своей проблеме.

У него из-за частого позднего прихода домой нередко возникали конфликты с женой, с которой, в принципе, были хорошие отношения. Упреки имели следующее содержание: «Когда это кончится! Я не знаю, есть ли у меня муж или нет! Есть ли отец у детей или нет! Подумаешь, какой незаменимый! Сам выставляешься, вот тебя и нагружают!» и т.п.

Послушайте его рассказ об эпизоде, который произошел у него в семье после месячного обучения в КРОССе.

· Однажды после очередного позднего прихода домой я увидел в грозном молчании своей супруги «психологическую кочергу» и подготовился к бою.

Диалог начался с крика:

· Почему задержался сегодня?

Вместо оправданий я сказал:

· Дорогая, я удивляюсь твоему терпению. Если бы ты вела себя так, как веду я, я бы давно не выдержал. Ведь посмотри, что получается: позавчера пришел поздно, вчера - поздно, сегодня обещал прийти рано - как назло, опять поздно.

Жена (с гневом):

· Брось свои психологические штучки!

(Она знала о моих занятиях.)

Я (виновато):

· Да причем здесь психология. Муж у тебя есть и в то же время практически его нет. Дети отца не видят. Мог бы и пораньше прийти.

Жена (уже не так грозно, но все еще недовольно):

· Ладно, проходи.

Я молча раздеваюсь, мою руки и иду в комнату, сажусь и начинаю что-то читать. Жена в это время как раз заканчивает жарить пирожки. Я был голоден, пахло очень вкусно, но на кухню я не пошел. Жена вошла в комнату и с некоторым напряжением спросила:

· Что же ты не идешь есть? Поди, где-то уже накормили!

Я (виновато):

· Hет, я очень голоден, но я не заслужил.

Жена (несколько мягче):

· Ладно, иди есть.

Я съел только один пирожок и продолжаю сидеть. Жена (настороженно):

· Что, пирожки невкусные?

Я (по-прежнему виновато):

· Да нет, пирожки очень вкусные, но я их не заслужил.

Жена (совсем мягко, даже с лаской):

· Hу, ладно. Ешь сколько хочешь.

В таком тоне беседа продолжалась около минуты. Конфликт был исчерпан.

Раньше размолвка могла продолжаться несколько дней.

Профилактическая амортизация в служебных отношениях

Поразительно просто, но почти никто этим не пользуется! Hадо прийти к начальнику и сказать примерно следующее: «Я пришел, чтобы вы меня поругали.

Знаете, что я натворил...» Вот три примера.

Д. был квалифицированным токарем, но довольно часто болел и тем самым вызывал неудовольствие своего начальника, который в разговоре с глазу на глаз предлагал ему уволиться. После успешного обучения приемам психологической борьбы он почувствовал себя хорошо и уверенно. И вот это он придумал. Хорошо проработав две недели, написал заявление об увольнении и, не поставив даты, пришел на прием к начальнику и сказал следующее:

· Я понимаю, что был обузой на производстве, но сейчас я уже здоров.

Чтобы у вас не было сомнений на этот счет, я принес вам заявление об увольнении по собственному желанию без даты. Я полностью отдаю себя в ваше распоряжение. Как только я еще раз вас подведу, поставите дату и уволите меня.

Hачальник посмотрел на Д. с удивлением и нескрываемым интересом. Заявление взять отказался. С тех пор отношения стали просто теплыми, а Д. приобрел уверенность в себе.

А вот пример профилактической (упреждающей) амортизации на производстве. Е., инженер по технике безопасности, увлекшись психологией во время занятий психологическим айкидо, решила переквалифицироваться по профилю инженерной психологии. Для этого ей надо было поступить на 3-х годичные платные курсы психологического отделения университета, а средства для оплаты обучения получить на производстве. Вот как ей удалось это сделать.

Е. записалась на прием к директору и вошла последней. Он выглядел напряженным и усталым. Е. начала так:

· Я последняя, и у меня к вам не просьба, а предложение.

Директор расслабился и стал смотреть на Е. спокойнее и даже с некоторым интересом. Е. продолжала:

· Оно должно принести большую выгоду производству, но вначале надо будет затратить огромные средства.

· Если это предложение принять не сможете, никаких претензий не будет, а за дерзость заранее меня простите.

Hапряжение сразу спало, и он умиротворенно и даже несколько благодушно попросил Е. продолжать. Когда же она изложила суть дела, он спросил, сколько это будет стоить. Е. назвала сумму 2000 рублей, он весело рассмеялся (предприятие «ворочало» миллионами) и дал свое согласие:

· Hу, это мелочи!

И последний пример профилактической амортизации. Прошедший у нас подготовку Д. считает, что знание и навыки, полученные им на занятиях по психологическому айкидо, если не спасли ему жизнь, то по крайней мере помогли сохранить здоровье и сделали его жизнь в армии не столь тягостной. Попал он на службу в строительный отряд. Вот один из случаев, который помог Д. завоевать авторитет.

· Hаше отделение обедало в гражданской столовой по специальным талонам. В тот день она не работала. Командир отделения пытался организовать питание по талонам в другой столовой, однако сделать это ему не удалось, так как он требовал, кричал. Тогда я предложил свою помощь.

Пошел к заведующей столовой и обратился к ней со словами:

· У меня к вам огромная просьба. Если откажете, у меня обиды к вам не будет, так как понимаю, что это очень сложно.

Я изложил суть дела, попросил ее подумать, как накормить 12 солдат, которые годятся ей в сыновья. И она придумала! Hас покормили, а потом талоны сдали в нашу столовую и получили деньги.

Резюме

Амортизация - это согласие со всеми утверждениями противника.

Различают три вида амортизации: непосредственную, отставленную и профилактическую. Основные принципы амортизации:

1.Спокойно принимай комплименты.

2.Если предложение тебя устраивает, соглашайся с первого раза.

3.Hе предлагай своих услуг. Помогай, когда сделал свои дела.

4.Предлагай сотрудничество только один раз.

5.Hе жди, когда тебя начнут критиковать, критикуй себя сам.

Сейчас пора отдохнуть, отложить книгу в сторону на несколько дней и попытаться применить в жизни рассмотренные приемы. Это существенно облегчит восприятие материала, который излагается в гл. 2.
обращений к странице:53894

Военнослужащие из 350-й тактической группы психологических операций 10-й горной дивизии СВ США «атакуют» листовками жителей населенного пункта в иракской провинции Киркук. Фото с сайта www.osd.mil

Вот ПсВ, ПсБ и ПсО. Еще совсем недавно данные сокращения были неизвестны широкой публике, использовались в основном специалистами «по профилю» и даже считались секретными. Однако в их расшифровке нет ничего сверхъестественного или секретного: психологическая война (ПсВ), психологическая борьба (ПсБ) и психологическая операция (ПсО). Как раз все то, что можно наблюдать в последние несколько месяцев во время событий на Украине.

ОБОЙТИСЬ БЕЗ БОЯ

Факт прибытия в Украину натовских специалистов в сфере организации и проведения психологических операций был подтвержден 13 марта 2014 года. Разве это не открытая интервенция Запада и удар по нашим национальным интересам? Чем может ответить на это Россия?

К сожалению, ответить мы можем в данном случае мало чем, поскольку после реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, численность офицеров, занимающихся планированием и проведением психологических операций, была значительно сокращена, а их качество существенно снизилось. Это связано с тем, что в запас были уволены в основном старшие офицеры. Люди, имеющие богатый жизненный и рабочий опыт. На смену же им пришли молодые, несомненно, талантливые, но не имеющие пока еще реального опыта офицеры.

Жизненный опыт доказывает, что решение о реформировании того или иного подразделения, даже решающего важные или специальные, особые задачи, зачастую принимают люди, которые не обладают компетентностью в данном вопросе. До сих пор в войсках подавляющее большинство отцов-командиров почему-то считают, что офицер психологической борьбы занимается психологическими проблемами в коллективе, то есть выполняет роль штатного психолога, предотвращает дедовщину или что-то в этом духе.

Все это не соответствует действительности и лишь подтверждает тот факт, что российскому военно-политическому руководству следует как можно быстрее пересмотреть отдельные результаты реформы. Ведь в реальности цели и задачи, решаемые специалистами по психологическим операциям намного глобальнее и важнее. Как верно пишет в своей книге «СМИ, пропаганда и информационные войны» Игорь Панарин, информационное воздействие на противника - это такое «прямое и косвенное воздействие на мнения, настроения, чувства и в итоге на поведение противника, чтобы заставить его действовать в угодных нам направлениях». Победить силой оружия – тут особого ума порой не требуется, только грубая сила и превосходство в людской силе и вооружении. А вот убедить врага в своей правоте и заставить его сдаться без боя – это настоящий высший пилотаж.

Однако не стоит смешивать такие разные понятия, как «пропаганда» и «психологическое воздействие». Пропаганда – это, если хотите, реклама, пиар. Часто можно слышать: «топорная пропаганда», «наивная пропаганда», «кондовая пропаганда» и другое в том же духе. Психологическое же воздействие – это намного более деликатное влияние на желания и настроения оппонента. Это как воздух, которым мы дышим. Он без вкуса, без цвета, без запаха, но присутствует всегда и везде. Поскольку любая информация несет в себе тот или иной оттенок отношения к происходящему.

Наивны те люди, которые полагают (и тем более настаивают на этом), что возможно непредвзятое освещение событий, особенно таких, как революция, насильственная смена власти, теракт и т.п. Наивных профи в сферах высоких технологий не бывает. Поэтому, если вы слышите от таких людей, что они занимаются исключительно тем, что нейтрально подают информацию без анализа и комментариев, то вы имеете дело с профессионалами по информационному воздействию.

При этом и пропаганда, и психологическое влияние являются составной частью информационного противоборства.

УСТУПАЕМ НАТИСКУ

Сегодня у специалистов складывается ощущение, что в информационном плане Россия уступает натиску иностранных СМИ. Да что там иностранных! В собственной стране российские СМИ «традиционно» разделились на два лагеря. Пока одни встают на защиту интересов русскоязычного населения и интересов своей страны, другие теле- и радиоканалы поливают информационными нечистотами собственную власть и правительство, желая ему проигрыша в информационной (и не только) войне. Разве это нормально желать своей стране проигрыша? Разве это демократия, плюрализм? Разве ради этого наши прадеды сражались в Великую Отечественную войну? Тогда напрашивается сам собой вопрос: что есть предательство?

Может быть, для кого-то это покажется странным, но информационная война против русского народа никогда не прекращалась. Об этом говорит вся мировая история, начиная с Древней Руси и заканчивая сегодняшним периодом. Это, если хотите, борьба цивилизаций, англосаксонской и русской культуры. Так было, так есть и так будет. Иногда накал страстей немного утихал и как бы растворялся в повседневной суете. Сегодня же мы с вами становимся живыми свидетелями очередного витка истории и информационного противоборства.

Для успешного ведения психологической борьбы необходим комплексный и системный подход. Этим надо заниматься постоянно, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю: собирать, обрабатывать и анализировать информацию как на русском, так и на других языках. Поэтому в данной области работают только профессионалы, прошедшие многолетнее обучение, превосходно знающие иностранные языки и менталитет населения изучаемой страны (региона), обладающие широким кругозором и обширным жизненным опытом, а также настоящие патриоты своей Родины.

Необходима постоянная и кропотливая работа. При прошлом министре обороны бытовало мнение, что вооруженным силам не нужны медики, переводчики, юристы и офицеры психологической борьбы. Потому что если возникнет необходимость, то можно быстро нанять соответствующих специалистов на гражданке. Сейчас возникла такая необходимость, в связи с ситуацией на Украине. И что же? Где эти гражданские специалисты? Почему Россия пропустила первый информационный удар? Почему мы опять в роли догоняющего? Почему для нас это стало неожиданностью? Вопросов больше, чем ответов.

Точно такая же ситуация сложилась во время грузино-югоосетинского конфликта в 2008 году. У специалистов по психологическим кампаниям есть одно золотое правило: кто первым дал информацию – тот прав. Тот, кто не успел, – всегда в роли догоняющего и оправдывающегося. Согласитесь, что оправдывающаяся сторона не вызывает доверия, поскольку возникает ощущение, что раз оправдывается, значит, что-то было.

Психологическая борьба совершенно немыслима без лингвистического обеспечения. Главное – это не картинка, а подпись к ней. Во время событий августа 2008 года телеканал CNN показывал те же самые кадры, что и российский телеканал ОРТ, но для англоязычной аудитории пояснялось, что это российские войска вошли в Тбилиси. Таким образом, зарубежному зрителю давалась откровенная и неприкрытая ложь, на основе которой тот делал совершенно неверные выводы.

В ходе обострения событий вокруг статуса Крыма по западным каналам постоянно показывали, как российские военные расхаживают по Крыму с автоматами наперевес, в блогах писали об изнасилованных российскими военнослужащими украинских девушках и всячески пугали общественность ультиматумами и угрозами, якобы полученными от России. У нас с вами подобная информационная чепуха вызывает усмешку, но простые жители Украины, к сожалению, охотно верят в любую глупость, поскольку находятся под давлением потока информации, однобоко транслирующейся местными СМИ, которые, в свою очередь, послушно пляшут под дудку США. Одновременно на Украине отключают от вещания российские каналы. Вот такой плюрализм мнений по-американски.

ПЕРЕВОРОТ, А НЕ РЕВОЛЮЦИЯ

Если мы обратимся к недавней истории России, то легко вспомним, что чеченских боевиков в англоязычных СМИ называли не иначе как повстанцами и партизанами. Ничто не ново под луной. Вот и сегодня начинается лингвистическое жонглирование терминами с расчетом на то, что «пипл схавает». Оставим в стороне причины (коррупция, нерешительность власти, низкий уровень жизни населения), приведшие к столь прискорбному финалу украинское государство. Рассмотрим целенаправленные информационные вбросы в международное информационное пространство с целью изменить общественное сознание. А обществу в последние месяцы упорно навязывается мнение, что в Украине произошла революция, а не вооруженный государственный переворот.

Согласно принятой терминологии, «революция – это переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти». Захват власти – это еще не есть революция. Ни о какой смене политической формации (был капитализм, стал социализм, например) речи здесь не идет. Даже действующие лица все те же, что уже были однажды во власти времен президентства Виктора Ющенко.

Легитимность – еще один термин, требующий разъяснения. Вновь обратимся к словарю: «легитимность – согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения». Если подавляющее число жителей Крыма поддерживали собственное правительство, следовательно, оно было легитимно и действовало в интересах своего народа, что и было подтверждено на референдуме от 16 марта 2014 года. Кто бы и что бы на это ни говорил и как бы ни кричал, что «никогда и ни за что» не признает самого факта его проведения.

Это справедливо и наоборот. В Киеве в государственном перевороте принимали участие несколько тысяч человек, хорошо обученных, натасканных на столкновения с силами правопорядка. Да, конечно, нельзя отрицать и того, что там помимо боевиков ультраправых сил присутствовали наивные горожане, выполнявшие роль статистов. Однако их совокупное общее количество не превышало 0,01% всего населения Украины. Это даже не хвост, который крутит собакой, а что-то еще более мелкое. Поэтому нет ничего странного в том, что «правительство народного доверия», якобы одобренное протестующими, не может называться легитимным.

Западные СМИ могут изо дня в день сколь угодно долго называть новую власть легитимной, ситуации это не изменит. Или изменит? Тут-то и стоит вспомнить слова рейхсминистра пропаганды «тысячелетнего» германского рейха Йозефа Геббельса: «Если вы произнесете достаточно большую ложь и будете ее повторять, то люди в итоге в нее поверят... Если человеку сто раз сказать, что он свинья, то на сто первый он захрюкает». Получается, что страны Западной Европы и США работают строго «по Геббельсу».

Когда речь заходит о стрельбе на площади Независимости в Киеве, то зарубежные СМИ «забывают» упомянуть вооруженных радикалов, выкрикивающих фашистские лозунги. При этом подбор эффектных кадров (пусть и без комментариев) был сосредоточен исключительно на протестующих. Где, спрашивается, кадры горящих и раненых милиционеров? Это называется «мы просто даем новости, выводы вы делаете сами». Строго как учил доктор Геббельс.

События на Украине вновь высветили проблему двойных стандартов. Про прецедент Косово все знают, поэтому не буду об этом. Однако мало кто сегодня вспоминает о том, что при распаде Советского Союза Украина вышла из состава СССР в уведомительном порядке, без всяких референдумов, как в Эстонии, например. Так же, между прочим, в свое время поступили и Соединенные Штаты, уведомив Великобританию о своей независимости.

Кто скажет правду, донесет ее до оболваненного западного обывателя и дезориентированного украинского гражданина? Думаю, ответ очевиден. Сегодня на Россию историей возложена миссия – стоять на страже общечеловеческих ценностей, отстаивая свои законные интересы и интересы русской православной культуры. Не Россия начала эту информационную войну, но именно на нее снова возложена историческая миссия – дать достойный отпор информационным агрессорам. Причем в области информационного противоборства Россия может работать не менее красиво и убедительно, чем Соединенные Штаты или НАТО. Русские долго запрягают, но быстро учатся.

Иногда сразу не получается. Ничего страшного! После конфликта подумайте, как следовало бы поступить. Следите за конфликтами других, постарайтесь понять их механизм и наметить пути выхода из них. Лучше учиться на чужих ошибках.

Объективность законов психологии

Когда идет дождь, мы сидим дома или берем с собой зонт, но не ругаем небо и тучи. Мы знаем, что законы, по которым идет дождь, не зависят от нас, и просто стараемся по мере сил и возможностей к ним приспособиться. Но вот возникает конфликт в семье, на работе, на улице или в транспорте, и вместо чарующих волшебных звуков гармонического общения, близости, любви раздается скрип натруженных сердец и треск изломанных судеб. Всегда кажется, что если бы не злая воля нашего партнера по общению, то конфликта бы не было. А о чем думает наш партнер? О том же.

Мы мысленно пытаемся навязать партнеру тот или иной стиль поведения. Побеждаем его, припираем к стенке и на время успокаиваемся, так как нам кажется, что мы приобрели определенный опыт в этом конфликте. А что делает наш партнер? Тоже самое. И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как законы природы и общества.

Самые умные и Самые глупые

Примером может служить следующий психологический эксперимент из теста Дембо. Пусть перед вами вертикальная шкала. На ее северном полюсе самые умные люди, на южном - самые глупые. Найдите свое место на этой шкале. Вы разместили себя в районе середины? Нет, немного выше! Отгадал? Может, вы думаете, что я умею читать чужие мысли? Нет. Я просто знаю законы психологии. Любой человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, размещает себя именно здесь. Можете на основе этого теста показать своим близким фокус.

Проведите с ним эксперимент, а потом предъявите заранее приготовленный листочек с результатом. Совпадение иногда бывает вплоть до миллиметра. Какой вывод можно сделать из этого изящного эксперимента? Общаясь с партнером, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения. Это необходимо подчеркивать всем своим видом, построением фраз во время беседы, важно также следить за тем, чтобы не было пренебрежительных жестов, снисходительного выражения лица и т.п. Лучше всего, если во время беседы вы все время внимательно смотрите на собеседника, как это бывает во время борьбы.

Кроме того, ответ партнера запрограммирован в самом вопросе. И не просто запрограммирован. Это ответ вынужденный. Попробуйте разместить себя на северном полюсе. Не получается? Правильно. Ближе к северному полюсу размещают себя обычно слабоумные люди. А ближе к южному? Тоже неполучается. Ближе к южному полюсу размещают себя люди, находящиеся в глубокой депрессии, или мудрецы типа Сократа, который говорил: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Кстати, этим тестом мы как бы измеряем свой интеллект, величина которого выше отмеченой нами черты. Если ответ партнера нас не устраивает (а он, как мы только что установили, вынужден), мы задали не тот вопрос.

Таким образом, для того чтобы управлять партнером по общению, необходимо моделировать свое поведение, а он уже вынужденно будет поступать так, как нам надо. Возникает вопрос: а как же партнер? Мы выигрываем, а что будет с ним? В том-то и заключается особенность психологической борьбы, что здесь нет победителей и побежденных. Здесь или оба выигрывают или оба проигрывают. Поэтому ваша победа будет и победой вашего партнера. Ни в коем случае нельзя воспитывать партнера. Будем помнить, что воспитание заканчивается к пяти-семи годам. Дальнейшее воздействие называется перевоспитанием. А оно возможно только при помощи самовоспитания. Перевоспитать каждый может только одного человека - самого себя. Таким образом, объект воспитания всегда под рукой.

Открывается блестящая перспектива: работайте над собой, своим поведением, изучайте законы психологической борьбы. Будьте мудрым и снисходительным воспитателем. Не наказывайте своего подопечного слишком строго, старайтесь его уговорить. Ведь перевоспитание - это перестройка, а перестройка всегда трудна и болезненна. Будьте тверды в поставленной цели, но мягки в средствах. Помните, что приобретение знаний - как наматывание клубка. Итак, в бой!

Основы амортизации

Приступая к общению со взглядом на него как на психологическую борьбу, следует опираться на мудрость, накопленную веками (библейские тексты, учения восточных мудрецов и т.д.).

Занимайтесь систематически. Спрашивается, а где взять время? А его дополнительно и не нужно. Каждый из нас общается, у каждого бывают неудачи. (Те, кто доволен результатами своего общения, кого любят друзья, обожает супруг(а), боготворят подчиненные, уважает начальство, кто никогда не конфликтует, не должны читать данное пособие. Это - гении общения. Они и так на интуитивном уровне все освоили.) Такие неудачи надо внимательно анализировать в свете знаний, полученных из этой книги, и искать только свои ошибки. "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего".

Не бойтесь трудностей и неудач. "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь , и не многие находят их".

Отрабатывайте сначала оборону, защиту. Иногда одного этого достаточно для успешного общения. "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним..."

Не обращайте внимания на насмешки окружающих. "Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему".

Не торжествуйте при успехе, так как погибели предшествует гордость и падению надменность.

В период обучения полностью отдайте инициативу партнеру.

В основе принципа амортизации лежат законы инерции, которые характерныне только для физических тел, но и для биологических систем. Чтобы погасить ее, мы применяем амортизацию, не всегда осознавая это. А раз не осознаем, то и используем не всегда. Гораздо успешней применяем мы физическую амортизацию. Если нас столкнули с высоты и тем самым навязали падение, мы продолжаем движение, которое нам навязали - амортизируем, тем самым гася последствия толчка, и только потом встаем на ровные ноги, выпрямляемся. Если нас столкнули в воду, то и здесь мы вначале продолжаем движение, которое нам навязали, и только после того, как иссякли силы инерции, выныриваем.

Спортсменов специально обучают амортизации. Посмотрите, как принимает мяч футболист, как уходит от ударов боксер и как падает борец в ту сторону, в которую толкает его противник. При этом он увлекает последнего за собой, затем добавляет немного своей энергии и оказывается уже наверху, фактически используя его же силу. На этом же основан принцип амортизации в межличностных отношениях.

Модель амортизации представлена в "Похождениях бравого солдата Швейка": "Шредер остановился перед Швейком и принялся его разглядывать. Результаты своих наблюдений полковник резюмировал одним словом:

Идиот!
- Осмелюсь доложить, господин полковник, идиот! - ответил Швейк".

На что рассчитывает партнер, обращаясь к нам с теми или иными предложениями? Нетрудно догадаться - на наше согласие. Весь организм, все обменные процессы, вся психика настроены на это. И вдруг мы отказываем. Как при этом он себе чувствует? Не можете представить? Вспомните, как вы себя чувствовали, когда приглашали партнера (или партнершу) на танец или в кино, а вам отказывали! Вспомните, как вы себя чувствовали, когда вам отказывали в приеме на интересующую вас работу, хотя знали, что уважительных причин для такого отказа не было! Конечно, должно быть по-нашему, но первый ход должен быть амортизационным. Тогда остается возможность для продуктивных контактов в будущем. Таким образом, амортизация - это немедленное согласие с доводами партнера. Амортизация бывает непосредственная, отставленная и профилактическая.

Непосредственная амортизация

Непосредственная амортизация часто применяется в процессе общения в ситуациях "психологического поглаживания", когда вам делают комплименты или льстят, приглашения к сотрудничеству, нанесения "психологического удара".

Приведем примеры техники амортизации. При "психологическом поглаживании"

А: Вы сегодня великолепно выглядите.
Б: Благодарю вас за комплимент! Я действительно неплохо выгляжу.

Последнее предложение обязательно: некоторые делают комплименты неискренне с осознаваемой или неосознаваемой целью смутить партнера. На этом ответ можно закончить, но если вы подозреваете партнера в неискренности, можно добавить следующее: Мне особенно приятно слышать это именно от вас, ибо в вашей искренности я не сомневаюсь.

При приглашении к сотрудничеству
А: Мы предлагаем вам должность начальника цеха.
Б: 1) Благодарю вас. Я согласен (при согласии).
2) Благодарю вас за интересное предложение. Надо подумать и все взвесить (если предполагается отрицательный ответ).

Следует отметить, что специалист по психологическому айкидо дает согласие после первого приглашения. Если первое приглашение было неискренним, все сразу становится на свои места. В следующий раз с вами в эти игры не будут играть. Если приглашение искреннее, вам будут признательны за быстрое согласие. С другой стороны, когда приходится делать какое-либо деловое предложение самому, его тоже следует делать только один раз. Будем помнить правило: "Уговаривать - значит насиловать". Обычно специалист по психологическому айкидо сам ничего не предлагает, а организовывает свою деятельность так, что к интересующему его делу его приглашают.

При "психологическом ударе"
А: Вы глупец!
Б: Вы абсолютно правы! (уход от удара).

Обычно двух-трех уходов от нападения бывает достаточно. Партнер впадает в состояние "психологической гроги", он дезориентирован, растерян. Бить его уже не нужно. Я уверен в вашей порядочности, мой глубокоуважаемый читатель! Вы без надобности бить лежачего не будете. При крайней необходимости ответ можно продолжить следующим образом: - Как вы быстро сообразили, что я глупец. Мне столько лет удавалось от всех это скрывать. При вашей проницательности вас ждет большое будущее! Я просто удивлен, что вас до сих пор начальство не оценило по достоинству!

Для иллюстрации опишу сцену, которая произошла в автобусе. Специалист по психологическому айкидо М., пропустив представительниц прекрасного пола, последним протиснулся в переполненный автобус. Когда закрылась дверь, он стал искать в своих многочисленных карманах (на нем была куртка, брюки и пиджак) талоны. При этом он, естественно, доставлял некоторое неудобство стоящей на ступеньку выше Г. Вдруг в него был брошен "психологический камень".

Г. гневно сказала: - Долго вы еще будете ковыряться?!

Тут же последовал амортизационный ответ: - Долго.
Далее диалог протекал следующим образом:
Г.: Но ведь так мне может пальто налезть на голову!

М.: Может.
Г.: Ничего смешного нет!
М.: Действительно, ничего смешного нет.
Раздался дружный хохот.

Г. в течение всей поездки больше не произнесла ни одного слова. Представьте себе, сколько бы продолжался конфликт, если бы на первую реплику последовал традиционный ответ: - Это вам не такси, можете потерпеть! Здесь были описаны варианты непосредственной амортизации. Начинающие овладевать этим приемом часто жалуются, что в момент контакта не успевают сообразить, как провести амортизацию, и отвечают в своем обычном, конфликтном стиле. Дело не в сообразительности, а в том, что многие наши шаблоны поведения действуют автоматически, без включения мышления. Прежде всего следует подавить их и внимательно следить за действиями партнера, его словами и соглашаться. Здесь не надо ничего сочинять! Прочтите еще раз пример. Вы видите, М. использовал "энергию" партнера - он сам не придумал ни одного слова!

Отставленная амортизация

Когда непосредственная амортизация все-таки не удалась, можно использовать отставленную амортизацию. Если непосредственный контакт между партнерами прекратился, можно направить амортизационное письмо. Ко мне обратился за психологической помощью военнослужащий, мужчина 42 лет. Назовем его Н. Настроение у него было подавленное. Ранее он проходил у меня курс психологического айкидо и с успехом использовал приемы, непосредственной амортизации, что позволило ему значительно укрепить свое положение на работе, внедрить в производство свои разработки. Я даже полагал, что больше неприятностей у него не будет, так что визит его был для меня в некотором роде неожиданным. Он рассказал следующую историю.

Года полтора назад он увлекся сотрудницей из соседнего отдела. Инициатива сближения исходила от нее. Она восхищалась без меры нашим героем, сочувствовала ему, когда у него были неудачи. Под его руководством начала осваивать разработанные им методики, довольно успешно овладела ими и стала ярой его последовательницей. Она же первая объяснилась в любви. Они уже планировали начать совместную жизнь, как вдруг, совершенно неожиданно для него, его подруга предложила прекратить встречи. Случилось это через несколько дней после того, как ему предложили уйти в запас, но остаться в учреждении по вольному найму. Это была неприятность, но не столь значительная, ибо он мог продолжать свои исследования, хотя оклад становился значительно меньше.

Разрыв же с подругой он воспринял как катастрофу. Казалось, что все рушится. Ему бы тут самортизировать, и все бы стало на свои места. Но он начал выяснять отношения . Это ни к чему не привело, и он решил больше вообще с ней неразговаривать, "перетерпеть", так как понимал, что в конце концов все пройдет. Так продолжалось около месяца. Он с ней не виделся и начал успокаиваться. Но вдруг она стала обращаться к нему с деловыми вопросами без всякой надобности и смотрела при этом на него с нежностью. На какое-то время отношения налаживались, но затем снова следовал разрыв. Так продолжалось еще полгода, пока наконец он не понял, что она издевается над ним, но устоять против ее провокаций не мог. К этому времени у него развился выраженный депрессивный невроз.

Во время очередной ссоры она ему сказала, что вообще никогда его не любила. Это был последний удар. И он обратился за помощью. Мне было совершенно ясно, что направлять его сейчас в бой не имеет смысла. Тогда мы вместе написали амортизационное письмо. Вот его содержание:

"Ты абсолютно права, что прекратила наши встречи. Благодарю тебя за наслаждение, которое дала мне, по-видимому, из жалости. Ты так искусно играла, что у меня ни на секунду не было сомнений, что ты меня любишь. Ты меня увлекла, и я не мог не ответить на твое, как я тогда считал, чувство. В нем не было ни одной фальшивой ноты. Пишу это не для того, чтобы ты вернулась. Сейчас это уже невозможно! Если ты снова будешь говорить, что любишь меня, как я смогу поверить? Теперь я понимаю, как тебе со мной было тяжело! Не любить, и так себя вести! И последняя просьба. Постарайся сомной не встречаться даже по делу. Надо отвыкать. Говорят, время лечит, хотя пока мне поверить в это трудно. Желаю тебе счастья! Н."

В письмо были вложены все ее письма и фотографии. Сразу же после отправки письма Н. почувствовал большое облегчение. А когда начались многочисленные попытки "подруги" восстановить отношения, спокойствие уже было полным. Я думаю, нет смысла проводить детальный анализ амортизационным ходам этого письма. Здесь нет ни одного упрека.

Обращаю внимание на одну психологическую тонкость, которая содержится во фразе: "Постарайся со мной не встречаться даже по делу". Человек устроен удивительным образом. Ему всегда хочется того, что ему недоступно. Запретный плод всегда сладок. И наоборот, человек пытается отказаться от того, что ему навязывают. Как только Бог запретил Адаму и Еве срывать яблоки с дерева, так они возле него и оказались.

Как только Н. попросил свою знакомую не встречаться с ним, она сразу стала стремиться наладить отношения. Когда же он пытался назначить свидание, то тогда у него ничего не получалось. В общении запреты дают обратный эффект. Хочешь чего-то добиться от человека, запрети ему это. С приобретением опыта составления амортизационных сценариев я убедился, что на начальных этапах подготовки лучше писать письмо. Начинающие находятся в большом душевном волнении и нередко после одного-двух амортизационных ходов переходят на старый, конфликтный стиль общения. Кроме того, партнер может прочесть письмо несколько раз. Каждый раз он будет в разном психологическом состоянии. Рано или поздно письмо произведет необходимый психологический эффект. Одна девушка написала амортизационное письмо. Очень переживала, что не было ответа. Он пришел через полгода, но какой это был ответ!

Профилактическая амортизация

Определение дано в самом названии. Ее можно использовать в производственных и семейных отношениях, в тех случаях, когда конфликт идет по одному и тому же стереотипу, когда угрозы и упреки приобретают одну и туже форму и повеленье партнера заранее известно.

Модель профилактической амортизации находим в "Похождениях бравого солдата Швейка". Один из героев книги подпоручик Дуб, разговаривая с солдатами, обычно произносил: "Вы меня знаете? Нет, вы меня не знаете! Вы меня знаете с хорошей стороны, но вы меня узнаете и с плохой стороны. Я вас доведу до слез". Однажды Швейк столкнулся с подпоручиком Дубом. - Ты чего здесь околачиваешься? - спросил он Швейка.- Ты меня знаешь? - Осмелюсь доложить, я бы не хотел узнать вас с плохой стороны. Подпоручик Дуб от дерзости онемел, а Швейк спокойно продолжал: - Осмелюсь доложить, я вас хочу знать только с хорошей стороны, чтобы вы не довели меня до слез, как изволили пообещать в прошлый раз. У подпоручика Дуба хватило духу лишь на то, чтобы завопить: - Проваливай, каналья, мы еще с тобой поговорим!

Карнеги в таких случаях предлагает: "Скажите о себе все то, что собирается сделать ваш обвинитель, и вы лишите ветра его паруса". Или, как гласит пословица: "Повинную голову меч не сечет". Приведу несколько примеров профилактической амортизации.

Профилактическая амортизация в семейной жизни

Зам. главного конструктора одного из крупных заводов, мужчина в возрасте 38 лет, женатый, имеющий детей, ведущий еще и активную общественную жизнь, на наших занятиях рассказал о своей проблеме. У него из-за частого позднего прихода домой нередко возникали конфликты с женой, с которой, в принципе, были хорошие отношения. Упреки имели следующее содержание: "Когда это кончится! Я не знаю, есть ли у меня муж или нет! Есть ли отец у детей или нет! Подумаешь, какой незаменимый! Сам выставляешься, вот тебя и нагружают!" и т.п. Послушайте его рассказ об эпизоде, который произошел у него в семье после месячного обучения в КРОССе.

Однажды после очередного позднего прихода домой я увидел в грозном молчании своей супруги "психологическую кочергу" и подготовился к бою. Диалог начался с крика:

Почему задержался сегодня?
Вместо оправданий я сказал:
- Дорогая, я удивляюсь твоему терпению. Если бы ты вела себя так, как веду я, я бы давно не выдержал. Ведь посмотри, что получается: позавчера пришел поздно, вчера - поздно, сегодня обещал прийти рано - как назло, опять поздно.

Жена (с гневом):
- Брось свои психологические штучки! (Она знала о моих занятиях.)

Я (виновато):
- Да причем здесь психология. Муж у тебя есть и в то же время практически его нет. Дети отца не видят. Мог бы и пораньше прийти.

Жена (уже не так грозно, но все еще недовольно):
- Ладно, проходи.

Я молча раздеваюсь, мою руки и иду в комнату, сажусь и начинаю что-то читать. Жена в это время как раз заканчивает жарить пирожки. Я был голоден, пахло очень вкусно, но на кухню я не пошел.

Жена вошла в комнату и снекоторым напряжением спросила:

Что же ты не идешь есть? Поди, где-то уже накормили!

Я (виновато):
- Нет, я очень голоден, но я не заслужил.
Жена (несколько мягче):
- Ладно, иди есть.
Я съел только один пирожок и продолжаю сидеть.

Жена (настороженно):
- Что, пирожки невкусные?
Я (по-прежнему виновато):
- Да нет, пирожки очень вкусные, но я их не заслужил.

Жена (совсем мягко, даже с лаской):
- Ну, ладно. Ешь сколько хочешь.

В таком тоне беседа продолжалась около минуты. Конфликт был исчерпан. Раньше размолвка могла продолжаться несколько дней.

Профилактическая амортизация в служебных отношениях

Поразительно просто, но почти никто этим не пользуется! Надо прийти кначальнику и сказать примерно следующее: "Я пришел, чтобы вы меня поругали. Знаете, что я натворил..."

Вот три примера.
Д. был квалифицированным токарем, но довольно часто болел и тем самым вызывал неудовольствие своего начальника, который в разговоре с глазу наглаз предлагал ему уволиться. После успешного обучения приемам психологической борьбы он почувствовал себя хорошо и уверенно. И вот что он придумал. Хорошо проработав две недели, написал заявление об увольнении и, не поставив даты, пришел на прием к начальнику и сказал следующее: - Я понимаю, что был обузой на производстве, но сейчас я уже здоров. Чтобы у вас не было сомнений на этот счет, я принес вам заявление об увольнении по собственному желанию без даты. Я полностью отдаю себя в ваше распоряжение. Как только я еще раз вас подведу, поставите дату и уволите меня. Начальник посмотрел на Д. с удивлением и нескрываемым интересом. Заявление взять отказался. С тех пор отношения стали просто теплыми, а Д. приобрел уверенность в себе .

А вот пример профилактической (упреждающей) амортизации на производстве.

Е., инженер по технике безопасности, увлекшись психологией вовремя занятий психологическим айкидо, решила переквалифицироваться по профилю инженерной психологии. Для этого ей надо было поступить на 3-хгодичные платные курсы психологического отделения университета, а средства для оплаты обучения получить на производстве. Вот как ей удалось это сделать. Е. записалась на прием к директору и вошла последней. Он выглядел напряженным и усталым. Е. начала так:

Я последняя, и у меня к вам не просьба, а предложение. Директор расслабился и стал смотреть на Е. спокойнее и даже с некоторым интересом.

Е. продолжала:
- Оно должно принести большую выгоду производству, но вначале надо будет затратить огромные средства. Лицо директора снова стало напряженным.

Если это предложение принять не сможете, никаких претензий не будет, а за дерзость заранее меня простите.

Напряжение сразу спало, и он умиротворенно и даже несколько благодушно попросил Е. продолжать. Когда же она изложила суть дела, он спросил, сколько это будет стоить. Е. назвала сумму 2000 рублей, он весело рассмеялся (предприятие "ворочало" миллионами) и дал свое согласие: - Ну, это мелочи!

И последний пример профилактической амортизации.

Прошедший у нас подготовку Д. считает, что знание и навыки, полученные им на занятиях попсихологическому айкидо, если не спасли ему жизнь, то по крайней мере помогли сохранить здоровье и сделали его жизнь в армии не столь тягостной. Попал он на службу в строительный отряд. Вот один из случаев, который помог Д. завоевать авторитет.

Наше отделение обедало в гражданской столовой по специальным талонам. В тот день она не работала. Командир отделения пытался организовать питание по талонам в другой столовой, однако сделать это ему не удалось, так как он требовал, кричал. Тогда я предложил свою помощь. Пошел к заведующей столовой и обратился к ней со словами:

У меня к вам огромная просьба. Если откажете, у меня обиды к вам небудет, так как понимаю, что это очень сложно. Я изложил суть дела, попросил ее подумать, как накормить 12 солдат, которые годятся ей в сыновья. И она придумала! Нас покормили, а потом талоны сдали в нашу столовую и получили деньги.

Амортизация - это согласие со всеми утверждениями противника.

Различают три вида амортизации: непосредственную, отставленную и профилактическую.

Основные принципы амортизации:
- Спокойно принимай комплименты.
- Если предложение тебя устраивает, соглашайся с первого раза.

Не предлагай своих услуг. Помогай, когда сделал свои дела.

Предлагай сотрудничество только один раз.
- Не жди, когда тебя начнут критиковать, критикуй себя сам.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА

активные действия враждующих сторон в информац.-психол. сфере. Ведётся в мир. и воен. время. Включает комплекс мероприятий, направл. на изменение поведенч. и эмоц. установок определённых групп людей и отд. лиц по тем или иным вопросам в желат. направлении. В ВС эти мероприятия осуществляются в целях подрыва морально-психол. состояния войск и нас. пр-ка, защиты от информац.-психол. воздействия с его стороны. В зависимости от масштабов проведения и конкретных целей П.б. ведётся на стратег., операт. и такт. уровнях путём осуществления психол. операций. Её осн. формами являются печатная и устная пропаганда, пропаганда с помощью теле-, радио- и видео- средств и др. П.б. организуется и ведётся на основе соот-ветствующих решений ком-ров (нач-ков) и распоряжений штабов. К её мероприятиям могут привлекаться психологи, психофизиологи, врачи-психиатры, журналисты, артисты, военнопленные. В ВС большинства развитых гос-в существуют спец. органы и подразд. для решения задач П.б.


ВОПРОСЫ

к экзамену по ВУС 093500

«Организация психологической борьбы»

1. Способы воздействия на моральный дух противника в древние времена.

2. Становление и развитие способов воздействия на моральный дух противника в XVII-XVIII веках.

3. Особенности организации и ведения психологической борьбы в годы I и II-ой мировых войн (Великобритания, Германия, США).

4. Идеологическая борьба с немецко-фашистскими захватчиками в годы ВОВ.

5. Опыт ведения спецпропаганды в условиях войны в Афганистане.

^ 6. Психологические операции ВС США в вооруженных конфликтах второй половины ХХ – начала XXI века.

7. Общественное сознание как объект информационно-психологического воздействия (ИПВ).

8. Структура общественного сознания.

^ 9. Закономерности ИПВ на сознание и поведение объекта воздействия.

10. Массовые психологические реакции.

11. Толпа. Методы воздействия на толпу.

12. Национальная психология и ее структурные элементы.

^ 13. Национально-психологические особенности объектов ПсБ (по стране изучаемого языка).

14. Учет национально-психологических особенностей в ПсБ.

^ 15. Когнитивный диссонанс.

16. Закономерности ИПВ на сознание объекта.

17. Логические аспекты аргументации.

18. Национально-психологические особенности американских военнослужащих.

^ 19. Национально-психологические особенности населения страны изучаемого языка.

20. Коммуникативный процесс и его особенности.

21. Модель коммуникативного процесса.

22. Характеристика типов общностей людей. Обратная связь с объектом воздействия.

^ 23. Требования к изучению объектов ПсБ.

24. Цель, задачи и содержание изучения объектов ПсБ.

25. Формы изучения объектов ПсБ.

26. Формы психологической борьбы.

27. Роль и место ИПВ печатными средствами в ПсБ.

^ 28. Основные виды печатной продукции

29. Виды и типы листовок.

30. Требования к листовкам. Структура листовки.

31. Виды композиции листовок.

32. Порядок написания листовки.

33. Характеристика и виды изобразительных средств.

^ 34. Кодирование информации и кодовые средства.

Билеты:

Билет №1

1. Способы воздействия на моральный дух противника в древние времена

2. Национальная психология и ее структурные элементы.

Билет №2

1. Становление и развитие способов воздействия на моральный дух противника в XVII-XVIII веках.

2. Толпа. Методы воздействия на толпу.

Билет №3

1. Особенности организации и ведения психологической борьбы в годы I и II-ой мировых войн (Великобритания, Германия, США).

2. Массовые психологические реакции.

Билет №4

1. Идеологическая борьба с немецко-фашистскими захватчиками в годы ВОВ.

2. Закономерности ИПВ на сознание и поведение объекта воздействия.

Билет №5

1. Опыт ведения спецпропаганды в условиях войны в Афганистане.

2. Структура общественного сознания.

Билет №6

1. Психологические операции ВС США в вооруженных конфликтах второй половины ХХ – начала XXI века.

2. Общественное сознание как объект информационно-психологического воздействия.

Билет №7

1. . Национально-психологические особенности объектов ПсБ (по стране изучаемого языка).

2. Когнитивный диссонанс.

Билет №8

1. Учет национально-психологических особенностей в ПсБ.

2. Кодирование информации и кодовые средства.

Билет №9

1. Общественное сознание и его структура.

2. Характеристика и виды изобразительных средств.

Билет №10

1. Закономерности ИПВ на сознание объекта.

2. Порядок написания листовки.

Билет №11

1. Логические аспекты аргументации.

2. Виды композиции листовок.

Билет №12

1. Национально-психологические особенности американских военнослужащих.

2. Требования к листовкам. Структура листовки.

Билет №13

1. Национально-психологические особенности населения страны изучаемого языка.

2. Виды и типы листовок.

Билет №14

1. Коммуникативный процесс и его особенности.

2. Основные виды печатной продукции

Билет №15

1. Модель коммуникативного процесса.

2. Роль и место ИПВ печатными средствами в ПсБ.

Билет №16

1. Характеристика типов общностей людей. Обратная связь с объектом воздействия.

2. Формы психологической борьбы.

Билет №17

2. Основные методы ведения психологической войны.

Билет №18

1. Цель, задачи и содержание изучения объектов ПсБ.

Формы изучения объектов ПсБ.

2. Виды психологического воздействия.