Разное        09.10.2021   

Индийские войска приобретают новый облик. Ввс индии военно-воздушные силы Армия индии вооружение

Тамильский военный эксперт Кришнасвами Субрахманьям.
Фото с сайта www.foreignpolicy.com

Любая война способствует глубокой трансформации армии и пересмотру основных подходов обеспечения безопасности государства. Именно это произошло в 1999 году, после трехмесячной войны между Пакистаном и Индией на территории спорного района Каргил провинции Кашмир (Kargil, Kashmir), завершившейся победой Индии. Это был уже 4-й военный индо-пакистанский конфликт – после Первой Кашмирской войны 1947 года (First Kashmir War), пакистанской операции «Гибралтар» 1965 года (Pakistan’s Operation Gibraltar) и пакистанской операции «Поиск света» в ходе Войны за освобождение Бангладеш 1971 года (Operation Searchlight, Bangladesh Liberation War).

Казалось бы, эта конфликтогенная зона не вызывает удивления в мировом сообществе – регион взрывоопасен. Однако принципиальное отличие 4-го эпизода обострения отношений Индии и Пакистана заключено в том, что это была реальная война двух ядерных держав. Индия вошла в ядерный клуб еще в 1974 году, Пакистан – в 1998 году.

ЧЕТЫРЕ БАЗОВЫХ ТРЕБОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Военно-практическая «ценность» Каргильского конфликта, заставившая вынести определенные уроки, включает три критических фактора: развязывание военных действий со стороны Пакистана и вторжение его армии было относительно неожиданным для индийского руководства (включая спецслужбы страны); военные столкновения двух стран «традиционно» оборачиваются большими человеческими жертвами; к ожесточенному противостоянию прибавился ядерный вопрос. Все это в совокупности послужило поводом серьезных трансформационных изменений в Индийской армии.

Один из важных документов индийского оборонного истеблишмента уровня Think-Tank называется «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» (Post-Crises Defence Reforms in India, 1998–2010). Доклад был подготовлен на основе рекомендаций специально созданного Комитета по обзору Каргильского конфликта (Kargil Review Committee) при непосредственном участии Делийского Института оборонных исследований и анализа (Institute for Defence Studies and Analyses) и представлен в парламент Индии.

Несмотря на выявленные существенные недостатки в армии Индии, в ее управлении и подготовке войск (особенно в аспекте ведения действий в горной местности), экспертами был выбран не кардинальный революционный вариант трансформирования ВС, а поэтапный мягкий «benign» – подход с постепенным наращиванием необходимых способностей. На этом настоял известный тамильский военный эксперт Кришнасвами Субрахманьям, дуайен оборонных экспертных кругов Индии, основатель Делийского Института оборонных исследований и анализа, глава Комитета по обзору Каргильского конфликта (скончавшийся в феврале этого года).

В формирование рекомендаций доклада внесли существенный вклад четыре экс-министра военного ведомства Индии: Нариндер Натх Вохра, Аджай Викрам Сингх, Нареш Чандра и Джасвант Сингх, а также представители штабов трех видов ВС Индии и секретарь Комитета по обзору Каргильского конфликта Сатиш Чандра, который возглавляет главный разведывательный аналитический центр Индии – Объединенный разведывательный комитет (Joint Intelligence Committee, JIC).

Под руководством г-на Субрахманьяма Комитет по обзору Каргильского конфликта разработал несколько четких рекомендаций или требований, выполняемых в настоящее время в ходе строительства ВС Индии. Первое, на что было обращено внимание – состояние Национального Совета безопасности (National Security Council), внутриполитическое влияние которого было усилено. Также был усилен с предоставлением больших полномочий Объединенный разведывательный комитет, который интегрировали с Национальным Советом безопасности.

В целом Комитет по обзору Каргильского конфликта пришел к выводу, что слабость разведывательных структур Индии весьма осложнила ход Каргильской войны 1999 года. Было создано Оборонное разведывательное агентство (Defence Intelligence Agency, DIA), призванное глубоко интегрировать разведку в оборонное ведомство.

Не менее важное место в пункте рекомендаций, касающихся различных вопросов разведки, Комитет по обзору Каргильского конфликта отвел стимулированию в экспертной среде так называемого «мозгового штурма», поощрению обмена мнениями и открытых дискуссий экспертов и политиков (по-западному, Think-Tanks) с целью поиска путей совершенствования аналитики, разведки и прогноза. По мнению экспертов, в настоящее время в Индии наблюдается недостаток стратегических аналитических оборонных концепций. «Мозговому штурму» должны способствовать большая открытость военных для СМИ и ретроспективные исследования истории индо-пакистанского конфликта, желательно на основе рассекреченных документов (что в Индии пока не торопятся делать).

Второе требование Комитета по обзору Каргильского конфликта касалось создания индийской спутниковой разведывательной группировки (первый подобный спутник уже запущен) и разработки флота беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Помимо этого, в 2004 году была создана специальная структура электронной и информационной разведки Индии, которая называется Национальная организация технических исследований (National Technical Research Organisation, NTRO) по аналогии с американским Национальным агентством безопасности – National Security Agency.

В аспекте освоения новых технологий, в частноти БЛА, стоит отметить, что созданный индийцами параллельно для выработки рекомендаций по ОПК Келькарский комитет (Kelkar Committee) резюмировал, что для достижения технологического прорыва необходимо интегрировать оборонное производство в частный сектор экономики, а также придерживаться большей открытости для общества в оборонном планировании.

Третье требование Комитета по обзору Каргильского конфликта, следующее после важных структурных изменений и решений в разведывательной сфере, посвящено контртеррористической деятельности. Примечательно, что индийцы внедрили ключевой подход, наблюдаемый в западных странах и, к сожалению, пока еще не имеющий должного развития в России (страдающей регулярно от массовых терактов). Подход заключен в создании «околоармейских», полицейских сил для противодействия терроризму. Однако это решение все равно остается неординарным с точки зрения общепринятых понятий о функциях традиционной армии, поэтому его выполнение вызывает достаточное сопротивление в политических кругах Индии.

Следующее, четвертое требование Комитета по обзору Каргильского конфликта касается создания оперативно-тактических пограничных сил (Task force on border management) и специального комитета, который должен заниматься политикой в сфере охраны границ.

Комитет по обзору Каргильского конфликта уделил внимание модернизации армии (но не такой интенсивной, как, например, в России), созданию и закупкам новых вооружений (ключевое ответственное агентство – Организация оборонных исследований и разработок, Defence Research and Development Organisation, DRDO). Кстати, мощнейшим направлением развития ОПК Индии являются ракетные технологии. «НВО» подробно рассказывало о проекте «БраМос» в одном из предыдущих номеров (см. статью «БраМос: пятая высота» в НВО № 30 от 12.08.11). Индия планирует создать целый флот сверх- и гиперзвуковых крылатых ракет и поставлять их не только в свои войска, но и страны-союзницы (в том числе своим соседям Индонезии и Малайзии).

Последние испытания новых модификаций ракет БраМос были посвящены отработке ее боевого применения в условиях горного рельефа. И это не случайно, так как зона Каргильского конфликта – это, по сути, Гималайский регион (самые высокогорные места планеты). В более широком масштабе горный гималайский рельеф объединяет не только Индию и Пакистан, но и такие страны, как Непал, Тибет (Китай), Бутан, Бирму (Мьянма), и даже Афганистан. Однозначно можно отметить, что индийские военные рассматривают продолжение вооруженного противостояния в этой горной зоне как реальность.

Конечно, в рекомендациях была в очередной раз пересмотрена и ядерная программа Индии. Комментируя ядерный вопрос на одном из телемостов Москва–Дели в РИА Новости, старший научный сотрудник по направлению исследований Евразии Делийского Института оборонных исследований и анализа Смита Пурушоттам подчеркнула, что сегодня политика Индии в отношении ядерного оружия очень ответственная, государство строго придерживается стратегии нераспространения ядерного ОМУ в регионе и мире в целом. Ядерная политика Индии имеет две установки: отказ от стратегии первого удара и минимизация ядерного арсенала в интересах обороны государства и сдерживания. Индия продолжает выполнять добровольный мораторий на ядрные испытания с 1998 года. Сегодня особое внимание в стране уделяется войскам, охраняющим ядерные арсеналы.

ВЫСШАЯ КАСТА В АРМИИ ИНДИИ

Исторически свой отчет военное ведомство Индии ведет с 1776 года, когда было создано Министерство обороны в Калькутте. С 1895 года армия Индии стала единой с четырьмя военными региональными округами. С 1906 года Минобороны Индии было разделено на два ведомства – армейское и военных поставок. Затем снова было объединение, и начиная с 1947 года Минобороны Индии перешло в подчинение правительства (кабинета министров), а каждый из трех видов ВС имел своего главнокомандующего.

Верховным главнокомандующим ВС Индии является президент страны. В Индии есть должность министра обороны, сейчас ее занимает (с 2006 года) Аракапарамбил Куриен Энтони. И есть еще шесть должностей в ранге министров оборонного ведомства: государственный министр обороны (Minister of State for Defence) и пять специальных министров-секретарей. Группа министров (Group of Ministers, GOM) определяет национальную доктрину по безопасности (National Security Doctrine), директивы (Defence Minister’s Directives), долгосрочные интеграционные перспективные планы строительства ВС (Long Term Integrated Perspective Plans, LTIPP) и объединенный межвидовой план для войск (Joint Services Plan).

Должности начальника Генерального штаба в Индии нет. Есть Объединенный штаб обороны (Integrated Defence Staff, IDS), созданный согласно рекомендациям Комитета по обзору Каргильского конфликта в 2001 году с целью глубокой межвидовой интеграции в Индийской армии. Штаб IDS координирует и ВС, и ОПК. У IDS есть свой глава штаба – начальник Объединенного штаба (Chief of Integrated Staff), в настоящее время этот пост занимает вице-адмирал Шекхар Синха. Ему подчиняется председатель Комитета начальников штабов (Chairman of Chiefs of Staff Committee, CISC) и сам Комитет.

Комитет начальников штабов ответственен за все виды ВС Индии – Сухопутные войска (Indian Army), Военно-морской флот (Indian Navy), Военно-воздушные силы (Indian Air Force) и Береговую охрану (Indian Coast Guard), а также координирует работу Оборонной Группы кризисного регулирования (Defence Crisis Management Group, DCMG). Комитет начальников штабов осуществляет оборонное планирование в рамках пятилетних планов и рекомендаций для формирования ежегодных бюджетов, работает с доктринальными документами, определяет приоритеты строительства ВС.

Базовые недостатки Индийской армии, определенные докладом «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» следующие: отсутствие интеграции видов и родов войск, а также разведслужб; неоптимизированная вертикаль управления армией; неудовлетворительное оборонное планирование. Именно эти области остаются наиболее сложными в процессе трансформации индийских ВС. Особенно подвергается критике недоработка в определении четких внутривидовых приоритетов, от чего страдает общий интеграционный процесс.

Индия четко ориентирована на копирование американской системы управления войсками, то есть общепринятой западной, натовской. По аналогии с американскими структурами в Индии созданы Военно-учебное командование (Army Training Command, ARTRAC), Управление общих оценок (Office of Net Assessment, ONA) и Центр по оценке и изучению опыта боевых операций (Centre for Army Lessons Learnt, CALL).

Существенным условием выполнения трансформации ВС по западным «лекалам» является достижение интероперабельности различных видов и родов войск в формате объединенных и мобильных группировок. Если в России это направление трансформации буксует из-за излишней централизации управления армией – тяжеловесной командной системы, унаследованной с советских времен, то в Индии все наоборот. В армии отсутствуют эффективные коммуникации между командованиями трех видов ВС, что также делает невозможным продвижение к интероперабельности. В целом наблюдается даже некий внутриармейский раскол, который осложнился тремя проблемами.

Первая проблема заключена в том, что трудно осуществлять четкое военное планирование в масштабах всех индийских ВС, недостижимо согласование общего оперативного плана. Наибольшие разногласия вызывает вопрос поддержки с воздуха войск (Close Air Support, CAS). Командиры-сухопутчики видят задачи ВВС как обеспечение поддержки начальной фазы наступления Сухопутных войск. Авиационные командиры рассматривают свою миссию как самостоятельный воздушный бой с достижением превосходства в воздухе на ТВД и контроля воздушного пространства в зоне военных действий. Расхождение в приоритетах и взглядах на функции ВВС не преодолено, что напрямую отражается на оборонном заказе – сухопутчики требуют увеличения числа грузовой армейской авиации, авиаторы – истребителей для воздушных боев.

В докладе «Посткризисные военные реформы Индии 1998–2010 годов» делается особый акцент на сложившейся ситуации в ВВС. В ходе модернизации Индийской армии именно авиационное командование (признанная элита Индийской армии) стало всерьез беспокоиться о потере своего внутриармейского самостоятельного «суверенитета» – высказываются опасения, что ВВС превратится в подносчиков боеприпасов, силы поддержки и только. Против военных авиаторов объединились командования СВ и ВМС Индии.

Вторая проблема, обусловленная рассогласованием в трехвидовой структуре индийских ВС, касается финансового и военно-технического дублирования. В условиях существовавшего отсутствия комплексного подхода к планированию закупок вооружений и асимметрии информированности военных чиновников о нуждах различных армейских подразделений наблюдалось и наблюдается неэффективное расходование финансовых средств, выделяемых государством на армию. Над этим индийцы работают, совершенствуя процедуры закупок вооружений. Стараются сменить мышление с закупок, ориентированных только на один вид войск (single-service thinking), что обусловлено историческими, социальными и культурными особенностями армейской среды Индии – существенной нехваткой должного взаимодействия между тремя видами ВС. Разработаны специальные требования по обеспечению единых качественных закупок для всех видов и родов войск (Joint Services Quality Requirement, JSQR).

Третья проблема связана с тем, что на одной территории, где осуществляется тренировка или действия войск, командования разных видов ВС не объединяются между собой единым центром. Для изменения ситуации были созданы передовые воздушные командования (Forward Air Commands).

ПОСТКАРГИЛЬСКОЕ И ПОСТДАМАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Зачастую благодаря инерционному мышлению экспертам не удается высветить те новые «разломы», которые незаметно формируются на фоне исторических тектонических подвижек. Почти все международные эксперты сегодня согласны с тем, что главные события на международной арене будут развиваться в Азиатском регионе. Спорным остается лишь одно – какая страна все-таки будет определять главный азиатский вектор развития и соответственно какая международная организация.

В этой связи больше внимания уделяется Китаю, освоившему ядерные и космические технологии, ставшему одной из ведущих экономик мира. Именно отношения с Китаем, а точнее, урегулирование приграничных споров между Россией и Китаем, заложили основу уникального международного формата – Шанхайской организации сотрудничества. В этом году ШОС отметила свое десятилетие. Сегодня членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия; странами-наблюдателями – Индия (на юбилейном саммите ШОС летом этого года Индия подала заявку на официальное вступление в ШОС), Иран, Монголия и Пакистан (также подавший заявку на вступление в организацию); и новыми партнерами по диалогу – Шри-Ланка и Беларусь. О своем интересе к ШОС заявлял официальный Афганистан.

Какой же фактор упущен аналитиками сегодня? То, что мир уже пережил две войны между ядерными государствами – военный конфликт между Россией и Китаем в 1969 году (на острове Даманский) и Каргильскую войну между Индией и Пакистаном в 1999 году. Все четыре государства сегодня так или иначе объединены форматом ШОС, то есть организация имеет уникальное наследие в сфере безопасности.

Можно даже «нарисовать» такой исторический ядерный вектор с Запада на Восток (кстати, именно Восточный вектор является определяющим в трансформации структур НАТО с учетом вызовов и угроз нового века). Разработка ядерного оружия началась на Западе, первый ядерный «звоночек» прогремел в 1945 году, когда США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Затем в 1962 году случился Карибский кризис в связи с размещением ядерных ракет СССР на Кубе, чуть не обернувшийся началом боевых действий между США и СССР. Далее – военный конфликт СССР с ядерным Китаем (китайцы до этого провели первое ядерное испытание в 1964 году). И, наконец, Южная Азия – Каргильская война, уже без участия США и СССР.

Изменился с учетом Восточного вектора состав лидеров ядерного клуба по объему ядерных боеголовок. Сегодня по мнению экспертов (см. статью «Игра на опережение с бикфордовым шнуром» в «НВО» № 28 от 29.07.11) пятерка ядерных «передовиков» включает США (с 1945 года), Россию (с 1949 года), Китай, Пакистан и Израиль (который предположительно обладает значительным ядерным арсеналом с конца 1960-х – начала 1970-х годов). КНДР заявила о создании ядерного оружия в середине 2005 года, первое испытание его было проведено в октябре 2006 года. А Великобритания (в ядерном клубе с 1952 года) и Франция (с 1960 года) существенно сократили свои ядерные арсеналы в рамках коллективной обороны под гарантированной защитой Америки.

Таким образом, от отдельных хладнокровных ядерных ударов и в большей степени словесных политических угроз (при вовлечении Запада) мир перешел в иную реальность – к неуправляемым военным территориальным конфликтам в перенаселенной ядерной Южной Азии и, о чем все больше и больше предупреждают эксперты, к реальной возможности захвата азиатских ядерных арсеналов террористическими группировками. Поэтому можно дать более четкое определение известному в западных кругах Восточному вектору угроз – это не просто Восточный вектор, это уже Ядерный Восточный вектор.

Возможность решать проблему распространения ядерного оружия также зародилась на Западе, как и само ядерное оружие: США и Россия достаточно успешно развивают практику ядерного сдерживания и нераспространения. Сегодня этот вопрос контролируется не только на двустороннем уровне, но и в расширенном западном формате, который можно обозначить как Совет Россия–НАТО.

А вот в Азии таких усилий никто не предпринимает! И первое, что приходит на ум (учитывая все уникальные факторы, собравшиеся в одной организации ШОС): почему региональный формат ШОС не задействован до сих пор для обеспечения гарантированного нераспространения ядерного оружия в Азии? В этом ключе совсем по-другому можно взглянуть на «болезнь роста» этой организации сегодня, когда ШОС активно пытается определить свою идентичность, свою «особость» и свой смысл на разнородном геополитическом ландшафте XXI века.

Полезно вспомнить и такой исторический факт, когда отказ СССР быть активно вовлеченным в вопрос обретения Китаем ядерного потенциала через пять лет неожиданно «бумерангом» ударил Даманским конфликтом, над которым ядерный вопрос «висел» как дамоклов меч. Сегодня напрашивается аналогия с Ираном (вовлеченным в ШОС), игнорирование ядерного развития которого также через несколько лет может привести к неожиданному военному инциденту (учитывая, например, наиболее близкую конфликтогенную территорию, связанную с Ираном и национально, и исторически, и ментально – Азербайджан, Нагорный Карабах). Так или иначе, ШОС определенно становится важнейшим форматом стран Восточной Евразии в аспекте нераспространения ядерного оружия и предотвращения ядерного терроризма.

Заместитель директора Индийского Совета по социальным исследованиям, профессор Ниведита Кунду, выступая на одном из телемостов Москва–Дели в РИА Новости, отметила, что Индия весьма обеспокоена нарастанием террористических угроз в Азии. Свои антитеррористические усилия Индия твердо намерена объединить со странами ШОС. Принимая во внимание основные направления трансформации Индийской армии, определенные на основе посткаргильских событий и с учетом ядерного вопроса – развитие разведывательных, пограничных и контртеррористических структур, – Индии есть, чем усилить ШОС.

Ниведита Кунду подчеркивает, что центром нестабильности региона является Афганистан, поэтому особенно важны приграничный контроль и противодействие терроризму и экстремизму. Именно по этим направлениям в настоящее время Индия сближает позиции с Россией и Китаем (чему дополнительно способствует взаимодействие в формате БРИКС), и даже с Пакистаном на двусторонней основе.

Многие российские эксперты убеждены, что в ближайшем будущем ШОС может превратиться в серьезную региональную антитеррористическую структуру, консолидируя уникальные формат и опыт стран. Но пока антитеррористическое взаимодействие в рамках ШОС не очень эффективно, оно осуществляется на уровне учебных офицерских обменов и показательных учений. Недавно, в мае, при координирующей роли Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС, в рамках «Программы сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2010–2012 годы», прошли совместные антитеррористические учения спецслужб и правоохранительных органов «Тянь-Шань-2-2011» на территории Китайской Народной Республики. На учениях присутствовали представители стран-наблюдателей: Индии, Пакистана и Монголии.

Но одно дело – учения, а другое дело – настоящие совместные операции, говорят российские эксперты. Недостаточно даже только делиться разведданными, нужны войска и силовые методы. Россия заинтересована в расширении диапазона работы РАТС, распространении опыта ОДКБ, углублении взаимодействия и заимствования опыта Китая и Индии (с которой регулярно проводятся двусторонние военные учения «Индра» с 2003 года). Все это свидетельствует об отсутствии существенных препятствий для проведения совместных операций – нет особых секретов в оперативной тактике в борьбе с терроризмом. Есть только правовые, организационные проблемы и вопрос интероперабельности сил и средств.

Индийский эксперт в области безопасности и антитеррористической деятельности, генерал Рахул Бхонсле убежден, что военная составляющая в ШОС нужна. Сейчас ее нет. Основой ее может стать военное стратегическое партнерство Индии и России, которое продолжается уже долгие годы. Более того, среди трех евразийских гигантов – России, Индии и Китая – связка первых двух наиболее сильна.

Рахул Бхонсле подчеркивает, что без ШОС Индия не сможет адекватно обеспечивать свою безопасность. Поэтому Индия вполне может поддержать идею создания объединенных сил быстрого реагирования в рамках ШОС (по аналогии с КСОР ОДКБ), но для этого нужно достичь более высокого уровня доверия между странами внутри ШОС, сказал Рахул Бхонсле на одном из телемостов Москва–Дели.

Индийский эксперт отмечает, что при создании военного компонента ШОС нужно ориентироваться и на опыт России (ОДКБ), и на опыт НАТО (американский вариант создания Объединенных сил быстрого реагирования), и на опыт Индии и других стран Азии. Совершенствуя антитеррористический механизм РАТС, Россия и Индия вместе с другими странами могли бы на площадке ШОС сформировать соответствующую международную правовую базу для создания коллективных сил, которые можно будет задействовать в спецоперациях в регионе ответственности и на территориях третьих стран.

Важность развития мер доверия с Китаем заложена в основу ШОС, а сегодня эта организация стала еще и стратегической площадкой для стабилизации стран Центральной Азии и укрепления регионального лидерства Казахстана. Настало время осознать необходимость вовлечения Индии (и Южной Азии в более широком составе) в партнерский формат ШОС. Эта организация может и должна строить пространство безопасности в стремительно растущем Азиатском регионе, опираясь на уникальный опыт двух локальных войн четырех ядерных держав Евразии.

Индия на основе своих посткаргильских выводов имеет потенциал существенно повлиять на развитие системы безопасности региона в правильном направлении ≈ разведка, пограничные силы, внутренние полицейские силы, антитеррористические силы, охрана ядерных арсеналов. К этому следует добавить, что только у ШОС есть реальная возможность предотвратить излишнюю пролиферацию ракетных технологий Индии в регионе и эскалацию конфликта с ядерным Пакистаном.

Вооружённые силы Индии
भारतीय सशस्‍त्र सेनाएँ

Эмблема Вооружённых сил Индии
Подразделения Сухопутные войска
Воздушные силы
Военно-морские силы
Командование
Верховный главнокомандующий Рам Натх Ковинд
Министр обороны Нирмала Ситхараман
Военные силы
Призывной возраст с 18 до 27 лет
Занято в армии 1 395 100 (2018) (2-е место)
Запас 1 155 000 (2018)
Финансы
Бюджет 52,5 миллиардов долларов (2017)
Проценты ВНП 2,5% (2016 год)
Промышленность
Внутренние поставщики
  • Ordnance Factories Board
  • Bharat Earth Movers Limited
  • Bharat Dynamics Limited
  • Mazagon Dock Limited
  • Goa Shipyard Limited
  • Garden Reach Shipbuilders and Engineers
  • Mishra Dhatu Nigam
  • Ashok Leyland Group
  • TATA Group
  • Larsen & Toubro Group
  • Mahindra Group
  • Reliance Defence
  • Kalyani Group
История индийской армии
Армия империи Маурьев
Военное дело Индии в классический период
Армия Делийского султаната
Армия Виджаянагарской империи
Сикхская армия
Маратхская армия
Армия империи Великих Моголов
Армии президентств
Британская Индийская армия
Вооружённые силы Индии

Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений (2012) . Индия обладает ядерным оружием.

На 2018 год занимает четвёртое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США , РФ и Китая .

Общие сведения

В вооружённых силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3-е место в мире). По уровню военных расходов в 2014 году Индия занимала 7-е место в мире - 50 миллиардов долларов.

Официальной датой образования национальных вооружённых сил Индии считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский генерал Кодандера Кариаппа (англ.) русск. . Они были образованы на базе воинских частей армии Британской Индии , Королевских военно-воздушных сил Индии и кораблей флота Британской Индии, которые получил Индийский Союз при разделе Британской Индии в 1947 г. При этом в состав вооружённых сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама .

Общее руководство и финансирование вооружённых сил осуществляет министерство обороны . Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников министерства обороны, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов, в его состав входят начальники штабов (командующие) сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Вооружённые силы комплектуются за счёт вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Однако многие воинские части комплектуются по этнорегиональному принципу . Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счёт выпускников военных учебных заведений. Некадровый офицерский состав набирается, главным образом, из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и желающих временно служить в вооружённых силах.

Первоначальная трёхлетняя подготовка офицеров ведётся в Национальной военной академии в Кхадаквасле (англ.) русск. и в колледже сухопутных войск в Мхоу (англ.) русск. . По окончании учёбы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию в Дехра Дун (англ.) русск. и академию ВВС (англ.) русск. со сроком обучения 1-1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания. Выпускникам военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются после полутора лет службы на учебных и боевых кораблях.

В штабном колледже (англ.) русск. проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии). Резерв вооружённых сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди сухопутных войск - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано ещё 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС - 140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Состав вооружённых сил

Регулярные Вооружённые Силы Индии, включают

Кроме того, в Индии имеются различные военизированные формирования (около 1,090 тыс. человек): национальные силы безопасности, специальные военизированные силы, специальные пограничные силы и ряд других. Мобилизационные ресурсы страны 770 млн человек, из них 560 млн годных к военной службе.

Береговая охрана

Береговая охрана - около 8 тыс. человек, 12 патрульных кораблей, 22 патрульных катера, 20 самолётов, 15 вертолётов.

Ядерное оружие

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98».

В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.

Органом оперативно-технического военного управления, подчинённым непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооружённых сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command - SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащёнными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолётов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.

Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет «Притхви-2» , по одной группе баллистических ракет оперативно-тактического назначения «Агни-1» и средней дальности «Агни-2», «Агни-3», «Агни-4». В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования. В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра». Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооружённые ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel - «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) - орган государственной власти Индии, отвечающий за развитие технологий в военных целях и находящийся в подчинении Министерства обороны Индии.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 5/2002, стр. 8-14

Капитан М.ЛАПИН ,

Ю. СУ МБАТЯН ,

доктор философских наук

Республика Индия - государство на юге Азии, расположенное на п-ове Индостан. На севере граничит с Бутаном, Китаем и Непалом, на западе - с Пакистаном, на востоке - с Бангладеш и Мьянмой. С юга омывается водами Индийского океана. Площадь страны 3 287, 3 тыс. км2. Население около 1 030 млн человек. Основные религии - индуизм (81 проц. населения) и ислам (12 проц.). Сикхи, христиане, буддисты и члены секты Джайна, близкой к буддизму, составляют около (7 проц.). Индия -федеративная республика. Независимость провозглашена 15 августа 1947 года, хотя до 1950-го страна являлась доминионом Великобритании. В состав республики входят 28 штатов и семь союзных территорий. До завоевания независимости вооруженные формирования страны являлись составной частью англо-индийской армии, созданной в 1759 году, после основания Ост-Индской компании. Она была укомплектована главным образом индийскими сипаями, а офицерские должности занимали преимущественно англичане.

В период Первой мировой войны Великобритания объявила Индию воюющей стороной, широко использовав в своих целях ее людские и материальные ресурсы. За четыре года войны в колониальные войска страны было завербовано 1,3 млн человек. Индийские военнослужащие в составе английских войск несли службу по защите Суэцкого канала, Сингапура и других районов Южной и Юго-Восточной Азии.

Во Второй мировой войне Индия вновь была объявлена Великобританией воюющей стороной. Численность ее вооруженных формирований была доведена до 1,5 млн человек. Индийские части воевали в Бирме, Египте, Ливии, Тунисе, Сирии, Ливане, Ираке и Иране.

Вооруженные силы независимой Индии начали создаваться в 1947 году на базе воинских контингентов, отошедших к стране при ее разделе на два британских доминиона - Индийский союз и Пакистан, причем в состав индийских вооруженных сил вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии (кроме ислама). В то же время в пакистанскую армию были включены военнослужащие-мусульмане.

Официальной датой создания национальных вооруженных сил считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский офицер. В 1962 году, после поражения в пограничном военном конфликте с КНР, начался новый этап в развитии национальных вооруженных сил. Его характерной чертой было все более тесное военно-техническое сотрудничество с СССР. Индийское руководство стало принимать долгосрочные программы и планы по реорганизации ВС. Их осуществление в значительной степени способствовало повышению боеспособности национальной армии, что отчетливо проявилось в ходе военных конфликтов с Пакистаном в 1965, 1971 и 1998 годах.

В настоящее время военно-политическое руководство Индии рассматривает вооруженные силы в качестве одного из важнейших гарантов национальной безопасности и территориальной целостности государства, а также эффективного инструмента своей региональной политики. В связи с этим уделяется постоянное внимание вопросам военного строительства и, в первую очередь, развитию ВС, оснащению их современными видами вооружения и военной техники, совершенствованию организационно-штатной структуры соединений и частей, повышению эффективности системы управления войсками.

Регулярные вооруженные силы Индии, включающие сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы, насчитывают 1,303 млн человек (четвертое место в мире по численности ВС). Резерв вооруженных сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди СВ - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано еще 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС -140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Верховным главнокомандующим ВС, согласно конституции, является президент страны, а высшим органом руководства -комитет обороны при совете министров, возглавляемый главой правительства. В его состав входят министры обороны, иностранных и внутренних дел, финансов и транспорта. Общее руководство и финансирование вооруженных сил осуществляет министерство обороны (МО). Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников МО, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов (КНШ), в его состав входят начальники штабов (командующие) СВ, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В конце 1997 года правительство Индии приняло решение о создании Совета национальной безопасности (СНБ) - консультативного органа при правительстве по выработке и контролю за реализацией мероприятий в сфере обеспечения безопасности страны. Ему отводится роль основного координатора деятельности министерств и ведомств в данной области. В состав СНБ входят: премьер-министр (председатель), министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и финансов. При совете имеются секретариат, группа стратегического планирования и консультативный комитет по вопросам национальной безопасности.

На секретариат возлагаются все организационные вопросы, связанные с координацией деятельности органов СНБ, обеспечением их необходимой информацией, рассмотрением вносимых предложений, а также подготовкой проектов соответствующих решений.

Группа стратегического планирования отвечает за согласование подходов к решению вопросов национальной безопасности и обороны на уровне ответственных министерств и ведомств, а также за выработку совместных оценок и рекомендаций для рассмотрения и принятия решений высшим политическим руководством страны. В нее входят начальники штабов трех видов ВС, первые заместители министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, финансов и ряд высокопоставленных представителей МО, департамента по атомной энергетике, Организации космических исследований и специальных служб Индии.

Консультативный комитет по вопросам национальной безопасности (ККНБ) - основной аналитический орган СНБ. В него входят ведущие эксперты из различных научных организаций и неправительственных учреждений, специалисты в области внешней политики, стратегического анализа, международной и внутренней безопасности, обороны, строительства ВС, науки, техники и экономики. Главными задачами ККНБ являются прогнозирование развития военно-политической обстановки и анализ вариантов практических действий руководства страны, оценка возможных последствий принимаемых решений, определение перспективных направлений политики в области национальной безопасности и подготовка соответствующих рекомендаций.

Для совершенствования системы управления вооруженными силами возобновлена деятельность комитета министра обороны, не функционировавшего с 1962 года.

В перспективе предусмотрено создание органов управления ядерными силами сдерживания (ЯСС). Такой орган может включать от трех до десяти высших государственных лиц и представителей командования индийских ВС. Повседневное руководство средствами ЯСС в мирное время предполагается возложить непосредственно на штабы видов ВС, в которых с этой целью будут созданы специальные командования.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Сухопутные войска (980 тыс. человек) составляют основу вооруженных сил. Руководство ими осуществляет начальник штаба СВ. Штаб отвечает за подготовку соединений и частей СВ к ведению боевых действий, контролирует ход выполнения программ реформирования и оснащения, проводит мероприятия по повышению их боевой готовности и планирует мобилизационное развертывание в угрожаемый период. СВ имеют в своем составе 12 штабов армейских корпусов, 36 дивизий (18 пехотных, три бронетанковые, четыре дивизии быстрого развертывания, десять горнопехотных, одна артиллерийская), 15 отдельных бригад (семь пехотных, пять бронетанковых, две горнопехотные, одна парашютно-десантная), а также 12 бригад ПВО и три инженерные бригады, отдельный ракетный полк ОТР «Притхви», 22 вертолетные эскадрильи.

На вооружении СВ состоит: пять ПУ ОТР «Притхви»; 3 414 боевых танков (Т-55, Т-72М1, «Арджун», «Виджаянта», рис. 1,2); 4 175 орудий полевой артиллерии (155-мм гаубицы FH-77B «Бофорс»,152-мм гаубицы, 130-мм пушки М46, 122-мм гаубицы Д-30, 105-мм самоходные гаубицы «Аббот», 105-мм гаубицы IFG Mk I/II и М56, 75-мм пушки РКУ М48); более 1 200 минометов (160-мм «Тампелла» М58, 120-мм «Брандт» АМ50, 81-мм L16A1 и Е1), около 100 122-мм РСЗО БМ-21 и ZRAR; ПТРК «Милан», «Малютка», «Фагот», «Конкурс»; 1 500 безоткатных орудий (106-мм М40А1, 57-мм М18); 1 350 БМП-1/-2; 157 БТР ОТ62/64; свыше 100 БРДМ-2; ЗРК «Квадрат», «ОСА-АКМ» и «Стрела-1»; ЗРПК «Тунгуска» (рис. 3), а также ПЗРК «Игла», «Стре-ла-2». Кроме того, имеются 2 400 установок зенитной артиллерии 40-мм L40/60, L40/70, 30-мм 2С6, 23-мм ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шил-ка», 20-мм пушки «Эрликон»; 160 многоцелевых вертолетов «Читак». Часть бронированной техники и артиллерийских систем находится на хранении.

По уровню боевой и мобилизационной готовности и подготовки личного состава, наличию вооружения и военной техники сухопутные войска на данном этапе способны выполнять задачи по обороне страны от внешней агрессии. В то же время в армии идет процесс совершенствования организационно-штатной структуры соединений и частей, повышения их боевых возможностей за счет улучшения технической оснащенности. Создаются ударные армейские корпуса, отличающиеся от обычных большим количеством танков и БМП, самоходных артиллерийских систем и зенитных средств. Особое внимание уделяется боевой готовности войск Северного и Западного военных округов, где развернута основная группировка СВ.

Военно-воздушные силы (150 тыс. человек) организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и ПВО. Руководство ВВС осуществляет начальник штаба ВВС, который отвечает за подготовку соединений и частей к ведению боевых действий и через свой штаб контролирует ход выполнения программ строительства и оснащения авиации и ПВО новой боевой техникой, проводит мероприятия по поддержанию в боевой готовности войск и сил, планирует мобилизационное развертывание в угрожаемый период. Штаб ВВС является оперативным органом управления. Он состоит из отделов: планирования, оперативного, боевой подготовки, разведки, метеорологического, финансового, связи, РЭБ, кадров и занимается разработкой планов строительства, оперативного использования и боевой подготовки соединений и частей авиации и ПВО, а также вопросами организации разведки. Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство частями и подразделениями на местах: Центральное (г. Аллахабад), Западное (г. Дели), Восточное (г. Шиллонг), Южное (г. Тривандрум), Юго-западное (г. Гандинагар), а также учебное (г. Бангалор). Имеются 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации.

На вооружении ВВС имеется 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает 367 самолетов, сведенных в 18 ибаэ (одна Су-ЗОК, три МиГ-23, четыре «Ягуар», шесть МиГ-27, четыре МиГ-21). В составе истребительной авиации - 368 самолетов, сведенных в 20 иаэ (14МиГ-21, одна МиГ-23МФ и УМ, три МиГ-29, две «Мираж-2000»), а также восемь самолетов Су-ЗОМК. В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (восемь машин) и одна МиГ-25Р (шесть), а также по два самолета МиГ-25У, Боинг 707 и Боинг 737. В состав авиации РЭБ входят четыре самолета «Канберра» и четыре вертолета HS 748.

На вооружении транспортной авиации находятся 212 самолетов, сведенных в 13 эскадрилий (шесть Ан-32, по две Во-228, ВАе-748 и Ил-76), а также два самолета Боинг 737-200 и семь самолетов ВАе-748. Кроме того, на вооружении авиационных частей - 28 самолетов ВАе-748, 120 «Киран-1», 56 «Киран-2», 38 «Хантер» (20 Р-56, 18Т-66), 14 «Ягуар», девять МиГ-29УБ, 44 TS-11 «Искра» и 88 учебно-тренировочных НРТ-32.

Вертолетная авиация включает 36 ударных вертолетов, сведенных в три эскадрильи Ми-25 и Ми-35, а также 159 транспортных и транспортно-боевых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26 и «Читак», сведенных в 11 эскадрилий.

По мнению иностранных экспертов, в течение ближайших пяти лет потребуется замена до 50 проц. парка боевых самолетов ВВС Индии, однако финансовых средств для этого явно недостаточно.

Страна обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Нал, Дели, Пуна, Бхудж, Джодх-пур, Барода, Уттерли, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хаши-мара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калай-Кунда.

В настоящее время военно-политическое руководство Индии стремится превратить ВВС и ПВО в хорошо сбалансированный вид ВС, способный осуществлять поддержку действий сухопутных войск и ВМС, наносить удары по важным объектам в глубине территории противника и вести успешное противоборство с современными средствами воздушного нападения. Для этой цели требуется иметь в боевом составе ВВС от 500 до 600 боевых самолетов, оснащенных современным высокоточным оружием, системами радиоэлектронной борьбы, а также более современные вертолеты и транспортные самолеты.

Планами руководства ВВС предусматривается, что повышение боевых возможностей соединений и частей ВВС будет производиться, во-первых, за счет модернизации имеющихся, а во-вторых - за счет поступления на вооружение более современных образцов авиатехники, внедрения усовершенствованных АСУ, улучшения качества профессиональной подготовки летного и технического состава.

Производится модернизация имеющихся в войсках самолетов МиГ-21, МиГ-27 и «Ягуар». Командованием ВВС планируются закупки боевых вертолетов и легких разведывательных вертолетов. В частности, руководители министерства обороны и ВВС Индии проявляют заинтересованность в приобретении новейших российских боевых вертолетов Ка-50 и Ка-52. Кроме того, в настоящее время неотложной потребностью ВВС Индии является приобретение до 60 современных реактивных учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов для срочной замены устаревших машин.

Войска ПВО организационно сведены в 38 эскадрилий. На вооружении состоят: 280 ПУ ЗРК С-75 «Двина», С-125 «Печора». Помимо этого, для повышения боевых возможностей ПВО командование предполагает закупить в России зенитные ракетные комплексы С-300ПМУ и «Бук-М1».

Проводятся мероприятия по совершенствованию системы ПВО, в первую очередь на пакистанском направлении. Кроме того, предстоит полностью заменить на более совершенные все системы управления и связи.

Военно-морские силы (55 тыс. человек, в том числе 5 тыс. -морская авиация, 1,2 тыс. -морская пехота) предназначены для выполнения следующих задач: борьба с надводными кораблями и подводными лодками противника, нарушение его морских коммуникаций в северной части Индийского океана, охрана территориальных вод и особой экономической зоны, осуществление десантных операций на побережье противника, а также противолодочная и противодесантная оборона военно-морских баз и портов страны.

Высшим органом оперативного и административного управления военно-морскими силами является штаб ВМС, который находится в г. Дели. Ему подчинены четыре военно-морских командования: Западное (г. Мумбай), Восточное (г. Виза-гапатнам), Южное (г. Кочин) и Андаманских и Никобарских островов (Порт Блэр). Западное и Восточное военные командования являются оперативными объединениями ВМС и имеют в своем составе флоты (Западный и Восточный). Южное военное командование является учебным. Крупные надводные корабли, до фрегата включительно, находятся в непосредственном подчинении штабов флотов, остальные боевые корабли и катера сведены в дивизионы.

ВМС располагают девятью военно-морскими базами: Мумбай (бывший Бомбей), Гоа (штаб авиации ВМС), Карвар, Кочин, Визагапатнам (штаб подводных лодок), Калькутта, Ченнай (бывший Мадрас), Порт Блэр, Араконам (авиация ВМС). Кроме того, Индия располагает двадцатью крупными портами, в которых возможны ремонт и базирование военных кораблей всех типов.

В состав ВМС Индии входят следующие классы кораблей: дизельные торпедные подводные лодки, авианосец, эскадренные миноносцы, фрегаты, корветы, тральщики.

Подводные силы включают 18 подводных лодок, в том числе:

Восемь дизельных торпедных ПЛ типа пр. 877ЭКМ, полным подводным водоизмещением 3 076 т (построены в СССР и приняты в состав ВМС Индии в 1986 - 1991 годах);

Шесть дизельных торпедных ПЛ пр. 641, полным подводным водоизмещением 2 484 т (построены в СССР в 1957 - 1968 годах и переданы Индии в начале 70-х годов);

Четыре дизельные торпедные ПЛ пр. 209 и пр. 1500, полным подводным водоизмещением 1 850 т (две лодки построены в Германии в 1986 году, две - в Индии в 1992 - 1994 годах). Дополнительно планируется строительство еще двух ПЛ этого типа, которые могут быть приняты в состав ВМС в 2003 - 2004 годах. Ожидается принятие в состав ВМС двух дизельных торпедных ПЛ пр. 636 (модернизированная ПЛ пр. 877ЭКМ), которые в настоящее время строятся в Санкт-Петербурге (Россия). Эти подводные лодки призваны заменить лодки пр. 641.

Рис. 3. ЗРПК «Тунгуска» СВ Индии

Наиболее боеспособными надводными кораблями являются: авианосец «Вираат», эскадренные миноносцы типа «Дели», пр.61МЭ, фрегаты типа «Годавари», «Линдер», корветы типа «Хукри» (пр. 25), «Петя 3» (пр. 159 А).

Авианосец «Вираат» (бывший «Гермес» типа «Глори»), полным водоизмещением 28 700 т, был построен в Великобритании в 1959 году и куплен Индией в 1986-м. Перед продажей была проведена его модернизация, в ходе которой устанавливались новые системы управления оружием и навигационные РЛС. В боевой состав ВМС Индии принят в 1987 году, базируется в Мумбае. В целях продления срока эксплуатации авианосца до 2005 - 2006 годов планируется начать работы по его модернизации, в ходе которой предполагается установить новые РЛС и другие радиоэлектронные средства.

Эскадренный миноносец УРО типа «Дели», полным водоизмещением 6 300 т, был спущен на воду в 1991 году, однако вошел в состав ВМС лишь в 1997-м в связи с ограниченным финансированием программы достройки. Позже в состав ВМС введены еще два ЭМ УРО этого типа, которые были заложены в 1991 - 1992 годах. Таким образом, всего на вооружении состоят три корабля этого типа. Эскадренные миноносцы типа «Кашин» (пр.61МЭ), полным водоизмещением 4 900 т, были построены для ВМС Индии в СССР в период с 1977 по 1986 год. Приняты в состав ВМС Индии в 1980 - 1988 годах. Серия этих кораблей насчитывает пять единиц.

Фрегаты УРО типа «Годавари» (водоизмещением 4 500 т) построены в Индии в период с 1978 по 1989 год. Фрегаты типа «Линдер», водоизмещением 2 500 т, построены в Индии по английскому проекту в 1967 - 1975 годах (серия из пяти кораблей).

Кроме того, в составе ВМС находятся четыре корвета типа «Хукри» (пр. 25, построены в Индии по советскому проекту), четыре «Петя 3» (пр. 159А), три малых ракетных корабля «Нанучка 2» (пр. 1234Э), 17 ракетных катеров «Тарантул 1» (пр. 1241-РЭ) и «Оса 2» (пр. 205э).

Минно-тральные силы ВМС включают:

12 морских тральщиков пр. 266МЭ советской постройки, приняты в состав ВМС в период с 1978 по 1988 год;

Шесть рейдовых тральщиков пр. 1258Е, построены в СССР в период с 1982 по 1984 год.

Морская пехота представлена одним полком численностью 1 200 человек.

На вооружении авиации ВМС состоит 23 ударных самолета «Си Харриер» (две эскадрильи); 70 противолодочных вертолетов (шесть эскадрилий): 24 «Читак», семь Ка-25, 14 Ка-28, 25 «Си Кинг»; три эскадрильи базовой патрульной авиации (пять самолетов Ил-38, восемь Ту-142М, 19 Do-228, 18 BN-2 «Дефендер»), эскадрилья связи (десять Do-228 и три «Четак»), спасательная вертолетная эскадрилья (шесть вертолетов «Си Кинг»), две учебно-тренировочные эскадрильи (шесть самолетов ШТ-16, восемь НРТ-32, два вертолета «Читак» и четыре «Хьюз 300»).

Сфера деятельности ВМС Индии долгое время была ограничена оборонительными действиями в прибрежной зоне. Однако закупки современных образцов вооружения и военной техники, вывод из боевого состава кораблей устаревших типов позволили ВМС страны в последние годы действовать практически в любой точке Индийского океана.

Военно-морским силам отводится важная роль в замыслах индийского военно-политического руководства по превращению страны в ведущую региональную державу. Достаточно амбициозные планы руководства, направленные на всестороннее совершенствование национальных военно-морских сил, объясняются стремлением защитить политические и экономические интересы страны в регионе и укрепить ее лидирующее положение в Южной Азии. Наращивание боевой мощи индийских ВМС будет производиться путем ввода в боевой состав новых кораблей и катеров, боевых самолетов и вертолетов морской авиации. Кроме того, будет совершенствоваться система управления флотом, а также система базирования ВМС и морской авиации. В частности, индийские военные специалисты считают необходимым строительство или закупку авианесущих кораблей с тем, чтобы уже в начале XXI века иметь постоянно действующие 1-2 АУГ. В связи с этим в стране ведется работа по проектированию авианосца водоизмещением порядка 20 тыс. т. По взглядам руководства ВМС, в составе флота должно находиться три авианесущих корабля, два из которых должны быть постоянно в строю, а третий - в ремонте.

Для повышения боеспособности флота индийское военное руководство активно применяет практику проведения совместных учений с кораблями военно-морских сил других стран. Зарубежные эксперты отмечают однако, что современное состояние ВМС страны не в полной мере отвечает задачам, поставленным перед ними руководством государства по защите экономических и военных интересов Индии в Мировом океане.

Военно-промышленный комплекс страны, включающий 39 крупных оборонных предприятий и восемь научно-исследовательских учреждений, в состоянии самостоятельно разрабатывать и производить многие виды современного вооружения и боевой техники (хотя зачастую в ограниченном, не всегда отвечающем потребностям армии количестве). В ранг приоритетных национальных задач возведено овладение передовыми технологиями - гражданскими, двойного назначения и военными.

Индийская военная промышленность производит практически весь спектр ВиВТ от боеприпасов и стрелкового оружия до баллистических ракет средней дальности и ядерных боеприпасов (по сообщениям иностранной печати, страна обладает ядерным оружием суммарной мощностью 200 Кт). В войска все более широко внедряются компьютерные системы и программы различного назначения (в сфере компьютерных технологий в Индии заняты 250 тыс. высококвалифицированных специалистов). Вместе с тем, несмотря на значительные успехи, современный уровень развития научно-технической и военно-промышленной базы Индии не позволяет обеспечить полную независимость страны в вопросе оснащения национальных ВС современными типами вооружений, что обусловливает необходимость продолжения военных закупок за рубежом. Однако в индийском военном импорте все большее значение приобретает получение доступа к передовым иностранным технологиям и лицензионное производство ВиВТ.

В настоящее время основным партнером Индии в сфере военно-технического сотрудничества является Россия. По мнению зарубежных экспертов, российско-индийские связи в данной области будут и впредь развиваться. Свидетельством тому являются новые контракты, в частности, на поставку и развертывание лицензионного производства в Индии танков Т-90С, истребителей Су-30МКИ, других видов вооружения и военной техники. Одновременно Дели продолжит сотрудничество в военной области с Францией, Великобританией, рядом республик СНГ, Израилем, ЮАР и другими государствами.

В мирное время вооруженные силы комплектуются за счет вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. На службу в сухопутные войска принимаются физически здоровые граждане Индии в возрасте от 16 до 25 лет. Образовательный ценз строго не определен, но в настоящее время все новобранцы, как правило, грамотные. Срок службы в СВ - 15 лет, из них десять лет в кадрах и пять лет в резерве - для строевых частей; 12 лет в кадрах и три года в резерве - для технических подразделений.

В ВВС новобранцы набираются в возрасте 15 - 19 лет. Кроме того, они должны иметь среднее образование. ВВС имеют более 80 призывных пунктов и осуществляют набор новобранцев более чем по 40 техническим и другим специальностям.

Набор новобранцев в ВМС проводится в 68 региональных призывных пунктах. Призывной возраст для будущих матросов - 15 -20 лет, образование - от начального (для поваров и стюардов) до общего среднего. Новобранцев, которых планируется использовать на технических должностях, требующих специальных навыков и знаний, набирают из возрастной группы 18 - 22 года, причем они должны иметь начальное профессионально-техническое образование.

Сержантский состав комплектуется из числа наиболее подготовленных солдат и матросов, прослуживших определенный срок в регулярных частях и проявивших способность к военной службе. При учебных центрах СВ, ВВС и ВМС действуют специальные курсы по подготовке сержантского и старшинского состава. Продолжительность учебы на них от трех месяцев до года.

Подготовка офицерских кадров для всех видов вооруженных сил включает в себя три основных периода обучения: общеобразовательная и начальная военная (военно-специальная) подготовка; военная подготовка в училищах и колледжах соответствующих видов ВС; совершенствование военных знаний и переподготовка на офицерских курсах, в том числе обучение за рубежом.

Отбор кандидатов и комплектование военных учебных заведений вооруженных сил Индии осуществляется за счет выпускников детских военизированных учреждений, Национального кадетского корпуса Индии, студентов и выпускников гражданских учебных заведений (колледжей и университетов), а также наиболее подготовленных солдат и матросов, имеющих склонность к офицерской службе.

Общеобразовательную и начальную военную подготовку будущие офицеры сухопутных войск получают в течение трех лет на армейском отделении Национальной военной академии (Кхадаквасла) или в колледже сухопутных войск (Пуна). По окончании учебы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию (Дехра Дун) со сроком обучения 1 - 1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания.

В штабном колледже проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии), имеющие положительные аттестации и рекомендации и выдержавшие вступительные экзамены.

Будущие офицеры ВВС Индии, прошедшие всестороннюю проверку специальных отборочных комиссий, поступают на авиационный факультет Национальной военной академии, где обучаются три года. После окончания курса обучения и сдачи специальных тестов будущих летчиков направляют в школу первоначальной летной подготовки (Бидар, 140 км северо-западнее Хайдерабада) для 22 недельного обучения полетам. После школы курсанты продолжают обучение в академии ВВС в Хайдера-баде. Окончив академию, они получают офицерское звание и назначение на должности по родам ВВС соответственно полученной специальности.

Подготовка офицеров ВМС осуществляется за счет выпускников военно-морского отделения Национальной военной академии. По окончании академии кадеты военно-морского отделения направляются на учебные корабли, где в течение шести месяцев проходят практику и сдают экзамены, после чего им присваивается звание гардемарин. После сдачи экзаменов и одного года практики на боевых кораблях им присваивается первичное офицерское звание.

Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счет выпускников военных учебных заведений. Некадровый набирается главным образом из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и изъявивших желание временно служить в ВС. Особое предпочтение при этом отдается лицам с техническим и медицинским образованием.

Зарубежные эксперты полагают, что в целом Индия стремится к наращиванию своего военного потенциала и развитию национальных вооруженных сил на основе новейших достижений науки и техники, наиболее современных военных технологий и последних достижений военной мысли. Анализ современного состояния ВС страны позволяет сделать вывод, что по численности личного состава, количеству соединений и частей, количеству и качеству основных видов вооружения они являются одними из самых мощных в Южно-Азиатском регионе. ВС Индии обладают высокой мобильностью, имеют современные средства управления и достаточно развитую систему МТО. При этом иностранные специалисты отмечают тенденцию к увеличению степени насыщенности войск современными образцами боевой техники.

Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2000. - № 12.. - С. 25.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте


Военно-морские силы Командование Верховный главнокомандующий Рам Натх Ковинд Министр обороны Нирмала Ситхараман Военные силы Призывной возраст с 18 до 27 лет Занято в армии 1 395 100 (2018) (2-е место) Запас 1 155 000 (2018) Финансы Бюджет 52,5 миллиардов долларов (2017) Проценты ВНП 2,5% (2016 год) Промышленность Внутренние поставщики
  • Bharat Earth Movers Limited
  • Bharat Dynamics Limited
  • Mazagon Dock Limited
  • Goa Shipyard Limited
  • Garden Reach Shipbuilders and Engineers
  • Mishra Dhatu Nigam
  • Ashok Leyland Group
  • TATA Group
  • Larsen & Toubro Group
  • Mahindra Group
  • Reliance Defence
  • Kalyani Group
История индийской армии
Армия империи Маурьев
Военное дело Индии в классический период
Армия Делийского султаната
Армия Виджаянагарской империи
Сикхская армия
Маратхская армия
Армия империи Великих Моголов
Армии президентств
Британская Индийская армия
Вооружённые силы Индии

Вооружённые силы Индии (хинди भारतीय सशस्‍त्र सेनाएँ , англ. Indian Armed Forces ) - военная организация Индии , предназначенная для обороны Республики, защиты свободы и независимости государства, одно из важнейших орудий политической власти. Обязательный призыв отсутствует .

Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений (2012) . Индия обладает ядерным оружием.

На 2018 год занимает четвёртое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США , РФ и Китая .

Общие сведения

В вооружённых силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3-е место в мире). По уровню военных расходов в 2014 году Индия занимала 7-е место в мире - 50 миллиардов долларов.

Официальной датой образования национальных вооружённых сил Индии считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский генерал Кодандера Кариаппа (англ.) русск. . Они были образованы на базе воинских частей армии Британской Индии , Королевских военно-воздушных сил Индии и кораблей флота Британской Индии , которые получил Индийский Союз при разделе Британской Индии в 1947 г. При этом в состав вооружённых сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама .

Общее руководство и финансирование вооружённых сил осуществляет министерство обороны . Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников министерства обороны, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов, в его состав входят начальники штабов (командующие) сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Вооружённые силы комплектуются за счёт вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Однако многие воинские части комплектуются по этнорегиональному принципу . Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счёт выпускников военных учебных заведений. Некадровый офицерский состав набирается, главным образом, из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и желающих временно служить в вооружённых силах.

Первоначальная трёхлетняя подготовка офицеров ведётся в Национальной военной академии в Кхадаквасле (англ.) русск. и в колледже сухопутных войск в Мхоу (англ.) русск. . По окончании учёбы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию в Дехра Дун (англ.) русск. и академию ВВС (англ.) русск. со сроком обучения 1-1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания. Выпускникам военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются после полутора лет службы на учебных и боевых кораблях.

В штабном колледже (англ.) русск. проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии). Резерв вооружённых сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди сухопутных войск - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано ещё 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС - 140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Состав вооружённых сил

Регулярные Вооружённые Силы Индии, включают

Кроме того, в Индии имеются различные военизированные формирования (около 1,090 тыс. человек): национальные силы безопасности, специальные военизированные силы, специальные пограничные силы и ряд других. Мобилизационные ресурсы страны 770 млн человек, из них 560 млн годных к военной службе.

Береговая охрана

Береговая охрана - около 8 тыс. человек, 12 патрульных кораблей, 22 патрульных катера, 20 самолётов, 15 вертолётов.

Ядерное оружие

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98».

В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.

Органом оперативно-технического военного управления, подчинённым непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооружённых сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command - SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащёнными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолётов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.

Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет «Притхви-2» , по одной группе баллистических ракет оперативно-тактического назначения «Агни-1» и средней дальности «Агни-2», «Агни-3», «Агни-4». В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования. В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра». Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооружённые ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel - «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) - тот же самый, что создал ракеты «Агни» и «Притхви». Первый подводный пуск «Сагарики» с погруженного испытательного понтона состоялся в 2008 году. Следующие индийские АПЛ могут получить на вооружение более дальнобойные баллистические ракеты K-X, являющиеся морским вариантом сухопутной ракеты «Агни-3». Индия планирует заложить ещё две АПЛ с ядерными ракетами.

.
Военно-морские силы Командование Верховный главнокомандующий Рам Натх Ковинд Министр обороны Нирмала Ситхараман Военные силы Призывной возраст с 18 до 27 лет Занято в армии 1 395 100 (2018) (2-е место) Запас 1 155 000 (2018) Финансы Бюджет 52,5 миллиардов долларов (2017) Проценты ВНП 2,5% (2016 год) Промышленность Внутренние поставщики
  • Bharat Earth Movers Limited
  • Bharat Dynamics Limited
  • Mazagon Dock Limited
  • Goa Shipyard Limited
  • Garden Reach Shipbuilders and Engineers
  • Mishra Dhatu Nigam
  • Ashok Leyland Group
  • TATA Group
  • Larsen & Toubro Group
  • Mahindra Group
  • Reliance Defence
  • Kalyani Group
История индийской армии
Армия империи Маурьев
Военное дело Индии в классический период
Армия Делийского султаната
Армия Виджаянагарской империи
Сикхская армия
Маратхская армия
Армия империи Великих Моголов
Армии президентств
Британская Индийская армия
Вооружённые силы Индии

Вооружённые силы Индии (хинди भारतीय सशस्‍त्र सेनाएँ , англ. Indian Armed Forces ) - военная организация Индии , предназначенная для обороны Республики, защиты свободы и независимости государства, одно из важнейших орудий политической власти. Обязательный призыв отсутствует .

Индия занимает первое место в мире по объёму импорта вооружений (2012) . Индия обладает ядерным оружием.

На 2018 год занимает четвёртое место в рейтинге сильнейших армий мира после ВС США , РФ и Китая .

Общие сведения

В вооружённых силах Индии служит более 1,3 миллиона человек (3-е место в мире). По уровню военных расходов в 2014 году Индия занимала 7-е место в мире - 50 миллиардов долларов.

Официальной датой образования национальных вооружённых сил Индии считается 15 августа 1949 года, когда армию впервые возглавил индийский генерал Кодандера Кариаппа (англ.) русск. . Они были образованы на базе воинских частей армии Британской Индии , Королевских военно-воздушных сил Индии и кораблей флота Британской Индии , которые получил Индийский Союз при разделе Британской Индии в 1947 г. При этом в состав вооружённых сил Индии вошли части с личным составом, исповедующим индуизм и другие религии за исключением ислама .

Общее руководство и финансирование вооружённых сил осуществляет министерство обороны . Традиционно его возглавляет гражданское лицо. Большинство сотрудников министерства обороны, в том числе и оба заместителя министра, также являются гражданскими лицами. Высший орган военного управления - комитет начальников штабов, в его состав входят начальники штабов (командующие) сухопутных войск, ВВС и ВМС, которые занимают должность председателя по очереди.

В военно-административном отношении территория страны делится на пять военных округов: Северный, Западный, Центральный, Южный, Восточный.

Вооружённые силы комплектуются за счёт вербовки добровольцев из числа индийских граждан независимо от их религиозной или кастовой принадлежности. Однако многие воинские части комплектуются по этнорегиональному принципу . Офицерский корпус подразделяется на офицеров кадровой и некадровой службы. Кадровый офицерский состав комплектуется за счёт выпускников военных учебных заведений. Некадровый офицерский состав набирается, главным образом, из числа гражданских лиц, имеющих высшее образование и желающих временно служить в вооружённых силах.

Первоначальная трёхлетняя подготовка офицеров ведётся в Национальной военной академии в Кхадаквасле (англ.) русск. и в колледже сухопутных войск в Мхоу (англ.) русск. . По окончании учёбы курсанты направляются для дальнейшей подготовки в Индийскую военную академию в Дехра Дун (англ.) русск. и академию ВВС (англ.) русск. со сроком обучения 1-1,5 года, после чего им присваиваются офицерские звания. Выпускникам военно-морского отделения Национальной военной академии офицерские звания присваиваются после полутора лет службы на учебных и боевых кораблях.

В штабном колледже (англ.) русск. проходят подготовку офицеры с выслугой не менее шести лет, с должностей командира роты, им равных и выше (до командира дивизии). Резерв вооружённых сил (535 тыс. человек) состоит из резерва первой очереди сухопутных войск - 300 тыс. человек, прослуживших не менее 5 лет в регулярных частях (в военное время может быть набрано ещё 500 тыс. человек в возрасте до 50 лет), территориальной армии (добровольческая армия) - 40 тыс., резерва ВВС - 140 тыс. и резерва ВМС - 55 тыс. человек.

Состав вооружённых сил

Регулярные Вооружённые Силы Индии, включают

Кроме того, в Индии имеются различные военизированные формирования (около 1,090 тыс. человек): национальные силы безопасности, специальные военизированные силы, специальные пограничные силы и ряд других. Мобилизационные ресурсы страны 770 млн человек, из них 560 млн годных к военной службе.

Береговая охрана

Береговая охрана - около 8 тыс. человек, 12 патрульных кораблей, 22 патрульных катера, 20 самолётов, 15 вертолётов.

Ядерное оружие

Индия произвела первое испытание ядерного заряда мощностью 20 килотонн 18 мая 1974 года на полигоне Покхаран в штате Раджастхан. Официально ядерной державой Индия стала в 1998 году, совершив серию из 5-ти подземных ядерных испытаний «Шакти-98».

В структуре индийских вооружённых сил для управления ядерными силами создана специальная структура - NCA (Nuclear Command Authority), Администрация ядерного командования. Это не только военный, но и военно-политический орган управления. Ядерное командование занимается ядерным планированием в интересах обороны, отвечает за принятие и реализацию решения об использовании ядерного оружия для отражения внешней агрессии, во главе него стоит премьер-министр.

Органом оперативно-технического военного управления, подчинённым непосредственно NCA и председателю комитета начальников штабов вооружённых сил Индии, является сформированное в 2003 году Командование стратегических сил (Strategic Forces Command - SFC). Оно осуществляет координацию действий ядерных компонентов сухопутных войск и ВВС, представленных частями СВ, оснащёнными баллистическими ракетами наземного базирования и авиационными эскадрильями самолётов-носителей ядерных бомб. В обозримом будущем в сферу ответственности SFC также войдут ныне создаваемые морские стратегические ядерные силы.

Командование стратегических сил имеет в своём распоряжении, в составе сухопутных войск, две группы тактических баллистических ракет «Притхви-2» , по одной группе баллистических ракет оперативно-тактического назначения «Агни-1» и средней дальности «Агни-2», «Агни-3», «Агни-4». В ВВС Индии носителями ядерного оружия могут быть французские тактические истребители «Мираж-2000Н» и русские Су-30МКИ. Морскую компоненту своих ядерных сил Индия начала создавать ещё с помощью СССР. В 1988 году в аренду индийским ВМС была передана АПЛ К-43 проекта 670. В Индии её назвали «Чакра», за три года её аренды индийские моряки получили уникальный опыт её использования. В РФ продолжили эту добрую традицию, для ВМС Индии предназначена построенная в Комсомольске-на-Амуре многоцелевая АПЛ К-152 («Нерпа») проекта 971И. Срок аренды будет до 10 лет, индийцы её также назвали «Чакра». Кроме того, индийцы и сами строят АПЛ, причём стратегические, вооружённые ядерными баллистическими ракетами. По программе ATV (Advanced Technology Vessel - «Судно передовой технологии») строятся три АПЛ, проект был создан ещё в конце 80-х годов. Головная АПЛ «Арихант» (на санскрите означает «Истребитель врагов») будет введена в строй в этом или 2012 году. Её ударную мощь составляют 12 баллистических ракет средней дальности К-15 «Сагарика». Эту ракету разработал Хайдарабадский центр ракетостроения Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) - тот же самый, что создал ракеты «Агни» и «Притхви». Первый подводный пуск «Сагарики» с погруженного испытательного понтона состоялся в 2008 году. Следующие индийские АПЛ могут получить на вооружение более дальнобойные баллистические ракеты K-X, являющиеся морским вариантом сухопутной ракеты «Агни-3». Индия планирует заложить ещё две АПЛ с ядерными ракетами.

.