Рефераты        15.11.2021   

Cкачать Тема Сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников. Какая она — продуктивная деятельность ребенка? Для продуктивной деятельности в группе имеется

Введение 3

Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте 4

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника 6

Способы организации продуктивной деятельности ДОУ 11

Заключение 17

Список литературы 18

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Олицетворение плана продуктивной работы происходит с помощью разных изобразительных средств. Осваивая данную деятельность, ребенок обучается выделять в настоящем предмете те стороны, которые могут быть отражены в каком-нибудь ее виде. Следовательно, качества и показатели изображаемых вещей считаются опорными точками ребенка в познании реальности.

Продуктивная работа в дошкольном учреждении отвечает нуждам и интересам дошкольников и вмести с этим владеет широкими полномочиями для высоконравственного, умственного и эстетического воспитания детей.

Цель работы — изучить содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников.

Задачи работы

1. Изучить развитие продуктивных видов деятельности дошкольников,

2. Определить степень влияния продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника,

3. Рассмотреть способы организации продуктивной деятельности дошкольника.

Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильина М.Н., Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты, Санкт-Петербург, Дельта, 2011

2. Инновационные процессы в дошкольном и начальном школьном образовании., Материалы международного семинара, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2014

3. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», М., Педагогическое общество России, 2011

4. Мещенко Н.Н. Управление дошкольным образованием -СПб., 2005.

5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2010

6. Шакуров Р.Х. Социально -психологические проблемы руководства педагогическим коллективом -М., 2012.

7. Шиф Ж.И., Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе, М., Педагогика, 1972

8. Харламов И.Ф. Педагогика, М., 2013

План:

1.Сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников.

2. Виды продуктивной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

3. Этапы развития продуктивной деятельности ребёнка.

5. Изобразительные способности дошкольников.

1. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных за­дач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в детском саду.

Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

В процессе рисования, лепки, аппликации ре­бенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им кра­сивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художест­венных возможностях изобразительной деятельности. Углубляются предс­тавления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладева­ют изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их ис­пользовать.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от вос­питателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично спосо­бствовать приобретению необходимых навыков. Известный исследова­тель А. Лилов, свое понимание творчества выразил так: оно «имеет... общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристи­ки, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти об­щие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общест­венное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта при его взаимодей­ствии с объективной действительностью».

В. Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «творчество характеризует непрерывное единство познания и воображе­ния, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение ис­кусства».

Педагоги подчеркивают, что творчество в любой облас­ти человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразитель­ное творчество ребенка дошкольного возраста? Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие опреде­ленного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество име­ет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее ре­зультате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее ог­ромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность - это достоя­ние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как сред­ство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в те­чение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глу­бокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, кото­рый в дальнейшем приложат к любой области труда».

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрос­лый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изоб­разительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способ­ствует разностороннему развитию детской личности.

По Толковому словарю русского языка, творчество – создание новых по замыслу художественных или материальных ценностей.

Энциклопедия даёт такое определение: творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

В. Н. Шацкая подчеркивала: «Мы его (детское художественное творче­ство) рассматриваем в условиях общего эстетического вос­питания скорее как метод наиболее совершенного овладения определен­ным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».

Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действи­тельности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое пост­роено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так­же впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и слож­ное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлече­ние образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспиты­вать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сде­лать их представления ясными, более полными. Это поможет детям яр­че воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества воспроизводи­мого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средства передачи образов в ри­сунке, лепке, аппликации.

Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к ра­боте Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значе­ние». Этому условию отвечают те замыслы, которые являются внутрен­ней потребностью ребенка. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту потреб­ность. У многих ребят ее не наблюдается, хотя при организованном вов­лечении в художественную деятельность эти дети обнаруживают иногда незаурядные способности. Следовательно, возникает большая педагоги­ческая проблема - найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».

Л.Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, предложил одно из возможных решений задачи развития творческих способностей. Этот прием заключался в том, что Толстой и его ученики начинали писать на одну тему «Ну, кто лучше напишет? И я с вами». «Кому у кого учиться писать...» Итак, первый способ, найденный писателем, выражался в том, чтобы показать ребятам не только продукт, но и сами процессы писания, рисования и т.д. В результате ученики видели, как «это делается».

Педагогические наблюдения за процессом детского худо­жественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют восп­роизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выде­лять качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанав­ливать их последовательность. Исследователь детского изобра­зительного творчества Е.И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для разви­тия аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всег­да приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правиль­ное изображение».

Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на практике происходит обратный процесс; разговоры пресекаются, обрыва­ются воспитателем.

Е.И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображае­мого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразитель­ной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значе­ние регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения...». Педагогические исследования показали, что дети охотно запоминают четко сформулированные прави­ла работы с изобразительными материалами и руководствуются ими.

2. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.
Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

3. Доизобразительный этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. Здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.
Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.
Ассоциативный этап заключается в появлении умения изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия - цветом, формой, композиционным построением.
Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании еще нет прочного следа, который образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней.
Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно.
Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее второй рисунок все же говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.
Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз - человеку, колес - машине и т. п.
Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение, например: что ты нарисовал? Какой хороший мячик, нарисуй еще такой же.
С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.
Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.
В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.
В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу - научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например в изображении людей - разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев - молодое дерево и старое, различные формы ствола, ветвей, кроны.
Первые детские работы отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другими, отсюда и несоответствие пропорций. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали.

4. Условия творческого развития дошкольников в процессе продуктивной деятельности.

1. Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразиельные средства [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

2. Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

4. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

5. Творческие изобразительные способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Б.М. Теплов разделял способности и задатки на врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности измеряемые тестами имеют большой коэффициент детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы способностей.

Различают общие и специальные способности.

К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и другие. К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях, например: художественный вкус и музыкальный слух и т.п.

Выступление на педсовете:

«Формы организации изобразительной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.»

Воспитатель: Ельчанинова Е.Н.

Формы могут различаться по степени самостоятельности участников:

    По показу . Проводится тогда, когда есть необходимость познакомить детей с новым сложным приёмом, способом работы, материалом. Дети пошагово копируют действия педагога. Чаще используется для младшего возраста.

    С использованием частичного показа . Когда деятельность в целом знакома детям, вводится новый приём, который и показывается, остальное дети делают сами.

    С натуры . Позволяет самостоятельно нарабатывать опыт технических приёмов. Но может быть и рисование с натуры, и копирование репродукций художников как тренировочное занятие.

    По памяти. Проводится как закрепление впечатлений и знаний после наблюдения, восприятия объекта.

    С использованием вариативных образцов . Ребёнок работает в целом самостоятельно, некоторые элементы по выбору может «подсмотреть» на каком-либо образце. Например, рисование осеннего пейзажа с использованием выставки репродукций художников. Это позволяет реализоваться детям неуверенным, продвинутым детям потренироваться в срисовывании более сложных элементов.

    По схеме, иллюстрирующей последовательность выполнения действий. Чаще используется в конструировании.

    Творческая, полностью самостоятельная работа на заданную тему.

По содержанию занятия изобразительной деятельностью могут быть практическими и теоретическими.

Теоретические:

Ознакомление с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

Знакомство с творчеством художников;

Знакомство с жанрами искусства, конкретными произведениями;

Эстетические наблюдения;

Практические:

Непосредственно-изобразительная, дизайнерская, продуктивная деятельность;

Исследовательская деятельность, экспериментирование;

Игры, конкурсы.

Рассмотрим вариативные формы организации продуктивной деятельности детей в ДОО.

Одна из наиболее разработанных в практике дошкольного образования форм организации детской изобразительной деятельности – это мастерская.

Мастерская, как форма организации совместной (партнёрской) деятельности взрослого и детей.

В настоящее время психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности с детьми в форме «мастерской» разработаны известным детским психологом Н.А. Коротковой:

Стиль поведения взрослого (переход от административно-регламентирующего к непринуждённо-доверительному);

Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за учительским столом к месту за общим столом рядом с детьми);

Отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к участию в выполнении определённой части работы)

1. В совместной партнёрской деятельности меняется положение детей.

Дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. У ребёнка появляется возможность выбора: участвовать в этой работе или организовать что-то другое.

2. В процессе работы вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение друг с другом по ходу работы и перемещение по мере необходимости. Дети в процессе работы могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребёнок может определить для себя сам: что он сделает сегодня, что может отложить на завтра и т.д., но то что запланировал, сделает хорошо и доведёт начатое до конца. Дети, которые закончат работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребёнок не может справиться с работой сразу, он может продолжить её в последующие дни, но обязательно должен стремиться к получению результата. В этом ему помогает педагог.

4. Работа в форме «мастерской» может проводиться как в процессе непосредственно образовательной деятельности (вместо занятий аппликацией, рисованием, лепкой), так и в режимные моменты (в утренние часы до завтрака, вечером и др.). При этом длительность работы детей должна регулироваться педагогом. Если работа в форме «мастерской» осуществляется в НОД, то по длительности она даже для увлечённых детей не должна превышать нормы СанПиН. В ходе режимных моментов работа «мастерской» регулируется распорядком дня, но по длительности так же не должна превышать нормы СанПиН.

5. Педагогу важно с одной стороны обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности, а с другой стороны, не допустить того, чтобы ребёнок не завершил начатое им дело. Для этого педагог в деликатной форме должен своим участием, поддержкой, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, добиваться завершения работы.

Алгоритм работы мастерской

1. Совместное с детьми обсуждение какой-либо проблемы или задачи, требующей продуктивного решения. Проговаривание общей цели – что будем делать.

2. Совместное обсуждение способа организации деятельности – как будем делать: каждый свою часть работы индивидуально или подгруппами.

3. Показ нового материала (приёма работы), если есть.

4. Самостоятельная работа всех участников мастерской.

5. Совместное обсуждение общего результата, использование общего продукта для решения проблемы, задачи.

Безусловно, данная форма хороша, если основной задачей педагога в планируемой образовательной деятельности является развитие творческих способностей детей, на основе уже имеющихся у них знаний и умений. В тех же случаях, когда необходимо дать детям новое знание, обучить новым техническим приёмам работы, показать возможности использования нового материала и др. эта форма не может быть применена.

Поэтому предлагаю Вашему вниманию ещё одну форму организации образовательной деятельности детей, целью которой является преимущественно ознакомление с новым материалом.

Мастер-класс

Эта форма работы предполагает взаимодействие детей и «мастера», ознакомление детей с каким-либо новым для них «мастерством», обучение новым способам работы, новым техническим приёмам, обработке новых для детей материалов. В качестве «мастера» выступает, как правило, не воспитатель данной группы. Это может быть приглашённый художник, мастерица. В качестве «мастера» может выступать родитель, педагог из другой группы, из учреждения доп. образования и даже старший ребёнок.

Алгоритм технологии Мастер-класса

Информация о представляемом виде искусства, художественной технике, материале. Об использовании этого искусства, техники, материала в жизни, быту людей. Представление собственных изделий, выполненных в данной художественной технике, материале.

    Представление способа работы

показ и объяснение способа в живую; представление схемы-алгоритма деятельности; в виде мультимедийной презентации и др.

    Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность участников мастер-класса, как правило, это воспроизведение предложенного алгоритма работы с получением заданного результата, но в некоторых случаях возможна частично творческая деятельность с использованием продемонстрированного способа работы.

Мастер наблюдает за работой детей, помогает им в случае затруднения, даёт советы.

    Рефлексия

Любование получившимися изделиями. Оценивание детьми нового вида искусства, способа работы, материала.

Развитию изобразительной деятельности в дошкольном возрасте способствует так же ознакомление детей с жанрами и видами искусства, творчеством художников. Интересной с этой точки зрения является организация работы музея или выставки.

Музей (выставка)

Использование данной формы удобно с целью ознакомления детей с определённым видом, жанром искусства, творчеством какого-либо художника, отдельным произведением.

Данная форма длительная по времени, состоящая из нескольких относительно самостоятельных компонентов, поэтому может быть отнесена к комплексным. Важно для педагога организовать деятельность в форме совместной с детьми на различных этапах работы.

Алгоритм работы:

1. Организация экспозиции. Может быть совместно с детьми: поиск и подбор экспонатов, оформление в интерьере помещения. Может быть воспитателем без детей в качестве сюрприза.

2. Организация «экскурсии» детей на выставку (в музей). Рассматривание экспонатов, беседа. Мотивация на самостоятельное творчество детей.

3. Организация самостоятельной творческой деятельности детей (а может быть и взрослых: педагогов, родителей) по мотивам экспонатов музея (выставки).

4. Совместная работа воспитателя и детей по дополнению экспозиции работами детей.

На чтение 4 мин. Просмотров 9.7k.

Направления продуктивной деятельности

Под продуктивной деятельностью чаще всего рассматривают ту деятельность ребенка, в результате которой получается определенный продукт. Данный продукт создается ребенком под руководством взрослого.

Продуктивные виды деятельности — , рисование или изобразительная деятельность, лепка, аппликационная деятельность и некоторые другие.

Продукт, получаемый ребенком, показывает, как малыш относится к окружающему его миру, какое эмоциональное состояние у ребенка.

Также по созданным продуктам можно определить, какие когнитивные навыки и личностные качества у ребенка развиты, а над которыми еще надо поработать.

Конструирование или конструкторская деятельность очень актуальна сегодня. Она значима в процессе коррекции и развития пространственных представлений детей, помогает исправить недостатки в мелкой моторике рук у дошкольников.

В процессе организации лепки из пластилина дети также развивают мелкую моторику. За этим занятием у них формируется усидчивость, что очень важно в дальнейшем при обучении в школе. Внимание, мышление, логика — это неполный ряд качеств, которые формируются в результате изготовления ребенком предмета посредством лепки.

Сейчас очень популярно стало лепить из соленого теста. Тут раскрываются очень ценные качества дошкольников — воображение и восприятие. Дети очень любят делать поделки из такого теста, так как изделия получаются очень яркими и красивыми.

При рисовании дети получают навыки анализа, синтеза, обобщение, и другие. Рисуя, ребенок учится слушать задание, выполнять его. В процессе рисования у детей развивается тонкая координация пальцев.

Аппликация очень привлекает тем, что из разных видов фигурок можно сложить различные изделия. Если не понравится, можно быстренько переставить. И лишь потом приклеивать. В аппликации у детей дошкольного возраста формируются восприятие и представления о свойствах, качествах предметов. Дети получают незабываемые зрительные ощущения.

В чем состоит успешность развития продуктивных видов деятельности старших дошкольников

Продуктивные виды деятельности являются эффективными в развитии у дошкольников различных психических процессов. Когда ребенок рисует, он обдумывает или планирует результат изображения. Таким образом идет становление воображения. Можно сказать творческое воображение предшествует получению продукта.

В лепке и разных видов аппликации дети также представляют свои впечатления о том, что их окружает в мире, как они относятся к окружающему.

Аппликация поможет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети старшего дошкольного возраста вырезают, обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части.

На занятиях ИЗО дошкольного заведения у детей развиваются эстетическое восприятие.

Изделия, которые создаются детьми, создают приятную атмосферу сотрудничества. Дети радуются совместному творчеству. Такие занятия воспитывают у дошкольников нравственные качества, у них осуществляется развитие трудолюбие и отзывчивость.

Когда дети занимаются конструкторской деятельностью они получают очень хорошие навыки образного мышления.

Изо-занятия, конструирование, лепка развивают у детей в старшем дошкольном возрасте различные умения и навыки, которые им позднее пригодятся в школе.

Занятия в первую очередь формируют эмоциональную сферу дошкольников.

Такие занятия всегда сопровождаются общением, поэтому здесь можно сказать о развитии речи. Создание поделки стимулирует у детей речевую активность. Дети подражают в речи взрослому, они развиваются в плане диалогической речи.

Поэтому рассматриваемые нами виды деятельности развивают коммуникативные функции речи старших дошкольников.

Как организовать продуктивные виды деятельности детей в старшем дошкольном возрасте на базе ДОУ

Организуют продуктивную деятельность в старших и подготовительных группах детского сада согласно тематических планов. Такие занятия осуществляются поэтапно.

Сначала разрабатывается система занимательной продуктивной деятельности. Для этого изучается различная методическая и интерактивная литература.

Многие педагоги при организации продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста опираются на разработки коллектива авторов под руководством О.В. Дыбиной. авторы предлагают собственные интересные идеи для проведения нетрадиционных техник.

Одним из этапов является формирование у детей старшего дошкольного возраста основных компетентностей. Тут и творческие способности, и коммуникативная сторона деятельности.

галина морозова
Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР

Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР

Понятие самостоятельность в научной литературе - это :

1) Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2)общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности , отношений и поведения.

Продуктивная деятельность дошкольников является одной из составляющих свободной деятельности .

Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Н. Михайленко, Н. Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной художественно-творческой деятельности детей , так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др .) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.

Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева и др.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников , направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.) .

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова : сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми , затем – в совместной деятельности со сверстниками и , наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка . При этом особая роль отводится воспитателю .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности .

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Основные требования к организации свободной деятельности дошкольников :

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь группы.

Организация выставок , оформление эстетической среды и др.

Предметно – развивающая среда организовывается таким образом , что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре .

При этом она способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра организовывается , во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми , где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя , принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость , удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей , где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Чтобы организовать самостоятельную деятельность у ребенка должен быть сформирован опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности : музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на занятиях необходимо строить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий : организовывать игры-драматизации , по собственному желанию петь, рисовать.

В свободном распоряжении детей хорошо иметь достаточное количество книг (в детском книжном шкафу) . Наряду с книгами папки с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомами для свободного рассматривания детьми. Организовывать выставку книг . Первую - в начале учебного года - целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Последующие выставки могут быть тематическими : книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказки и т. д. В группе также может функционировать центр музыкально-театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование - ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон.

Уголок по развитию продуктивной деятельности включает в себя изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации. Всё это необходимо продумать с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда для развития продуктивной свободной деятельности предусматривает использование произведений изобразительного искусства, в том числе и народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру. Работы детей следует обязательно выставлять, это имеет огромное воспитательное значение , дети увидев свои работы, среди работ других, получают возможность сравнить их, кроме того они, они чувствуют себя комфортнее уже и от того, что и их работа выставлена среди других.

Каждый вид изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование, позволяет развивать в детях умственную активность, художественный вкус, мелкую моторику, позволяют закрепить знания, умения, навыки, полученные в процессе учебной деятельности . Мы поддерживаем стремление детей проявлять себя в самостоятельной разнообразной деятельности (лепка, аппликация, рисование) .

Предлагать лепку в свободное от занятий время лучше в средней группе. Для лепки используют глину или пластилин. Если в детском саду основным материалом для лепки является глина, то в свободное от занятий время лучше использовать ее. Важно при этом, что бы дети соблюдали элементарные правила лепки из глины : не разбрасывали ее по столу, не роняли на пол. В старших группах можно использовать любой материал, так как это способствует проявлению самостоятельности в выборе материала (крупные предметы лучше лепить из глины, мелкие из пластилина) .

Лепка вне занятий носит разный характер. Дети могут лепить индивидуально и объединяться в группы – все зависит от их желания. Любители лепить сами берут материал и работают, но воспитатель может привлечь и других ребят – тех, у которых не вес получается на занятиях, и тех, кто не очень любит эту деятельность . Что бы заинтересовать детей педагог сам включается в процесс лепки. Подобная работа объединяет ребят.

Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество материала для работы. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети смотрят на работу друг друга, советуются. Воспитатель должен уделять внимание детям, самостоятельно занимающихся лепкой. Он следит за осанкой, правильной постановкой рук, за тем как осуществляет замысел каждый ребенок.

Таким образом, руководя свободной деятельностью детей , воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая действовать детей обдуманно и планомерно.

Оборудование для занятий :

Глина, пластилин.

Доски для работы.

Салфетки, клеенки.

Печатки для украшения работ.

Аппликация

Наиболее распространенный простой и доступный способ создания художественных работ. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин панно, орнаментов и т. д. Оборудование, которое требуется для выполнения аппликации несложно :

Ножницы (с закругленными концами двух размеров – большие и маленькие, ножницы должны быть не тугими и хорошо наточенными. Необходимо регулярно проводить инструктаж по работе с ножницами, знания элементарных правил работы с ножницами необходимы т. к. в свободной деятельности дети работают самостоятельно, но только те, кто соблюдает правила работы.

Кисти для клея хорошо иметь 2-3 кисти, их подбирают в зависимости от размера аппликации, по окончании работы кисти необходимо промыть и поставить в стакан ворсом вверх.

Простые карандаши (для прорисовывания контуров)

Влажные и сухие салфетки

Клеенка

Клей или клейстер.

Цветная и белая бумага различной текстуры, цветовой гаммы, толщины, размера.

Коробка для обрезков бумаги

Коробка для готовых работ.

Трафареты

Кусочки ткани и другой разнообразный материал

Все должно быть эстетично оформлено. Главное стремиться сформировать у детей бережное отношение к материалам, с которым они работают, научить планировать свою работу, экономно расходовать материал и рационально использовать время.

Наиболее простой и распространенный вид свободной продуктивной деятельности – это рисование , для организации не требуется много особой подготовки, самое главное желание.

Для организации рисования в свободной деятельности необходимо :

Мелки, карандаши цветные, простые, акварель, гуашь

Емкости под воду (прозрачная)

Кисти различной толщины

Бумага различного размера

Трафареты

Салфетки, клеенка

Раскраски

Все детские работы, полученные в деятельности вне занятий , выставляются, либо организовывается место для просмотра другими детьми (папка, коробочка и др.) весь инструментарий находиться в порядке, подвергается регулярной «ревизии» , необходимо эстетично оформить уголок свободной продуктивной деятельности . По возможности выставлять произведения искусства, скульптуры и другие художественные произведения для наглядности. Все должно быть доступно, но деятельность детей постоянно находится под контролем воспитателя .

Другое педагогическое условие - влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме : рисунке, игре, танце.

Для организации детской деятельности использовать разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. Хороши игры математического содержания, настольно – печатные, такие как : «Домино фигур» , «Составь картинку» , «Арифметическое домино» , «Логическое лото» , «Лото» , «Найди отличие» , игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя , по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Литература : 1. Атрепьева Л. В. методист д/с №50 "Дефектолог". Топлеева С. Н. в-ль д/с №50 "Дефектолог".//Консультация для воспитателей "Организация свободной продуктивной деятельности дошкольников ". сайт : Детский сад №50.

2. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/под ред. Ветлугиной Н. А. -М.:1984.

3. МДОУ Куманаевский д/с №1 "Теремок"//Продуктивная деятельность дошкольников

4. Петухова Л. В. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастав условиях взаимодействия семьи и ДОУ. //Народное образование. Педагогика. 2013

5. Продуктивная деятельность //Центр развития ребёнка - д/с "Улыбка".

6. Рахматуллаева О. П. "Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".07.10.2016.//сайт : Инфоурок.