Шпаргалки        04.11.2021   

Северный полюс штурмовали всем ссср. Иван Дмитриевич Папанин

Всероссийский географический диктант 2016 года, который состоялся 20 ноября 2016 года. Это вопросы диктанта. Попробуй ответь.

1. Как называется воображаемая линия на поверхности земного шара, соединяющая по кратчайшему расстоянию Северный и Южный полюса?

2. Как называется поверхность раздела тёплых и холодных воздушных масс в нижней части атмосферы?

3. Как называется город, находящийся вблизи более крупного города и тяготеющий к нему в хозяйственном и культурно-бытовом отношении?

4. Какое название носит часть речной долины, затапливаемая в половодье или во время паводков?

5. Укажите сочетание природных зон и почв, характерное для территории Центрального федерального округа (достаточно указать букву):
А) лесостепь – краснозёмы;
Б) северная тайга – коричневые почвы;
В) смешанные леса – дерново-подзолистые почвы.

6. Выберите из списка объект с наименьшей солёностью воды (достаточно указать букву):
А) залив Сиваш;
Б) Белое море;
В) Финский залив;
Г) Чёрное море.

7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?

8. Расположите горные системы по убыванию их максимальной абсолютной высоты (проставьте цифры):
1) Алтай; 2) Кавказ; 3) Сихотэ-Алинь; 4) Хибины.

9. Название этого народа России переводится как «настоящий человек», а устаревшее название – самоеды. Численность в России составляет около 45 тысяч человек, большая часть проживает вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Основные занятия — оленеводство, рыболовство, охота. Название народа присутствует в наименовании двух субъектов Российской Федерации. Назовите народ.

10. Этот народный промысел носит название деревни в Московской области, где он возник в начале XIX века. Традиционные изделия промысла – металлические подносы, расписанные масляными красками, как правило, с рисунком цветочного букета. Назовите промысел.

11. Как называются твёрдые атмосферные осадки, образующиеся на поверхности земли и растений при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре?

12. Назовите природную зону России, где произрастают дуб и лещина, обитают иволга и кабан.

13. Расположите населённые пункты по направлению с севера на юг (проставьте буквы):
А) Вологда; Б) Салехард; В) Хабаровск; Г) Новосибирск.

14. Назовите архипелаг, являющийся самой северной островной территорией России.

15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно увидеть в полночь (достаточно указать букву):
А) Сыктывкар; Б) Мурманск; В) Омск; Г) Томск.

16. Новгородский кремль и церковь Петра и Павла на Синичьей горе включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расстояние между ними по прямой составляет 1,5 километра. Чему оно будет равно на карте масштаба 1:50 000? Ответ дать в сантиметрах.

17. Выберите из списка субъект Российской Федерации, значительная часть которого расположена в субарктическом климате (достаточно указать букву):
А) Республика Карелия;
Б) Республика Татарстан;
В) Тюменская область;
Г) Пермский край.

18. Назовите приток реки Оби, который пересекает две государственные границы, прежде чем попасть на территорию России.

19. Укажите, в каком городе из списка раньше других наступает восход (достаточно указать букву):
А) Якутск;
Б) Охотск;
В) Ханты-Мансийск;
Г) Великий Устюг.

20. Назовите субъект Российской Федерации, в котором время отличается от камчатского на 10 часов.

21. Выберите из списка реку, низовья которой изображены на космическом снимке (достаточно указать букву):
А) Волга;
Б) Лена;
В) Селенга;
Г) Енисей.

22. Назовите город-герой России, один из крупнейших портов Чёрного моря, расположенный на берегу Цемесской бухты.

23. Назовите море, омывающее берега России, для которого характерны самые высокие приливы. Море богато рыбой, морепродуктами и углеводородным сырьём. Раньше оно называлось Камчатским. В его южной части имеются Одесский залив и залив Терпения.

24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом (достаточно указать букву):
А) озеро Таймыр – полуостров Таймыр;
Б) остров Беринга – Берингово море;
В) остров Белый – Белое море;
Г) река Камчатка – полуостров Камчатка.

25. Назовите город, древнюю столицу Северо-Восточной Руси, в настоящее время – областной центр на реке Клязьме, входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

26. О какой природной зоне пишет Василий Докучаев:
«… кажется так густо занятой каким-либо растением, что ничто другое, по-видимому, и уместиться здесь не может: то покрывается она лиловыми пятнами, - это зацвели анемоны, то целые луговины принимают голубой лазурный колорит, - это распустились незабудки; в другое время можно встретить большие участки, сплошь покрытые душистым чабрецом…».

27. Узнайте город, описанный в стихотворении Александра Северного:
Этот город в пять веков
Стоит на кромке берегов,
Граница снега, вечных льдов,
Столица рек, лесов, болот.
Стоит на вековом пути,
Никто не сможет обойти.
Встречались здесь все корабли
Что с Беломорья к людям шли.
Встречал норвегов и славян,
Встречал голландцев, англичан
Варяги шли в последний бой
И шведы биты за кормой.
У вековой у сей реки
Поморы город возвели…

28. «Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым, мимо санаториев и домов отдыха. Обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу» (Илья Ильф и Евгений Петров) .
Достопримечательностью какого города считается упомянутый в отрывке Провал?

29. Назовите территорию, описанную в рассказе Константина Паустовского:
«Край этот лежит… между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». В … крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной» .

30. Назовите экспедицию, состоявшуюся в 1937-1938 годах, участием в которой прославились изображённые на почтовой марке Иван Папанин, Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель и Пётр Ширшов.

1. Меридиан. 2. Атмосферный фронт (фронт окклюзии). 3. Город – спутник, 4. Пойма, 5. В, 6. В, 7. Кустарник, 8) 2,1, 3, 4. 9). Ненцы, 10. Жостовская роспись, 11. Иней 12. Смешанные и широколиственные леса. 13. Б, А, Г, В. 14. Земли Франца-Иосифа. 15. Б, 16. 3 см. , 17. В, 18. Иртыш, 19. Б, 20. Калининградская область, 21. В, 22. Новороссийск, 23. Охотское. 24. В, 25. Владимир, 26. Степь, 27. Архангельск, 28. Пятигорск, 29. Мещера, 30. Северный полюс 1.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Комментарии к «Географический диктант 2016. Вопросы.»

  • Юрий Чурляев , 03.12.2016 в 08:18

    Татьяна, я учитель и человек. Я тоже могу ошибаться.

  • Татьяна , 28.11.2016 в 20:02

    Просмотрела правильные ответы сразу 25.11.16г, была возмущена ответом на 6 вопрос было указана буква А, и ответ на вопрос 8 было написано 2143.Это было не верно. Для верности сохранила ваши так называемые «правильные ответы». Позвонила по телефону указанному на сайте 27.11.16г, чтобы уточнить почему же вы указали не верные ответы, как правильные и получила ответ «Смотрите ответы правильно». Сейчас зашла снова и что же вижу- ответы на вышеуказанные вопросы уже исправлены на верные. Хотя бы принесли извинения людям участвовавшем в диктанте за сделанные вами ошибки.

  • Юрий Чурляев , 26.11.2016 в 18:01

    Игорь, я не претендую на последнюю инстанцию. Тем более на истину! Это личный блог!

  • людмила , 26.11.2016 в 15:09

    если вместо букв написаны полные ответы будут ли зачитыватся ответ

  • Игорь , 26.11.2016 в 14:33

    В общем, у вас на сайте отсебятина с несколькими неверными ответами. Так бы сразу и написали, а не выдавали за истину в конечной инстанции.
    *Скорее всего, этот пост не будет добавлен модераторами).

  • Юрий Чурляев , 26.11.2016 в 10:01

    Тогда, действительно Финский!

  • Ольга , 26.11.2016 в 09:56

    Юрий,а в вопросе спрашивали наименьшее содержание солей, а вы говорите в заливе Сиваш добывают соль,так значит и правильный ответ Финский залив?

  • Юрий Чурляев , 26.11.2016 в 09:08

    На вопросы отвечали сами, мы так думаем.

  • Юрий Чурляев , 26.11.2016 в 09:06

    Ольга, в заливе Сиваш даже добывают соль.

  • Игорь , 25.11.2016 в 23:43

    Здравствуйте. Скажите, откуда взяты ответы, представленные на данной странице? На официальном сайте их пока не выложили.
    *Хотя, это удивительно. Подсчитать всех и кто, сколько набрал, еще позавчера было известно, а дать готовые ответы — надо ждать!

  • Ольга , 25.11.2016 в 23:07

    А еще в вопросе номер 6 ответ финский залив,а не залив Сиваш;

  • Юрий Чурляев , 25.11.2016 в 22:45

    Хорошо, хорошо. Согласен!)))

  • Людмила , 25.11.2016 в 22:43

    А у вас было наоборот: 2,1,4,3.
    Вот теперь правильно: 2,1,3,4

  • Людмила , 25.11.2016 в 22:36

    Но вы же исправили после моего вопроса, первоначально у вас была ошибка (или опечатка: 2,1,4,3). Некрасиво с вашей стороны

  • Юрий Чурляев , 25.11.2016 в 22:28

    Да, на своих. Сихотэ-Алинь выше Хибин

  • Людмила , 25.11.2016 в 22:08

    А у вас в ответах Хибины и Сихотэ-Алинь на своих ли местах?

  • Юрий Чурляев , 25.11.2016 в 17:25

    Вера, в ответах ошибок нет! Где вы их нашли?

  • Вера , 25.11.2016 в 17:17

    Как так?В ответах ошибки! И это Всероссийский географический диктант!!!

  • Юрий Чурляев , 24.11.2016 в 10:07

    Роман, спасибо за комментарий. Ошибку исправил.

  • Роман , 24.11.2016 в 09:49

    «Всероссийский географический диктант 2017 года, который состоялся 20 ноября 2017 года. Это вопросы диктанта. Попробуй ответь». Как тут ответить, если диктант только через год, а он УЖЕ состоялся…Ах, это неизведанное будущее)

  • Юрий Чурляев , 23.11.2016 в 14:00

    Аврора, Ответы даны для проверки твоих знаний, а не для вбивания их в тест онлайн.

  • Аврора , 23.11.2016 в 13:10

    ответила по вашим ответам и набрала только 96 баллов из 100! Как так? Вы же учитель. . . . ?

  • Юрий Чурляев , 23.11.2016 в 08:18

    В онлайн тестах могут быть заложены другие ответы. Например, не Атмосферный фронт, а просто фронт, не Город – спутник, а просто спутник или не Жостовская роспись, а просто Жестово и т.п.

  • ольга , 23.11.2016 в 00:39

    я нашла ошибки в ваших ответах,теперь понятно почему 90 балов

  • Светлана , 23.11.2016 в 00:07

    За 10 минут ответила на все вопросы, из них на 24 правильно. О каких ужасных сложностях писали отзывы, непонятно.Очень легкий диктант. Географию изучала последний раз в 9 классе в 1980 году. Тут больше на общую информированность.

  • ольга , 23.11.2016 в 00:06

    ответила по вашим ответам и набрало только 90 балов,как так?

  • сеpгей , 22.11.2016 в 23:33

    Мне кажется,что npошлогодний был интеpеснее

  • Саныч , 22.11.2016 в 22:37

    Неожиданно каверзные вопросы и интересные ответы. Обнаружил брешь в своих незнаниях. За Державу обидно!

  • Сергей , 22.11.2016 в 19:25

    Диктант интересный, познавательный и нам туристам пешеходникам очень интересен. Ответили на 28 вопросов правильно. Спасибо!

  • Владимир , 22.11.2016 в 16:36

    Спасибо! Очень интересно. Ответили на 70%

  • Сергей , 22.11.2016 в 11:07

    не знаю точного ответа, где наименьшая соленая вода? Вроде бы в Белом море, там много льда, впадают реки Северная Двина и Онега=с другой в Финском заливе-он далеко от океана вдавился в сушу,а чем дальше, тем соленость уменьшается, в него впадает река Нева. Какие ваши мнения?

  • Эдуард , 21.11.2016 в 21:17
  • Дмитрий , 21.11.2016 в 11:43

    Хотелось бы иметь возможность доступа к правильным ответам, для самопроверки.

  • Татьяна , 21.11.2016 в 08:51

    Первый раз писала диктант (он-лайн). Набрала 80 из 100 баллов. Хотелось лучше написать

  • татьяна , 20.11.2016 в 21:41

    Вопросы стали интереснее, требуют размышления и общекультурной эрудиции. К сожалению, нет вопросов экономико-политического и социально-демографического характера.характера

26 ноября 1894 года родился один из главных исследователей Арктики, пионер изучения и освоения Северного полюса Иван Дмитриевич Папанин. Он прожил довольно долгую жизнь - 91 год. Папанин ушел из жизни 30 января 1986 года, ровно 30 лет назад. За годы своей жизни Иван Папанин был удостоен множества наград, в том числе успел дважды стать Героем Советского Союза, также он был награжден сразу девятью орденами Ленина. Помимо этого, он имел звание контр-адмирала и научную степень доктора географических наук. Широкую известность он получил еще в 1937 году, когда возглавил экспедицию на Северный полюс. На протяжении 274 дней четверо бесстрашных работников станции «СП-1» дрейфовали на льдине и вели наблюдение за магнитным полем Земли, а также процессами, которые происходили в атмосфере Северного ледовитого океана.

Иван Дмитриевич Папанин родился в Севастополе. Его отец был матросом в порту, так что вся жизнь мальчика прошла рядом с морем, еще подростком он начал трудиться, закончив всего 4 класса начальной школы. Уже в 1908 году он пошел работать на Севастопольский завод по изготовлению навигационных приборов. По этому поводу позднее он чеховскими словами заметит: «В детстве у меня не было детства». В 1912 году Папанина как одного из лучших работников предприятия перевели на судостроительный завод в Ревеле (сегодня Таллинн), а в 1914 году призвали на военную службу. При этом Иван Папанин снова оказался в Крыму, так как его отправили служить на Черноморский флот. В 1918-1920 годах принимал участие в Гражданской войне на Украине и в Крыму (организация повстанческих отрядов и диверсий). С 1920 года был комиссаром оперативного управления при командующем морскими силами и силами Юго-Западного фронта. С ноября 1920 года выполнял функции коменданта Крымской ЧК, работал следователем. В 1921 году был переведен на работу в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, после чего с июля 1921 по март 1922 года работал секретарем Реввоенсовета Черноморского .

Через два года последовало повышение, и его перевели в Москву, где молодой чекист занимался вопросами почтовой связи, а позднее возглавил Центральное управление военизированной охраны. Со связью была связана и его работа в Якутии, где он руководил работами по возведению радиостанций. Еще находясь в столице, он успел в 1923-1925 годах пройти обучение на Высших курсах связи, именно после их окончания он и поехал в Якутию.

Деятельность Ивана Папанина в 1932-1935 годах также была связана с нахождением на самом краю земли. В 1932-1933 годах он являлся начальником полярной станции Бухта Тихая, которая находилась на Земле Франца-Иосифа, а в 1934-1935 году работал на станции, которая находилась на Мысе Челюскин. То есть работать ему приходилось в очень суровых условиях. Однако именно тогда Папанин, скорее всего, окончательно и бесповоротно влюбился в Арктику.

Позднее Ивана Дмитриевича ждали еще более сложные испытания. В 1937-1938 году произошло то, что и сделало Папанина знаменитым в нашей стране и мире. Он возглавил первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Научные результаты, которые были получены в уникальном дрейфе, были представлены им Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили очень высокую оценку специалистов. Работа дрейфующей станции действительно позволила собрать много важной и новой информации о суровом арктическом крае. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики все члены это знаменитой экспедиции были представлены к званию Героя Советского Союза. При этом Папанин вместе с радистом станции Кренкелем получил степень доктора географических наук.

В конце 1939 года - начале 1940-го Иван Папанин успешно организовал экспедицию по спасению из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокола «Георгий Седов». За удачную экспедицию по спасению ледокола, Иван Дмитриевич был второй раз представлен к званию Герой Советского Союза. Стоит отметить, что с 1939 по 1946 год он возглавлял Главсевморпуть. Должность начальника Главсевморпуть и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере Папанин занимал на протяжении всей Второй мировой войны. Его работа на посту начальника Главсевморпути была важна и в предвоенные годы, так как позволяла решить множество проблем с транспортировкой грузов по СМП. Первые годы на этом высоком посту он уделял большое внимание постройке в стране мощных ледоколов, развитию арктического мореплавания. В годы войны он успешно организовал прием и переправку на фронт военных грузов, которые приходили в СССР морем из США и Великобритании, за что в 1943 году получил звание контр-адмирала.

В послевоенные годы Папанин постепенно отошел от практики. На пенсию он вышел в 1949 году в связи с сердечным заболеванием (у него была стенокардия). При этом он не бросал заниматься теоретической научной деятельностью. С 1949 по 1951 гг. он являлся заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР по экспедициям. Начиная с 1951 года и до конца своей жизни, Иван Дмитриевич Папанов возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. Параллельно с этим, с 1965 года он являлся также директором Института биологии внутренних вод АН СССР, расположенном в поселке Борок. Также он являлся председателем Московского филиала Географического общества Советского Союза.

Иван Дмитриевич Папанин скончался 30 января 1986 года от хронической сердечной недостаточности в довольно преклонном возрасте - 91 год. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. За свою жизнь он успел стать почетным гражданином сразу четырех городов - родного Севастополя, а также Архангельска, Мурманска и Липецка и даже одной области - Ярославской. Его именем был назван мыс, расположенный на Таймыре, горы в Антарктиде и Тихом океане, а также остров а Азовском море. Также в честь Папанина были названы улицы в ряде городов Советского Союза.

Интересные факты биографии

Иван Дмитриевич Папанин - это академик без образования. В свое время он не получил даже среднего образования, мальчик проучился в начальной школе всего 4 года. Настоящей «школой жизни» для прославленного полярника стал завод. Лишь работая в Наркомате связи, Папанин окончил Высшие курсы связи. При этом отсутствие образования не помешало ему в 1938 году стать доктором наук, он получил эту степень за результаты, достигнутые в рамках работы станции «СП-1». В дальнейшем он смог стать академиком Академии наук СССР, а также заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям и директором Института биологии внутренних вод АН СССР. Не каждому дано добиться таких успехов и с должным образованием. То же самое можно сказать и о его воинском звании. Папанин стал контр-адмиралом в 1943 году. До этого он был лишь обычным матросом в годы Первой мировой войны и никакого специального военного образования не имел.

Полярник №1

Работа первой советской дрейфующей станции «СП-1» (Северный полюс-1) положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна в интересах навигации, гидрологии и метеорологии. Начавшийся 6 июня 1937 года дрейф станции продолжался 9 месяцев (274 дня) и завершился 16 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина, на которой находилась станция, проплыла 2100 километров. Участники данной полярной экспедиции в неимоверно трудных условиях работы сумели собрать и систематизировать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. В этой экспедиции приняли участие руководитель Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель, метеоролог и геофизик Евгений Федотов и гидробиолог и океанограф Петр Ширшов.

Пожалуй, ни одно событие в промежутке между двумя мировыми войнами не привлекало к себе столько внимания общественности, как дрейф «папанинской четверки» в Арктике. Первоначально они дрейфовали на огромной льдине, площадь которой достигала нескольких квадратных километров. Однако к моменту завершения экспедиции размеры льдины уже не превышали размеры волейбольной площадки. В тот момент весь мир следил за судьбой советских полярников, желая им только одного - возвращения из этой экспедиции живыми.

«Папанинцы»

Подвиг четверки «папанинцев» был увековечен в Советском Союзе по-разному. Так в 1938 году свет увидела серия почтовых марок, которая была посвящена экспедиции «СП-1». В том же году была выпущена книга «Жизнь на льдине» за авторством самого Папанина. Помимо этого, на протяжении нескольких лет все советские мальчишки играли в «папаницев» и покоряли Северный полюс, что нашло свое отражение в литературе тех лет (к примеру, в «Цветике-семицветике» Валентина Катаева, 1940 год). В 1995 году в России была выпущена памятная монета достоинством 25 рублей, которая была посвящена работе экспедиции «СП-1».

По материалам из открытых источников.

Так уж исторически сложилось, что в России часто делают вещи, остальным миром признанные недостижимыми и невозможными. Великий путешественник Джеймс Кук провозгласил, что никакого материка у Южного полюса нет, а если и есть, то проникнуть к нему нельзя из-за сплошного вечного льда.

Куку поверили все, кроме русских. В 1820 году корабли Фаддея Беллингсгаузена и Михаила Лазарева , не послушавшись Кука, пошли дальше него и открыли Антарктиду.

Великий путешественник Руаль Амундсен , первооткрыватель Южного полюса, пролетев над Северным полюсом на дирижабле «Норвегия», заявил: «Мы не видели ни одного годного для спуска места в течение всего нашего далёкого пути от Свальбарда до Аляски. Ни единого! И вот наше мнение: не летите вглубь этих ледяных полей, пока аэропланы не станут настолько совершенными, что можно будет не бояться вынужденного спуска!»

К середине 1930-х годов авиатехника в мире была ещё очень далека от совершенства. Но нашлись люди, которые решили, что предупреждение Амундсена, который, кстати говоря, и сам сгинул на просторах Арктики, к ним не относится. Надо ли говорить, что эти храбрецы были из России?

В феврале 1936 года один из главных энтузиастов и организаторов советских арктических исследований Отто Юльевич Шмидт на совещании в Кремле изложил план воздушной экспедиции на Северный полюс и основания станции в его районе.

Ничего подобного в мире никто ещё не делал. Больше того, слова Амундсена прямо говорили о том, что это невозможно.

Но Отто Юльевичу Шмидту советские лидеры верили, даже несмотря на то, что за несколько лет до этого погиб пароход «Челюскин», причём гибель его многие связывают именно с ошибочными решениями Шмидта.

Новый проект Шмидта был принят, и правительственным постановлением предписывалось организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков.

Гидролог, участник экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс-1» Пётр Ширшов работает с гидрологической лебёдкой. 1937 год. Фото: РИА Новости

Полярников готовили так, как потом готовили космонавтов

Экспедиция была необходима для получения данных, которые позволили бы продолжить освоение Северного морского пути и Арктики в целом. Кроме того, сама по себе советская станция у Северного полюса утверждала приоритет СССР в исследовании и освоении этого края. К тому же мы снова делали то, чего не делал никто в мире, — такие вещи всегда укрепляют престиж державы.

Правда, провал экспедиции или, того хуже, гибель её членов могла обернуться серьёзными потерями для того же престижа. Но кто не рискует, тот первопроходцем не становится.

Промежуточную базу для штурма полюса летом 1936 года заложили на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа. Сюда кораблями завозили стройматериалы, припасы и оборудование для будущей станции.

Полярные исследователи Пётр Ширшов и Иван Папанин укладывают на нарты имущество жилого домика на дрейфующей станции «СП-1». 1937 год. Фото: РИА Новости Готовили экспедицию не менее тщательно, чем спустя четверть века готовили космонавтов. Палатку для жилого лагеря строил московский завод «Каучук». Её каркас сделали из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены — брезентовые, между ними проложили два слоя гагачьего пуха, пол — резиновый, надувной. Две радиостанции — основную и аварийную — специально создавали в Центральной радиолаборатории в Ленинграде. Нарты построил судостроительный завод, а еду заготавливал Институт инженеров общественного питания.

В эскадрилью самолётов, которым предстояло высадить экспедицию на Северном полюсе, вошли четыре четырёхмоторных самолёта АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» и двухмоторный разведчик Р-6 (АНТ-7).

Командиром лётного отряда был назначен Герой Советского Союза Михаил Водопьянов , один из тех, кто спасал экспедицию «Челюскина». Общее руководство было возложено на Отто Шмидта.

Высадка

В общем составе экспедиции были четверо полярников, которым предстояла главная миссия, — остаться на льдине в качестве личного состава станции «Северный полюс-1». Начальником «СП-1» был назначен Иван Папанин , радистом — многоопытный Эрнст Кренкель , обязанности гидролога исполнял Пётр Ширшов , а геофизика — Евгений Фёдоров .

В феврале 1937 года Шмидт доложил в Кремле о готовности к экспедиции и получил «добро» на осуществление проекта.

19 апреля эскадра самолётов добралась до базы на острове Рудольфа. После этого начались попытки прорыва к полюсу. Но тяжёлые погодные условия срывали их одну за одной.

21 мая 1937 года самолёт Михаила Водопьянова, несмотря не технические трудности, совершил посадку на льдину в районе Северного полюса, «перелетев» его географическую точку примерно на 20 километров. Именно этот день стал днём основания станции «Северный полюс-1».

Михаил Водопьянов вспоминал забавный эпизод: когда начальник станции Иван Папанин ступил на лёд, он инстинктивно потопал по нему ногой: выдержит ли? Стоящий на льду многотонный самолёт при этом как бы намекал: пожалуй, да!

К 5 июня самолёты доставили на льдину всё необходимое для функционирования станции. Последним на «СП-1» прибыл «пятый папанинец» — полярная лайка по кличке Весёлый.

6 июня на льдине прошёл митинг и был поднят флаг СССР, после чего самолеты улетели. На льдине остались четверо участников экспедиции и собака.

Фотофакт «АиФ»

На станции бунтовал только Весёлый

К началу экспедиции льдина представляла собой ледовое поле три на пять километров с толщиной льда около трёх метров. Однако постепенно льдина начала уменьшаться, и этот процесс не прекращался до самого завершения экспедиции.

Экспедиция станции «Северный полюс-1» работала в условиях, мало отличающихся от космических. Надеяться не на кого, кроме себя, помощь в чрезвычайной ситуации придёт не сразу, и выжить можно, полагаясь только на товарищей.

Психологическая совместимость в такой обстановке — важнейшее дело. Самый маленький конфликт может обернуться полной катастрофой.

Не все знают, но у руководителей арктических экспедиций, работающих в изоляции от внешнего мира, есть особые полномочия. Если один из членов экспедиции, не выдержав перегрузок, начнёт вести себя неадекватно, начальник имеет право на самые крайние меры ради спасения остальных. На сленге это называется «уйти в торосы».

Иван Дмитриевич Папанин, участник Гражданской войны, в прошлом чекист, с 1932 года руководивший различными научными станциями в Арктике, был человеком жёстким и решительным. Недостаток образования у него компенсировался природной наблюдательностью, практической сметкой и талантом руководителя. Созданный лагерь на льдине устоял в самых тяжёлых условиях, а члены экспедиции выполняли свои обязанности даже тогда, когда обстановка стала по-настоящему угрожающей. Ни Эрнст Кренкель, ни Пётр Ширшов, ни Евгений Фёдоров не подвели своего начальника.

Пожалуй, единственным, кто отбился от рук Папанина, был его четвёртый подчиненный — пес Весёлый, который воспринял продовольственный склад экспедиции как свой персональный собачий рай, наведываясь туда регулярно. Тем не менее, эти проделки Весёлому прощали, поскольку он, соответствуя своему имени, заменил полярникам «кабинет психологической разгрузки».

Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный Полюс-1». 1937 год. Фото: РИА Новости

На грани возможного

18 июня 1937 года произошло историческое событие: над первой в мире дрейфующей станцией в Арктике пролетел самолёт АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова , совершавший первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку. Мир был потрясён: эти «советские русские» делают вещи, о которых никто и помыслить не может!

Фотофакт «АиФ»

В конце июня 1937 года в Москве прошло чествование Отто Шмидта, Михаила Водопьянова и других участников экспедиции, сделавших работу станции «Северный полюс-1» возможной. Государственных наград в тот момент, по понятным причинам, не могли получить только четверо отважных полярников, работавших на льдине.

Но за их судьбу в тот момент тревоги не было — работа экспедиции шла в нормальном режиме, связь с «СП-1» была устойчивой, научные данные шли практически непрерывным потоком. Словом, никаких поводов для беспокойства.

Но чем дальше дрейфовала льдина в сторону Гренландии, тем сложнее становилось работать папанинцам. В январе 1938 года уменьшение ледового поля стало угрожающим. А утром 1 февраля Папанин сообщил: шторм разорвал льдину, оставив экспедиции обломок 300 на 200 метров, лишив «СП-1» двух баз и технического склада. Вдобавок трещина образовалась и под жилой палаткой.

Стало ясно: экспедицию пора эвакуировать. На помощь папанинцам срочно отправились ледокольные пароходы «Мурманец», «Мурман» и «Таймыр». Началась гонка со временем. Льдина продолжала уменьшаться и покрываться трещинами. В последние дни ширина ледового поля, на котором находилась станция, не превышала 30 метров. Значительно позже участники экспедиции рассказывали, что в этот момент они стали мысленно готовиться к самому худшему.

Но 19 февраля 1938 года к «СП-1» подошли ледоколы «Таймыр» и «Мурман». Эмоции у спасателей зашкаливали не меньше, чем у спасаемых. На льдину высыпало до 80 человек, но, слава Богу, она выдержала и это последнее испытание. В считанные часы лагерь был свёрнут. Радист Эрнст Кренкель передал последнюю радиограмму с «СП-1»: «В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».

Награды и доходы

15 марта 1938 года участники экспедиции прибыли в Ленинград, где их ждала торжественная встреча. Всем четверым полярникам, работавшим на «СП-1», было присвоено звание Героев Советского Союза.

Встреча сотрудников советской полярной дрейфующей научной станции «Северный полюс-1» Ивана Папанина, Петра Ширшова, Эрнеста Кренкеля, Евгения Фёдорова на улицах Москвы. 1938 год. Фото: РИА Новости / Трошкин

С «СП-1» началась история советских и российских дрейфующих полярных станций, которая продолжается и по сей день.

Свою награду получил и пес Весёлый — ставший любимцем не только полярников, но и всей детворы Советского Союза лохматый покоритель полюса был подарен товарищу Сталину и прожил свою оставшуюся собачью жизнь в почёте и уважении на даче вождя.

Фотофакт «АиФ»

И последнее, что хотелось бы сказать об истории станции «Северный полюс-1», — государство не только окупило все расходы на неё, но даже неплохо заработало на этом проекте. Дело в том, что режиссёр Марк Трояновский , входивший в состав экспедиции, за дни, пока на льдине возводился базовый лагерь станции, снял целый фильм, получивший название «На Северном полюсе». Лента была продана за валюту во многие страны мира, где вызвала небывалый ажиотаж, принеся советской казне большую прибыль.

Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-1»: Иван Папанин, радист Эрнст Кренкель (на переднем плане), геофизик Евгений Федоров и гидролог Петр Ширшов (стоят). 1939 год. Фото: РИА Новости / Иван Шагин

Михайлов Андрей 13.06.2019 в 16:00

Много славных страниц в истории открытия и изучения российской Арктики. Но есть в ней особая глава, с которой началась героическая полярная эпопея. 21 мая 1937 года, полярная воздушная экспедиция АН СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию "Северный полюс-1" на долгих девять месяцев.

С этой экспедиции началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, благодаря чему навигация по Северному морскому пути стала регулярной. Ее члены должны были собрать данные в области атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.

А начиналось все так. 13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полетов Отто Шмидт изложил план воздушной экспедиции на Северный полюс и основания там станции. Сталин и Ворошилов на основании плана поручили Главному управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолетах оборудование для научной станции и зимовщиков.

Была сформирована эскадра воздушной экспедиции из четырех четырехмоторных самолетов АНТ-6-4М-34Р "Авиаарктика" и двухмоторного разведчика Р-6. Чтобы выбрать место промежуточной базы для штурма полюса на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа), весной 1936 года в разведку отправились летчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился ледокольный пароход "Русанов" с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома.

Готовила экспедицию вся страна. Например, палатку для жилого лагеря создал московский завод "Каучук". Ее каркас был сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб, брезентовые стены были проложены двумя слоями гагачьего пуха, резиновый надувной пол также должен был сберечь тепло.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основным источником питания служили два комплекта щелочных аккумуляторов, заряжавшихся от небольшого ветряка или от динамо - легкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, вес радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам ленинградский Судостроительный завод имени Каракозова построил нарты из ясеня, весившие всего 20 килограммов. Институт инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обеды на целых полтора года весом около 5 тонн.

21 мая 1937 года около пяти утра с острова Рудольфа в воздух поднялась машина Михаила Водопьянова. На всем протяжении полета поддерживалась радиосвязь, уточнялись погода и характер ледяного покрова. Во время полета произошла авария: в верхней части радиатора третьего мотора образовалась течь во фланце, стал испаряться антифриз. Бортмеханикам пришлось разрезать обшивку крыла, чтобы подкладывать тряпку, которая впитывала жидкость, выжимать ее в ведро, а из него насосом перекачивать охлаждающую жидкость обратно в бачок мотора.

Эту операцию механикам приходилось проводить до самой посадки, высовывая голые руки из крыла при -20-ти и стремительном ветре. В 10:50 достигли полюса. А 25 мая был дан старт оставшейся группе самолетов.

После высадки на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий. Ежедневно они отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. Вскоре после высадки обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного полюса, через 274 дня льдина превратилась в обломок 200 на 300 метров.