Разное        09.12.2021   

Раннее Новое Время. Европа в раннее Новое время (позднее Средневековье)

И создание судна , способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что первое из этих изобретений сделано задолго до наступления Нового времени.

Судном, на котором первооткрыватели отправлялись в дальние плавания, стала каравелла . Эти небольшие по современным меркам суда (например, « Санта-Мария », флагман Колумба в его первом путешествии, имела водоизмещение в 130 тонн) в буквальном смысле изменили карту мира. С каравеллами прочно связана вся эпоха великих географических открытий . Довольно характерно название, которое каравелла получила в нидерландском языке , - oceaanvaarder, буквально - «судно для океана ».

Однако, одних предпосылок недостаточно, поэтому должен быть мотив, заставлявший отправляться в далёкие и опасные путешествия. Таким мотивом стал следующий факт. Во второй половине XV века завоевавшие ослабевшую Византийскую империю турки перекрыли караванные пути на восток, по которым в Европу доставлялись пряности. Таким образом прервалась приносившая сверхприбыли торговля. Именно желание найти альтернативный доступ к богатствам востока и стало стимулом мореплавателей конца XV - начала XVI веков. Следовательно, обоснованной выглядит точка зрения, считающая датой окончания Средних веков 1453 год - захват турками Константинополя .

Интересно отметить, что таким образом именно экспансия мусульманской цивилизации послужила тем катализатором, который вызвал ускоренное развитие цивилизации европейской.

Культурные изменения

Наука

Благодаря культуре Возрождения средневековое мировоззрение, центральным звеном которого являлась вера и аскетизм, постепенно пришло в упадок. Оно было вытеснено растущим интересом к античному наследию, человеку и изучающим его наукам.

Основные события

Великие географические открытия

Великие географические открытия - период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Колонизация Америки

Колонизация Америки - это длительный процесс завоевания европейцами территории Северной и Южной Америки, проходивший с момента открытия этой части света в 1492 году до конца XVIII века.

Реформация и контрреформация

Реформация (лат. reformatio - исправление, преобразование) - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера : 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои « 95 тезисов », в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Контрреформация в Западной Европе - церковное движение, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

Тридцатилетняя война

Тридцатилетняя война (1618-1648) - первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию). Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Последняя значимая религиозная война в Европе, породившая вестфальскую систему международных отношений.

Вестфальский мир и вестфальская система международных отношений

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни - Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи .

Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

  • Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов ( кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель , осуществлённую до 1624 года, и провозглашал принцип веротерпимости , что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;
  • Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи : главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;
  • Согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Английская революция

Английская революция XVII века (известная также как Английская гражданская война) - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной , при которой власть короля ограничена властью парламента , а также гарантированы гражданские свободы . Революция открыла путь к промышленному перевороту в Англии и капиталистическому развитию страны.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (парламент против короля), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами . В Английской революции был замечен, хотя играл и второстепенную роль, также элемент национальной борьбы (между

Новым временем называется период развития европейских государств с 17-го по 18-й век. Иногда учёные относят сюда и эпоху Возрождения, кроме того, некоторые включают и 19-е столетие. Двадцатый век всегда рассматривается отдельно, и определяется как «современность».

Периодизация

Эпоха Нового времени базируется на буржуазии и духовных ориентирах, составляя из них единое целое. Так как к данному периоду относятся целых три века, каждый из них имеет своё историческое «лицо» и культурные особенности. Это:

  • XVII век - век эпохи зарождения и становления рационализма;
  • XVIII век - век Просвещения и «третьего сословия»;
  • XIX век - век классики, расцвета буржуазии и одновременно её кризиса.

Новое время охватывает два этапа. В 17-м веке прогрессировало господство Франции и Испании, нескончаемые революции буржуазии в Англии. Это - начало формирования современной картины мира и философии.

Завершилась стадия становления мануфактур, сформировалась свободная экономика и либеральная политическая система. Кроме того, люди стали стремиться к свободе и праву выбора идеологии. Всё это способствовало развитию идеологии Просвещения.

Характерные черты

Эпоха Нового времени - это период противоречий, так как людям было необходимо сменить старый уклад на более актуальный, переосмыслить ценности, принять технологический прогресс и стать его частью. Для него характерны следующие особенности:

  • Главную роль стала играть отдельная личность. Всё внимание было направлено на духовность человека, пробуждалось чувство обострённости собственного «я», что способствовало открытию самосознания как другой реальности.
  • Личность стала тянуться к элитарному гуманизму, который воспевал свободу творчества. Главной его особенностью была универсальность, то есть каждый человек получал право на свободу, жизнь, богатство и т. д.
  • Стало формироваться сознание людей, которое направлялось на развитие технического прогресса, на изменение повседневного уклада жизни и на становление экономического порядка.
  • Борьба церкви и государства стала более напряжённой, но завершилась тем, что власть не смогла подчинить религию.

С одной стороны, человек, благодаря постоянному давлению материального состояния, превращался в экономическое орудие. Но с другой - вступал в противоборство с тотальной техногенной и экономической зависимостью.

Периодизация Нового времени крайне интересна и своеобразна, нельзя это не отметить. Ведь в ней совмещаются и развиваются сразу две эпохи - Новая и Просвещения. Во второй главенствует равенство и справедливость конца 17-го - 18-го века.

В это время появилось больше стилистических жанров искусства, чем в любые другие. В конце 19-го века появился и стал развиваться кинематограф. А ещё в период 17-19-го столетий впервые построили метро и подземные туннели.

Социальный аспект

Если говорить про культуру Нового времени, то нельзя не отметить, что это был период, когда общество проснулось и решило сменить свою не слишком приятную среду обитания, дабы увидеть самих себя и окружающий мир свежим взглядом.

Учёные окрестили этот период истории «Новым» потому, что он действительно стал таковым. Тем более если сравнивать со Средневековьем. Впервые самой значимой фигурой стал отдельный человек и его личность, начало складываться правовое общежитие. Кроме того, исчезло давление в области культуры и науки.

Были созданы условия для обеспечения свободы и освобождения от рабства. В результате всего вышесказанного у человека развилось понятие и осознание собственного «я».

Благодаря этому произошла смена консервативных общественных отношений на быстрое и стремительное буржуазное общежитие, в котором устанавливались суровые рыночные отношения в условиях огромной конкуренции.

Пока буржуазия пыталась наладить экономику, сознание человека начало стремиться понять природу и духовность человека. В это время очень резко повысился интерес к философии, естествознанию.

Так как протестантство распространилось в северной и центральной частях Европы, резко повысился уровень образования. Этому способствовало знакомство с Библией. Но также её чтение повлияло на развитие религиозного фанатизма. Можно сказать, что произошло переосмысление и переоценка роли человека, люди пришли к пониманию, что длительное время были ограничены в образовании, то есть они лишались и культурного, творческого, научного просвещения. Эпоха стала предзнаменованием счастья, люди начали понимать, что можно делать, а что нет.

В Новое время произошло становление буржуазии и индустриального общества. Но также оно принесло и множество революций: Нидерландскую (1566-1609), Английскую (1640-1688), Великую Французскую (1789-1794). В перечисленные события были вовлечены широкие массы населения, всё это усугублялось культурой и открытиями.

Научный прогресс

Из-за развития производства возникла острая необходимость в исследованиях. Лидером стала механика и её открытия в сфере движения тел. Научная культура Нового времени развивалась стремительно. Огромную роль сыграли математические достижения. Вселенную стали рассматривать уже не как живое существо, а как безликий феномен, управляющий естественными законами, которые можно изучить и понять. А религия начала рассматриваться, как второстепенный или даже несуществующий фактор.

Основные черты культуры

Возвращаясь к периодизации Нового времени, нужно отметить, что доминация науки началась с научной революции, которая связывается с гелиоцентрической теорией Коперника. Она вызвала протест в религиозной среде. Фанатики связали её с теорией Джордано Бруно, который был осуждён инквизицией. Только в 20-м веке католики признали их правоту. А Кеплер доказал, что движение планет происходит по непрерывному эллипсу.

Галилео Галилей изобрёл телескоп и с его помощью смог доказать, что планеты однородны. После этих открытий в науке сформировалось разделение естественных и гуманитарных наук.

В новое время Бог стал восприниматься как архитектор и математик, который однажды запустил механизм движения планеты, но в её существование не вмешивается. Это значимый момент в истории культуры Нового времени, ведь именно так произошло формирование философии - деизм. Рационализм стал основным инструментом для изучения Вселенной.

Философия практически всегда опережает науку в развитии, и иногда превращается в механизм её движения. Проблема становления науки заключалась в том, что общество разделилось на два противоположных лагеря. Одни были за рациональность, другие - сенсуалисты. Вторые утверждали, что чувственный и эмпирический путь познания самый достоверный. Первые же считали, что у человека недостаточно чувств для познания. Единственное, чем можно понять окружающий мир - это разум.

Во времена формирования культуры Нового времени возрос интерес к половым различиям, появился и развился культ тела женщины. А в 19-м веке дамы стали бороться за свободу слова и социальное освобождение. Буржуазия начала считать дом крепостью. А любовь стала первостепенной причиной заключения брака. Возраст в его вступление для мужчин составил 30 лет, а для девушек - 25. Дети стали воспитываться с учётом их поведения и стремлений. Образование распространилось на всё общество, а мальчиков и девочек стали учить раздельно.

Искусство

Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение "причудливый".

Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.

Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.

Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.

В Новую эпоху сформировался ещё один стиль - рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление "сентиментализм".

Великие деятели

Их тоже следует отметить вниманием, рассказывая про особенности культуры Нового времени. В эту эпоху наука развивалась очень активно. Именно в данный период были заложены основные принципы естествознания. Все сведения, которые были приобретены врачами, целителями, алхимиками, приобрели структурированную форму. Благодаря этому образовались новые нормы и идеалы строения науки. Они связывались с математикой и экспериментальной проверкой не только естественных процессов, но и религиозных догматов.

Главным отличием Новой эпохи стало резкое падение авторитета церкви и возвышение науки. Галилей начал изучать методологию науки, а Ньютон осваивал механику и её принципы. Благодаря стараниям Бэкона, Гоббса, Спинозы философия была освобождена от схоластики. И её основой стала не вера, а разум. Общество все больше приобретало независимость от религии.

Это век рождения людей с новыми поступками и мыслями. Наука формировалась не от знания одной определённой личности, а основываясь на фактах и проверке.

Открытия

Эпоха Нового времени символизируется не только большими переменами в искусстве и науке, но и географическими открытиями. Нельзя не отметить прогресс в области математики, медицины, философии, астрономии.

Это период реформации, когда полностью поменялось отношение к религии и вере как таковой. В ней произошёл просто огромный переворот в культуре.

Новое время было основано на принципе гуманизма и человеческого творчества и развития. Образ человека, который создал себя сам, стал идеалом эпохи.

В конце 16-го - начале 17-го века были сделаны большие географические открытия, и совершены путешествия, которые раньше были невозможны. Деятели культуры Нового времени дали толчок невероятному прогрессу. В большей мере это произошло из-за нужды капиталистов в расширении своего благосостояния. И они решили, что пора найти мифическую страну - Индию. Две самые могущественные на тот момент морские державы (Испания и Португалия) отправились на поиски.

В 1492 г. испанский мореплаватель Х. Колумб отчалил от родных берегов, и по истечении ровно 33 дней он уткнулся в Колумбийские берега, приняв их за Индию. Он погиб, так и не узнав, что была открыта Америка. Но позднее А. Веспуччи было доказано открытие новой стороны света.

Путь в Индию был открыт в 1498 г. другим мореплавателем - Васко да Гамой. Это открытие предоставляло новые торговые возможности со странами побережья Индийского океана.

Магелланом было совершено первое кругосветное путешествие, длившееся 1081 день. Но, к сожалению, из всей команды выжило только 18 человек, поэтому люди долго не решались повторить его подвиг.

Культура и наука Нового времени развивались очень стремительно, были переосмыслены все взгляды на эти сферы в принципе. Коперник изучал не только астрономию и математику, но и большое внимание уделял медицине и правовому образованию.

Революционером стал Д. Бруно, но ему пришлось проститься с жизнью, доказывая, что в мире существует множество планет. А ещё что Солнце - это звезда, и, кроме неё, их ещё миллионы. Но Г. Галилей, сделав телескоп, доказал теорию Бруно и Коперника.

И. Гутенберг изобрёл книгопечатанье, что поспособствовало росту образованности. А эталоном стал считаться интеллектуально развитый человек, ставший в дальнейшем образцом культуры Нового времени.

Однако это не всё. Если говорить про литературно-художественную культуру, то поэт Ф. Петрарка читаем почти семь сотен лет, а итальянец Д. Боккаччо написал сборник, в котором говорилось, что человек имеет право на радость. М. де Сервантесом был написан известный роман «Дон Кихот», им были высказаны идеи, которые актуальны и на сегодняшний день. Вершиной литературы стала драматургия У. Шекспира.

Особенности

Ещё немного стоит поговорить про черты культуры Нового времени. Вот чем она отличается:

  • идеалами гуманности и равенством людей перед законом, независимо от сословия и рода;
  • развитием рационального мышления и отказом от метафизики;
  • развитием естествознания, используемого для развития и прогресса.

Эта идеология стала основой преобразования, которые произошли в процессе революций.

Становление русской культуры

Об этом напоследок. 17-й век стал переломным не только в Европе, но и в России. Петербург становится столицей, и в результате реформ начинается формирование бюрократического государства. Происходит расширение территории, страна получает выход к Балтийскому и Чёрному морям, это способствует налаживанию связей с Европой.

Пётр I активно взялся за развитие и становление государства и отход от средневековья. Как следствие стало происходить становление русской национальной культуры Нового времени.

Экономика и социальная жизнь начали динамично развиваться. Это сказывается и на культуре. Религия вновь оказывается под политической властью, а при попытке дать оценку действием Петра быстро искореняется.

Интенсивно возводятся новые города с довольно развитой инфраструктурой, а образование выносится на первый план.

В середине 18-го века монархия расцветает, в это время растёт общественное мышление и самосознание. Его центром становится свобода, которая способствует образованию нового слоя общества - интеллигенции.

Вторая половина века самая значимая в развитии искусства. Происходит освоение всех возможных жанров и видов, а процесс творчества ничем не ограничивается. Вперёд выходит красота и благородство, а также патриотизм.

Европа в раннее Новое время (позднее Средневековье)

«Европа в раннее Новое время (позднее средневековье)»

Новая история, или новое время в истории человечества, -- это эпоха капитализма. Она охватывает период от Английской буржуазной революции XVII в. до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Новую историю делят на два периода: от Английской буржуазной революции середины XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции. Новое время явилось этапом больших перемен во всех сферах жизни. Оно занимает более краткий период, если сравнивать его со Средними веками или с древним миром, но в истории этот период имеет крайне важное значение. Многие историки называют его "временем великого прорыва", и этому есть объяснения. Именно в этот период были заложены основы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Этот период стал также переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями. Если до этого Запад был относительно замкнутым регионом, то произошедшие в XV-XVII вв. Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. В XVI-XVII вв. Европа стала родиной первых раннебуржуазных революций.

Переход к индустриальному обществу:

На протяжении Нового времени в жизни народов Северного полушария, а затем и всего мира произошли качественные перемены. Они были обусловлены началом перехода от традиционного общества к индустриальному, который принято называть модернизацией. Новое время, кратко говоря, привело к изменению политического строя во многих странах. Бурное развитие торговли, особенно в период географических открытий, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали все сильнее противоречить традиционной экономики и политическому строю. Появившийся новый класс, буржуазия, начинает играть значительную роль в государстве. Во многих странах достигших предела противоречия капиталистическим способом производства и федеральным строем привели к буржуазным революциям. Великая английская (1640--1660) и Великая французская революции (1789--1794) положили начало процессу утверждения буржуазии в качестве господствующего класса в политической организации европейского общества. В XIX в. буржуазные революции охватили другие европейские страны. В 1820--1821, 1848 гг. революции произошли в Италии. Целая серия революций 1854--1856 гг. сотрясала Испанию. В 1848 г. произошли революционные выступления в Германии. Роль лидера социальных революций в Европе играла Франция. После Великой буржуазной революции 1789--1794 гг. она пережила еще три в 1830, 1848 и 1871 гг. Наряду с буржуазией в социальных революциях XIX в. активно выступает пролетариат. В форме крупных восстаний он стремится отстоять свои права. Восстание лионских ткачей во Франции (1830 и 1839), восстание силезских ткачей в Германии (1839), чартистское движение в Англии свидетельствуют о растущей силе рабочего класса. К середине XIX в. организуется политическая организация рабочего класса Европы -- Первый Интернационал. Капитализм окончательно побеждает в Европе. Начинается промышленный переворот, и устаревшая мануфактура вытесняется фабрикой. Большинство европейских стран в новое время переживают сложное время изменения форм власти, кризис абсолютной монархии. В результате изменений в политическом строе в наиболее прогрессивных странах возникает парламентская демократия. В этот же период начинает складываться система международных отношений.

Географические открытия:

Новое время - время изобретателей и практиков, время великих географических открытий. В 1492 г. генуэзец Христофор Колумб открыл новый материк - Америку, в 1498 г. португальский мореплаватель Васко да Гама установил морской путь в Индию, в 1519 г. португалец Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. В связи с этими событиями европейская торговля, простираясь через океаны, стала подлинно мировой. Испания и Португалия превратились в колониальные державы. Открытие нового морского пути явилось тяжелым ударом по традиционной торговле арабов, турок, венецианцев. Новый экономический центр Европы, а по сути дела, и всего мира переместился на берега Северного моря - сначала в Голландию, затем в Англию и Северную Францию. В этих странах одновременно развивались и промышленность, и торговля. Позднее эксплуатация золотых и серебряных рудников, сахарных и табачных плантаций Америки, основанная на широком применении труда рабов, захваченных в Африке, принесла огромные богатства главным образом Голландии и Англии. Эти страны по экономическому развитию опережали Испанию и Португалию, где продолжали существовать феодальные отношения. Успех путешествий способствовал изменению во многих областях жизни Европы. На европейских рынках стали появляться новые товары, прибывшие с Востока и Запада, - хлопчатобумажные изделия, фарфор, какао, табак. Открывшиеся возможности новых морских путей повлекли за собою повышение требований к кораблестроению и навигации, к подготовке мастеров по производству карт, компасов и других инструментов. В Португалии, Испании, Англии, Голландии и Франции были основаны мореходные школы. Морские путешествия произвели важный переворот в сфере представлений о земле, практическую ценность приобрело изучение движения звезд. В это время массовое применение нашли величайшие изобретения, расширившие возможность наблюдения природы, - телескоп и микроскоп. После географических открытий рынок сбыта товаров и получения сырья для производства значительно расширился, быстро рос торговый капитал, богатели буржуазия и купечество. В этот период развивался обмен продуктов сельского хозяйства на товары, изготовлявшиеся в городе, возрастал объем производимых товаров. Развитие товарного производства, увеличение спроса на продукцию ремесла сопровождались расслоением ремесленников. Производство, основанное на разделении труда, получило название «мануфактурного». Само слово «мануфактура» означает «ручное изготовление». Но мануфактура - это уже промышленное предприятие со значительным капиталом и наемными рабочими, производящими продукцию на широкий рынок.

Первые мануфактуры возникли в Италии в XIV в. В конце XV - начале XVI в. мануфактуры создавались в Германии, Англии, Нидерландах, Франции. В XVI-XVII вв. суконные и шелковые, оружейные и стекольные, оптические и другие мануфактуры были распространены во всех европейских странах. В России первые мануфактуры появились в XVII в. Наиболее быстрыми темпами мануфактурное производство в России стало развиваться в начале XVIII в., а широкое развитие мануфактуры получили в XVIII - первой половине XIX в.

Создание первых колониальных империй:

Испанская колониальная империя: Раньше всех на путь построения империи вступила Испания, объявлявшая своей собственностью все открытые её мореплавателями земли в Новом Свете. Самая первая испанская колония была основана на о. Эспаньола (современный о. Гаити), затем были захвачены Куба, Ямайка и другие острова Вест-Индии. В начале XVI в. испанцы приступили к освоению материка. На протяжении многих веков здесь существовали высокоразвитые цивилизации инков (в Перу), майя и ацтеков (на территории современной Мексики).

Первой жертвой испанцев стала держава ацтеков, захваченная в 1519-1521 гг. отрядом конкистадоров (от испанского слова конкиста -- завоевание) под командованием Эрнана Кортеса. Вслед за тем пали города-государства майя. В 1532-1534 гг. наступила очередь государства инков, разгромленного конкистадорами во главе с Ф. Писсаро. На развалинах завоёванных государств были образованы колонии Новая Испания и Перу.

Португальская колониальная империя:

Несколько иные методы для построения своей империи использовали португальцы. Утвердившись сначала в построенных ими укреплениях на побережье Индии, они начали быстро распространять своё господство по всей Южной Азии. Португальцы следовали по сложившимся в этой части света торговым путям, стремясь установить контроль над их ключевыми пунктами. Для начала они захватили порты к западу от Индии, через которые осуществлялась торговля арабских государств и Персии, а в 1511 г. заняли Малакку -- крупнейший порт Юго-Восточной Азии, расположенный на перекрёстке важнейших торговых маршрутов у берегов Азии. Ценнейшим приобретением стали «острова пряностей». В 1517 г. португальцы установили торговые связи с Китаем, в 1542 г. -- с Японией. В 1557 г. они основали Макао -- первую европейскую колонию на территории Китая. Из стран Дальнего Востока в Европу доставлялись такие ценные товары, как чай, шёлк, фарфор.

Португальцы создавали колониальную империю, отличавшуюся от испанской. Испания стремилась к прямому захвату обширных неосвоенных территорий, где организовывалась добыча драгоценных металлов и создавались плантации -- крупные земледельческие хозяйства, в которых выращивались чай, сахарный тростник, хлопок и другие культуры. Вместо больших по площади колоний португальцы создавали сеть опорных пунктов, стремясь поставить под свой контроль богатейшую торговлю Ост-Индии. В отличие от испанской территориальной империи Португалия создала первую в мире торговую империю глобального, то есть всемирного, масштаба. Общим для двух держав было установление закона, по которому право торговли с их колониями принадлежало только собственным подданным и очень жёстко регламентировалось королевской властью. В 1580 г., когда Португалия была захвачена Испанией, образовалась гигантская колониальная империя, просуществовавшая до 1640 .

Реформация и контрреформация в Европе:

Реформация в XVI в. - важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные течения и национальные церковные организации. Отражая кризис католицизма, Реформация в то же время позволила преодолеть его, адаптировав христианскую веру к потребностям и этическим запросам современного ей общества.

Антиклерикальные настроения были распространены в самых разных его слоях на всех этапах Средневековья: с критикой нравов римской курии, клира и монашества выступали многочисленные «ересиархи», политические мыслители, писатели-гуманисты, представители национального духовенства - сторонники «соборного движения». Политические претензии к римско-католической церкви высказывали светские правители и европейское дворянство, требовавшие секуляризации ее имущества и земель. Бюргерство выступало за «удешевление» церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения - от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

К началу XVI в. эти требования слились в единый поток и привели к осознанию необходимости глубокой реформы церковной доктрины и организации. Важнейшими предпосылками Реформации на рубеже XV-XVI веков стали общий подъем образования, успехи книгопечатания, распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека - хозяина своей судьбы. Назревшие в обществе интеллектуальные потребности привели к переосмыслению теории о «единоспасающей роли» католической церкви, а также о значении церковных таинств (крещения, причащения, миропомазания, покаяния, священства, брака и елеосвящения) в индивидуальном спасении. Начало европейской Реформации было положено в Германии.

Контрреформация и «католическая реформа» в Европе:

Успехи протестантизма нанесли сильный удар по позициям католической церкви, утрачивавшей прежнюю власть над христианским миром. Это заставило папство принять ряд мер, направленных на борьбу с «протестантской ересью». Церковная политика, призванная остановить распространение новых учений, получила название «Контрреформация». Ее активно поддержали государи стран, оставшихся католическими, - Испании, Франции, части германских и итальянских государств.

В этих странах активизировалась инквизиция, осудившая тысячи протестантов на мучительную смерть на кострах как еретиков. Католическая церковь поощряла доносы на протестантов; имущество осужденных передавалось доносчикам.

Инквизиция пристально следила за распространением «вредных» идей в университетах, была введена цензура печатных изданий. В католических странах труды протестантских теологов были занесены в «индекс запрещенных книг» и предавались публичному сожжению. Ввоз этой литературы или ее подпольное издание карались смертью.

Одним из самых действенных средств в борьбе за умы верующих стал основанный в 1540 г. орден иезуитов. Его создателем и первым генералом был испанский дворянин и богослов Игнатий Лойола (1491-1556). Он составил программу действий и духовные заповеди для членов общества Иисуса (иезуитов), главной целью которых было укрепление позиций католической церкви по всему миру, который Лойола поделил на «провинции», охватившие не только Европу, но также Азию и Америку, куда направлялись иезуитские миссионеры. Каждый регион возглавлял «провинциал», при котором действовал совет - коллегия, подчинявшаяся генералу ордена.

В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру и старались не отличаться по виду от светских лиц. Они участвовали в политической и общественной жизни, чтобы оказывать на них влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, министрам, придворным фаворитам, побуждая их проводить политику, одобренную папским престолом.

Иезуиты занимались «уловлением душ» среди всех слоев общества и делали это весьма тонко: чтобы привлечь к себе верующих, они открывали школы, госпиталя, приюты для сирот и престарелых. При этом иезуитские коллегии и школы отличались высочайшим уровнем образования. В XVI-XVII вв. иезуиты считались лучшими преподавателями в Европе, из среды ордена вышли многие выдающиеся историки и политические мыслители.

Умение интриговать и подчинять людей своей воле сделали понятие «иезуит» символом хитрости и политической беспринципности. В их глазах цель оправдывала любые средства. Во имя дела церкви иезуиты допускали даже убийство, считавшееся смертным грехом. Они подготовили ряд покушений на протестантских государей и политических деятелей во Франции, Нидерландах, Англии и поддерживали католические заговоры в протестантских странах. В ордене царила жесткая дисциплина, не позволявшая рядовым членам рассуждать о моральной стороне их действий. Если иезуит получал приказ начальника, он должен был подчиниться безоговорочно, как если бы он был неодушевленным существом, - гласил устав общества.

Многие деятели католической церкви осознавали, что проповедь протестантизма пользуется успехом благодаря тому, что делает Библию - основной авторитет для христиан - более доступной верующим, переводя ее на народные языки. Реформация несла с собой церковное просвещение: людей учили грамоте, основам веры, составляли катехизисы - краткое изложение основ веры в виде вопросов и ответов, - которые заучивались. Пасторы следили, чтобы те, кто не знает основ веры, не получали причастия. Благодаря Реформации многие христиане лучше узнали, во что именно им следовало верить.

Католическая церковь с ее латинской службой и латинской Библией, недоступными пониманию большинства, проигрывала в этом отношении. Ей приходилось наверстывать упущенное. Во второй половине XVI века католические теологи - сторонники «католической реформы» - также занялись переводом Библии на национальные языки. Расширилась сеть католических школ и университетов.

Наиболее дальновидные представители католической церкви были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Они не поддерживали принципа папской теократии, предлагали отказаться от утверждения о непогрешимости папы и настаивали на том, что он должен подчиняться коллективным решениям соборов. Однако консервативная часть католического духовенства сопротивлялась всяким попыткам реформ.

Разногласия должен был разрешить Тридентский собор, заседавший с перерывали с 1545 по 1563 г. В ожесточенных спорах о реформах победили консерваторы: они настояли на верховенстве папы над собором, добились жесткого соблюдения духовенством всех церковных ритуалов и папских предписаний, укрепили инквизицию. Противоречия в католической церкви были преодолены, но это был триумф ее реакционной части

Основные тенденции социально-экономического развития:

Характерная черта хозяйственной жизни и экономики раннего Нового времени - сосуществование новых и традиционных черт. Материальная культура (орудия труда, технологии, навыки людей в сельском хозяйства и ремеслах) сохраняла средневековую рутинность. XVI-XVII вв. не знали по-настоящему революционных сдвигов в технике или новых источников энергии. Господствующими типами двигателей оставались известные еще с античности водяные колеса, а также ветряные мельницы и мускульная сила людей и животных; основным источником энергии - древесный уголь. Приемы «высокого» сельского хозяйства и сложные севообороты вошли в практику в период классического Средневековья и мало изменились с тех пор. Некоторые сдвиги происходили в традиционных ремеслах - изобретение широкого ткацкого станка и самопрялки способствовало прогрессу текстильного производства. Однако средневековая цеховая система препятствовала внедрению технических новшеств. Этот период был последней стадией развития доиндустриальной аграрной цивилизации в Европе, завершившейся с наступлением промышленной революции XVIII в. в Англии. индустриальный колониальный контрреформация империализм

С другой стороны, в европейской экономике явственно выделились несколько сфер ускоренного развития, где шире применялись новые технологии и формы организации труда. Прогресс горного дела и металлургии, в которых производство осуществлялось на паевых началах с вложением крупных капиталов, позволил увеличить выплавку железа, чугуна, стали, что в свою очередь привело к подъему оружейного дела, производству артиллерии и огнестрельного оружия, в котором Европа XV-XVI вв. не знала себе равных. Следствием распространения огнестрельного оружия стал переворот в военном деле, переход от тяжеловооруженной рыцарской конницы и легкой кавалерии к пехоте, вооруженной аркебузами, утрата феодальным ополчением прежнего значения, изменения в фортификации, во всей стратегии и тактике войны.

Быстрый прогресс наблюдался и в т.н. «новых производствах», не имевших средневековых цеховых традиций, к ним относились книгопечатание - важнейшее как в техническом, так и культурном отношении изобретение Иоганна Гутенберга (1445), производство бумаги, стекла, мыла, зеркал, хлопчатобумажных и шелковых тканей.

В XV-XVII вв. густая сеть коммуникаций связала между собой города и страны Европы. Развитие торговли и средств сообщения привело к складыванию внутренних и общеевропейских рынков, а установление регулярных связей с Африкой, Азией и Америкой заложило основы мирового рынка.

Важным фактором экономического развития раннего Нового времени стало зарождение капиталистического уклада. Оно явилось закономерным результатом эволюции мелкого товарного производства в условиях рынка. К концу XV в. большая часть европейского крестьянства была лично свободной и пользовалась хозяйственной самостоятельностью, как и городские ремесленники. Однако хозяйство мелкого производителя крайне неустойчиво: постоянно работая на рынок, оно либо процветает и укрупняется, либо разоряется. Эта тенденция наблюдалась в XVI-XVII вв. как в городе, так и в деревне, где распространялся наемный труд за заработную плату.

Медленную естественную эволюцию феодальной экономики к капитализму ускорил процесс «первоначального накопления капитала» - ряд исторических факторов, способствовавших, с одной стороны, быстрой экспроприации мелких производителей (например, насильственные огораживания крестьянских земель в Англии, «революция цен», система государственного долга, увеличивавшая налоговое бремя). С другой стороны, они облегчали формирование крупных капиталов в руках купечества и предпринимателей: к таким факторам следует отнести неэквивалентную торговлю с колониями Нового Света, протекционистскую политику государств, способствовавшую обогащению купечества, ту же «революцию цен», выгоды которой сумели использовать крупные поставщики продовольствия и сырья на европейские рынки.

Капитализм получил распространение в городской экономике, несмотря на сдерживающее влияние цехов. Имущественное и социальное расслоение затронуло цеховых ремесленников - основу средневекового бюргерства, борьба внутри цехов, их «замыкание», подчинение «старшим» цехам «младших» уже к концу XV в. поставили часть мастеров в неравноправные условия. Рост цен в XVI в., особенно ударивший по городскому населению, закупавшему и продовольствие, и сырье, ускорил этот процесс. В городе формировался рынок свободной рабочей силы за счет полуразорившихся мастеров, «вечных подмастерьев», плебса и крестьян, приходящих на заработки. Это создало возможности для организации крупного производства - мануфактуры.

Империализм: На рубеже XIX и XX столетий капитализм вступил в новую и последнюю стадию своего развития -- империализм, или монополистический капитализм. В это время образовывались мощные объединения крупнейших промышленников и банкиров -- монополии. Они захватили руководство всей хозяйственной жизнью капиталистических стран, подчинили себе буржуазные парламенты, государственный аппарат. В их руках оказались школы, университеты, научные учреждения, печать, театр, кино. Империалисты доводят до крайности эксплуатацию народов своих стран, закабаляют и грабят народы других стран, особенно отсталых. В конце XIX в., когда захват колоний был уже завершен, начались грабительские войны между империалистическими странами за передел колоний, за передел мира. Первая мировая война 1914 -- 1918 гг. была империалистической войной за передел мира.

На рубеже XIX и XX вв. Россия, где противоречия империализма приобрели особую остроту, стала страной самого передового в мире рабочего движения. В России возникла подлинно революционная марксистская партия -- большевистская партия во главе с Лениным. Когда в 1914 г. капиталисты в погоне за прибылями развязали мировую войну, большевики во главе с Лениным последовательно боролись за мир, за пролетарскую революцию. В 1917 г. в России победила пролетарская революция, совершившаяся под руководством ленинской Коммунистической партии.

Буржуазные революции ограничивались лишь заменой феодализма капитализмом. Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила частную собственность на средства производства и всякую эксплуатацию человека человеком, вырвала самые корни эксплуатации. С 1917 г. начался период крушения капитализма и победы социализма -- сначала в России, затем в других странах. Эта революция всколыхнула народы колониальных и зависимых стран и дала мощный толчок их национально-освободительному движению. В России была установлена диктатура пролетариата -- новый тип демократии, демократии для трудящихся.

Октябрь 1917 г. открыл новый период всемирной истории -- новейшую историю.

Позднее Средневековье - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в 14 - 16 веках.
Позднему Средневековью предшествовало Зрелое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.
Около 1300 г. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315-1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более четверти европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Несмотря на кризис, уже в XIV в. в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе привело к началу итальянского Возрождения. Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов, особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка культуры на Балканах, из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в Италию. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV в. книгопечатания. Ранее дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными, а это, в свою очередь, подготовило европейскую Реформацию.
Рост враждебной к христианской Европе Оттоманской империи на месте прежней Византийской обусловил затруднения в торговле с Востоком, что побудило европейцев к поиску новых торговых путей вокруг Африки и на запад, через Атлантический океан и вокруг света. Плавания Христофора Колумба и Васко да Гамы ознаменовали начало эпохи Великих географических открытий, укрепивших экономическое и политическое могущество Западной Европы.
Генезис капитализма имеет свою хронологию, выступающую на двух уровнях: общеевропейском (т. е. имеющем тенденцию стать всемирно-историческим) и локально-историческом (точнее, национальном). Хотя датировка его начала на этих уровнях может значительно расходиться (запаздывание на последнем уровне), тем не менее ни один из национально-хозяйственных организмов не оставался в стороне от той или иной формы взаимодействия с этим процессом. Точно также значителен разброс отдельных регионов с точки зрения форм и ритмов процесса, логически и в значительной мере исторически предшествовавшего генезису капитализма, - так называемого первоначального накопления.
Основной предпосылкой появления капиталистических форм производства было развитие производительных сил, совершенствование орудий труда. К началу XVI в. в ряде отраслей ремесленного производства произошли сдвиги. В промышленности все шире применялось водяное колесо. Значительный прогресс наблюдался в текстильном ремесле, в сукноделии. Стали вырабатывать тонкие шерстяные таки, окрашенные в разные цвета. В XIII в. была изобретена прялка, а в XV в. самопрялка, выполнявшая 2 операции – скручивание и наматывание нити. Это позволило увеличить производительность труда прядильщиц. Произошли сдвиги и в ткачестве – вертикальный станок был заменен горизонтальным. Большие успехи были достигнуты в горном деле и металлургии. В XV в. стали делать глубокие шахты со штреками – расходящимися в разные стороны ответвлениями и штольни – горизонтальные и наклонные выходы для добычи руды в горах. Стали строить домны. В холодной обработке металлов применялись токарные, сверлильные, прокатные, волочильные и другие станки. В западноевропейских языках термин «инженер» встречается в XIII-XIV вв. (от латинского – ingenium – «врожденные способности, ум, остроумие, изобретательность». Через французский и немецкий языки слово «инженер» проникло в Россию в XVII в. С изобретением книгопечатания стала развиваться новая отрасль производства – типографское дело. В XIII-XIV вв. были известны часы с пружиной и маятником. В XV в. появились карманные часы. В качестве топлива использовался древесный уголь, с XV в. стал применяться каменный уголь. Большие успехи были достигнуты в XIV-XV вв. в судостроении и мореходстве. Увеличились размеры судов, техническая оснастка, что привело к расширению мировой торговли, морских перевозок. Но все же XVI век, несмотря на многочисленные технические находки и нововведения, еще не был отмечен подлинной технической и технологической революцией. Помимо распространения насосов для откачки воды из шахт, позволивших их углубить, воздуходувных мехов в металлургии, позволивших перейти к плавке железной руды, и механических станков (волочильных, гвоздильных, чулочных), производительный труд в промышленности в значительной мере оставался ручным.
Развитие промышленности и увеличение спроса на с/х продукты способствовали росту с/х производства. Но резкого изменения в орудиях с/х не было, они были прежними – плуг, борона, коса, серп, но и их коснулись усовершенствования – они стали легче, делались из лучшего металла. Во второй половине XV в. появился легкий плуг, куда впрягали 1-2 лошадей, и который управлялся 1 человеком. Увеличились площади культивируемых земель за счет мелиорации засушливых и заболоченных участков. Улучшалась агротехника. Практиковалось удобрение почвы навозом, торфом, золой, мергелем и др. Наряду с трехпольем появилось многополье и травосеяние. Расширение товарного хозяйства в городе и в деревне создавало предпосылки для замены мелкого индивидуального производства крупным капиталистическим производством.
Наконец, характер генезиса капиталистического уклада зависел и от географического положения данной страны по отношению к новому направлению международных торговых путей - к Атлантике. После открытия Нового Света и морского пути в Индию превращение Средиземного моря в далекую периферию нового, северо-западного узла международных морских коммуникаций сыграло немаловажную роль в попятном движении - увядании и постепенном исчезновении ростков раннего капитализма в экономике Италии и Юго-Западной Германии.
Для занятия капиталистическим производством необходимы деньги и рабочие руки. Эти предпосылки были созданы в процессе первоначального накопления капитала. Разумеется, наличие рынка «свободной» рабочей силы - необходимое условие для возникновения капиталистических форм общественного производства. Однако формы насильственного отрыва работника от фактически или юридически ему принадлежавших средств производства различаются от одной страны к другой в такой же степени, как и формы и темпы становления самого капиталистического уклада. Интенсивность процесса первоначального накопления сама по себе еще не является показателем интенсивности
Появление капитализма вызвало к жизни новые классы – буржуазии и наемных рабочих, которые формировались на основе разложения социальной структуры феодального общества.
Вместе с формированием новых классов развивались и новые формы идеологии, отражающие их потребности, в виде религиозных течений. XVI столетие ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви, который проявился в состоянии ее учения, культа, институтов, ее роли в жизни общества, в характере образованности и нравах духовенства. Многообразные попытки устранить «порчу» путем внутрицерковных преобразований не имели успеха.
Под воздействием новаторских теологических идей Мартина Лютера, давших мощный стимул разнообразным оппозиционным выступлениям против католической церкви, в Германии началось движение Реформации от латинского «reformation» - преобразование), отвергшее власть папства, Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви к созданию новых вероучений, проявились с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира, сказались на положении церкви как крупнейшего землевладельца и органической составной части феодальной системы, затронули роль католицизма как идеологической силы, веками защищавшей средневековый строй.
Реформация обрела характер широких религиозных и социально-политических движений в Европе XVI в., выдвигавших требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.
На протяжении XVI в. существенно изменилась политическая карта Европы. На рубеже XV и XVI вв. в основном завершился процесс объединения английских и французских земель, сложилось единое испанское государство, в состав которого в 1580 г. вошла также Португалия (до 1640 г.). Понятие Империи, именовавшейся с конца XV в. «Священной Римской империей германской нации», все больше ассоциировалось с чисто немецкими землями. В Восточной Европе появилось повое государство - Речь Посполитая, объединившее Польское королевство и Великое княжество Литовское.
В то же время под ударами Османской империи распалось Венгерское королевство. Утратили политическую самостоятельность другие центрально-европейские монархии, объединенные под властью австрийских Габсбургов. Под чужеземным господством находилось большинство территорий Юго-Восточной Европы.
Общим для развития большинства европейских государств в рассматриваемый период являлось резкое усиление централизаторских тенденций, проявившихся в ускорении процессов объединения государственных территорий вокруг единого центра, в складывании отличных от средневековья органов государственного управления, в изменении роли и функций верховной власти.
В Европе XVI в. соседствовали и находились в сложных взаимосвязях государства различных типов - от переживающих разные стадии развития монархий до феодальных, а в конце века и раннебуржуазных республик. Вместе с тем преобладающей формой государственного устройства становится абсолютная монархия. В советской историографии утвердилась точка зрения, согласно которой переход от сословно-представительных монархий к монархиям абсолютистского типа связывается с выходом на историческую арену новых социальных сил в лице формирующейся буржуазии, создающей определенный противовес феодальному дворянству; по мысли Ф. Энгельса, возникает ситуация, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними).
Нижняя хронологическая граница абсолютизма условно может быть отнесена к концу XV-началу XVI в. Распространенным является представление о XVI и первой половине XVII в. как о периоде «раннего абсолютизма», хотя английский абсолютизм (наличие которого, впрочем, отдельные школы и направления зарубежной историографии отрицают) прошел в течение XVI в. стадию зрелости и вступил в полосу затяжного кризиса, разрешившегося буржуазной революцией середины XVII столетия.
Абсолютизм продолжает начатое ранее присоединение окраинных территорий, резко сдерживает центробежные, сепаратистские устремления феодальной знати, ограничивает городские вольности, разрушает или меняет функции старых органов управления на местах, формирует мощную центральную власть, ставящую под свой контроль все сферы экономической и социальной жизни, производит секуляризацию церковного и монастырского землевладения, подчиняет своему влиянию церковную организацию.
Органы сословного представительства (Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.) утрачивают значение, которое они имели в предшествующий период, хотя в ряде случаев и продолжают существовать, образуя причудливый симбиоз с новым бюрократическим аппаратом абсолютизма.

Периоду с конца ХV века до начала ХVIII вв. в историографии можно найти разное название — позднее средневековье, раннее новое время; эпоха протоиндустриальной цивилизации, если речь идет о раннем этапе генезиса индустриального общества; время Возрождения в культуре и Реформации. В это время появляются новые поведенческие стереотипы, этические нормы, мировоззренческие идеи, стереотипы, которые резко отличаются от традиционного общества, которое мы встречаем в Средние века. Раннее новое время охватывает около 250 лет. Это период с конца ХV до середины ХVIII века.

Период с конца ХV до середины ХVIII века — это время кризиса традиционного общества, зарождения и развития капитализма, разложения феодальных устоев. Капиталистическое производство появилось в крупных городах Италии и Нидерландов в конце XIV-ХV вв., но зарождение капиталистического уклада К.Маркс относил лишь к XVI веку. Так как не все европейские страны в равной степени были затронуты зарождением капиталистического производства. В одних из них капиталистические формы не имели заметных успехов, а в связи с этим рост товарно-денежных отношений и торговли был использован дворянством для своего обогащения, в этих странах происходит возврат к грубым формам феодальной эксплуатации крестьянства – крепостничество и барщина (например,Чехия после гуситских войн).

XVI век был веком становления нового мышления в Европе, нового Человека, высказывались историки либеральной школы. Подобная точка зрения принадлежит нашему отечественному историку, Тимофею Николаевичу Грановскому. Тимофей Николаевич Грановский дал блестящее определение эпохи: «У средних веков была своя география, свое государство, своя церковь и наука.В XV веке появляется Х.Колумб и раздвигает рубежи, которые существовали в средних веках. В начале XVI века появляется Макиавелли, более резкого отрицания средневековых теорий нельзя было представить… Единство церкви было разбито Реформацией… Средневековая наука, схоластика, некогда столь блестящая и смелая … разбивается усилиями гуманистов.

Рассмотрим развитие прогрессивных государств Западной Европы?

1.В экономической сфере происходило прогрессирующее разложение феодальных форм экономики, шел процесс ПНК, зарождение нового экономического уклада.

2.В социальной сфере размывалась сословная стратификация традиционного общества, возникали новые профессионально-сословные группы, классы буржуазии и наемных рабочих. Постепенно складываются буржуазные .

3. Возникают новые формы идеологии : таковыми были гуманизм, реформационные вероучения (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм) и радикальные сектантские учения с их уравнительными идеями. Обновляется католическое христианство.

4. Знаменательные изменения произошли и в политической структуре общества. Раннее новое время ­­­- время новых форм государства — на смену сословно-представительных пришли абсолютные монархии.

5. XVI столетие знаменито и первыми актами буржуазных революций . Это и Реформация и Крестьянская война в Германии 1525 года, и Нидерландская буржуазная революция, итогом которой было образование первой в Европе буржуазной республики – Республики Соединенных провинций. Все эти события имеют всемирно-историческое значение.