Науки        09.10.2021   

Магеллан цель путешествия. Фернан Магеллан: история кругосветного путешествия

Имя: Фернан Магеллан

Государство: Португалия, Испания

Сфера деятельности: Мореплаватель

Величайшее достижение: Совершил первое в мире кругосветное путешествие.

Фернан Магеллан родился в 1480 году, 3 февраля, в Португалии. Магеллан был исследователем и мореплавателем. Он организовал первое в Европе кругосветное путешествие. Экспедиция Магеллана стала первым неоспоримым доказательством того, что Земля круглая.

Ранние годы

Фернан Магеллан родился в Порту (Португалия), в 1480 году. Его родители принадлежали дворянскому роду и молодой Магеллан в раннем возрасте поступил на службу королевской семьи. Ему было всего 12 лет, когда он стал королевским пажем Леоноры Ависской. Магеллан с детства изучал картографию, астрономию и навигацию по звездам.

Магеллан поступил на службу на флот Португалии в 1505 году. Он плавал в Восточную Африку, затем участвовал в боях при Диу, в ходе которых Португалия одержала победу и разбила египетский флот. Фернан дважды ездил в Малакку (Малазия) и принимал участие в захвате порта португальской армией.

Также, он участвовал в экспедиции к Молуккским островам, носившим в то время название Острова Специй. Торговля специями в Европе времен Магеллана была очень прибыльной и порождала большую конкуренцию. Молуккские острова стали основным источником ценнейших специй, таких, как гвоздика и мускатный орех.

В 1513 году Магеллан был ранен в бою в Северной Африке, но король учел все его заслуги и оказал ему помощь. В 1517 году он отправился в Севилью, чтобы поступить на государственную службу в Испании.

Исследования для Испании

Испания и Португалия во времена Магеллана были крупными державами, находившимися в большой конкуренции друг с другом. Обе страны претендовали на недавно открытые регионы Северной и Южной Америки и востока. В 1494 году Португалия с Испанией заключили Тордесильясский договор, определяющий сферы влияния для каждой державы. Португалия могла рассчитывать на все территории от Бразилии до Ост-Индии, а Испания на западные земли от Бразилии до Кабо-Верде.

В сущности, договор делил земной шар на две половины между двумя странами. Испанцы еще не успели изучить своей половины Земли, но они предполагали, что смогут обнаружить там часть Островов Специй. Магеллан предложил проверить это предположение снарядив экспедицию на запад.

Для грандиозной экспедиции Магеллана другими исследователями уже был проложен путь. Одним из них был (1451-1506), проплывший на запад от европейского побережья до Карибских островов. Колумб неверно оценил дистанцию между Европой и Ост-Индией. Он открыл Америку и Панамский перешеек к Тихому Океану. После его плавания многие исследователи были одержимы идеей поиска пути через Америку на восток, чтобы дать Испании возможность доступа к Островам Специй. Одним из таких исследователей был Магеллан.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Король Испании Карл V (1500-1558) принял предложение Магеллана и 20 сентября 1519 года ему поручили возглавить флотилию из пяти кораблей. Флотилия должна была направиться в Атлантику.

Вместе с Магелланом в плавание отправился и его шурин — Дуарте Барбоса. Прибыв в Бразилию, флотилия направилась вдоль южноамериканского побережья в бухту Сан-Хулиан, в Патагонию.

Там исследователи простояли с марта по август 1520 года. За это время на кораблях была попытка поднять мятеж против капитана, который был подавлен. Впоследствии, однако, мятежный корабль Сантьяго был полностью разрушен, а его экипаж взяли на борт остальные корабли.

Покинув Сан-Хулиан флотилия направилась на юг. 21 октября 1520 года она вошла в пролив, который теперь носит имя Магеллана. 28 ноября в Тихий океан вошли только три корабля. Затем последовало длительное плавание на север через Тихий океан. 6 марта 1521 года флотилия встала на якорь в Гуаме.

Магеллан направился на восток в Себу (Филиппины), где пытался добиться помощи от местного правительства. Поневоле был втянут в военные действия и убит в бою 27 апреля 1521 года. Барбоса тоже вскоре был убит. Оставшаяся команда была вынуждена уничтожить Консепсьон (корабль), и великое кругосветное путешествие было завершено. Корабль Магеллана – Викторию возглавил бывший мятежник Хуан Себастьян дель-Кано. Он пересек Индийский океан и с мыса Доброй надежды наконец вернулся на Севилью 8 сентября 1522 года. Тем временем, Тринидад (корабль) попытался вернуться на родину через Тихий океан. На Молуккских островах экипаж был захвачен португальцами и отправлен в тюрьму. Только четверо из них позже смогли вернуться в Испанию.

Наследие Магеллана

В экономическом отношении проект Магеллана был провальным для Испании. Португалии в результате раздела мира досталась более выгодная в отношении ресурсов часть света. Испания же просчиталась так и не получив доступа к Молуккским островам. Магеллан потерял флотилию, людей и собственную жизнь. Несмотря на это, его плавание стало важнейшим историческим событием, ведь это было первое доказательство того, что Земля является шаром. Путешествие Магеллана считается одним из важнейших исследований за всю историю человечества.

June 1st, 2018

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое.

Магеллану удалось пройти только половину пути.


Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .


В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди — их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии — небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» — вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, — в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам — и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии — «Консепсьоне».


Корабли флотилии Магеллана


20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира — капитана «Консепсьона» Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова — уже в который раз — пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна — «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» — Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле — «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом — земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.


2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд — он уже видел себя адмиралом армады — и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти — рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

Смерть Магеллана

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным — лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты — пажа Элькано и летописца экспедиции, — у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Точная копия корабля «Виктория»

Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано — капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции — крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО

5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.


5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», — пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней — на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.

4. Кормчий умирает адмиралом

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, — пишет Урданета, — мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, — пишет Урданета, — из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда — Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала — должность, которой он безуспешно добивался два года назад, — был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

«Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.


МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ

Эпилог

Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

Поэтому мы решили, что лучшее для нас — идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба — достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», — пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, — 157º западной долготы и 9º северной широты.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

«Виктория» – первый корабль, обошедший вокруг света в составе экспедиции Фернана Магеллана.

20 сентября 1519 года из испанского порта Санлукар-де-Беррамеда вышло пять парусников: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория» . В литературе их чаще всего называют каравеллами , но «Виктория» вероятнее всего была караккой - самый распространенный тип парусного судна XV-XVI века. Вероятнее всего «Виктория» имела три мачты. Фок и грот-мачты несли два яруса прямых парусов, бизань – один косой парус, под бушпритом (который в те времена тоже считали за мачту) поднимали блинд. Парусник был вооружен примерно сорока пушками разного калибра.

Точных данных о размерах судна нет из-за разницы мер. Одни исследователи полагают, что магеллановская тонна примерно соответствовала тонне современной, другие - что она превышала современную тонну в 2,43 раза. Поэтому тоннаж «Виктории» разных источниках колеблется от 85 до 206 тонн.

Командовал эскадрой португалец Фернан Магеллан . Целью путешествия было достичь Молуккских островов , богатых столь ценимыми в Европе пряностями, западным путем - обогнув Южную Америку. До Магеллана никому из мореплавателей еще не удавалось найти пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, но Фернан Магеллан не сомневался в его существовании.

Снаряжал экспедицию испанский король Карл V. Изначально Магеллан обращался с идеей совершить подобное путешествие к португальскому монарху Мануилу I, но тот не поддержал идею путешественника.

Плавание изначально было рассчитано на 2 года, но продлилось значительно дольше.

Парусник «Виктория» был назван Магелланом в честь церкви, где знаменитый капитан давал присягу испанскому королю. «Виктория» не была флагмансикм судном. Капитан Магеллан командовал «Тринидадом» . Капитаном «Виктории» назначили Луиса де Мендоса.

Всего на пяти кораблях по разным данным находилось от 265 до 280 человек.

В ноябре 1520 года через наконец-то обнаруженный пролив экспедиция вышла в неведомый океан, названный Магелланом Тихим. За первый год плавания флотилия потеряла 2 корабля: каравелла «Сантьяго» затонула, а на «Сан-Антонио» произошел бунт, в результате чего команда парусника отказалась от дальнейшего путешествия и повернула обратно в Испанию.

Более ста дней моряки провели в Тихом океане, попав в полосу штиля. За это время на кораблях кончилось продовольствие. Экипажам приходилось питаться древесными опилками и варить кожаные ремни и предметы одежды. От голода и цинги погибли 19 членов экспедиции. Остальные были крайне истощены.

Весной 1521 года три парусника достигли острова Гуам. На островах морякам удалось отдохнуть и пополнить свои запасы. Но между путешественниками и местными жителями постоянно возникали конфликты и вооруженные стычки. В одном из таких столкновений на островах, впоследствии названных Филиппинскими , 27 апреля 1522 года погиб командир экспедиции капитан Фернан Магеллан .

Руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян де Элькано - капитан судна «Консепсьон» . Его первым решением было возвращаться домой в Испанию. Но прежде моряки все-таки побывали на Молуккских островах - куда и держал путь Магеллан. Там путешественники закупили большое количество различных пряностей. На этих же островах остались два из трех кораблей экспедиции – «Консептсьон» был сожжен по причине крайней ветхости, а «Тринидад» поставлен на ремонт.

И вот 7 сентября 1522 года последний из пяти парусников Магеллана «Виктория» вернулся в родную гавань Санлукар-де-Баррамед. Восемнадцать моряков из почти трех сотен отправившихся в путешествие сошли на берег. Внешне «Виктория» напоминала корабль-призрак, настолько плохо было ее состояние. А моряки были похожи на живые скелеты. Прямо от трапа корабля они отправились в церковь - ставить свечи в благодарность за свое возвращение. Среди выживших был и Антонио Пигафетта - летописец экспедиции.

Тем не менее, экспедиция считалась крайне успешной. Была не только подтверждена гипотеза о том, что Земля – шар, открыт новый путь в Индию через Тихий океан, но и введено понятие «линии перемены дат» – за время плавания путешественники обнаружили, что прибыли в Испанию на сутки позже, чем было рассчитано в календаре, который велся в путешествии. Впоследствии это открытие привело к введению часовых поясов. Кроме того, денег вырученных от продажи пряностей хватило, чтобы покрыть все расходы экспедиции.

Все почести, связанные с завершением кругосветного путешествия, достались де Элькано - король Испании утвердил личный герб де Элькано, на котором были изображены восточные пряности, Земной шар и надпись «Ты первый обогнул меня» на латыни – Primus circumdedisti me .

В XX веке появилось несколько реплик легендарного парусника, впервые обошедшего вокруг света. В 1992 году была построена испанская реплика «Виктории» . Ее строительство было приурочено к выставке в городе Севилья. В 2004-2005 годах «Виктория» совершила кругосветное путешествие по маршруту Магеллана. Сейчас парусник служит кораблем-музеем.

В 1999 году в кругосветное путешествие отправилась чешская реплика «Виктории» , построенная Рудольфом Крауснайдером. Условия на паруснике были максимально приближены к XVI веку: на судне отсутствовал не только двигатель, но и даже гальюн! Тяжелое путешествие вынесли не все, и экипаж за время плавания несколько раз менялся. Чешская «Виктория» обогнула Землю за 5 лет, что на 2 года дольше экспедиции Магеллана.

В 2011 году была построена еще одна реплика знаменитого парусника - в Чили. Строительство было приурочено к двухсотлетнему юбилею появления европейцев на континенте. Сейчас чилийская «Виктория» стоит в городе Пунта-Аренас и открыта для посещения.

Фернандо Магеллан и первая кругосветная экспедиция

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Старт экспедиции

20 сентября 1519 года 5 кораблей вышли в поход из устья Гвадалкивира. Магеллан заранее разработал для флотилии специальную систему сигналов, позволявшую судам не терять друг друга в открытом море . Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний.

К счастью для потомков и историков, на флагманском судне Магеллана «Тринидад» плыл человек по имени Антонио Пигафетта , который вел дневник и с оставил подробный отчет о всех событиях . Благодаря ему в путешествии флотилии Магеллана почти нет «белых пятен», в отличие, например, от первого похода Колумба.

Зачем Магеллан скрывал от всех маршрут плавания?

Магеллан умышленно скрывал предполагаемый маршрут плавания, в том числе и от своих капитанов и кормчих. Почему? Чтобы не допустить утечки информации. Противостояние с португальцами было реальной угрозой. Заведомо было ясно, что флотилия должна будет спуститься южнее широты Йерро , что нарушало Тордесильясское соглашение . Да и в Америке неизбежно пришлось бы идти вдоль португальских владений.

Капитаны-испанцы по выходу в море стали требовать разъяснений о маршруте. Но даже тут Магеллан им отказал: «Ваша задача – следовать за мной». В результате правильных маневров Магеллану удалось ни разу не напороться на португальцев.

Испанские капитаны продолжали мутить воду. Самый «крутой» из капитанов-испанцев, командир «Сан-Антонио» Картахена, будучи поставленным «смотрящим» от короля, по вел себя неподобающим образом по отношению к командующему. Тогда Магеллан проявил твердость и арестовал Картахену. А капитаном на «Сан-Антонио» поставил своего человека - Алвару Мишкиту.

26 декабря 1519 года - устья реки Ла-Платы, где начались поиски предполагаемого пролива. Быстро выяснилось, что это не пролив, а именно устье реки, только очень большое.

Поиски пролива продолжились, экспедиция пошла на юг вдоль побережья.

31 марта 1520 года, дойдя до 49°ю.ш. флотилия встала на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан . (Напомним, что зима в южном полушарии приходится на наше лето.)

Мятеж в бухте Святого Хулиана

Встав на зимовку, Магеллан распорядился урезать пайку уменьшить нормы выдачи продовольствия. Что вызвало понятное недовольство команды. Этим и воспользовалась кучка заговорщиков. События начали развиваться стремительно, как в остросюжетном приключенческом романе.

1 апреля 1520 , в Вербное воскресенье, Магеллан пригласил капитанов на церковную службу и праздничный обед. Капитан «Виктории» Мендоса и капитан «Консепсьона» Кесадо демонстративно игнорировали приглашение. В ночь с 1 на 2 апреля начинается мятеж. Бунтовщики проникли на «Сан-Антонио», захватили спящего капитана Мишкиту и заковывали того в цепи. Кормчего Хуана де Элорьягу, пытавшегося оказать сопротивление, Кесадо убивает ножом. Командование «Сан-Антонио» поручается Себастьяну Элькано.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Магеллан узнает про мятеж только утром. В его распоряжении остается два корабля «Тринидад» и «Сантьяго», уступавшие остальным судам в боевом оснащении. Видя свое превосходство, мятежники не пошли на вооруженное столкновение. Им было важно лишь отстранить Магеллана от власти. К командующему послали шлюпку с письмом, в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Мятежники согласны и далее считать Магеллана главным, но он должен считаться с ними и не действовать без их согласия. И пригласили Магеллана к себе для переговоров. Магеллан в ответ пригласил их к себе. Мятежники отказались.

Тогда Магеллану удается захватить их шлюпку. Имея большой опыт морских сражений еще по Индии и Юго-Восточной Азии, Магеллан решает первым нанести удар. Он садит в шлюпку «парламентариев» под началом Гомеса де Эспинозы и направляет ее к «Виктории», на борту которой находилось много португальцев. Поднявшись на борт, Эспиноза вручает капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начинает читать его с ухмылкой, но дочитать не успевает. Эспиноза наносит ему удар ножом в шею. Воспользовавшись замешательством команды, на борт «Виктории» взбирается еще одна группа сторонников Магеллана, уже хорошо вооруженная. Возглавлял «десантников» Дуэрте Барбоза, подошедший на другой шлюпке. Экипаж «Виктории» сдается без сопротивления. После чего «Тринидад», «Виктория» и «Сантьяго» перекрывают выход из бухты. Мятежники сделали попытку проскочить в океан мимо них, но «Сан-Антонио» обстреляли и взяли на абордаж. «Консепсьон» сдался на милость победителя.

Магеллан устроил над мятежниками трибунал, как во время военных действий. Видимо, он обладал такими полномочиями. Несколько десятков мятежников приговорили к смерти, но тут же помиловали по понятным причинам. Казнили только одного Кесаду. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно.

Интересно, что через несколько десятилетий история повторится. В 1577 году в эту же бухту зайдет , которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь

Экспедиция тронулась дальше на поиски пролива. Через некоторое время разбился о скалы посланный на разведку «Сантьяго». Магеллан сделал его командира Жуана Серрана капитаном «Консепсьона». Таким образом, все оставшиеся четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. «Сан-Антонио» командовал Мишкита, «Викторией» Барбоза.

Магеллан объявил команде, что будет искать пролив вплоть до 75° южной широты. Довольно смелое заявление – напомню, что Полярный круг находится на 66°, а 75° ю.ш. – это уже Антарктида!

21 октября 1520 под 52° ю.ш. корабли оказались возле узкого пролива, ведущего вглубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вода все время была соленой, а лот не доставал дна. Корабли вернулись с известием о возможной удаче.

Не будем рассказывать в деталях, как корабли в течение несколько недель шли в неизвестность по узкому, опасному проливу. Магеллан собрал общий сбор капитанов для выработки стратегии. Эстебан Гомеш, кормчий «Сан-Антонио» высказался за возвращение домой ввиду полной неопределенности впереди. Но Магеллан хорошо знал историю похода Бартоломео Диаша, который обошел Африку с юга, но уступил требованиям команды и не пошел дальше. После чего Диаша, несмотря на все заслуги, больше никогда не допускали руководить экспедициями.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Магеллан берет всю ответственность на себя и объявляет, что будет идти вперед несмотря ни на что. И они пошли вперед. Но Гомеш улучил момент, взбунтовал команду, арестовал капитана Мишкиту и увел таки «Сан-Антонио» в Испанию.

Оставшиеся три корабля Магеллан 28 ноября 1520 вывел на океанский простор.

Тихий океан

Выйдя из пролива, флотилия 15 дней шла круто на север. После 38° ю. ш. повернула на северо-запад, а дойдя до 30° ю. ш., повернул на северо-запад. Магеллан такими маневрами пытался «попасть» точно в Острова Пряностей, координаты которых по широте он знал.

Новый океан все время перехода оставался спокойным, за что получил от команды Магеллана прозвание Тихий. Так оно и закрепилось за ним. Всего прошли по водной глади этого океана 17000 километров. Почти четыре месяца длилось это плавание. Все запасы кончились, команда просто вымирала от истощения.

Острова в океане

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Переход через Тихий океан закончился. Магеллан таки промахнулся и вышел севернее Молуккских островов. (Возможно, умышленно, чтобы избежать случайного столкновения с португальцами). Острова были обитаемы и на них знали о существовании европейцев. Здесь моряки отъелись, восстановили силы. А Магеллан зачем-то ввязался во внутриполитические распри местных вождей.

Последний бой Фернандо Магеллана. Так погиб великий мореплаватель

В результате боевых столкновений с аборигенами храбрый рыцарь Фернандо Магеллан погиб смертью храбрых. Поэтому он и не смог совершить кругосветное поавание! ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Тело его так и осталось у островитян, как они с ним поступили – неизвестно. Оставшись без предводителя, испанцы вынуждены были срочно ретироваться. Летописец экспедиции Антонио Пигафетта достаточно подробно описал, как погиб великий мореплаватель.Во главе экспедиции встали Жуан Серран и Дуарте Барбоза.

Непонятно, зачем было тратить столько времени и сил на разные Марианские и Филиппинские острова, когда цель – Острова Пряностей, была так близка? Если бы Магеллан пошел сразу к Молуккским островам, загрузился пряностями, провизией и отбыл обратно тем же путем, что и пришел, то он на 100% выполнил бы поставленную задачу. Но, увы!

Экспедиция все же побывала на Молуккских островах и сумела забить трюмы пряностями. Но испанцам стало известно, что португальский король приказал задержать Магеллана, а корабли захватить как военную добычу. Сил для войны не было. Корабли обветшали. «Консепсьен» сожгли ввиду невозможности ремонта. Остались только «Тринидад» и «Виктория». «Тринидад» подлатали, и он отправился назад, прямо на восток к берегам Панамы. Попав в полосу встречных ветров, вернулся и угодил в плен к португальцам.

Назад в Испанию или партизанская кругосветка «Виктории»

«Виктория» же, под командованием Хуана Себастьяна Элькано , пошла домой уже известным путем вокруг Африки. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Причем от Молуккских островов решили уходить огородами, как партизаны приняли круто к югу, чтобы пройти в стороне от португальских торговых путей. «Виктория» смело пересекла Индийский океан в самом широком месте, обогнула Мыс Доброй Надежды, 2 месяца шла на север и 9 июня 1522 года добралась до Островов Зеленого мыса. Это была португальская вотчина, но другого выхода у испанцев не было – закончились абсолютно все припасы воды и еды. Пришлось прибегнуть к хитрости.

Вот что пишет Пигафетта :

«В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше»

Победное возвращение «Виктории»

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании. 18 едва живых моряков и только один корабль из пяти вернулся в родную гавань. Этот корабль первым в мире совершил кругосветное плавание, оставив за кормой три мировых океана и более пятидесяти тысяч километров.

Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля «Тринидад» были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

Итоги экспедиции Магеллана

Это первое в истории человечества кругосветное плавание явилось главным и последним доказательством шарообразности земли.

Экспедиция доказала, что следуя на запад, можно достичь Молуккских островов. Таким образом эти острова (равно как и другие территории) как бы автоматически переходили в сферу влияния Испании согласно (*).

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель четырех из пяти кораблей, дала значительную прибыль.

В отличие от предыдущих экспедиций отчет о экспедиции Магеллана был опубликован и опубликованы подробные путевые записи Антонио Пигафет ты.

Потерянный день

Кроме того именно команда «Виктории» впервые обнаружила «потерянный день». На судне тщательно вели вахтенный журнал. Ни одного дня не было пропущено. Но так как хронометров на кораблях тогда еще не было, то время отмеряли песочными часами – склянками. Будь у них надежные механические часы, уже в Тихом океане стало бы ясно, что часы показывают что-то не то – если в Испании был полдень, то в проливе Магеллана солнце уже садилось. Но хронометров не было, постепенное изменение поясного времени заметить невозможно. В сумме же оказалось, что участники экспедиции потерян целый день. И тем не менее, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли», точнее, выиграли целый день. Таким образом путешественники вернулись помолодевшими на одни сутки! Это явление теперь описывается в школьных учебниках, а тогда вызвало у всех огромное недоумение.

(Всего 5 фото)
Магеллана также как и Колумба вела жажда найти короткий путь к индийским специям. И тут опять же идеи обогнуть земной шар не было, он шел за пряностями и путь именно в направлении Америки казался ему оптимальным.
Целью Магеллана были Молуккские острова. Там уже давно европейцы закупали пряности, причем на местных рынках их было множество и главное по безумно малым ценам.

Но проблема была в том, что транспортировка занимала огромное количество времени, и путь был весьма опасным. Фернан предложил королю Португалии маршрут через Америку. Король совершенно не воспринял эту идею, ведь были уже налаженные торговые маршруты тех же самых португальских торговцев через Индийский и Атлантический океаны. Тогда Магеллан перебирается в Испанию и предлагает этот же проект тамошнему королю.

Испанский король был либо доверчивее, либо рискованнее и на проект согласился. И 20 сентября 1519 года из Санлукар-де-Баррамеда выходит флотилия из пяти кораблей с 256 людьми на борту под руководством Фернана Магеллана.
Первые потери случись у побережья Америки. После продолжительного плавания вдоль берегов континента часть команды решает, что толку от экспедиции не будет и решает вернуться.

Фернан Магеллан

Три капитана поднимают мятеж. Магеллан жестко подавляет его – один капитан убит им, второй казнен, матросы успокоены и снова воодушевлены. На этом же участке маршрута один из кораблей напарывается на скалы и тонет.

Дойдя до южной оконечности материка, корабли проходят проливом, позже названным в честь флотоводца. Тут флотилия теряет еще один корабль, который просто поворачивает не туда, и отправляется в обратный путь в Испанию. Корабли выходят в Тихий океан.

Следует долгой 100-дневный путь по бескрайней водной глади. Заканчиваются продукты, экипажи питаются кожаными снастями и в качестве деликатеса – крысами. В этой части путешествия гибнет почти половина команды.

Весной 1521 года Фернан подходит к Филлипинским островам. Магеллан пытается привести местное население под власть испанской короны, вмешивается в межплеменные разборки и гибнет.

Памятник Фернану Магеллану

На острове Мактан в 1886 году поставили памятники на одной площади знаменитому путешественнику, погибшему на этом месте, и вождю Лапу-Лапу, убившему его.

Монумент вождю Лапу-Лапу

После смерти Магеллана команда спешно отплывает с острова и еще несколько месяцев добирается до Молуккских островов. Там корабли ремонтируют, один правда приходится сжечь, как безнадежный, загружают вожделенными пряностями и они расходятся. «Тринидад» поворачивает обратно в Тихий океан, желая добраться до Панамы, в испанские владения. Второй корабль - «Виктория» - идет старым торговым путем через Африку домой.

«Тринидад» результате захватывают португальцы, и его команда заканчивает жизнь на каторгах в Индии.
Первое кругосветное путешествие заканчивается 8 сентября 1522 года в Севилье. На «Виктория» вернулось 18 человек, они прошли штормы, цингу, португальцев ….

Они сразу по прибытии идут в церковь, и заказывают благодарственный молебен по завершении жуткого путешествия. После возвращения все лавры достаются капитану «Виктории» - Элькано.

Он получает славу, награды, пенсии, даже герб с земным шаром и девизом «Ты первый меня обогнул». Кстати формально, это вполне справедливое утверждение. А вот на долю Магеллана достаются тогда только ругательства. Позже конечно справедливость торжествует, Фернан занимает свое место в пантеоне первооткрывателей.

Эта экспедиция принесла сразу несколько открытий. Она доказала, что все океаны Земли соединены, что Земля круглая, что воды на планете значительно больше, чем суши. И стало понятно, что короткого пути в Индию через Америку нет.

А еще впервые был открыт парадокс «пропавшего дня». Он заключается в том, что при движении на запад сутки постепенно удлиняются и через время теряется целый день. В результате согласно скурпулезнейшего журнала «Виктории» корабль прибыл 7 сентября.

Кстати, некоторые исследователи высказывают гипотезы о том, что у Магеллана были очень старые и очень точные карты. Потому, что маршрут ну уж очень хорошо использовал океанские течения, особенности ветров, которые по идее были не известны морякам того времени….