Экономика        08.01.2022   

Капитан третьего ранга Травкин И.В. Подводный охотник

Травкин Иван Васильевич - командир подводной лодки (ПЛ) "К-52" бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.

Родился 17 (30) августа 1908 года в городе Наро-Фоминске ныне Московской области в семье рабочего. Русский. Окончил 10 классов. Работал монтёром на текстильной фабрике родного города.

В Красной Армии с 1930 года, в Военно-Морском Флоте СССР с 1931 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. С июня 1936 года служил на Краснознамённом Балтийском флоте - командир группы рулевых, затем командир БЧ-1 (штурманская боевая часть) подводной лодки "Щ-303" ("Ёрш"), с апреля 1938 года - флагманский штурман дивизиона подводных лодок. В марте-июле 1939 года учился в Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова. После его окончания, с июля 1939 года - помощник командира подводной лодки "Б-2", с февраля 1940 года - командир своей первой подводной лодки "Щ-303".

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первый год войны лодка производила капитальный ремонт и в море не выходила. Затем на этой лодке выполнил 3 боевых похода. В первом походе, в июле 1942 года, командир доложил о потоплении двух транспортов противника, во втором - о потоплении сразу 3-х транспортов и одного корабля охранения. Достоверно подтверждается только повреждение немецкого транспорта с войсками 20 июля 1942 года. В третьем походе, в мае 1943 года, из-за сильного преследования противником и полученных повреждений, атаковать противника не удалось, корабль с большим трудом вернулся на базу. Подводная лодка "Щ-303" под его командованием 1 марта 1943 года получила гвардейский военно-морской флаг.

С февраля 1944 года исполнял обязанности командира подводной лодки "К-53" (выходов в море не совершал), а с марта 1944 года до конца войны - командир подводной лодки "К-52". На ней выполнил 3 боевых похода в ноябре 1944, феврале-марте и в апреле 1945 года. Доложил о потоплении 7 транспортом и 1 сторожевого корабля, ни одна победа противником не подтверждается.

Всего за годы войны две подводные лодки под командованием И.В. Травкина выполнили 6 боевых походов (166 суток в море), произвели 20 торпедных атак (выпущено 50 торпед). По докладам И.В. Травкина уничтожены 2 боевых корабля и 12 транспортов противника. Фактически единственной подтвержденной победой является повреждение им немецкого транспорта в 1942 году.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года капитану 3-го ранга Травкину Ивану Васильевичу за умелое командование подводной лодкой и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны продолжал службу в ВМФ СССР. С октября 1946 года - начальник штаба учебного дивизиона подводных лодок Балтийского флота. С апреля 1948 года - начальник штаба, а с июля 1949 - командир дивизиона подводных лодок 1-й Краснознамённой бригады подводных лодок Балтийского флота (Лиепая). В декабре 1949 года направлен на учёбу.

В 1951 году окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. С января 1950 года - старший преподаватель Высших специальных офицерских классов ВМФ СССР. С октября 1952 года - советник начальника офицерских классов Учебного отряда подводного плавания Военно-морского отдела союзной контрольной комиссии в Германии. С сентября 1953 года - преподаватель Военно-юридической академии. С декабря 1956 года капитан 1-го ранга Травкин И.В. - в запасе.

В 1959-1965 годах работал в Военном издетельстве Министерства обороны СССР. В 1966-1973 годах - старший инженер Управления учебных заведений Министерства морского флота СССР.

Жил в Москве. Скончался 14 июня 1985 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Капитан 1-го ранга (27.12.1950). Награждён тремя орденами Ленина (15.08.1942, 20.04.1945, ...), двумя орденами Красного Знамени (5.09.1943, ...), орденами Ушакова 2-й степени (26.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги" (1944), "За оборону Ленинграда" (1943), другими медалями, иностранной наградой - крестом "Военно-морской крест" (США, 1942).

Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт.

Сочинения:
В водах седой Балтики. М., 1959;
Всем смертям назло. 2-е изд. М., 1976;
Двойка - неплохая оценка.//Морской сборник. 1975. № 11, с. 88-90.

Спасибо, Илье Курганову , офицеру ВМФ, - за любезно предоставленное фото Героя!

Дополнил Тимур Каримов (26.04.2015).

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

"Свирепый враг стоит у стен,
Остервенело в город рвется.
Грозит бедой... Но между тем -
Балтфлот смеется..."

О. Берггольц

Подводные лодки «Щ-303», а потом «К-52», которыми во время Великой Отечественной войны командовал Травкин Иван Васильевич, Герой Советского Союза капитана 3-го ранга, уничтожили 14 судов и кораблей противника.

Травкин И.В. родился 17 (30) августа 1908 г. в подмосковном городе Наро-Фоминске, в семье рабочего. Ваня хорошо запомнил, как провожал отца на фронт. В семье было восемь детей, и поэтому его отец, 37-летний Василий Николаевич, в Первую мировую имел право на освобождение от службы. Но призвали его в 1916 г., не считаясь с установленным порядком, как активного участника забастовки текстильщиков. Прямо с фабрики группу рабочих под конвоем угнали в уездный город Верею…

В тихом Наро-Фоминске в начале века была всего одна текстильная фабрика. Со дня основания на ней работали все в семействе Травкиных и их родственники. При фабрике была единственная в городе начальная школа, где и учился Иван. Рабочий день продолжался по 12 часов в сутки, поэтому мать-ткачиха уходила рано, возвращалась поздно, дети оставались без надзора.

Страшно трудными оказались для семьи годы Гражданской войны и разрухи. Нечего было есть, не во что было одеться. Мать и работала, и стирала на людей, мыла полы, лишь бы дети не умерли с голода. Иван с младшим братом ходили на вокзал, просили у солдат с проходивших эшелонов хлеба, сухариков. Он часто пропускал занятия в школе и в третьем классе остался на второй год. В 1922 г. Иван окончил пятилетнюю школу и поступил работать на ткацкую фабрику.

Когда пришло время служить, он попросился на флот, но в 1930 г. не оказалось «морской» разнарядки, и Иван Травкин попал в армию во второй стрелковый полк Московской Пролетарской стрелковой дивизии. Служба в образцовой части была нелегкой. Занятия по технике стрельбы, политучеба, строевая подготовка до отказа заполняли дни. И все-таки не уходили мечты о флоте. При каждом удобном случае в беседах с командиром роты он просил посодействовать переводу на флот. Летом 1931 г. Травкин был направлен на экзамены в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе.

Двух двоек на вступительных экзаменах было достаточно для отчисления или, как оказалось, для беседы с начальником училища. Всё-таки Травкина приняли, но не на первый, а на подготовительный курс. В училище приходилось сидеть над учебниками по 10-12 часов в сутки, не считаясь с отдыхом, с выходными. Много помогали преподаватели, товарищи по учебе. За год удалось догнать лучших курсантов. Училище Иван Травкин закончил в 1936 г., экзамены сдал успешно. Был назначен штурманом на подводную лодку «Щ-303» на Краснознаменный Балтийский флот .

Начало Великой Отечественной войны Травкин встретил командиром «Щ-303». Одну из старейших на Балтике подводных лодок «Щ-303» еще до войны передали в учебный дивизион. Но как старый воин в минуту опасности для Отчизны вновь становится в боевой строй, так и лодке Травкина, называвшейся «ершом», предстояло сделаться острозубой «щукой». Ее ожидали ремонт и модернизация. Лодка находилась в Кронштадте. Чтобы обезопасить от авиационных и артиллерийских ударов подводные лодки, ускорить их ремонт, командование решило перебазировать подводные корабли в Ленинград . В начале октября Травкин получил приказание перевести лодку на позицию на Неве. В то время сделать это было непросто. В ближайших пригородах - Петергофе, Лигове, Стрельне - стояли вражеские орудия и били по кораблям, идущим по заливу. Практически под их огнем приходилось преодолевать весь путь. Ночью Травкину все же удалось незаметно провести корабль по морскому каналу.

К беспокойству Ивана Васильевича за город и лодку прибавилась тревога за свою большую семью. Он полагал, что жена, ее мать, бабушка, а также две дочери и племянница эвакуировались. Но тут из Ленинграда пришло письмо. Жена сообщала, что их эшелон не отправили, фашисты разбомбили, а затем и захватили железнодорожную станцию, через которую шла эвакуация. А в Ленинграде вес хуже становилось с продовольствием…

Лед сковывал Неву и корабли. Чтобы не повредило корпус, команде «Шуки» пришлось обкалывать лед вокруг корабля. В ноябре метель намела огромные сугробы, пешеходы ходили по проезжей части улиц. Через Неву потянулись тропинки, сокращавшие путь для слабеющих от голода людей. Злой, беспощадный голод и усиливающийся день ото дня холод объединились против горожан. Водопровод не работал - не было воды, прекратилась подача электроэнергии, не хватало дров. В хлебе было больше жмыха, чем муки. У пробитых моряками прорубей - молчаливые очереди ленинградцев с бидонами, кувшинами и банками. Сил носить ведра у людей уже не было. Приметы войны Травкин все явственнее видел и на лодке. Плохо стало с питанием. Моряки получали по 250 граммов хлеба в день. Частые тревоги стерли грани между днем и ночью. Моряки измотались из-за постоянных дежурств, занятий штыковым боем. За лучшую долю считалось попасть на фронт…

Изредка Ивану Васильевичу удавалось вырваться домой. Голод и холод пришли и в его квартиру на канале Грибоедова. Приносил, что сберег от скудного блокадного пайка. Кормить девочек было нечем, они всё время просили есть. Малыши же! Одной полтора, другой два с половиной, третьей четыре, не понимают, плачут. Чувствовать свою беспомощность очень страшно, страшнее смерти.

23 января 1942 г. Иван Васильевич записал в дневнике: «Сегодня довелось побывать дома. В комнате стужа. Окна забиты фанерой, занавешены половиками. Стены почернели от дыма железной печурки. Мать жены не выдержала нервных потрясений, потеряла рассудок, говорит что-то несвязное, то плачет, то смеется. Жена, исхудавшая, с потемневшим лицом, глубоко запавшими глазами, едва передвигается по комнате. Девочки с серыми дряблыми личиками дистрофиков, закутанные в платки и одеяла, сидят рядом на кровати и едят суп из столярного клея. А на улице то и дело грохают разрывы снарядов». Через несколько дней он проводил семью в эвакуацию…

А через месяц Травкин получил от жены телеграмму: «Прибыли в Ульяновск. Мать умерла в дороге. Бабушка отстала от поезда в Горьком (через некоторое время она тоже умерла). Я отморозила ноги, предлагают ампутировать обе ступни. Жду твоего согласия. Дети живы и здоровы. Целую. Лида». Холодный пот выступил на его лбу. Травкин пошел за советом к полковнику медицинской службы, заслуженному врачу РСФСР Кузьмину Т.А. Он продиктовал телеграмму жене - целую инструкцию, как и что делать. Все меры принять, но ноги сохранить!

На подлодку стало приходить пополнение, ремонтные работы шли с утра до позднего вечера. 23 февраля ремонт был закончен. Вот ещё одна запись из дневника Травкина И.В.: «Отрабатываем организацию службы на корабле. Проводим одиночные, частные и обшелодочные учения. Люди не жалеют сил, чтобы довести до совершенства свое мастерство и общую слаженность экипажа. Провели собрание личного состава. Воля экипажа едина - скорее в бой, скорее отомстить врагу за страдания ленинградцев!» В апреле Иван Васильевич получил письмо от жены. Лидия Александровна сообщала, что с ногами всё в порядке. Дали комнату. Работает в детском саду. Дети живы и здоровы. Именно о таком письме он мечтал с самого дня их отъезда.

В мае на Неве подводные лодки начали выполнять первые задачи, связанные с плаванием. «Щ-303» отлично выдержала все испытания и была признана командованием готовой к выполнению боевых задач. Чтобы обезопасить себя, в Финском заливе враг поставил минно-сетевые заграждения. Почти год ушел на создание этих линий смерти. Чтобы выйти через них в открытую Балтику, надо было преодолеть 270 миль. Немецкие военные газеты писали, что пока их армии остаются на занятых рубежах, нечего думать, что советские подводники выйдут в море, балтийских подводников надо снять со счета.

В начавшейся кампании 42-го года командование Балтийского флота готовило наступление подводных лодок через минные поля и сетевые заграждения в открытое море. Планировали выход трех групп по 10-12 лодок в каждой. В первый эшелон включили корабли с наиболее подготовленными экипажами и командирами. Сюда была отнесена и «Щ-303» - лодка Ивана Васильевича Травкина.

Лодка Травкина вышла в первый поход 4 июля 1942 г., получив предписание: занять боевую позицию в районе о. Лавенсари. «Щ-303» прошла минные заграждения, при преодолении их жизнь каждую минуту висела на волоске; каждую секунду страшная, слепая смерть могла оборвать ее. Затем «щука» была атакована катерами противника, 11 июля после зарядки аккумуляторной батареи, когда подлодка находилась в надводном положении, она была атакована вражескими самолётами. Вблизи от лодки разорвались бомбы. Погас свет, из строя вышли электроприводы рулей. Перешли на ручное управление, электрики вскоре устранили повреждения. Около полуночи «щука» всплыла, был обнаружен транспорт.

Сблизившись с ним до двадцати кабельтовых (кабельтов равен 185,2 м.), увидели, что судно водоизмещением около 7 тысяч тонн идет в охранении трех малых кораблей. Вот и настал момент, когда все, чему учились командир и личный состав, можно было вложить в точный залп. Дело упрощалось тем, что враг находился на выгодных для удара по нему пеленге и дистанции. Лодка легла на боевой курс. «Щука» оставалась незамеченной, только когда после залпа рядом с транспортом поднялся смерч огня и воды и он стал тонуть, катера охранения повернули в сторону лодки. По сигналу «срочное погружение» она исчезла под водой, оставив на поверхности моря лишь расходящиеся круги. Но сторожевики засекли место погружения «щуки». Ударила серия глубинных бомб. За ней - вторая, третья. Несколько раз лодку тряхнуло, кое-где полопались электрические лампочки.

Травкин положил корабль на дно, приказал выключить механизмы. Лодка замерла, прижавшись к мягкому песку. Корабли врага не уходили, гидроакустик слышал шум их винтов. Так продолжалось целые сутки. Чтобы найти нашу лодку, противник подвез электрический кабель и пустил его по дну. Приборы показали место, где находится корабль. Вновь посыпались глубинные бомбы. Травкин решил уходить. Начали маневрировать на малых ходах, в лодке соблюдали тишину. Командир приказал взять курс на минное поле. Корабли противника, убоявшись собственных мин, не пошли за «щукой», отстали.

После взрыва над лодкой антенной мины, нарушилась герметизация банок аккумуляторной батареи. Из них стал выделяться водород - возникла опасность взрыва. Кроме того, гидроакустик доложил, что за лодкой, очевидно, тащится сигнальная сеть. Минное поле кончилось. Наконец, наступила долгожданная ночь, когда можно всплыть, освободиться от сети, провентилировать лодку, зарядить аккумуляторы. Работа по освобождению от сети довольно опасна. И не только тем, что разгулявшиеся волны могли смыть моряка, работающего с сетью, за борт. Тогда его можно поднять. Опаснее другое. Если появится вражеский самолет, лодка должна немедленно погрузиться. От сетки освободились благополучно.

20 июля обнаружили два транспорта и шесть сторожевиков. Транспорты везли вооружение для войск. Травкин атаковал и потопил головной транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн. Оторваться от преследования немецких сторожевиков командиру «ерша» помогло немедленное погружение. Однако прошло оно не совсем гладко - на 22-метровой отметке «Щ-303» ударилась носом о грунт. Останавливаться для ремонта не было времени, все повреждения экипажу пришлось устранять на ходу. Несмотря на многочисленные попытки маневрирования скоростью хода, глубиной и курсом, лодка долгое время не могла оторваться от преследования…

24 июля Травкин И.В. получил радио с приказом возвращаться в базу. Снова пришлось преодолевать гогландскую минно-сетевую позицию противника. 7 августа «Щ-303» вернулась в Кронштадт. Торжественная встреча с оркестром, два жареных поросенка (по числу потопленных судов), награждение орденами и медалями... Так закончился этот первый боевой поход, длившийся 33 суток.

После ремонта «Щ-303» в конце октября 1942 г. вышла в новый поход, в район острова Готска-Санде для ликвидации конвоев, доставлявших военные грузы финнам. Попав в шторм, лодка получила повреждения - сорвало съёмные листы лёгкого корпуса, ремонтные работы провели в надводном положении. В этом походе «щуке» Ивана Васильевича удалось потопить три транспорта и боевой корабль противника, общим водоизмещением около 50 тысяч тонн. В марте 1943 г. экипаж подводной лодки «Щ-303» стал гвардейским.

Весной 1943 в Финском заливе противник выставил сплошные минные поля (8500 мин). На занятых островах неприятель оборудовал шумопеленгаторные станции, на морс поставил дополнительные сетевые заграждения. Как отмечал в мемуарах «Война на море» немецкий адмирал Фридрих Руге: «...весной 1943 г. соединение сетевых заградителей перегородило Финский залив двойной противолодочной сетью, доходившей до дна». У заграждений противник держал значительные противолодочные силы - до 300 кораблей и судов, в воздухе почти круглосуточно висели его самолеты.

«Щ-303» было поручено найти рубежи противолодочных заграждений, отыскать, где можно пройти лодкам. Командование флота и бригады не скрывало, что задача эта чрезвычайно трудная, что вернуться с такого задания шансов немного. 11 мая «Щ-303» покинула о. Лавенсари и взяла курс на запад. Лодка Травкина продвигалась медленно, делала 2-2,5 узла (примерно 3,5 км/ч), но случилась беда – корабль потащил за собой мину, она стучала по корпусу, а при каждом следующем ударе мог грянуть взрыв. К счастью, через некоторое время она оторвалась…

Травкин выяснил, что по всей позиции от о. Найссар до маяка Поркканаа-Каллбода в 50-70 метрах друг от друга в два ряда тянулись сети. Перед заграждением и в самих сетях были установлены мины. «Щуке» оставалось одно - пройти под сетями в самом глубоком месте залива. При проходе лодка запуталась в сетях, в отсеках не хватало воздуха, разрядилась одна из батарей, гидроакустик доложил о приближении группы вражеских кораблей. В какой-то момент старшина Галкин закрыл двери из центрального отсека в носовую и кормовую части корабля, всплыл, чтобы сдаться врагу. Жерла пушек кораблей врага были направлены на «щуку», Иван Васильевич не спешил со срочным погружением, тянул время, чтобы люди отдышались, а лодка проветрилась. Из центрального отсека доложили о готовности к погружению. Травкин быстро вскочил в рубку и захлопнул за собой люк. «Ерш» стремительно ушёл под воду, лишь Галкин остался барахтаться на поверхности. Лодка легла на грунт.

Несколько дней немецкие корабли противолодочной обороны не давали лодке Травкина нормально зарядить батареи, каждый раз загоняя её под воду. Командир получил приказ возвращаться в Кронштадт, было решено вновь идти через минное поле. Десять суток провела «Щ-303» на минном поле, когда она всплывала для зарядки батарей, появлялись самолёты и открывали по ней огонь, однако всё же удалось значительно повысить плотность батареи. Теперь можно было возвращаться.

В докладе командованию о результатах разведки Травкин И.В. выразил мнение: подводным лодкам через заграждения не прорваться. К сожалению, с его выводами не сразу посчитались. Уже в августе для прорыва в открытое море были посланы «С-9» (командир капитан 3-го ранга Мыльников А.И.) и «С-12» (командир капитан 3-го ранга Бащенко А.А.). Обе лодки вместе с их экипажами погибли.

В 1944 г. Иван Васильевич был назначен командиром современной крейсерской подводной лодки «К-52», на вооружении которой было 10 торпедных аппаратов и четыре орудия. В ноябрьском походе 1944 г. «К-52» получила повреждения, после ремонта, в середине января 1945 г. она вновь вышла в море. В начале похода опять досадное повреждение - одна из межбортовых цистерн стала пропускать топливо. Ремонт выполнили своими силами.

23 февраля одним залпом удалось торпедировать два корабля: транспорт водоизмещением 8-9 тыс. тонн и сторожевик. Об этой атаке сам Травкин пишет так: «Через несколько минут последовал залп. Торпеды пошли к цели. Все наше внимание сосредоточилось на вражеских кораблях. Скоро ли последует взрыв? В такие минуты всегда кажется, что стрелка секундомера очень медленно совершает свой круг по светящемуся циферблату: тридцать секунд, сорок, пятьдесят, шестьдесят... Неужели промазали?
- Право на борт. Приготовить кормовые торпедные аппараты. Идем в повторную атаку. Но на семидесятой секунде раздался оглушительный взрыв - торпеда попала в транспорт. А через пять секунд еще один взрыв - со стороны сторожевого корабля. Два огненных языка, словно два гигантских факела, взметнулись к ночному небу, поднялись выше корабельных мачт, осветили большой участок моря. Повторная атака не потребовалась».

При продолжении патрулирования несколько раз «К-52» подвергалась преследованию подводных лодок противника. В начале марта был потоплен ещё один транспорт, а на следующий день - новый транспорт. В ночь на 7 марта были обнаружены 3 миноносца противника, следовавшие в кильватер подводной лодки на дистанции двух-трех кабельтов. Погружаться было поздно. Дав максимально возможный ход, начали отрыв от кораблей противника. Травкин сам так описал эту схватку: «Каждую секунду нас могли обнаружить, так как расстояние между лодкой и миноносцами увеличивалось очень медленно. Хотелось как можно быстрее оторваться от противника, занять выгодную позицию и атаковать его… Напряжение возрастало с каждой минутой. Казалось вот-вот на миноносцах заметят нас, увеличат скорость, откроют артиллерийский огонь, пойдут на таран. В какое-то мгновение я уже готов был пойти на срочное погружение, но сдержался. Наконец дистанция от противника увеличилась, появилась возможность самим атаковать врага. Мы развернулись на боевой курс...» Миноносец противника был подорван.

Перезарядив торпедные аппараты, лодка вернулась в отведённый ей для действий район. Моряки подготовились к празднику Восьмое марта - написали на торпедах - «За славных советских женщин». И вот, судно водоизмещением 4-5 тыс. тонн приблизилось к нити ночного прицела. Травкин скомандовал: «Носовые аппараты, пли!» Прогремел взрыв. Над транспортом поднялся столб огня и пара. Лодка быстро погрузилась и увеличила скорость. Итог похода: 4 транспорта и один боевой корабль противника.

В последнем военном походе, 21 апреля 1945 г., подлодка «К-52» уничтожила фашистский транспорт водоизмещением около 6 тыс. тонн, а через два дня был потоплен транспорт в 10 тыс. тонн, немцы лодку даже не преследовали, не решившись оставить без прикрытия два оставшихся транспорта. В походе моряки узнали, что их лодка стала краснознамённой, а командиру было присвоено звание Героя Советского Союза, несмотря на историю с предательством Галкина. К Первомаю экипаж «К-52» отправил на дно транспорт в 7 тыс. тонн. На лодку накинулась стая сторожевых кораблей и самолётов. Иван Васильевич умело и расчётливо уводил корабль из под ударов. Экипаж возвращался из похода - за март и апрель было потоплено 7 транспортов, сторожевой корабль и повреждён эскадренный миноносец противника.

После войны капитан 2-го ранга Иван Васильевич Травкин был назначен на должность начальника штаба дивизиона учебных кораблей. Командовал частью не менее известный подводник Николай Александрович Лунин , удостоенный звания Героя Советского Союза еще в апреле 1942 г. за атаку на лодке «К-21» немецкого линкора «Тирпиц».

Перелом руки и разрыв связок, полученные при падении на настил на «К-52», дали о себе знать. В 1957 г. сравнительно молодым капитан 1-го ранга Травкин И.В. ушел из Вооруженных Сил в связи с резко ухудшившимся состоянием здоровья. Иван Васильевич работал в редакции Морского атласа, а затем в Министерстве морского флота СССР. - автор популярных книг о подводниках: «В водах седой Балтики», М., 1959; «Всем смертям назло». 2-е изд. М., 1976. Скончался Травкин И.В. 14 июня 1985 г., похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

В свое время, несколько лет назад прочитал книгу Олега Стрижака "Секреты балтийского подплава". Книга была основана на воспоминаниях подводников ВОВ и начиналась с разоблачения успехов самого выдающего (по официальной советской версии, успех Маринеско был под запретом) подводника Травкина Ивана Васильевича. Он по официальным советским послевоенным данным уничтожил 2 корабля и 12 транспортов противника. Однако, когда немцы опубликовали статистику потерь на Балтийском море, оказалось, что данные эти липовые. Почему? Это хорошо объясненно в книге Стрижака.
"Самым тёмным и путаным делом был счет побед. Победа нуждалась в "подтверждении". В идеале, то бишь по инструкции, надлежало делать так. Командир проводит атаку, поражает цель. Затем приглашает к перископу двух надежных, проверенных свидетелей. Те смотрят в оптику на тонущую цель, оценивают её класс, водоизмещение и подтверждают, что цель затонула... Хорошо, если попадется лодке одинокая беззащитная лайба. Можно всплыть и, покуривая, глядеть с мостика, как она тонет. Но серьезные цели идут под охраной конвоев. Удалось командиру выйти на курс атаки незамеченным - его счастье. Но торпеды пошли - лодка себя обнаружила. Перископ вниз! Крутой дифферент на нос, и отваливать, поглубже и подальше. Корабли охранения сейчас вцепятся в тебя гидролокаторами, перепашут глубину сериями бомб.
И единственное "подтверждение" - слышали взрыв. Или два. Куда попала торпеда - в транспорт? в корабль охранения? в скалу? Это на лодке никому не известно. А если попали в транспорт - утонул он или нет?
А если утопили транспорт - велик ли он был? Один командир знает. Командир его видел в перископ несколько секунд, сквозь дождь, туман или в ночной мгле. И командир по возвращении рапортует: утопил сухогруз, двадцать тысяч тонн.
Матиясевич Алексей Михайлович, знаменитый подводник, рассказывал мне, как он спорил с командирами лодок: "Нет сейчас на Балтике таких больших судов! Ну, четыре, ну пять тысяч тонн. А ты загнул - двадцать!"
Матиясевич до июня 41-го был капитаном в торгфлоте и хорошо знал суда всей Балтики.
Командиры лодок на него обижались. Сам Матиясевич писал в своих донесениях честно: транспорт, примерно две тысячи тонн.
За это на Матиясевича обижалось начальство. Начальство получало ордена за успехи подчиненных, и ему нужны были "весомые" победы.
Неприятности начались в 60-е годы, когда западногерманские историки обработали материал войны на море (вахтенные журналы, карты, схемы и кальки маневрирования, донесения командиров) и стали публиковать в "Марине Рундшау" результаты действий наших подводных лодок. Теперь пришлось потрудиться нашим историкам, приводить историю в порядок. Длилась эта работа почти двадцать лет. Многие "победы" оказались фикцией.
Считали, что попали в цель, а торпеды прошли мимо – “вот выписка из немецкого вахтенного журнала. Считали, что утопили транспорт, а он остался на плаву: вот подтверждение”. Но это все полбеды. Гораздо хуже, что некоторые атаки и победы были заведомой ложью.
С презрением и насмешкой Грищенко и Матиясевич говорили о Травкине. Травкин имел на своем счету одиннадцать побед, носил Золотую Звезду. Оказалось, что победа у него была одна, незначительное судно. Остальное - плод дезинформации.
Экипаж помалкивал. Война дело такое, вякнешь лишнее - и закопают тебя в штрафроте, в Синявинских болотах. Командиры других лодок подозревали, что у Травкина нечисто, но за руку не схватишь... Скандал был бы велик. Но Кремль скандалов не любил. Немецких историков назвали недобитыми фашистами. Нашим историкам велели молчать. Травкин сиял звездой в президиумах и благословлял пионеров.
А журнал "Марине Рундшау" объявили вражеским и сдали в спецхран.
Однако коррективы серьезные в историю войны на Балтике были внесены. Резко сократился (как и предсказывал Матиясевич) тоннаж потопленных судов: числился в боевом донесении транспорт в пятнадцать тысяч тонн, а оказался в полторы тысячи.
Но средь имен Российских подводников вышли в первую строку имена Грищенко и Матиясевича.
Их лодки были не только торпедно-атакующими. Они назывались "подводный минный заградитель"....
Боевой счет лодки, которой с 42-го года командовал Матиясевич, составил 25 вражеских судов, кораблей и подводных лодок общим водоизмещением почти восемьдесят тысяч тонн. Счет лодки "Л-3", которой командовал Грищенко до 43-го года,- 28 кораблей и транспортов...
И оба командира, Грищенко и Матиясевич, всю жизнь переживали тяжелую душевную травму. Им не дали звания Герой Советского Союза..."

СССР Род войск Звание Часть Командовал Сражения/войны Награды и премии

Ива́н Васи́льевич Тра́вкин (30 августа (11 сентября) , Наро-Фоминск , - 14 июня , Москва) - Герой Советского Союза , командовал подводной лодкой «Щ-303 », затем «К-52 », капитан 1-го ранга .

Биография

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 года капитану 3-го ранга И. В. Травкину за умелое командование ПЛ и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 5089.

Послевоенные годы

С октября 1946 года начальник штаба, а затем командир бригады ПЛ. В 1950 году окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова , после чего остался на преподавательской работе. Служил начальником штаба дивизиона учебных кораблей. В декабре 1956 года в звании капитан 1 ранга вышел в запас. Жил в Москве и работал в редакции Морского атласа, а затем в Министерстве морского флота СССР .

Иван Васильевич Травкин скончался 14 июня 1985 года . Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве .

Награды

  • медали;
  • орден Военно-морского министерства США «Военно-морской крест» .

См. также

Напишите отзыв о статье "Травкин, Иван Васильевич"

Литература

  • Львов М. Трижды похороненный. // Герои огненных лет. - М.: Московский рабочий, 1980. - С. 483-490.

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Травкин, Иван Васильевич

– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.

Травкин Иван Васильевич

(1908–1985)


Герой Советского Союза (1945), капитан 1 ранга, подводник.

Окончил 10 классов. Работал монтером.

В ВМФ с 1930 г. В том же году вступил в ВКП(б). В 1936 г. окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В годы войны командовал подводной лодкой Щ-303, затем К-52 и К-53 бригады подводных лодок Балтийского флота. Действуя на коммуникациях противника в Балтийском море, И.В. Травкин потопил 13 кораблей противника. В марте 1943 г. подводная лодка Щ-303 была преобразована в гвардейскую. Звание Герой Советского Союза гвардии капитану 3 ранга И.В. Травкину присвоено 20 апреля 1945 г., а подводная лодка К-52 награждена орденом Красного Знамени.

В 1951 г. И.В. Травкин окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии.

С 1956 г. капитан 1 ранга И.В. Травкин в запасе. Жил в Москве.

Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. 4-е изд., испр. и доп. М., 1988, с. 272, 278, 308.
Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 110.
Военно-морская академия. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991, с. 315.
Военные моряки – герои подводных глубин (1938–2005) / Т.В. Полухина, И.А. Белова, С.В. Власюк и др. М.-Кронштадт: Кучково поле, Морская газета, 2006, с. 305–308.
Герои войны. Таллин, 1984, с. 350–352.
Герои огненных лет. Кн. 4. М., 1980, с. 483–490.
Герои седой Балтики. Л., 1965, с. 61–72.
Герои Советского Союза. Т. 2. М., 1988, с. 598.
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937–1945. М., 1977, с. 471.
Грищинский К.К. Герои рядом с нами. Л., 1982, с. 29–40.
Дриго С.В. За подвигом – подвиг. 2-е изд., доп. Калининград, 1984, с. 348–349.
Морской сборник. 2006. № 1, с. 83–84.
Словарь биографический морской. СПб., 2000, с. 385.