Трофимова        30.10.2021   

Методология, методика и методы исследования дифференциальной психологии. Предмет и задачи дифференциальной психологии Специальные методы дифференциальной психологии

Дифференциальная психология — это часть науки, которая занимается выявлением и изучением психологических различий как одного человека, так и определенной группы людей. Как правило, в ходе исследований особое внимание уделяется психологическим проявлением людей, относящихся к разным возрастным, этническим и

И хотя дифференциальная психология как самостоятельная наука выделилась совсем недавно, она очень важна. Впервые подобный термин был использован в 1900 году, когда Штерн разработал концепцию, определяющую и объясняющую различия между индивидами и их группами.

Данная ветвь науки ставит перед собой две основные задачи. Во-первых, в ходе исследований ученые стараются выявить индивидуальные различия. Во-вторых, перед психологами стоит задание объяснить причину их возникновения и происхождение.

Дифференциальная психология и работы Френсиса Гальтона . Рассмотрев работы этого ученого, можно понять некоторые особенности дифференциальной психологии. Во время его экспериментов большая часть психологов отдавала предпочтение изучению общих черт человечества. В это же время Гальтон интересовался индивидуальными особенностями каждого человека и возможностью их наследственности. Именно в этот период зародилось мнение, что умственные и физические способности, талант и какие-то нестандартные передаются генетически от родственников.

Именно поэтому он тщательно изучал своих пациентов, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Например, он оценивал уровень мышечного тонуса, определял верхний порог слуховой чувствительности и т.д. Затем был разработан специальный тест — испытуемому предлагалось создать в воображении некоторый образ, а затем детализировано описать все особенности. Гальтон же изучал какие-то индивидуальные качества образа, а также сравнивал результаты эксперимента близких родственников, например, определял уровень сходства образов у братьев и сестер.

Именно он впервые разослал емкие анкеты всем ученым Англии, чтобы определить уровень их интеллекта и выявить особенности мышления.

Дифференциальная психология и ее методы . Как и в любой другой науке, ученые используют самые разнообразные Их можно разделить на разные группы.

Для дифференциальной психологии характерны:
1. Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).
2. Собственно психологические методы - интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.
3. Психогенетические методы.
Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий.

а. Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном. Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.
б. Метод приемных детей . Метод состоит в том, что в исследование включают

  1. детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям,
  2. приемных
  3. биологических родителей.

Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий. в. Близнецовый метод. Начало методу близнецов положила статья Ф.Гальтона, вышедшая в 1876 г. - «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания». Но начало реальных исследований в данном направлении приходится на начало 20-го столетия. Существует несколько разновидностей данного метода.

а) метод контрольных групп
Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутрипарного сходства у таких моно- и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.
б) метод разлученной близнецовой пары
Метод основан на изучении внутрипарного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно- и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких пар. Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, нежели разлученные ДЗ. Описания некоторых пар разлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.
в) метод близнецовой пары
Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.
г) метод контрольного близнеца
Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

Требуется отметить, что многочисленные исследования близнецов показывают, что:

  • корреляция между результатами тестов на умственное развитие монозиготных близнецов очень высока, у разнояйцевых - значительно ниже;
  • в области специальных способностей и личностных черт корреляции между близнецами слабее, хотя и здесь монозиготные проявляют большее сходство, чем дизиготные;
  • в отношении многих психологических качеств различия внутри пар дизиготных близнецов не превышают различия внутри пар монозиготных близнецов. Но существенные различия проявляются чаще всего среди дизиготных;
  • в отношении шизофрении процент соответствия между монозиготными, дизиготными и братьями с сестрами таков, что показывает наличие наследственной предрасположенности к данному заболеванию. Здесь весьма интересным может быть известный в истории психогенетики случай четырех монозиготных близнецов (четверни Джениян); все четверо близнецов, хоть и в разные сроки, заболели шизофренией.

4. Математические методы.
Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения дифференциальной психологии в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для доказательства своей теории наследуемости гениальности.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа.

Дисперсионный анализ - позволяет определить меру инди видуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию. Так, представим себе, что в двух студенческих группах средний балл, полученный на экзамене по общей психологии, составляет 4 балла. Но в первой группе были и тройки, и двойки, и пятерки, а вторая группа активно списывала и в результате все ее участники получили по 4. Абсолютный среднегрупповой результат одинаков для обеих групп - 4 балла, но за ним стоит совершенно различный психологический смысл.

Индуктивная статистика . Основная задача индуктивной статистики - определять, насколько статистически значимы различия между выборками.

Для этого определяют разность между средними значениями двух распределений показателей, отклонения от среднего значения и с помощью специальных критериев и формул производят расчеты. Так, к примеру, если мы имеем группу испытуемых, на которую было оказано воздействие, то с помощью индуктивной статистики можно определить, имеется ли статистически значимое различие в показателях, которые демонстрируют испытуемые до и после воздействия.

Корреляционный анализ . Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школьной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) другого. Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого. Коэффициент корреляции - это величина, которая может варьироваться в пределах от +1 до –1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен плюс 1, при полной отрицательной - минус 1. В случае, если коэффициент корреляции находится около 0, обе переменные не зависимы друг от друга. Для того, чтобы можно было делать выводы о степени выраженности корреляции, пользуются специальными формулами и расчетными таблицами.

Классификация методов

Метод в переводе с греческого означает «путь познания». Для изучения (познания) структуры индивидуальности используются разные методы, которые можно классифицировать, например, следующим образом .

1. По виду используемого опыта :

Интроспективные методы, основанные на данных субъективного опыта;

Экстраспективные методы, опирающиеся на объективный результат, доступный измерению.

2. По активности воздействия :

Методы наблюдения,

Экспеpиментальные методы.

3. По уровню обобщенности полученных закономерностей :

Номотетические методы, ориентированные на общее, психологию объяснения;

Идеографические методы, ориентированные на единичные случаи, психологию понимания.

4. По стабильности изучаемого явления :

Констатирующие методы;

Формирующие методы, при использовании которых конечное состояние изучаемого качества отличается от первоначального состояния.

Существуют и другие классификации методов дифференциальной психологии, однако наиболее полезной из них является классификация, предложенная Борисом Герасимовичем Ананьевым и отражающая этапы комплексного исследования индивидуальности или отдельных элементов ее структуры. Каждому этапу соответствует группа методов, выбор которых осуществляется, исходя из конкретной цели и задач исследования .

1. Организационные методы :

Метод поперечных срезов (сравнение отдельных групп людей, различных по возрасту или другому критерию);

Метод продольных срезов – лонгитюдный (исследование одних и тех же лиц в течение длительного времени);

Комплексный метод (сочетание метода продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование).

2. Эмпирические методы :

Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

Экспериментальные методы (лабораторный, полевой, психолого-педагогический эксперимент);

Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа);

Праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ);

Моделирование (математическое, кибернетическое);

Биографические методы (исследование жизненного пути, изучение документации).

3. Методы обработки и анализа результатов :

Количественная обработка и анализ (статистические методы);

Качественный анализ (дифференциация материала по классам, разработка типологий, описание случаев).



4. Методы интерпретации результатов :

Генетический метод (объясняет весь материал в характеристиках развития);

Структурный метод (объясняет весь материал в характеристиках связей между отдельными компонентами структуры личности или структуры социальных групп).

Эмпирические методы , вошедшие в классификацию Б.Г. Ананьева, можно также разделить по принципу принадлежности к той или иной науке :

Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент) – модификация методов, которые используются и во многих других науках, применительно к психологической реальности;

Исторические методы (биографические);

Психологические методы (интроспективные – самонаблюдение, самооценка; психофизиологические; социально-психологические – анкетирование, беседа, социометрия);

Психогенетические методы.

Ряд перечисленных методов заслуживает отдельного рассмотрения в связи с особой ролью, которую они играли в истории становления дифференциальной психологии как отдельной науки. В частности, речь пойдет о психогенетических методах, тестовой диагностике, о методах статистического анализа и классификации результатов, а также о методах идиографического анализа.

Психогенетические методы

Использование психогенетических методов связано с изучением роли наследственности и среды в формировании различий, а также с анализом относительного влияния каждого из этих двух этих факторов на индивидуальные особенности человека.

Генетический анализ факторов индивидуальных различий предполагает использование трех методов: 1) генеалогического, 2) метода приемных детей и 3) близнецовый метод .

Посылкой для использования генеалогического метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство между людьми, тем выше сходство между ними по этому признаку. При этом обязательно используется информация о родственниках первой степени родства (пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг), которые в среднем имеют 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в предположительно наследуeмых качествах должно проявляться меньше сходства.



Для психотерапевтических задач иногда используют один из вариантов данного метода – генограмма. В этом методе, наряду с отношениями родства, фиксируют: 1) отношения психологической близости (тесные – отдаленные); 2) отношения конфликтности; 3) семейные сценарные установки. Генограмма составляется как минимум в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы включить в исследование: 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных детей и 3) биологических родителей.

Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества. Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу валидности данного метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

При использовании близнецового метода среди близнецов выделяют а) монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и б) дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). Последующий анализ различий осуществляется по-разному, в зависимости от одной из четырех разновидностей метода:

Внутрипарное сравнение монозиготных и дизиготных близнецов;

Анализ распределения ролей и функций внутри близнецовой пары;

Сравнительный анализ времени появления навыка у близнецов, один из которых предварительно подвергается формирующему воздействию; если у экспериментального и контрольного близнецов навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания;

Сравнительный анализ свойств разлученных монозиготных близнецов, при котором обнаруженное сходство приписывается фактору наследственности, различия – фактору среды (метод используется в условиях социальных катаклизмов, когда, в силу обстоятельств, близнецы оказываются в разных средовых условиях).

Как уже упоминалось выше, использование психогенетических методов позволяет определить относительный вклад наследственности и среды в изменчивость признака. При этом обнаруживается ряд интересных закономерностей, позволяющих судить об источниках различий между людьми. Так, например, исследуя в течение многих лет причины индивидуальных различий в интеллекте и личности, Р. Пломин и Д. Даниелс (1987) пришли к следующему выводу: одна из основных причин психологической вариативности – разная среда, в которой формируются дети. В частности:

Порядок рождения ребенка,

Взаимоотношения родителей

Отношение к детям,

Разные формы обучения,

Отношения со сверстниками.

В соавторстве с другими учеными Р. Пломину удалось установить факт генетической обусловленности таких признаков, как межличностная теплота, сердечность и легкость социального взаимодействия внутри семьи (1991).

С точки зрения комплексного вклада наследственности и среды в формирование индивидуальных различий, наиболее ценным является обнаружение Р. Пломин и Дж. Дефрайсом трех типов связей между генотипом и средой (1985):

Пассивное влияние, когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду (неслучайное сочетание наследственных особенностей и условий среды);

Реактивное влияние, при котором врожденные психофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способствуя тем самым формированию определенных черт личности;

Активное влияние, при котором индивиды осуществляют активный поиск среды (или создают среду), которая в большей степени соответствует их наследственным задаткам .

Дифференциальная психология

Предметом

2. 3.



Взаимосвязь с другими областями психологии

Дифференциальная психология занимает обширную часть области психологических знаний и связана со следующими разделами психологии: * с общей психологией; * с возрастной психологией; * с педагогической психологией; * с социологией; * с психофизиологией.

Методы дифференциальной психологии

* Эксперименты

Задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология решает 2 задачи:

* выделение индивидуальных различий;

* объяснение их происхождения.

Классификация методов психологического исследования, применяемых в дифференциальной психологии.

1. Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).
2. Собственно психологические методы - интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.
3. Психогенетические методы.
Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий.

А. Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном. Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.
Б. Метод приемных детей. Метод состоит в том, что в исследование включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных и 3) биологических родителей. Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.
В. Близнецовый метод.

а) метод контрольных групп
Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутрипарного сходства у таких моно- и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.

б) метод разлученной близнецовой пары
Метод основан на изучении внутрипарного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно- и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких пар. Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, нежели разлученные ДЗ. Описания некоторых пар разлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.
в) метод близнецовой пары
Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.
г)метод контрольного близнеца
Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

4.Математические методы. Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения дифференциальной психологии в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный
англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для
доказательства своей теории наследуемости гениальности.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа.

Дисперсионный анализ - позволяет определить меру инди видуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию.

Индуктивная статистика. Основная задача индуктивной статистики - определять, насколько статистически значимы различия между выборками.

Корреляционный анализ. Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школьной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) другого.

Происходит второе рождение личности.

Способности и интеллект.

Способности человека представляют главное условие эффективности реализации им той или иной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе деятельности, и в связи с этим специалисты выделяют как бы две стороны способностей: пассивную – пока человек не начинает деятельность, невозможно судить о наличии способностей, активную – человека что-то побуждает заниматься определенным видом деятельности. С последней тесно связано такое понятие, как склонности человека к определенным видам деятельности. А.В. Орлов считает, что под склонностью следует понимать не любую, а вполне определенную, внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Склонность выступает как «потребностное отношение» к деятельности, к которой данное лицо особенно неравнодушно. В.Н. Мясищев отмечает такую особенность склонности, како неустанное внимание к из­бранной деятельности, неутолимая любовь к ней, это негаснущее увлечение.

Специфические особенности склонности Е.П. Ильин обозначает следующим образом: а) как побуждение к деятельности склонность всегда соответствует содержанию дея­тельности (она внутренне мотивирована своим содержанием, типом деятельно­сти; например, при выборе вида спорта склонность к работе «взрывного» характера приводит к занятиям спринтом, склонность к разнообразной деятельнос­ти, к занятиям спортивными играми и т.д.); б) склонность определяется чаще всего стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы, уровнем активированности мозга, она является устойчивым вектором выбора вида деятельности; в) деятельность в соответствии со склонностью всегда личностно значима, занима­ет важное место среди ценностей человека, способствует формированию направ­ленности личности, определенного видения мира; г) склонность при выборе адекватной ей деятельности перерастает в стойкий инте­рес; д) при отсутствии деятельности, соответствующей склонности, у человека появля­ется скука и неудовлетворенность своими занятиями. Следовательно, можно предположить, что в условиях нереализации имеющейся у человека склонности к определенному виду деятельности возможны негативные реакции, а так как природа не терпит пустоты, то место скуки и неудовлетворенности могут занять социально неодобряемые проявления личности. Поэтому в консультационном процессе особое значение приобретает оказание клиенту помощи в своевременном выявлении тех или иных способностей и разработка стратегии по их реализации.

Различают общие и специальные способности. Общие способности - относительно стабильные свойства личности, которые проявляются в успешности освоения знаний, в овладении и реализации различных видов деятельности. Специальные способности – свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином конкретном виде деятельности.

К общим способностям относят познавательные, или умственные, психомоторные и духовные. Психомоторные способности проявляются при реализации сенсомоторных процессов и моторных действий. В качестве основных показателей психомоторных способностей выделяют: скорость, силу, темп (количество движений за определенный промежуток времени), ритм, координацию, точность и легкость, пластичность и легкость.

Духовные способности представляют собой индивидуальное своеобразие психических процессов человека, проявляющееся в отношении к окружающему миру, к проблемам окружающих людей. Выделяют такие духовные способности, как сопереживание, сострадание, способности к самопознанию и самосознанию, способности видеть красивое, отражать гармонию объективного мира, способности быть благодарным и делать добро. Критерием духовных способностей является поступок.

Познавательные способности являются орудием познавательной деятельности и познавательной активности человека. К ним относят способности, связанные с уровнем развития познавательных психических процессов: восприятия – перцептивные способности, памяти – мненмические, внимания – аттенционные, мышления – мыслительные, воображения – имажинитивные способности. Совокупность же познавательных способностей составляет основу интеллекта.

Способность к обучаемости характеризует способность к приобретению знаний и ведущей мотивацией к этому процессу является познавательная активность человека («хочу все знать»). Креативность характеризуется способностью преобразовывать знания и связана с воображением, порождением гипотез, склонностью к фантазированию. Ведущей мотивационной направленностью для ее реализации служит стремление к самореализации, творческая активность. Способность к применению знаний, как выходная характеристика в этой схеме, отождествляется со способностью решать задачи на основе имеющихся знаний, или интеллектом . Ведущей мотивацией в реализации интеллектуальных способностей является мотивация достижений и адаптивное поведение в окружающей среде.

Тесты структуры интеллекта основаны на модели Л. Терстоуна, который отрицал наличие общей основы интеллектуальных действий и выделял несколько несвязанных между собой интеллектуальных факторов (пространственное мышление, вычислительные способности. вербальные способности и др.). К числу наиболее употребляемых в России тестов структуры интеллекта принадлежит тест Р. Амтхауэра.

Близка к факторной модели и трехмерная модель интеллекта Дж.Гилфорда. В разработанной им модели каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого результата. Гилфорд различает пять типов операций , составляющих первое изменение в его модели: понимание информации (С), запоминание (М), дивергентное мышление , или производство логических альтернатив, связанных с предъявляемой информацией, многовариативный поиск решения проблемы (D), конвергентное мышление , или производство единственного логического следствия, поиск одного правильного решения (N) и оценивание – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию (E). Второе измерение определяется в терминах содержания и форм информации: образная (F), символическая (S), семантическая (M) и поведенческая (B). Третье измерение представляет результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию и предстают виде: элементов, единиц (U), классов (C), отношений (R), систем (S), трансформаций (T) и импликаций (I). Таким образом, предполагается существование 120 факторов интеллекта. Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда обрел подлинную реальность термин «социальный интеллект», характеризующий интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации, им разработан тест исследования социального интеллекта.

Большой заслугой Гилфорда является также выделение дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление направлено на поиск единственного верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта, а дивергентное связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и является основанием творческости. Благодаря его работам получила распространение концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности. Для изучения креативности разрабатываются тестовые материалы, однако валидность большинства имеющиеся в настоящее время тестов креативности не доказана. Для выявления креативности больше походят так называемые естественные задания (сочинение стихов, рассказов, сборка мозаики и т.д.), а также биографический метод. Были выявлены личностные особенности творческих людей, такие как придание высокой ценности эстетическим качествам, широта интересов, энергичность, независимость суждений, автономность, уверенность в себе, способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные конфликтные элементы.

Анализ биографий творческих личностей свидетельствует, что творческие способности чаще развиты у первенцев в семье и детей, рано потерявших родителей. Кроме того, креативность связана как с наследственностью, так и с регламентацией окружения: чем менее регламентировано окружение ребенка, тем больше шансов проявления креативности в его деятельности.

Дети, обладающим низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в ситуацию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (кружки, хобби и т.д.). Они более тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках», имеют адекватную самооценку и довольны своим положением. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Предмет и задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология - (от лат. differentia - различие) - это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна - это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий

Задачи дифференциальной психологии: 1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий. 2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку - половому, возрастному, расово-этническому и др. 3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип - симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий. В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий - типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей,также природу, источники и последствия этих различий. наука о закономерностях психического варьирования.

сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека,

разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики

дифференциальная психология обращала внимание неоднородностью своего предмета .

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности,

особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности

2.История развития и становления дифференциальной психологии

Этапы развития дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа:

донаучное знание(Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения.)

естественнонаучная парадигма познания(Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности. Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда.)

и гуманитарная парадигма(Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных. И здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход – рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе)

Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность.

Дифференциальная психология имеет и предысторию становления.Так, характерология стремилась свести различия между людьми к простым типам, т.е. занималась составлением классификаций по разным основаниям, как анатомо-физиологическим, так и психологическим, подобно, например, способности человека принимать страдания. Представителями характерологии были И.Кант, И.Банзен. А приверженцы графологии, науки о почерке, которой больше других занимался аббат И.Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке. Все эти области донаучного познания, в свое время признанные ненадежными и отвергнутые позитивистской наукой, в настоящее время, уже на новых основаниях, вновь возвращаются в психологию индивидуальных различий. Задача будущих исследований – валидизировать эти приемы эмпирических обобщений и связать их с современными научными результатами.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В.Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. качестве синонимов использовались понятия: характерология; этология; и проч.

Первыми крупными представителями нового научного направления были А.Бине, Дж.Кеттелл, Ф.Гальтон, В.Штерн, в России – А.Ф.Лазурский.

Оформление дифференциальной психологии в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам.

1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях (хотя и при помощи метода интроспекции) изучение психических процессов, в частности апперцепции. Сегодня трудно по-настоящему оценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия путей объективного наблюдения психического они имели поистине революционное звучание – психику стало возможно изменять, измерять и оценивать.

2. использование методов статистического анализа. Каждое психическое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почти каждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, то есть малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше, чем значений средней величины (нормальных).

Необходимо отметить, однако, что не все закономерности подвержены закону нормального распределения. Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог Адольф Кетле и Фрэнсис Гальтон. Сейчас выделяют несколько направлений использования статистических методов в психологии: а) описательная статистика, включающая группировку, классификацию, графическое представление данных; б) теория статистического вывода, используемая для предсказания результата по данным обследования выборок; в) теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа. Дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей

Корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными. При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе не их причинная обусловленность

И, наконец, факторный анализ – это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Задача факторного анализа состоит в самом общем виде в том, чтобы уменьшить количество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам. Факторные модели используются сейчас везде, но особенно популярны в психологии личности и интеллекта.Чтобы использовать методы статистического анализа, нужно быть уверенным в нормальности распределения изучаемого качества;

3. использование, данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании.