Задачи        10.02.2022   

Информатика с методикой преподавания. Цели и задачи обучения информатике в начальной школе Теоретические понятия по информатике в нач школе

Введение. Пропедевтический курс информатики должен изучаться (рекомендует-

ся) до 7 класса общеобразовательной школы. Однако естественно напрашивается разбие-

ние его на 2 составляющих: начальная школа и 5-7 классы. Это разбиение продиктовано

психолого-педагогическими особенностями развития младших школьников и уровнем их

компетенций.

Ситуация с преподаванием информатики в начальной школе «двойственная»: нор-

мативной базы не было, программных продуктов тоже, однако, благодаря энтузиастам накопилось большое число авторских методик преподавания информатики в начальной

школе. Обзору соответствующих курсов посвящена данная тема.

1. Информатика в начальной школе.

1.1 Нормативная база для преподавания информатики в начальной школе. Федераль-

ный эксперимент по реформе общего образования: статус информатики, место в

учебном плане, изменение содержания. Критерии отбора методик и программных

1.1.1.Основной документ: Письмо Министерства образования Российской Фе-

образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики

предмета “Информатика” в начальном обучении как новой составляющей грамоты

младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как от-

дельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою струк-

Обучение информатике во II - IV классах рекомендуется проводить учителям на-

чальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных

представлений о свойствах информации, способах _______работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

􀂾 познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их

приемам организации информации и планирования деятельности, в частности

учебной, при решении поставленных задач;

􀂾 дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современ-

ных информационных и коммуникационных технологиях;

􀂾 дать школьникам представления о современном информационном обществе,

девтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразова-

нии информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение инфор-

мации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение,

звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация

деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства

алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникацион-

ных технологиях

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Органи-

зация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно зна-

чимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об

информационной безопасности личности и государства.

Предмет “Информатика” реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении це-

лесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным

рабочие тетради по информатике:

4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 мо-

жет использоваться по желанию учителя в I классе на дополнительных заня-

тетрадей для II, III и IV классов.

Практическая составляющая содержания предмета “Информатика” формируется из

задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обу-

чения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить дос-

туп к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса

в соответствии с уровнем оснащения школы.

1.1.3. Формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляет-

ся учителями начальной школы.

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в

интеграции с предметами

Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, ритори-

ка, рисование, труд, музыка, “Окружающий мир”, в бескомпьютерном варианте обучения

возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета “Информатика” в

рамках одного урока без деления на группы

В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (на-

пример, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров в классе), электронных средств обу-

чения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использо-

вать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного ком-

пьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести не-

сколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним

компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может

быть использован как “электронная доска”.

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики шко-

лы в рамках одного урока При выборе школой формы обучения информатике с компью-

терной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 чай) учителя информатики школы

для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем началь-

ной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока про-

водится в первой группе, компьютерная - во второй, затем группы меняются местами.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать тре-

бования к оборудованию кабинета вычислительной техникой, педагогико-

эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычисли-

тельной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования

(см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактиче-

скими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 - 2 мин).

ванием курса с помощью электронных средств учебною назначения, таких как:

􀀹 компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;

􀀹 клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;

􀀹 компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

􀀹 компьютерные лабиринты для управления объектом;

􀀹 компьютерные мозаики;

􀀹 логические игры на компьютере;

􀀹 компьютерные энциклопедии, путешествия;

􀀹 компьютерные топологические схемы (например, района метро);

􀀹 компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по техни-

ке безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности ис-

пользования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;

􀀹 компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;

􀀹 компьютерные синтезаторы звука;

􀀹 игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;

􀀹 компьютерные среды управления исполнителем.

ко-эргономические и санитарно-гигиенические требования к проведению занятий

учащихся начальной школы в кабинете ВТ. Психолого-педагогические требования

к программным средствам.)

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего

образования в начальной школе со 2 класса вводится предмет "Информатика". (См. пись

мо Министерства образования от 17.12.01 № 957/13-13 "Методическое письмо по вопро

сам _______обучения информатике в начальной школе").

уроках информатики в начальной школе.

Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддержки при обуче-

нии информатике во 2 классе.

1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно

организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предме-

тами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-ROM устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CD-ROM устройством, ау-

диосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный

компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без

деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть исполь-

зован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащих-

ся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для

этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экра-

ном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь

воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения,

иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой. При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы

по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому

обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мифодий".)

2. Для групповой формы обучения на уроке информатики возможно организовать

компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информацион-

ном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 ком-

пьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой

кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с

помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора

А.Л.Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных авто-

ром учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по

правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем

за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства

учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется

учителем или лаборантом.

тельности учащихся на занятиях по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут

быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы зара-

нее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям

правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать са-

нитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организа-

ции рабочего места ученика.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом,

чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть обору-

дована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой

компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспре-

борантом.

3. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке инфор-

матики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютер -

ного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя ) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час ) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут . Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1 группы в течение 15 минут , а затем для 2 группы . Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2- й группы в течение 15 минут , а затем соответственно для 1- й группы .

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших

школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4- м ).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти

инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики , утвержденный директором школы . Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики .

Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме : одно рабо -

чее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест , а также может использоваться

сервер для поддержки локальной школьной сети . Дополнительное оборудование : один

принтер , выход в Интернет , локальная сеть , сканер , медиа - проектор .

"Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в

начальной школе".

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (Сан -

ПиН 2.2.2.542-96 " Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам , персо -

нальным электронно - вычислительным машинам и организации работы ") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику , которая имеет санитарно - эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей . Санитарно - эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника ; но и та , которая находится в эксплуатации .

Помещение , где эксплуатируются компьютеры , должно иметь искусственное и ес -

тественное освещение . Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения , которые ориентированы на север и северо - восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа : жалюзи , занавесей , внешних козырьков и др . Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо . Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы , на которые имеются гигиенические заключения , подтверждающие их безопасность для здоровья детей . Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки , обладать антистатическим покрытием .

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв . м .

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном

классе . Компьютер лучше расположить так , . чтобы свет на экран падал слева . Несмотря на то , что экран светится , занятия должны проходить не в темном , а в хорошо освещенном помещении .

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромаг -

нитное поле с радиусом 1,5 м и более . Причем излучение идет не только от экрана , но и от задней и боковых стенок монитора . Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся , работающих за другими компьютерами . Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м .

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста

наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников . В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног .

Размер учебной мебели (стол и стул ) должен соответствовать росту ребенка . Убедиться в этом можно следующим образом : ноги и спина (а еще лучше и предплечья ) имеют опору , а линия взора приходится , примерно , на центр монитора или немного выше .

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк , а

экрана не более 200 лк .

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем , чтобы изображе -

ние на экране компьютера было четким и контрастным . Необходимо также исключить возможность засветки экрана , поскольку это снижает контрастность и яркость изображения .

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному

контрасту : темные знаки на светлом фоне .

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см . Одновре -

менно за компьютером должен заниматься один ребенок , так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются .

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие : темпе -

ратура -19-21° С , относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютер -

ные классы должны быть проветрены , что обеспечит улучшение качественного состава воздуха . Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно .

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопас -

ного пользования , которые должны соблюдаться не только в школе , но и дома .

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблю -

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для

учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут .

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на пер -

сональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз , которые выполняются сидя или стоя , отвернувшись от экрана , при ритмичном дыхании , с максимальной амплитудой движений глаз . Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме .

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть 086 аu1075 глаза , сильно напрягая глазные мышцы , на счет 1-4, затем раскрыть

глаза , расслабить мышцы глаз , посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз .

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза

не доводить . Затем открыть глаза , посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз .

3. Не поворачивая головы , посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет

1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения , но с фиксацией взгляда влево , вверх и вниз . Повторить 3-4 раза .

4. Перевести взгляд быстро по диагонали : направо вверх - налево вниз , потом

прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз .

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки . Ре -

гулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение .

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше , чем

через 1 час после окончания учебных занятий в школе . Это время следует отводить для

отдыха и приема пищи .

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютер -

ной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю . Продолжительность одного занятия - не более 60 минут . После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз .

Несомненно , что утомление во многом зависит от характера компьютерных заня -

тий . Наиболее утомительны для детей компьютерные игры , рассчитанные , главным образом , на быстроту реакции . Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия . Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы , нарушению сна , ухудшению самочувствия , утомлению глаз . Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр

только в конце занятия длительностью не более 10 минут .

Информатика в начальной школе.

В рамках перехода образовательного процесса по совершенствованию структуры и содержания в начальной школе изучение информатики начинается со второго класса.

Информатика представлена как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющей свою структуру и содержание.

В ходе реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. познакомить школьников с основными свойствами информации;

2. научить приемам организации информации и планирования учебной деятельности, при решении поставленных задач;

3. дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях;

4 о современном информационном обществе в целом и информационной безопасности личности.

Каково же содержание первоначального курса информатики?

Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

1.Детям даются основы понятия « информатика».

2.первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

3. и о роли информации в жизни человека.

6 .Федеральным базисным планом предусмотрены следующие варианты обучения:

1.Бескомпьютерное изучение в рамках урока в интеграции с предметами.

2. Организация компьютерной поддержки без деления на группы.

3.Урок информатики с делением на группы.

Мы выбрали второй вариант , который позволяет осуществлять интегрированный подход по схеме первого с использованием 15-ти минутного компьютерного практикума.

(вставка- фрагмент урока)

7. Созданная в школе информационная база позволяет не только обучать детей устройству компьютера, принципам программирования, но и осуществлять межпредметные связи, развивать интеллектуальные способности младших школьников.

(слайды с дисками – заставка УМК)

Компьютерную поддержку осуществляем электронными средствами учебного назначения:

1. компьютерные азбуки для ознакомления работы с текстом;

Клавиатурные тренажеры.

2. раскраски и геометрические конструкторы, лабиринты, мозаики;

3. логические игры, энциклопедии и путешествия.

4. обучающие игры.

Данное программное обеспечение содержит инструментарий для моделирования учебно-познавательной деятельности учащегося, соответствующий инструктивным письмам Министерства образования. Применяемые нами электронные средства обучения носят инновационный характер, синтезируют передовые научные идеи и подходы в обучении информатике, основываясь на реалистичных взглядах на возрастные особенности детей, специфику развития их мышления, внимания, познавательных процессов.

8 . результаты опроса:

Среди учащихся третьих классов был проведен экспресс- опрос:

1. Нравится ли вам урок информатики? (да или нет )

2. Какие команды, операции вы умеете выполнять на компьютере?

* включать, выключать;

* открывать папки, программы;

* создавать алгоритмы;

* печатать (работать в Microsoft Word);

* рисовать в Paint. (вставка)

3. Чему хотите научиться?

* программировать;

* создавать новые папки;

* заходить на сайты в Интернете;

* вести переписку по Интернету.

* узнать «весь» компьютер.

9. Вставка видеосюжета.

Использование информационных технологий невозможно без соблюдения санитарно- гигиенических требований. Прежде всего - это:

Организация рабочего места;

Гигиенические регламенты оптимальной продолжительности непрерывных занятий на компьютере;

И конечно же- адекватность используемых информационных технологий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Конечно же, введение раннего изучения информатики не обошлось без ряда проблем:

Это прежде всего - материально- техническая база оставляет желать лучшего.

Назрела необходимость разработки собственных электронных учебников, программ.

Таким образом, раннее изучение информатики открывает широкие просторы для реализации потенциала детей, изучение данного курса параллельно с осуществлением межпредметных связей позволяет существенно повысить информационную культуру, формирует информационную компетентность учащихся.


Пропедевтический курс информатики: цели, задачи, особенности методики преподавания.

  • Согласно новому БУПу учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3-4 классах в качестве обязательного 20-25 часового учебного модуля «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)» в рамках предмета «Технология».
  • В документе, разработанном в Министерстве образования РФ в 2002 г. «проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям» определены направления и содержание курса «Информатика и информационные технологии» в общеобразовательной школе. Этим документом определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ по трём уровням.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • - развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • - овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • - формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;
  • - развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.).

Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.:

  • - Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (компьютер рисует, вычисляет, пишет...), хранения информации (компьютер запоминает рисунки, числа, тексты) и передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку).
  • - Знакомство с основными понятиями и их отношениями как общими: информация, язык, знания, модель, алгоритм, структура и др. так и частными: данные, таблицы данных, объекты, имена, значения, условия, структуры записей процедурных ответов.
  • - Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).
  • - Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию (запись для некоторого типа процедурных ответов простейшей структуры типа "ветвление", "выбор", "цикл"), решение практических задач с применением компьютера (ведение компьютерных дневников при наблюдениях за погодой, жизнью растений и животных).

Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • - познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • - дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • - дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе нацелен на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств ИКТ.

Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.

  • - проверка домашнего задания (до 5 минут),
  • - изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе, компьютера),
  • - закрепление материала (около 7 минут),
  • - практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности),
  • - обсуждение результатов (5 минут).

В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).

Основные направления:

1. Информация в нашей жизни.

2. Исполнение и разработка алгоритма.

3. Работа с готовыми компьютерными программами.

4. Решение логических задач.

5. Первоначальные сведения о компьютерах.

Основные цели и задачи курса:

1. Формирование логического и алгоритмического мышления:

2. Обучение сознательной постановке целей и планированию действий по достижению этих целей.

3. Освоение начал компьютерной грамотности.

Тематическое планирование 1 класса

1. Информация - 8 час.

Определение понятий информация и информатика. Кодирование информации. Операции над информацией: сбор, обработка, передача, хранение информации. Учащиеся должны:

Знать определение понятия информация:

Знать основные операции над информацией:

Уметь определить источник и приемник информации;

Уметь интуитивно определить процесс обработки информации на бытовом уровне (на уровне примеров):

Иметь представления об обработке информации на основе существенных признаков предмета (пропедевтика изучения понятия классификация):

Обладать навыком решения и составления задач, содержащих процесс обработки информации (ребусы, логические цепочки, поиск закономерностей..).

Ключевые понятия: информация, кодирование информации, сбор, обработка, передача, хранение информации.

2. Алгоритм - 8 час.

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. "Бездумный исполнитель". "Мыслящий исполнитель". Система команд исполнителя. Исполнитель "Робот". Виды записи алгоритма. Словесное и графическое описание алгоритма Выполнение линейного и условного алгоритма.

Учащиеся должны:

Знать понятие алгоритма,

Знать понятие исполнитель алгоритма, система команд исполнителя:

Знать виды записи алгоритма:

Знать виды алгоритма: линейный, условный, циклический;

Уметь исполнять заданный алгоритм:

Уметь составлять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

Уметь исправлять ошибки в готовом алгоритме.

Ключевые понятия: алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя.

2. Логика - 3 час.

Высказывания. Логические связки "И". "ИЛИ", "НЕ", "ЕСЛИ..., ТО". Кванторные слова "ВСЕ", "НИ ОДИН". "НЕКОТОРЫЙ", "КАЖДЫЙ". Учащиеся должны:

Знать значение кванторных слов "все", "ни один", "некоторый":

Знать значение логических союзов "и", "или", "не", "если":

Уметь узнавать предмет по данным признакам.

Ключевые понятия: соединение, разъединение, отрицание, условие.


4. ЭВМ и человек - 15 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Области применения компьютера. Демонстрация возможностей ЭВМ. Состав компьютера. Компьютер - "черный ящик": связь пользователь - исходная информация - компьютер - результат. Программа. Поиск нужных программ и запуск их на выполнение в оболочке NORTON COMMANDER. Работа в режиме меню. Знакомство с функциональными клавишами компьютера. Компьютер на уроке русского языка, литературы, математики.

Учащиеся должны:

Знать области применения компьютера:

Иметь представление о компьютере как о машине универсального назначения;

Знать основные функциональные клавиши;

Уметь находить нужную программу;

Уметь загружать программу, работать с диском.

Ключевые понятия: компьютер-исполнитель, программа, исполнение программы.

Тематическое планирование 2 класса

1. Возможности ЭВМ - 7 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Повторение: состав компьютера, области применения, возможности ЭВМ. Вычисления на ЭВМ в режиме калькулятора. Функциональные клавиши. Организация режимов редактирования.

Учащиеся должны:

Знать состав компьютера, его возможности, ограничения;

Знать назначение основных функциональных клавиш;

Уметь работать на компьютере в режиме калькулятора;

Уметь редактировать записи.

2. Информация. - 8 час.

Понятие информации. Формы представления информации. Этапы прохождения информации: сбор, обработка, передача, хранение информации. Классификация информации.

Учащиеся должны:

Знать формы представления информации;

Знать способы получения информации;

Знать способы обработки информации человеком;

Знать возможности компьютера как инструмента для обработки информации человеком;

Знать способы передачи информации;

Уметь классифицировать информацию по существенным признакам.

Ключевые понятия: информация, обработка информации: классификация, компьютер-инструмент для обработки информации.

3. Алгоритм - 8 час.

Понятие алгоритма. Виды алгоритма. Линейный алгоритм. Робот-исполнитель. Управление роботом. Алгоритм-программа на алгоритмическом языке.

Учащиеся должны:

Знать понятие алгоритма как программы для исполнителя;

Знать особенности составления алгоритма для формального исполнителя;

Уметь исполнять алгоритм сложной структуры;

Уметь составлять элементарную алгоритм-программу для компьютера с использованием операторов алгоритмического языка.

Ключевые понятия: алгоритм-программа, компьютер-исполнитель.

4. ЭВМ и человек. - II час.

Техника безопасности. Графика на ЭВМ. Графический конструктор. Назначение, основные команды. Отработка пользовательских навыков работы с компьютером. Загрузка программ. Работа с программами на развитие алгоритмического мышления, пространственного представления, внимания, памяти.

Учащиеся должны:

Знать назначение графического конструктора, его возможности, основные команды;

Уметь работать с графическим конструктором;

Уметь ориентироваться в дисковых каталогах.

Тематическое планирование 3 класса

1. Что такое ЭВМ - 3 час.

Вводное занятие. Техника безопасности. Поколения ЭВМ. Применение ЭВМ. Возможности ЭВМ (повторение).

Учащиеся должны:

Знать основные этапы развития ВТ;

Знать расширенные возможности компьютера.

2. Алгоритм - 9 час.

Понятие алгоритма. Виды алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритма. Запись алгоритма в блок-схемах. Линейный алгоритм, циклический, алгоритм с условием.

Учащиеся должны:

Знать свойства алгоритма;

Знать основные алгоритмические конструкции;

Уметь записывать алгоритм в виде блок-схем;

Уметь исправлять ошибки в алгоритме;

Разбивать большие задачи на малые, планировать возможные ситуации.

Ключевые понятия: массовость, результативность, понятность, определенность, последовательность, блок-схема.

3. Практическая работа на ЭВМ - 13 час.

Языки программирования. Программа.

Учащиеся должны:

Знать понятие языка программирования:

Уметь составлять элементарную алгоритм-программу для компьютера с использованием операторов алгоритмического языка:

Уметь сохранять и считывать программу на диске:

Уметь редактировать программу.

Ключевые понятия: язык программирования, программа.

4. Возможности ЭВМ. - 7 час.

Графический редактор. Назначение и возможности. Команды графического редактора. Музыкальный редактор. Демонстрация возможностей.

Учащиеся должны:

Знать назначение, возможности, и основные команды графического редактора;

Уметь работать с графическим редактором;

Знать возможности музыкального редактора.

5. Уроки - повторение - 2 час.

Назначение и возможности ЭВМ. Функциональные клавиши. Вычисления на ЭВМ. Графический редактор. Алгоритмы и их исполнители.

Тема: "Информация".

1. Понятие информации.

С этим словам связано многое в современной жизни. Информация является основой для многих понятий и явлений. Без информации невозможна жизнь человека. Работы многих профессий зависят от того. насколько оперативно поступает текущая информация о состоянии дел на предприятии, насколько быстро большие объемы информации изучаются и перерабатываются, от этого зависит оперативность и правильность принимаемого решения. Каждый заинтересован в том. чтобы информацию о нужном легко можно было отыскать, с минимальными затратами сил и времени.

Что же такое информация?

Например, желтеет цветок. Это говорит о том, что цветок давно не поливали. Тает снег. ярче светит солнце, значит скоро весна. Красный закат, значит, завтра будет теплый день. Приведя вместе с детьми массу примеров, можно сделать вывод;

И Н Ф О Р М А Ц И Я - это сведения или сообщения об окружающем мире. полученные различными путями.

Читаем книги, газеты, смотрим телевизор, разговариваем с друзьями, слушаем радио. Из всего этого мы получаем информацию. Ежедневно на нас обрушивается масса различной информации.

Что общего между понятиями: информация и новость, чем они отличаются?

(Новость это всегда информация, но нельзя сказать, что информация всегда новость.)

И Н Ф О Р М А Ц И Я - это сведения, полученные вновь или известные ранее.

Кто воспринимает информацию Р

Информация может восприниматься не только людьми, но и различными устройствами. Сейсмологи следят за состоянием земной коры, приборы улавливают самые малые изменения; компьютер следит за состоянием искусственных спутников земли, человек передает информацию в компьютер, который следит за роботами на производстве. С помощью этих и других примеров можно сделать следующий вывод:

Обмен информацией может быть: между людьми;

между животными;

между людьми и животными;

между человеком и приборами;

между приборами.

Пекарь из муки и других продуктов в печи выпекает хлеб, токарь на станке из бесформенной болванки делает болты и гайки, плотник из досок на станках делает мебель.

Что делает человек, работающий на компьютере?

Этот человек из одной информации делает другую информацию. Необходимо привести вместе с детьми конкретные примеры с объяснениями. Распечатка и выдача билетов в железнодорожных кассах, расчет конструкций космических кораблей, автомашин или самолетов, отыскание любой книги любого автора и на любую тему в библиотеке и т.д.

Человек находится в мире информации. Не потеряться в этом мире, взять себе на вооружение как можно больше полезной информации, игнорируя ненужную - вот наша задача.

Как может быть представлена информация?

Информация может быть представлена в виде текста, графического изображения (рисунок, кино, мультфильм), звукового сигнала (речь, музыка, сигналы животных) и т.д. Приведите свои примеры.

Информацию можно разделить на группы:

Важная (завтра проводится запись в секцию бокса.),

Полезная (ЭВМ - электронно-вычислительная машина.),

Безразличная (сейчас идет снег.),

Вредная (вырви лист с "2" из дневника.).

Приведите свои примеры.

Одна и та же информация может принадлежать к нескольким группам. Приведите примеры. В зависимости от условий, настроения, желания эти примеры могут переходить из одной группы в другую.

Существуют такие понятия как источник информации и приемник. Как вы думаете, что они обозначают?

Те предметы или устройства, от которых мы можем получить информацию называют источниками информации.

Те предметы или устройства, которые могут получать информацию называют приемниками информации.

Источником информации могут быть множество предметов (книга, радио, учитель), приемником (человек, прибор, животные).

Задание 1. Определите, кто источник, а кто приемник информации.

1. Дети ухаживают за растениями.

2. Мальчик учит уроки по учебнику.

3. Ты пишешь поздравительную открытку бабушке.

4. Мама смотрит телевизор.

Задание 2. Приведите примеры, когда информация поступает:

а) источник -> приемник;

б) от одного источника к множеству приемников;

в) от множество источников к одному приемнику.

2. Кодирование информации.

Не всегда информация бывает доступной. Информация кодируется, т.е. записывается знаками с определенной системой правил.

Например. То, что вы пишете в тетради - кодированная информация (звуки -> буквы, цифры), нотная грамота, электрические схемы для телевизоров или магнитофонов и т.д. Вы наверняка встречались с ребусами, не раз разгадывали их.

Что такое ребусы?

Ребус - закодированная информация, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или другими значками. Давайте попробуем сами закодировать информацию, составим ребусы. Ребусы бывают нескольких видов.

1. Ребусы с цифрами. ВИ 3 НА, ПРО 100 P. 7 Я. ПО 2 Л, С 3 Ж.

Нужно найти слова, в которых были бы сочетания букв, обозначающих цифру.

Задание 1. Предлагается набор слов. Выберите те, из которых можно сделать ребус.

Фонарь, вышка, столб.

Ворона, ласточка, голубь.

Артистка, актриса, певица.

Мука, сахар, тесто.

2. Ребусы с рисунками. КОСА, ШНУРОВКА, ВАГОНЕТКА, МЫЛОВАР.

Какое правило можно здесь вывести?

Нужно найти слова, в которых были бы сочетания букв, обозначающих

предмет, который можно нарисовать.

Задание 2. Предлагается набор слов. Выберите те, из которых можно сделать ребус.

Погоны, звезды, лампасы.

Скальпель, ножницы, пинцет.

Сырник, лепешка, блин.

Барометр, термометр, тонометр.

3. Ребусы с запятыми. Запятая ставится в начале или в конце слова если нужно убрать первую или последнюю букву из кодированного слова.

Задание 3. Среда, четверг, пятница, (5"ница)

4. Комбинированные ребусы. Эти ребусы самые распространенные.

Задание 4. Выберите слово, которое можно закодировать. Укажите по какому правилу оно может быть закодировано.

Трибуна, пьедестал. (3 буна),

Палка, шест. (6"),

Стук, гром, грохот, (стул" к) - с рисунком,

Сарай, амбар, хлев. (хлеб" в) - с рисунком.

Задание 5. Закодируйте. Стрижка, исток.

Парник, рогач.

Часовщик.

Параллельно с этими заданиями даются различные задания типа: продолжи логическую цепочку, найди вырезанный фрагмент рисунка, составь или выбери недостающую фигуру, расшифруй, найди отличия, найди лишнее. В качестве домашнего задания даются подобные этим.

Кодировать можно не только с помощью цифр, букв и рисунков, можно закодировать информацию только рисунками.

Рассмотрим на конкретном примере принцип составления поля для недостающей фигуры. Совместно с детьми на доске составляется такая задача для любого выбранного рисунка (например, шарики, цветы, машины) по 2-3 признакам.

В заключении этих разделов проводится письменная контрольная работа и устная, в виде игры "Сыщики" или "Охотники". Эта сюжетная игра выявляет лучшего или трех лучших игроков класса, которые могут быть награждены грамотами.

3. Операции над информацией.

Движение информации происходит в несколько этапов.

Первый этап - получение информации.

Какими способами может получить информацию человек?

Обговаривая примеры получения информации, дети называют просмотр телевизора, общение с людьми, чтение книг, пробуем мороженое, нюхаем цветы, трогаем воду и т.д. При обсуждении этого вопроса, как правило выясняется, что в процессе получения информации участвуют все органы чувств.

Как может получить информацию компьютер? Какие устройства для этого к нему подключены?

Указывая на рабочем столе устройства, которые подключены к компьютеру нужно определить те, которые используются для ввода информации в память компьютера. Затем все заносится в сводную таблицу. Учащиеся должны знать, что существуют также другие устройства, и они будут появляться, т.к. развитие техники не стоит на месте.

Что мы делаем с информацией, после того, как ее получили?

Следующий этап называется - обработка.

Этот этап можно разделить на несколько частей. Информацию мы можем запомнить или забыть, если она нам не нужна либо не интересна.

Например, мы читаем книгу. В ней нам понравились отдельные моменты. Мы их запоминаем зрительно, образами, которые сами себе представляем, можем запомнить ощущениями от прочтения книги, или разложить эти эпизоды в памяти. Другие же моменты из книги забываются.

Чем интереснее сведения, тем больше информации мы запоминаем, т.е. количество информации, которое можно запомнить, зависит от уровня понимания и интереса к ней.

В жизни нам приходится часто производить вычисления, обдумывать какие-то задачи, а затем приходить к какому-то решению. Это все тоже называется процессом обработки информации.

Каким образом происходит обработка информации в компьютере?

Данные могут обрабатываться непосредственно, например, вычисления (2 + 2) или в программе.

Запоминание и забывание информации в компьютере происходит при участии человека. Это мы ему отдаем команды, что нам нужно сохранить,

3 этап движения информации – передача

Раньше для передачи информации на расстояние жгли костры, пешие и конные гонцы разносили вести и указы по всей стране. В современном мире существуют устройства, с помощью которых обмен информацией может происходить быстро. Приведите примеры. (Телефон, телеграф, радио, телевидение, газеты, компьютерные сети).

Какими способами может передать информацию человек?

Передача информации может проходить тоже несколькими способами:

Наиболее распространенный способ передачи информации: общение с друзьями, посещение театра и кино.

Этот способ позволяет передать информацию о ходе какого-то исторического события современникам и потомкам.

3) Мимика, жесты

Это самый древний способ общения. Он возник с появлением человека на Земле. В настоящее время используется в пантомиме, балете, в общении между людьми разных национальностей.

Какими способами может передать информацию компьютер?

Называя устройства, на которые компьютер выводит информацию, нужно отметить дисковод, CD ROM, которые участвуют и в получении информации, и в передаче.

Т.о. информация движется в 3 этапа: получение, обработка, переда.

Последняя операция, которую можно проводить над информацией - хранение.

Человеческая память бывает долговременная (мы всегда помним как переходить через дорогу, таблицу умножения и т.д.) и временная, где запоминается информация на короткий период времени. Дети сами могут привести множество примеров.

Компьютер способен запомнить всю информацию, которая нам нужна. Но память его тоже делится на временную и долговременную. Например, нам необходимо провести вычисления на компьютере. Сначала мы закладываем информацию о данных для вычислений в машину, после переработки компьютер выдает нам результаты вычислений. Эти вычисления хранятся во временной памяти и после выключения компьютера они теряются.

Задание. Приведите примеры, какая информация на компьютере нам понадобится надолго, а какую можно "забыть" через короткий промежуток времени.

Задание 1. Какие операции над информацией есть в каждом из примеров; игра по нотам;

бой часов (со стороны человека - получение, обработка; со стороны часов - передача);

чтение вслух;

игра на компьютере:

вычисление компьютера по программе.

Задание 2. Расположить в порядке следования операции над информацией в следующих примерах.

а) Ты помогаешь своему младшему брату разобраться с новой, радиоуправляемой машиной (с инструкцией) (Получение, обработка, передача, хранение.):

б) Тебе задали домашнее задание по чтению: стихотворение наизусть.

Задание 3. Соедини стрелками операции над информацией и предмет.

Компьютер Получение

Дискета Передача

Книга Обработка

Радио Хранение

От того, насколько четко и без ошибок мы занесем информацию в ЭВМ, будет зависеть работа ЭВМ и тот ответ, который мы получим. В разговоре между людьми часто наблюдается процесс "домысливания" сказанного. В общении с компьютером такого не может быть.

Какая должна быть наша информация?

(Последовательной, полной, достоверной, ясной.)

В том случае, если информация будет донесена до получателя четко, безошибочно, последовательно и полно процесс обмена облегчается, информация становится более доступной.

4. Сбор информации

Информация не всегда бывает доступна так, как бы нам этого хотелось. Иногда, прежде, чем получить интересные сообщения, приходится собирать информацию. Этого же умеют делать не все. По центральному телевидению показывают передачу "Звездный час", где есть конкурс-игра "Черный ящик". Необходимо задавая вопросы как можно быстрее собрать информацию о содержимом ящика. Ведущий отвечает только "ДА" или "НЕТ". Угадавший получает приз.

Прежде, чем играть в эту игру в классе разыгрывается ситуация. Мама позвонила с работы домой и сообщила, что купила Наташе куртку. Рассказать о ней подробней она не может, вокруг много людей. Наташе, конечно, очень хочется узнать о куртке больше и быстрее. Наташа начинает задавать маме вопросы, на которые мама может ответить только "ДА" или "НЕТ".

Какие вопросы будет задавать Наташа?

Условие: долго по телефону разговаривать нельзя. По мере того, как дети задают вопросы, отслеживаются нужные вопросы и бесполезные вопросы.

Теперь попробуем отгадать, что лежит в моем "черном ящике". Можно задавать любые вопросы, я отвечаю полным предложением (не только "да" или "нет"). Обычно, после розыгрыша этой ситуации дети с помощью учителя приходят к такой схеме:

Типы вопросов для сбора информации.

Живой этот предмет или неживой

Неживой Живой

2. Материал, из которого 2. К какой группе он

выполнен предмет. относится: растение,

(деревянный, пластиковый, человек, животные

металлический, стеклянный...)

3. Форма предмета. 3. Форма предмета.

(Большой или маленький, объемный или плоский)

4. Назначение предмета

(игрушка, одежда,

съедобное, предмет для

работы, техника, ук-

рашение, мебель,...)

Для отработки навыков работы по этой схеме предлагается игра "Черный ящик". В ящик кладутся предметы. Это может быть значок, игрушка или что -то съедобное: яблоко, конфетка.

На следующем занятии разыгрывается вариация для этой игры. Предмет загадывает весь класс, отгадывают двое пожелавших. Почему именно двое? Чтобы при обсуждении, ими отбрасывались ненужные вопросы. Вслух должны звучать только правильные вопросы. Подсчитывается количество правильных и неправильных вопросов.

В этой игре класс может подсказывать отгадывающим, но подсказка должна звучать только в форме вопроса. Какой вопрос ты задал бы, если бы был на месте отгадывающих? Могут загадываться не только предметы, но и природные явления: снег, ветер, радуга, дождь. Это значительно усложняет игру. Главной целью становится собрать информацию за меньшее количество вопросов. Это очень организует детей. Они становятся собранными, внимательными, логичными.

В этих трех разделах для детей встретилось достаточно много новых понятий, чтобы проверить, как дети усвоили их, можно решить кроссворд на доске. Разгадав его, мы прочитаем слово в рамке.

1. Устройство для передачи информации из компьютера.

2. Способ получения информации человеком.

3. Один из способов получения информации человеком.

4. Вопрос для сбора информации.

5. Операция над информацией.

6. Сведения или сообщения.

7. Обработка информации.

и
н
Ф
п о
е р
о Р М А
б с Ф е а Б
М Л Д Ц Ы
о н У Р а и В
н я х М ч я А
и н А а Н
т и И
о е Е
р

5. Классификация информации.

Все предметы можно объединить в группы по какому-то отдельному признаку. Например: школьные предметы: ручка, пенал, учебник: предметы для быта: пылесос, диван, холодильник.

Таких групп можно было бы составить большое количество. Изменив признак, те же самые предметы войдут и в другую группу (класс).

Распределение по группам или классам можно провести не только на предметах, но и на явлениях, процессах. Например, природные явления:ветер, радуга, северное сияние.

Распределение объектов, предметов, явлений, понятий по классам в соответствии с определенными признаками, называется КЛАССИФИКАЦИЕЙ.

Всю информацию также можно классифицировать. Например,

а) по источникам получения (люди, приборы, животные);

б) по характеру (научная, ложная, ненужная, вредная т.д.).

В разделе "Классификация информации" предусмотрена работа на компьютерах. Работа с компьютером один на один развивает самостоятельность, умение выделять главное, видеть общую закономерность, и делать обобщенные выводы, доходить до истины, не обращаясь за помощью к другим. Дети самостоятельно загружают программы, знакомятся с заданием, отвечают на вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

По сценарию, в первых двух программах дети должны найти лишнее слово из представленных групп слов.

Работая с первой программой, дети обговаривают вслух какое слово лишнее, называют признак, по которому можно было бы объединить оставшиеся слова, работа проводится одновременно со всей группой.

Вторая программа дается для самостоятельной работы. По окончанию программы, компьютер выдает количество правильных и неправильных ответов, выводит неправильные ответы. Вот несколько примеров из первой программы.

Направление Путешествие

Слышать Говорить Видеть

Пробовать

Шиповник

Одуванчик

Во второй программе группы слов подобраны по смыслу и в рифму.

Жилец (Лишнее слово - жилец)

Зубило (Лишнее слово - зубило, единственное

Мокло существительное в этой группе)

Водитель

Писатель

Учитель (Все профессии, кроме пловца

Строитель

3. Следующее задание: представлены пары слов, к ним нужно подобрать по смыслу

слово, объединяющее эту пару слов. В этих программах нельзя строго судить о

правильности или неправильности ответов, т.к. к парам слов можно подобрать множество

вариантов и все они могут быть правильными. Задача данных занятий: научить детей

находить наиболее точные слова или словосочетания (поиск существенного признака

предмета). Сначала можно всем классом разобрать устно два задания.

Найти слово, объединяющее пару слов:

1. Мальчик и девочка (дети),

мальчик и дедушка (мужчины),

девочка и бабушка (женщины),

дедушка и бабушка (престарелые люди),

тетя и дядя (взрослые),

мама и папа (родители),

мальчик и бабушка (люди).

2. Унты - валенки (зимняя обувь),

сандалии - босоножки (летняя обувь),

кроссовки - кеды (спортивная обувь),

галоши - резиновые сапоги (обувь на сырую погоду),

тапочки - шлепанцы (домашняя обувь),

валенки - тапочки (обувь).

Вот несколько примеров из программ:

По окончании работы выдастся распечатка, где есть задания и ответы, которые давали дети. В дальнейшем работа идет по распечаткам.

4. Следующая программа дает возможность детям самим составлять группы слов по заданному признаку.

Из пяти предложенных слов нужно выбрать по признаку только два, наиболее подходящих.

Сад растение

садовник (в группу войдут слова растение и земля,

собака без остальных понятий сад может

забор существовать)

Газета редактор

приложение (в группу войдут слова бумага и редактор)

телеграмма

Война ружья

пушки (в группу войдут слова солдаты и сражения)

сражения

аэроплан

В теме "Информация" встретилось много новых понятий, для контроля знаний, в заключении, детям предлагается программа-кроссворд на компьютере.

Сценарий программы таков: на экране высвечивается поле кроссворда и все задания. Дети могут работать с полем в режиме текстового редактора, т.е. писать ответы, редактировать. За пределы поля курсор не выходит, вне клеточек символы не печатаются, обработка ответов проводится по окончании работы, при нажатии определенной клавиши. Выдается количество правильных и неправильных ответов.

По вертикали:

1. Одна из операций над информацией.

2. Метод передачи информации человеком.

3. Информация.

4. Метод получения информации человеком.

5. Как классифицируется информация.

По горизонтали:

4. Способ обработки информации.

6. Один из типов вопросов для сбора информации.

7. Один из методов получения информации компьютером.

1.Х
2. М Р 3. С
И А В
4.3 А 5. П М И Н А Н И Е
Р Р И Е Д
Е И К Н Е
6.Н А Н А ч Е Н И Е Н
И Н Е И
Е А Я
С К А Н Е Р

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета "Информатика" в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета "Информатика и информационные технологии" основной школы. Обучение информатике во II - IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Предмет "Информатика" реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например А.В. Горячевым (интеграция со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семеновым (проекты).

  • по курсу информатики автора А.В. Горячева - учебники-тетради №.№ 1 - 4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в I классе на дополнительных занятиях;
  • по курсу информатики автора А.Л. Семенова - новый комплект рабочих тетрадей для II, III и IV классов.

Практическая составляющая содержания предмета "Информатика" формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

Формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляется учителями начальной школы.

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами
Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, "Окружающий мир", в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. приложение).

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная доска".

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная - во второй, затем группы меняются местами.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см.: Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. 2000. № 4, 5, 7; 2001. № 1; 2002. № 1, 2), санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 - 2 мин).

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;
  • клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;
  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  • компьютерные лабиринты для управления объектом;
  • компьютерные мозаики;
  • логические игры на компьютере;
  • компьютерные энциклопедии, путешествия;
  • компьютерные топологические схемы (например, района метро);
  • компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;
  • компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
  • компьютерные синтезаторы звука;
  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
  • компьютерные среды управления исполнителем.

Приложение

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика" автора А.Л. Семенова (II класс) (1ч - информатика и 1 ч - факультативное занятие)

Распределение часов, особенно на разделы информационных технологий и социальной информатики, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики 1 ч в неделю в кабинете информатики необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия по информационным технологиям с занятиями по теоретической информатике так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.

Теоретическая информатика (34 ч)

1. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пр. (1 ч)

2. Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов - цвет, форма. Одинаковость объектов. (2ч)

3. Цепочки (последовательности) - работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки. (3 ч)

4. Построение объекта по заданным свойствам. Достраивание разных объектов до одинаковых. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объектов по заданным свойствам. Выделение группы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством - понятия "все", "каждый". (4 ч)

5. Утверждения, истинность, ложность, неопределенность утверждений в данной ситуации. Построение объекта, для которого заданные утверждения имеют заданные значения - истина или ложь. Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (начала топологии). (4 ч)

6. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок. (4 ч)

7. Мешок объектов (мультимножество). Одинаковость мешков. Мешок бусин цепочки. Таблица мешка. (4 ч)

8. Индуктивные построения цепочек - восстановление/построение цепочек по индуктивному описанию. (4 ч).

9. Буквы и знаки в русском тексте - прописные и строчные буквы, знаки препинания. Алфавитный порядок слов. Поиск заданного слова в словаре. (3 ч)

10. Исполнитель, система команд исполнителя, линейные программы. (5 ч)

Информационные технологии (30 ч)

1. Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

2. Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (6 ч)

3. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук, простейшая гиперструктура). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (8 ч)

4. Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (10ч)

5. "Слепой" клавиатурный ввод. (от 5 до 15 ч - в случае интеграции с уроками русского языка.)

Информационная культура (4 ч)

Материал изучается в рамках интеграции с другими предметами.

1. Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).

2. Словари.

3. Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

Межпредметные связи в проектах

Список проектов и время на его реализацию могут варьироваться в зависимости от технических возможностей школы. Рекомендуемое время на работу над каждым проектом - 2 - 4ч.

Предлагаемые проекты:
1) "Мое имя";
2) "Моя семья";
3) "Мои друзья. Записная книжка";
4) "Я сам";
5) "Наша сказка";
6) "Наш класс"; " Наш микрорайон".

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика в играх и задачах" автора А.В. Горячева (II класс)

№ п/п Тема урока № п/п Тема урока
1 Признаки предметов 19 Способы задания множеств
2 Описания предметов 20 Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов
3 Состав предметов 21 Отображение множеств
4 Действия предметов 22 Кодирование
5 Симметрия 23 Вложенность (включение) множеств
6 Координатная сетка 24 Пересечение множеств
7 Контрольная работа 25 Объединение множеств
8 Разбор контрольной работы 26 Контрольная работа
9 Повторение 27 Разбор контрольной работы
10 Действия предметов 28 Повторение
11 Обратные действия 29 Понятия "истина" и "ложь"
12 Последовательность событий 30 Отрицания
13 Алгоритм 31 Логические операции "И" и "ИЛИ"
14 Ветвление 32 Графы, деревья
15 Контрольная работа 33 Комбинаторика
16 Разбор контрольной работы 34 Контрольная работа
17 Повторение 35 Разбор контрольной работы
18 Множества. Элементы множества 36 Повторение

Матрица межпредметных связей для практических заданий

Информатика Русский язык Чтение Математика Окружающий мир
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий Последовательность действий при:
  • разборе предложений;
  • разборе слов;
  • установлении связи слов в предложении;
  • проверке безударных гласных в корне
Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений. Развитие сюжетов в произведениях (сказках, рассказах). Последовательность постановки вопросов к тексту. Последовательность действии при решении задач и вычислении выражений Последовательность действий при выполнении опытов. Последовательность действий в быту. Последовательность действий в школьной жизни. Последовательность происходящего в природе
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по набору признаков. Распределение предметов по группам в соответствии с заданными признаками Признаки:
  • слов (звукобуквенный анализ, разбиение по слогам);
  • частей речи (род, число и т. д.);
  • частей предложения (анализ предложения)
Названия признаков в характеристиках персонажей. Характеристики персонажей через значения признаков. Сравнение персонажей и распределение их по группам в соответствии со значениями их признаков Характеристики чисел (кратность, число знаков). Характеристики фигур (форма, размер). Составные части задачи Сравнение по признакам предметов в природе, обществе, технике. Классификация предметов и явлений в соответствии со значениями признаков в природе, обществе, технике
Логика высказываний
Высказывания. Истинность и ложность высказываний. Логические операции и круги Эйлера. Логические рассуждения и выводы. Построение отрицаний для простых высказываний Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям. Правила русского языка по схеме "если... то..." Вопросы к тексту с ответами "да" и "нет". Ложные и истинные высказывания к прочитанным текстам. Рассуждения о прочитанном Построение истинных высказываний в процессе решения задач. Логические рассуждения в процессе решения задач Высказывания, относящиеся к предметам в природе, обществе, технике. Логические рассуждения о процессах в природе, обществе, технике. Выводы из наблюдений

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: