Задачи        27.12.2021   

Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века). Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века) Реформы 60 70 годов 19 века провел

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х - начало 60-х годов - подготовка и осуществление крестьянской реформы; 2) - 60-70-е годы проведение либеральных реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами. Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 - Александр 11 вступил на престол в 1855г. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом. Он получил прекрасное образование и воспитание. Его наставником был поэт Жуковский и он повлиял на формирование личности будущего царя. С юных лет Александр приобщился к военной службе и к 26 годам стал “полным генералом”. Путешествия по России и Европе расширили кругозор наследника. Отец привлекал его к государственной службе. Он занимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскому вопросу.

И 36-летний император был подготовлен психологически и практически к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициатором освобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю как царь “Освободитель”. Егофраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва. В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии - министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа . В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия - городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций.

Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений : это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы - губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.

Городская реформа . (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы - городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа :

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие - в окружном суде . Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат . Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды -для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа : 1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках - 6 лет, в на флоте - 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования : 1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:

студенты могли создавать студенческие орг-ции

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в универы допускались все вольножелающие

студентам предоставлялось право на выбор ректора

было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ:

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 г. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в 1881 г. министром внутренних дел Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Но убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством. Также наблюдалось 2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные - Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитие по отраслям . Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля - хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности (железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Древнейшее время на территории России
  • Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества
  • Древнейшие народы на территории России. Население древней Башкирии
Раннефеодальные государства на территории России (9 - 13 века)
  • Образование раннефеодальных государств. Экономические и политические отношения между ними
  • Роль религии в становлении государственности и культуры
  • Борьба за независимость раннефеодальных государств против агрессии с Запада и Востока
Становление Российского централизованного государства (14 - середина 16 века)
  • Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством
  • Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения
Укрепление Российского централизованного государства (вторая половина 16 века)
  • Реформы Ивана Грозного. Укрепление режима личной власти
Российское государство в 17 веке
  • Смена правящей династии. Эволюция государственного строя
  • Основные направления внешней политики России в XVII в. Башкирия в XVII веке
Российская империя в 18 - первой половине 19 века
  • Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России
  • Внешняя политика России в период провозглашения империи
Российская империя в 18 веке
  • "Просвещенный абсолютизм" в России. Внутренняя политика Екатерины II
Россия в первой половине 19 века
  • Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны
  • Социально-экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине 19 века
Развитие России в пореформенный период
  • Социально-экономическое развитие страны и его особенности
Россия на рубеже 19 - 20 веков
  • Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина
Общественно-политические процессы в России в конце 19 - начале 20 века
  • Общественно-политические силы в России. Революция 1905 - 1907 гг
  • Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика
  • Государственная дума - первый опыт российского парламен-таризма
Россия в 1917 году: выбор исторического пути
  • Изменения в расстановке политических сил от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития событий
Гражданская война в России Советское государство в 1921 - 1945 годах
  • Советское государство и мир в 20-30-х гг. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): итоги и уроки
СССР во второй половине 20 века (1945 - 1985 годы) Отечество накануне нового тысячелетия
  • Объективная необходимость перемен. Реформы политической системы
  • Поиск путей перехода к рыночной экономике: проблемы и решения

Реформы 60-70-х годов 19 века

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и "Положение" о новом устройстве крестьян. По "Положению" крепостные крестьяне (22,6 млн. человек) получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т. д. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной земли, обязанными отбывать за нее установленные повинности - оброк или барщину. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Выкупную операцию взяло на себя государство: казна выплачивала помещикам сразу 75-80 % выкупной суммы, остальная доплачивалась крестьянином.

Реформа 1861 г. не только сохранила, но еще больше увеличила помещичье землевладение за счет сокращения крестьянского. 1,3 млн. крестьян фактически остались безземельными. Надел остальных крестьян в среднем составлял 3-4 десятины, тогда как для нормального жизненного уровня крестьянина, за счет сельского хозяйства при существовавшей агротехнике требовалось от 6 до 8 десятин земли.

В 1863 г. реформа была распространена на удельных и дворцовых крестьян, в 1866 г. - на государственных крестьян.

Недостаток почти половины необходимой крестьянам земли, сохранение в деревне кабальных, полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, искусственное повышение цен при продаже и аренде земли являлись источником нищеты и отсталости пореформен-ной деревни и в конечном счете привели к резкому обострению аг-рарного вопроса на рубеже XIX-XX вв.

Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения других реформ в стране - в области управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они тоже носили половинчатый характер, сохранили господствующие позиции за дворянством и высшим чиновничеством, не давали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил.

В 1864 г. в уездах и губерниях России были созданы земства. Землевладельцы, купцы, фабриканты, домовладельцы и сельские общины получили право избирать из своей среды земских гласных. Уездные гласные собирались один раз в год на земские собрания, на которых они выбирали исполнительный орган - земскую Управу и гласных в губернское собрание. В ведении земств находились: строительство дорог местного значения, народное образование, здравоохранение, страхование от пожаров, ветеринарная служба, местная торговля и промышленность. Земства находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостанавливать любые постановления земств.

В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились городские думы, избираемые на 4 года. Ком-петенция городских выборных органов была во многом сходной с функциями уездных земств. Главное внимание они обращали на финансовое и хозяйственное состояние городов. Значительная часть городского бюджета тратилась на содержание полиции, органов городского управления, военного постоя и др.

Наряду с реформой местного управления правительство приступило к решению проблемы преобразования судебных учреждений.

В 1864 г. были утверждены судебные уставы, вводившие в России буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства. Были провозглашены независимый от администрации суд, несменяемость судей, гласность суда, ликвидация сословных судов (за исключением духовных и военных), введены институты присяжных заседателей, адвокатура и признание равноправия перед судом. Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал прокурор, защиту - адвокат (присяжный поверенный). Было установлено несколько судебных инстанций - мировой и окружной суды. В качестве апелляционных инстанций создавались судебные палаты (уральские губернии находились в ведении Казанской судебной палаты).

Потребности развивающегося рынка вызвали необходимость упорядочения финансового дела. Указом 1860 г. был учрежден Государственный банк, который заменил прежние кредитные учреж-дения - земский и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения. Упорядочен был государственный бюджет. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого времени начала публиковаться для всеобщего сведения роспись доходов и расходов.

В 1862-1864 гг. были осуществлены реформы в области образования: учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий. Университетский устав 1863 г. предоставил вузам широкую автономию: совет университета получил право решать все научные, финансовые и учебные вопросы, была введена выборность ректоров, проректоров и деканов.

Следствием гласности стали "Временные правила" 1865 г. о цензуре, отменившие предварительную цензуру для изданий, вы-ходивших в Москве и Петербурге. Полностью от цензуры осво-бождались правительственные и научные издания.

Военная реформа 1874 г., в подготовке и проведении которой большую роль сыграл военный министр Д. А. Милютин, законодательно закрепила преобразования в военном деле, начатые еще в 60-х годах. Отменялись телесные наказания, вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. 25-летний срок военной службы постепенно сокращался до 6-7 лет. При отбывании воинской повинности целый ряд льгот предоставлялся по семейному положению и по образованию. Находящиеся на службе солдаты обучались грамоте, принимались меры по техническому перевооружению армии, по повышению уровня подготовки офицерских кадров.

Реформы 60-70-х гг. XIX в., начавшиеся с отмены крепостного права, несмотря на их половинчатость и непоследовательность, способствовали развитию капитализма в стране, ускорению соци-ально-экономического развития России.

60-70-е гг. - это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.

В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела канонада, внезапно умер Николай I. На престол вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю России под именем Освободителя.

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком - в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы. Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А. Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.


Экономическое развитие России в первой половине XIX в. (европейская часть)

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный выезд за границу. На многие государственные посты Александр назначил новых людей, умных и образованных. В Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был убежденным либералом.

Либеральный лагерь

При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все свои надежды и чаяния либералы возлагали на реформы, проводимые правительством.

Революционная демократия

Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению революционные демократы были главным образом разночинцами, хотя среди них были и дворяне. В отличие от либералов они не верили в реформы и были сторонниками крестьянской революции. Идею революции они сочетали с утопическим социализмом, выступали с требованием безвозмездной передачи всей земли крестьянам.


Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.- в эмиграции; основатель русской вольной печати (альманах «Полярная звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия


Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист


Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856-1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»

Крупнейшим идейным центром революционно-демократических сил в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей - «Колокол» Герцена и Огарева.

Крестьянская реформа

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,- отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права. Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность. До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности - платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником », они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду. Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.


Земская и городская реформы

В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов : устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.


В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления - городские думы, которые выбирали исполнительные органы - городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа - имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Судебная реформа

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий. Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения - прокурор и защитник подсудимого - присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию. Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи. Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы» - так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа

В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием - 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,- 3 года и начальные училища - 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Реформы 1861-1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

Развитие сельского хозяйства и промышленности

Отмена крепостного права дала толчок развитию новых социально-экономических отношений. После 1861 г. Россия из страны аграрной быстро превращалась в аграрно-индустриальную. Увеличение спроса на продукцию сельского хозяйства на мировом и внутреннем рынке повысило заинтересованность владельцев в увеличении товарности земледелия и животноводства. Рост сельскохозяйственного производства шел за счет увеличения посевных площадей (на южных и восточных окраинах), введения многопольного севооборота, применения минеральных удобрений и машин. За 20 пореформенных лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. По экспорту хлеба Россия вышла на первое место в мире.

В 40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Сначала в текстильной и хлопчатобумажной промышленности, а затем и в других отраслях. Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. С отменой крепостного права промышленный переворот пошел быстрее и к началу 80-х гг. в главных отраслях промышленности был завершен. Социальным последствием его было быстрое формирование пролетариата и промышленной буржуазии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Александр II в юности, еще до того как стал царем, был страстным охотником и, разумеется, не мог пройти мимо вышедших в 1846 г. «Записок охотника» И. Тургенева. Впоследствии он говорил, что именно эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации.

1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". На них возлагалось: заведывание капиталами, имуществами и деньгами земства; меры по обеспечению "народного продовольствия", мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имуществ; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.

Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

1) курии уездных землевладельцев, состоявшей преимущественно из дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

2) городской курии, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера;

3) сельской курии, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Если коснуться этого вопроса более подробно, то в первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли; лица, обладавшие недвижимой собственностью на сумму свыше 15 тыс. руб. или же получавшие годовой доход свыше 6 тыс. руб., а также уполномоченные от духовенства и землевладельцев, имевших менее 200 десятин земли. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия.

Вторую курию составляли купцы трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с годовым доходом свыше 6 тыс. руб., а также владельцы городского недвижимого имущества стоимостью не менее 500 руб., в мелких городах и 2 тыс. руб. – в крупных. Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией, а также дворянами – владельцами городской недвижимости.

Третья курия состояла из представителей сельских обществ, главным образом крестьян. Однако по этой курии могли баллотироваться также местные дворяне и духовенство – тоже как представители сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, то по третьей – многоступенчатыми: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выбирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. Важно отметить, что по первой земледельческой курии избиралось такое же количество гласных, как и по остальным двум, что обеспечивало дворянству господствующее положение в земствах.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний.

Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводитель дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы – министр внутренних дел.

Гласные земских собраний созывались ежегодно на сессии для рассмотрения годовых отчетов исполнительных органов – управ, для утверждения плана земского хозяйства, сметы доходов и расходов. Гласные земских собраний никакого вознаграждения за службу не получали. Земские управы действовали постоянно; члены управ получали определенное жалованье. Кроме того, земства имели право содержать на своем жалованье (по найму) земских врачей, учителей, статистиков и прочих земских служащих, которые составляли так называемый третий элемент в земстве. На содержание земских учреждений собирались земские сборы с населения. Земство получало право облагать особым налогом доходы торгово-промышленных заведений и от движимых и недвижимых имуществ. Основные расходы земств (80-85 %) шли на содержание земских учреждений и полиции, на медицину тратилось 8 % и на народное образование -5%.

Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством.

Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений- волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством.

Все же земствам удалось внести вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений. В этом плане земскую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру.

Городская реформа.

16 июля 1870 г. утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой - исполнительным органом. Думу и управу возглавляло одно лицо - городской голова.

Участвовали в выборах лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.

Устанавливалось предельное число лиц нехристианского вероисповедания, допускавшееся в состав управы, - оно не могло превышать одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

В пользу города дума могла устанавливать сборы.

Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, а не местной администрации, однако губернатор осуществлял надзор за деятельностью думы и законностью ее постановлений. Городской голова в крупных городах утверждался в своей должности министром внутренних дел, а в мелких – губернатором. В компетенцию городского самоуправления, как и земского, входили чисто хозяйственные вопросы: благоустройство городов, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленности, здравоохранении и народном образовании, принятии санитарных и противопожарных мер. Хотя городской думе и предоставлялось право обложения имущества и доходов частных лиц города, но оно ограничивалось законом: дума могла облагать сбором дома и прочую городскую недвижимость не свыше 1 % их стоимости. В таком же размере облагались сбором городская торговля и промышленность. Но из собранных средств львиная доля направлялась не на городские, а на казенные нужды: содержание полиции и гражданского управления (до 50-60 % городских сборов). Расходы на благоустройство составляли до 15 % городского бюджета, на образование – 13 % и на медицину – всего около 1 %.

«Городовое положение» 1870 г. первоначально было введено в русских городах. В 1875-1877 гг. оно распространилось и на национальные окраины, за исключением Средней Азии, а также Польши, Финляндии, где действовало прежнее городское устройство. Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.

Военная реформа.

Поражение России в Крымской войне, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе потребовали коренной реорганизации военного дела в России. 1 января 1874г. был утвержден «Устав о воинской повинности», вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию.

От действительной службы давались отсрочки на 2 года по имущественному положению. Сроки действительной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет - для окончивших начальную школу, до 3 лет - городскую школу, до 1,5 лет - гимназию и до полугода - для имеющих высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое. Находившихся на службе солдат обучали грамоте.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождалось духовенство, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Средней Азии, Казахстана, некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, а привилегированные сословия, благодаря своему более высокому образовательному уровню и другим сословным льготам, по существу освобождались от воинской повинности.

До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и III отделение. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка»; по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.

Сосредоточение в руках единого органа руководства общей и политической полицией давало возможность царскому правительству широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительно расширена система органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кроме губернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты.

Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции. В ведении последнего находилась Заграничная агентура департамента полиции – специальный орган, действовавший против эмигрантов из России за рубежом.

В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей России). Развитие революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска – отделения по охране порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной МВД для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер к предупреждению и расследованию причин не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебными заведениями столицы, клубами, обществами; «принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций» и т.п.

Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и, прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.

В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции.

Выводы по вопросу. После проведения крестьянской реформы последовала череда реформ в основных областях жизнедеятельности российского общества. Пытаясь «погасить» назревавшую буржуазную революцию, царское правительство дарует населению некоторые демократические права. В частности, в результате земской и городской реформ появляются местные органы управления, обладающие достаточно широкими для своего времени полномочиями. Поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки и вооруженных сил страны.

Заключение

Вторая половина XIX века знаменуется существенными изменениями в общественном и государственном строе. Реформа 1861 года, освободив и ограбив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные препоны. Новая классовая структура общества, где все большее значение приобретали противоречия между рабочими и капиталистами, складывалась в рамках старого сословного строя.

Россия делает крупный шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и низшем звеньях государственного механизма, где земская и городская реформы допускают буржуазию к управлению, вернее, к самоуправлению.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

  1. История государства и права России: Учебник /Под ред. Ю.П. Титова.-М.: Изд-во: Проспект, 2011.
  2. История государства и права России: Учебник /Под ред. И.А. Исаева.- М.: Проспект, 2011.
  3. История отечественного государства и права: Учебник. В 2 ч./Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрайт, 2011.
  4. Шамба Т.М., Стешенко Л.А. История государства и права России: Учебник в 2 ч. М.: Норма, 2010.
  5. Российское законодательство X-XX вв. Т.1-9/ Под общ. Ред. О.И. Чистякова.- М.: Юрид. лит, 1984-1994.
  6. Курицын В.М. История государства и права России IX-XIX вв. Учеб.пос.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Дополнительная:

  1. Мейер Д.И. Русское гражданское право. [В 2-х ч.]. Изд. 2-е, испр. - М.: Статут, 2000.
  2. Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие Х-ХХI вв.: [исследование]. - М.: НОРМА, 2002.
  3. Тарановский Ф.В. История русского права /Тарановский Ф.В., под ред. и с предисл. Томсинова В.А. - М.: Зерцало, 2004.
  4. Юшков С.В. История государства и права России (IХ- ХIХ вв.): Учебное пособие. - Изд-е доп. и пер. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  5. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П.Титов. – М., 2008.

Судебная реформа . При подготовке Крестьянской реформы ее авторы понимали неизбежность всесторонних преобразований. Поэтому практически одновременно с подготовкой освобождения крестьян разрабатываются проекты других преобразований, в том числе и судебной реформы. Необходимость преобразования всей судебной системы была очевидна как для либералов, так и для консерваторов. Структура судебных органов была чрезвычайно громоздка. Помимо сословных судов для мещан, дворян и государственных крестьян существовали военные, коммерческие, совестные и другие. Множественность судебных органов сочеталась с отсутствием четкости при определении их компетенции. Бывали случаи, когда начатое дело из одного суда передавали в другой, где разбирательство начиналось вновь. При сложности процессуальных требований некоторые дела решались не годами, а десятилетиями. Судопроизводство было письменным. Предполагалось, что суд выносит решение, ознакомившись с доказательствами. Но не члены суда, а закон определял, каким доказательствам следует отдавать предпочтение, а каким не доверять вовсе (система формальных доказательств). Одинаковые процессуальные требования следовало соблюдать как в делах по тяжелым преступлениям, так и при рассмотрении проступка. В этих условиях процветало взяточничество.

Таким образом, реформе должна была подвергнуться вся система судопроизводства. Первоначально реформа готовилась во II отделении собственной е. и. в. канцелярии под руководством гр. Д.Н. Блудова. Сам граф не принадлежал к числу либералов. Но царь Александр II и его младший брат вел. кн. Константин Николаевич хорошо понимали необходимость проведения реформы. И дело подготовки реформы было перенесено в Государственную канцелярию.

Фактическим руководителем работ на этом этапе стал С.И. Зарудный. Разработкой проекта занимались не только чиновники. В качестве консультантов приглашались специалисты – как ученые-теоретики, так и практики, вплоть до чинов полиции. В результате работы к апрелю 1862 г. проект реформы был готов. Вернее, это было три проекта. Отдельно рассматривались изменения в уголовном и гражданском судопроизводствах, а также реорганизация судебных органов. Примерно тогда же был готов и проект II отделения об организации мирового суда. Все четыре документа после обсуждения в Государственном совете были подписаны Александром II 20 ноября 1864 г., положив начало проведению судебной реформы.

Судопроизводство делилось на две стадии: следствие и судебное разбирательство. Следствие оставалось письменным. Судебное разбирательство становилось устным. Вводился принцип состязательности сторон. Подсудимый получал право на защиту. Отменялась система формальных доказательств. Теперь судьи на основании внутреннего убеждения выносили решение о виновности или невиновности подсудимого (больше нельзя было "оставить в подозрении"). Суд становился гласным. Двери зала суда открывались для публики, а в газетах стали печатать отчеты о судебных заседаниях. Все нововведения неизбежно должны были упростить и ускорить прохождение дела через суд. Однако применение новых принципов судопроизводства было невозможно в рамках старой системы судебных учреждений.

Основополагающими принципами нового судоустройства были независимость суда от администрации и всесословность. Независимость суда обеспечивалась путем изъятия судебных дел из ведения полиции и других административных органов. Кроме того, коронные судьи назначались на должности пожизненно. Отстранение судей от должности допускалось лишь по решению уголовного суда. Таким образом, был осуществлен принцип несменяемости судей. Вместе с коронными судьями уголовные дела в окружных судах рассматривали присяжные заседатели. Очень часто присяжными становились крестьяне.

В подавляющем большинстве юридически неграмотные присяжные выносили решение лишь о виновности или невиновности подсудимого. Если подсудимый признавался невиновным, решение приводилось в исполнение в зале суда. Пожалуй, самым ярким примером тому служит оправдательный приговор В.И. Засулич. Член народнической группы Вера Засулич ранила петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, желая отомстить за расправу над товарищем, и была оправдана судом присяжных.

Помимо суда присяжных состязательность процесса обеспечивали институты прокуратуры и адвокатуры. Институт прокуратуры существовал в России и прежде. Однако прокуратура осуществляла надзор за деятельностью административного аппарата. Авторы судебной реформы отказались от общего надзора, чтобы сосредоточить силы прокуратуры для надзора за судом и следствием и поддержания государственного обвинения.

Институт адвокатуры был абсолютно новым для России. Осознавая необходимость грамотной защиты интересов подданных в суде, Николай I все же был категорически против введения адвокатуры: "Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем". Столь резкое отрицание адвокатуры объясняется той ролью, которую сыграли адвокаты в революции во Франции.

Иначе подходили к вопросу об адвокатуре авторы реформы. Коль скоро процесс становился состязательным, а тяжущиеся получали право на защиту, следовало создать специальные институты для реализации новых норм ведения процесса. Адвокат (присяжный поверенный) являлся представителем, защитником интересов одной из сторон в судебном процессе. Для клиента одной из гарантий соблюдения его интересов в суде являлась относительная независимость адвокатуры, другой – высокие профессиональные и моральные требования к претенденту на должность присяжного поверенного.

Одним из достоинств новой судебной системы было значительное сокращение числа судебных инстанций. Судебные органы строятся по значимости рассматриваемых уголовных дел. Для малозначительных дел учреждалась мировая юстиция. Все остальные дела, не ограничиваемые ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска, разбирались в общих судебных учреждениях.

Мировой суд был тоже нововведением. Мировыми судами рассматривались дела, которые могли завершиться примирением сторон или наложением небольшого штрафа. Мировые судьи были выборными. Выборность судей, простота судебного разбирательства, отсутствие волокиты – все это вызывало доверие населения. Остававшиеся прежде безнаказанными проступки (мелкие притеснения, мошенничества, кражи) стали рассматриваться мировой юстицией.

Говоря о достоинствах реформы, следует отметить и ее недостатки. Одним из серьезных недостатков реформы была поэтапность ее проведения. В результате реализация реформы растянулась на 35 лет, официально завершившись в 1899 г. Реформа, создавая всесословный суд, не ликвидировала волостной суд, являвшийся низшей инстанцией для крестьян. И все же, несмотря на ряд недостатков, судебная реформа была самой последовательной из всех проведенных в 60–70-х гг. XIX в. преобразований.

Вместе с уголовным и гражданским судопроизводством реформируется и военное. Военно-судебный устав 1867 г. стал частью как судебной, так и военной реформы.

Военная реформа. Начало военной реформы 60–70-х гг. XIX в. обычно связывают со всеподданнейшим докладом военного министра Д.А. Милютина 15 января 1862 г. Недостатки существовавшей в России системы комплектования, обучения, материально-технического снабжения войск со всей остротой проявились в годы Крымской войны. Необходимо было преодолеть отсталость военной системы страны. При этом ставилась задача сократить военные расходы. Поэтому одной из главных задач военной реформы стало уменьшение численности армии в мирное время при возможности значительного ее увеличения во время войны. Решением вопроса явилось введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Все мужчины в возрасте 21–40 лет должны были пройти действительную военную службу. Срок службы в армии устанавливался в шесть лет, на флоте – семь лет. Этого времени было достаточно, чтобы выработать у солдат навыки обращения с оружием и поведения в условиях военных действий. После окончания срока действительной военной службы военнослужащий зачислялся в запас (в армии – девять лет, во флоте – три года). Законом предусматривалась возможность сокращения срока службы.

Помимо изменения сроков службы в армии и даже ранее этого изменения была перестроена система подготовки личного состава. В 1863–1866 гг. закрытые кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии. С учреждением юнкерских училищ доступ к офицерским чинам был открыт недворянам. Что касается работы с рядовыми, обучение грамоте стало обязательным. Запрещалось рукоприкладство. Отменялись жестокие телесные наказания плетьми, шпицрутенами, клеймение и др. Параллельно с изменением методов обучения солдат шло и перевооружение армии. С 1867 г. принимаются на вооружение нарезные орудия. Несколько позднее пехота, кавалерия и казачьи войска оснащаются винтовкой Бердана.

Проводившиеся под руководством Д.А. Милютина преобразования встретили оппозицию в определенной части генералитета. Однако их эффективность была доказана в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Земская реформа . 1 января 1864 г. Александром II было подписано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Началось проведение земской реформы. Согласно "Положению" в 1865–1876 гг. земства были созданы в 34 губерниях европейской России. Вопрос о необходимости реформы был возбужден самим императором еще в марте 1859 г. Было очевидно, что Крестьянская реформа вызовет изменения аппарата управления. В связи с подготовкой преобразований местных органов власти император повелел обсудить необходимость предоставления хозяйственному управлению в уезде большей самостоятельности.

Проект реформы был разработан образованной в МВД комиссией под председательством Н.А. Милютина. Проект исходил из мысли, что если всякий человек волен распоряжаться в своем хозяйстве, то и обществу следует предоставить возможность распоряжаться общественным хозяйством. Хозяйственными вопросами прежде всего и ограничивался круг дел земских учреждений. Причем земствам запрещалось вторгаться в компетенцию правительственных органов.

По закону земские учреждения строились на принципах выборности и бессословности. Однако выборы членов земских учреждений (земских гласных) осуществлялись по трем куриям: землевладельцев, городских жителей, сельских обывателей. По закону половина земских гласных избиралась первой (дворянской) курией. Распорядительным органом местного самоуправления являлось земское собрание, избиравшее на три года членов земской управы (исполнительный орган). Контроль администрации за деятельностью земских учреждений осуществлялся при помощи процедуры утверждения в должности членов управ. Бюджет формировался за счет устанавливавшихся самим земством налогов. При этом земские гласные не получали вознаграждения за службу.

Городская реформа . Городская реформа была проведена в 1870 г. Шестигласную городскую думу заменила городская управа. В ее ведении находились административно-хозяйственные дела города: благоустройство, народное образование (преимущественно в "хозяйственном" отношении), здравоохранение, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности, кредит и др. Городские органы самоуправления, как и земские учреждения, строились на принципах выборности и бессословности.

Помимо сбора казенных повинностей (эту обязанность на земские учреждения возложило правительство) местное самоуправление занималось решением широкого круга вопросов. Земские учреждения занимались изучением имущественного положения населения и уровня хозяйственного развития отдельных регионов. Земства строили дороги и мосты. Большое внимание уделялось вопросам ветеринарии и агрономии. Огромная работа по помощи голодающим крестьянам ложилась на земства в неурожайные годы. Но, пожалуй, главными направлениями деятельности земств были народное здравоохранение и просвещение.

Реформы коснулись также образования и печати. Были изданы «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное образование. Фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические (в основе – гуманитарные дисциплины) и реальные (преобладали «естественные» предметы). В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. Появились новые университетские уставы, вернувшие автономию университетам, ликвидированную Николаем I.

«Временные правила» о печати отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Эти реформы, по сути, приближали Россию к европейской социально-политической модели буржуазной монархии. Инициаторами реформ были некоторые государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов даже разработал конституционные предложения. Но убийство народовольцами императора Александра II развенчало либеральные иллюзии в обществе и изменило общее направление правительственного курса.

Обязанные заниматься хозяйственными делами на местах, земства нередко вторгались в компетенцию правительственных органов. В основанных земствами школах учителей не хватало. С целью подготовки кадров организовывались учительские семинарии. И конечно же, земства вторгались в прерогативу Министерства народного просвещения. Примеров такого рода много. Это приводило к конфронтации правительственных органов и местного самоуправления. Дело осложнялось и тем, что земства стали базой либеральной оппозиции самодержавию. Поэтому в 80–90-х гг. XIX в. правительство вводит ряд ограничений деятельности земского и городского самоуправления.

Народническое движение. Летом 1861 г. в Петербурге сформировалась тайная организация "Земля и воля". В ее состав входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, В.С. Курочкин и др. Ее программным документом являлась прокламация "Что нужно народу". Уточняя понимание целей борьбы, члены организации выдвигали требования: наделение крестьян необходимым количеством земли при уменьшении выкупных платежей, сохранение общинного землевладения, введение местного самоуправления и общегосударственного народного представительства. Петербургский кружок установил связи со студенческими землячествами высших учебных заведений столицы и других городов. Высылки участников студенческих волнений осенью 1861 г. способствовали расширению связей с провинцией. Связан был кружок и с русскими политическими эмигрантами (редакция "Колокола" в Лондоне).

В 1862 г. изменяется состав центрального петербургского кружка. В него вошли Н.И. Утин, Н.С. Курочкин и др. В это же время утверждается название кружка ("Земля и воля"). Ожидая нового подъема крестьянского движения в 1863 г. (окончательный срок введения уставных грамот), землевольцы разрабатывали планы военно-крестьянской революции. Победа крестьянского восстания казалась несомненной, если армия поддержит повстанцев. Серьезной переработке подверглась программа организации. Предполагалось, что в результате революции вся земля будет передана крестьянству, общинные принципы самоуправления распространятся и на города. Выборными должны были стать как местные, так и центральные органы управления. В России должны быть установлены республиканская форма правления, уничтожены сословные преимущества, введено равноправие женщин и мужчин.

В 1863 г. организация располагала четырнадцатью отделениями. Одно только московское отделение насчитывало около 400 человек. Была создана подпольная типография, где было отпечатано два номера "Свободы". Однако вместо ожидавшегося подъема крестьянское движение идет на спад. В конце года "Земля и воля" вступает в полосу идейного кризиса. И в марте 1864 г. организация самоликвидировалась.

"Земля и воля" была не единственной подпольной организацией. Независимо от нее действовало множество мелких кружков, участники которых также выступали за социалистическое будущее России. Однако некоторые из подобных кружков первоочередными считали не политические, а экономические преобразования. Таким был возникший в 1863 г. в Москве кружок Н.В. Ишутина. Считалось вполне возможным убедить народ в преимуществах социалистических методов хозяйствования. Но даже в рамках кружка подобные взгляды не у всех находили поддержку. И в 1865 г. была организована группа "Ад". Один из членов этой группы Д.В. Каракозов под влиянием разговоров о цареубийстве в 1866 г. совершает неудачное покушение на Александра II. Террорист был казнен, а кружок – разгромлен.

Таким образом, при всех оттенках в понимании цели борьбы представители радикального направления соглашались в главном – необходима социальная революция. Признавалось также и то, что крестьянство является основной движущей силой революции, а община – готовой ячейкой будущего общества. Эти идеи будут унаследованы и народниками. В то же время выявились разногласия по вопросу о путях достижения поставленной цели. В спорах о методах подготовки и проведения "социальной революции" в конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. оформляется несколько направлений революционного народничества.

В середине 60-х гг. XIX в. складывается теория анархизма М.А. Бакунина. Безгосударственное устройство общества после революции мыслилось автору анархизма не как отсутствие всякой власти. На месте государства возникала федерация самоуправляющихся общин. Революцию в России, по мнению М.А. Бакунина, разжечь нетрудно. Ведь русский мужик – в душе революционер. Долг революционера – лишь оповестить народ о начале бунта.

Несколько иную тактику борьбы предлагал П.Л. Лавров. По его мнению, интеллигенция является руководителем масс в борьбе за социальную справедливость. Не считая народ готовым к бунту, он предлагал подготовить его для восприятия идей социализма. Средством такой подготовки должна была служить систематическая пропаганда.

Идеологом третьего направления обычно называют П.Н. Ткачева. Он считал, что царизм не имеет корней в экономической жизни народа, не воплощает в себе интересов ни одного сословия, "висит в воздухе". Поэтому противником интеллигенции является лишь государственная власть. Следовательно, необходимо свергнуть эту власть. Однако начать социальную революцию, по его мнению, должна была предварительно созданная организация заговорщиков. Далее все "произойдет само собою", поскольку народ является "революционером по инстинкту".

Идеи М.А. Бакунина получили широкое распространение в кружках интеллигенции начала 1870-х гг. Под влиянием этих идей летом 1874 г. началось массовое "хождение в народ" (отсюда название народников). Сотни людей направились в деревню, чтобы войти в крестьянскую массу и подготовить всеобщее восстание в кратчайшие сроки. Но крестьяне оказались не готовыми к немедленному бунту и нередко выдавали народников властям.

Опыт "хождения в народ" значительно подорвал веру в теорию о готовности крестьянства к революции. Другой вывод также напрашивался сам собой: мол, энтузиазм участников первой волны "хождения в народ" не принес положительных результатов еще и потому, что деятельность их никем не координировалась, следовательно, необходима организация, способная возглавить движение. Такой организацией с 1876 г. становится "Земля и воля". Для подготовки всеобщего народного восстания землевольцы перешли к организации постоянных поселений в деревне. Чтобы вести пропаганду своих идей словом и делом, они устраивались фельдшерами, учителями, земскими служащими и т.д. И вновь народники убеждаются в неготовности народа к революции. В их среде все шире распространяется убеждение в необходимости борьбы за политические свободы. Разногласия по поводу тактики приводят в августе 1879 г. к расколу "Земли и воли" на две самостоятельные организации. "Черный передел" пыталась продолжать пропаганду в деревне. "Народная воля" стала террористической организацией.

Террор как метод борьбы с правительством применялся и землевольцами. Первыми жертвами террора были правительственные чиновники (петербургский градоначальник, шеф жандармов и т.п.). В апреле 1879 г. было совершено очередное покушение на императора. В Александра II стрелял А.К. Соловьев. Ни одна из пяти пуль даже не ранила царя.

Это покушение открывает "охоту" народовольцев на царя, длившуюся почти два года. Дело в том, что покушение предшествовало появлению "смертного приговора" Александру II, вынесенного Исполнительным комитетом "Народной воли". Неудачные покушения следовали одно за другим. Некоторые из них стоили жизни десяткам людей (взрыв в Зимнем дворце, произведенный С.Н. Халтуриным). Приговор удалось привести в исполнение лишь с пятой попытки 1 марта 1881 г.

Аресты главных деятелей "Народной воли" начались еще накануне цареубийства. После 1 марта основные силы организации были разгромлены. Шестеро первомартовцев (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов, Н.И. Рысаков, Г.М. Гельфман) были приговорены к смертной казни. 3 апреля пятеро народовольцев были повешены (Г.М. Гельфман была беременна, и смертная казнь ей была заменена тюремным заключением).

Прежде ни массовые аресты, ни громкие процессы не являлись препятствием расширению деятельности народников. Однако 1 марта еще раз показало неготовность крестьян к революции. Идеи народников о социальном перевороте, основной движущей силой которого являлось бы крестьянство, потерпели крах. В результате народничество из революционного превращается в либеральное движение.