Математика        10.02.2022   

План конспект урока убранство русской избы. Конспект,презентация по изобразительному искусству на тему Убранство русской избы (5 класс)

Конспект урока по теме:

«Внутренний мир русской избы»

«__»____________20

Цель: познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие о духовном и материальном в доме.

Оборудование:

Зрительный ряд :презентация с изображением интерьера русской избы; репродукции иллюстраций к сказкам с изображением печи «Гуси – лебеди», «Курочка ряба», «По щучьему велению». Видеофильм «Внутреннее убранство русской избы», репродукции с изображением прялки, люльки, русской печи, кухонной утвари.

Литературный ряд : Л. Мей. В низенькой светелке …

Музыкальный ряд : песня «В горнице моей», русские народные напевы.

Материалы: формат А4, простой карандаш.

Практическая работа: изобразить фрагменты интерьера избы с основными предметами.

Ход урока

1. Активизация внимания учащихся

2. Актуализация опорных знаний.

По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

Зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

Изба – святилище земли,

Изба – питательница слов.

4. Практическая работа.

5. Анализ работ, рефлексия.

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Просмотр презентации

Славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна. Верили, что Бог прорубил окна, дабы впустить свет, и тому же научил человека. Поэтому в избах не прорубалось одно окно, ведь у человека два глаза. Однако предпочитали нечетное число – традиционно русские избы имели по фасаду от трех до пяти окон; внутри было светло, хоть окна делались небольшими.

Внутренний мир крестьянской избы тоже был наполнен символами и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный?

В крестьянской избе источником всего была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни.

Перед печкой, в так называемом бабьем куту, то есть на кухне, полки с чугунной, глиняной посудой, ведра, сковородки, черпаки, ухваты.

У печи, так же устраивали деревянные настилы – плати, на них спали. Печь заботилась о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяла материальный центр дома.

А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды? (женщина)

Поэтому эту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Под потолком укреплялись полавочники с утварью. Посудная утварь расставлялась на этажерках и посудных шкафах – горках. Все украшалось резьбой и росписью.

Почти в каждой избе была детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Младенческие колыбели были сплошь дощатые и берестяные, их часто нарядно расписывали цветами, фигурками животных и птиц.

В свободном углу устанавливали ткацкий станок. Женщина долгими зимними вечерами трудилась за ним.

Все и даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными и диковинными цветами, птицами и зверями.

У большинства крестьян редко была какая – то еще мебель – у всех практически одно и то же. И все таки почти у всех это опять же разное, хоть чуточку, но разное, так же как избы снаружи, непременно нарядное и красивое.

Какие два центра были в избе?

Зачем люди украшали окружающие их предметы?

Зачем людям красота?

Просмотр видеофильма

Практическая работа.

Изображение интерьера избы с основными предметами быта.

(звучит народная мелодия)

Анализ работы

Выставка работ учащихся.

Домашнее задание.

Значение слов прялка, рушник

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель :

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..

Зрительный ряд:

  1. Слайды с элементами русской избы
  2. Мультимедийная презентация
  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Словарь : Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
  2. Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
  3. Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. (8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV. Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)


Дата публикации: 31.08.17

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока : «Убранство русской избы»

Класс – 5 общеобразовательный

Цель урока - изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; знакомство обучающихся с традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения русской избы.

Задачи: создать условия для:

  • получения учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомления с традиционным жилищем северных народов; Развития творческой и познавательной активности.
  • формирования практических умений работать в малом коллективе (группе): развития мыслительных навыков учащихся (формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи), познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.
  • воспитания культуры умственного труда, вырабатывания коммуникативных качеств, формированию умения эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.
  • Воспитания любви к Родине и народной культуре.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок творчества

Оборудование и материалы:

Для учителя

  • Схемы – таблицы с изображением элементов русской избы.
  • Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
  • Примеры экстерьеров крестьянского жилища
  • Художественные материалы.
  • Мультимедийный проектор
  • Схемы-карточки для рефлексии
  • Магнитная доска

Зрительный ряд: примеры древних образов в русской избе. Элементы декоративного убранства русской избы.

Литературный ряд : стихи, сказки.

Музыкальный ряд : народные мелодии – лирические, русские народные песни.

Для обучающихся:

  • Бумага формата А4
  • Бумага цветная
  • Гуашевые краски
  • Акварельные краски
  • Кисточки № 2,4,6
  • Пастель
  • Гелевые ручки
  • Карандаш
  • Ластик
  • Баночка для воды
  • Салфетки
  • Ножницы

План урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия эмоционального настроя (Схема 1).
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах.
  5. Физминутка.
  6. Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.
  7. Оценивание и защита работы « Русская изба»
  8. Рефлексия деятельности
  9. Рефлексия настроения
  10. Рефлексия итогов урока.
  11. Домашнее задание

Ход урока

Класс делится на 4 группы на предыдущем уроке.

I . Организационный момент. (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности) 1 мин.

– Здравствуйте ребята, предлагаю улыбнуться друг другу и сесть. На уроке сегодня все присутствуют? Проверим готовность к уроку. Все готовы?

Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на таблицу №1, лежащую на столе: перед вами находится изображение окна, раскрасьте, пожалуйста, какой свет вы увидели в вашем окошке, (соответствующий вашему настроению). Слайд 2.

II . Актуализация опорных знаний и мотивация 5 мин.

1). Проверка домашнего задания.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие, да не простое, а виртуальное. А билетами сегодня будут ваши домашние задания. Кто приготовил рисунки, иллюстрации, сообщения?

Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения (по внешним деталям избы) по группам (наличник, лобовая доска, причелина, конек). Ребята! Какие изображены на слайде геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают? - СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ.

Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц, коней и др.)

Слайд 3. Верно, эти солярные знаки вы использовали в работах. Как здорово вы нарисовали, какие красивые у вас получились резные доски, наличники…

А где, ребята, применялись узорчатые доски? Куда их крепили? – правильно к дому…

На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Наша первая остановка: Схема расположения ажурных декоративных элементов на фасаде дома. Слайд 4.

Почему, ребята, нам не удалось заполнить схему декоративных элементов на фасаде дома? – не знаем;

III . Постановка учебной задачи. (4-5 минут) Выявление места и причины затруднения. На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

А что надо сделать? – узнать.

  • – Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?
  • Ученик. Мы познакомились со знаками – символами, мотивами орнамента; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении внешних стен дома;
  • ?? познакомиться с расположением и символическим значением украшений.
  • Почему люди украшали свои жилища? – На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Можем решить нашу задачу? – нет.

  • Почему не получается выполнить задание? В чем затруднение?
    • Рефлексия настроения (1 мин.)
    • Рефлексия итогов урока (1 мин.)
    • Домашнее задание (1 мин.): Найти иллюстрации внутреннего убранства избы.

Что нужно рассмотреть? – отдельный дом. Слайд 6. (записали слово - изба)

Слайд 7. На слайде представлены два дома. Сравним их: найдите, в чем сходства и различия?

Правильно, ребята, строящийся дом, как будто еще не одетый, а второй дом украшен резными досками, как будто его нарядили. Наши предки говорили: украшение или убранство … – (это слово тоже стоит записать в список новых слов)

Если 1-ый дом выглядит скучновато, однообразно, то дом украшенный резьбой, сразу становится нарядным и красивым, подчёркивая свою индивидуальность.

Для открытия новых знаний. Слайд 8.

Слайд 9. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? Что надо узнать? – верно! Познакомиться с традиционным жилищем русской избы. Познакомиться с истоками народного искусства; выявить традиции строительства и убранства русской избы;

Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. Определение темы урока.

Как прозвучит тема урока? Верно! «Убранство русской избы» Слайд 10.

К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Убранство русской избы».

IV . Открытие нового знания. (7-8 минут) Введение в тему. (технология эмоционального погружения)

А где, ребята, мы можем приобрести нужные знания? – конечно, в истории, литературе, МХК… На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, где мы познакомимся с традиционным русским жилищем, но, сначала скажите: из чего строят (дом) избу? Строили (рубили) из бревен хвойных пород деревьев. Обычно из сосны, а в некоторых районах и у нас в Забайкалье из лиственницы. Поэтому дом еще называют сруб. Слайд 11.

Сруб – с него начинают строить дом. А каким иструментом дом строили? Правильно, топором! Пила появилась гораздо позже… в

Из века в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала Речитативом песня топора на всей Руси великой и крепчала.

Ребята! Обратите внимание, на что ставили сруб? На подставки – бревна. Таким образом, глядя на выстроенный дом, впечатление было, что он стоит на курьих ножках… Похоже?

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется Богу, создавшему Вселенную. И Человек строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Еще говорили: Мой дом – моя крепость. Дом – начало начал . Слайд 12.

Какие же виды домов существовали?

1.Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

2.Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

3.Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г». Слайд 13.

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом? Слайд 14.

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Слайд 15.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы. В этом нам поможет экскурс в литературу: стихотворение Капралова М.В. «Село»: Слайд 16.

За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.

Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла - Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг
?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.

Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.

Украшает крышу пень
По прозванью охлупень.
Он словно конь иль птица
К солнышку стремится.

Толи терем, толи дом
И светелочка при нем,
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой.

Здесь причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
И от зла обережен.

Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Там подковочка прибита…

*** Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец!

Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом– избой.

Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.

физминутка 2 мин

V . Первичное закрепление. (4-5 минут) Слайд 23.

Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут) Слайд 25.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Заполняем схему:

Проверяем по шаблону.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 минут)

Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 3 минут

Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель русской избы. Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:

  • Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)
  • Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)
  • Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)
  • Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

Ознакомительный (работа информатика)

Творческая работа (работа всех участников)

Исследовательская (выбор подходящих терминов)

Итоговый (защита своей работы)

Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 минут

Экстерьер избы включает следующие элементы – конь-охлупень , Доска-полотенце , доски-причелины , наличники. Каждая группа выбирает одну из частей экстерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.

Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут карточку (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.

Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.

8. Рефлексия деятельности (итог урока) (2 минуты)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Ребята давайте вернемся к нашей схеме №1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.

Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину мира русской избы.

Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).

Вопросы для информатиков:

  • из каких предметов быта состоял экстерьер жилища?
  • Как украшен каждый предмет?
  • Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

Ведь и не могло быть иначе.

Это наша культура, которая отражает характер, нравы,

обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения в конце: ребята, нарисуйте в окошке смайлик! (в соответствии с настроением)

Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». VII класс.

Тема рассчитана на два урока

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

Вид занятия : Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока : Изучение нового материала.

Используемая модель : Модель 1.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока :

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII -XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока :

Для учителя . 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

    Орг. часть – 1-2 минуты.

    Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

    Рассказ учителя «Быт крестьян».

    Практическая работа. Рисование интерьера избы.

    Итог 1 урока.

    Работа в цвете.

    Итог 2 урока

I .Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II . Рассказ учителя «Быт крестьян»

рис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

рис. 2.

Интерьер избы разделен на зоны:

    При входе в избу, слева расположена русская печь .

рис. 3. Русская печь

Какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью, между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

Пространство около печи служило женской половиной.

рис.4. Красный угол

В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол , красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома . В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

    От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома.

    Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати . На полатях спали дети.

    Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).

    Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

рис. 6.

Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III . Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

    Рассматриваются различные виды интерьера избы:

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.


VI . Повторение с учащимися пройденного материала.

Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

    Что представляет из себя внешний вид избы?

    Какой основной материал использовался при строительстве избы?

    Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?

    На какие зоны был разделен интерьер избы?

    Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?

    Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

II урок.

VII . Продолжение практической части - рисование интерьера в цвете .

Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры, не ярко желтого. Этапы рисования в цвете:

    Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.

    Раскрашиваем пол и потолок, другим оттенком охры.

    Стекла в окне – серым.

    Мебель – следующим оттенком коричневого.

    Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII . Выставка детских работ. Анализ .

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

    Что вам хотелось показать в своей работе?

    Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

    Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

    Применяли вы в своих работах законы перспективы?

    Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя . Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

IX . Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

В конце урока звучит народная музыка.

Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.

Технологическая карта урока.

Тема урока: Убранство русской избы.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5 класс.

Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013. – 20 с.
Цели урока: Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения деревянного дома
Образовательные
Способствовать получению учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомиться с традиционным жилищем северных народов; создавать фрагмент украшения деревянного дома в процессе выполнения творческой работы
Развивающие
Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи.
Воспитательные
Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, формировать умение эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Основные понятия Изба, клеть, подклет, конь-охлупень, доски-причелины, фронтон, наличники, орнамент
Межпредметные связи Искусство, история
Ресурсы Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; таблицы с изображением элементов традиционной избы; таблица изображением традиционного жилища северных народов.
Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Планируемые результаты
Метапредметные:
ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос¬сии;
Предметные: умение выявлять в произведениях крестьянского при¬кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально¬го и художественно-образного начал, конструктивного, деко¬ративного и изобразительного элементов, формы и декора.
Личностные: развитие эстетической потребности в общении с народ¬ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо¬собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе¬ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на¬выков в процессе совместной практической творческой дея¬тельности.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.
Орг. мом. (1-2 мин) Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-настрой на урок. Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: уметь организовать место занятий.

2. Актуализация знаний. (5 мин) Беседа о древних корнях народного искусства.
-«О чем мы говорили на прошлом уроке?»
-«Где также использовал народ данные символы?»
-«Как называл свой дом русский народ?»
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба». -«О древних символах народного искусства»
-«На предметах ан одежде, в украшении дома»

Объясняют смысл понятия «Изба».
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3. Постановка проблемы и учебной задачи.
(5 мин) --Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?
- Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? -«Убранство русской избы»-
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания.
-«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы, его деталями»
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

4. Открытие нового знания.
(7-8 мин.) Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе.
Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина.
Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением.

5. Первичное закрепление
(4 мин) Работа с учебником стр.29.
-«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?»
-«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор?
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали. Участвуют в диалоге.
-«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься».
-«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром». Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные: управлять своей деятельностью
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(15 мин)
-«При помощи акварели или, гуаши изобразите фрагмент украшения деревянного дома - наличник. Сделайте украшения наличника затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию». Рисование наличника. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.
Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
7. Включение в систему знаний и повторение.
(7 мин) -«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием).
-«Что нового вы узнали на уроке?»
- «Какова была тема урока?»
- «Какова была цель вашей деятельности?»
- «Вы достигли поставленной цели?»
- «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» Выставка рисунков.
Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Ответы учащихся Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
8. Рефлексия учебной деятельности.
(2 мин) Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы:
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
-«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке».
(карточки-смайлики) Ответы учащихся Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
9. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. Запись д/з в дневник. Личностные: ценностно-смысловые ориентиры.

Раздаточный материал.





Самоанализ
Данный урок является вторым по счёту в разделе «Древние корни народного искусства» программы предмета Изобразительное искусство. При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, учебные и психологические особенности школьников.
Данный урок связан с предыдущим и работает на последующие занятия на тему: «Внутренний мир русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта», «Русская народная вышивка» и «Народный праздничный костюм».
На уроке применялись такие методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, метод фронтальной организации учащихся, мотивации учебной деятельности, познавательно-рефлексивный.
На занятии использовались различные формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
С целью повышения качества образования учащихся на уроке использовались компьютерные технологии.
Тип данного занятия - открытие нового знания, поэтому оно имеет следующую структуру:
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы и учебной задачи.
4. Открытие нового знания.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности.
9. Домашнее задание.
На этапе самоопределении к деятельности урока был использован приём эмоционального настроя обучающихся на работу.
На этапе актуализация знаний для актуализации знаний был использована проблемный диалог по вопросам предыдущего занятия помог перейти к новому материалу. Таким образом, на уроке были созданы условия для активной деятельности учащихся.
На этапе постановки проблемы и учебной задачи дети рассказывали об истории происхождения слов, читали учебник, выявляли тему, была проведена работа в парах.
Виды речевой деятельности учащихся на занятии разнообразны: слушание, чтение, диалог. Закрепление нового материала было дано в форме практической самостоятельной работы. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.
На протяжении всего занятия было организовано диалогическое общение с учащимися. Учащиеся свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
В конце занятия был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.
Выбранная мною структура занятия и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Метапредметный подход на занятии осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из уроков истории и искусства.
Задачи занятия реализованы, программные требования учтены.
Можно сделать вывод, что данная форма занятия позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.