История        02.03.2024   

План урока коррекционной школе 8 вида. Уроки для коррекционных классов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Особенности психофизического развития школьника с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом, усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться.

Психолого-педагогические требования к уроку.

    Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

    Педагогический такт.

    Психологический климат (поддержание атмосферы добродушия, делового контакта).

    Организация познавательной деятельности.

    Учет возрастных и индивидуальных особенностей при планировании.

    Учет слабых и сильных учеников при проведении уроков.

    Дифференцированный подход.

    Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.

    Применять максимум поощрений, минимум наказания, постепенное увеличение нагрузки, создание ситуации успеха.

    Лечебная медикаментозная поддержка.

Гигиенические требования:

    1.Температурный режим (не жарко не холодно) – проветривание, оклеивание, обогрев.

    2.Физико-химические свойства воздуха (проветривание).

    3.Освещение.

    4 Предупреждение утомления и переутомления (физминутки).

    Чередование видов деятельности.

    Соблюдение правильной позы (осанки) учащегося

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

    1.В процессе обучения в комплексе реализуются образовательная, коррекционно – развивающая, воспитательная функции обучения;

    Весь учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность;

    Вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.

    На уроке должны соблюдаться основные принципы обучения;

    Содержание урока должно соответствовать учебным программам;

    Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;

    На уроке должны осуществляться межпредметные и внутрипредметные связи;

    Урок должен быть оснащен:

Техническими средствами обучения, дидактическим материалом

(таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритм рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п);

Весь материал должен связываться с логикой урока.

    На уроке должны осуществляться инновационные процессы, использоваться информационно-коммуникационные технологии;

    На уроке строго должен соблюдаться охранительный режим:

проведение физминуток (начальная школа – 2-3, старшая -1 физминутка);

соответствие мебели возрасту детей;

соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

соблюдение санитарно-гигиенических требований.

    Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Структура урока в коррекционной школе для детей с интеллектуальной недостаточностью определяется дидактическими, коррекционно - развивающими и воспитательными целями , его местом в системе уроков по теме.

Коррекционно – развивающий урок – урок, в ходе которого происходит отработка учебной информации с позиции максимальной работы всех анализаторов и направлена на развитие артикуляцинной моторики; зрительного восприятия и узнавания; зрительной памяти и внимания; слухового внимания и памяти; основных мыслительных операций; наглядно – образного, словесно –логического мышления и т.п. каждого конкретного ученика.

Цель урока: (триединая цель)

Коррекционно – образовательные (дидактические) – чему учить на данном уроке (программные требования к ЗУН).

Коррекционно – развивающие – какие психические функции будут максимально задействованы в ходе данного урока (ощущения, внимание, память, моторика).

Коррекционно - воспитательные – как в ходе урока будет воспитываться мотивация к учению, развиваться потребность к знаниям, настойчивость, терпение, чувство коллективизма.

Под структурой урока принято понимать соотношение и последовательность частей (элементов, этапов урока).

В образовательном учреждении VIII вида наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются:

организация начала урока;

проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;

сообщение целей и задач урока;

изучение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью;

первичная проверка усвоения знаний;

закрепление знаний

обобщение и систематизация знаний;

подведение итогов урока;

сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним;

Каждый урок должен быть связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся. Каждый урок готовит школьников к изучению последующего материала.

Примерные формулировки задач:

Образовательные задачи:

формировать (формирование) у учащихся представления о…;

выявить (выявлять);

уточнить…;

расширить…;

обобщить…;

систематизировать…;

дифференцировать…;

учить применять на практике…;

учить пользоваться…;

тренировать…;

проверить….

Коррекционно – развивающие задачи

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

коррекция и развитие связной устной речи через выполнение…;

коррекция и развитие письменной речи через выполнение…;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)…;

коррекция и развитие зрительных восприятий…;

развитие слуховых восприятий…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к учебе, предмету;

воспитывать умение работать в парах, в команде;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    Краткий.

    Структурный.

    Аспектный.

    Полный.

    Комплексный.

Краткий анализ – проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и совпадает задач полученный результат с прогнозируемым.

Структурный анализ – является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Аспектный анализ – осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

а) цели урока;

б) структуры и организации урока;

в) содержания урока;

г) деятельность учителя на уроке;

д) деятельность учащихся на уроке;

е) домашнего задания;

ж) санитарно-гигиенических условий урока;

з) психологического аспекта урока.

Полный анализ – это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.

Урок математики 4 класс для коррекционной школы 8 вида.

Тема: Решение примеров на сложение с переходом через разряд, вида: 59+4.

Цель: 1.Научить детей решать примеры на сложение с переходом через разряд, вида: 59+4,

2.Развивать навыки устного счёта, познавательный интерес,

3.Коррегировать зрительное восприятие,

4.Воспитывать самостоятельность и трудолюбие.

Оборудование: мультимидийный проектор, компьютер, наглядность, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

    Орг.момент.

Здравствуйте, послушайте и отгадайте загадку:

Воздушный океан, наполненный звёздами, планетами, галактиками. Что это? (космос)

(картинка на экране)

О чём говориться в загадке?

2. Сообщение темы и целей урока.

(Записано на доске)

Сегодня нам предстоит отправиться в космическое путешествие к математическим галактикам и звёздам.

Мы повторим геометрический материал, повторим состав числа 10.

Научимся решать примеры на сложение с переходом через разряд, вида 59+4.

Девиз сегодняшнего урока:

Мы хотим много знать!

Мы дружно учимся!

Мы весёлые ребята, у нас всё получается!

3. Проверка д/з.

В полёт мы отправляемся на ракете (макет ракеты на доске).

Нас сегодня ждёт дорога

И узнать нам надо много

Так возьмемся скорее за работу

Чтобы время зря не терять

О том, как потрудились дома

Поспешите мне рассказать.

67+3=70

70-4=66

12+8=20

30-12=8

Задание: (фронтально)

Назовите пример, в котором 70 ед., 6 дес.6ед., ответ которого > 19, но > 21.,

чётное однозначное число, которое делится на 2.

Гимнастика для глаз.

Космонавты долго и тщательно готовятся к полёту, укрепляют своё здоровье. Давайте и мы с вами сделаем гимнастику для глаз.(электронная физминутка).

4. Устный счёт.

Давайте рассмотрим ракету, на которой полетим. Из каких фигур она состоит. Сколько видите треугольников? Квадратов? Прямоугольников? Кругов? Всего геометрических фигур?

Работа с танграммом.

Составьте из танграмма ракету по шаблону. Кто затрудняется, составьте методом наложения на шаблон. (Проверка индивидуально)

Вывод: Что мы с вами повторили? (геометрические фигуры)

А) - Нам пора размещаться в каюты. В каждой каюте 10 мест. Расселить экипаж нужно по-разному. Задание: дополните до десятка:

Индивидуально-коррекционная работа (три ученика работают по карточкам).

Вывод: Что мы сейчас делали? (повторили состав числа 10, дополнили числа до 10)

Б) –Составьте из зелёных цифр двузначные числа. (Дети называют, учитель записывает на доске)

Назовите чётные числа. Почему? Докажите.

Назовите нечётные Почему? Докажите.

В) –Дополните нечётные числа до круглого десятка. (Дети называют выражение 57+3=60, учитель записывает на доске.)

Вывод: - Как дополнили числа до круглого десятка? (Дополнили недостающие единицы)

Учитель собирает карточки по индивидуальной работе.

Пальчиковая гимнастика.

Мы взлетаем, будем управлять ракетой, сделаем пальчиковую гимнастику.(Учитель проводит пальчиковую гимнастику под музыку)

5.Минутка чистописания.

А теперь, как настоящие космонавты, запишем дату нашего полёта.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Мы прилетели к первой планете. Внимательно рассмотрите изображения, какие числа видите (8, 6, 9).

Какие числа похожи между собой и чем? (6,9)

Догадайтесь, какое число сегодня будем прописывать? (69)

Дайте этому числу характеристику по алгоритму.

Пропишите это число в тетради до конца строчки.

6.Введение в тему.

Ребята, с этой планеты поступил сигнал SOS (просьба о помощи). Жители этой планеты не могут решить примеры, давайте им поможем. Посмотрите на доску.

10+4

9+4

Прочитайте примеры. Какой пример решить легче и почему? (10+4, т.к. к круглому десятку прибавляем 4 единицы)

Как думаете, какой пример с переходом через десяток, а какой без перехода через десяток? (9+4)

Как будем его решать? (Сначала дополним 9 до круглого десятка. Это 9+1 и +3 =13) Учитель пишет на доске, дети комментируют с места)

Догадайтесь, какие примеры будем сегодня решать? (с переходом через десяток)

7.Тема урока.

А сейчас рассмотрим решение подобных примеров в учебнике, на стр. 45, №2.

59+4, 59+1+3=63 (Учитель пишет и проговаривает способ решения на доске, дети комментируют и помогают)

Проговорим ещё раз способ решения этого примера, используя алгоритм. (Учитель читает по алгоритму, дети хором проговаривают вслух)

Коллективная работа.

С.45, №2, третий столбик, по цепочке у доски по два примера с комментированием, используя алгоритм. Дети в тетради.

Самостоятельная работа.

4 столбик самостоятельно в тетради, используя алгоритм на карточках.

Два слабых ученика работают у доски с учителем.

Проверка на экране.(Дети по цепочке зачитывают пример, проговаривая способ решения)

Молодцы, летим к следующей планете.

Физ.минутка.

А, сейчас, мы с вами, дети, улетаем на ракете

На носки приподнимись, руки вверх и руки вниз

Раз, два, три, четыре

Вот летит ракета ввысь.

Руки в стороны, в полёт

Отправляем звездолёт

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд

Раз, два, три, четыре

Вот летит наш звездолёт.

Задача.

На доске планета.

Прочитайте и расшифруйте название этой планеты.(Задача)

Догадайтесь, что сейчас будем делать? (Решать задачу)

Учитель читает текст задачи по экрану.

Для космического полёта заправили 4 звездолета по 5 л горючего и 3 ракеты по 7 л горючего. Сколько литров горючего понадобится всего?

А теперь достаньте текс задачи из конверта №2 и прочитайте самостоятельно.

О чём говориться в задаче?

Будем решать задачу. Сначала повторим структуру задачи (по экрану)

Прочитайте условие. (на экране условие меняет цвет)

Что известно? Прочитайте главный вопрос задачи. (на экране вопрос меняет цвет)

Что надо узнать?

Составим краткую запись по выделенным данным (учитель пишет на доске)

(На экране известные и искомые данные выделены красным цветом)

Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

Что сначала надо узнать? Что для этого надо сделать?

Что будем узнавать потом? Что для этого надо сделать?

Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

Сколько вопросов видим в краткой записи?

Во сколько действий будем решать задачу?

Запишите самостоятельно решение задачи. (Слабоуспевающие дети работают по опорным схемам)

Проверка по экрану.

Дети зачитывают по цепочке решение и ответ задачи вслух.

Вывод: Какую задачу решали, простую или составную. Докажите.

Каким действием ответили на главный вопрос задачи?

8.Закрепление.

Задание «Собери открытку»

Нам пора возвращаться. На память о нашем полёте инопланетяне подарили вам открытки с изображением космических животных.

На обратной стороне собрать примеры и способы их решения.

Самоконтроль - правильно собранная картинка на второй стороне. («Сильные» дети -4 примера, «слабые» - по 2 примера)

Проверка учителем индивидуально.

9.Итог урока:

Чему учились на уроке?

Понравилось вам наше путешествие?

Молодцы ребята, вы хорошо работали на уроке.

Учитель оценивает работу детей на уроке и раздаёт красные, синие и зелёные звёзды по степени активности работы.

10.Д/з.

Кто получил красные звёзды, записывает дом.задание, записанное напротив красной звезды. Кто получил зелёные- напротив зелёной звезды, кто синие- напротив синей звезды.

Елена Ильина
Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида

Тема: «Предлог».

Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении.

Задачи урока:

1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

2. Развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: таблица с буквами, словарные слова, таблица «Предлоги», «солнышко» с предлогами, картинка с предлогами для составления предложений, модели: предлог, слово-предмет, слово-признак, конверты со словами и конверты с предлогами, карточки для индивидуальной работы, тест.

1. Оргмомент

Эмоциональный настрой.

Я желаю вам продуктивной работы на уроке и приятного общения.

Все расселись по местам, никому не тесно?

Я скажу вам по секрету: будет интересно!

Но, правило урока гласит: интересно будет только тому, кто будет внимателен и активен на уроке, будет работать в тетради аккуратно и правильно выполнять задания.

2. Минутка чистописания

Мы начнем сейчас урок с этих строк.

Вы на строчки посмотрите, что заметили – скажите.

Определите буквы, которые мы будем писать. В таблице они встречаются чаще, чем другие.

3. Актуализация знаний учащихся.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Объясните правописание слов.

Б…рёза, ш…л, ч…рный, под, д…журить, моро, ж. лтый.

А теперь проверьте себя: правильно ли вы написали?

Те, кто не сделал ни одной ошибки, могут поставить на полях восклицательный знак.

Разделить слова на группы.

Прочитайте еще раз эти слова глазами и попробуйте, разделить эти слова на группы.

Подчеркните слова-предметы одной чертой, действия – двумя, признаки – волнистой линией.

4. Самоопределение к деятельности.

(3 мин.) - Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них так подробно, как будем говорить сегодня.

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Назовите тему урока.

Правильно. Сегодня нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о предлогах, это первое. А второе, я предлагаю вам самим, с моей помощью, попробовать доказать, что предлог – это, действительно, слово и научиться определять, что это именно предлог, а не что иное.

К концу урока мы должны будем ответить на эти вопросы:

Предлоги

Какие бывают предлоги?

Как пишутся предлоги?

На какие вопросы отвечают?

Для чего служат?

Если мы сможем это сделать, то это значит, что цель достигнута.

b]5. Работа над новым материалом.

Готовясь к нашему уроку, я выяснила, почему предлог называется предлогом. Название это произошло от слияния двух слов: пред+лог (от гр. логос, т. е. слово).

Значит, что означает слово «предлог»? (То, что он стоит перед словом).

А теперь вспомним прошедшие уроки и дадим определение: что такое предлог?

В русском языке существует огромное количество предлогов.

Какие бывают предлоги?

Запишите в тетради предлоги. Они нам помогут в дальнейшей работе.

Выберите какой-либо понравившийся вам предлог и составьте словосочетание: предлог+ слово «береза».

Запишите ваши словосочетания в тетради. Обведите предлоги в кружок.

Прочитайте ваши словосочетания и назовите предлог.

Итак, вы сказали, что предлог – это маленькое слово. Попробуем доказать. Допустим: Алеша сел на стул. Соедините мысленно предлог и слово. Что получилось? (Алеша сел НАСТУЛ). Привязываем: Встал с настула и ушел со настулом.) Бывают такие слова?

Таких слов не бывает. Существуют отдельные слова: на и стул. А это значит (что предлог – это, хоть и маленькое, но, все таки, слово). А все слова в предложении или словосочетании мы пишем (раздельно).

Итак, мы видим, что предлог – это слово, его нужно писать отдельно. Но теперь, давайте попробуем доказать, что данное маленькое слово является именно предлогом.

Следующее задание.

Составьте предложения с предлогами по картинке. Подберите подходящие предлоги.

Запишите одно из предложений в тетради.

Выделите предлоги в ваших предложениях, обведя в кружок. (Слабые учащиеся списывают предложения с карточек).

Какие слова вы выделили?

Почему? Докажите, что это предлог.

Существует еще одно доказательство, что это маленькое слово является именно предлогом. Попробуйте между предлогом и словом вставить другое слово. Например: за (каким) забором, перед (каким) забором.

Итак, мы вывели еще один признак предлога и сможем всегда доказать, что это предлог и его нужно писать отдельно от других слов. (Слайд 7).

Повторим хором: Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Теперь еще раз вспомните, на какие вопросы отвечают слова-предметы, действия, признаки?

А теперь попробуйте задать вопрос к предлогу.

Получилось?

Значит, предлог, хоть и слово, но не самостоятельное. Он не отвечает ни на какие вопросы и не может существовать отдельно от других слов. Это слово служебное. (Слайд 8).

Повторим хором: «Предлог – это служебное слово».

А вот для чего служат предлоги в нашей речи? Какую работу они выполняют? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос, когда выполните задание (работа в парах).

У детей на столах разрезанные слова:

Дети любят сидеть ___ скамейках ___ деревьями.

Получается предложение?

Чего не хватает?

Возьмите из конверта предлоги, теперь удалось? Какой вывод можно сделать? (Слайд 9).

Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.

Запишите предложение по памяти, подчеркните предлоги.

Докажите, что это предлоги.

6. Физминутка

]Вверх рука и вниз рука! Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки.

Приседания с хлопками: вниз – хлопок и вверх – хлопок!

Ноги, руки разминаем, точно знаем: будет прок!

Крутим, вертим головой, разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем, ноги выше поднимаем!

Потянулись, растянулись, вверх и в стороны, вперед.

И за парты мы вернулись. Вновь урок у нас идет.

А теперь вернемся к нашим вопросам. Сможем ли мы на них ответить?

7. Первичное закрепление знаний.

А сейчас проверим, как вы определяете предлоги на слух. Я буду читать текст, а вы записывайте только предлоги.

Картину повесили НАД диваном. На картине наши приключения. Щенок спрятался под крыльцом. Дорожка вела в лес. Из леса вышел медведь. Мы убежали по тропинке к речке. Через речку ведет мостик. Около мостика красивые березы. За этими березками наш дом. Щенок уже сидит перед домом.

Прочитайте, какие предлоги вы услышали и записали.

8. Вторичное закрепление.

Разноуровневые задания (по выбору).

Работа на карточках

1- Найти и выделить предлоги.

2 – Вставить подходящие предлоги в тексте.

Алёша пошёл в лес за грибами. На поляне у старых пней было много опят. У Алёши теперь полная корзина с грибами.

2 -Составить и записать предложение с предлогом.

9. Проверка усвоения знаний.

Предлог это…

2. К предлогу можно задать вопрос?

3. Предлог пишется…

А) слитно

Б) раздельно

4. Сколько предлогов в предложении:

Таня с Колей весело играли на улице.

Самопроверка.

10. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам самостоятельно составить и записать 3 предложения с разными предлогами.

11. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, о чем вы узнали сегодня на уроке, какие новые знания приобрели.

Он членом предложенья не бывает,

Но дело этот малый твёрдо знает.

Другим словам он руку помощи даёт.

Им помогает, связи бережёт,

Но пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

Пользуясь таблицей, расскажите о предлоге так, как будто вы рассказываете своему товарищу, который не был на уроке.

А теперь скажите, важны ли знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

А я вам дарю памятку о правописании предлогов. Надеюсь, она вам всегда поможет.

Конспект урока по математике для учащихся с тяжелой умственной отсталостью по программе VIII вида. Подготовительный класс.

Тема: «Ориентирование в пространстве: Справа – слева».

Цель : формировать пространственные представления: слева – справа.

Задачи:

Цель: формировать пространственные представления: слева – справа.

1. Продолжить формировать умение учащихся ориентироваться в правых и левых

частях собственного тела, учить определять положение предметов в

направленияхсправа, слева;

2. Корригировать и развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику;

3. Воспитыватьинтерескматематике,аккуратность,умениеслушатьдругих, не перебивая.

перебивая.

Материал: Картинки с изображением Незнайки и Буратино; текст стихотво­рения В. Берестова «Стоял ученик у развилки дорог»; цветные каран­даши.

Ход Урока:

Орг. Момент

Основная часть

Устный счет. Счет до 10 и обратно.

-Давайте вместе посчитаем. Покажите ваши руки.

ваши руки.

(показывает, начиная с мизинца левой

руки: один, …)

-А теперь будем выпрямлять пальчики и называть числа обратном порядке.

называть числа в обратном порядке

(показывает, начиная с мизинца правой

руки: десять, …)

по очереди по рядам. Начинает Паша:

3. Новая тема.

Ребята, к нам в гости пришли Незнайка и Буратино, они у нас неслучайно, эти сказочные герои пришли к нам за помощью. Буратино и Незнайка решили навестить своих друзей из других сказок и заблу­дились, так как совсем не знают, где правая, а где левая сторона.

Мы с вами сможем им помочь?

Вы знаете, как определить, где правая сторона, а где левая?

Ребята, я вам расскажу один секрет. Там, где бьется сердце, это левая сторона. Тогда другая сторона - правая.

Поднимите правую руку. Назовите предметы, которые вас ок­ружают справа.

Поднимите левую руку и назовите предметы, которые окружают вас слева.

Теперь, ребята, немного поиграем.

Физминутка.

Игра на внимание:

- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

Игра с карандашами

- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий; слева от красного - зеленый; справа от синего - желтый и т. д.

Ребята, не только наши герои Незнайка и Буратино не знают, где право, а где лево. Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь», «Налево пойдешь». Послушайте стихотворение В. Берестова: Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал, Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал; «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево - узнал ученик.

Тема: Прямоугольник

Цель: Обобщить знания о прямоугольнике, связать с жизнью и практической деятельностью.

Задачи:

1) Закреплять представления, учащихся о прямоугольнике. Развивать практические навыки построения прямоугольника. Научить делать кармашек и открытку-оригами.

2) Воспитывать чувство бережливости, долга. Формировать временные представления учащихся. Воспитывать любовь к труду, интерес к предмету.

3) Развивать внимание, образную и зрительную память. Развивать целенаправленность в работе.

Оборудование: конверты с геометрическими фигурами, линейки, карандаши, рисунки с изображением корабля и принцессы, плакат с фигурами, таблица «Четырёхугольники», бумага для поделок, рисунки к геометрическому заданию.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. «Настрой» на хорошую работу.
  1. Игра «Сядет тот, кто скажет»

Какое сегодня число?

Какой сегодня день недели?

Какое число было вчера?

Какое число будет завтра?

Какой сейчас год?

Сколько месяцев в году?

Сколько дней в неделе?

Какое сейчас время года?

  1. Сообщение темы урока.

Люди с давних пор изучают геометрию. Знаменитый учёный Платон над дверью своего дома, в котором он занимался со своими учениками велел сделать надпись: «Не обучающийся геометрии пусть не входит в эту дверь».

Геометрию с давних пор считают особенно важной наукой, потому, что она вплотную связана с жизнью. Земельные поля, доска, стол, тетрадь, оконные рамы, двери имеют форму прямоугольника. Чтобы уметь изготовить эти предметы или засеять поле, нужно уметь высчитать необходимые размеры, нужно знать свойства прямоугольника. Как Вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Дети отвечают). Правильно.Тема нашего урока «Прямоугольник».

II. Устный счет.

1. Ребята, сегодня нас приглашают в гости в старый замок, в стране Геометрия король Точка и его дочь принцесса Прямая. Но, чтобы войти в старый замок, нужно разгадать кроссворд короля. (На доска красочно изображены король и принцесса)

  1. Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
  2. Линия, не имеющая ни начала, ни конца.
  3. Что получиться, если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки?
  4. Что можно построить циркулем?
  5. Часть окружности.
  6. Фигура, у которой углы прямые и стороны равны.
  7. Если линия не прямая и ломаная, то она... .
  8. Что за линия такая, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности.

Итак, ребята, вы поняли - нас приглашают на карнавал.

На карнавале присутствуют очень важные фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники, круги. И мы их послушаем: Выступают дети с заранее приготовленными стихотворениями. На головах короны с изображением геометрических фигур.

  1. Ты на меня, ты на него

На всех нас посмотри у нас

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три

Три стороны и три угла

И столько же вершин

И трижды трудные дела мы трижды совершим

Все в нашем городе друзья

Дружнее не сыскать

Мы треугольников семья

Нас каждый должен знать!

Узнает очень просто

Меня любой школьник

Я тупо-прямо-остро

Угольный треугольник

Если все углы прямые

А всего угла четыре

Ну а по две стороны

Противоположны и равны

Этот четырёхугольник

Назовём прямоугольник

Не удивляйтесь, если увидите меня, то большим, то маленьким, я по размеру сторон могу быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.

У меня угла четыре

И четыре стороны

Все углы мои прямые

А бока одной длины:

Что же за фигура я,

Отгадайте-ка, друзья! (квадрат)

Я самый ближайший родственник прямоугольнику. Посмотрите, какой у меня вид. Стороны мои все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь-в-точь и наложатся. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Захочу – перегнусь я по любой прямой, идущей с угла на угол, и соседние стороны сольются. Красивее меня на свете фигуры нет! Ребята пишут в тетрадях в клетку, а клетка – это квадрат, то есть – я. Дети на улице играют в квадратики.

Я – круг. Меня можно сравнить с монетой, блином, тарелкой.

У меня есть одна подруга. Знакома всем её наружность.

Она идёт по краю круга

И называется – окружность .

Окружность можно сравнить с (блином), обручем, баранкой, кольцом. Ребята играют в мяч, он похож на меня. А самое главное – ребята любят витамины, они похожи на меня, они – круглые.

3. Слуховой диктант.

Вы узнали знакомые вам фигуры. Карнавал продолжается.

Расположите фигуры в праздничном зале для танца на нашем карнавале. Для этого...

Положите в центр зала

Над кругом

Слева от круга

Справа от круга

В левый верхний угол

В правый верхний

В левый нижний

В правый нижний

Давайте посмотрим, каких фигур будет участвовать в танце больше.

Д.: прямоугольников

У.: Какую форму имеет зал?

Д.: Прямоугольную

  1. Объяснение нового материала

Я вижу вы неслучайно попали в старый замок. Вы знакомы с геометрическими фигурами. Но, чтобы с ними дружить, нужно знать о них гораздо больше. Знать их свойства, уметь находить их среди других фигур.

Посмотрите сюда: На карнавале присутствуют фигуры

Основание

Каким общим словом называются эти фигуры? (четырехугольники)

Почему они так называются? (У них 4 угла)

Четырехугольники бывают разных видов, как вы видите. Какую бы вы выделили фигуру среди них? (Прямоугольник).

Прямоугольник – это такой четырехугольник, у которого все углы прямые.

Если же у прямоугольника все стороны равны, то он называется квадратом. Таким образом всякий квадрат является прямоугольником, но не всякий прямоугольник является квадратом. Точки АВСД называются вершинами. Соединяющие их отрезки – сторонами. Чтобы назвать прямоугольник – последовательно называют его вершины. В прямоугольнике АВСД – AД и BC – основания, АВ, СД – боковые стороны. На доске прямоугольник с буквенным обозначением вершин.

Возьмите прямоугольник у себя на столе. Покажите верхнее основание, нижнее основание, боковые стороны. Дети выбирают прямоугольник из множества других геометрических фигур.

О длинах сторон. Измерить стороны прямоугольника линейкой. Сделать вывод оь равенстве противоположных сторон.

IV. Словарная работа

Чтобы запомнить карнавал и его замечательные фигуры в своих записных книжках, а для нас это справочники: сделаем записи.

Верхнее основание

Б.с. б.с

Нижнее основание

V. Физкультминутка

  1. Король приглашает нас отдохнуть в его королевском саду, где поют птицы, а в пруду плавают рыбы. (Прослушивание звуков природы)
  2. Сделать глубокий вдох, выдох, расправить плечи, выпрямить спину.

VI. Работа с учебником

Открыть стр. 183, рис. 125.

Измерьте основание и боковую сторону.

Основание – 5 см. Основание – 4 см.

Б. сторона – 2 см 5 мм. Б. сторона – 1 см 5 мм.

VII. Работа в тетрадях

Начертить прямоугольник, у которого основание равно 8 см, а боковая сторона – 1 см.

На что похож прямоугольник? (на полоску.)

Прямоугольник может иметь и такой вид.

VIII. Игра «Цена минуты»

В замке старого короля ценят время и дорожат каждой минутой. Король и принцесса предлагают вам поиграть:

Минута пролетает так быстро, что и незаметно. Казалось бы, что за этот срок можно сделать? Но оказывается, что и за минуту можно сделать не так уж мало, если постараться. Предлагаю нарисовать в тетради как можно больше прямоугольников за 1 минуту. Без линейки, прямоугольники размером в две клеточки.

Побеждает тот, у кого больше. Но это всего лишь игра. Пройдут годы, и вы не в игре, а на работе будете стараться выпустить как можно больше продукции (сшить, смастерить). Так, что научитесь ценить минуту и время вообще, это очень важно. В народе говорят: «копейка рубль бережет», ну а из минут складываются часы, дни, недели, годы. А годы – это наша жизнь в целом.

Одна хорошая минута За один день,

Сделала одно хорошее дело За одну неделю,

Десять хороших минут За один месяц,

Сделали десять хороших дел. За один год,

А сколько хороших дел Если занимаешься делом!

Можно сделать

За один час,

IX. Практическое задание.

Изготовление открытки и конверта-оригами из прямоугольника и квадрата

Вот давайте и будем заниматься делом. Что же можно изготовить из прямоугольника и квадрата? Да, очень много. То, что мы изготовим, будем считать подарком короля и принцессы

Король и принцесса предлагают сделать из его фигур поделку. Готовим поделки из бумаги.

Вот такие простые вещи можно изготовить из листа бумаги.

Стул, на котором ты сидишь

Кровать, в которой ты уснёшь

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож.

И этот гвоздь,

И этот дом,

И этот ломтик хлеба.

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что сделано для нас

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час

И мы трудиться будем!

Х. Разгадывание геометрического рисунка. Раскраска.

В этом рисунке король спрятал фигуру, или ещё что-то, мы не знаем. Чтобы покинуть карнавал, мы должны разгадать этот геометрический рисунок.

Раскрасить зелёным цветом

Раскрасить красным цветом

Дети раскрашивают. Если правильно выполнено задание, по центру получается прямоугольник, раскрашенный из мелких треугольников.

Король спрятал прямоугольник.

Вы правильно раскрасили геометрические фигуры и получили разгадку. А это ключ к нашему возвращению. Мы возвращаемся из сказочной страны Геометрии, попрощавшись с королем и его дочерью, принцессой Прямой. Но мы всегда будем помнить о том, что мы там видели и что узнали.

X.Вопросы по теме.

Какая фигура называется прямоугольником?

Как называется прямоугольник у которого основания и боковые стороны равны?

XI. Итог урока. Оценки за урок.