Шпаргалки        04.02.2022   

Моделирование как метод познания моделирование и формализация. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Модель - новый объект, отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явлени

Ключевые слова модель моделирование цель моделирования натурная (материальная) модель информационная модель формализация классификация информационныхмоделей

  • 3. Модели и моделирование Модель - это новый объект, который отражает Одним из методов познания объектов окружающего мирасущественные с точки зрения цели моделирования признакиявляется моделирование, состоящее в создании иизучаемого предмета, процесса или явления.исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Моделирование - метод познания, заключающийся вОбъект-заменитель принято называть моделью, а исходныйсоздании и исследовании моделей.объект - прототипом или оригиналом. К созданию моделейприбегают, когда исследуемый объект слишком велик процесс протекает очень быстро процесс протекает очень медленно исследование опасно объектамал создание реального для окружающих дорого Модель Модель Натурная Натурная Информационная Информационная Муляж Муляж Словесное описание Словесное описание Макет Макет формула, чертеж, схема формула, чертеж, схема Информационная модель - описание объекта- оригинала на одном из языков кодирования информации. Ядерный взрыв Двигатель внутреннего сгорания Геологический процесс
  • 4. Этапы построения информационной модели Реальный объект Реальный объект Анализ условия Анализ условия задачи задачи Объект и цель моделирования Объект и цель моделирования Существенные Существенные Связь между свойствами Связь между свойствами признаки объекта признаки объекта и основными частями объекта. и основными частями объекта. Словесное описание, таблица, Словесное описание, таблица, Формализация Формализация рисунок, схема, чертёж, формула, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, программа. алгоритм, программа. Информационная Информационная модель модель
  • 5. Пример построения информационной модели Иван к уроку литературы должен выучить наизусть трипервые строфы первой главы романа А. С. Пушкина «ЕвгенийОнегин». Это 42 строки. Сколько потребуется времени навыполнение этого задания, если первую строку Иван можетзапомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующейстроки ему требуется времени на 5 секунд больше, чем назапоминание предыдущей строки? Объект моделирования Объект моделирования Процесс запоминания Процесс запоминания Цель моделирования Цель моделирования Формула расчета времени Формула расчета времениАрифметическая прогрессия: 2a 1 +d (n−1) S n= n a1=5, d = 5, n= 42 2
  • 6. Классификация информационных моделей Физическая Физическая Предметная Предметная Экономическая Экономическая область область Экологическая Экологическая Социологическая Социологическая Динамическая Динамическая Временной Временной фактор фактор Статическая Статическая Знаковая Знаковая Форма Форма Образная Образная представления представления Смешанная Смешанная
  • 7. Классификация информационных моделей Знаковая модель Знаковая модель program n_16; природы лета в июне. Описание Пришло var i, n: Июнь. Природа летом цветет, поспевает, лето. integer; a, y: real; S=√ p⋅(p−a)⋅(p−b)⋅(p−c) beginсады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом writeln (Возведение в степень);зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромныекорабли, тяжелые кучевые облака. a>>); write (Введите основание И хотя месяц май под readln (a);конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первыеиюньские write (Введите показатель n>>); дни нередко прохладные, порой дождливые.Огорчатьсяreadlnстоит, ведь затяжная пасмурная погода в не (n); y:=1;начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесеттеплые ветра, а высоко y:=y*a; for i:=1 to n do стоящее в небе солнце обеспечиттеплую и writeln (y=, y) жаркую погоду. В июне температура воздуха end.умеренная без резких скачков и составляет в среднем +15+17° C.
  • 8. Классификация информационных моделей Образная модель Образная модель Поленов В. Д. Московский дворик
  • 9. Классификация информационных моделей Смешанная модель Смешанная модель
  • 10. Самое главное Модель - это новый объект, который отражает существенныес точки зрения цели моделирования признаки изучаемогопредмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся всоздании и исследовании моделей. Цель моделирования определяет признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели. Натурные модели - реальные предметы, в уменьшенномили увеличенном виде воспроизводящие внешний вид,структуру или поведение моделируемого объекта. Информационные модели - описания объекта-оригинала наодном из языков кодирования информации. Формализация - процесс замены реального объекта егоформальным описанием, т. е. его информационной моделью. Информационные модели: образные, знаковые исмешанные.
  • 11. Вопросы и задания В приведённом перечне моделей укажите те, которыемогут использоваться для: Перечислите на построения информационной модели. Приведите пример информационной моделей Подтвердите виды информационных модели: в Опишите этапы Что такое модель? Приведите примеры натурных и информационных примерах справедливость а) представления объектов окружающего мира;зависимости от формы представления информации обследующих высказываний: В чём суть случаяхкласса; а) ученика вашего используется моделирование? В каких этапа формализации? моделей. б) одному объекту может соответствовать несколько а) объяснения известныхкоманды;объекте моделирования. фактов; б) игрока баскетбольной Приведите гипотез информационных знаний об в) проверкипримерыи получения новыхмоделеймоделей;каждого вида. ветеринарной лечебницы; в) пациентаисследуемых объектах; соответствовать нескольким б) одна модель может г) квартиры жилого дома;объектам. г) прогнозирования; д) книги в библиотеке; д) управления. е) кассеты (диска) со звукозаписью (видеозаписью); Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки ж) города.движения воздушных масс; расписание движенияпоездов; модель полёта самолёта новой конструкции ваэродинамической трубе; схема строения внутреннихорганов человека.
  • 12. Опорный конспект Модель - это новый объект, который отражает существенные сточки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета,процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в созданиии исследовании моделей. Натурная Натурная Модель Модель Информационная Информационная Предметная область Предметная область Классификация Классификация Временной фактор Временной фактор моделей моделей Форма представления Форма представления
  • Источники информации1. http://www.alaska.amedd.army.mil/dentac/content/Atom1.gif - модель атома2. http://cvt-a.ru/pics/Image/earth.jpg - фото Земли из космоса3. http://www.box-m.org/uploads/posts/2009-04/1239701360_3.jpg - двигатель внутреннего сгорания4. http://s57.radikal.ru/i156/1109/44/602ebdd6d78d.jpg - ядерный взрыв5. http://www.74dom.ru/pics/uploads/docs/v.dom_Turgoyak/b.jpg - макет здания6. http://www.artprojekt.ru/gallery/polenov/Pic/02.jpg - Московский дворик7. http://www.wallpage.ru/imgbig/wallpapers_2748.jpg - Кремль8. http://www.map4gps.ru/images/stories/tulaobl/novomoskovsk-map-navitel.jpg - карта Новомосковска9. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/59/20/59020590_207301879.jpg - Амурский тигр10. http://mostevent.ru/files/slovar/diagramma_2.gif - диаграмма11. http://www.nipinfor.ru/images/upload/04143020.gif - геологическая модель
  • § 1.1. Моделирование как метод познания

    Вопросы и задания: Моделирование как метод познания

    1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

    2. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование?

    3. Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:

      а) одному объекту может соответствовать несколько моделей;
      б) одна модель может соответствовать нескольким объектам.

    4. Приведите примеры натурных и информационных моделей.

    5. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:

      а) представления объектов окружающего мира;
      б) объяснения известных фактов;
      в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах;
      г) прогнозирования;
      д) управления.

    Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.

    6. Приведите пример информационной модели:

      а) ученика вашего класса;
      б) игрока баскетбольной команды;
      в) пациента ветеринарной лечебницы;
      г) квартиры жилого дома;
      д) книги в библиотеке;
      е) диска с аудиозаписями музыкальных произведений;
      ж) города.

    7. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?

    8. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

    9. Ознакомьтесь с ЗБ-моделями, размещёнными в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.sc.edu.ru/). К какому классу моделей их можно отнести?

    Ключевые слова:

    • модель
    • моделирование
    • цель моделирования
    • натурная (материальная) модель
    • информационная модель
    • формализация
    • классификация информационных моделей

    2.1.1. Модели и моделирование

    Человек стремится познать объекты (предметы, процессы, явления) окружающего мира, т. е. понять, как устроен конкретный объект, каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с другими объектами. Для решения многих практических задач важно знать:

    • как изменятся признаки объекта при определённом воздействии на него со стороны других объектов («Что будет, если...?»);
    • какое надо произвести воздействие на объект, чтобы изменить его признаки в соответствии с новыми требованиями («Как сделать, чтобы...?»);
    • какое сочетание свойств объекта является наилучшим в заданных условиях («Как сделать лучше?»).

    Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект - прототипом или оригиналом. Примеры моделей приведены на рис. 2.1.

    Рис. 2.1.
    Примеры моделей

    К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик (Солнечная система) или слишком мал (атом), когда процесс протекает очень быстро (переработка топлива в двигателе внутреннего сгорания) или очень медленно (геологические процессы), когда исследование объекта может оказаться опасным для окружающих (атомный взрыв), привести к разрушению его самого (проверка сейсмических свойств высотного здания) или когда создание реального объекта очень дорого (новое архитектурное решение) и т. д.

    Модель не является точной копией объекта-оригинала: она отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения.

    Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все признаки объекта-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели, определяются целью моделирования - назначением будущей модели. Эти признаки называются существенными для данной модели с точки зрения цели моделирования.

    Подумайте, какие признаки объекта «театр» будут существенными при создании его модели с точки зрения: 1) строительной компании, занимающейся возведением здания театра; 2) режиссёра, готовящего постановку нового спектакля; 3) кассира, продающего билеты; 4) зрителя, собирающегося посетить представление.

    Поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести только одно свойство Земли - её форму, обычный глобус отражает ещё расположение материков, а глобус, входящий в состав действующей модели Солнечной системы, - ещё и траекторию движения Земли вокруг Солнца.

    Отразить в модели признаки оригинала можно разными способами.

    Во-первых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты - уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид моделируемого объекта (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).

    Во-вторых, признаки оригинала можно описать на одном из языков кодирования информации - дать словесное описание, привести формулу, схему или чертеж и т. д. Такую модель называют информационной. В дальнейшем мы будем рассматривать именно информационные модели.

    2.1.2. Этапы построения информационной модели

    Любая модель строится для решения некоторой задачи. Построение информационной модели начинается с анализа условия этой задачи, выраженного на естественном языке (рис. 2.2).

    Рис. 2.2.
    Этапы создания информационной модели

    В результате анализа условия задачи определяется объект моделирования и цель моделирования.

    После определения цели моделирования в объекте моделирования выделяются свойства, основные части и связи между ними, существенные с точки зрения именно этой цели. При этом должно быть чётко определено, что дано (какие исходные данные известны, какие данные допустимы) и что требуется найти в решаемой задаче. Также должны быть указаны связи между исходными данными и результатами.

    Следующим этапом построения информационной модели является формализация - представление выявленных связей и выделенных существенных признаков объекта моделирования в некоторой форме (словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т. д.).

    Пример. Ученик 9 класса к уроку литературы должен выучить наизусть три первые строфы первой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», содержащие 42 строки. Сколько ему потребуется времени на выполнение этого задания, если первую строку он может запомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующей строки ему требуется времени на 10 секунд больше, чем на запоминание предыдущей строки?

    В данном случае объектом моделирования является процесс запоминания стихотворения учеником; цель моделирования состоит в том, чтобы получить формулу для расчёта времени, необходимого ученику для заучивания стихотворения.

    С точки зрения цели моделирования, существенной является следующая информация: время запоминания первой строки (5 секунд); разница во времени запоминания очередной и предыдущей строк (10 секунд); количество строк, подлежащих запоминанию (42 строки). Это исходные данные. Результатом является время, необходимое для заучивания всех 42 строк фрагмента романа.

    Так как время для заучивания каждой строки, начиная со второй, получается добавлением ко времени, требуемому для заучивания предыдущей строки, постоянного числа, то можно говорить об арифметической прогрессии:

    5, 15, 25, 35, ...

    Первым членом этой прогрессии является а1 = 5, разность прогрессии d = 10, число членов прогрессии n = 42.

    Из курса алгебры известна формула для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии:

    Эта формула и является искомой информационной моделью. С её помощью самостоятельно вычислите время, необходимое ученику для заучивания стихотворения.

    Информационные модели существуют отдельно от объектов моделирования и могут подвергаться обработке независимо от них. Построив информационную модель, человек использует её вместо объекта-оригинала для исследования этого объекта, решения поставленной задачи.

    По адресу http://earth.google.com/intl/ru/ размещено приложение «Google Планета Земля», предоставляющее возможность путешествовать по нашей планете, не вставая с кресла. Это трёхмерная модель планеты, перемещаясь по которой вы можете: просматривать спутниковые фотографии земной поверхности; осматривать города, отдельные здания и всемирно известные достопримечательности в трёхмерном изображении; исследовать отдалённые галактики, созвездия и планеты; совершать путешествия в прошлое и т. д.

    2.1.3. Классификация информационных моделей

    Существует множество вариантов классификации информационных моделей. Рассмотрим некоторые из них.

    Если взять за основу классификации предметную область, то можно выделить физические, экологические, экономические, социологические и другие модели.

    В зависимости от учёта фактора времени выделяют динамические (изменяющиеся с течением времени) и статические (не изменяющиеся с течением времени) модели.

    В зависимости от формы представления информации об объекте моделирования различают знаковые, образные и смешанные (образно-знаковые) виды информационных моделей.

    Знаковые информационные модели строятся с использованием различных естественных и формальных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста на естественном языке или программы на языке программирования, в виде формулы и т. д.

    Образные информационные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.

    В смешанных информационных моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Примерами смешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и знаки.

    Самое главное

    Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

    Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей.

    Цель моделирования (назначение будущей модели) определяет признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели.

    Различают натурные и информационные модели. Натурные модели - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение моделируемого объекта. Информационные модели - описания объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации.

    Формализация - процесс замены реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью.

    По форме представления различают образные, знаковые и смешанные (образно-знаковые) информационные модели.

    Вопросы и задания

    1. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование?
    2. Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:

        а) одному объекту может соответствовать несколько моделей;

        б) одна модель может соответствовать нескольким объектам.

    3. Приведите примеры натурных и информационных моделей.
    4. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:

        а) представления объектов окружающего мира;

        б) объяснения известных фактов;

        в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах;

        г) прогнозирования;

        д) управления.

      Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.

    5. Приведите пример информационной модели:

        а) ученика вашего класса;

        б) игрока баскетбольной команды;

        в) пациента ветеринарной лечебницы;

        г) квартиры жилого дома;

        д) книги в библиотеке;

        е) кассеты (диска) со звукозаписью (видеозаписью);

        ж) города.

    6. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?
    7. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.
    8. Ознакомьтесь с 3D-моделями, размещёнными в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.school-collection.edu.ru/). К какому классу моделей их можно отнести?

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Ключевые слова модель моделирование цель моделирования натурная (материальная) модель информационная модель формализация классификация информационных моделей

    3 слайд

    Описание слайда:

    Модели и моделирование Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект - прототипом или оригиналом. К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик исследуемый объект слишком мал процесс протекает очень быстро Двигатель внутреннего сгорания процесс протекает очень медленно Геологический процесс исследование опасно для окружающих Ядерный взрыв создание реального объекта дорого Макет здания Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Муляж Макет Словесное описание формула, чертеж, схема Натурная Информационная Модель Информационная модель - описание объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Этапы построения информационной модели Объект и цель моделирования Информационная модель Связь между свойствами и основными частями объекта. Словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, программа. Формализация Существенные признаки объекта Анализ условия задачи Реальный объект

    5 слайд

    Описание слайда:

    Пример построения информационной модели Иван к уроку литературы должен выучить наизусть три первые строфы первой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Это 42 строки. Сколько потребуется времени на выполнение этого задания, если первую строку Иван может запомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующей строки ему требуется времени на 5 секунд больше, чем на запоминание предыдущей строки? Объект моделирования Цель моделирования Процесс запоминания Формула расчета времени Арифметическая прогрессия: a1=5, d = 5, n= 42

    6 слайд

    Описание слайда:

    Физическая Экологическая Экономическая Социологическая Статическая Динамическая Образная Знаковая Смешанная Временной фактор Предметная область Форма представления Классификация информационных моделей

    7 слайд

    Описание слайда:

    Знаковая модель Описание природы лета в июне. Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака. И хотя месяц май под конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первые июньские дни нередко прохладные, порой дождливые. Огорчаться не стоит, ведь затяжная пасмурная погода в начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесет теплые ветра, а высоко стоящее в небе солнце обеспечит теплую и жаркую погоду. В июне температура воздуха умеренная без резких скачков и составляет в среднем +15 +17° C. Классификация информационных моделей program n_16; var i, n: integer; a, y: real; begin writeln ("Возведение в степень"); write ("Введите основание a>>"); readln (a); write ("Введите показатель n>>"); readln (n); y:=1; for i:=1 to n do y:=y*a; writeln ("y=", y) end.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Образная модель Поленов В. Д. Московский дворик Классификация информационных моделей

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Цель моделирования определяет признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели. Натурные модели - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение моделируемого объекта. Информационные модели - описания объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации. Формализация - процесс замены реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью. Информационные модели: образные, знаковые и смешанные. Самое главное

    11 слайд

    Описание слайда:

    Вопросы и задания Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний: а) одному объекту может соответствовать несколько моделей; б) одна модель может соответствовать нескольким объектам. Приведите примеры натурных и информационных моделей. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для: а) представления объектов окружающего мира; б) объяснения известных фактов; в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах; г) прогнозирования; д) управления. Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека. Приведите пример информационной модели: а) ученика вашего класса; б) игрока баскетбольной команды; в) пациента ветеринарной лечебницы; г) квартиры жилого дома; д) книги в библиотеке; е) кассеты (диска) со звукозаписью (видеозаписью); ж) города. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации? Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Опорный конспект Натурная Информационная Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Модель Предметная область Временной фактор Форма представления Классификация моделей


    Модели и моделирование Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект - прототипом или оригиналом. К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик исследуемый объект слишком мал процесс протекает очень быстро Двигатель внутреннего сгорания процесс протекает очень медленно Геологический процесс исследование опасно для окружающих Ядерный взрыв создание реального объекта дорого Макет здания Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Муляж Макет Муляж Макет Словесное описание формула, чертеж, схема Словесное описание формула, чертеж, схема Натурная Информационная Модель Информационная модель - описание объекта- оригинала на одном из языков кодирования информации.


    Этапы построения информационной модели Объект и цель моделирования Информационная модель Информационная модель Связь между свойствами и основными частями объекта. Связь между свойствами и основными частями объекта. Словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, программа. Словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, формула, алгоритм, программа. Формализация Существенные признаки объекта Существенные признаки объекта Анализ условия задачи Анализ условия задачи Реальный объект


    Пример построения информационной модели Иван к уроку литературы должен выучить наизусть три первые строфы первой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Это 42 строки. Сколько потребуется времени на выполнение этого задания, если первую строку Иван может запомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующей строки ему требуется времени на 5 секунд больше, чем на запоминание предыдущей строки? Объект моделирования Цель моделирования Процесс запоминания Формула расчета времени Арифметическая прогрессия: a 1 =5, d = 5, n= 42 Арифметическая прогрессия: a 1 =5, d = 5, n= 42


    Физическая Экологическая Экономическая Социологическая Статическая Динамическая Образная Знаковая Смешанная Временной фактор Временной фактор Предметная область Предметная область Форма представления Форма представления Классификация информационных моделей


    Знаковая модель Описание природы лета в июне. Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака. И хотя месяц май под конец баловал теплыми и по-летнему жаркими днями, первые июньские дни нередко прохладные, порой дождливые. Огорчаться не стоит, ведь затяжная пасмурная погода в начале месяца ненадолго. Сухой антициклон принесет теплые ветра, а высоко стоящее в небе солнце обеспечит теплую и жаркую погоду. В июне температура воздуха умеренная без резких скачков и составляет в среднем ° C. Классификация информационных моделей program n_16; var i, n: integer; a, y: real; begin writeln ("Возведение в степень"); write ("Введите основание a>>"); readln (a); write ("Введите показатель n>>"); readln (n); y:=1; for i:=1 to n do y:=y*a; writeln ("y=", y) end. >"); readln (a); write ("Введите показатель n>>"); readln (n); y:=1; for i:=1 to n do y:=y*a; writeln ("y=", y) end.">






    Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Цель моделирования определяет признаки объекта- оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели. Натурные модели - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение моделируемого объекта. Информационные модели - описания объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации. Формализация - процесс замены реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью. Информационные модели: образные, знаковые и смешанные. Самое главное


    Вопросы и задания Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний: а) одному объекту может соответствовать несколько моделей; б) одна модель может соответствовать нескольким объектам. Приведите примеры натурных и информационных моделей. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для: а) представления объектов окружающего мира; б) объяснения известных фактов; в) проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах; г) прогнозирования; д) управления. Модели: макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека. Приведите пример информационной модели: а) ученика вашего класса; б) игрока баскетбольной команды; в) пациента ветеринарной лечебницы; г) квартиры жилого дома; д) книги в библиотеке; е) кассеты (диска) со звукозаписью (видеозаписью); ж) города. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации? Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.


    Опорный конспект Натурная Информационная Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Модель Предметная область Временной фактор Форма представления Классификация моделей Классификация моделей


    Источники информации 1. gif - модель атома gif фото Земли из космоса 3. jpg - двигатель внутреннего сгорания jpg ядерный взрыв макет здания 6. jpg - Московский дворик jpg 7. jpg - Кремль jpg карта Новомосковска 9. jpg - Амурский тигр jpg 10. gif - диаграмма gif 11. gif - геологическая модель