Техника        09.12.2021   

Жесткие гаремные порядки. Забавы китайских императоров

Вы наверняка думаете, что вы хороший человек. Возможно, вы успешный человек или считаете себя способным им стать. Быть одновременно хорошим и успешным непросто. Так же как непросто принимать качественные тактические и вместе с тем стратегичные решения.

Мы живем. И поле нашей жизни соткано из ситуаций и мгновений. Кто его ткал? Почему мы оказались в этих ситуациях? Как они разрешились и как могли бы разрешиться?

С точки зрения западной ментальности – это вопросы риторические. Так случилось – и все тут. А Восток? Восток полагает, что человек рождается и живет в паутине причинно-следственных связей. Поле его жизни соткано из трудностей, которые даже не он себе создал – они уже существовали до его рождения или начала активности. Линия жизни – это цепочка ситуаций, которые выстраиваются в зависимости от действий наших предков и потомков. Как ДНК: она у каждого своя, но соткана из конечного числа компонентов.

Мы строим бизнес и руководим людьми. Или нам кажется, что руководим. Или руководим до какого-то определенного момента, а потом чувствуем, что потеряли нить управления. И удивляемся: когда мы могли ее потерять? Найдем ли мы новые пути, или уже начались необратимые процессы?

Мы живем в мире конкуренции. И конкуренция год от года становится жестче – в карьере, бизнесе, политике, международных делах… Логика действий в обычной жизни и в острой конкуренции разная. Если в жизни вы вправе ожидать спокойствия, когда ни на кого не нападаете, то в жесткой конкуренции вы под постоянным прицельным огнем.

В китайской Книге Перемен линия жизни и все мировые процессы описываются набором из 64 гексаграмм. В нашей книге мы опираемся на те шесть из них, которые контролируют самые важные аспекты конкурентной борьбы. Почему из всего материала, собранного нами в Китае, мы публикуем истории Гарема? Потому что у современного бизнеса все больше женских лиц и потому что женщинам ближе тактика. Стратегиями занимаются единицы, а в реальных боях повседневности участвуют миллионы. При этом женщины в конкуренции намного опаснее мужчин, поскольку больше подвержены страхам. Именно поэтому примеры самой жесткой конкуренции мы взяли из тайных хроник китайского Императорского

Гарема, где речь идет не только о достижении власти и благополучия, но и о сохранении своего рода, своего потомства и своей жизни.

Читатель самостоятельно сможет дать оценку управленческим, политическим и этическим ходам, представленным в этих рассказах. Что-то покажется чересчур жестким, что-то – до боли знакомым. Однако нелишне будет заметить, что этот опыт, эти классические примеры лежат в основе ментальности современной азиатской деловой элиты. Нам важно этот пласт восточной культуры знать и использовать. Ведь для того чтобы представить, каким наш мир может быть, нам важно понять, каким он уже был.

Елена и Андрей Садыковы

Прага, 2007 г.

Интимная жизнь китайских императоров

История рассказывает, что из всех китайских императоров лишь двенадцать дожили до семидесяти лет, а треть из тех, кто был у власти, умерли в возрасте между 20 и 40 годами. И это несмотря на то, что, по китайским императорским соображениям, долгой жизни способствует секс. (Стоит сказать, что монахи-буддисты, дававшие обет безбрачия, практически все доживали до шестидесяти, не предаваясь сексуальным удовольствиям.) Поначалу императоры были скромнее в своих желаниях и держали лишь несколько женщин в гареме. Но начиная с 265 года гарем императорского дворца насчитывал уже тысячи красавиц. А в золотой век китайской истории – в династию Тан – в гареме было ровно сорок тысяч наложниц.

Из всех дам, живущих во дворце, приблизительно сто двадцать две имели статус жен, то есть гарантированный секс с императором. Согласно древней традиции, всем женам были присвоены разряды.

Императрица, главная жена – 1 (одна).

Вторая жена (фу жень) – 4 (четыре), имела статус, эквивалентный статусу премьер-министра.

Жена третьего разряда (цзинь бинь ), она же наложница, она же прислужница императрицы – 9 (девять) женщин.

Жена четвертого разряда (гу фу), или младшая гаремная девушка – 27 человек.

Жена пятого разряда (ню жу), или просто гаремная девушка – 81.

Сексуальный режим императора регулировался восходом и убыванием луны. Он спал со всеми женщинами в особые дни лунного календаря с последовательностью и частотой, согласно их разрядам. Луна росла, и император начинал с женщин нижестоящего ранга. Во время полнолуния он спал с императрицей. Император символизировал солнце, а императрица – луну, и они должны были соединиться во время полнолуния, когда гармония была совершенной между двумя космическими символами мужчины и женщины. В дни с первого по девятое число император спал с девятью из 81 жены пятого разряда, которые разделяли с ним ложе каждую ночь. С десятого по двенадцатый день он выбирал из жен четвертого разряда.

В тринадцатый день лунного календаря он брал жену из четвертого разряда, а в четырнадцатый – из второго разряда. Пятнадцатый и шестнадцатый – дни императрицы. И в обратном порядке. Нужно помнить, что в китайском календаре не было тридцать первого числа, так что все получалось симметрично и справедливо по отношению ко всем женам, мечтающим о связи с императором и зачатии наследника государства.

Канцелярия Имперских Дел Палаты Кровати контролировала все сексуальные отношения императора по правилам, разработанным еще в эпоху Жоу, то есть более трех тысяч лет назад. Чтобы контролировать все увеличивающееся число женщин императора, особая бухгалтерия вела строгий учет. Красными чернилами были записаны имя императорской партнерши, дата соития, признаки беременности после него и т. д. Когда специальная женщина вела женщину в императорские покои, она надевала серебряное кольцо ей на палец правой руки. После секса с императором кольцо перемещали на левую руку. Если женщина беременела, ей надевали золотое кольцо. Во времена династии Тан были предприняты дополнительные меры, чтобы избежать беспорядка и ложных требований женщин императора. Всем, кто имел секс с императором, на руку ставили несмываемую печать.

Однако строгий сексуальный протокол не всегда выполнялся. Например, император By династии Инь разместил несколько сотен красивых женщин в отдельные особняки. Он ездил по территории между домиками своих жен в колеснице, которую тянули козлы. Когда козлы останавливались возле какого-то домика, император заходил внутрь и проводил там ночь. Все женщины соперничали между собой за внимание козлов. Они выращивали самую свежую траву перед своими воротами и даже рассыпали соль на газоне, чтобы соблазнить животных.

Императоры династии Минь приняли другую систему выбора женщин. Деревянные таблички с именами преподносили императору на серебряном подносе. За обедом евнух, отвечающий за дела Палаты Кровати, представлял женщин императору. Если император хотел выбрать сам, он брал табличку с фамилией. Если он был неуверен в своем выборе, евнух рекомендовал ему какую-нибудь красавицу. Евнух описывал достоинства каждой женщины и ее способность удовлетворить императора ночью. Слова евнуха часто имели значительный вес. Выбранную женщину информировали, что она сегодня будет с императором. Обязанность принести женщине благую весть лежала на императрице. Она должна была спросить у женщины, согласна ли та обслужить императора.

Дальше шла подготовка счастливицы к встрече с императором. Она тщательно мылась и распускала волосы, чтобы показать императору, что она слишком молода, чтобы быть ему достойным партнером. Потом прибывали два евнуха, и она раздевалась догола в их присутствии, чтобы они проверили, не скрыто ли какое оружие в складках ее одежды. После осмотра ее закутывали в красный ковер (или в покрывало с перьями) и несли на плечах к спальне императора. Эти два евнуха также были обязаны раздеть себя перед входом в спальню императора по той же самой причине. Служанка помогала женщине надеть шелковое полупрозрачное платье для сна и оставляла ее в ожидании государя.

Все мы слышали о гаремах, но китайские гаремы и жизнь наложниц имеет свои удивительные особенности. Множество наложниц, особый уклад и несколько примеров удивительного восхождения любовниц до Императорского трона.

Императорская семья должна соответствовать сервизу, где одному чайнику принадлежат несколько чашек. Китайские гарем отличался четкостью распределения ролей, абсолютному влиянию традиций и подчинению строжайшим указаниям, проистекающим из натурфилософских эротологических теорий и сводящихся к поддержанию в организме партнера равновесия янной (мужской) и иньной (женской) энергий.

Считалось, что преобладание инь над ян приводило к раннему старению потенции, а также влияло на погоду принося с собой проливные дожди, землетрясения и прочие катаклизмы.
Наивысшей энергией обладал Императрица, однако Император мог вступать с ней в половую связь не чаще одного раза в месяц, дабы произвести наиболее крепкое потомство.
Главной среди женщин во дворце была императрица, или главная жена Сына Неба (хуань хоу), далее шли четыре дополнительные «жены» (фу жэнь) – каждая из них имела особый титул: драгоценной (гуйфэй), добродетельной (шуфэй), нравственной (дэфэй) и талантливой (сяньфэй) наложницы.

Император мог иметь три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень, девять «старших наложниц» или «конкубинок» (цзю бинь), занимавших вторую ступень; 27 «младших наложниц» (шифу), которые, в свою очередь, делились на: девять цзе юй (фрейлин), девять мэй жэнь (красавиц) и девять цай жэнь (талантов), занимавших третью, четвертую и пятую ступень, еще 81 так называемая «гаремная девушка» (юй ци). Они также делились на три категории: 27 девушек бао линь (драгоценный лес), 27 – юй нюй (императорские женщины) и 27 – сай нюй (женщины-сборщицы), составляя шестую, седьмую и восьмую ступени.
При последней династии Цин наложницы императора делились следующим образом: хуангуйфэй - наложница первого ранга, гуй-фэй - второго ранга, фэй - третьего, бинь - четвертого, гуй-жэнь - пятого, даинь - старшая фрейлина, чанцзай - младшая фрейлина, наконец, прислужницы – шинюй.

Число императорских жен при династии Ся должно было составлять 12 (тройка, взятая четыре раза). При династиях Шан-Инь государю были приданы еще 27 (то есть трижды девять) наложниц, так что теперь император обладал 39 женами и наложницами. Такое число объяснялось еще и тем соображением, что женский век заканчивается в сорок лет. При династии Чжоу число обитательниц императорского гарема возросло уже до 120. Каждой из них в обязательном порядке предоставлялся свой дом на территории Императорского дворца. К каждой были приставлены служанки и евнухи.
Число их варьировалось от династии к династии - максимальное число служанок предоставлялось Императрице - 12, далее наложницы первой категории - 8, второй категории 6, третьей категории - 4, обычные наложницы - 2.
Все они жили вместе и потому число женщин в гаремах достигало 40 тысяч человек!

Владыке полагалось четыре наложницы 1-го ранга. Они назывались: драгоценная почтенная подруга (гуйфэй), благая почтенная подруга (х*йфэй), прекрасная почтенная подруга (лифэй) и изящная почтенная подруга (хуафэй). Наложниц рангом ниже называли «образцами» (и), их было шесть: образец чистоты (шуи) образец добродетели (дэи), образец достоинства (сяньи), образец кротости (шуньи), образец прелести (ваньи) и образец благоухания (фанъи).

Наложница на ночь выбиралась так - у Императора имелся огромный сосуд с нефритовыми табличками с именами номерами наложниц, а также альбомы с рисунками наложниц. Номера присваивались всем наложницам и чем выше номер, тем более позорна была жизнь наложницы. В Китае существует поговорка - она дочь пятнадцатой наложницы, что примерно означает нашу поговорку - седьмая вода на киселе. Кстати говоря, интриги в гареме присутствовали в полную силу и некоторые наложницы могли подговорить художника нарисовать самых красивых наложниц уродинами, чтобы Император их никогда не выбрал. Быть в гареме и являться девственницей считалось смертельным позором.
Император доставал табличку, бил в гонг и молча отдавал табличку евнуху, который отмечал в специальном журнале, кого выбрал Император, за наложницей посылали, ее раздевали донага (дабы избежать наличия какого-либо оружия), омывали, надевали на нее плащ из пуха цапли и несли на спине в покои Императора.

Наложница имела право находиться в покоях лишь определенное время. Если время истекало, то сидевшие за дверями евнухи кричали, что время вышло. Ни одной наложнице не дозволялось оставаться до утра, это привилегия лишь для супруги. Наложница тихонько проскальзывала под одеяло к Императору, а по завершении утех евнух спрашивал разрешения оставить семя. Если Император разрешал, то в специальный журнал заносилось какого числа произошло совокупление, а если нет, то специально обученный человек особым образом нажимал на живот наложницы, дабы сперма вытекла.

Все посещения Императора своей жены, единственной женщины к которой он мог ходить сам и оставаться с ней на ночь, все равно заносились в специальный журнал. После того, как Император выходил из спальни, его обязательно спрашивали состоялось ли соитие или нет. Если нет, то графа в журнале оставалась пустой, если же да, то графу заполняли - такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года состоялось соитие.
Регулировалось даже количество половых актов. Раз в пять дней Император обязан был вызвать наложницу. Только смерть родителей освобождала от этой обязанности на три месяца.
Жесточайший этикет и условности определяли даже такую сторону жизни.

Большое число наложниц требовало все больших усилий по учету. Так, наложницам, которые побывали в постели Императора, ставили на ладонь особую печать, натирали ее корицей и она сохранялась навечно. Без этой печати оставаться в гареме долгое время считалось позором.
Беременность была наивысшим благом и для этой цели в ход шли любые интриги, подкупы, даже убийства и тайны аборты уже забеременевших наложниц.

Девочек для гаремов отбирали отдельно, специально обученные люди из числа дочерей воевод и князей. В 12-14 летнем возрасте они проходили смотрины, которые устраивала мать Императора и в случае успеха поступали в гарем. Однако, зная ужасные нравы, творящиеся в гаремах, многие родители специально калечили дочек или отдавали вместо них дочерей служанок.

Помимо интриг, мастурбации в отсутствии ласки Императора и прогулок по саду, наложницы ежедневно занимались своим туалетом и украшениям - наложница всегда должна быть готова к вызову Императором. Высокие прически - волосок к волоску вкладывались ежедневно и закалывались огромным количеством шпилек. Недаром шпилька в Китае считается символом женщины.

У Цзэтянь - первая и единственная женщина в Китае, которая правила Империей на протяжении 15 лет. Слева - такая она была в жизни, справа - такой ее видят современные китайские кинематографы.
Будучи наложницей Императора Тайцзуна она показала слишком сильную натуру и была сослана в буддийскую обитель, однако сумела стать любовницей сына Императора, в последствии ставшего Императором - Гаоцзуна. Она удалила со своего пути всех конкуренток, включая главную жену Императора и стала его единственной женщиной. По легенде У Цтзэтянь собственноручно задушила собственную новорожденную дочь, но указала на жену Императора за что последняя, так и не смогшая родить, была наказана и изгнана. Она также избавилась от всех конкурентов среди родственников, топив их в вине и казня иными способами. Она изгнала сына Императора и на протяжении многих лет твердой рукой правила страной, для которой женщина на троне являлась беспрецедентным случаем.

Также известна еще одна наложница, добравшаяся до верхов правления - Цыси. Она была необыкновенно хороша собой и хотя Император долго не обращал на нее внимания, все-таки затащила стареющего правителя к себе в постель и настолько очаровала его пением и танцами, что он остался у нее на несколько дней, тем самым немыслимо подняв ее статус. Она родила единственного сына Тунчжи (и то по легенде это был сын одной из наложниц, которую убили сразу после родов)., а после смерти Императора, устранив всех конкуренток сама взошла на трон.

Цыси славилась своей жестокостью. Однажды она приказала обстрелять из пушек католический собор, в котором находились женщины и дети. Она жестоко расправлялась с всеми, кто был против ее правления. Во время «боксерского восстания» Цыси приказала уничтожать иностранцев, которых она считала угрозой древним китайским традициям. Иностранные державы послали войска, для спасения своих граждан. Императрица бежала. Деньги и власть она потеряла. В стране начался хаос. В преклонном возрасте Цыси увлеклась наркотиками.


Публикуется с любезного разрешения автора

Когда в середине ХIХ века в Китае появилось довольно много иностранцев, то китайцы были весьма удивлены поведением "заморских дьяволов" (так их называли): прямо на улице, например, мужчина, встретив свою добрую знакомую, мог ее обнять, а то и поцеловать. То же заморские дьяволы производили и с особями своего пола. Распутство этих диких варваров не знало пределов! Поцелуев китайцы не практиковали и не понимали. Для них это было чем-то наглым и попирающим общественные приличия. Объятия еще понять можно, если бы они сразу же вели к искомому плотскому соитию. Конечно, странно, прямо тут же на улице, без притираний и благоуханий, без самых разных приспособлений, начиная с рассматривания книжек – пособий по избранным позам ("Тридцать поз Неба и Земли" Дун Сюаня) или хотя бы обмахивания эротическим веером с набором пользительных картинок. Но ведь нет – иностранные варвары, улыбнувшись и помахав друг другу рукой, а не учебным веером, расходились по своим делам. К чему были тогда объятия и эти... поцелуи?

Например, состоятельные люди вокруг дома в саду делали рифленую дорожку, нечто вроде крупной стиральной доски, жена (наложница, "девушка" и пр.) ложилась на дно тележки, муж сверху, вол, отвлекаясь от своих прямых сельскохозяйственных обязанностей, тянул поклажу, и механическая тряска добавляла жару к природным страстям. Или еще лучше: строился обширный кольцевой бассейн, слуги лопастями гнали и гнали волну, а по воле волн плыл челн с теми же неутомимыми китайскими любовниками, раскачиваясь, как при приличном шторме.

Какой-нибудь утонченный господин Ян, великий Ночной Ученый, тем более император только и делали, что ездили по кругу по много часов подряд. От этого происходило головокружение от успехов. Успехом же считалось выиграть "битву полов", схватку Ян и Инь, глубоко вспахать "Цветочное поле", освоить "Драгоценное поместье", взять приступом "Нефритовые ворота", понежиться в "Павильоне удовольствий", оросить "Ночным туманом и Дождем" "Чудесный цветок" (терминология китайских любовных книг тоже с поэтическими названиями вроде "Сборник Весеннего Дворца", "Книга Дракона" или "Радость золотистых лотосов").

Да что там "по кругу". Неутомимый в "Цветочных битвах" император Янди отгрохал себе "Лабиринт". В „Записках о дворце „Лабиринт" ("Милоуцзи") неизвестный автор эпохи Тан называет его эротическим сном, от которого не стоит пробуждаться. Дворец представлял собой лабиринт коридоров и покоев, причем каждая стена была покрыта зеркалами из полированной бронзы. Отражения в этих зеркалах были настолько обманчивыми, что для передвижения по дворцу требовалось скорее осязание, нежели зрение. Обстановка была, можно сказать, без излишеств: бесконечные циновки и кушетки, на которых возлежали прелестницы из императорского гарема, да расположенные через равные промежутки фонтаны с вином вместо воды. Слух услаждала музыка в исполнении групп обнаженных дворцовых девушек, которые при нужде пополняли армию уж возлежащих.

Янди считал посещение дворца „Лабиринт" отменным испытанием потенции дракона-императора. Во дворце его встречали особо доверенные евнухи, которые немедленно освобождали его от одежды и надевали на него шкуру леопарда. Подкрепляясь из чаши, император под оглушительный аккомпанемент гонгов, колоколов, барабанов, пение наложниц и дворцовых девушек, речитативом желавших ему „ваньсуй" („тысячу лет" или „да здравствует!") начинал обход "Лабиринта". Он прежде всего возбуждал в себе „драконовский дух", а возбудив, отсылал евнухов прочь и переходил к "водным процедурам". Создавая и укрепляя миф о своей несокрушимой драконовской силе, император Янди проводил во дворце по полторы недели, одолевал несметное количество "Последних пределов" (дословный перевод с китайского слова "оргазм"), и только потом, мутно поводя очами, появлялся для свершения великих государственных дел, из которых самым великим и было как раз посещение "Лабиринта".

Ибо этим только и можно объяснить фантастическую населенность Китая, которую не могли на продолжительное время сбить периодические династические перевороты, фактически – гражданские войны, уменьшавшие население за 3-4 года иной раз в 8-10 раз! Если в начале нашей эры китайцы по численности составляли одну десятую всего населения, то сейчас уже – одну пятую! А тут еще сексуальные меньшинства всего мира (кроме Китая) лезут со своими правами. Императоры и чиновники Китая тоже не гнушались мальчиками, но так, между делом.

И второе соображение: если император и чиновники всех рангов – каждый в меру своих способностей – хотя бы выполняли предписание Конфуция ("Вплоть до достижения им пятидесяти лет муж должен входить в Павильон Удовольствия своих жен раз в три дня, своих наложниц – раз в пять дней, а прочих девушек, живущих у него в доме, – по своему усмотрению" – "Записки о церемониях"), то когда же заниматься управлением? И где силы взять? Вот и приходилось для стройности и надежности управленческой системы вводить жестокие наказания, дабы одно наказание по действенности равнялось сотне корректирующих приказов.

Написал Конфуций: "…жен, наложниц и прочих девушек, живущих у него в доме." А сколько этих жен, наложниц и прочих? Сие зависело от благосостояния чиновника. Отсюда еще одна особенность: совершенно узаконенная система поборов и взяток. Но здесь нужно было знать меру, ибо каждый нижестоящий чиновник отстегивал вышестоящему, и если он слишком много брал себе, начальнику оставалось меньше. В то время как начальник по чину должен был иметь больше "жен и прочих".

Больше всех имел, разумеется, император. Три главных жены (Центрального, Западного и Восточного дворца – то есть, у каждой из них был свой дворец) сотни наложниц и немерянное число "дворцовых девушек". Порядок во всем этом женском хозяйстве был установлен поразительный. Подбором девушек и управлением огромным гаремом занималась "Палата Особо Важных Дел" – именно так дословно переводится это ответственнейшее китайское учреждение (только в императорском дворце служило 3000 евнухов). В СССР таковым был КГБ, а вот в Китае – Палата особо важных дел. И, судя по названию и функциям, – действительно важнейшее в Поднебесной. Ибо сексуальные удовольствия столь ценились, что стали знаком социального положения. Чем больше наложниц и "девушек, живущих в доме", тем выше ранг владельца и престижнее его положение. Это, в каком-то смысле, имеет место и во всех иных местах.. В России, например, ныне всякий "новый русский" содержит целые сонмища любовниц. И чем он "новее", тем больше.

Связь между количеством гаремных прелестниц и социальным статусом идет, кстати, от наших славных предков – от приматов. Скажем, у горилл и даже бабуинов вожак (альфа-животное) имеет и самый большой гарем. Чем ниже по лестнице доминирования, тем меньше самок. У "омега-животных" и вовсе их нет, и они вынуждены заниматься "однополой любовью" или самоудовлетворением. Так что не совсем прав был Сократ, полагая, что гомосексуализм есть чуть ли не высшая форма любви, ибо присуща только людям.

Но вернемся в Китай. Наложницы делились на пять разрядов. Первый, самый важный – хуан гуй фей (императорская драгоценная любовница), затем, по убывающей, гуй фей (драгоценная любовница), фей (любовница), бинь (конкубина, что можно перевести как "сожительница"), гуй жень (драгоценный человек). Драгоценный человек была низшим рангом наложниц. Далее шли "дворцовые девушки", которые были, как видно, "уважаемыми людьми" (подробности в кн. В.И. Семанов. Из жизни императрицы Цыси. М.1976).

Наложниц приносил в кошме к императору евнух и обнаженными запускал в постель. Сам же евнух сидел под дверью. По прошествию достаточного времени он трижды стучал в дверь и громко вопрошал: "Свершилось ли великое деяние?" Получив утвердительный ответ, он забирал наложницу (или нескольких) и спрашивал, оставить ли "Семя дракона"? Если да, то в специальную книгу учета заносилась запись, что такого -то числа Сын Неба осчастливил такую-то и, если зачатие произошло, оно фиксировалось с точностью до часа. Китайцы ведут отсчет своего дня рождения с момента зачатия, так что все китайцы как бы на 9 месяцев старше европейцев.

Наложниц подбирали по всей стране специальные евнухи из Палаты особо важных дел на чуть ли не общественных смотринах. Главные признаки подбора - хорошо утянутая ступня (искалеченные специальным бинтованием ноги, имеющие вид копытца) и строение вульвы и вагины, регламентированные подробнейшими инструкциями. Детали опускаю, как имеющие отношение скорее к гинекологии. Не надо думать, что император, при всем нашем уважении к его половой силе, мог осчастливить всех. Большинство наложниц так и оставались старыми девами. Но – пусть будут: запас карман не тянет.

Утилитаризм любовных отношений привел к тому, что органы любви считались наиважнейшими. "Мужской пик", он же "Нефритовый стебель", Нефритовый корень", "Нефритовый ствол", "Боевая палица", "Небесное орудие" – вот только некоторые наименования. Для женской прелести, кроме названных, было значительно больше поэтических образов. Там и "Золотая долина", и "Багряная долина", и "Нефритовые ворота", и "Золотистая лощина", и "Цветочный рай"...

Китайцы пребывали в приятном заблуждении, будто вся мужская сила, достоинство и способности заключаются только в размерах "Боевой палицы". Чего они только не придумывали! Невероятные и экзотические снадобья для приема внутрь и притираний; в высшей степени сомнительная "сексуальная гимнастика", заключающаяся в разного рода вытягиваниях и размятиях; наконец, хирургическое вмешательство. В последнем был такой изыск, как отсечение у здорового кобеля (во время случки) его достижения, разрезание его на четыре доли и вживление в рассеченный "нефритовый стебель" соискателя знатного мужского достоинства. То, что погибали при этом собаки, – ладно, но вот как выживал страстотерпец? Это тайна китайца, которую он уносил в могилу. Простым китайцам все эти изыски был не по карману, и они просто во время жары (дабы не усохло) носили в штанах специальные сосуды и вымачивали в них свой "Нефритовый корень" – китайский простонародный "праздник, который всегда с тобой". Ныне российские солдаты-дембели, ничего не зная о китайских первопроходцах, делают надрезы в крайней плоти и закатывают туда пластмассовые шарики иногда чуть ли не от пинг-понга. Так они думают поразить своих избранниц, но поражают только пустым карманом.

При этом так сказать, что общефизической подготовке внимание не уделялось совершенно. Одутловатые, мешкообразные тела с атрофированными мышцами. И если крестьяне за счет каждодневного труда еще были в тонусе, то начальники были совсем анемичны и мужскую доблесть проявляли только в альковных битвах. Не здесь ли причина невероятных поражений в войнах, когда отряд в несколько тысяч (особенно европейцев, как то было в "опиумной войне" или при подавлении "Восстания боксеров") наголову разбивал войско в двести тысяч китайцев?

У женщин местом, заслуживающим пристального внимания, был "один-единственный квадратный дюйм". И еще – ступни ног. Женская красота, например, не включала грудь. Ее обычно утягивали так, чтобы она выглядела плоской. Именно поэтому женское тело не вдохновляло китайских художников. Обнаженное тело почти никогда не становилось сюжетом произведений искусства, если не считать альковных книг, в которых изображались постельные сцены с единственной целью – наглядно продемонстрировать (для учебных целей) половой акт.

Вот что пишет по этому поводу Линь Юйтан в своей книге „Моя страна и мой народ" (1936): "Китайцы не умеют ценить женское тело как таковое. Мы очень мало видим его в произведениях искусства. Китайцам катастрофически не удается изображение человеческого тела, и даже под кистью такого художника, как Цю Шичжоу (эпоха Мин), известного своими картинами с изображением сцен из жизни женщин, верхняя часть обнаженного женского тела оказывается весьма похожей на картофелину. Из числа китайцев, не знакомых с западным искусством, мало кто способен разглядеть красоту женской шеи или спины".

Излюбленная одежда китайских женщин делала их еще менее обольстительными. Грудь китаянки была туго стянута лифом, фигуру ее от шеи до ступней ног скрывал бесформенный халат, а из-за широких рукавов и просторного покроя одежды она просто тонула в массе материала. Видны были только ее лицо, голова и руки, и именно на них были сосредоточены ее усилия в стремлении выглядеть чарующе. В результате лицо ее, напудренное и нарумяненное, походило на маску, а великолепная лакированная прическа была украшена цветами и драгоценностями, гребнями и лентами.

Еще во времена монгольской династии Юань (1280-1368) к главным свойствам женской красоты добавилась ступня. Наряду с повальным увлечением "одним-единственным квадратным дюймом" произошло внезапное открытие сексуальной привлекательности стянутых тугой повязкой ступней ног. Девочкам в пятилетнем возрасте бинтовали ноги так, что ступня не могла расти. Пальцы загибались внутрь, кости плюсны выгибались дугой, и ступня превращалась в "копытце". Годами девочки по ночам плакали от боли, но таков был неукоснительный обычай. Его избегали только грубые крестьянские дети. Копытоподобные ступни получили романтическое название "Золотистых Лилий" или "Золотистых Лотосов", причем идеальными по размеру они считались в том случае, когда длина основания ступни не превышала трех дюймов. Помимо болезненных физических ощущений утягивание ступней сковывало движения, и даже обычная ходьба становилась делом весьма затруднительным. В особых случая китайская красавица совсем не могла ходить, что только лишний раз подчеркивало ее знатность: стало быть, ее следует носить в паланкине. Красочный же даосский словарь терминов из области секса дополнило еще одно наименование полового сношения – „Прогулка между Золотистыми Лилиями".

Согласно народному преданию, обычай калечить ноги возник в ранний период царствования южной династии Тан. Правитель из этой династии был отчаянно влюблен в танцовщицу по имени Лонян. Желая создать для нее сцену, соответствующую ее утонченному дарованию, он соорудил для нее золотой цветок лотоса высотой шесть футов. Чтобы танцевать на его лепестках, Лонян забинтовала себе ступни шелковой лентой и, подобно современным балеринам, стала танцевать на носках.

Укорененность этого диковатого обычая объясняется тем, что, по даосским представлениям, любовь есть битва между ян (мужским началом) и инь (женским). В этой битве должен одолеть ян. Фактическая неподвижность женщины в спальне делала ее совершенно беспомощной. Из-за утянутых ступней женщины оказались еще более привязанными к дому.

В „Дневнике лорда Маккартни", где автор описывает свое пребывание в Пекине в конце XVIII века, он приводит рассказ прикомандированного к британскому посольству китайского мандарина: "Вполне возможно, что причиной появления обычая утягивать ступни была восточная ревность, которая всегда была богата на выдумки, помогавшие привязать женщин к их владетелям; конечно же, прекрасный способ удержать их дома состоит в том, чтобы сделать их передвижение неудобным и болезненным. Должен заметить, однако (не преминул уколоть иностранцев мандарин – В.Л.), что уродование какой-либо части человеческого тела представляется нам, китайцам, менее странным, чем такие иноземные обычаи, как удаление его кусков, например, при обрезании".

Туго утянутые ступни закрывали декоративными гамашами, которые обычно завязывались вокруг щиколоток. Требования скромности в отношении „Золотистых Лилий" были таковы, что во время полового сношения женщина могла позволить снять с себя все, кроме гамаш.

Кроме института наложниц в гамашах, Китаю более, чем какой-либо другой стране Востока, был присущ институт евнухов. Ван У и Чарльз Хьюмана в академической работе "Тайны китайского секса" (М.1996) пишут, что нет полной ясности о том, как евнухи появились на службе у Сына Неба. Первые письменные упоминания о них связаны с Чжоу Гуном, братом первого монарха из династии Чжоу (1050 г. до н.э.), которому было поручено разработать свод законов для Китая.

В то время существовало пять видов любимого китайского наказания – "чего-нибудь отрезать". Одним из них была кастрация. Кастрацию обычно именовали гунсин, или дворцовое наказание, а евнухов - лиогунянь (жертва императорского дворца). Общество того времени было источником достаточного числа преступников, а армия захватывала достаточно вражеских солдат для того, чтобы подвергнуть их гунсин, однако их, тем не менее, не хватало для обеспечения слугами дворцов императорской семьи и аристократии, так что отцам семейств из низших слоев поневоле приходилось расставаться с сыновьями. Эта жертва хорошо вознаграждалась, а начиная примерно с 250 года до н. э., когда евнухов начали широко привлекать для службы в гаремах, спрос на таких мальчиков еще более возрос. Для людей низкого происхождения это был один из немногих путей к вершинам власти. Евнух (старший) был все время при особе императора, знал его интимнейшие желания и особенности. Он был доверенным лицом, потому нет ничего удивительного, что многие евнухи занимали ключевые позиции в государстве. Иногда они становились, фактически, вторыми лицами в Срединной империи.

Чтобы лучше оценить, какова был степень "императорской жертвы", лучше всего привести описание, составленное Картером Стентом, авторитетным специалистом по жизни китайского императорского двора, опубликованное в „Журнале Королевского Азиатского общества" в 1877 году: "Операцию эту выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем те части тела, которые предстоит оперировать, трижды промывают горячей перечной водой; будущий евнух при этом полулежит. После того, как эти части тела достаточно хорошо промоют, их отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, по форме напоминающим серп. По завершении кастратции рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Перевязав рану, пациента, поддерживаемого двумя „операторами", заставляют ходить по комнате два-три часа, после чего ему позволяют лечь. Пациенту не разрешается ничего пить в течение трех суток, и все это время он нередко испытывает страшные мучения, причем не только из-за жажды, но и из-за сильной боли и невозможности облегчиться на протяжении всего периода. По прошествии трех суток повязку снимают, и страдалец может, наконец, облегчиться. Если у него это получается, это означает, что пациент вне опасности, с чем его и поздравляют. Если же, однако, бедняга не в состоянии помочиться, он обречен на мучительную смерть, ибо нужные проходы распухли и ничто уже не может спасти его".

Существовало три вида кастрации: полная утрата половых органов, удаление только пениса и удаление яичек. В случае полной утраты после заживления раны в оставшееся отверстие вставлялась металлическая, бамбуковая или соломенная трубка для облегчения мочеиспускания. Такая трубка была необходима и во втором случае, когда у евнухов сохранялись яички, поскольку же они нередко испытывали сексуальное желание, через трубку происходил и отток семенной жидкости. В позднейшие времена, когда появились каучуковые сексуальные приспособления, семенная жидкость выводилась через искусственный пенис – приспособление, которое помогало евнухам, вступившим в брак, вести подобие интимной жизни.

В третий разряд кастратов-мужчин, у которых удаляли только яички, (отрезанием, прижиганием или перетягиванием), входили те, кому эту операцию делали в качестве наказания, а также военнопленные.

Как ни покажется странным, но евнухи имели свои семьи – усыновляли, брали себе жен и наложниц. С помощью искусственных органов они вполне ловко имитировали любовь. Назывался этот искусственный заменитель, своего рода "хреновина с морковину", "дилдо". Некоторые евнухи (при императрицах) шли значительно дальше. Скажем, любимый евнух императрицы Цыси (1835-1908) Ли Ляньин привязывал к своему телу безымянного героя-новобранца и услаждал ненасытную Цыси. При этом считалось, что обладателем невероятных достоинств является сам евнух Ли. Да так и было, ибо за дверью стоял в очереди еще десяток живых неразличимых дилдо, которых Ли менял подобно лошадям на ямных станциях.

Любовь в Китае может проиллюстрировать сцена, взятая мною из отличного исторического романа Алана Саваджа "Последний знаменный" (М.,1995) – о судьбе семьи Баррингтонов, основавших еще в ХYIII веке в Китае торговый дом. Роман поражает тонким знанием китайских реалий. Все имена в нем подлинные (написан по дневникам нескольких поколений Баррингтонов).

Дело происходит в конце ХIХ века. В Китай прибывает из Англии младший Баррингтон, 16-летний Роберт. Императрица Цыси дает ему аудиенцию. Евнухи его полностью раздевают и вводят в опочивальню императрицы. Цыси принимает юного Роберта совершенно обнаженной, сидя на огромной кровати.

Опускаю предшествующие разговоры.

"Она выпрямилась, вытянула ноги и прилегла на подушку. Так она и лежала: половина тела на подушке, ноги скрещены, подбородок на ладони.

– Вдова ищет утешения. Но как его найти в мире, где все мужчины думают только о похвальбе своими успехами у женщин.

Роберт коснулся коленями кровати и медленно опустился на нее. Теперь он стоял на коленях, возвышаясь над императрицей. Ее близость, тонкий аромат духов, природная красота наконец начали оказывать на него должное воздействие.

– Только дети похваляются, ваше величество.

– А вы и есть самый молодой мужчина, когда-либо входивший в эту комнату, не считая моего сына.

Роберт глубоко вдохнул воздух:

– Я здесь по вашему вызову, ваше величество. Вам остается только верить мне или снести голову, – говоря это, он протянул руку и погладил ее плечо. Затем отодвинул волосы и, скользнув рукой по груди, коснулся соска, который сразу напрягся. Прикосновение к телу Цыси вызвало у Роберта полную эрекцию, и он готов был овладеть императрицей.

– Мужчина добивается успеха, сочетая смелость с осторожностью, агрессивность со смирением, когда оно от него требуется. Но главное – это осознание своей цели, – так советовал Чжан Цзинь. И Роберт мог только молить Бога, чтобы евнух оказался прав.

– Вы знаете китайскую Книгу любви? – спросила Цыси.

– Да, ваше величество.

Императрица подняла руку и нежно взяла его за плоть.

– Ваш отец так и не узнал вершины любовных чувств со мной. Мы оба хотели этого, но случай так и не представился. Но однажды он коснулся меня так, как никогда до этого никто не касался. Такого прикосновения нет в Книге любви, – Цыси взглянула на него. Ее губы были приоткрыты, и Роберт понял, чего она хочет. Он наклонился и поцеловал ее с такой пылкой страстью, какой сам от себя не ожидал. Эта женщина годилась ему и матери. По китайским меркам, когда тринадцать лет считается подходящим возрастом для замужества, она могла быть даже его бабушкой! Тем не менее он никогда не чувствовал такого сильного влечения.

Цыси была поражена его страстью. Она откинулась назад, а он опустился на нее. Императрица позволила целовать себя несколько секунд и затем похлопала его по плечу. Роберт тут же скатился с нее, встал на колени, пытаясь понять, не обидел ли чем императрицу.

Она улыбнулась:

– Я вспомнила, как еще совсем девочкой меня вызвали в постель к моему господину императору Сянь Фэну. Я была точно такой же нетерпеливой, как и ты, и точно так же боялась обидеть неопытностью. Ты знаешь, Роберт, я поцеловала императора. Он был удивлен. Но ему понравилось. А через девять месяцев я родила императора Тунчжи, и моя судьба решилась.

Ее пальцы вновь искали его плоть.

– Да, я распутная девочка, и мне хочется поиграть на флейте (китайское название орального секса - В.Л.). Роберт лег на спину, хотя ему слабо верилось, что императрица Китая кого-то захочет ласкать именно так, тем более шестнадцатилетнего юношу. Ее ласки были изысканными, прикосновения губ Цыси приводили юношу в трепет.

– Не разочаровывай меня, Роберт, – мягко сказала она, поняв, что он не сможет больше сдерживаться. Она встала на колени и уселась на него верхом. Держа в руках ее груди, Роберт любовался, как Цыси с тихим стоном наслаждения поднимается и спускается телом на его плоть, а ее волосы колышутся в такт движениям. Наконец она опустилась ему на грудь.

– Ты будешь любить меня всегда, молодой Баррингтон? – услышал Роберт шепот у своего уха. Юноша чувствовал себя опустошенным после трех часов любовных игр, во время которых он дважды испытывал оргазм, а императрица – по меньшей мере четырежды.

– Слушайся капитана Ланга, помогай ему обучать моих моряков. Со временем ты будешь командовать ими. Запомни это. Предашь меня – я отрублю твою голову".

Насчет отрублю – точно. Никто, выходя из покоев Цыси , не знал, что его ждет – награда или усекновение какой-нибудь части тела, включая не нужную для любовных. дел голову.

Что же касается любовных утех, то их молодой Роберт познал еще немало. И, в частности, он был приятно удивлен такой гостеприимностью хозяев, когда ему, как почетному гостю, в чан для омовения запускали юных (13-14 лет) прелестниц, купание с которыми совмещалось с большим восторгом (описано мастерски). В соседних чанах на лужайках развились пригласивший его полководец Жунлу и его другие гости…"

Роман "Последний знаменный", конечно, не об этом. Он охватывает важнейший период Китая – войну с Японией, затем восстание ихэтуаней, отношение Китая и Англии. А китайские девочки – это так, на десерт. Таковы были обычаи.

Не будем изумляться. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

P.S. 20 декабря 1996 года в Пекине в возрасте 94 лет покинул нас последний императорский евнух Сунь Яотин (при последнем императоре Пу И). Коммунисты использовали его знание придворного этикета для работы в администрации храмов, принимающих туристов. Перед кончиной он очень сожалел о крахе императорской системы и говорил что нет жизни счастливее, чем жизнь придворного евнуха. Мир паху его. (Здесь нет опечатки).

В спальне флейтистками

Ты, господин, окружен.

Много в гареме

Прекрасных наложниц и жен.

Ван Ли(1032-1059)

Майская ночь 1688г. накрыла собой Пурпурный Запретный город. Затихала жизнь и во дворце Янсиньдянь - личных покоях императора Сюанье. Евнухи переодели богдохана ко сну, раскрыли широкую постель, раздвинули полог и приглушили свет в большом напольном шестигранном фонаре. Поклонившись владыке в пояс и пятясь задом, они исчезли за дверью. Монарх остался один, но сон не шел к нему. Что-то мешало. Что-то еще раньше засело в мозгу, но что, Сюанье не мог вспомнить. Сегодня весь день он то диктовал, то правил, то обсуждал с сановниками наказ послам. Те отправлялись на переговоры с русскими на Амуре - реке Черного дракона. С 1652 г. здесь с перерывами шли военные действия. Вспомнил! Днем в списке посольства он наткнулся на фамилию чиновника-маньчжура Аюси! Знакомая фамилия! Но где же он ее встречал? Сюанье машинально повернул голову к маленькому столику в углу спальни. Там в большом «драконовом» ларце, разделенном на секции, рядами стояли нефритовые жетоны-таблички с фамилиями и именами его наложниц. Ну конечно же! Именно здесь, на одной из табличек выгравирована фамилия Аюси! Это дочь того чиновника из Палаты по делам стран-данников (Лифаньюань). Богдохан нашел ее жетон. Вот она, Аюси! Родом из «Синего знамени». «Драгоценный человек» (гуйжэнь), т.е. имеет пятый, низший ранг наложницы. Сюанье не «осчастливил» ее, даже ни разу не видал после «дворцовых смотрин». Интересно, какова она на любовном ложе? Богдохан ударил в настольный гонг и молча протянул табличку вошедшему евнуху. Тот с поклоном исчез за дверью. Значит, скоро эта наложница будет здесь! Сюанье усмехнулся: он до мелочей знал, что сейчас произойдет за стенами его спальни. Вот его «ближний» евнух вручает «драгоценную бирку» главному управляющему Палаты важных дел, а тот передает ее своему подчиненному - силачу евнуху.

Далее все шло по строго заведенному порядку. Порученец находил нужную женщину и показывал ей табличку со словами: «Приказ такой-то наложнице!» Та опускалась на колени и с поклоном принимала знак монаршего благоволения. Служанки уводили ее в спальню, раздевали донага и умащивали благовониями. Она так и оставалась стоять раздетой, дабы ей не удалось прихватить с собой кинжал или нож: одного из императоров пытались убить руками наложницы. Затем приглашали в спальню евнуха-посланца. Тот закутывал красавицу в особое покрывало из пуха цапли - птицы, которая умела ловить змей и потому символизировала защиту от всякого коварства. После чего здоровенный евнух сажал наложницу к себе на плечи и нес во дворец, где Сын Неба уже ждал ее в своей опочивальне. Евнух снимал с женщины накидку и удалялся, а она сразу же проскальзывала под одеяло к Августейшему господину. Пока эта парочка предавалась наслаждениям, главный управляющий Палаты важных дел и евнух находились в соседнем помещении.

По правилам цинского двора Сын Неба не мог оставить у себя наложницу надолго, а тем более до утра. Когда истекал положенный срок, главный управляющий громко произносил: «Время пришло!» Если богдохан не отзывался, напоминание повторялось во второй, а чуть позже и в третий раз. Тогда монарх уже непременно должен был откликнуться. Двое ожидавших входили в спальню. Главный управляющий с особой регистрационной книгой в руках становился на колени и почтительнейше спрашивал у Сына Неба: «Оставить или нет?» Речь шла о драгоценном «драконовом семени». Услышав повеление «Оставить», чиновник делал в регистрационной книге запись: «В такой-то месяц, такого-то числа, в такой-то час император осчастливил такую-то наложницу». Эта запись служила оправданием в случае ее беременности, доказательством высочайшего происхождения ребенка. Если Сын Неба был недоволен или находился в дурном расположении духа, следовал приказ: «Не оставлять!» После чего на живот одалиски нажимали особым образом, и все «драконово семя» выходило наружу. Эти правила крайне строго соблюдались в зимних дворцах Запретного города. Что же касается летних резиденций, то там богдохан мог себе позволить нарушить предписания, установленные на заре династии Цин.

Если наложниц приносили в спальню императора, то к своей жене он приходил сам и на время, которое ничем не ограничивалось. тем не менее каждое такое посещение фиксировалось в особой книге учета. По выходе богдохана из опочивальни коленопреклоненный евнух-чиновник почтительно ждал ответа о том, состоялось соитие или нет. Если нет, то Августейший господин бросал небрежно: «Уходи!», и соответствующая графа в книге оставалась пустой. В случае утвердительного ответа или кивка Сына Неба здесь появлялась запись: «Такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года в такой-то час государь осчастливил императрицу». Если же богдохан проходил молча, главный управляющий, стоя на коленях, смиренно осведомлялся, что ему следует записать.

Как мы видим, Владыка Поднебесной и правитель Цинской империи, перед которым все трепетали, сам оказывался пленником жесткого этикета. Всяческие условия определяли и сферу любовных развлечений Сына Неба. В самом начале возникновения маньчжурской династии ханы Нурхаци и Абахай установили для будущих властителей правила «ограничения разврата». Более того, «регулировать» услады Сына Неба была призвана Палата важных дел, штат Которой набирался исключительно из евнухов высшей категории. Именно поэтому они имели свободный доступ и в гарем, и в комбаты, смежные со спальней Сына Неба, и в покои рядом с опочивальней императрицы.

Если в Европе у монарха была только одна жена (королева, царица, императрица), то в Китае их могло быть две или три - одна «главная» и две «второстепенные». Апартаменты в «средней» части Запретного города считались наиболее престижными. Поэтому главная» проживала в «центре» дворцового комплекса и именовалась «императрицей Среднего дворца» (Чжунгун) и «Матерью Государства» (Гому). В «восточном квартале» обитала вторая жена богдохана - «императрица Восточного чертога» (Дунгун). И наконец, третья супруга, или «государыня Западного дворца» (Сигун), занижала покои в западной, наименее значимой части Запретного города. Вместе со вдовствующей императрицей в дворцовом квартале Пекина временами находились сразу четыре государыни. Иногда мать богдохана жила за пределами Запретного города - в одной из летних загородных резиденций. Для невесты Сына Неба возводили особые чертоги, где она вместе со всей своей семьей ждала свадебной церемонии.

По установлениям династии Цин молодая императрица должна была подарить наследника престола в течение пяти лет. Если она Сказывалась бездетной, Сын Неба заводил себе вторую жену. Но->ую государыню избирали из наложниц первого или второго ранга, который часто давался тем, кто уже родил императору сына. Тем не Яенее вторая супруга должна была во всем уступать первой, остававшейся главной женой богдохана. После смерти Десятитысячелетнего Господина его жены не имели права вновь выходить замуж или возвращаться в родную семью. Поскольку в цинском Китае желтый цвет означал принадлежность человека или вещи к семье или дворцу богдохана, то императрицы носили светло-желтые, а наложницы - темно-желтые одеяния.

Как же создавался гарем богдохана? Юный Сын Неба мог набрать себе наложниц только по достижении совершеннолетия, т.е. в семнадцать-восемнадцать лет, и лишь по истечении положенного срока траура по усопшему императору. Причем пользоваться гаремом своего покойного отца он права не имел.

Но вот формальности соблюдены, и объявлялись «дворцовые смотрины», куда следовало прибыть всем «красивым девушкам из знатных маньчжурских семей». И вот здесь начинались трудности. Во-первых, маньчжурские девушки не отличались прелестью черт, стройностью и образованностью, проигрывая по всем этим статьям китаянкам, особенно «южным феям» - красавицам из Сучжоу и Ханчжоу. А во-вторых, маньчжуры неохотно отдавали своих дочерей в императорский гарем.

Завоеватели Китая вообще крайне бережно относились к своим женщинам - основе генофонда малой народности. В отличие от китаянок, им запрещалось калечить себя бинтованием ног. Девочкам дозволяли сидеть в присутствии старших и даже занимать среди них почетное место. В маньчжурских семьях не действовало китайское правило, возбранявшее встречаться мальчикам и девочкам старше семи лет. Отцы и деды очень любили своих дочерей и внучек, а потому частенько баловали их. Узницам же дворца жилось несладко. Для многих из них, воспитанных в счастливых и заботливых семьях, пребывание в императорском гареме становилось настоящей пыткой. А поскольку наложницы не всегда разделяли ложе государя, им вообще нередко грозила участь старых дев. Так зачем же губить их молодость и будущее заключением в красивой, но безрадостной клетке? Вот почему одни родители старались избежать регистрации своих дочерей в «смотровых реестрах», а другие - сделать их неприглядными. Таких девушек приводили во дворец неумытыми, нечесаными, в грязных одеждах. Пускались и на всевозможные иные уловки - симулировали болезнь, заикание и хромоту. Лишь бы не включили в списки любимое чадо! Лишь бы оставили в покое! Однако чиновники Дворцового управления имели на сей счет опыт, и провести их было трудно. Бывало, что девушек прятали от рыскавших по городу евнухов или спешно выдавали замуж.

Отбор наложниц в императорский гарем проходил в несколько этапов и представлял собой сложную процедуру. Кандидатками становились все дочери чиновников-маньчжуров четырех первых, т.е. высших, рангов из девяти. В расчет принимались только девушки от четырнадцати до двадцати лет. Дворцовым управлением сосоставлялись максимально полные списки, а маньчжурские князья и сановники производили по ним строгий отбор. В новые списки попадали только те девушки, чьи восемь иероглифов, обозначающих дату рождения, сулили благоприятное будущее. Эти «счастливицы» переходили под опекуi Дворцового управления. Здесь их обучали необходимым церемониям и манерам, и через полгода они являлись на «дворцовые смотрины»: девушки из богатых семей - в собственной парадной одежде, нуждающиеся - в выданных им дорогих платьях.

Утром в назначенный день красавицы собирались в Запретном городе, у ворот Дворца Земного Спокойствия, где в одном из залов и проходили «смотрины». В одних случаях государь живо участвовал в этой процедуре, в других - все отдавал на усмотрение своей матери, оставаясь лишь молчаливым свидетелем происходящего. Выглядело все это так: мимо восседавших на тронах богдохана и вдовствующей императрицы в установленном порядке медленно двигались «конкурсантки». По окончании шествия они выстраивались в ряд, а повелители, посовещавшись, выносили свой приговор. Победительницам через евнухов вручали изогнутые нефритовые жезлы с головкой, напоминающей древесный гриб или облако. Первый жезл подносили той, кого наметили в жены богдохана. Она нарекалась императрицей. Остальные обладательницы жезлов становились наложницами Сына Неба. Их разделяли на пять категорий, в соответствии с чем присуждали один из пяти гаремных рангов. «Счастливицы» совершали перед тронами «три коленопреклонения, девять земных поклонов». Тем, кому не повезло, от имени вдовствующей императрицы дарили шелковые одежды.

После церемонии отобранных красавиц распускали на два месяца по домам. Им предстояло попрощаться напоследок с родными, а заодно обзавестись одеждой, достойной императорских наложниц. В По истечении срока носильщики доставляли к воротам дома желтый паланкин, который сопровождали чиновники Дворцового управления, евнухи, придворные, служанки и взвод конных гвардейцев «Желтого знамени». И вот наступало тяжелое испытание: расставание с семьей. Тут начинались слезы, объятия, мольбы. Евнухи усаживали «любимицу фортуны» в паланкин, и кортеж торжественно следовал в Запретный город. Чаще всего красавица попадала туда навечно.

Так в гарем богдохана поступала первая партия одалисок - иногда до тридцати человек. Через три года - еще одна, потом еще... Время шло, и сераль разрастался до максимально «допустимых» размеров, т.е. до 280 невольниц. Девушки из богатых или состоятельных семей первое время жестоко мучились во дворце. Вкусная еда и дорогая одежда были им привычны с детства, но после веселых и радостных дней, проведенных в кругу многочисленных братьев и сестер, придворный быт казался невероятно тоскливым. Некоторые плакали с утра до вечера. Той же, кто победнее, красивые наряды, богатые покои, изысканные блюда, сладости, фрукты, цветы, украшения и услуги «собственной челяди» на первых порах заглушали тоску по родному дому.

Одалиски государя делились на пять рангов. Выше всех стояли «императорские драгоценные наложницы» (хуан гуйфэй). Затем шли «драгоценные наложницы» (гуйфэй), просто наложницы (фэй) и кон-кубины (бинь). Пятый - самый низший ранг именовался «драгоценный человек» (гуйжэнь). Ниже наложниц находились фрейлины (дайн, чанцзай), а основание гаремной пирамиды составляли многочисленные прислужницы - шинюй. Китаянка выше уровня служанки подняться не могла.

Зная повадки обитательниц гарема, императоры издавна селили своих супруг и наложниц отдельно друг от друга. У каждой императрицы, как уже говорилось, имелся свой дворец в Запретном городе. Это был обособленный квартал с павильонами, жилыми помещениями, садами, гротами, беседками, цветниками и прудами. По «дворцу в миниатюре» старались предоставить и всем наложницам. Каждый из таких «мирков» окружала стена с воротами, а сам он носил особое поэтическое название - «Здесь всегда весна», «Тень платанов», «Парк радости и света» и т.д.

Удел наложницы, естественно, состоял в ожидании вызова к Сыну Неба. А до него или в промежутках между «свиданиями» узницы гарема могли наслаждаться бездельем, нарядами, развлечениями, яствами, чтением, упражнениями в каллиграфии и поэзией. Словом, жили они в обстановке полного изобилия. Тем не менее Дворцовое управление ежемесячно выдавало каждой из них определенную сумму, размер которой зависел от ранга красавицы и благоволения к ней Августейшего господина. Так, наложнице второго ранга (гуйфэй) ежегодно платили около 150лянов (примерно 400 американских долларов) - по тем временам сумму весьма значительную. Считалось, что это серебро дается одалискам на удовлетворение их прихотей, чудачеств и капризов. На самом же деле деньги шли в основном на оплату ценнейшего в условиях гарема товара, а именно секретных сведений и тайных услуг.

Дело в том, что не только гарем, но и весь дворцовый комплекс являл собой арену всевозможных интриг, доносов и слухов. Это был мир козней, наговоров, сплетен, провокаций и взаимного подсиживания. Здесь кипели низменные страсти. Здесь правили бал зависть, тщеславие, месть, обиды и злоба. Императрицы и наложницы видели в своих товарках прежде всего соперниц, каждая из которых считала другую по меньшей мере «лисой-оборотнем», а по-нашему, ведьмой. Для борьбы с ними требовалась соответствующая информация. А вот ее-то и не хватало! Новости и сплетни поставляли те, кто мог свободно передвигаться между всеми этими «Парками радости и света», т.е. евнухи, служанки и фрейлины. Именно они способны были выполнить и деликатное, а то и просто «уголовно наказуемое» поручение своей госпожи. А ведь каждая наложница имела целый штат служанок и евнухов, численность которых резко возрастала, если она попадала в особо привилегированное положение. И за все «особые» услуги красавица расплачивалась не только казенным серебром и подарками, но и покровительством, поблажками и повышением своих клевретов по службе. При маньчжурах наложницам было строжайше запрещено вмешиваться в государственные дела. Им не разрешалось оказывать протекцию сановникам и чиновникам, докучая императору просьбами такого рода. Делалось все, чтобы гарем не стал ареной политических интриг.

Итак, богдохан был буквально окружен морем молодых и хорошеньких девушек. Но если маньчжурки-одалиски особой привлекательностью не отличались, то от красивых, стройных, изящных и обворожительных китаянок трудно было отвести взор. Как писал во II в. до н.э. Сыма Сянжу:

О, несравненная красота

изысканных дев дворца!..

В них обаяние, сладость в них!

Пудра нравится и сурьма -

черных бровей черта...

Строен, и статен, и тонок стан, -

Так миловидны черты лица,

грация так проста!

(Перевод А.Адалис)

Бывало так. Лето. Императора несут в паланкине или портшезе по парку. Он видит красивую фрейлину или служанку и хочет ее «осчастливить». По данному знаку носильщики и евнухи молча удаляются, дабы не мешать Августейшему господину. Тот на время уединяется со своей избранницей и, получив ее любовь, вновь призывает свиту и продолжает прогулку. Если девушка понравилась, ее могли доставить в спальню государя. Случалось, такие вызовы повторялись. В этих условиях богдохан просто не успевал «осчастливить» всех своих одалисок, но даже в этом случае они были обязаны сохранять девственность.

Разная судьба ожидала императорских наложниц. Одни оставались узницами Запретного города вплоть до самой смерти. Других выгоняли из дворца - за бездетность, за строптивый нрав, за утрату молодости и красоты. Иная одалиска, так и не удостоившись вызова в спальню Сына Неба, всеми забытая, тихо доживала свой век в одном из глухих уголков Запретного города. Для некоторых пребывание в императорском гареме становилось невыносимым, и они накладывали на себя руки. Но если императрица или наложница решалась принять яд, по цинским законам смертная казнь ожидала всю ее родню. Зная это, несчастной оставалось лишь уморить себя голодом. Иногда богдохан или его жены расправлялись с неугодными так: бунтаркам или тихим жертвам интриг «даровалось» право броситься в колодец или проглотить присланную «сверху» тончайшую золотую пластинку, перекрывавшую дыхание.

Нелегка была порой участь и дворцовых прислужниц, в основном молоденьких и прелестных китаянок, которых специально присылали из Сучжоу и Ханчжоу, издавна славившихся своими красавицами - стройными, яркими и манящими. Тем не менее во дворце сохранялось определенное количество старых служанок - опытных, надежных и преданных своим госпожам. Всего при гареме императора состояло около двух тысяч прислужниц, готовых исполнить любое желание Десятитысячелетнего Господина. Одни становились горничными, камеристками, посыльными императрицы и наложниц. Другие выполняли разную работу: выращивали шелковичных червей, окрашивали шелк, шили одежду, обувь и головные уборы, изготовляли духи и различную косметику, убирали жилые покои и отбивали ударами в гонг двухчасовые стражи.

Те, кто не попадал в число наперсниц, любимиц, приближенных и доверенных лиц своих хозяек, оказывались, по сути, под властью евнухов. Иные скопцы не теряли влечения к женщинам, которое зачастую принимало болезненные, извращенные формы. Такие кастраты преследовали девушек, валили их наземь, терлись о них, кусали и царапали. А порой, вымещая на беззащитных жертвах обиду за свою физическую неполноценность, били их, ранили ножами, хлестали плетками. Оставшиеся после этого на теле шрамы вызывали у несчастных особую горечь - то была печать позора. Когда такие служанки теряли юность и свежесть, их увольняли и отпускали домой. Но здесь, «на воле», в шрамы тыкали пальцами, а потенциальные женихи отворачивались от девушек. Кто же возьмет себе в жены «сорванный цветок», тем более со шрамом? Судьба этих злополучных существ оттеняла обратную, неприглядную сторону придворной жизни, ее изнанку. За парадным фасадом скрывались невидимые миру слезы и тоска, оскорбления и побои, произвол и насилие, человеческие трагедии и самоубийства. Однако подданные Цинской империи и послы «даннических» стран должны были зреть лишь могущество и роскошь, величие и высокую мораль Августейшего господина - владыки Поднебесной и верховного правителя всего мира:

Прически, и нарядные уборы,

И камни драгоценные в косе,

И золотые на шелках узоры,

И состязанье в блеске и красе.

Ли Цинчжао {1081-1145)

(Перевод М.Басманова)

Испокон веков, гаремы были популярными не только лишь в восточных государствах. В Поднебесной собственные традиции многоженства имели место на протяжении всей долгой истории существования этого государства. Разумеется, что гаремы являлись прерогативой лишь богатых и знатных вельмож – гаремы, которые являлись рекордно масштабными и порою насчитывали до нескольких сотен молодых наложниц.

Однако, неофициальные гаремы были распространены даже у нищих, как церковные крысы, временных рабочих. Без единого гроша в кармане, оборванные, испачканные, прибывая в другой город, они первым долгом находили себе походную женщину, которая обязательно кормила, обхаживала и обстирывала своего нового сурового господина. Несмотря на все, встречный муж не то, что юаней не оставлял, так ещё и свой супружеский долг выполнял раз на год по расписанию.

В принципе, в средневековый период, в Китае гаремы являлись обычным делом. Никто не замечал в этом абсолютно ничего необычного, да и сами наложницы тоже. Устроить юную девочку в гарем богатого человека или вельможи считалось мечтой практически всех бедных родителей. Таким образом, ей гарантировалось пропитание, одеяния, а порою и сама жизнь.

Несмотря ни на что, и здесь появлялись трудности. Что уж говорить о других, если многочисленные наложницы самого императора время от времени жили впроголодь. В гареме существовала внутренняя иерархия. Поэтому, те наложницы, которые не пребывали в начале «сексуальной цепочки», получали пищи столько, чтобы они просто не протянули ноги от голода. Те же девушки, которым в рацион питания включалось полкурицы либо кусок говядины на весь месяц, безоговорочно считались наибольшими счастливицами. Зачастую, бедные наложницы обходились только самыми овощами. Таким образом, проблема лишнего веса пропадала у них раз и навсегда. Как, пожалуй, и чрезмерная продолжительность жизни…

Какие-нибудь, наименьшие права, появлялись у старших жен и наложниц в китайском гареме, лишь, когда они рожали ребенка – конечно же, мальчика, судьба детей женского пола никого не тревожила. Бывало, что до некоторых девушек очередь никогда и не доходила, собственного царственного мужа они наблюдали лишь издалека. Когда девушка, отчаявшись, осмеливалась изменить, ее приговаривали к смертной казни. К тому же, для казни порою хватало и простого подозрения в подобном деянии.

До наших времен дошло огромное количество тревожных историй о наложницах и простых женах императоров и местных князей, которые заканчивали жизнь самоубийством из-за трудной жизни. Как правило, они вешались либо прыгали в полные колодцы - в каждом большом поместье данные колодцы имеются и по сегодняшний день.

Встречались, конечно, ситуации, в которых обычные наложницы благодаря собственному уму, проворности, изворотливости и настойчивости характера приходили к самой вершине власти. Самый яркий образец – известная императрица Цыси. Но все же, Цыси - только исключение. Обычно судьба женщин гарема старого Китая была совершенно незавидна.

А еще далеко не все девушки попадали хотя бы в гаремы.