Задачи        27.12.2021   

Социальный контроль. Культурные универсалии Социологи подчеркивают что социальный контроль может

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Часть 1

Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего

к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. горизонтальная

2. вертикальная

1-А,В,Д 2-Б,Г

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.

2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.

3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.

4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.

5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и

(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных(Г), которые регулируют деятельность людей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и(Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или(Е)».


Cписок те рминов:

1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус

Часть 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

1) смысл понятия, например: малая группа - устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;

2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие аген­ты социализации:

1) семья: (В семье Лена усво­и­ла ос­нов­ные пра­ви­ла веж­ли­во­го обращения.)

2) школа: (Учащиеся 2 класса, при­ни­мая уча­стие в школь­ных пат­ри­о­ти­че­ских праздниках, на­учи­лись ува­жать ге­ро­и­че­ское прошлое своей страны.)

3) средства мас­со­вой информации. (Чтение ста­тей на общественно- по­ли­ти­че­скую те­ма­ти­ку по­мог­ло Насте сфор­ми­ро­вать свою осо­знан­ную граж­дан­скую позицию.)

Большинство россиян вполне либеральны во всем, что касается их личного жизненного успеха. Но они довольно консервативны, когда речь заходит о роли государства во внутренней и внешней политике. Такие настроения выявили ученые Института социологии РАН, которые представят сегодня доклад "Гражданский активизм: новые субъекты общественно-политической деятельности". Независимо от ценностных ориентаций россиян их гражданская активность в обществе качественно меняется, требуя от власти встречных шагов к диалогу.


Демократическими институтами "недовольна значительная часть населения не только в России, но и во многих развитых странах", пояснил "Ъ" один из авторов доклада, руководитель Центра комплексных социальных исследований Владимир Петухов. Но "тотального разочарования ни в российской, весьма несовершенной версии демократии, ни тем более в демократических ценностях у сограждан нет", утверждает он.

Есть разочарование в действующих партиях, а также в "одних и тех же" политических лидерах, несменяемых по 20 с лишним лет. Есть недоверие к институтам власти, в неэффективности которых каждый мог убедиться на собственном опыте. В силу этого в стране нарастает гражданская активность, убедились социологи (исследование проводилось в марте 2014 года при поддержке Института социально-экономических и политических исследований).

Социологи не нашли веских подтверждений стереотипу о том, что "российское общество, пережившее посттоталитарную травму, апатично, инертно, патерналистски ориентировано". По их опросам, 37% россиян нацелены "на инициативность, умение добиваться успеха, чувство собственного достоинства, рациональность, готовность к сотрудничеству, стремление к переменам". Устойчивость, "стабильность, воспроизводство себя в неизменной форме и негативное отношение к переменам" свойственно для 29% граждан.

Правда, либеральных ценностей "индивидуализма, нонконформизма, предприимчивости" россияне придерживаются "в достижении собственных жизненных целей". В оценке же роли государства внутри страны и за рубежом либералы составляют 8%, а государственники-державники — 56%. По мнению социологов, очевиден "запрос на "сильную руку" и развитие собственной государственности в противовес ориентации на союз со странами Запада". Но это не означает запроса на "закручивание гаек". Державники уверены, что "сильное государство" должно обеспечить "равенство всех граждан перед законом и обязательные для всех "правила игры"".

Типичный активный россиянин, как выявили социологи,— это человек в возрасте до 30 лет, имеющий высшее образование и проживающий в крупном областном или краевом центре, относящий себя к средним слоям общества и достаточно часто (не менее раза в неделю) использующий социальные сети. Типичный инертный россиянин — житель райцентра в возрасте старше 60 лет, имеющий среднее специальное образование и вышедший на пенсию, относящий себя к низшим слоям общества и не использующий социальные сети. Это различие "отчетливо выражает" скрытый "конфликт "советских" и "несоветских" поколений". Социологам еще предстоит выяснить, какое из поколений более чувствительно, например, к "закручиванию гаек".

Однако, невзирая на разность "поколений" и ценностных ориентиров, активность в обществе нарастает. При этом, "неполитический и политический активизм не противопоставлены, а, напротив, дополняют друг друга". Подавляющее большинство опрошенных (79-81%), "участвующих в деятельности неполитических общественных организаций, в той или иной форме включены и в политическую жизнь страны". В марте 57% опрошенных заявляли, что в той или иной степени причастны к политическому действию. Из них 12% уже предпочли "деятельные формы участия" — от интернет-сообществ политических единомышленников до членства в партиях. Еще 45% проявляют интерес к политике, но не выходят за рамки эпизодической и преимущественно "парадной" включенности (обсуждают политику в своем кругу и целенаправленно ходят на выборы).

В этих условиях крайне важен диалог "государственных институтов и граждан". Последние активны и порой решительны в защите интересов своего дома, своего двора. Но диалог с органами местного самоуправления складывается обычно после акций протеста. Что до политики, то, по мнению социологов, на фоне общего разочарования действующими партиями "объективно назревает некоторая "департизация" политической жизни". Итогом могут стать своеобразные "общественно-партийные холдинги" или "партии одного требования". Это могло бы "снизить остроту идейного и мировоззренческого противостояния" в обществе за счет "существенного расширения общественно-политической повестки дня".

Важно только, чтобы власть и граждане одинаково воспринимали термин "диалог". "Это не разговоры о "наболевшем" с кем-нибудь из начальства",— пояснил "Ъ" Владимир Петухов. По его словам, для гражданских активистов "диалог означает возможность оказывать давление на власть, чтобы добиваться от нее решения назревших проблем". Социологи не исключают нарастания протестной активности, невзирая на нынешний ее спад. Причем в ходе опросов выяснилось, что "конформизм и долготерпение российской глубинки сильно преувеличены".

"Уже сегодня готовность протестовать в защиту экономических и социальных прав граждан чаще высказывают жители сельских поселений (40%) и поселков городского типа (45%)", тогда как среди жителей мегаполисов, где преобладает "ядерный" протестный электорат, готовы к этому лишь 26%. Но у жителей глубинки "существенно меньше" возможностей добиться эффекта легальными формами протеста. Социологи не исключают возврата "таких архаичных форм выражения своего недовольства, как стихийные бунты, погромы". Кроме того, опросы показали, что "сегодня происходит латентная легитимация радикальных форм политической борьбы — все больше граждан считают допустимой мерой защиты своих прав формирование боевых отрядов (рост с 25% в 2012 году до 28% в 2014-м)". Социологи подчеркивают, что "агрессивный дискурс перестает восприниматься как маргинальный".

В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной интеграции (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во- вторых, служат своеобразными эталонами (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп (3). В-третьих, способствуют контролю (4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы-требования. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций(6), например, уголовных или административных

Социальный контроль (1)корректирует поведение индивидов в обществе, тем са­мым принуждая их соблюдать социальные нормы (2), Именно этот фак­тор позволяет не только сохранить социальную стабильность в об­ществе, но и способствует общественному прогрессу (3). Социальный контроль основан на применении санкций (4), которые могут быть пря­мыми и косвенными, жесткими или мягкими, юридическими или морально-нравственными. В процессе социализации (5) нормы усваиваются достаточно прочно, настолько, что личность четко знает, когда она идет против устоявшихся в обществе правил. Важным регулятором поведения человека в обществе является внутренний контроль или самоконтроль (6) человека.

Социологи подчёркивают, что социальный контроль (1) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью (2) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества (3). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных механизмов (4), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность (5) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или самоконтроль (6).



Социальный конфликт (1) - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов людей, участвующих в социальном взаимодей­ствии. Ему всегда предшествует осознание отличия (2) своих интересов от интере­сов других групп и стремление (3) защитить свои интересы. Распространенность социальных конфликтов побудила ученых к внимательному изучению этого явления в рамках особой науки - конфликтологии (4). По мне­нию большинства ученых, избежать конфликтов невозможно (5). По мнению Г. Зиммеля, конфликт является способом саморазвития (6) общества.

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).