Литература        14.01.2022   

Разделяемые глаголы в немецком языке. Модальные глаголы в немецком языке

Sie . Парадигма спряжения выглядит следующим образом: ich gehe - du gehst - er (sie, es) geht - wir gehen - ihr geht - sie gehen - Sie gehen .

Время немецкого языка призвано установить временно́е соотношение между называемым действием и моментом речи в абсолютном употреблении или другим действием - в относительном. Всего выделяют три временных ступени: настоящее , прошедшее и будущее время , - они выражают начало действия в настоящем, прошлом или будущем соответственно. В рамках этих ступеней функционируют шесть временных форм: Präsens, Präteritum (Imperfekt), Perfekt, Plusquamperfekt, Futur I и Futur II . Первые два относят к простым временам, остальные - к сложным. Отнесение к тем или другим определено сложностью синтаксической конструкции, которой соответствует то или иное время. Так, для Präsens используется лишь один смысловой глагол с личным окончанием , а для Perfekt - вспомогательный и смысловой в форме второго причастия (Partizip II) .

Залог немецкого языка обозначает направленность действия относительно подлежащего . Активный залог (Aktiv) имеет место, когда действие направлено в сторону от подлежащего, пассивный (Passiv) - когда подлежащее само является объектом воздействия, выраженного глаголом. Например: Dann macht Rick die Fenster auf (Aktiv) - Die Fenster werden von Rick aufgemacht (Passiv). Отдельно выделяют пассивный залог состояния - статив (Stativ) .

Наклонений в немецком языке всего три: изъявительное (Indikativ), сослагательное (Konjunktiv) и повелительное (Imperativ).

Кроме личных форм немецкий глагол имеет две неличные формы: инфинитив (Infinitiv) и причастие (Partizip). Каждая из них, в свою очередь, предполагает ещё по две формы. Из них наиболее часто встречаются Infinitiv I и Partizip II, которые наряду с Präteritum составляют триаду форм немецкого глагола, используемых для построения основных конструкций.

Времена немецкого глагола

Современный немецкий язык использует трёхступенчатую систему времён, состоящую из прошедшего (Vergangenheit), настоящего (Gegenwart) и будущего времён (Zukunft). В рамках каждой ступени существует шесть временных форм: одно в настоящем времени, два в будущем и три в прошедшем .

Präsens - это простое настоящее время, которое выражает действие, происходящее в настоящий момент времени или постоянно. Оно образуется только из основы инфинитива с личным окончанием . В разговорной речи это время часто может являться заменителем времени будущего . Например: Er kommt, glaube ich - Я думаю, он придёт . В данном случае использована конструкция настоящего времени, контекстуально понимаемая немцами как конструкция времени будущего. Нестилистическое использование Präsens в литературном языке можно наблюдать в конструкциях типа: Ich weiß nicht, ob er kommt - Я не знаю, придёт ли он .

После Präsens вторым простым временем является Präteritum - прошедшее время, образуемое из основы инфинитива с использованием суффикса -te- (1-е и 3-е лица единственного числа) для слабых глаголов либо при помощи специальной формы - для сильных и неправильных глаголов. Так, например, для глагола rauchen форма в Präteritum будет rauchte , но для глагола gehen - ging . Эта временная форма используется в рассказе или сообщении . Пример: Ich machte schon die Tür zu - Я уже закрыл дверь .

Perfekt по своей конструкции - сложное прошедшее время, образуемое из вспомогательного глагола haben или sein и второго причастия смыслового глагола. Синтаксическая и грамматическая специфика предложения, где используется Perfekt, роднит его с Plusquamperfekt, но особенности использования этого времени возвращают его к простому прошедшему времени . Perfekt преимущественно употребляется в разговорной речи . Например: Die Vögel haben nicht gesungen - Птицы не пели .

Близкий к Perfekt Plusquamperfekt также состоит из вспомогательных глаголов и второго причастия смыслового глагола, но в отличие от Perfekt глаголы haben и sein имеют форму Präteritum - hatte и war в 3-ем лице единственного числа. Например: Der Gott hatte alles zerstört - Бог всё разрушил . В теории немецкого языка это время чаще всего представлено как «прошедшее в прошедшем», поэтому оно чаще встречается в относительном употреблении вместе с Präteritum .

Все три прошедших времени немецкого языка не имеют чётких границ употребления. Так, разговорное время Perfekt может быть использовано и в литературе , Präteritum - в разговорной речи, а Plusquamperfekt в письменной речи имеет место не всегда даже при относительном употреблении или при упоминании событий, произошедших очень давно относительно момента речи или другого действия. Однако это не вызывает путаницы. Чаще всего временны́е отношения прослеживаются в контексте .

Futur I и Futur II - сложные будущие времена, имеющие схожую конструкцию. И в первом, и во втором времени используется вспомогательный глагол werden и Infinitiv смыслового глагола: для Futur I - Infinitiv I, для Futur II - Infinitiv II. Первое будущее время помимо передачи действия в будущем имеет и другие функции употребления: например, в относительном употреблении в литературе или как даже как приказ (императивная функция). Второе будущее время в современном немецком языке практически не используется . Пример: Bis Monatsende wirst du die Lösung finden (Futur I) - Bis Monatsende wirst du die Lösung gefunden haben (Futur II) - До конца месяца ты найдёшь решение .

Спряжение глаголов в активном залоге изъявительного наклонения
Время /
Лицо и число
Präsens Präteritum Perfekt Plusquamperfekt Futur I
1-е л. ед. ч. (ich) arbeite
gehe
arbeitete
ging
habe gearbeitet
bin gegangen
hatte gearbeitet
war gegangen
werde arbeiten
werde gehen
2-е лицо ед. ч. (du) arbeitest
gehst
arbeitetest
gingst
hast gearbeitet
bist gegangen
hattest gearbeitet
warst gegangen
wirst arbeiten
wirst gehen
3-е л. ед. ч. (er, sie, es) arbeitet
geht
arbeitete
ging
hat gearbeitet
ist gegangen
hatte gearbeitet
war gegangen
wird arbeiten
wird gehen
1-е л. мн. ч. (wir) arbeiten
gehen
arbeiteten
gingen
haben gearbeitet
sind gegangen
hatten gearbeitet
waren gegangen
werden arbeiten
werden gehen
2-е л. мн. ч. (ihr) arbeitet
geht
arbeitetet
gingt
habt gearbeitet
seid gegangen
hattet gearbeitet
wart gegangen
werdet arbeiten
werdet gehen
3-е л. мн. ч. (sie)
и вежл. ф. (Sie)
arbeiten
gehen
arbeiteten
gingen
haben gearbeitet
sind gegangen
hatten gearbeitet
waren gegangen
werden arbeiten
werden gehen

Именные формы глагола

Инфинитив

Немецкий инфинитив, употребляемый самостоятельно, то есть вне инфинитивных групп, называется независимым. В инфинитивных группах (например, um zu , an(statt) zu и ohne zu ) употребляемый инфинитив называется зависимым. Например: Die Türe aufzumachen war verboten - Открывать двери было запрещено (независимый инфинитив с zu ); Ich kam rein, ohne anzuklopfen - Я вошёл, не постучавшись (зависимый инфинитив с zu ). Инфинитив без частицы zu употребляется с модальными глаголами, глаголами haben (вне конструкций), nennen, hören, fühlen, sehen, finden, spüren , после глаголов helfen, lernen, lehren, bleiben, senden , а также после глаголов движения. В остальных случаях используют инфинитив с частицей zu , в том числе: после прилагательных в роли именного сказуемого, в инфинитивных группах и конструкциях типа (haben + zu + Infinitiv и sein + zu + Infinitiv) .

В относительном употреблении первый и второй инфинитивы имеют разные функции. Так, если первый инфинитив выражает одновременность действий, то второй - предшествование. Например: Martin geht weiter, ohne auf mich zu achten (Infinitiv I) - Er ist sehr traurig darüber, seinen Vater verloren zu haben (Infinitiv II).

Синтаксическая роль инфинитива не ограничивается исключительно составной частью сложного сказуемого. Он выступает в качестве :

  • Подлежащего : Reiten ist ein großes Vergnügen - Ездить верхом - большое удовольствие; Den einzigen möglichen Ausweg aus dieser schweren Situation gefunden zu haben, war für ihn eine große Erleichterung - То, что он нашёл единственно возможный выход из этой трудной ситуации, было для него большим облегчением .
  • Определения : Jeder Bürger dieser Stadt hat das Recht, ausgewählt zu werden - Каждый гражданин этого города имеет право быть избранным; Der Gedanke, damals nicht sein Möglichstes getan zu haben, quälte den alten Kapitän - Мысль о том, что он тогда сделал не всё возможное, мучила старого капитана .
  • Дополнения : Jedenfalls hoffen wir darauf, abgeholt zu werden - В любом случае, мы надеемся, что нас встретят; Er war damals sicher, in seinem Leben nur einmal ein ähnliches Gefühl empfunden zu haben - Тогда он был убеждён, что испытал подобное чувство лишь однажды .
  • Обстоятельства : Beeile dich, um zum Unterricht nicht zu spät zu kommen - Поторопись, чтобы не опоздать на занятия .

Причастие

Немецкое причастие (Partizip) - ещё одна именная форма глагола. Различают два немецких причастия: Partizip I и Partizip II . Второе причастие наиболее употребимо, так как оно участвует в образовании многих немецких конструкций .

Первое причастие образуется от основы глагола при помощи суффикса -(e)nd : lern-end, feier-nd . Второе причастие использует для образования слабых глаголов основу, грамматический префикс ge- и суффикс -(e)t : ge-mach-t, ge-sammel-t, ge-öffn-et . Особые формы Partizip II встречаются у неправильных, сильных и претерито-презентных глаголов, которые получают префикс ge- , суффикс -en и изменение корневой гласной: sein - gewesen, bringen - gebracht, treiben - getrieben, sterben - gestorben, können - gekonnt, wissen - gewusst .

Первое причастие всегда выражает действие, находящееся ещё в процессе, то есть нереализованное, независимо от того, в каком времени находится сказуемое. Например: Die aus dem Kino eilenden Mädchen lächelten/lächeln so laut - Спешившие (спешащие) из кинотеатра девчонки так громко смеялись (смеются) . В данном случае Partizip I играет роль определения. В качестве обстоятельства оно используется в причастной группе: Aus dem Kino eilend, lächeln die Mädchen so laut - Спеша из кинотеатра, девчонки так громко смеялись .

Второе причастие имеет пассивное значение, то есть подлежащее, с которым оно связано, есть объект воздействия: Das vom Jungen gelesene Buch - Прочитанная мальчиком книга . Употребление Partizip II намного шире: оно присутствует в качестве части простого глагольного сказуемого в двух сложных прошедших временах активного залога изъявительного и сослагательного наклонений, а также во всех временах пассивного залога . Например: Heute sind sie früher ausgegangen - Сегодня они ушли раньше; Der Text war zweimal vorgelesen worden - Текст был прочитан дважды . Второе причастие может играть роль обстоятельства, дополнения и реже подлежащего, а также образовывать причастные группы. Например: Die von mir gekaufte Hose steht mir nicht - Купленные мною брюки мне не идут .

Залог

В немецком языке имеется два залога: активный (Aktiv) и пассивный (Passiv) . Действие со стороны подлежащего в предложении с активным залогом направлено на сторонний объект, то есть дополнение. В пассивном залоге подлежащее само является объектом воздействия. Соответственно, само предложение , где использован тот или иной залог, также именуется активным и пассивным. Об образовании активного залога всех времён см. выше в разделе Времена немецкого глагола .

Пассивный залог образуется при помощи вспомогательного глагола werden и Partizip II смыслового глагола. В сложных прошедших временах Perfekt и Plusquamperfekt в качестве вспомогательных принимаются глагол sein , необходимый для формирования сложного времени, и глагол werden в особой форме worden , которая формирует пассив . Так, цепочка пассивного залога всех времён будет иметь вид: Der Artikel wird von mir vorgelesen (Präsens) - Der Artikel wurde von mir vorgelesen (Präteritum) - Der Artikel ist von mir vorgelesen worden (Perfekt) - Der Artikel war von mir vorgelesen worden (Plusquamperfekt) - Der Artikel wird von mir vorgelesen werden (Futur).

Спряжение глаголов в пассивном залоге изъявительного наклонения
Время /
Лицо и число
Präsens Präteritum Perfekt Plusquamperfekt Futur I
1-е л. ед. ч. (ich) werde gesucht wurde gesucht bin gesucht worden war gesucht worden werde gesucht werden
2-е лицо ед. ч. (du) wirst gesucht wurdest gesucht bist gesucht worden warst gesucht worden wirst gesucht werden
3-е л. ед. ч. (er, sie, es) wird gesucht wurde gesucht ist gesucht worden war gesucht worden wird gesucht werden
1-е л. мн. ч. (wir) werden gesucht wurden gesucht sind gesucht worden waren gesucht worden werden gesucht werden
2-е л. мн. ч. (ihr) werdet gesucht wurdet gesucht seid gesucht worden wart gesucht worden werdet gesucht werden
3-е л. мн. ч. (sie)
и вежл. ф. (Sie)
werden gesucht wurden gesucht sind gesucht worden waren gesucht worden werden gesucht werden

Статив (Stativ), или пассив состояния (Zustandpassiv), передаёт результат действия. Цепочка статива для всех времён имеет вид: Der Artikel ist vorgelesen (Präsens) - Der Artikel war vorgelesen (Präteritum) - Der Artikel ist vorgelesen gewesen (Perfekt) - Der Artikel war vorgelesen gewesen (Plusquamperfekt) - Der Artikel wird vorgelesen sein (Futur) .

Выделяют три вида пассивного залога: одночленный, двухчленный и трёхчленный. Первый имеет место, когда не указан ни объект, ни субъект. Второй - когда имеется только объект. Третий - и объект, и субъект .

Наклонение

Система наклонений немецкого языка подразумевает три наклонения: изъявительное (Indikativ), сослагательное (Konjunktiv) и повелительное (Imperativ). О временах изъявительного наклонения см. раздел Времена немецкого глагола .

Präsens Konjunktiv образуется из инфинитивной основы, суффикса -e- и личного окончания (кроме 1-го и 3-го лиц единственного числа) и чаще всего выражает выполнимое желание, иногда приказ или уступку. Нарпимер: Es lebe der Frieden in der ganzen Welt - Да здравствует мир во всём мире .

Слабые глаголы в Präteritum Konjunktiv повторяют претерит изъявительного наклонения. Сильные глаголы образуются из основы претерита с суффиксом -e и с умлаутом корневой гласной. Претеритальные формы сослагательного наклонения выражают невозможные (нереальные) действия в настоящем, которые мыслятся, но не происходят. Например: Ich ginge gern ins Museum, aber ich bin gerade beschäftigt - Я бы с удовольствием пошёл в музей, но сейчас я занят .

Perfekt Konjunktiv и Plusquamperfekt Konjunktiv используют вспомогательные глаголы haben и sein в формах Präsens Konjunktiv и Präteritum Konjunktiv, соответственно, и Partizip II смыслового глагола. Перфект в придаточных предложениях передаёт предшествование своего действия по отношению к действию в главном предложении, независимо от времени главного предложения. Например: Ich tue/tat, als ob ich das Mädchen schon gesehen habe - Он рассказывает/рассказывал мне о том, что он с ней ходил гулять . Плюсквамперфект, как и претерит, передаёт нереальное желание, но в прошедшем времени. Например: Wäre ich nur nicht so spät gekommen - Если бы я только не пришёл так поздно .

Futur I Konjunktiv и Futur II Konjunktiv образуют сослагательное наклонение через Präsens Konjunktiv глагола werden и Infinitiv I и Infinitiv II смыслового глагола. Будущее время в придаточном предложении (по аналогии с перфектом) отражает последовательность событий, при которой действие в главном предложении происходит раньше. Например: Jeder Mensch träumt, dass er glückliches Leben haben werde - Каждый человек мечтает о том, что его жизнь будет счастливой .

Спряжение глаголов в активном залоге сослагательного наклонения
Время /
Лицо и число
Präsens Präteritum Perfekt Plusquamperfekt Futur I
1-е л. ед. ч. (ich) lese lernte
käme
habe gesagt
sei gegangen
hätte gesagt
wäre gegangen
werde sagen
werde gehen
2-е лицо ед. ч. (du) lesest lerntest
kämest
habest gesagt
seist gegangen
hättest gesagt
wärest gegangen
werdest sagen
werdest gehen
3-е л. ед. ч. (er, sie, es) lese lernte
käme
habe gesagt
sei gegangen
hätte gesagt
wäre gegangen
werde sagen
werde gehen
1-е л. мн. ч. (wir) lesen lernten
kämen
haben gesagt
seien gegangen
hätten gesagt
wären gegangen
werden sagen
werden gehen
2-е л. мн. ч. (ihr) leset lerntet
kämet
habet gesagt
seiet gegangen
hättet gesagt
wäret gegangen
werden sagen
werden gehen
3-е л. мн. ч. (sie)
и вежл. ф. (Sie)
lesen lernten
kämen
haben gesagt
seien gegangen
hätten gesagt
wären gegangen
werden sagen
werden gehen

Конструкция с Präteritum Konjunktiv глагола werden с первым и вторым инфинитивом образует Konditionalis I и Konditionalis II: первый кондиционалис заменяет Präteritum Konjunktiv в случаях, когда его формы совпадают с индикативом, второй кондиционалис - выражает нереальное действие (подобно плюсквамперфекту) . Пассивный залог конъюнктива для всех времён реализуется по схеме пассива изъявительного наклонения с использованием конъюнктива вспомогательного глагола .

Помимо стандартных способов образования императива существуют также другие способы выражения побуждения к действию. К ним относится инфинитив (Warten! Abführen! ), второе причастие (Rauchen verboten! ), использование второго лица (Du machst das! Ihr fliegt raus! ), именные части речи (Ruhe! Achtung! ) и пассив без субъекта (Jetzt wird geschlafen! ) .

Глагольное словообразование

К полупрефиксам глаголов относятся: ab-, an-, auf-, aus-, bei-, durch-, ein-, entgegen-, entlang-, gegenüber-, hinter-, mit-, nach-, ob-, über-, um-, unter-, vor-, wider-, zu- . Все эти морфемы имеют свойство отделяться от корня и занимать конечную позицию в предложении в определённых грамматикой случаях (например, в презенсе или императиве второго лица единственного числа), а также пропускать грамматическую приставку ge- в форме второго причастия глаголов . Второе свойство данных морфем - ударность . Префиксы: be-, de-, dis-, durch-, emp-, ent-, er-, ex-, ge-, hinter-, in-, kon-, miss-, per-, prä-, re-, sub-, trans-, über-, um-, unter-, ver-, wider-, zer- , - в отличие от полупрефиксов, не способны отделяться от корня и не пропускают грамматический префикс . Суффиксы глаголов -ch(en), -el(n), -l(n), -er(n), -ster(n), -ier(en), -ig(en), -sch(en), -s(en), -z(en) либо семантически нейтральны, либо выражают узкие значения.

Частотные компоненты глаголов бывают двух видов :

  • Первый частотный компонент - занимает начальную позицию и соответствует наречиям: auseinander-, da-, daher-, dahin-, daneben-, dar-, darein-, davon-, dazu-, dazwischen-, drauflos-, einher-, empor-, entzwei-, fehl-, fern-, fertig-, fest-, fort-, frei-, gleich-, her-, herab-, heran-, herauf-, heraus-, herbei-, herein-, hernieder-, herüber-, herum-, herunter-, hervor-, herzu-, hierher-, hin-, hinab-, hinan-, hinauf-, hinaus-, hindurch-, hinein-, hintereinander-, hinterher-, hinüber-, hinunter-, hinweg-, hinzu-, hoch-, los-, nieder-, tot-, umher-, voll-, voran-, voraus-, vorbei-, vorher-, vorwärts-, weg-, weiter-, wieder-, zurecht-, zurück-, zusammen- .
  • Второй частотный компонент - занимает конечную позицию и является глаголом: -arbeiten, -beißen, -biegen, -bleiben, -blicken, -brechen, -bringen, -drücken, -fahren, -fallen, -finden, -fliegen, -führen, -geben, -gehen, -haben, -halten, -hauen, -heben, -holen, -kommen, -können, -kriegen, -lassen, -laufen, -leben, -legen, -liegen, -machen, -müssen, -nehmen, -reden, -reichen, -reißen, -richten, -rücken, -rufen, -sagen, -schaffen, -schauen, -scheißen, -schlagen, -schreiben, -sehen, -sein, -setzen, -sitzen, -spielen, -sprechen, -springen, -stecken, -stehen, -steigen, -stellen, -stoßen, -stürzen, -tragen, -treiben, -treten, -tun, -werden, -werfen, -wollen, -ziehen .

Историческая грамматика немецкого глагола

Раннее развитие сложных временных отношений при формировании вспомогательных глаголов определялось обратным процессом - редукцией (безударных) глагольных окончаний в безразличное -e , вследствие чего стало возможным формирование будущего и относительных времён, а также страдательного залога. Число лиц не изменяется, но определяется наличием личного местоимения . Система наклонений развивается в сторону стилистической дифференциации модальных отношений .

Развитие временных форм

Развитие неличных форм

Инфинитив и причастие произошли от отглагольного существительного и прилагательного . Развитие инфинитива связано с использованием именных словообразовательных суффиксов и в целом не уходит в сторону от общего процесса становления неопределённой формы индоевропейских языков . Принципиальное различие инфинитива в нововерхненемецком от современного ему инфинитива, например, в славянских языках заключается в том, что немецкий инфинитив не утратил связи с существительным (многие глаголы могут быть субстантивированы, как, например, schreiben - das Schreiben ; часть из них перешла в разряд полноценных существительных, как, например, существительные das Vertrauen, das Wesen ) .

Первое причастие в древневерхненемецком образовано с помощью германского суффикса -nd и имеет слабое и сильное склонение. В большинстве случаев первое причастие употребляется как форма настоящего времени в современном немецком языке, однако исторически его временно́е значение связано с временем действия в конкретном предложении (это не исключает его отношения к прошедшему времени и в современном немецком предложении). Например, в строке из Песни о Нибелунгах «daȥ wil ich iemer dienende umbe Kriemhilde sîn » и в современном предложении «gestern sah ich die aufgehende Sonne » первое причастие свободно сочетается с прошедшим временем глагола и также принимает значение прошедшего времени.

Второе причастие, как было отмечено выше, имело два типа образования - сильное и слабое. Сильное образовывалось с помощью суффикса -an , слабое - с дентальным -d . В средне- и ранненововерхненемецкий периоды появляется префикс ge- . Подобно тому, как первому причастию приписывают настоящее время, второе причастие связывают с временем прошедшим. Однако его временное значение связано с видовым употреблением (вид определяется контекстуально), как, например, в словосочетаниях das gekaufte Haus, der besetzte Platz, der gefallene Stein (совершенный вид) и das geliebte Kind, die gepriesene Schönheit (несовершенный вид) .

См. также

Примечания

  1. Глагол // Языкознание. / Гл. ред. В. Н. Ярцева . - 2-е изд.. - М .: , 1998. - 658 с. - ISBN 5-85270-307-9
  2. Kozmowa R. Zur Grammatikalisierung der Kategorien des Verbs: Tempus, Genus und Modus. - 2004. - С. 235-242.
  3. Кронгауз М. А. Глагольная приставка, или координата времени / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко. - М .: Индрик, 1997. - С. 152-153.
  4. , pp. 3-6
  5. Verben (нем.) . Lingolia.com. Архивировано
  6. Смирнова Т. Н. Немецкий язык. Интенсивный курс. Начальный этап. - М .: Оникс, 2005. - С. 57-59. - ISBN 5-329-01422-0
  7. Балакина А. А. Модальные глаголы немецкого языка: От этимологии к прагматике . Архивировано
  8. Грамматика немецкого языка (справочник) / Глагол (Verb) / Модальные глаголы . StudyGerman.ru. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  9. , pp. 23
  10. Грамматика немецкого языка (справочник) / Глагол (Verb) / Переходные и непереходные глаголы . StudyGerman.ru. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  11. Грамматика немецкого языка (справочник) / Глагол (Verb) / Возвратные глаголы . StudyGerman.ru. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  12. , pp. 7-9
  13. Dubová J. Einführung in die Morfologie der deutschen Sprache . - Olomouc: UPO, 2006. - С. 11-12. - ISBN 80-244-1196-2
  14. Duden. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache, 4. Auflage. - Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich, 1984. - С. 123-143.
  15. Носков С. А. § 62. Основные способы словообразования в немецком языке // Немецкий язык для поступающих в вузы. - Мн. : Выш. шк., 2002. - С. 339. - ISBN 985-06-0819-6
  16. , pp. 6-9
  17. Немецкий язык // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева . - 2-е изд.. - М .: Большая Российская энциклопедия , 1998. - 658 с. - ISBN 5-85270-307-9
  18. Немецкий язык . Кругосвет . Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  19. Zeitformen (нем.) . Lingolia.com. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  20. Zeitformen / Tempus (нем.) . Mein Deutschbuch. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  21. Claudia Maienborn. Das Zustandpassiv: Grammatische Einordnung, Bildungsbeschränkungen, Interpretationsspielraum (нем.) . Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  22. , pp. 9-19
  23. Грамматика немецкого языка. - М .: Юрист, 2001. - С. 34-42.
  24. Глагол в настоящем времени (Präsens) . De-Online. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  25. Kremer P., Nimtz D. Deutsche Grammatik, 7. Aufl. - Neuss und Münster, 1989. - С. 68. - ISBN 3-486-03163-5
  26. Präteritum oder Perfekt? (нем.) . Belles Lettres – Deutsch für Dichter und Denker. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  27. Kurze deutsche Grammatik . - Vilnius, 2001. - С. 22-24. - ISBN 9989-869-69-2
  28. Kessel, Reimann. Basiswissen Deutsche Gegenwartssprache. - Tübingen, 2005. - С. 81. - ISBN 3-8252-2704-9
  29. Марфинская М. И., Монахова Н. И. Грамматика немецкого языка. - М .: Юрист, 2001. - С. 40.
  30. Der Gebrauch des Präteritums und des Perfekts (нем.) . Deutsche Grammatik 2.0. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  31. Duden. Die Grammatik, 7. Aufl. - 2005. - С. 729–731. - ISBN 3-411-04047-5
  32. Zeitformen in der deutschen Grammatik: Der Gebrauch der Tempora im Überblick (нем.) . Wörterblog. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  33. Norbert Richard Wolf. Struktur der deutschen Gegenwartssprache II (S. 25) (нем.) . Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  34. Niedersächsische Hilfsverben (нем.) . Bausteine des Niedersächsischen (Niederdeutschen, Plattdeutschen). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 13 июля 2012.
  35. , pp. 25-38
  36. Неопределенная форма прошедшего (совершенного) времени (Infinitiv Perfekt) . De-Online. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  37. Infinitivsätze (нем.) . Mein Deutschbuch. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  38. Infinitiv mit und ohne "zu" (чешск.) . FEL ČVUT . Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  39. , pp. 35-38
  40. Причастия настоящего и прошедшего времени (Partizip 1, Partizip 2) . De-Online. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  41. , pp. 54-58
  42. Носков С. А. § 41. Образование причастия прошедшего времени // Немецкий язык для поступающих в вузы. - Мн. : Выш. шк., 2002. - С. 318-319. - ISBN 985-06-0819-6
  43. Vaitekūnienė V., Girdenienė S. Kurze deutsche Grammatik . - Vilnius, 2001. - С. 35-36. - ISBN 9989-869-69-2
  44. , pp. 55
  45. Смирнова Т. Н. Немецкий язык. Интенсивный курс. Начальный этап. - М .: Оникс, 2005. - С. 101. - ISBN 5-329-01422-0
  46. , pp. 42-43
  47. , pp. 42-43
  48. , pp. 41-42
  49. , pp. 43-54
  50. Арсеньева М. Г., Зюганова И. А. Грамматика немецкого языка. - СПб. : Союз, 2002. - С. 178.
  51. Glück H. Metzler Lexikon Sprache. - Stuttgart, Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2005. - С. 338.
  52. Vaitekūnienė V., Girdenienė S. Kurze deutsche Grammatik . - Vilnius, 2001. - С. 30-31. - ISBN 9989-869-69-2
  53. Konjunktiv (нем.) . Lingvo4u.de. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  54. , pp. 47
  55. Носков С. А. § 34. Образование и употребление форм повелительного наклонения // Немецкий язык для поступающих в вузы. - Мн. : Выш. шк., 2002. - С. 311-313. - ISBN 985-06-0819-6
  56. Imperativ (нем.) . Lingvo4u.de. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  57. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка / Под рук. М. Д. Степановой. - М .: Рус. яз., 1979. - С. 14, 530-532.
  58. Грамматика немецкого языка (справочник) / Глагол (Verb) / Глаголы с отделяемыми приставками . StudyGerman.ru. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  59. Грамматика немецкого языка (справочник) / Глагол (Verb) / Глаголы с неотделяемыми приставками . StudyGerman.ru. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.
  60. Зуев А. Н., Молчанова И. Д., Мурясов Р. З. и др. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка / Под рук. М. Д. Степановой. - М .: Рус. яз., 1979. - С. 513-518.
  61. Жирмунский В. М. История немецкого языка. - М .: Изд-во лит-ры на ин. яз., 1948. - С. 213-215.
  62. Жирмунский В. М. История немецкого языка. - М .: Изд-во лит-ры на ин. яз., 1948. - С. 215.
  63. Moskalskaja O. I. Deutsche Sprachgeschichte. - М .: Академия, 2003. - С. 89-90. - ISBN 5-7695-0952
  64. Fabian Bross. Mittelhochdeutsche Kurzgrammatik . - С. 20-23.
  65. Жирмунский В. М. История немецкого языка. - М .: Изд-во лит-ры на ин. яз., 1948. - С. 232-235.
  66. Жирмунский В. М. История немецкого языка. - М .: Изд-во лит-ры на ин. яз., 1948. - С. 239-245.
  67. Substantivierte Verben (нем.) . GfdS. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июля 2012.
  68. Жирмунский В. М. История немецкого языка. - М .: Изд-во лит-ры на ин. яз., 1948. - С. 241-243.

Литература

  • Маккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. - М .: Аквариум, 1998. - 592 с. - ISBN 5-85684-101-8
  • Мышковая И. Б. Времена немецкого глагола. - СПб. : Виктори, 2007. - 96 с. - ISBN 978-5-91281-007-7
  • Погадаев В. А. Немецкий язык. Краткий справочник. - М .: Эксмо, 2003. - 318 с. - ISBN 5-8123-0155-7
  • Helbig G., Buscha J. Deutsche Grammatik. - Berlin: Langenscheidt, 2007. - 736 с. - ISBN 978-3-468-49493-2
  • Hoberg R. Der kleine Duden. Deutsche Grammatik. - Wien, Zürich, 1988. - ISBN 3-411-02182-9
  • Pahlow H. Deutsche Grammatik - einfach, kompakt und übersichtlich. - Leipzig: Engelsdorfer Verlag, 2010. - 135 с. -

Глаголы в немецком языке одна из важнейших топ тем. Она очень обширна и требует более пристального внимания. В этой статье мы коснемся категорий глагола.

Основные характеристики и категории глагола

Категории глагола

Итак, глаголы - это 70 % всего языка. Они обозначают действия. Знать механизмы функционирования глагола и уметь применять их - это уже «говорить» на иностранном языке.

Что же собой представляют немецкие глаголы?
Чистый глагол в неопределенной форме = основа + нейтральное окончание – en (редко просто – n):

mach en = делать (конкретно)
tu n = делать (абстрактно)
la ch en = смеяться
denk en = думать

Помимо окончания к основе глагола может присоединяться приставка (одна или несколько). Она может быть отделяемой и неотделяемой. Отделяемые приставки ударны. Неотделяемые - безударны. В предложении на отделяемую приставку падает логическое ударение. Например:

Здесь видно, как приставка, отделяясь, уходит в конец предложения или фразы. Причем, как и в английском, приставки могут коренным образом повлиять на новое значение слова:

В предложении глагол чаще всего является сказуемым и, согласуясь с подлежащим, имеет следующие грамматические категории: лица, числа, времени, наклонения и залога.

Präsens

Ich schreibe einen Brief.

Я пишу письмо.

Präteritum

Ich schrieb einen Brief.

Я писал письмо.

Ich habe einen Brief geschrieben .

Я писал письмо.

Plusquamperfekt

Nachdem ich einen Brief geschrieben hatte , schlief ich ein .

После того как я написал письмо, я уснул.

Ich werde einen Brief schreiben .

Я буду писать письмо.

Morgen um 15 Uhr werde ich diesen Brief geschrieben haben .

Завтра в три часа я (уже) напишу это письмо.

Наклонение – это отношения действия к реальности. Насколько реально или нереально оно. А также сюда входит выражение просьб, приказов и призывов к выполнению действия.

Для того или иного наклонения служат следующие формулы и временные формы:

Изъявительное наклонение -

реальное действие во всех трех временных плоскостях:

Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, Futur I, Futur II
Подробнее см. выше

Сослагательное наклонение -

желаемое, нереальное, условное действие:

Косвенная речь:

Konjuntiv 2
Ich wäre gestern ins Kino gegangen .
Я бы сходил вчера в кино.

Ich würde heute ins Kino gehen.
Я бы сегодня сходил в кино.

Konjunktiv 1
Er sagte, sie werde schon heute ankommen .
Он сказал, что она прибудет уже сегодня.

Повелительное наклонение -

приказ, просьба, призыв

du - Form: Sag(e )! Скажи!
Sie - Form: Sagen Sie! Скажите!

wir-Form: Sagen wir! Скажем!
ihr-Form: Sagt ! Скажите!

Призыв: + lassen (давать (возможность)

wir (2 Personen): Lass uns Kaffee trinken ! Давай попьем кофе!
wir (3, 4, 5… Personen): Lasst uns Kaffee trinken ! Давайте попьем кофе!

активное действие (действие совершается субъектом)

пассивное действие (действие направленно на субъект)

В отличии от русского языка у немецкого глагола нет категории вида , т. е. определить вне контекста длится действие или уже закончилось только по форме глагола однозначно нельзя. Например:

Помните! Большинство носителей немецкого языка, не знают и половины того, что вы узнали из этой статьи. Иностранцы же, попавшие в языковую среду, начинают учить его как дети, наблюдая, подражая, ошибаясь, но в итоге продвигаясь и улучшаясь с каждой попыткой. Этот путь можно облегчить и сократить, применяя полученные грамматические знания.

Глаголы — это слова, описывающие различные действия, поступки, процесс либо состояние. Начальной формой (die Grundform) немецкого глагола является инфинитив der Infinitiv , который оканчивается на -(e)n: z.B. schlafen, machen, glauben, gucken…
Если убрать у инфинитива окончание -en , то получим основу глагола (der Verbstamm) , а именно schlafen =>schlaf, glauben => glaub, gucken => guck, machen => mach.
Немецкие глаголы подвластны спряжению , а это значит, что они будут менять свою форму в зависимости от того, кто и когда совершает действие.

Спряжение немецких глаголов можно разделить на 4 критерия:

1. die Person und der Numerus — Лицо и число (единственное либо множественное число)

Пример: спряжение глагола glauben (верить/полагать)
Singular Plural
Person ich glaube (я верю) wir glauben (мы верим)
Person du glaubst (ты веришь) ihr glaubt (вы верите)
Person er|sie|es glaubt (он/она/оно верит) sie glauben (они верят)

2. das Tempus (Zeit) — Время

Пример: глаголы singen (петь) и gehen (идти)
Praesens er singt ich gehe
Perfekt er hat gesungen ich bin gegangen
Futur I er wird singen ich werde gehen
….

3. der Modus — наклонение

Indikativ (изъявительное накл) — Anna bleibt / Klaus meint
Konjunktiv I (сослагательное накл, используется в основном в новостях, политике и книгах) — Anna bleibe / Klaus meine

4. die Handlungsrichtung — залог (направление действий)

Aktiv Matilda ruft ihr schlagt
Passiv Matilda wird gerufen ihr werdet geschlagen

Также, в немецком языке существуют различные виды глаголов: слабые, сильные, смешаные, вспомогательные, модальные..

Часть 2: Слабые и сильные немецкие глаголы

В чем различие между слабыми и сильными немецкими глаголами?

Schwache Verben (слабые глаголы)

— При спряжении слабые немецкие глаголы не меняют в своей основе гласную !

Infinitiv (Grundform) Präteritum Partizip II
sagen sagte gesagt
fragen fragte gefragt
tanzen tanzte getanzt
kaufen kaufte gekauft

Слабый глагол в немецком языке образует форму прошедшего времени Präteritum путем прибавления окончания -te к основе глагола:
sagen => sagte , fragen => fragte , kaufen => kaufte , tanzen => tanzte

— Слабые глаголы в Partizip II требуют перед основой глагола приставку ge- и оканчиваются на -t:
gesagt, gefragt, gekauft, getanzt

Сильные немецкие глаголы при спряжении изменяют в своей основе гласную ! (примеры с глаголами laufen (бежать), trinken (пить), treffen (встретить), versprechen (обещать)).

Infinitiv (Grundform) Prä teritum Partizip II
laufen lief gelaufen
trinken trank getrunken
treffen traf getroffen
versprechen versprach versprochen

— Сильные глаголы образуют прошедшее время das Prä teritum , изменяя гласную в основе. Сильные глаголы не получают никакого окончания в 1-ом и 3-ем лице единственного числа: ich trank, er lief . В остальных лицах/числах они получают окончания, как при обычном спряжении: wir tranken, du trankst, sie liefen, ihr lieft.

— Форма сильного глагола в Partizip II оканчивается на -en:
getrunken, getroffen, versprochen, gelaufen

Часть 3: Смешанные глаголы в немецком языке — Mischverben

Смешанные глаголы появились в следствие соединения принципов образования сильных и слабых глаголов.
Смешаные глаголы, также как и сильные, изменяют в своей основе гласную .
Но, окончания у смешанных глаголов такие же, как и у слабых глаголов -te (Prä teritum)/ -t (Partizip II).

К таким глаголам относятся : rennen (мчаться, бежать), kennen (знать, быть знакомым с чем-л/кем-л), denken (думать), wissen (знать о чем-л), nennen (называть), brennen (гореть/жечь), senden (посылать), wenden (переворачивать/обращать)..
Infinitiv (Grundform) Prä teritum Partizip II
rennen rannte gerannt
kennen kannte gekannt
denken dachte gedacht
wissen wusste gewusst

Часть 4: Verben mit regelmäßigen und unregelmäßigen Formen — глаголы с правильной и неправильной формой.

В немецком еще существуют глаголы, которые имеют в Prä teritum и Partizip II как правильную, так и неправильную форму . В большинстве таких случаев существует разница в значении .

Пример с глаголом senden:

Неправильная форма =>

Infinitiv (Grundform) Prä teritum Partizip II
senden sandte gesandt

Примеры : Wir sandten ihnen einen Gruß aus der Heimat . — Мы послали вам привет с Родины.
Die Firma hat mir die Ware direkt nach Hause gesandt. — Фирма отослала товар прямо мне домой.

Правильная форма =>

Infinitiv (Grundform) Prä teritum Partizip II
senden sendete gesendet

Примеры : Das Fernsehen sendet heute eine interessante Komödie. — ТВ передает(транслирует) сегодня интересную комедию.
Das Radio hat vorgestern gar nichts gesendet. — Позавчера радио ничего не передавало.(по радио ничего не передавали).

Значение модальных глаголов. Модальными называются такие глаголы, которые выражают не само действие, а лишь отношение к действию (ср .: Мы хотим хорошо учиться. Мы можем хорошо учиться. Мы должны хорошо учиться). Поэтому модальные глаголы в немецком языке обычно не употребляются самостоятельно, т.е. без второго глагола, который и выражает само желаемое, возможное или необходимое действие. Этот второй глагол всегда отвечает на вопрос «что делать?» и стоит в инфинитиве, как и в русском языке (ср .: Мы хотим - что делать? - хорошо учиться). Основные модальные глаголы немецкого языка: können (мочь), müssen (долженствовать), wollen (хотеть). Они очень употребительны, без них часто невозможно выразить мысль.

В русском языке и возможность, и необходимость, и желание можно выразить двояко:

Возможность 1. Мы можем. = 2. Нам можно.

Долженствование 1. Мы должны. = 2. Нам нужно (надо).

Желание 1. Мы хотим. = 2. Нам хочется.

В немецком языке употребителен только первый способ.

Ср.:
Они могут (умеют) (им можно) работать в лаборатории. Sie können im Labor arbeiten.

Кроме können, müssen, wollen часто употребляются также модальные глаголы sollen и dürfen .

Глагол sollen близок по значению к müssen .

Ср. :
Вы хотите (Вам хочется) посетить музей. Sie wollen das Museum besuchen.
Wir müssen (Wir sollen) jetzt viel arbeiten. Мы должны (вынуждены, нам приходится), мы должны (обязаны, нам следует) теперь много работать.

Глагол dürfen близок по значению к können :

Wir können (Wir dürfen) dieses Buch in der Bibliothek bekommen. Мы можем (=имеем возможность)
Мы можем (=имеем право, разрешение) получить эту книгу в библиотеке.

В большинстве случаев различия в значении между müssen и sollen (быть вынужденным и быть обязанным), между können и dürfen (иметь возможность и иметь разрешение) не очень существенны, ими можно пренебречь и в речи употреблять только глаголы können (мочь) и müssen (долженствовать).

Задание 1. Укажите, какие модальные глаголы следует употребить, чтобы сказать по-немецки:

1. Нам нужно закончить работу завтра. 2. Кто должен сделать доклад на семинаре? 3. Мне хочется сдать экзамен в декабре. 4. Миша хочет заниматься спортом. 5. Иностранные журналы вы можете взять на кафедре или в библиотеке. 6. Нам можно работать в читальном зале до семи часов вечера.

Спряжение модальных глаголов в презенсе

В презенсе все модальные глаголы имеют особые формы единственном числе (формы множественного числа образуются по общему правилу):

wollen können müssen dürfen sollen
ich will kann muss darf soll
du willst kannst musst darfst sollst
er will kann muss darf soll

Как видно из таблицы, особенность их спряжения состоит в том, что они не имеют личных окончаний в 1-м и 3-м лице ед. числа (эти формы совпадают), а также все (кроме sollen) изменяют корневую гласную в ед. числе (эти формы нужно запомнить).

Задание 2. Укажите, какие формы модальных глаголов, приведенных в скобках, нужно употребить вместо пропусков в следующих предложениях:

1…. er den Text ohne Wörterbuch übersetzen? (können) 2. Ich… heute meinen kranken Freund besuchen. (wollen) 3. Welches Thema … du zum Seminar vorbereiten? (sollen) 4. Mein Freund… seinen Eltern helfen. (müssen)

Порядок слов в предложении с модальным глаголом

Как видно из приведенных выше примеров, в немецком предложении модальный глагол занимает место сказуемого (т.е. 2-е или 1-е), а глагол в инфинитиве, выражающий само действие, употребляется (в отличие от русского языка) не сразу после модального, а в самом конце предложения.

Отрицание nicht с модальными глаголами (в отличие от всех остальных) можно употреблять сразу же после модального глагола (но можно и перед инфинитивом).

Задание 3. Укажите, в каком порядке надо употребить немецкие слова, чтобы сказать:

1. Завтра я хочу посетить своего школьного друга. besuchen; morgen; will; meinen Schulfreund; ich.
2. Когда тебе нужно писать контрольную работу? die Kontrollarbeit; wann; musst; schreiben; du?
3. Ты сможешь помочь мне по немецкому языку? du; in Deutsch; kannst; helfen; mir?
4. Она может иметь хорошие оценки по всем предметам. gute Noten; kann; haben; sie; in allen Fächern.
5. Сегодня нам нельзя работать в читальном зале. wir; im Lesesaal; arbeiten; heute; nicht; können.
6. Вечером он должен быть дома. er; muss; zu Hause; sein; am Abend.
7. Я не умею читать по-английски. ich; kann, nicht; Englisch; lesen.

Man с модальными глаголами müssen и können

Когда хотят сказать, что какое-либо действие нужно или можно совершить, не указывая, кому именно, используют сочетание man с модальными глаголами:

нужно, надо - man muss (man soll)
можно - man kann (man darf)

Нужно много читать. (не указано кому) Man muss viel lesen.
Ему нужно много читать. (указано лицо) Er muss viel lesen.
Можно закончить работу сегодня? (не указано кому) Kann man die Arbeit heute beenden?
Можно мне закончить работу сегодня? (указано лицо) Kann ich die Arbeit heute beenden?

Как видно из этих примеров, man и модальный глагол меняются местами так, что модальный глагол всегда оказывается на месте сказуемого, т. е. на 2-м или 1-м месте.

Если хотят сказать, что то или иное действие не нужно или нельзя совершить, то добавляют отрицание nicht:

не нужно, не надо - man muss (soll) nicht нельзя - man kann (darf) nicht

Например:

He нужно заканчивать работу сегодня. Man muss nicht die Arbeit heute beenden.
Здесь нельзя работать спокойно. Hier kann man nicht ruhig arbeiten.

Задание 4. Укажите, при переводе какого из следующих предложений нужно употребить сочетание man muss или man kann:

1. Ему нужно подготовить доклад. 2. Мне можно поехать домой на три дня. 3. Спецлитературу нужно читать без словаря. 4. Можно брать книги из читального зала домой? 5. Можно я приеду к тебе вечером?

Видео на тему «Модальные глаголы в немецком языке»:

В выделяют два типа : сильные и слабые. Тем, кто не изучал немецкий язык, система их различения покажется трудной. Но это лишь на первый взгляд.

Сильные отличаются от слабых по тому, как ведут себя при спряжении по лицам единственного числа настоящего времени (Präsens), в прошедшем времени (Präteritum) и в форме (Partizip II)

Partizip II - форма глагола, которая в русском языке соответствует причастию. В основном используется для образования прошедшего времени Perfekt.
. Сильные глаголы, или неправильные, демонстрируют существенные корневые изменения во всех трех случаях, поэтому способ их образования необходимо запомнить.

Однако здесь можно заметить некую закономерность, заключающуюся в том, что определенные корневые из следующих переходят в такие в форме настоящего времени:

1. a - ä fallen - fällt
2. au - äu laufen - läuft
3. e - i, ie, ieh, a flechten - fliecht

Некоторые из сильных глаголов не имеют личного окончания в первом и третьем лице настоящего времени:
ich/er lief

Präteritum сильных глаголов образуется путем изменения корневой гласной, например:

backen - buk

Существует внутренняя система распределения глаголов по изменению корневой гласной. Таким образом облегчается запоминание особых форм.

Partizip II как еще один отличительный признак сильного глагола

Отличительной чертой сильных глаголов также является образование Partizip II, т.к. в этом случае к основной форме глагола присоединяется приставка ge- и окончание -en, тогда как у слабых приставка ge- и окончание -t. Сравните:

bergen - barg - geborgen
machen - machte - gemacht

По этим признакам можно понять сильный это глагол или слабый. Если быть внимательным, то все просто и ясно. Не зная элементарных правил, многие теряются, не подозревая, какова начальная форма глагола, поэтому перебирают неверные варианты. Для облегчения запоминания образования Präsens, Präteritum и Partizip II сильных глаголов существует специальная таблица, в которой указаны изменения глаголов. В немецко-русских словарях обычно размещают данную таблицу, что существенно сокращает время поиска того или иного слова.

Видео по теме

Совет 2: Склонение немецких глаголов: правила и практика

Система глаголов в немецком языке несколько сложнее чем в английском, так как в немецком присутствует отдельная форма глагола для каждого лица, но для русского человека это совсем неудивительно. Кроме этого в немецком языке достаточно сложная система времён, более подробные сведения об этом вы найдёте в разделе грамматики

Правила спряжения глаголов в немецком языке

Спряжение глаголов в настоящем времени (Prasens)

Для обозначения действия в настоящем или будущем времени используется временная форма Prasens. При изменении глагола по лицам к основе глагола добавляются личные окончания. Ряд глаголов проявляет при спряжении в презенсе некоторые особенности.

Слабые глаголы

Большинство глаголов в немецком языке - слабые. При их спряжении в настоящем времени к основе глагола добавляются личные окончания (см. fragen - спрашивать).

  • Если основа глагола (слабого или сильного, не изменяющего корневого гласного) оканчивается на d, t или сочетание согласных chn, ffn, dm, gn, tm (напр., antworten, bilden, zeichnen), то между основой глагола и личным окончанием вставляется гласный e.
  • Если основа глагола (слабого или сильного) заканчивается на s, ss, ?, z, tz (напр., gru?en, hei?en, lesen, sitzen), то во 2 лице единственного числа s в окончании выпадает, и глаголы получают окончание -t.

Сильные глаголы

Сильные глаголы во 2-м и 3-м лице единственного числа изменяют корневую гласную:

  • a, au, o получают умлаут (напр., fahren, laufen, halten),
  • гласный e переходит в i или ie (geben, lesen).

У сильных глаголов с изменяемой корневой гласной, основа которых заканчивается на -t, во 2-м и 3-м лице единственного числа соединительный гласный e не добавляется, в 3-м лице также не добавляется окончание (напр., halten - du haltst, er halt), а во втором лице множественного числа (где корневой гласный не изменяется) они, как и слабые глаголы, получают соединительный e (ihr haltet.)

Неправильные глаголы

Вспомогательные глаголы sein (быть), haben (иметь), werden (становиться) по своим морфологическим особенностям относятся к неправильным глаголам, которые при спряжении в презенсе проявляют отклонение от общего правила.

Модальные глаголы и глагол "wissen"

Модальные глаголы и глагол "wissen" входят в группу так называемых глаголов Praterito-Prasentia. Историческое развитие этих глаголов привело к тому, что их спряжение в настоящем времени (Prasens) совпадает со спряжением сильных глаголов в прошедшем времени Prateritum: модальные глаголы изменяют корневой гласный в единственном числе (кроме sollen), и в 1-м и 3-м лице единственного числа не имеют окончаний.

Спряжение глагола stehen

Спряжение глагола stehen неправильное. Формы глагола steht, stand, hat gestanden. Чередующиеся гласные e - a - a в корне: В качестве вспомогательного глагола к stehen употребляется "haben". Однако имеются временные формы со вспомогательным глаголом sein. Глагол stehen может употребляться в возвратной форме.

Спряжение глагола machen

Спряжение глагола machen неправильное.. Формы глагола macht, machte, hat gemacht. В качестве вспомогательного глагола к machen употребляется "haben". Однако имеются временные формы со вспомогательным глаголом sein. Глагол machen может употребляться в возвратной форме.

Глагол sein

В немецком языке глагол (глаг.) sein можно назвать основным. С его помощью строятся времена и другие языковые конструкции, а также идиомы. Немецкий глаг. sein по своей функциональности является аналогом английского глаг. to be. Он имеет то же значение и также меняет свою форму при спряжении.

Немецкий глаг. sein в качестве самостоятельного глаг. в его полном лексическом значении переводится как «быть». В настоящем времени (Präsens) он спрягается так:

  • Singular (единственное число)
  • Ic h(я) – bin (есть)
  • Du (ты) – bist (есть)
  • Er/sie/es(он/она/оно) - ist (есть)
  • Plural (множественное число)
  • Wir(мы) - sind (есть)
  • Ihr(вы) - seid (есть)
  • Sie/sie(Вы/они) - sind (есть)

В прошедшем незавершенном времени (Präteritum) он спрягается так:

  • Singular (единственное число)
  • Ich(я) – war (был/была)
  • Du(ты) – warst (был/была)
  • Er/sie/es(он/она/оно) - war (был/была/было)
  • Plural (множественное число)
  • Wir(мы) - waren (были)
  • Ihr(вы) - wart (были)
  • Sie/sie(Вы/они) - waren (были)

Третья форма глагола sein – gewesen не спрягается.

Склонение немецких глаголов

В основной (большой) таблице отсутствуют формы первого и второго лица единственного числа. Это сделано для того, чтобы облегчить запоминание глаголов, а также потому, что эти формы подчиняются определённым правилам, действительным как для правильных (слабых) так и неправильных (сильных) глаголов.

Форма первого лица единственного числа - отличается от инфинитива только отсутствием последней буквы -n. Второе лицо единственного числа в большинстве случаев образуется добавлением суффикса -s- перед последней буквой -t к форме третьего лица единственного числа.

Наглядные примеры спряжения глаголов 1-го, 2-го и 3-го лица в настоящем времени приведены в малой таблице внизу страницы.

Множественное число во всех лицах (кроме одного), совпадает с инфинитивом: essen - wir/sie essen. Это относится и к уважительному обращению на Вы в единственном или множественном числе: Sie essen.

Тут не обошлось без исключений. Если мы обращаемся по-немецки к нескольким хорошо знакомым людям (друзьям, коллегам, детям и т.п.) на ты, то используем местоимение ihr, а к корню глагола добавляем суффикс -t. Очень часто (но не всегда) эта форма совпадает с третьим лицом единственного числа: Ihr bergt ein Geheimnis. - Вы скрываете какую-то тайну.

Расссмотрим склонение существительного по слабому типу (их в языке немного и их необходимо запоминать), а глагола (неправильного – их в языке тоже относительно немного, их также необходимо учить) – по сильному (нерегулярному) типу. Глаголы данного типа могут изменять корневые гласные и даже в некоторых случаях всю основу при спряжении и по особым, не всегда объяснимым правилам образуют три основные формы глагола, необходимые для образования различных времен и наклонений. Возьмем существительное der Seebär (морской волк) и глагол vergeben (предоставлять, отдавать).

Глаголы, ввиду того что они обозначают действия, процессы, состояния и т.п., которые могли произойти в прошлом, протекают или совершаются сейчас или будут иметь место в будущем, изменяются еще и по временам. В немецком языке система временного формообразования глаголов значительно отличается от русской и имеет простые и сложные времена. Для полноты картины рассмотрим склонение существительного по третьему – женскому типу и спряжение глагола в простом прошедшем времени Präteritum. Возьмем существительное die Zunge (язык) и два глагола в форме Präterit: правильный – testen (проверять) и неправильный verzeihen (прощать).

Изучение спряжения немецких глаголов

Нужно освоить:

  • Разновидности глаголов. Всего их пять: регулярные, нерегулярные, глаголы с отделяемой или неотделяемой приставкой и глаголы, оканчивающиеся на –ieren. У каждой из этих групп глаголов свои особенности спряжения.
  • Группы сильных глаголов. В каждой из таких групп или подгрупп сильные (нерегулярные) глаголы склоняются одинаково. Разбирать за одно занятие одну такую группу удобнее, чем изучать таблицы, в которых все сильные глаголы приводятся подряд.
  • Склонение возвратных глаголов или глаголов с возвратным местоимением sich. В целом, оно не отличается от общей схемы спряжения слабых глаголов, но есть нюансы.
  • Тему «Модальные глаголы».
  • Глаголы с двумя формами спряжения. Они могут склоняться и как сильные, и как слабые, особое внимание уделите глаголам с двумя значениями (согласно значению определяется тип спряжения).
  • Склонение немецких глаголов в прошедшем времени (Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt). Во многих справочниках приводится три популярные формы: инфинитив, форма простого прошедшего времени и причастие, используемое для образования времени perfect (Partizip II).
  • Склонение в особых формах немецкого будущего времени (Futur I и Futur II).
  • Склонение немецких глаголов в различном наклонении (две формы сослагательного наклонения – Konjunktiv I и Konjunktiv II, и повелительное наклонение, то есть императив).

Плюсы изучения немецкого языка

  1. Немецкий язык не только является одним из самых распространенных в странах Европы, он также является родным для более, чем 120 млн. людей. Только в Германии население составляет более 80 млн., что делает страну самой населенной во всей Европе. Немецкий язык также является родным языком для жителей многих других стран. Это и Австрия, и Люксембург, и Швейцария, и Лихтенштейн. Знание немецкого языка дает возможность общаться не только с жителями вышеперечисленных стран, но и со значительной частью итальянцев и бельгийцев, французов и датчан, а также поляков, чехов и румын.
  2. Германия - третья в мире страна с самой сильной и стабильной экономикой. Германия – это один из ведущих мировых экспортеров. Из Германии идут на экспорт машины, медикаменты, различное оборудование и множество других товаров.
  3. Знание немецкого создает возможности для развития личности и карьерного роста. В восточной Европе, таким компаниям как BMW и Daimler, Siemens, или, к примеру, Bosch требуются международные партнеры.
  4. Если вы ищете работу в США, знание немецкого языка предоставляет значительные преимущества, т.к. немецкие компании имеют многочисленные представительства и фирмы в Америке.
  5. Одна из десяти книг в мире издана на немецком. Германия славиться большим количеством ученых, которые публикуют более 80 тысяч книг каждый год. К сожалению, большинство таких книг переводятся только на английский и японский, где немецкий язык пользуется спросом. Потому знание немецкого языка позволяет читать огромное разнообразие этих книг и публикаций в оригинале.
  6. Немецко-говорящие страны отличаются одним из самых значительных во всем мире культурным наследием. Германия всегда ассоциировалось с родиной поэтов и мыслителей. В. Гете, Т. Манн, Ф. Кафка, Г. Гессе – это только некоторые из авторов, произведения которых широко известны всем нам. Имея хорошие знание немецкого языка можно читать произведения на языке оригинала, понимать культуру страны происхождения.
  7. Изучая немецкий, вы имеете возможность путешествовать. В Германии созданы различные программы по обмену для школьников и студентов из различных стран мира, а также по предоставлению обучения в Германии.