Задачи        27.12.2021   

Общественный строй России в первой половине XIX века. Общественный строй России в первой половине XIX в Крестьяне получили личные и имущественные права

Во второй половине XVIII - начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.

Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.

Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.

Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.

С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.

С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, не представлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недворяне были уволены с военной службы.

Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить два следующих момента.

С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.

С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.

Наиболее преданных служителей церкви власть стремилась привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Таким образом самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.

В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам - Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.

В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.

В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.

В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.

В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ. Также было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы государственных крестьян и регламентированы органы крестьянского самоуправления: волостной сход, волостное управление, сельский сход, сельский староста.

Первая половина XIX в. характеризуется бурным ростом городов: увеличивается численность городского населения, усиливается процесс его расслоения.

В 1832 г. было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. Почетным гражданам предоставлялись некоторые привилегии: они не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Вследствие заинтересованности государства в развитии торговли и промышленности особыми правами наделялось богатое купечество. Купечество разделялось на две гильдии: в первую гильдию входили оптовые торговцы, во вторую гильдию - розничные.

Группу цеховых составлял и ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цехи имели свои органы управления.

Рабочие люди, к которым относились лица, не принятые в состав мещанских обществ, составляли самую низшую группу городского населения.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности, жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др. Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

Горожане имели свой сословный суд

Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан

Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела.

Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи.

Правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. Отменены телесные наказания священников, дьяконов и их детей. Духовенство освобождено от земельного сбора (1807 г.) и от постоя (1821 г.).

Основную массу населения составлялокрепостное крестьянство. Александр 1 со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ “О вольных хлебопашцах”, предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон.

Наиболее тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка.

Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.

Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.

Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников.

Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.


Государственный строй России в первой половине XIX в.

По форме правления Россия в 1й пол. XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император. В своей деятель­ности по управлению государством царь опирался на разветвл.чинов. аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. дей­ствовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801-1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титуло­ванной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Госу­дарственный совет - высший законосовещательный орган Российской Империи.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государст­венной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государствен­ным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разраба­тываться в царской канцелярии. Собственная Его Император­ского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управ­ления.

В 1802 г. началась министерская реформа. В соответст­вии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухо­путных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просве­щения. Министерства управлялись по принципу единонача­лия. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств.

Предпосылки реформ 1860-х – 1870-х гг.

Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти). Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

Из всех рассмотренных реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. После проведения крестьянской реформы царское правительство было вынуждено осуществить и некоторые другие преобразования, в том числе и в системе местного самоуправления. Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной.

Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной и более централизованной системы полицейских органов.

Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности и построенной на сугубо феодальной основе, резко ощущалась уже в период Крымской войны 1853 -1856 гг., обнаружившей полную непригодность вооруженных сил России, прямо связанную с общей отсталостью страны.

В связи с подготовкой и проведением крестьянской реформы были созданы Крестьянский и Дворянский банки. В 1860 г. был создан Государственный банк, а также сеть коммерческих банков.

В России продолжал действовать Свод законов Российской империи. Проведенные реформы внесли в него существенные изменения, но новая кодификация проведена не была. Попытка кодификации гражданского права не увенчалась успехом - проект гражданского уложения, подготовленный в конце XIX в., утвержден не был.


Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г.

Это было переломное время, когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян).

1)крестьяне получали личную свободу, свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как, освободившись от помещиков они стали зависимы от крестьянских общин

2)получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений

3)заниматься государственной службой

Но вопрос о земле не был решен сразу.

4)крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка.

6. Крестьянская реформа 1861 г. Правовое положение крестьян после отмены крепостного права .

Крестьяне получили личные и имущественные права:

Самост-но вступать в брак,

Заключать договоры,

Заниматься торговлей, промышленностью,

Право ведения своих судебных дел,

Право участвовать в работе органов обществ-го самоуправления,

Право поступать на службу, на учебу,

Право приобретать движимое/недвижимое им-во.

Но данные права крестьяне получили фактически в отсрочку, т.к в течение 2-х лет нужно было составить уставные грамоты. Именно уставная грамота и регул-ла взаимоотношения крестьянина и помещика. Реально грамоты сост-сь

помещиками. Сами грамоты удостоверяли мировые посредники, которые сглаживали конфликты между крестьянами и помещиками.

После заключения уставной грамоты крестьяне получили надел. С помощью надела менялся правовой статус крестьянина. Он переходил в разряд временнообязанного. Это предполагало, что земля еще собств-ть помещика. И за пользование землёй крестьянин несет повинность.

Самодержавие хорошо подготовило реф-му с целью компенсировать потери помещиков:

1) был произведен передел земли, вся тер-рия страны была разделена в зависимости от качества земли на несколько обл-й, для каждой гос-вом был установлен обязательный надел.

2) Размер надела определялся в рез-те переговоров конкретного помещика со своими крестьянами.(в этом смысл Уставной грамоты)

Итог: Крестьянская реф-ма была крайне непоследовательной. Она ликвидировала такой феод-й пережиток,как крепостничество. Но она сохраняла в неизменном виде крепостную общину.

К концу 19 века большая часть бывшей помещичьей земли фактически перешла к новой соц. группе – русской буржуазии.


7. Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы. Их роль в становлении местного самоуправления .

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии).

К 1-й курии (уездных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков).

Ко 2-й курии (городских избирателей).

3-я курия (выборные от сельских общин). На волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве.

Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии.

Земская реформа имела много противников. Причина: по законодательству Российской империи любая полит. деят-ть была запрещена! Она считалась исключительной компетенцией правительства. Земства – это органы самоупр-ния, => аппарата. В связи с этим правит-во опасалось, что на основе земств сформируется полит-я сила, которая станет в оппозицию правительству.

Чтобы избежать подобной ситуации, был введен ряд ограничений:

1) в значительной степени д-ть земских органов контролировалась губернатором;

2) земские органы самоупр-я создавались только в отдельных губерниях;

3) отсутствовало общероссийское земство и самоуправление на уровне волости;

4) земству одной губернии запрещалось вступать в контакты с земскими учреждениями др. губерний.

Земства сыграли огромную роль в развитии местной экономики. Для нормального сущ-ния земства и для решения своих задач был учрежден специальный налог. Последствием работы земств являлось то, что сформировалась новая соц. группа – земская интеллигенция. Это прежде всего врачи, учителя, статисты.

16 июня 1870 г. было утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского самоуправления, избравшиеся населением сроком на 4 года.

Распорядительным органом городского сам-ния являлась Городская дума, исполнительным – Городская управа , которую возглавлял городской голова

Гласных в Гор.думу могли избирать только плательщики городских налогов (домовладельцы)

Все избиратели делились на 3 курии:

1. крупные налогоплательщики

2. средние налогопл-ки

3. мелкие собственники


Главное противоречие в развитии российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все больше показывает свою экономическую несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлющим, охватывая все важнейшие сферы экономики.

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной организацией производства. Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда и работает с необычайной гибкостью и изворотливостью в сложных условиях, когда ему препятствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество, мешающее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутренний рынок. Победа буржуазного производства обеспечивается применением наемного труда и введением машин. Мануфактура сменяется фабрикой. В данный период начинается промышленный переворот. С 1825 по 1860 гг. число крупных предприятий обрабатывающей промышленности и занятых в ней рабочих возросло втрое. И не случайно в этой промышленности к 1860 г. 4/5 рабочих были уже наемными. В то же время во всей промышленности доля крепостных рабочих составляла еще 44%.

Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества. Попытки применения машин в крепостной промышленности наталкиваются на низкий профессиональный уровень крепостного рабочего, а главное, на его нежелание работать, поскольку он заинтересован не в повышении производительности труда, а как раз наоборот - в экономии своего труда, попросту говоря, в том, чтобы работать как можно меньше.

Нарушение закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил видно и в сельском хозяйстве.

В XIX в. Западная Европа все более нуждается в русском хлебе. С 1831 по 1860 гг. среднегодовой вывоз хлеба из России вырос с 18 млн. до 69 млн. пудов. При этом рос и внутренний рынок: сбыт хлеба на нем в 9 раз превышал экспорт. Между тем урожайность зерновых в начале века составляла в среднем - 2,5 (т.е. 1 мешок посевного материала приносил 2,5 мешка собранного зерна). Следовательно, урожайность существенно не отличалась от той, что была и века назад.

Помещики разнообразными средствами пытаются увеличить товарность своих имений. Одни это делают путем еще большего нажима на крестьянина. В «образцовом» имении графа Орлова-Давыдова была строго регламентирована вся жизнь крепостного крестьянина, для чего было издано специальное Уложение. Этот вотчинный «закон» предусматривал сложную систему наказаний за нерадение крестьян к работе и даже за невступление в брак в положенные сроки: помещику нужно постоянное пополнение рабочей силы.

Другие помещики пытаются повысить доходность своих имений путем нововведений, но и это не дает им успеха. Нововведения терпят крах из-за той же незаинтересованности крестьянина в своем труде.

Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост классового сопротивления. После некоторого затишья в самом начале века растут крестьянские волнения, особенно усиливающиеся в определенные моменты. Так, после Отечественной войны 1812 г., породившей некоторые иллюзии в крестьянстве, разлилось широкое возмущение крестьян, когда их надежды на облегчение жизни не оправдались. Новая волна крестьянских выступлений прокатилась в связи с вступлением Николая I на престол. Только в 1826 г. было зарегистрировано 178 крестьянских выступлений. В конце царствования Николая количество крестьянских волнений выросло в 1,5 раза.

Все большее развитие буржуазных отношений в экономике, кризис крепостнического хозяйства не могут не найти отражения в социальной структуре общества, где в недрах феодализма вызревает капитализм.

Важнейшим моментом, определяющим изменения в общественном устройстве в этот период, является то, что вместо прежних основных классов постепенно складываются основные классы буржуазного общества - капиталисты и наемные рабочие, буржуазия и пролетариат. Формирование новых классов, как и ранее, идет за счет разложения старых. Буржуазия складывалась главным образом из купечества и верхушки крестьянства, сумевшей тем или иным путем разбогатеть. Такие крестьяне, иногда даже помещичьи, отпускались своим господином на оброк, обогащались, принося барину значительно большую выгоду, чем если бы они работали на пашне. Значительная часть ивановских фабрикантов вышла из среды разбогатевших крепостных, которые эксплуатировали десятки тысяч собственных односельчан. Российская буржуазия первой половины XIX в., растущая количественно и богатеющая, оставалась, однако, слабой политической силой. Во всяком случае, она, как и в предыдущие века, не помышляла еще о политической власти. Революционной силой российская буржуазия не была. Первыми возмутителями спокойствия России в XIX в. стали дворянские революционеры-декабристы и Герцен, а затем - революционные демократы-разночинцы.

За счет разложения старых классов складывался и пролетариат. Он образовался из ремесленников и городского низа, но главным источником его формирования было опять же крестьянство. Помещики преимущественно нечерноземных губерний, как уже отмечалось, часто отпускали своих крестьян на заработки под условием уплаты оброка. Эти крестьяне поступали на фабрики и заводы и эксплуатировались как наемные рабочие.

Широкое распространение имела и такая форма капиталистической организации производства, когда предприниматель раздавал работу по крестьянским избам, не заботясь, таким образом, ни о помещении, ни об оборудовании. Крепостной крестьянин становился рабочим, даже сам не замечая этого.

Формирование новых общественных классов порождало и принципиально новые классовые антагонизмы, борьбу труда с капиталом. Уже в 30-40-е годы возникает рабочее движение. Царизму приходится учитывать этот новый фактор в своей политике: в 1835 и 1845 гг. издаются первые законы о труде, охраняющие элементарные права рабочих, хотя и в ничтожной степени.

Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Деление общества на сословия оставалось в принципе незыблемым. Несмотря на все сдвиги в экономике, правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку растущей буржуазии. В 1832 г. было введено новое состояние в составе сословия городских жителей - почетное гражданство. Почетные граждане были неподатным сословием, по своему статусу близким к дворянству. Эта уступка буржуазии имела и цель оградить дворянство от проникновения в него социально чуждых элементов, поскольку замкнутость дворянского сословия усиливается. В 1810 г. Александр I разрешил верхушке купечества приобретать у казны населенные земли, специально оговорив, что это не дает, однако, покупателю никаких дворянских прав. В то же время еще в 1801 г. была запрещена раздача дворянам новых имений. При Николае I принимаются меры к тому, чтобы затруднить приобретение дворянства по службе. В 1845 г. были резко повышены требования к государственным служащим, претендующим на дворянство. Для приобретения потомственного дворянства теперь нужно было дослужиться до штаб-офицерского звания в армии и до 5-го класса по штатской службе. Среди самих дворян было установлено неравноправие в зависимости от имущественного положения в пользу, разумеется, наиболее крупных, богатых помещиков. В 1831 г. был введен порядок, по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и крестьяновладельцы, другие голосовали лишь косвенным путем. Надо сказать, что имущественное положение дворянства было весьма неоднородным. Во второй четверти XIX в. дворян было свыше 250 тыс., из них около 150 тыс. не имели крестьян, свыше 100 тыс. сами занимались хлебопашеством.

Экономическое развитие страны, крестьянское движение заставили сделать некоторые шаги к ослаблению крепостного права. Даже шеф жандармов Бенкендорф писал царю о необходимости постепенного освобождения крестьян. В 1803 г. был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 г. было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г. крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество. Очевидно, что эти шаги к раскрепощению крестьян существенных изменений в их правовое положение не внесли. Важно лишь отметить, что в законодательстве о крестьянстве опробовались институты, которые потом будут использованы в крестьянской реформе 1861г. (выкуп земель, «обязанное состояние» и пр.).

Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим. Россия, с незапамятных времен бывшая полиэтническим государством, в данный период стала еще более многонациональной. В нее входили районы, стоявшие на разных уровнях экономического развития, и это не могло не отразиться на социальной структуре империи. Вместе с тем все вновь вступавшие в Российскую империю территории типологически относились к феодальной формации, хотя и на разных ступенях развития. Следовательно, классовая и сословная структура их была в принципе однотипной.

Присоединение новых территорий к России означало включение инонациональных феодалов в общую структуру российских феодалов, а феодально-зависимого населения - в состав эксплуатируемых. Однако такое включение проходило не механически, а имело определенные особенности. Еще в XVIII в. царское правительство предоставило все права российского дворянства прибалтийским баронам. Больше того, они получили привилегии даже в сравнении с русскими дворянами. Права русских первоначально получили и польские феодалы. Молдавские бояре в Бессарабии также приобрели права российских дворян. В 1827 г. такие права получили и грузинские дворяне. В XIX в., как и раньше, на государственную службу принимались лица вне зависимости от их национальной принадлежности. В формулярных списках чиновников даже не было графы о национальности.

Что касается трудящихся, то инонациональные крестьяне имели определенные преимущества перед великорусскими. В Прибалтике раскрепощение крестьян было проведено раньше, чем в Центральной России. Личная свобода сохранилась за крестьянами Царства Польского и Финляндии. Молдавским крестьянам было предоставлено право перехода. В Северном Азербайджане царское правительство конфисковало земли непокорных феодалов, составлявшие 3/4 всех земельных владений края. При этом крестьяне, жившие на таких землях, освобождались от повинностей своим прежним феодалам и перешли на положение казенных крестьян. Права казенных крестьян получили и казахи. Больше того, им было разрешено переходить в другие сословия. Было запрещено рабство, все еще имевшее место в Казахстане. Казахское население было освобождено от рекрутчины, тяжким гнетом давившей русских крестьян.

Таким образом, инонациональные крестьяне от присоединения к России или выиграли, или, по крайней мере, ничего не проиграли.

Что касается господ, то их интересы чем дальше, тем больше начинают сталкиваться с интересами русских феодалов, а это порождает определенную волну местного национализма. Правда, царизм вел довольно гибкую политику по отношению к инонациональным феодалам, стараясь привлечь их на свою сторону, и это в большинстве случаев ему удавалось.

Изменения в государственном механизме

В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха.

Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. Русский посол в Лондоне граф С. Р. Воронцов в 1801 г. в частном письме писал: «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов».

Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта - М. М. Сперанского, а позже- Η. Η. Новосильцева. Несмотря на то, что они были составлены с расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.

Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость реформ обусловливалась двумя основными обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и буржуазной революции на Западе требовало приспособить государственный аппарат так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворянство, его верхушка, в том числе и верхи чиновничества, хотели держать императора в своих руках, чтобы он не вздумал посягнуть на их классовые привилегии, объективная необходимость ограничения которых давно назрела.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

Получив от императора поручение разработать проект преобразования государственного механизма, М. М. Сперанский предложил создать Государственную думу - представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. был создан.

Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с тем в «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в Совете.

Еще раньше были реформированы органы отраслевого управления. Петровские коллегии уже на протяжении XVIII в. постепенно захирели. Принцип коллегиальности, существовавший в этих органах, все больше заменялся единоначалием их президентов, а сами коллегии при Екатерине II одна за другой упразднялись. В самом начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления - министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. «Общим учреждением министерств». Создавались министерства иностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств на протяжении периода менялся.

Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Он был как бы самодержцем в своей сфере деятельности.

Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Правда, положение о нем было издано десять лет спустя, в 1812 г. Это был совещательный орган при царе, имевший, прежде всего межведомственные и надведомственные функции, т. е. он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. Кроме того, у него был еще собственный круг полномочий, в частности. Комитет наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Государственного совета, министры, главноуправляющие ведомствами, государственный секретарь.

Учреждением, в котором наиболее ярко отразился абсолютистский порядок устройства высших органов управления, явилась Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае она фактически стояла над всем аппаратом управления. Судьбы государства вершила небольшая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя. При Николае I в этой канцелярии было создано 6 отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно пресловутое III отделение, ведшее борьбу с революционными и вообще с прогрессивными настроениями в обществе. Ему был придан корпус жандармов, шефом которого считался главный начальник III отделения. Вся страна была разбита на жандармские округа.

Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на престол Александр I упразднил тайную экспедицию, существовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением. После Тильзитского мира этот комитет был преобразован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем. В конце царствования Александра I создаются органы политической слежки и в армии.

Другого рода известность получило II отделение императорской канцелярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законодательства России.

Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений.



Население делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели.

1)Дворянство: господствующее население. Добавлялось право владеть заводами и фабриками в городах. Но гос взгляд на дворян как на служилое сословие сохранял силу. В 19 столетие продолжала действовать «табель…», открывшая доступ в дворянство выходцам из других сословий. Для чиновников вводился образовательный ценз. Была поднята планка приобретения дворянства потомственного чина(статский советник 4 класс и полковник по военной службе 5 класс).

2)Духовенство: делилось на черное и белое(лишено права приобретения крепостных людей с землей и без земли), а белое - на священнослужителей(в 1801 освобождены от телесных наказаний) и церковнослужителей. В 19 столетие допускался выход из духовного сословия, безместное духовенство рекрутировалось на военную службу. Запрещалось заниматься торговлей, промышленностью. Пострижение в монашество обязывало передать свое родовое имение законным наследникам. Пострижение в монашество мужчинам раньше 30, а женщинам 40 не разрешалось.

3)Сельские обыватели: российское крестьянство делилось на гос, дворцовых, посессионых, помещичьих(находились на положение рабов). 1803 20 февраля «Указ о вольных хлебопашцах» - разрешалось помещикам освобождать своих крестьян как за выкуп, так и без выкупа, но с обязательным наделением землей, которая закреплялась в их собственности. В 1840 свободу получили посессионный крестьяне. В 1841 было покончено с работорговлей. 1848 вышел указ, разрешающий крепостным людям приобретать в собственность земли, дома, лавки, недвижимое им-во.

4)Городские обыватели: в 1832 указом было учреждено почетное гражданство(освобождались от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от подушного оклада). Делилось на личное(выпускники университетов, художники с аттестами, дети купцов 1 и 2 гильдии, выпускники гимназий с золотой и серебряной медалью) и потомственное гражданство (ученым со степенью доктора/магистрата, артиста 1 разряда, купцам состоявшим в 1 гильдии 10 лет, во 2 – 20 лет, купцам с орденами). Почетноегра-во приписывалось сенатом. Купечество и так обладало привилегиями. К мещанству относились мелкие торговцы, ремесленники, домовладельцы.

Систематизация российскогозако-ва в пер. половине 19в. М.М.Сперанский.

Специальная комиссия под руководством П.В. Заводского для составления российского законодательства. Ключевую роль в работе комиссии сыграл М.М. Сперанский. В результате 3 проекта: граж., уголов., тор.уложений. Положительно результата не было.

1826 при канцелярии императора было создано 2 отделения для составления кодификации законодательства профессор М.А. Балусьянский, привлечен Сперанский.

1этап: создание полного собрания законов РИ. 1826-1830 4 томов – акты, 6 томов – справочные материалы, 31 тыс нормативных актов. В ПСЗ вошли все акты, написанные с 1649, включались действенные акты и недейственные (акты ФУС). Принцип хронологический;

2 этап: создание Свода законов РИ. 1830-1832 15 томов, только действующих актов. В основу построения томов отраслевой принцип.

31 января 1833 Николай 1 издал манифест об издании Свода законов РИ, в соответствии с которым свод объявлялся действующим источником права с 1 января 1835. Кодификация/инкорпорация – новые акты, старые изменяются, переработка. СЗ с 1835 до октября 1917.

Достоинства: послужил началом формирования основных отраслей Рос. Права; сделал доступными нормы рос.зак-ва для судей, чиновников. Минусы: содержалось немало устаревших норм.

Главная идея Сперанского – собрать все акты, выбрать действующие, применить отраслевые кодексы(уложения). 1845 принять уложения о наказаниях уголовных и исправительных (УК).

33. Гражданское право по СЗ РИ 1832. (учебник Егорова 284 + лекция).

34. Семейное право по СЗ РИ 1832. (учебник Егорова 296 + лекция).

В первой половине XIX веке Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все; нити управления в своих руках. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

Дворянство , как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.

Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу. С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.

Купцы и мещане составляли всего несколько процентов населения.

На особом положении находилось казачество - военизированное сословие, выполнявшее функцию охраны приграничных территорий государства.

С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя - вольнонаемных рабочих . На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

Во второй половине XIX социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы и развитием капиталистических отношений.

Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.


Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам . Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Быстро росла буржуазия , которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Получив в 1861 г. свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина. Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его. Оно шло замедленными темпами. Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты и полуразорившегося крестьянства.

Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата . Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами..