Рефераты        25.01.2022   

Как генерировать оригинальные творческие идеи по любому вопросу. Генерировать - это давать идеям свободу

Почем так актуален вопрос креативности в наше время? Если раньше продвижением продуктов работы художников, поэтов, или музыкантов занимались или они сами, или же их спонсоры, то теперь все обстоит немного иначе. Теперь для того чтобы достичь самореализации, необходимо по меньшей мере продемонстрировать свои качества потенциальному работодателю. И затем адаптироваться к тем требованиям, которые предъявляются в каждой компании. Кроме идеи для творчества должны уметь и представители многих профессий, и обычные люди для решения повседневных задач.

Часто музыканты, поэты, дизайнеры сталкиваются с проблемой застоя в своей деятельности. Каким бы проектом они ни занялись, к ним приходят лишь однообразные схемы решения тех или иных проблем. Тогда перед ними встает задача научиться создавать идеи для творчества. К счастью, для этого придумано немало техник.

Воля случая в помощь творцам

Одна из самых распространенных является так называемая методика слов. Она заключается в следующем: для решения определенной проблемы человеку необходимо подобрать определенное количество случайных слов. И подумать, каким образом они могут быть связаны с потенциальным решением. Для этого можно воспользоваться словарем. Иногда достаточно открыть книгу на случайной странице. Главный принцип - не следует отказываться от того или иного слова, если поначалу оно не вызывает никаких ассоциаций. Чтобы пользоваться этим методом, нужно проявить упорство и настойчивость.

Правильно сформулировать вопрос - половина пути

На это обращали внимание многие ученые. При неверной формулировке вопроса вероятность нахождения правильного ответа весьма мала. Например, совершенно непродуктивным будет вопрос «Когда же мой ребенок возьмется за ум?». То, что может реально принести пользу, будет выражено по крайней мере с помощью вопроса: «Как я могу мотивировать его заниматься определенными предметами? Что и как может в действительности заинтересовать моего малыша?».

Свобода идеям

Как еще можно научиться создавать новое беспрепятственно? не терпят закрепощения. Если человек трудится над решением задачи, которое должно быть креативным, предельно важно в такие моменты не ограничивать себя. Нужно сделать так, чтобы поток идей мог генерироваться в режиме «нон-стоп». А это требует умения на какое-то время лишить права голоса внутреннего критика. Если этого не сделать, то многим гениальным идеям можно попросту не дать шанса даже на рождение.

Генерирование идей никогда не должно превращаться в рутину. При малейшей подобной тенденции необходимо переключится на другие сферы, поскольку в противном случае этот вялотекущий процесс не принесет плода. Сама идея брэйнсторминга, в процессе которого группе позволено высказывать любые, даже самые нелепые предположения, построена на данной концепции свободного потока.

Вывернуть все наизнанку

Еще одним способом генерировать новые идеи для творчества является так называемая техника «проблема наоборот». В чем она заключается? Для того чтобы найти решение для определенной задачи, нужно заняться поиском антирешения. Несмотря на кажущуюся абсурдность, этот способ быстро позволяет выявить те действия, которые будут совершенно неэффективными в работе с данной проблемой.

Например, у супружеской пары имеются определенные конфликты или недоразумения. Как им кажется, они не могут найти выхода из бесконечных ссор. Применяя на практике метод «проблема наоборот», супруг или супруга могут спросить себя: «Какие мои действия еще более ухудшат наши отношения?». Таким образом, сразу станет понятно, какого рода слова или поступки «раскачивают» семейную лодку и способствуют ссорам и хаосу.

Способ змеек и лесенок

Данный способ является еще одним оригинальным способом решить насущные проблемы и генерировать интересные идеи для творчества. Он не занимает много времени. Но при этом позволяет посмотреть на проблему свежим взглядом. В чем его суть? На листе бумаги необходимо отметить две точки. Первая - это исходное положение человека, у которого имеется определенная проблема. Оно располагается в правом нижнем углу листа. Проблема может быть сформулирована как угодно. Но чаще всего она выражается в виде вопроса. Например, «Как мне улучшить взаимоотношения с коллегами?», «Как вкуснее сварить борщ?» и т. д.

В левом верхнем углу расположена точка, где находится желаемая цель. Далее необходимо нарисовать определенное количество лестниц и змеек, - обычно по пять штук. Это число является оптимальным. Пять лесенок будут обозначать пути решения проблемы. Пять змей - препятствия к их достижению. Помимо этого, нужно продумать, каким образом должны быть упрочнены лестницы, чтобы ускорить приближение к цели. И как можно ослабить или укоротить змей.

Итак, решение любой проблемы может оказаться увлекательным процессом, превращаясь из непосильной и трудной задачи в настоящую игру. Перечисленные способы могут использоваться в работе с любыми трудностями и в каждой жизненной сфере - начиная от руководства корпорациями и заканчивая необходимостью выработать идеи для детского творчества. Универсальность способов позволяет пользоваться ими практически везде.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мыслить нестандартно, находить новое в обыденном, выдавать идеи - умения, без которых теперь не обойтись. Говорят, талантливыми людьми рождаются, но специалисты в области креативного мышления утверждают обратное, считая, что эти навыки может развить каждый.

сайт предлагаетподборку эффективных упражнений для тренировки творческих способностей, которые пригодятся в любой созидательной деятельности.

1. Утренние страницы

Способность генерировать идеи неразрывна со способностью четко и быстро формулировать свои мысли. Чтобы развить ее, Джулия Кэмерон , один из самых известных экспертов в сфере развития творческих способностей, рекомендует упражнение «Утренние страницы». Каждое утро перед завтраком записывайте свои мысли и переживания на трех страницах. Писать нужно все, что пришло в голову именно в эту минуту.

Техника позволяет избавиться от мысленного «мусора». Выгруженные на бумагу мысли освобождают в голове место для новых идей. В процессе написания может сложиться план решения дела, на которое долго не хватало времени.

Важно не перечитывать написанное и не давать никому читать. Лучше сразу сложить в конверт и убрать. По словам Джулии Кэмерон, такая практика позволяет выключить внутреннего цензора и критика, позволяя творческому потоку не останавливаться.

2. Меняйте привычное

Каждый день, совершая одни и те же действия, следуя одними маршрутами, мы ставим мозг на авторежим, закрывая вход новым идеям. Чтобы запустить мышление, попробуйте поменять привычный маршрут до работы, приготовьте на ужин необычное блюдо, послушайте новую музыку.

Даже использование «неосновной» руки способствует большей активации обоих полушарий мозга . Арт-терапевт Лючия Капачионе в своей книге «Сила другой руки» отмечает, что, когда возникает диалог между левым и правым полушариями мозга, мысли и эмоции становятся более выраженными и понятными.

3. Создавайте свои ритуалы

Изменять привычки в повседневных делах полезно, а вот в момент творчества - составления проекта, создания картины или написания статьи - следует придерживаться привычных действий.

Стивен Кинг в своем автобиографическом романе «Как писать книги» подчеркивает важность распорядка и правил в творческом процессе. Мозг запоминает окружающую обстановку во время своей созидательной активности и в очередной раз подключит воображение в нужный вам момент. Писатель отмечает, что нужно терпение: если не получится в 1-й раз, то в 10-й точно выйдет.

4. Творческое свидание

Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника» предлагает упражнение «Творческое свидание». Раз в неделю посвящайте время любимым занятиям. Для начала составьте список дел, которые приносят вам радость. Кататься на роликах, печь пироги, читать стихи - все, что угодно, на что обычно не удается выделить время.

Важно, чтобы на таком свидании вы были наедине с собой. Можно сходить в магазин тканей или в цветочный, смонтировать мини-фильм из семейных съемок или прогуляться по городу с фотоаппаратом.

Смысл творческого свидания в том, чтобы найти для себя что-то новое и вдохновляющее.

5. Больше физической активности

Аэробные занятия «вытаскивают» лучшие идеи и мысли из глубин нашего мозга. Согласно исследованиям , во время физической активности мышление становится шире, значительно повышается настроение. Лучший пример в подтверждение исследования - это Альберт Эйнштейн, которому пришла идея теории относительности во время езды на велосипеде.

Бег, плавание, спортивная ходьба, катание на коньках - выберите то, что нравится именно вам.

6. Временно ограничьте чтение

Джулия Кэмерон предлагает бороться с творческим застоем с помощью недельного воздержания от чтения. Когда поток информации атакует наш мозг ежесекундно, это достаточно трудное задание. Но, по мнению писательницы , перестав тратить время на чепуху, мы возвращаемся в мир чувств. Ограничивая поток, впускаемый в себя из книг и интернета, как награду мы получим внутренний поток в виде наших собственных мыслей, чувств и идей.

Интернет на этот период лучше отключить, чтобы по привычке не открыть новостную ленту. В это время можно заняться делами по дому, которых всегда найдется немало: пересадить цветок, помыть окна или разобрать вещи в шкафах.

7. Ассоциации

Упражнение, не требующее никаких специальных инструментов для его выполнения. Находясь в своей комнате или в рабочем кабинете, осмотритесь и выберите любой предмет. Далее придумайте 5 подходящих прилагательных к нему. Например, косметичка. Тканевая, красная, маленькая, удобная, яркая. Если придумаете больше, это только плюс.

Теперь немного сложнее: придумайте 5 прилагательных, не подходящих предмету. Например, косметичка вкусная, таинственная, соленая, деревянная, компьютерная. Если прилагательных получается больше, не останавливайте фантазию.

8. Метод «6 шляп»

Британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно в своей методике «6 шляп» предлагает параллельное мышление как способ решения творческих задач.

Все шляпы разноцветные, и каждый цвет имеет свое значение. Так, примеряя белую шляпу, мы сосредотачиваемся на имеющейся в нашем распоряжении информации. Пытаемся понять, каких данных недостает, где их найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Красная шляпа включает интуицию и чувства. В черной шляпе нужно стать пессимистом, прогнозируя плохой исход дела. Желтая шляпа подразумевает, наоборот, позитивный взгляд на проблему. Зеленая шляпа отвечает за поиск необычных идей и неординарных взглядов. Синяя - шляпа руководителя.

Многие творческие люди в кризисные моменты ссылаются на отсутствие вдохновения и музы. Однако Стивен Кинг, автор десятков успешных романов, всегда придерживается мнения, что музу ждать не стоит, и она непременно придет в процессе.

Вместо того чтобы беспокоиться об успешности или провале своей идеи, начинайте действовать.

А какие методы для развития творческого мышления используете вы? Поделитесь в комментариях!

Не знаете, чем удивить гостей на следующем мероприятии? Поверьте, нехватка оригинальных идей не повод сомневаться в собственном таланте, ведь даже у гениев бывают периоды творческого застоя. Вместо того чтобы расстраиваться, лучше обратитесь к советам, которые вернут вдохновение и направят мысли в нужное русло.

Количество имеет значение

Первый способ найти блестящее решение — это иметь как можно больше идей.

Если у вас 100 идей и 99 из них неудачные, у вас еще есть шанс выиграть

К сожалению, многие из нас ошибочно верят, что отличная мысль приходит из ниоткуда, и все великие люди наделены даром генерировать выдающиеся мысли без особых усилий.

Пора взглянуть правде в глаза: любые успехи достигаются благодаря кропотливому труду. Перед тем как стать известным, Эйнштейн опубликовал сотни научных работ на самые разные темы, и лишь малая их часть принесла ему настоящее признание.

Взгляд в себя

Разберитесь в собственных интересах и целях.

В погоне за очередной грандиозной идеей люди чаще всего смотрят на вещи глобально вместо того, чтобы обратить взгляд внутрь себя

Некоторые успешные проекты начались с того, что людям просто-напросто хотелось подобрать для себя более дешевый отель или выстроить интересный маршрут для прогулки.

Прежде чем планировать мероприятие, подумайте, как бы вы сами мечтали провести время, какие закуски предпочитаете на банкете, что раздражает, а что, наоборот, вызывает положительные эмоции в мероприятиях подобного формата. Знание себя поможет найти верные организационные решения.

Привычка записывать

Привычка фиксировать идеи убережет вас от собственной забывчивости.

Записывайте мысли. Это не займет много времени, особенно сейчас, когда под рукой всегда есть смартфон или планшет

Воспользуйтесь специальным приложением для заметок или носите с собой блокнот. Нужно быть готовым, ведь вдохновение — неожиданный гость.

Примерно раз в неделю просматривайте накопившийся список идей, концентрируясь на главных и вычеркивая те, которые с течением времени утратили свою актуальность.

Мир вокруг вас

Пытаясь сформулировать важную мысль, почти все из нас склонны углубляться в себя.

Оторвавшись от экрана компьютера хотя бы на пять минут, можно придумать гораздо больше идей, чем после часа рутинной работы

Происходящее вокруг нас может стать отличным вдохновляющим фактором. Сидя за работой в кафе, попробуйте составить небольшой рассказ о посетителях или о том, что происходит за окном. Чем больше информации анализирует ваш мозг, тем больше идей он способен генерировать.

Шокотерапия

Привыкая к определенным ритмам, мозг начинает работать на автопилоте, от этого свежие идеи посещают голову все реже и реже.

Полезной шокотерапией будет нарушение устоявшегося распорядка

К примеру, если вы привыкли спать до обеда, попробуйте проснуться рано утром. Возможно, вы испытаете некий дискомфорт, зато полученная встряска направит работу мозга в нужное русло.

Вырваться из привычного круга помогут путешествия, занятия спортом и учеба. В качестве бонуса вы получите кучу свежих идей и хорошее настроение.

Каракули

Причудливые рисунки, которые мы оставляем в блокноте в процессе размышлений, являются не просто бессмысленными каракулями, а способом развития таких когнитивных функций, как память и внимание.

Так что пустите разум в свободное плавание, и он обязательно найдет ответ на все животрепещущие вопросы.

Пробы и ошибки

В Японии существует пословица: «семь раз упади, на восьмой раз встань».

Неудача — лишь часть процесса. Все успешные люди прошли через неудачи

Не бойтесь проигрыша: с первого раза вряд ли что-то получится. Вместо того чтобы оплакивать собственную несостоятельность, лучше проведите работу над ошибками и впредь не допускайте их.

Хорошим способом упорядочить полученный опыт будет составление списка ошибок и правильных решений. Постепенно вносите в две колонки идеи, которые принесли успех и способствовали неудаче. По мере того, как список удач будет расти, колонка с ошибками потеряется на его фоне.

Новые впечатления

Новые впечатления идут рука об руку с креативностью и свежим взглядом на вещи.

Чем больше вы путешествуете и чем больше нового узнаете, тем больше идей рождается в вашей голове

Не обязательно сразу же пускаться в кругосветное путешествие. Достаточно сходить на спектакль, завести разговор с незнакомцем или устроить прогулку по местам в городе, где вы еще ни разу не были.

Отдых и медитация

Когда усталость дает о себе знать, и вас не покидает чувство творческой опустошенности, сделайте паузу, посвятив время приятным занятиям. Даже если перед глазами маячит дедлайн и времени на отдых совсем нет, найдите для себя хотя бы пять минут.

Огромные дозы кофеина не помогут достичь желаемого результата. Вы будете фонтанировать идеями, но ни одна из них, в итоге, не будет полезной

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы и поставленные задачи, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы. Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии. Например, в товарной политике поиск идей заключается в постоянном, систематическом поиске возможностей создания новых товаров, включая выявление источников новых идей и методов их создания.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки, что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением либо являются слишком рискованными.

К основным источникам идей относятся: потребители (информация поступает на основе опросов, наблюдения и эксперимента, а также рекламаций), исследовательские лаборатории, отдельные ученые и эксперты, конкуренты, торговый персонал, рекламные агентства, эксплуатирующие и сервисные организации, участники групп, применяющих творческие методы генерирования идей.

Мозговой штурм.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы.

Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей.

Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное -- количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей.

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.

Так же этот метод называют «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно (Edward de Bono). В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление -- это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

В групповой работе самая распространенная модель -- определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Ментальные карты.

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) -- это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи. В этой теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память. Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Синектика.

Синектика - наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества, предложенная Вильямом Гордоном и Джорджем Принцем (William Gordon, George Prince). Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе применены четыре вида аналогий:

Прямая аналогия.

Рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. П. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. П.

Символическая аналогия.

Требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) -- весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

Фантастическая аналогия.

Необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Личная аналогия (эмпатия).

Позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Основные инструменты синектики - это аналогия или метафора. Подход часто используется рабочими группами и может помочь участникам в нахождении творческих ответов при решении задач и исследовании проблем. Она помогает пользователям разбить существующие умственные устои и освоить абстрактное мышление, а так же увидеть старые проблемы в новом свете.

Синектика очень похожа на метод мозгового штурма. Основное отличие синектики от мозгового штурма - это большая упорядоченность и строгость. Это может показаться странным, пытаться упорядочить процесс творчества, тем не менее, множество людей, участвуя в открытой форме мозгового штурма, чувствуют себя подавленными. Синектика предоставляет руководство к генерации новых идей. Она более требовательна к процедуре постановки задачи, чем метод мозгового штурма, ввиду наличия множества шагов, этот процесс более сложный и требует больше времени и усилий.

Метод фокальных объектов.

Способ генерации идей, известный как "метод фокальных объектов", обычно используется как изобретательская методика, но не менее успешно он может быть применен и для других целей - например, в журналистике для выбора темы статьи. Метод изобретен Чарльзом Вайтингом (Charles Whiting).

Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания.

В первую очередь строится таблица. В верхнюю строку таблицы заносится объект, который необходимо разработать или о котором Вы хотели бы написать статью. Это может быть любой объект, относящийся к определенной области специализации. Затем случайным образом берутся три произвольных объекта. Это могут любые три существительных, которые вы видите перед собой или же подобранные при помощи словаря, книги и т.п. Далее под каждым из трех выбранных вами слов записываются приходящие в голову свойства, характеристики, определения.

На последнем этапе Вы должны попробовать связать выбранный Вами объект поочередно с каждым из слов в таблице и подумать, говорит ли Вам о чем-нибудь получившееся словосочетание, вызывает ли оно у Вас какие-то ассоциации.

В течение четверти часа "метод фокальных объектов" позволяет породить десяток-другой идей, из которых в итоге можно будет отобрать одну-две, которые будут разрабатываться дальше.

В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.

К отрицательным сторонам -- невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

Морфологический анализ.

Морфологический анализ -- пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Фрицом Цвикки (Zwicky, Fritz). Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

Морфологический анализ основан на построении таблицы (морфологический ящик), в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

Точно сформулировать проблему.

Определить важнейшие элементы объекта.

Определить варианты исполнения элементов.

Занести их в таблицу.

Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

Выбрать оптимальный вариант.

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

Метод проб и ошибок.

Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод тыка) -- форма научения, в 1898 г. описанная Э. Торндайком (Thorndike, Edward Lee) как основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Метод проб и ошибок является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

Достоинства метода:

Этому методу не надо учиться.

Методическая простота решения.

Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

Недостатки метода:

Плохо решаются задачи средней сложности (более 20--30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).

Нет приёмов решения.

Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.

Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.

Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому не ясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?

Требуются большие большие затраты времени и волевых усилий при решении трудных задач.

Считается, что для метода проб и ошибок выполняется правило -- «первое пришедшее в голову решение -- слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неприятной неопределенности и делает то, что пришло в голову первым.

МПиО -- аббревиатура, обозначающая метод проб и ошибок. Часто встречается в текстах, так или иначе связанных с Теорией решения изобретательских задач. В ТРИЗ метод проб и ошибок рассматривается как эталон неэффективности. Для оценки какого-либо другого эвристического метода его сравнивают с МПиО. Так как МПиО -- это метод перебора вариантов, то можно количественно определить число вариантов при использовании МПиО и сравнить с ним какой-либо другой эвристический метод. Такое математическое исследование предполагает, что количество необходимых вариантов обратно пропорционально эффективности метода и прямо пропорционально времени нахождения решения при его использовании. Однако точные количественные и статистические исследования проводятся редко. В ТРИЗ ограничиваются приблизительной количественной оценкой эффективности по уровням изобретательских задач (Ю. П. Саламатов).

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ-- теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году -- это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  • - решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  • - прогнозирование развития технических систем;
  • - развитие творческого воображения и мышления;
  • - развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки

Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы -- такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.

Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, все должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию проблемы:

Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?

Какие связи являются вредными, мешающими, какие -- нейтральными, и какие -- полезными?

Какие части и связи можно изменять, и какие -- нельзя?

Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие -- к ухудшению?

В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области и сегодня использутся в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).

Вывод: Для успешного управления компанией управленцам необходимо знать методы психологической активизации мышления человека, методы систематизированного поиска идей и методы целенаправленного решения творческих задач. С каждым годом все более востребованным становится умение иррационального подхода к решению задач. Наличие творческих способностей у человека и умение их развивать и применять высоко ценится среди руководителей всех компаний мира, от крупных корпораций до фирм с малым количеством персонала. В связи с этим руководители заинтересованы в усовершенствовании навыков персонала. Мною были рассмотрены 7 наиболее популярных и эффективных методов: мозговой штурм, мыслительные колпаки Эдварда Де Боно, ментальные карты, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод проб и ошибок, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Результаты данных методов различны. Чтобы правильно выбрать один из методов и добиться максимально положительного результата, необходимо четко определять задачи и цели коллектива, а так же необходимо учитывать размеры творческой группы предприятия и наличие в ней креативных лидеров. Последнее время во всем мире стали популярны программы для повышения эффективности творческой деятельности. Существуют различные виды данных программ: групповые тренинги, бизнес-игры, тестирования и т.п. По мнению 84% процентов опрошенных руководителей компаний, участвовавших в программе по повышению уровня творческого потенциала персонала, результаты программы дали не только положительный эффект и сотрудники научились с легкостью генерировать новые идеи, что повысило производительность труда, но и улучшилась работа в команде, коллективы стали более сплоченными (по данным журнала «креативная экономика» октябрь, 2005).

Согласитесь, чтобы сформировать интересную, оригинальную и полезную идею, нужно изрядно потрудиться. Мозговая работа построена таким образом, что идеи и мысли витают постоянно в голове, побуждая человека к действию. Бывают мысли, над которыми не приходится сильно «думать» - в основном это мимолетные побуждения: об одежде или работе, проекте или отношении в семье. Если уж речь идет о том, как происходит генерация идей для бизнеса или научного эксперимента, существует немало методик, следуя которым можно формулировать прибыльные, оригинальные и полезные идеи. Итак, как генерировать идеи для бизнеса и стартапа, читайте в этой статье.

  1. Мозговой штурм, автор — Алекс Осборн.

Самый распространенный метод, который известен большому количеству людей, его используют даже в школах для обучения детей креативному мышлению. Это коллективный метод генерации идеи и этому есть два объяснения.

Во-первых, в коллективе расширяются возможности мышления при условии отсутствия психологических барьеров.

Во-вторых, проблемы касательно модификации идей решаются быстрее, если над ними работает группа людей.

Технология выполнения. Людям предлагается озвучить свою идею. Другие участники развивают ее без права на критику. Так, каждый по очереди имеет возможность высказаться и поучаствовать в анализе креативных идей , улучшая и совершенствуя стержень.

Особенность методики - сам процесс генерации идеи, развития и последующая критика разводится во времени. Анализ умозаключений в процессе коллективного обсуждения происходит в конце.

Второй вариант метода генерации идей «Мозговой штурм» - брейнрайтинг или "немой". Идеи не озвучиваются и не обговариваются, а записываются на листке бумаги. Этот листок передается из рук в руки, и каждый участник может внести свои соображения и дополнения к идее.

  1. Шесть шляп - автор — Эдвард де Боно.

Это метод может показаться с первого взгляда простым и не приносящим пользы. На самом деле все намного глубже, чем может показаться.

Техника выполнения. Предполагается участие более 7 человек. Каждому предлагается надеть на голову шляпы разных цветов и выполнить соответственные задания. Важным условием является правильно организовать общение в группе, исключить эмоциональное противостояние среди участников.

Для каждой шляпы прилагаются особые задания. Озвучивается одна конкретная идея и при помощи шляп участники высказывают свое мнение.

Как распределяются роли по цветам:

  1. Былая шляпа - необходимо анализировать факты и цифры. В основе - рационализм и беспристрастное объяснение и подтверждение.
  2. Черная шляпа - выявление негативных свойств, прогнозирование возможной неудачи.
  3. Красная шляпа - необходимость подключения эмоциональной оценки, основываясь на подсознательных ассоциациях.
  4. Желтая шляпа - формирование положительных сторон идеи.
  5. Зеленая шляпа - поиск нестандартных решений проблемы, в основе креативность и оригинальность для выявления альтернативы.
  6. Синяя шляпа - подведение итогов и обобщение всего высказанного участниками.
  1. Ментальные карты - автор — Тони Бьюзен.

Автор метода уверен, что в основе развития креативного мышления и мозговой активности в целом находится память и именно с ее развития следует начинать работу над генерированием идей.

Как правильно строить процесс запоминания? На лист бумаги в центр помесить ключевое понятие или слово, заключив его в круг, и от него провести ассоциативные ряды, записывая их на ветвях - создавая дерево. Также для лучшего запоминая подкреплять ассоциации и мысли графическими элементами. Таким образом выстроиться карта ассоциаций, которая полноценно формирует образ, находящийся в центре. Такое дерево или карта лучше запоминаются и дольше остаются в памяти.

  1. Синектика - автор — Уильям Гордон.

Чтобы найти креативное зерно в той или иной идее необходимо обзавестись терпением и прибегнуть к работе над аналогиями. Это поможет расширить взгляд на проблему и рассмотреть те стороны, которые скрыты с глаз. Метод синектики является одним из наилучших методов генерации идей для стартапа и бизнеса.

Техника выполнения. Идея распределяется на ключевые слова или категории и к ним подбираются аналогии, которые записываются в таблицу для удобства дальнейшей работы. Таблица делится на столбцы: первый - прямые аналогии с предметом, второй - непрямые, это может быть противоположное мнение или описание.

Для примера: объект и ключевое слово: карандаш. С какой целью этот объект рассматривается: чтобы расширить ассортимент. Прямая аналогия к слову карандаш - объемный (его вид), а непрямая - плоский (отрицание). Результат - карандаш-закладка в книгу.

  1. Метод фокальных объектов - автор — Чарльз Вайтинг.

Это нестандартная технология генерирования идей для бизнеса. На ключевой предмет (фокальный) налаживаются признаки других, случайно выбранных, объектов и в дальнейшем рассматриваются получившиеся соединения.

Для примера, что получиться, если объединить свечу как фокальный предмет и понятие «Новый год»? Включаются ассоциации: Новый год - это время бенгальских огней. Именно этот признак можно перенести на свечу. Что получится: растереть бенгальскую свечу, добавить в воск и что получиться - свеча будет гореть и искриться одновременно!

  1. Морфологический анализ - автор — Фриц Цвикки.

Ключевой предмет или слово необходимо разложить на мелкие компоненты (признаки). Из них выбрать самые главные, которые формируют именно этот объект, изменить качество этих признаков и попробовать соединить их вместе.

Для примера, цель: сформировать визитку для парфюмерной компании. Обычная форма визитной карточки - прямоугольник. Изменяя прямоугольник на треугольник и добавить запах парфюма - получиться новая форма визитной карточки компании.