Математика        03.11.2023   

Психологическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы психолого-педагогического изучения детей с овз Тестовые задания про детей с овз

Цели и задачи тестирования: это способ проверки знаний учащихся.

Тестирование на уроках позволяет провести опрос учащихся по самым разным разделам в короткий срок.

Способы тестирования могут быть разного вида.

Например раздел кулинария:

1 Предлагается вопрос и несколько ответов, необходимо выбрать один правильный .

К кофейной посуде относятся :
а) кофейник;
б) чайник;
в) молочник;
г) заварник. Ответ:а)

№2 Вставьте пропущенное слово :

1)Специальное помещение для приготовления и приема пищи, хранения продуктов называется ……………………… . (кухня) 2)Прибор для определения свежести яиц называется ……………………….(овоскоп)

3) Какой овощ содержит много витамина А …………………..(морковь )

3 Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы:

Бутерброды это холодная закуска? (да)

Яйцо всмятку варится 10 минут? (нет)

Можно хранить овощи в воде? (нет)

№4 Напишите слова ответы, количество букв в слове совпадает с количеством пустых клеток.

Основа для приготовления бутербродов. (хлеб)

Бутерброд с несколькими продуктами сверху. (сложный)

Столовый прибор для приготовления бутербродов. (нож)

5 .Отметьте буквой«С» - санитарно- гигиенические требования, БУКВОЙ «Т» - правила техники безопасности:

1) руки мойте с мылом , (С)

2) перед включением электроприбора проверьте его исправность (Т)

3 ) наденьте фартук и косынку(С)

4) включайте и выключайте приборы сухими руками (т)

6 Обвести кружком правильные ответы. Овощи, используемые для приготовления винегрета :

а) картофель;
б) капуста;
в) огурцы;
г) морковь;
д) свекла;
е) лук;
ж) чеснок.

7 соединить стрелкой соответствующий способ первичной обработки продукта:

Манная крупа- просеивают, картофель - моют, лук - очищают, гречка- перебирают, горох -замачивают.

8 Внимательно изучите картинки и выберите те предметы, которые нужны на кухне. Дайте им названия.

Ответы: 1-чайник, 2- молоток для отбивных, 4 - миксер, 5 - половник, 7- сковорода

9 кроссворд

По горизонтали:

1). Ей едят суп. ..(ложка)

2). На стол стелют…(скатерть)

3). Хлеб с маслом…(бутерброд)

4). «Яблоко любви»… (томат)

По вертикали:

1) Содержит много витаминов, ей можно украсить блюдо…..(петрушка)

2) Подготовка стола к приёму пищи… (сервировка)

3) Горячий напиток….(кофе)

10 Разгадать ребусы:


Дополнительно на занятиях я использую созданные мной игры. Н астольные игры позволяют разнообразить урок, повысить интерес учащихся к предмету, закрепить изученный материал и проверить знания учащихся.

Основные правила игры «Инструменты и оборудование»

В игре может участвовать несколько игроков, у каждого своя фишка. По очереди игроки подбрасывают кубик и делают ход в зависимости сколько точек выпало. Если фишка попала на синий кружок, следует пропустить ход, зелёный- перейти на два хода вперёд. Если фишка попадает на картинку необходимо назвать предмет и где его используют.

Например: венчик- для взбивания крема, яиц, теста; скалка -для раскатывания теста; кастрюля- для варки различных продуктов.и т.д.

Игра «Техника безопасности»

Если ваша фишка попала на картинку. Вам необходимо назвать пункт из правил по технике безопасности, которые нужно соблюдать во время работы с этим инструментом, предметом.

Если фишка попадёт на зелёный кружок - перейти на один ход назад, если выпал оранжевый кружок - перейти на два хода вперёд.

Например: изображена кастрюля и ответы - когда жидкость закипит, уменьшить нагрев; наливать в кастрюлю воду до ручек и не переливать и т. д;

Ножи- нож подают ручкой вперёд; во время работы с ножом не толкаться; во время нарезки пальцы держащие продукт, слегка подогнуть ит.д.

Игра «Овощи»

Если фишка попадает на синий кружок - игрок пропускает ход;

на сиреневый кружок- рассказать технику безопасности при работе с ножом;

на оранжевый- необходимо ответить на вопрос:

1-какие питательные вещества содержатся в овощах;

2- какими лечебными свойствами обладает картофель, какие блюда можно приготовить из картофеля;

3- перечислить форму нарезки помидор;

4- перечислить форму нарезки картофеля;

5- какие питательные вещества содержит морковь;

6- какими свойствами обладает лук и чеснок;

7- родина огурца;

8- для приготовления каких блюд используют лук;

9- перечислить форму нарезки моркови;

10- перечислить форму нарезки лука;

11- как иначе называют помидоры, для приготовления каких блюд их используют;

12- перечислить форму нарезки капусты;

13 - какими лечебными свойствами обладает капуста, для приготовления каких блюд её используют;

14- перечислить форму нарезки свеклы;

15- перечислить форму нарезки огурца, для приготовления каких блюд используют;

16- рассказать первичную обработку овощей.

Например ответ: №1- в овощах содержатся витамины, углеводы, минеральные вещества;

№10- лук можно нарезать кольцами, полукольцами, шашки.

Игра блюда из яиц.

Если ваша фишка попала на зелёный кружок- пропустить ход;

Оранжевый- ответить на вопрос под данной цифрой:

1- какие питательные вещества содержатся в яйце;

2- температура варки яиц в крутую;

3- температура варки яйца в «мешочек»;

4- температура варки яиц всмятку;

5- в чём особенность приготовления глазуньи;

6- какие существуют виды омлетов;

7- как проверить яйцо на свежесть;

8- в чём заключается первичная обработка яиц;

9- для приготовления каких блюд используют яйцо;

10- в каком виде может поступать яйцо на предприятия общественного питания;

11- что такое льезон;

12- на какой праздник красят яйца;

13- как приготовить фаршированное яйцо;

14- рассказать строение яйца;

15- как называется инструмент.

Например ответы: №15 -яйцерезка; №14- яйцо состоит из скорлупы, белка, желтка, пуги; №10 - в скорлупе, в виде яичного порошка, в банке и в замороженном виде «меланж».

Если в ходе игры у всех игроков фишка попадает на одну картинку, преподаватель может добавить дополнительные вопросы.

Тема: «Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ»

1. Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ;

2. Характеристика и классификация психодиагностических методик;

3. Нейропсихологическая диагностика причин школьной неуспеваемости.

4. Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи;

5. Диагностика особенностей личности детей с ОВЗ;

6. Диагностика эмоционально-волевой сферы школьников;

7. Диагностика сформированности учебной деятельности детей с ОВЗ.

Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.

Интересующие педагога сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение.

Как показывает практика, основой любого рода диагностики, позволяющей получить о ребенке максимальный объем сведений, является целенаправленное наблюдение . Педагогическое наблюдение должно быть заранее спланированным, точно ориентированным и систематическим. Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в рамках ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возраста, формируются предпосылки для перехода к новой ведущей деятельности, на новый этап психического развития.



Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.

В детском возрасте большинство мотивов неосознанны, еще не сформировалась их иерархия, не выделился ведущий мотив. Наблюдение за эмоциональными реакциями ребенка поможет разобраться в его мотивации. Например, ребенок выполняет учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители. У ребенка с выраженной познавательной мотивацией радость будет вызывать сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Понятно, что наиболее продуктивным из вышеперечисленных будет мотив познания нового; другие мотивы будут меньше способствовать осуществлению учебной деятельности.

Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия, развивает положительные тенденции.

Диагностическое значение имеет и выявление характера интересов ребенка. Например, показательным может быть то, к каким предметам он больше тяготеет - к чтению, математике, естествознанию, физкультуре и пр. Как правило, дети с первично сохранным интеллектом больше любят те предметы, где имеющиеся нарушения меньше влияют на успешность деятельности (например, дети с тяжелыми нарушениями речи больше любят математику, чем письмо и чтение).

Наблюдение позволяет также оценить степень сформированности деятельности в целом - ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу следует обратить внимание на следующее:

  • - понимание инструкции и цели задания;
  • - способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;
  • - умение определить последовательность действий, операций;
  • - умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;
  • - способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;
  • - умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;
  • - способность адекватно оценить результат собственной деятельности;
  • - переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.

Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.

Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Чтобы выявить эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т.п. Большое значение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям - это характеризует уровень его интеллектуального и личностного развития. Нередко дети с сохранным интеллектом тяжело переживают имеющиеся у них нарушения, подчас дают неадекватные реакции в виде выраженного негативизма, агрессии по отношению к окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых нарушениях таких неадекватных личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллектив сверстников с менее выраженными расстройствами.

Данные, полученные с помощью наблюдения, используются при составлении психолого-педагогической характеристики ребенка.

Предлагаем Вашему вниманию программу педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанную С.Д. Забрамной.

Содержание Методы
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался) Изучение документации
II. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни Беседа с родителями. Изучение медицинской документации
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку Посещение семьи. Беседы с родителями
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование
V. Особенности познавательной деятельности 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций) Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.) Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на Другой Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время
4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком
5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, "смешанная"). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком
6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений Наблюдение за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях
7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.) Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. "Разрушительные" наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

В процессе психологической диагностики детей с ОВЗ необходимо соблюдать ряд принципов:

1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ОВЗ: предметно-практической, игровой, учебной.

2.Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования, построенный на концепции Выготского об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка. Для психолога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к хаданию, собственная оценка результатов.

3.Принцип личностного подхода. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4.Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироватьсяв особенностях психического развития здорового ребенка.

5.Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ОВЗ: клинических, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть выявлены:

1) нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации

2) наиболее сохранные психические функции, чтобы задействовать компенсаторные механизмы

3) должна быть осущестлена оценка тех особенностейпсихической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.

Углубленное психодиагностическое обследование детей, с ОВЗ должно обеспечивать

1)оценку психомоторного развития

2)всестороннюю оценку интеллектуального развития

3)оценку эмоционально-волевой сферы

4)оценку характера и особенностей личности в целом

5)оценку поведения и психологических механизмов его регуляции

Основные трудности психолога при обследовании заключаются в том, что многие методики не могут использоваться полностью или частично в связи с особенностями нарушений.

Психолог должен владеть большим количесвом методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подбирать наиболее пригодные для обследования с учетом расстройств.

вследствие истощаемости нужно внимательно относиться к дозированию тестовых нагрузок (до 5-7 лет - 20-30 минут)

Для оценки интеллекта мб использованы, напр., тест Векслера (иногда частично, графические тесты, методика исключения предметов и т.д.

Основные требования к психодиагностике детей с ОВЗ

1)Психодиагносика должна быть максмально ранней, те проводиться непосредственно после установки медицинского диагноза



2)должна обеспечить обоснованность разработки программ психокоррекции, текущиц контроль её резульативности в процессе сопровождения психическогог развития ребенка, оказания ему психологической помощи

3)Психодиагностике подлежат не только сами дети, но и их родители

4)программа должна по возможности определить все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностью и быть адекватными возрасту и степени тяжести заболевания ребенка

5)результаты носят конфиденциальный характер и к проведению могут привлекаться только специалисты

Структура и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

Значение психодиагностического исследования при отборе детей в разные виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для интегрированного обучения в массовые школы.

1926г. В России вышло 1 постановление о медицинско-педагогических комиссиях, которые предназначаются для того, чтобы обосновано можно было уточнять состояние ребенка и поставить ему медицинский диагноз.

Выготский говорил о том, как должно проходить исследование:

1. Принцип комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПК.

(обследование разными специалистами)

Психологическое обследование является неотъемлемой частью ПМПК.

1)Данные социального педагога

Состав семьи

Возраст, образование

Проф. занятость родителей,

Материально-бытовые условия, (наличие рабочего места у ребенка, сколько времени за ним проводит, рабочий стереотип, если нет – мб неустойчивость внимания)



Психологический климат

Кто воспитывает ребенка кроме родителей

Медицинский анамнез всех членов семьи, отклонения, протекание беременности и родов, болезни, лечения; -история развития самого ребенка

Педиатр – на момент обследование необходимо заключение педиатра об общем соматическом состоянии ребенка

Окулист - острота зрения, глазное дно, широта поля зрения

ЛОР – острота слуха, состояние всей системы

Хирург-ортопед – заключение

Невропатолог (+ЭЭГ)

Психиатр

3) Педагогическая характеристика

Посещал ли образовательные учреждения (сколько и какие), если нет, то кто занимался воспитанием ребенка, возможное влияние

Какие трудности возникали в учебном процессе

4) Логопед

5) Психолог

Специалисты обсуждают, психиатр ставит диагноз

2. Принцип всестороннего и целостного обследования ребенка на ПМПК

(ребенок должен быть обследован психологом всесторонне – все сферы личности)

1) когнитивная (-внимание,-память, -воображение, -представление, -мышление)

2) эмоциональная

3) волевая (сформированность произвольной регуляции деятельности)

4) коммуникативная

5) мотивационная

6) самооценка

7) индивидуально-типологические особенности – особенности поведения

3. Принцип возрастной и содержательной валидности использованных методик

Методы должны соответствовать возрасту, уровню развития и предмету исследования

4. Принцип динамического подхода и обследования ребенка.

5. Принцип деятельностного подхода.

Учитывает сформированность ведущего вида деятельности.

6. Принцип соотнесения результатов обследования ребенка с нормами.

В данный момент существует проблема с нормативами, поэтому опора идет на среднегрупповые показатели, если показатели ребенка ниже, то на него стоит обратить внимание педагогов и психологов, или же он попадает в группу риска.

7. Принцип качественно-количественного анализа результатов обследования

Значение количественного и качественного анализа очень хорошо дополняют друг друга (н-р, профиль интеллекта)

8. Соблюдение условий проведения психодиа

Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни среди школьников, родителей, педагогов.

Основными задачами ПМПК являются:

Своевременное выявление и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

Комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

Содействие и инициирование организации условий развития и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

Внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

Своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

Координация деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений;

Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

Профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению потребления психоактивных веществ;

Разработка и реализация программ, содействующих приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни;

Содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

Думаю, речь здесь должна идти о том, чтобы ребенок получил образование, соответствующее способностям и возможностям в маскимально комфортной для ребенка среде

Бланк методики «Лесенка для детей»
(В.В. Ткачёва)

Первая инструкция :

Перед тобой лесенка. На ее верхней ступеньке находишься ты. Расставь на ступеньках лестницы членов твоей семьи и близких тебе людей, отвечая на вопрос
«С кем тебе чаще приходится общаться?».

Вторая инструкция :

Действуя тем же способом, определи, кто лучше к тебе относится и кто больше тебя ценит?

Предварительный просмотр:

Бланк методики «Лесенка для родителей»
(В.В. Ткачёва)

Первая инструкция :

Оцените Ваши личностные качества, распределив их по принципу доминирования. Вот их перечень: жизнерадостность, застенчивость, решительность, нежность к супругу (супруге), терпеливость, обидчивость, зависть, холодность, вспыльчивость.

Вторая инструкция :

Оцените также по принципу доминирования факторы, влияющие на вашу семейную атмосферу: здоровье членов семьи, собственное здоровье, материальное благополучие, любовь к ребенку, ваш ум, счастье, работа и карьера супруга (супруги); ваша работа и карьера, отношения с супругом (супругой).

Предварительный просмотр:

Тест­опросник родительского отношения - ОРО
(А.Я. Варга, В.В. Столин)

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в жизни моего ребенка.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто сожалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, каков он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Предварительный просмотр:

Бланк методики «История жизни с проблемным ребенком»

(В.В. Ткачёва)

Инструкция :

Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, вашу фамилию, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Методика «Лесенка для детей» (В.В. Ткаченко)

Данная методика используется с целью определения оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и значимыми лицами. Первый вопрос, на который отвечает ребёнок («С кем тебе чаще всего приходится общаться?»), определяет степень его близости с окружающими людьми. Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится и кто больше тебя ценит?») оценивает характер и качество этих отношений. Ребёнок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему значимые близкие.

В начале исследования, при беседе с ребёнком, у него выясняют состав семьи, определяют друзей и любимых учителей. Затем перед ребёнком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Ребёнку объясняют, что на верхней ступеньке лесенки он сам. Затем вводится инструкция, и ребёнка просят расположить на лесенке членов семьи и близких людей. После ответа на первый вопрос ребёнку предлагают второй бланк. Теперь он должен оценить чувства близких людей, которые испытывают к нему.

Предварительный просмотр:

Тест-опросник родительского отношения – ОРО

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой методику, ориентированную на выявление отношения родителей к детям старшего школьного и младшего школьного возраста.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в отношении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребёнка.

СТРУКТУРА ОПРОСНИКА

Опросник состоит из пяти шкал.

  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку.

На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает в отношении ребёнка злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

  1. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, старается во всём помочь ему, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

  1. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям.

Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.

  1. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнком. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчётливо просматривается авторитаризм.

Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всём навязать ребёнку свою волю, не в состоянии принять точку зрения. За проявление своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

  1. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность.

Ребёнок представляется родителю младше реального возраста. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными, неуспешными, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей и строго контролировать его действия.


В психодиагностической практике широко используются следующие методики:

Психологический тест Роршаха - описание

Как ясно из названия, тест был разработан Германом Роршархом – психиатром из Швейцарии. Он заметил зависимость восприятия бесформенного изображения и внутреннего состояния человека. Определенные реакции на изображения могут рассказать о различных психологических отклонениях и особенностях эмоционального состояния. После смерти Роршаха, его работу продолжили многие талантливые психологи и психиатры, таким образом, методика получила свое развитие . И хотя до сих пор пока все возможности теста не изучены, но его применение помогает специалисту выяснить необходимые данные для диагностики личности и выявления нарушений, которые впоследствии могут быть проверены с помощью клинических методов.

Интерпретация результатов теста Роршаха

Тест проводится следующим образом. Тестируемому предлагаются карточки с чернильными пятнами. В классической методике их 5 штук. Человек должен подробно описать, что он видит на этой картинке. Задача специалиста записать все впечатления, а после по ним произвести опрос, уточнив все детали и факторы, повлиявшие на содержание ответа. После этого ответы, записанные в протокол, кодируются. Это требуется для следующего этапа – проведения расчетов по специальным формулам. Далее результаты заносятся в соответствующий раздел психограммы. Теперь остается только интерпретировать результаты.

Интегративный подход основан на кластерах, в которых сгруппированы все интерпретационные шкалы. Кластеры соответствуют сферам психической деятельности – распознавание, структурирование, концептуализация, эмоциональная сфера, самовосприятие, социальная сфера, контроль и толерантность к стрессу. После того, как все данные будут внесены в психограмму, специалист получит полную картину возможных отклонений личности.


  • Оценка ответов

  • Определение показателя «степень социальной адаптивности».

  • Определение профилей.

  • Определение образцов.

  • Анализ тенденций.
Тест «Незаконченные предложения»

Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально-психологической практике давно. Существует множество вариантов.

Вариант этого метода, разработанный Л. Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого_

Инструкция "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

- психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Процедура проведения теста

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: серого (условный номер - 0), тёмно-синего (1), сине-зелёного (2), красно-жёлтого (3), жёлто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и чёрного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц :

«серого цвета»

«восьми цветов»

«четырёх основных цветов»

«синего цвета»

«зелёного цвета»

«красного цвета»

«жёлтого цвета»

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.