Медицина        29.04.2022   

Краткая история древнего китая. Традиционная культура китая Хронологические рамки и периоды истории древнего китая

Исследовать прошлое Поднебесной империи сложнейшее занятие. Масштаб накопленной информации поражает: за обозначением очередного этапа обнаруживается вековой промежуток, смена поколений, череда событий.

Термин «династия» - дань традиции. Если кратко: имперские «династии» не главенствующие семейства - это периоды развития и становления великого государства.

С какого года исчисляется история Китая?

Доисторический Китай не имел общепризнанной системы времяисчисления. Базовые «исторические промежутки» различались по периодам правления верховного правителя.


Китайские учёные (не без имперского пафоса) утверждают 5000-летний возраст государственного устройства. Историю Китая отмеряют от легендарных деяний вана Фу Си, которого считают мифологическим отцом основателем и древнейшим правителем страны. Если же не оперировать легендами и мифами, а рассуждать «кратко о главном»: документальных подтверждений существования государства до становления династии Шан не существует. Именно с правления Шан (1600-1027 гг. до нашей эры.) исчисляется история КНР.

Периодизация Древнего Китая

Счёт годам в Империи осуществлялся двумя методами. Летосчисление по эрам правления очередного властелина и хронология по циклам, где годы объединялись в шестидесятилетние этапы.

Традиция рассматривала истоки всего сущего в пяти стихиях. Каждый знак первоэлемента с одним из двенадцати зверей давал название году в круговерти будней.

Интересно! Синология выделяет десять династий и акцентирует внимание на периоды одновременного существования несколько правящих домов.

Эти «мгновения» обширной истории страны выделяют отдельно:

  • правление «шести семей» (220-589 гг.): между падением Хань и зарождением Суй;
  • эпоха политических переворотов, «пять домов и десять государственных образований» (907-960 гг.).

Возникновение государства Шань-Инь

Шань (в некоторых источниках Шань-Инь) - первое китайское государство, существование которого подтверждено археологическими артефактами.


Древнее предание гласит: вождь Пань Ген снёс с лица земли городок Аньян в среднем течении реки Хуанхэ и заложил поселение, дав ему название Шань. Название городища распространилось не только на «свеже-созданное» государство, но и на весь род царей.

Итогом многочисленных войн стало порабощение шанскими правителями многочисленных соседей и триумфально-грандиозное расширение территорий Империи.

В Шань-Ине имели место календарь, зачатки письменности и… огромная армия, вооруженная бронзовыми мечами, отличными луками и боевыми повозками.

Династия Ся

Династия Чжоу

Власть Чжоу длилась около 800 лет. Для лучшего анализа и систематизации учёные разделяют Чжоу на два периода:

  • западный (1045 до н. э. — 770 до н. э.) - клан правил всей страной;
  • восточный (770 до н. э. — 256 до н. э.) - ван постепенно утрачивает главенство власти, территория страны превращается в «лоскутное одеяло» отдельных государств.

Восточный этап подразделяется на «весенние и осенние хроники», когда на просторах страны существовало множество самостоятельных вотчин (подчинённых центральной власти) и период раздора Чжаньго («Сражающиеся царства») когда Чжоу были свергнуты с трона.

Во времена Чжаньго страна проживает серьёзные изменения:

  • рост урбанизации;
  • распространение железных орудий и, как следствие, повышение производительности труда;
  • перестройка армейских структур;
  • развитие товарно-денежных, рыночных отношений;
  • массовое заселение мало освоенных регионов.

Всё это на фоне острой политической нестабильности и крупномасштабных сражений. Неустанные войны за Власть привели к краху правящего дома. Правитель Чжоу утратил небесный мандат. Победило в «войне против всех» самое мощное государство Цинь с правителем Шихуанди.

В 221 году, основатель династии объединил десятки мелких вотчин в единую страну, размежевал огромную территорию на провинции и в каждую «посадил на правление» государева мужа. Страна планомерно превращалась в жёстко управляемое из единого центра государство.

Император объявил о прекращении всех междоусобиц, отобрал у удельных князьков всё оружие и, переплавив его, приказал отлить двенадцать больших монументов мира и благоденствия.

Государство вторгалось во все области жизни:

  • стандартизация метрической системы;
  • утверждение канона письменности;
  • проведение денежной и судебной реформ;
  • становление чётко выстроенной иерархии чиновничьего люда.

Интересно! Цинь - время грандиозных строек: возведение Великой китайской стены, строительство гробницы императора (со знаменитой армией из терракота) и величественного дворца Элан.

Вся империя охвачена дорожным строительством (официальная протяжённость 7500 километров).

Основной причиной недолгого правления династии, историки называют противопоставление (на уровне Императора) идеям конфуцианства философии легизма. Легизм («школа законников») проповедовал строгое следование букве закона и крайне жёсткие наказания за любые вольности и провинности. Именно кровожадная жестокость погубила правящую династию. Цинь Ши Хуанди умер в 210 году до нашей эры.

Хань и Синь

Новый властитель империи Эрши Хуан был слабохарактерным человеком. Начальник имперской канцелярии Чжао Гао быстро «подмял под себя» безвольного вана. Страну потрясали бунты против серого кардинала.


В 207 году до нашей эры Император совершил ритуальное самоубийство. Лидер повстанцев Лю Бан победил в гонке за власть и основал династию Хань правящую страной (с небольшим перерывом) до 220 года (дольше других царственных династий).

Синологи размежёвывают царствование на раннее (западный этап) и позднее Хань (с кратковременным промежутком утраты власти в середине правления).

Восхождение на трон династии Хань инициировало многочисленные перемены в жизни страны, позволившие обществу «сомкнуть ряды» и успокоиться. Кровожадный легизм сменило восстановленное в правах конфуцианство. Крестьянам снизили налогообложение, бюрократический аппарат претерпел серьёзные чистки. Жизнь в Поднебесной начала входить в прежнее русло спокойствия и достатка. Но на границах активизировались воинственные соседи гунны. Стремясь избежать ненужного кровопролития, правитель Лю Бан заключил с агрессорами мирное соглашение. Кочевники согласились отступить в обмен на громадные ежегодные платежи (дань).


Первый глава рода Лю Бан скончался в 195 г. до н. э. Все следующие годы Империя медленно скатывалась в упадок. Западная Хань бескровно угасла. После кончины властелина Пин-ди, трон мирно перешёл к Ван Ману. Отдавая дань традиции, была создана новая, недолго просуществовавшая династия Синь.

Основатель правящего дома Синь попытался реформировать страну, образумить рабовладельцев, приструнить верховных чиновников. Провинции захлестнули хаос, кровопролитные мятежи, восстания. Ван Ман потерпел провал, был низложен и казнён.

В 25 году стартовала вторая эпоха правления Хань. К власти привели дальнюю родню прежних царей - малолетнего Гуан У-ди.

Восточная Хань славится возведением на престол малолетних императоров. Властолюбцы регенты и серые кардиналы прожигали жизнь, подталкивая династию к краю пропасти. В 184 году бунт Жёлтых повязок всколыхнул империю.


Бунты усмирялись армией. Вошедшие в силу генералы разделили империю на три части. Правление Хань закончилось, началось Троецарствие.

Кровавое противостояние бывших генералов ускорило коллапс Империи. Началась эпоха Цзинь (265–316 гг.).

Кочевники завоевали весь север страны, столицу перенесли из Лояна на юг. Император Сымя Янь провёл реформы землепользования, что ожесточило владельцев крупных земельных угодий. Захватчики «отрывали» от страны целые провинции и огромные города, заставляли крестьян осваивать выращивание необходимого кочевникам риса, кланами обживали долины рек.

В стране укреплялся пришедший из Индии буддизм: повсюду строились монастыри и храмы.

Суй

В Северном Чжоу конца шестого века власть узурпировали китайские высшие чиновники и военоначальники и китаизированные тюркские вожди с общим лидером Ян Цзянем.

Империю угнетала раздробленность. На волне полного народного одобрения «Ян сотоварищи» объединили страну. В 581 году Ян Цзянь взошел на престол под «аватаром» Вэнь-ди и девизом Суй. Триста лет разобщённости закончились, стартовала эпоха Суй.

За очень короткий срок правления, дом Суй сумел глобально перестроить защитную стену, проложить Императорский канал и возвести величественный дворец в очередной столице государства.

Интересно! Династия объединила Китай после четырёх столетий разобщённости.

Вожди сохранили целостность страны, укрепили границы, консолидировали население.

Ли Юань основал государство Тан, просуществовавшее с 618 по 907 год. Наследник основателя, вождь Ли Шиминь, подавил все народные бунты, казнил сепаратистов и объявил о новой имперской экономической и политической стратегии. Поднебесная переживала период наивысшего могущества: налаживались экономические связи с другими государствами, развивались сельскохозяйственные культуры (рис, чай, хлопок), восстанавливались из руин города и поселения.

Историю правящей династии оборвал «заговор военных губернаторов». Предводитель заговорщиков Хуан Чао в 901 году уничтожил Тан и в очередной раз раздробил империю на отдельные вотчины.

Доказательства существования государства

Исторические изыскания 1928 года документально подтвердили существование предтечи китайской государственности уже в 1600 году до нашей эры.

Раскопки в окрестностях поселения Сяотунь (север провинции Хэнань) произвели настоящий фурор в среде современных синологов. Развалины огромного, древнего города, жилища, цеха ремесленников, культовые сооружения, императорский дворец и триста гробниц (четыре императорские усыпальницы).


Раскопки подтвердили существование государства: иерархию общества (кроме могил чиновников и купцов, обнаружено множество «бедных» захоронений), расцвет ремёсел, религий и бесспорную власть императора, владыки с «небесным мандатом».

Природные условия того времени

Китай это горы, плоскогорья и речные долины. Западная часть страны величайшее в мире высокогорье с резко континентальным климатом. Восток государства это русла рек стекающих к морю (тут сосредоточены все торговые пути, стартует великий шелковый путь). Восток славится мягким климатом и разнообразной растительностью.

Доисторический климат и природные условия отличались от современного положения дел. Север страны был покрыт лесом, зелёные массивы стабилизировали погоду, способствовали строительству.

О заповедных лесах современные исследователи узнают только по многочисленным изображениям, преданиям и мифам.

Население

Общность иньцев и чжоусцев (первого тысячелетия до н. э.) породила китайский этнос. В образовании населения участвовали соседи, носители палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) наречий.

Восток, Север и Северо-Запад страны заселяли китайские кланы (шан, ся, чжоу). Юг и Юго-Запад принадлежали близко-кровным народностям, носителям сино-тибетских наречий. Северо-Восток и Запад принадлежал монголам и тюркским образованиям.

Во что верили

Вероисповедания Империи не были персонифицированными. В Китае не возводили храмов, посвященных конкретному божеству, жреческие обязанности исполняли государственные служащие.

У древних китайцев было три основных религии (скорее религиозно-философских течения): пришедший из Индии буддизм, учение о Великом пути даосизм и озарения Кун Фу-цзы - конфуцианство.

Современная синология утверждает: после крушения династии Хань в Империи происходит эпохальное преобразование: на смену Древности приходит средневековый этап. История страны в это время состоит из грандиозной череды событий: частые смены правящих домов, длительное господство завоевателей, многочисленные войны, мятежи, восстания.


Имперский переход к Средневековью происходил незаметно, без «разрушений до основания» как это было в Европе. Избегающие изменений китайцы и здесь проявили мудрость и рассудительность. Всё делалось медленно и постепенно: Китай в средние века тихо простился с рабовладельческими традициями, провёл духовно-религиозные преобразования, осуществил перестройку государственных структур и, главное, переоценку нравственных основ.

Периоды имперского средневековья

Китай в средние («тёмные») века пережил смену нескольких династий:

  • III-VI вв. - смутное время (нашествие кочевников, Троецарствие) наследие краха Хань;
  • 589-618 гг. - правление Суй;
  • 618-907 гг. - правление Тан;
  • 907-960 гг. - пять правящих домов и десять государств;
  • 960-1279 гг. - правление Сун;
  • 1279-1368 гг. - правление Юань (монголы);
  • 1368-1644 гг. - правление Мин;
  • 1644-1911 гг. - правление Цин.

Предания и легенды

Великий народ смешал примитивные народные верования, рассудочность Конфуция, ритуалы и мистицизм даосизма с избыточной духовностью буддизма. Империя породила мифологию на каждый день, на все случаи жизни.

История древнейшей цивилизации насчитывает несколько тысячелетий. Трепетная бережность к древностям, преданиям и традициям присуща китайцам всех времён. Мифологическое наследие тщательно собирается, систематизируется и повсеместно рассматривается как национальное достояние.

Мифы, предания и сама история древнего Китая отображают мировоззрение общества и представление китайцев об устройстве мира.

Заключение

Периодизация Истории Древнего Китая: череда взлётов и крушений, кружащихся по спирали, но постепенно взмывающих вверх. Великая империя стойко преодолевала стихийные бедствия, агрессию кочевников, многочисленные восстания и мятежи… и неуклонно восставала из пепла, расширяла границы, ассимилировала захватчиков и напитывалась приносной культурой, становилась лучше, сильнее и могущественнее.

История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий.

  • · Период Шан (Инь): XVI--XI вв. до н.э. (1583--1027 гг. до н.э.).
  • · Период Чжоу (Срединная империя): XI--III вв. до н.э. (1027--258 гг. до н.э.).
  • · Период Цинь: 258--207 гг. до н.э.
  • · Период Хань: 206 г. до н.э. -- 220 г. н.э.

Внутренний Китай орошается тремя крупными реками -- Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая), они текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями -- ванами. В начале китайцы (название от средневекового названия племени киданей, самоназвание китайцев -- хани) жили обособленно в силу природных барьеров, что способствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.

С 1583 г. до н.э. правила династия Шан (Инь) (ван -- царь -- победившего племени во главе государства). В иньском Китае вследствие разложения родопле-менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства -- вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников.

В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве. Основные формы собственности в этот период -- царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления -- царским, общинным и частным.

Земли делились на две категории -- общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю.

В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которые жили вдоль западной границы. Они объявили, что ван -- это сын Неба, а империю -- Поднебесной (Срединной) империей -- империя была без четких границ. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов -- князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления.

Таким образом, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств. Чжоусская династия закончила правление периодом смуты (эпоха «борющихся 7 царств» -- V--III вв. до н.э.) и началом собирания империи из 7 царств.

В последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой -- формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю -- путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

258 г. до н.э. -- начало правления Циньской династии в результате замещения Чжоусского императора наиболее могущественным из феодальных владык.

Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. Ее длина -- 5 тыс. км при высоте и ширине от 6 до 10 м (по стене могли проехать 5-6 всадников), через каждые 200 метров расположены сторожевые башни. Стену строили 2 млн. человек.

Правитель Цинь Ши-Хуанди ввел единое законодательство для всей империи, единые меры веса в торговле. Однако его наследники быстро утратили власть и уступили правителям Ханьской династии. В 221 году до н.э. Циньская династия победоносно закончила борьбу за объединение страны.

В период царства Цинь намечаются два пути дальнейшего развития Китая:

  • · через победу крупной частной собственности на землю, что означало путь раздробленности;
  • · через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

Второй путь развития утверждается до буржуазных революций 1911--1913 гг.

В период правлении Ханьской династии (206 г. до н.э. -- 221 г. н.э.) введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности; оживился интерес к конфуцианскому учению (551--497 гг. до н.э. -- Конфуций), в I в. до н.э. в Китай проникает буддизм, а в 124 г. до н.э. открывается императорский университет, который готовит чиновников-администраторов. Расширяются торговые связи с Индией, Сирией и Римской республикой. Император У-ди (14--87 гг. до н.э.) ввел призыв-девиз, обозначавший годы правления, фиксировавшийся в официальных документах и не менявшийся во все время правления императора.

Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, насчитывающую около шести тысяч лет. Письменные источники, правда, свидетельствуют о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Китай подарил человечеству множество изобретений, включая порох, компас, бумагу и наборную печать. До XIX века Китай был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Позднее страна пережила целые века колониальных захватов, однако смогла вновь стать могущественной, независимой промышленной державой.

Краткий обзор

Считается, что люди на территории Китая жили уже 7 млн лет назад. А первая китайская династия – Ся – начала править еще в 2700 году до н.э. Все последующие периоды связывают с правлением в стране разных династий, последовательно сменявших одна другую. Чтобы облегчить восприятие всей китайской истории, используют следующую периодизацию, основанную на традиционной ханьской историографии:

  1. Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу - до 221 до н. э.)
  2. Имперский Китай (Цинь - Цин)
  3. Новый Китай (1911 - совр.)

Первый император Ши Хуанди - объединил Китай под своей властью, разделив новообразованную империю Цинь (221-206 до н.э.)на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Он объявил о прекращении всех войн, собрал у подданных оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему управления. Во время правления Ши Хуанди была начата постройка Великой Китайской стены. Сеть дорог шириной 15 м. и общей длиной 7500 км связала страну.

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (206 до н.э.-220 н.э.), основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан. Этот период считается одним из важнейших периодов в истории Китая, сами китайцы взяли своё самоназвание отсюда (ханьцы).

Эпохи Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1127 гг.) принято называть классическим периодом в истории Китая.
В период господства Тан была сформирована система государственных экзаменов. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Люди гуманитарных занятий - писатели, философы, учёные - были людьми привилегированного класса.
Период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др.

В начале XIII века в Китай вторгаются объединенные под властью Чингисхана монголы. Они были изгнаны в середине XIV века после длительной борьбы. К власти пришёл один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин (1368-1644)

Династия Цин (1644-1911), созданная кочевниками-завоевателями из Маньчжурии, выстроила последнюю империю, максимально расширив территорию страны. К середине XIX века население Китая выросло до примерно 400 миллионов человек, но управленческая и финансовая система была крайне неэффективной, что заложило основу для будущих проблем и кризиса. Коррупция была повсеместной, правящая элита не желала реформ. После череды поражений в Опиумных войнах, Китай был вынужден заключить с европейскими державами неравноправные договоры, открыв свои рынки и передав главные порты под иностранный контроль.

Маньчжурская династия была свергнута в результате Синьхайской революции (1911). Империя Цин рухнула и было провозглашено создание Китайской республики. В 1912 году при поддержке США и Японии была создана революционная партия Гоминьдан. А в 1921 году при поддержке российских организаций Коминтерна была создана Коммунистическая Партия Китая. С 1927 года между Гоминьданом и КПК начинаются вооруженные столкновения, вылившиеся в гражданскую войну. В 1930-х годах начинается японская интервенция, на какое-то время прервавшая конфликт. После поражения Японии в 1945 году, война между Гоминьданом и КПК возобновилась. К 1949 году армия КПК установила контроль над большей частью страны.

1 октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Председатель Компартии Китая Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. На следующий день Советский Союз первым признал КНР и заключил с ней Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

Возникновение китайской цивилизации

Культура Яншао

Этот очаг земледельческого неолита возник в бассейне Хуанхэ примерно в VI-V тысячелетиях до н. э. Для древнекитайского неолита были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени уже хорошо известные к западу от Китая. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют связать культуру Яншао с аналогичными культурами расписной керамики, в частности ближневосточного. При этом речь идет не о влиянии в форме массовой миграции. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны), и именно это отличает древнекитайский очаг цивилизации.

Бронзовый век в Китае

Начало бронзового века зафиксировано археологами с середины II тысячелетия до н. э. В конце эпохи неолита в луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ появляется достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь . Можно предположить, что цивилизация бронзового века в Китае опять же многим обязана культурным влияниям извне. Об этом говорят высокие темпы появления и расцвета бронзового века: развитие бронзолитейного дела, появление письменности, строительство пышных дворцов и сооружение гробниц, искусство резьбы по камню, отделка утвари, украшений, оружия. Об связи цивилизаций наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы идентичные индоевропейским. Доиньский Китай не знал ни лошадей, ни колесниц. Таким образом индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации. При этом иньцы также были монголоидами, поэтому опять-таки трудно говорить о миграциях в существенных размерах.

Древний Китай. Доимперский период.

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров. Время их владычества воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню , а тот – великому Юю , начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой династии Ся . Китайская историографическая традиция полагает, что династия Ся правила Китаем в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Её последний недобродетельный представитель Цзе растерял свой авторитет и лишился поэтому морального права управлять Поднебесной. Он был побежден добродетельным Чэн Таном , основавшим новую династию Инь .

Есть основания полагать, что никакого Ся вообще не существовало. Когда записывались первые иньские предания, термином Ся обозначалась совокупность китайских земель и населения. Не исключено, что вторжение иньцев в бассейн Хуанхэ со временем и были осмыслены как замена одних (Ся) другими (иньцами).

Иньская общность осела в районе Аньяна. Здесь достаточно быстро сложилось крупное протогосударство во главе с всевластным правителем. Правитель-ван был одновременно и первосвященником. Должность стала наследственной при последних четырех правителях. Администрация делилась на три основные категории – высших администраторов-сановников, низших чиновников-распорядителей, должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту. На долю вана и его приближенных выпадали заботы об урожае, подготовке и расчистке полей. Книга песен Шицзин упоминает о больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем надсмотрщиков. Вся ремесленная продукция также использовалась в централизованном порядке. Подобная модель была и в царско-храмовых хозяйствах Древнего Египта или Двуречья.

Важнейшим источником эпохи Шан-Инь являются гадательные надписи на специально обработанных бараньих лопатках и панцирях черепах. Всего было обнаружено более 150 тыс. таких надписей. Судя по всему, иньцы жили компактным коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Известно, что иньцы практиковали человеческие жертвы из числа пленных соседей. Важное значение имел обряд общения с умершими ванами и предками. От их воли и поддержки, по представлениям иньцев, зависело существование коллектива. Информируя предков о положении и текущих проблемах, обращаясь к ним с просьбами, иньцы записывали суть дела на костях и проводили обряд гадания.

Иньцы вели активную внешнюю политику, включая войны и расширение своих территорий за счет соседей. Наибольшего могущества иньцы достигли при У Дине. Вооруженная боевыми колесницами, состоявшая из профессиональных лучников и копейщиков, иньская армия была грозной силой, державшей в повиновении соседей.

К числу таких соседей относились чжоусцы , жившие к западу от Шань-Инь. Их столицей было Цзунчжоу. Чжоуские правители признали сюзеренитет иньского вана. Со временем они сумели укрепиться и затем создать коалицию племен, которая в конечном счете и разгромила Шан-Инь в решающей битве при Муе в 1027 г. до н. э. Новым властелином Древнего Китая стал У-ван .

Китай в период Западного Чжоу (1027-771 гг. до н. э.)

Немногочисленное племя Чжоу, разгромив иньцев, оказалось во главе крупного военно-политического объединения, пределы которого вышли далеко за рамки прежней территории Шан-Инь и практически охватили почти весь бассейн Хуанхэ. Искусными иньскими мастерами была выстроена для чжоусцев новая столица Чэнчжоу . Она стала местом пребывания значительной части чжоуской администрации, а также главным военным центром где размещалось 8 армий. Остальная часть администрации, 6 армий и сам ван со всем его двором продолжали жить в Цзунчжоу , в районе прежних родовых поселений чжоусцев. Отсюда и пошло наименование описываемого периода (Западное Чжоу).

В этот период была выработана учение о Мандате Неба (тянь-мин), согласно которому Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. Защитившись легитимной идеей, чжоусцы сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра в двух столицах. На административные должности обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из числа чжоуской и иньской родовой знати. Есть сведения, что способных администраторов продвигали вверх по служебной лестнице. Важным нововведением стало создание системы уделов, предоставлявшихся в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. Владелец удела опирался дружину воинов-чжоусцев. По началу владельцы уделов были тесно связаны с центром, зависели от его помощи и военной поддержки. С годами, однако, ситуация изменялась. Правители уделов уже в 4-6-м поколениях уже чувствовали себя полными хозяевами в своих землях.

Упадок власти вана и укрепление уделов

Число первоначальных уделов со временем сокращалось. Одни из них с самого начала были крупнее соседних, что помогало им быстрее расти и легче одолевать соперников. Другие были выгодно расположены, что позволяло им богатеть или приращивать земли за счет более слабых соседей. Третьи, окраинные, смело увеличивали свои пределы за счет войн с племенами внешнего пояса. Четвертые, напротив, оказывались зажатыми более сильными соседями и в неравной борьбе постепенно теряли наследие отцов. Все это привело к усилению нескольких крупных уделов.

Один из правителей Западного Чжоу, Сюань-ван попытался провести ряд реформ, направленных на усиление центральной власти, например в области налогообложения. Однако реформы наталкивались на сопротивление окружающих и, главное, оказались слишком запоздалыми. Сын Сюань-вана, Ю-ван , поставил свою любимую наложницу выше законной жены, дочери правителя удела Шэнь. Тот в союзе с соседними варварскими племенами вторгся в Цзунчжоу и сверг Ю-вана. После этого сын Ю-вана, Пин-ван , был вынужден в 771 г. до н. э. перенести свою резиденцию в восточную столицу, в Лои , что стало началом периода Восточное Чжоу. Земли же в районе старой столицы Цзунчжоу Пин-ван отдал одному из союзников, который на базе этих земель создал новый удел Цинь – тот самый, что спустя 500 лет объединил царства чжоуского Китая в рамках единой империи.

Период Чжаньго («Борющиеся царства», V-III вв. до н.э.)

Это время масштабных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идеологии, от освоения окраин до ведения войн. В этот период Китай вступил в железный век. Помимо роли в производстве, железные орудия буквально революционизировали армию. На смену колесницам пришла многочисленная и хорошо вооруженная пехота, а затем и конница. Происходили сражения с участием многих десятков и сотен тысяч воинов, развивались военная стратегия и тактика, что нашло отражение в трактатах о военном искусстве (Сунь Цзы) .

Период Чжаньго был временем сосуществования и междоусобной борьбы семи крупнейших царств (Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу) . Соперничавшие друг с другом царства вели между собой ожесточенные войны. Постепенно перекраивалась карта страны, на передний край выходили наиболее могущественные государства. В большинстве из них были проведены реформы легистского типа. Наиболее полно и радикально такие реформы были осуществлены в середине IV в. до н.э. в Цинь. Начало им положил легист Шан Ян .

Во-первых, было строго регламентировано общинное землепользование. Большие семьи должны были быть разделены на малые. Была создана система круговой поруки: дворы были объединены в пятки и десятки, в рамках которых все жители Цинь были обязаны следить друг за другом и отвечать друг за друга.

Во-вторых, была введена новая система социальных рангов, которые присваивались любому человеку за его заслуги, прежде всего военные. С определенного уровня, ранги давали льготы и привилегии, вплоть до права на должностное владение и доход с него. К чрезмерно разбогатевшим собственникам, получавших выгоду из второстепенных занятий, к каковым причислялись ремесло и торговля был применен своеобразный механизм экспроприации. Избежать неприятностей можно было при условии приобретения за немалые средства социального ранга.

В 350 г. до н.э. все царство было разделено на управляемые чиновниками уезды. Была унифицирована система мер и весов, закреплены за крестьянами их наделы. Распределение излишков находилось под строгим контролем властей.

Обеспокоенные быстрым ростом мощи Цинь, остальные шесть попытались создать коалицию против него. Вся вторая половина Чжаньго прошла под знаком интриг, искусной дипломатии. Однако интриги и сложные союзы не помогли. Последним пало царство Чу и в 221 г. до н. э. Цинь Ин Чжэн , будущий император Цинь Ши-хуанди завершил объединение Китая под своей властью.

Империя Цинь

Ин Чжэн принял новый титул «Цинь Шихуанди» («Первый властитель-император династии Цинь») Страна была превращена в бюрократическую централизованную империю. Государство подчинило строгому административному контролю все стороны жизни людей, у населения отобрали все оружие и перелили его на колокола. Во всей империи действовало единое законодательство. Его основу составляла система поручительств. Смертная казнь применялась за всевозможные провинности, в том числе мелкие. Часто казнили или превращали в государственных рабов всю семью преступника.

Территория была поделена на 36 административных округов, в каждом округе гражданская власть была сосредоточена в руках одного чиновника, а военная – другого. Надзор за ними осуществлялся особой службой инспекторов – доверенных лиц императора. Император назначал двух советников, которые были ответственны за то, чтобы указы выполнялись незамедлительно. В своем подчинении советники имели многочисленные центральные ведомства. Одним из важных было ведомство юйши дафу. В обязанности его чиновников входили хранение государственного архива и проверка работы округов.

В стране шли массовые работы по строительству дорог и каналов. Это способствовало развитию торговли и повышало эффективность управления. Для того чтобы дороги реже требовали ремонта, были введены единообразные оси для повозок. По всей империи для Цинь Ши-хуанди было построено 700 дворцов. Одним из самых красивых городов империи стала столица Саньян. В период правления Цинь Шихуанди была возведена Великая Китайская стена и гигантская усыпальница для императора. В ней разместили 6000 терракотовых воинов-гвардейцев в натуральную величину. Стройки производились за счет жесточайшей эксплуатации, налоги для крестьян достигли 2/3 урожая.

По всей стране была унифицированы деньги, единицы меры и веса, а также письменность,. Приказано было уничтожить все произведения доциньской эпохи, чтобы людям неоткуда было узнать об старых временах и порядках. За приверженность древности и сопротивление реформам были казнены сотни ученых-конфуцианцев.

Династия Цинь вызывала всеобщую ненависть, и после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. сразу начались восстания по всей стране. В 207 г. до н. э. отряды восставших взяли столицу и свергли сына Цинь Шихуанди. Однако Китай с того момента существовал как единое государство. Поледующие китайские империи, пришедшие на смену Цинь, в политическом и экономическом плане многое заимствовали у своей предшественницы. Империя Цинь просуществовала всего 14 лет, но по количеству событий и важности произошедших изменений это время является целой эпохой для Китая.

Падение Цинь

Цинь Шихуанди стремился найти секрет бессмертия, но в 210 г. до н. э. неожиданно скончался в возрасте 49 лет. Его наследником стал младший сын, вступивший на престол под именем Эрши Хуанди (210-207 гг. до н. э.).

В 209 г. до н. э. в стране началось народное восстание, на сторону повстанцев начали переходить императорские войска. Одну из армий возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 202 г. до н. э. он объединяет Китай под своей властью и принимает императорское имя-титул Гао-цзу (202-195 гг. до н. э.).

Династия Хань

Гао-цзу становится основателем новой династии Хань (206/202 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

Была изменена система управления государством. Не менее половины территории страны Гао-цзу отдал в наследственные уделы ближайшим соратникам: семь главнейших из них получили титулы ванов. В своих владениях они пользовались широкими полномочиями. Ваны могли самостоятельно назначать и смещать чиновников, собирать налоги и устанавливать повинности. В остальной части страны был возрожден административный аппарат, существовавший при династии Цинь. Были предприняты ряд мер, резко улучшивших положение народа и поощрявших развитие производства. Гао-цзу значительно снизил поземельный налог (до 1/15 урожая). Многие категории населения были освобождены от всех повинностей.

Наивысшего расцвета Ханьская империя достигла в правление императора У-ди (140-87 гг. до н. э.). У-ди провел реформы, направленные на дальнейшую централизацию государства. Официальной идеологией становится учение Конфуция Была введена система подготовки чиновников. Наместники округов должны были отыскивать и рекомендовать правительству способных юношей. Кандидаты отправлялись для обучения в специально созданную академию в столице, выпускники которой после сдачи экзаменов назначались на должности в государственном аппарате. Право поступать в академию имели все свободные люди, независимо от ранга знатности.

В конце II в. до н. э. ханьские войска совершают походы против сюнну на севере, в Корею, на запад в Восточный Туркестан и к границам современных Вьетнама и Мьянмы. Территория империи Хань увеличилась почти на одну треть однако в результате погрузилась в экономический и социальный кризис. Власть была узурпирована одним из родственников императора, начались народные волнения, крупнейшими из которых стали восстания «краснобровых» и «зеленого леса». Крестьянские армии свергли узурпатора, затем схватились между собой.

Победителем из этой междоусобицы вышел Лю Сю, провозгласивший себя императором Гуан У-ди и основавший династию Восточная, или Поздняя, Хань (25-220 гг.). Столица была перенесена на восток, в город Лоян. В это время Ханьская империя налаживает постоянные торговые и дипломатические связи с Парфией и с Римской империей. Во второй половине I-II вв. империя ведет почти непрерывные войны с соседями.

Конец династии Восточная Хань также положили народные восстания, наиболее мощным из которых стало восстание «желтых повязок», начавшееся в 184 г. н. э. В 220 г. н. э., после смерти У-ди, Китай распадается на три независимых царства: Вэй, Шу и У . Это событие условно считается концом истории древнего Китая.

История Древнего Китая, резюме

Первая империя Древнего Китая - Цинь просуществовала всего полтора десятка лет, но она заложила прочную социально-экономическую основу империи Хань. Новая империя стала одной из сильнейших держав древнего мира. Ее более чем четырехвековое существование было важным этапом в развитии всей Восточной Азии, совпадая с эпохами подъема и крушения рабовладельческого способа производства. Для национальной истории Китая это был важный этап консолидации древнекитайской народности. Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для исторического развития Китая и всей Восточной Азии имеет то же значение, что и грекоримский мир для Европы. Древнекитайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и новейшего времени.

Особенности изучения и периодизации истории Древнего Китая

Ни один другой народ не проявлял большего усердия в хронометраже исторических событий, чем китайцы, которые начали вести свои летописи вначале первого тысячелетия до н.э. и впоследствии они пунктуально обновляли их династия за династией.

В китайской историографии принято использование династийных периодов. Каждая династия имеет собственное название, отличное от фамилии правителей. В качестве таких названий вначале использовались этнонимы (название народности, основавшей данное государство) и топонимы (названия удельных владений будущих основателей династий). С XII в. династии обозначаются философскими категориальными терминами, например, юань дословно «первоначальная» то есть, закладывающая начало истинного правления, мин – «просветленная».

Между династийными периодами пролегают периоды «смутного времени» – административно–территориальной раздробленности страны, на что указывают терминологические определения: «Эпоха борющихся царств», «эпоха Шести династий», «Троецарствие» и так далее.

Традиционное китайское государство с глубокой древности было едва ли не классическим воплощением принципа власти-собственности и централизованной редистрибуции. Пока крестьяне имели наделы, обрабатывали землю и платили налог-ренту в казну, структура китайской империи была крепкойй. Стабильность такого рода существовала, как правило, в рамках династийного цикла не слишком долго, чаще всего не более, чем на протяжении столетия. Но коль скоро земли в значительном количестве переходили к богатым землевладельцам ситуация начинала меняться. Казна недополучала норму прихода, это нередко компенсировалось усилением произвола власти на местах. Это в свою очередь вело к углублению кризисных явлений.

История Древнего Китая в школе - 5-й класс

Историю Древнего Китая в российских школах изучают в 5-м классе. Задача урока: Сформировать представления о Древнем Китае, познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением, сформировать представление о вкладе китайской культуры в мировую историю. Тема урока новая для обучающихся, но она играет важную роль в изучении раздела «Древний Восток». Ожидаемые результаты: знание географического положения, природных условий Древнего Китая, истории образования Циньской державы. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей разных слоев. Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.

Эпоха Троецарствия (220-280) и империя Цзинь

После падения второй династии Хань и нескольких годов междоусобиц на первый план вышло трое наиболее удачливых полководцев. Цао Цао господствовал на севере, в бассейне Хуанхэ, где в 220 г. его сын Цао Лэй провозгласил себя правителем государства Вэй . Лю Бэй объявил себя правителем юго-западной части страны Шу . Сунь Цюань, стал правителем юго-восточной части Китая, царства У . Краткий период Троецарствия, привел к образованию двух самостоятельных государств на слабо освоенном до той поры юге Китая.

Уже к середине III в. власть в царстве Вэй перешла к могущественному клану полководца Сыма. В 265 г. он основал здесь новую династию Цзинь, которой вскоре, в 280 г., удалось подчинить себе Шу и У, объединив под своей властью снова весь Китай, правда, лишь на несколько десятилетий. С начала IV в. кочевые северные племена одно за другим стали вторгаться в Северный Китай, империя Цзинь прекратила свое существование, начался период Нань-бэй чао, южных и северных династий.

Нань-бэй чао (IV-VI вв.)

Завоевателями северного Китая были сравнительно отсталые по сравнению с китайцами народы. Под воздействием китайской культуры кочевники к V-VI вв. окитаились настолько, что к концу VI в. их потомки стали обычными китайцами. Поговорка «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне» , – означала, что воздействие китайской культуры рано или поздно приводило к ассимиляции и китаизации любого завоевавшего страну этноса. Тем более, что иноземцы составляли в Северном Китае всего лишь 20%; все остальное население, несмотря на массовые миграции китайцев на юг, было китайским.

Южные династии тоже достаточно быстро сменяли друг друга (Сун, 420-479; Ци, 479-502; Лян, 502-557; Чэнь, 557-589; сосуществовавшая с ней Поздняя Лян, 555-587). На юге сосредоточился центр китайской культуры: здесь жили выдающиеся ученые, поэты, мыслители, энергично развивался укрепившийся в Китае еще во II в. буддизм. Уже с V в. на плодородных полях рисового пояса начали собирать по два урожая в год, что практикуется и поныне. На юге быстрыми темпами стали создаваться новые города, развиваться старые и возникать новые виды ремесел, расцветать торговля и товарно-денежные отношения.

Расцвет китайской империи (VI-XIII вв.)

Династия Суй (581-618)

В 581 г. полководец царства Северное Чжоу Ян Цзянь объединил весь Северный а затем и Южный Китай под своей властью, провозгласив новую династию. Новый император провел ряд реформ, стремясь укрепить государство, выбить почву из-под ног "сильных домов". Каждый пахарь должен был иметь свое поле и платить налог. Его сын Ян-ди переселил 10 тыс. богатых семей из разных районов страны в отстроенную им столицу Лоян. В районе Лояна были выстроены роскошные дворцы, а также огромные зернохранилища, причем для транспортировки налогового зерна с юга, который стал уже основной житницей страны, был вырыт Великий канал, связавший Янцзы с Хуанхэ. На обслуживании этого сооружения со всеми его шлюзами и иными устройствами было занято, по некоторым данным, до 80 тыс. человек. Ян-ди вел одновременно несколько колоссальных строек, пытался вести активную внешнюю политику и постоянно воевал и в итоге страна не выдержала бремени. Вспыхнули восстания, Ян-ди был убит.

Династия Тан (618-907)

Правителем новой династии Тан провозгласил себя один из военачальников и родственников Ян-ди по женской линии Ли Юань. Он и его сын Ли Ши-минь (Тай-цзун, 626-649) заложили фундамент процветания китайской империи. Земельная реформа и реализация налоговой системы в рамках надельного землепользования обеспечили казну регулярным притоком дохода, а государство – необходимой рабочей силой (трудовые повинности). То и другое способствовало укреплению инфраструктуры империи – строились дороги, каналы, дамбы, дворцы, храмы, целые большие города. Расцветали ремесло и торговля, включая казенное ремесло, где обычно сосредоточивались лучшие мастера высокой квалификации, работавшие в порядке трудовой повинности либо сверх этого по найму. Ремесло и торговля находились под строгим контролем государства, специальных чиновников, которые через посредство глав туаней и ханов (цехов и цехо-гильдий) строго регулировали каждый шаг городских жителей.

В танское время империя была разделена на 10 провинций (дао), которые в свою очередь подразделялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Все чиновники назначались из центра и им же контролировались. Эта особенность придавала административно-бюрократической системе Китая силу и устойчивость. Работу исполнительных органов и всей государственной системы, прежде всего аппарата власти, чиновников, строго контролировали цензоры-прокуроры специальной палаты Юйшитай, которые имели большие полномочия, включая право подачи докладов на высочайшее имя. Исполнительную власть представляли два канцлера (цзайсаны или чжичэны) – левый (он обычно считался старшим) и правый, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств палаты Шаншушэн, своего рода Совета министров. К первой группе ведомств относились управления чинов (подбор кадров и назначения по всей империи), обрядов (контроль за соблюдением норм поведения, охрана общественного порядка) и налогов. Ко второй – управления военными делами, наказаний и общественных работ (реализация трудовых повинностей, строительство, включая ирригационное).

Власть уездного начальника была очень большой и потому обычно контролировалась наиболее строго. Она ограничивалась как сроком (не более 3 лет на одном месте с последующим перемещением на другое), так и местом службы (ни в коем случае не там, откуда чиновник родом). В империи уделялось особое внимание важной проблеме подготовки и принципов комплектования кадров чиновников. В танском Китае это делалось на специальных экзаменах на степень в уездных, провинциальных и столичных центрах, под строгим надзором специальных комиссий, присланных со стороны, причем в закрытом помещении и в письменной форме под девизом. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские каноны, а также уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлеченно рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы. Лучше других справившиеся с заданием (3-5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью.

Династия Сун (960-1279)

Этот период тоже считается временем расцвета китайской империи в сфере экономики, культуры, администрации. Росло число, население и благосостояние городов. Появились новые ремесла: производство фарфора, шелка, изделий из лака, дерева, слоновой кости и т. п. Именно в это время были изобретены порох и компас, стало широко распространяться. Больших успехов достигло сельское хозяйство и агротехника, были выведены урожайные сорта зерна, началась культивация индийского хлопка.

Однако все это сочеталось с натиском северных кочевых племен (кидани, тангуты) и малоуспешных попыток сунской империи отразить этот натиск. Китай был вынужден платить унизительную дань, но и это не помогало и он терял территорию за территорией, город за городом.

В 1127 чжурчжэни захватывают столицу империи Сун - Кайфын и берут в плен императорскую семью. Один из сыновей императора бежит на юг, в Ханчжоу, который позднее становится столицей новой - южносунской империи (1127-1280). Продвижение армии чжурчжэней на юг сдерживает лишь река Янцзы. Граница между Цзинь и южносунской империей устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы.

На фоне расцвета Тан-Сун последующие века были уже периодом если и не всегда упадка, то во всяком случае стагнации.

Монголы и династия Юань (1280–1368)

Покорив народы Южной Сибири, соседние с монгольской степью, армия Чингис-хана в 1210 г. начала войну с чжурчжэнями и в 1215 г. уже заняла Пекин. На завоевание южносунского Китая у монголов ушло более 40 лет. В 1280 г. Китай целиком оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368).

Экономика Китая после полувека войнпришла в упадок, земледелие и торговля были расстроены. Конфуцианские чиновники были вынуждены уступить свое место монголам и выходцам из иных районов Азии. Китайцы считались людьми третьего и четвертого сорта (после самих монголов и сэму-жэнь, т.е. выходцев из других стран). Однако через несколько десятилетий в администрацию снова начали приходить конфуцианские чиновники (с 1317 г. начала функционировать система экзаменов); потомки первых монгольских правителей, часто бравших в жены китаянок, все больше превращались в обычных китайцев. Однако обычный сценарий ассимиляции захватчиков не состоялся.

После серии катаклизмов, самым катастрофичным из которых стал прорыв дамб на Хуанхэ в 1334 году, унесший сотни тысяч жизней. В стране резко возросло недовольство монголами. Начали вспыхивать восстания, участников которых назвали «красноповязочниками». Лидер восставших Чжу Юань-чжан (1328–1398) в конце концов и занял императорский трон, основав династию Мин.

Китай в период династии Мин (1368–1644)

Как и прежние вошедшие на престол императоры Чжу Юань-чжан немало сделал для укрепления центральной власти начав с аграрных реформ. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще от налогов освобождались, как то бывало и прежде. Система повинностей была всеобщей, но реализовывалась поочередно.

Успешно изгнав монголов с территории Китая, минская армия провела несколько успешных военных походов и на юге, в районе Вьетнама. Китайский флот, возглавлявшийся Чжэн Хэ, с 1405 по 1433 г. совершил несколько морских экспедиций в страны Юго-Восточной Азии, в Индию и даже к восточному побережью Африки.

К этому же периоду относится установление торговых связей с соседними странами. Торговля была крайне выгодной для иноземцев. Свои товары они представляли как «дары» от властей своей страны, китайцы же, воспринимая их как проявление даннической торговли с «варварами», «отдаривались», причем объем и ценность императорских наград и пожалований должны были во столько же раз превышать «дань», во сколько престиж китайского императора ценился самими китайцами выше престижа «правителей-данников».

Династия Мин просуществовала почти три века, последнюю половину этого срока – в условиях затяжного кризиса. За полтора века затянувшейся политической борьбы в верхах за необходимые стране реформы процесс разорения крестьян достиг крайней степени. Во главе очередного восстания стал Ли Цзы-чэн (1606–1645). В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он, покончив с Мин, объявил себя императором. Однако закрепиться на троне у него не получилось.

Периодизация истории и культуры Древнего Китая

    Древнейший период – V – III тыс. до н.э.

    Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI – XI вв. до н.э.), I китайское государство

    Периоды Чжоу и Чжаньго XI – III вв. до н.э.

    Династия Цинь - 221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.

    Империя Хань – с 206 г. до н.э. – династия Хань

С конца конца III века н. э. до сер. XIX века продолжалось средневековье в Китае. Период Древнекитайской цивилизации закончился в ІІІвеке н.э.

Китай = Срединное царство = Восточная и Центральная Азия появляется примерно 6 тыс. лет назад как древнейшая цивилизация на земле.

Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев, японцев.

Китайские великие изобретения: шелк, порох, компас, фарфор, бумага, кисти, тушь, книгопечатание.

Религия и духовные школы древнего Китая

Основными религиями Древнего Китая были конфуцианство и даосизм .

Конфуцианство – восходит к учению Основатель Конфуций ≈ (551 – 479 гг до н.э.). Он хотел придать авторитет древним традициям. Он не оставил после себя никаких письменных трудов, его идеи дошли до нас в поздней книге «Лунь Юй». Его теория – это основа для практической жизни и полностью консервативна.

Основные добродетели, которым нужно подражать, с точки зрения конфуцианства, были таковыми: человечность, честность, приличие, мудрость, лояльность.

Они реализуются в фундаментальных отношениях между людьми, и правитель должен показывать нравственный пример, и навести порядок последовательно во всех сферах жизни: в своем государстве – своей семье - своем характере – своем сердце – своих мыслях, и изначально он должен прийти к проницательности.

Конфуций разработал программу упорядочения понятий, идеалом в ней является благородный муж – мудрец. Мэн-цзы (374 – 289 гг до н.э.) считал, что человек добрый от природы, следовательно, основа всех добродетелей заключена в самом человеке. Высочайшей целью правителя должно быть благополучие и нравственность народа.

С ХІ века в Древнем Китае господствующей религией становится неоконфуцианство. У него был дуалистический характер: есть два основных начала мира – ли (мировой разум) и ци (принцип материальной деятельности).

В это же время появляется учение Инь – Ян , основанное на осмыслении «Книги перемен» (« И Цзин»). Ян - это начало мужское, светлое, прочное, сильное, Инь – это начало женское, пассивное, темное, податливое. Это два космических первоначала. И их взаимодействие объяснят появление и превращения всех вещей и явлений на земле. От их взаимодействия созданы пять основных элементов: огонь, вода, металл, дерево, земля.

Всеобщий порядок и правила:

Семья - вечный установленный Небом порядок отношений в семье

Общество

Этикет - система правил и норм поведения человека – ритуал

Духовная жизнь - правила для всех духовных проявлениях жизни

Искусство - законы в музыке, литературе и живописи

Даосизм.

Его классическим текстом является книга «Дао де дзинь» (около V – III вв. до н.э.). Автор – легендарный философ Лао-Цзы, но его существование не доказано.

«Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека», приписывается Лао-Цзы.

Дао безымянно и необъяснимо, так как оно находится вне системы языковых понятий, это верховный принцип по ту сторону всех различий.

Несколько тезисов даосистской мудрости .

Согласно даосизму, истинная мудрость состоит в том, чтобы позволить Дао руководить собой, и отказаться от эгоистической деятельности. Мудрец действует через недеяние: это не бездействие, это чуткость к происходящему и отсутствие необходимо вмешательства. «Дао во веки веков есть недеяние, и все же – ничто не остается несделанным!»

Во всем необходимо соблюдать минимальную необходимость.

Мудрец живет в простоте и действует посредством мнимой слабости. Его сравнивают с водой: «она полезна всем живым, но, несмотря на всю мягкость воды, ничто ЖЕСТКОЕ НЕ ПРИЧИНИТ ЕЙ ВРЕДА!» NB! Творческое задание: как вы понимаете эту древнюю китайскую мудрость?

Чжуан-цзы (IVвек до н.э.) – второй идеолог даосисзма, презирал конфуцианство за потерю изначально добродетельной простоты.

Дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках, например: Дао – это ничто, Дао – это все!

Дух должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер Дао понесет его, словно лист… Нужно найти свой даосистский поток и попасть в него, и тогда все в жизни будет получаться само собой, автоматически. Но главный труд – это постаить правильную цель.

NB! Творческое задание: выписать текст песни В. Высоцкого «Колея» и найти соотношение между ее идеей и даосизмом.

Мо-цзы (V – IV вв до н.э.) – третий идеолог даосизма, создавший его новую форму – моизм. Причина зла – в отсутствии любви к ближним.

Несколько парадоксальных определений Дао :

Дао – это все, Дао – это ничто

Путь Вселенной

Вечная изменчивость мира, подчиненная законам природы

Равновесие возможно благодаря женским и мужским началам – янь + инь

Естественные законы Вселенной, нарушать их нельзя, иначе нарушается гармония жизни

Путь природы

Путь индивидуальной жизни

Мерило человека – земля, мерило земли – небо, мерило неба - Дао, мерило Дао – оно само

Вдохновение из сокровенных бездн мироздания

Небытие, пустота, безмолвие,

Ничто - обитель Великого Дао

Источник всего сущего =

Проявление образов вещей в зримом мире, вырывание их из пустоты

Ритм вселенной

Энергетические потоки

Всё во вселенной движется в Пространстве и Времени, повинуясь ритму Великого Дао

Природа

Абсолютный дух

Универсальный разум

Таинственный узор, запечатлевающий законы вселенной

    Древнейший период – V III тыс. до н.э.

    Племена заселили долины рек Китая приблизительно V – III тыс. до н.э.

    Поселения состояли из глинобитных хижин

    Земледелие, животноводство, ремёсла – развивались постепенно

    Произведения искусства: сосуды Яншао - первая керамика в Дрвнем Китае, необычайная правильность форм

    Сложные геометрические рисунки на сосудах неразгаданной символики

    Период Шань-Инь - XVI – XI вв. до н.э.

Период Шань - Инь (название периоду дано по имени племени) ознаменовался созданием первого китайского государства в долине реки Хуанхэ.

Первые представления о вселенной формировали древнекитайскую космологию и философию бытия, вот ее основные постулаты:

    Явления природы - это только воля духов и богов

    Обожествление всех явлений природы: облака, дождь, ветер, гром и представлялись в образах разных животных

    Защитниками живых являлись их умершие предки, отсюда появился настолько развитый культ предков, во время которого живые служили душам умерших, ухаживали за могилами, клали в нее все ремесленные изделия

    Небо - это верховное божество Вселенной

    Представления о земле и небе: земля – квадратная, Китай – в ее центре, а небо – это окружность. Полукруглая сфера над квадратом земли; отсюда пошло древнее название Китая «Срединное царство» и «Поднебесная империя»

    Жертвоприношения небу совершались на круглых алтарях за пределами поселений, прямо на земле создавались квадратные алтари как маленькие образы всей земли

    Правитель государства Китай назывался «ван», он же был одновременно и = одновременно верховным жрецом в государстве.

Развитие науки, техники, архитектуры и искусства:

В этот период появились: шелкопрядение, бронзовое литье, иероглифическое письмо, основы градостроительства

Бронзовое литьё

Изображение животных, птиц

Резьба по нефриту, кости, дереву

Обожествление природы и предков

Предметы декоративного искусства (бронза, нефрит)

Лаковая утварь (только в Китае)

Магические сосуды для жертвоприношений, тяжелые, бронзовые, с богатым рельефом

Рельеф включал в себя изображения птиц, драконов, цикад, быков, баранов, их задача – охранять человека и посевы

Столица – г. Шан, в городе – дворец Правителя на прямоугольной платформе

Найдены подземные захоронения знати: две подземных камеры крестообразной формы, их площадь – 400 м²

    Периоды Чжоу и Чжаньго

В XI в. до н.э. государство Шань-Инь было завоевано племенем Чжоу , но к концу VII в. до н.э. начались затяжные междоусобные войны.

Период V – III вв. до н.э. в китайской истории назван Чжаньго - это значит «Борющиеся Царства». В этот период к Китаю были присоединены обширные области соседних территорий.

Были открыты месторождения железа, стали появляться железные орудия труда. Развивалась торговля. Впервые появились круглые монеты. Усиление роли государства. Рост городов.

В наука произошло значительное событие: открылось первое учебное заведение, которое называлось «Академия».

В этот период зарождаются и развиваются два основных религиозных учения, духовных школы, две древнекитайских философии - конфуцианство и даосизм.

Развитие архитектуры и других видов искусства:

    Скульптуры из мрамора

    Императорские мавзолеи

    Стенная роспись и каменные рельефы погребенных храмов:

    Изображение сцен жизни, легенд, музыкантов

    Труд народа на соляных копях (рельеф из г.Чанду)

    Изображение человека (резьба, литьё)

    Картины на шелке «Девушка, феникс и дракон»

    Шелковые ткани и «Великий шелковый путь»

    III вв. до н.э. – начала строиться Великая Китайская стена

    Города-крепости

    Основная черта древнекитайской архитектуры – пагода: крыша с загнутыми углами

Краткая хронологическая таблица истории и культуры Древнего Китая

4 тыс. до н.э. – культура Яншао (4000 – 2400 до н.э.): красная керамика, геометрический спиралевидный рисунок

≈ 2500 гг до н.э. – появление иглоукалывания (= акупунктура)

≈ 2400 гг до н.э. – культура «луншань» возле реки Хуанхэ (Желтая река)

≈ 2160 гг до н.э. – первое свидетельство о наблюдении за затмением Солнца

≈ 2000 гг до н.э. – полулегендарная династия Ся

XIX – XVIII вв до н.э. – хетты основывают свое государство

Конец XVIII в. до н.э. – эпоха династии Шань-Инь, до 1025 г. до н.э.

    Техника бронзовых изделий

    Письменность

    Древнекитайские бронзовые ритуальные предметы

XIV в. до н.э. – строительный план г. Аньян, новая столица эпохи Шан-Инь

≈ 1025 гг до н.э. – династия Чжоу (пришла на смену Шан-Инь)

    распространение письменности

722 гг до н.э. – период «Весна и осень», Восточное Чжоу (722 – 481)

    растут города – дворцы - столицы

≈ 600 гг до н.э. – древнекитайская поэзия «Шицзин» (собрание)

481 гг до н.э. – период «воюющих царств»

Конец IV в. до н.э. – китайский философ Чжуан Цзы – автор произведения с его именем, начало даосизма

III в. до н.э. – конфуцианство (или Мэн Цзы – название произведения), даосизм («даодэцзин» = «Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека», приписывается Лао-Цзы

    «Чжуан Цзы» - тоже даосское направление в религии

    Хань Фэй (умер 233 до н.э.) - трактат «Хань Фэйц-зы» - понятие «закон»

    Создается квазибумага – из шелкового волокна

221 гг до н.э. – начало правления I императора Цинь Шихуанди, объединение Китая

    Начало строительства великой Китайской стены

    213 гг до н.э. – император приказал: сжечь все старые книги как символ старых порядков

    210 гг до н.э. – воины из крашенной глины в натуральную величину из захоронения

≈ 206 д гг доо н.э. – завершение династии Цинь, начало династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)

200 гг до н.э. – столицу переносят в г. Чань-ань

165 гг до н.э. – впервые проходят официальные экзамены при наборе государственных чиновников

134 гг до н.э. – китайский император У-Ди, начало правления Мандаринов

125 гг до н.э. – открыта возможность торговли с Индией и Ираном

119 гг до н.э. – империя Хань – разбивает кочевников и берет под контроль «Великий шелковый путь»

80 гг до н.э. – Сым Цянь пишет «Исторические записки» - первый прообраз истории Китая

23 гг н.э. – начало династии Восточная (Младшая) Хань, столица – Чантьана переименована в Лоян

40 г. – восстание во Вьетнаме против китайских захватчиков

48 г. – южные хунну - сюнну признают власть Ханьской империи, ее территория распространяется по 2 стороны китайской стены

58 г. – Мин Ди - Лю Чжуан стал императором Китая – расширяется территория государства

68 г. – I буддийские поселения в Китае (г. Лоян = Хэнань)

105 г. – изобретение бумаги из растительного волокна китайским ученым Цай Лунь

123 г. – северные хунну побеждены китайцами

184 г. – восстание «Желтых повязок» (вожди были сторонниками даосизма)

190 г. – начало правления династии Сянь Ди (Лю Се) – это последний китайский император династии Восточная я Хань

220 г. – начало периода внутренней раздробленности – до 581 г.

220 – 280 гг – эпоха Троецарствия: империя распадается на 3 самостоятельных государства: север – Вэй (столица Лоян), Цао Пэй центр – Шу (столица Чэндру, Хань Лю Бэем); южная часть - столица Вушанг, потом – Нанкин

260 г. – китаец Лю Хуэй открывает решение системы уравнений и вычисляет число ∏ ≈ 3,14159

265 г. – Сыма Янь захватывает власть в Вэй, Шу и основывает новую династию: Западная Цзинь

317 г. – настала эпоха Южной и Северной династий (317 – 589 гг), в Египте –формируется коптское искусство, появляется искусство монофизитов, отличительное от эллинистически-римского

420 г. – династия Западных Цзинь на юге Китая заменяется династией Сун, правившей в Нанкине

325 г. – Шапу II и национальный синод закрепляет окончательный текст «Авесты» - священной книги маздеизма

479 – династия Сун сменяется династией Ци.

Общий вывод по культуре Древнего Китая.

Мировое значение древнекитайской культуры заключается в ее уникальном гармоническом соединении силы и слабости, твердости и мягкости, общественного и индивидуального, материального и духовного, деятельного и созерцательного и т.п.

Символы Инь и Ян стали на все времена и для всех народов земли спасительной монадой понимания единства и борьбы противоположностей, что легло в основу европейской диалектической философии.

Чайная церемония Древнего Китая для всех последующих бурных и трагических периодов борьбы человечества за свое существование стала навеки отдушиной и лучшим способом релаксации уставших людей.

Человечество обязано китайцам многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох и многое другое).

Китайскую культуру относят к числу традиционных. Многим это давало основания полагать, что она как бы не способна к научному и техническому прогрессу. Однако, во-первых, научный и технический прогресс является важным, но далеко не единственным показателем уровня культурного развития общества. Во-вторых, если иметь в виду способность общества удовлетворять свои повседневные запросы, древнекитайская культура в период между I в. до н.э. и XY в. н.э. была более эффективной, чем культура Запада. В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное отношение человека к природе, и это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями.

И сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для современного человечества.

Теория даосоизма и образ Великого Дао уникальным образом способны соединить человека с его личным космосом, вселенной, мирозданием, дают нам почувствовать свою неодинокость в безграничных просторах времени и пространства, протягивают нам руку нежности Великого – к малому…

NB! Творческое задание: какие духовные личные открытия позволило Вам сделать знакомство с древнекитайской культурой и что она значит лично для Вас?

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности . Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Интересные факты о Древнем Китае