Разное        04.07.2023   

Законы светотени: от простых форм до портрета. Тень в фотографии Роль источников света в схеме освещения

Слово «фотография» дословно переводится как «рисование светом». Именно поэтому красивый свет – залог хорошего снимка. Нужна постоянная практика, чтобы научиться «видеть» свет, «ловить» свет и выгодно использовать его. Но для начала неплохо бы обобщить в своей голове немного теоретических знаний о свете в фотографии . Этим-то мы и займемся!

Свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения (мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения (направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки (фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— роль того или иного источника в общем свето-теневом рисунке (рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый);

— в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре (теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет.

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.


Мягкий свет
характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок.

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света .

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.


Отраженный свет
получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет». Так вот для того, чтобы при помощи фотографии, двухмерного изображения передать объем, который мы видим в реальном, 3D мире, необходимо использовать свет, подчеркивающий объемность предметов.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет , а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет , который часто используют для модельной съемки в студии. А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Роль источников света в схеме освещения

Теперь рассмотрим роль разных источников в зависимости от их участия в общей картине освещения объекта съемки. Вы скорее всего уже встречали такие понятия как «заполняющий свет», «рисующий свет», «контровой свет» и т.п. Давайте разберемся, что означают все эти страшные понятия. На самом деле нет ничего сложного:

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

Обычно когда смотрят на какую-либо фотографию, то обращают внимание, в первую очередь, на положение группы предметов или объектов, освещенных искусственным, либо естественным источником света. Однако едва ли не главными выразительными средствами фотографа при построении композиции кадра являются свет и тени. Хорошо известно, что само слово фотография в переводе с греческого означает «рисую светом» или светопись. На фотографии мы пытаемся запечатлеть световой рисунок окружающего нас мира на плоскости. Но там, где есть свет – обязательно будет и тень. Поэтому важнейшей задачей фотографа является понимание того, как правильно соединить свет и тени в фотографии в соответствии с определенным художественным замыслом.

Свет

Свет в фотографии выполняет как технические, так и изобразительные и композиционные задачи. С технической функцией все понятно – с помощью постановки света создается желаемый уровень освещения. Изобразительная функция света заключается в том, чтобы посредством освещения передать на фотографии форму, объем и видимую структуру поверхности снимаемого объекта, а также глубину пространства. Именно посредством света фотограф может добиться того, что объект на фотографии будет вызывать у зрителя ощущение мягкости, упругости, гладкости, твердости или тяжести. Свет помогает передать на фотоснимке, например, нежность кожи ребенка или блеск поверхности столовых приборов. От освещения напрямую зависит и настроение снимка, его оригинальность.

Но не стоит также забывать о том, что свет не только формирует форму и подчеркивает поверхность предметов, но и образует тона и тени, которые отбрасывают снимаемые предметы. В частности, хорошим освещением в фотографии можно назвать только такое, в котором будут видны света, полутона и тени. Правильное сочетание света и тени на фотографии — это и есть та сложная композиционная задача, которую приходится решать фотографу.

Поскольку свет является одним из главных выразительных средств в арсенале фотографа, очень важно помнить о его основных характеристиках и уметь правильно им пользоваться в каждой конкретной ситуации. Свет может быть жестким (направленным) или мягким (рассеянным). Направленный свет образует резко очерченные, слишком темные и глубокие тени. Такой свет дает солнце в яркую солнечную погоду, уличные фонари в темное время суток или специальные искусственные источники направленного света, формирующие очень узкий пучок лучей.


Фотографы обычно не любят использовать жесткий направленный свет, поскольку излишне густые тени смотрятся не очень привлекательно на фотографии. Мягкий, рассеянный свет дает более равномерное освещение сцены, при котором отсутствуют резкие тени. Такое освещение при съемке на улице наблюдается ранним утром или вечером, а также в пасмурную погоду. Кроме того, мягкий свет можно создать при помощи софтбоксов и различных отражателей.

Также выделяют рисующий, заполняющий, фоновый и контровой свет. Рисующий свет всегда играет ключевую роль, поскольку именно он образует тени на снимке, выявляя форму и объем предмета съемки. С его помощью создается светотеневое решение фотографии. Рисующий свет может быть направлен из-за спины фотографа, сверху, сбоку или снизу на объект съемки. Соответственно, от направления и угла падения света изменяется соотношение тени и света на снимке, что непосредственным образом влияет на характер и настроение фотографии.

Фоновый свет помогает осветить пространство за объектом съемки и создать на нем определенный светотеневой рисунок. Заполняющий свет дает возможность фотографу осветить все теневые участки сцены и, тем самым, обеспечить создание более сбалансированной светотеневой картинки в соответствии с авторским замыслом. Наконец, контровой свет, освещая объект съемки сзади, позволяет создавать в освещенных зонах дополнительные блики и одновременно представить фотографию в более темной, низкой тональности.

Освещение может быть натуральным и искусственным. Управлять светом солнца фотограф естественно не может, в отличие от студийных условий, где с помощью искусственных источников света можно создавать самые разнообразные световые эффекты. Тем не менее, это не означает, что на улице фотограф полностью лишен возможности использовать свет в качестве изобразительного и композиционного приема.


Здесь фотографу необходимо иметь представление о том, на какой высоте будет располагаться солнце по отношению к горизонту в данное время суток, под каким углом при этом будут падать тени, как будут влиять те или иные погодные явления на характеристики освещения. Солнечный свет может менять свою цветовую температуру и, соответственно, оттенок на фотографии в зависимости от времени съемки, погоды и положения солнца. Лучшим временем для съемки на улице считается восход и закат, когда создается рассеянный свет приятных, теплых тонов и с мягкими тенями. Таким образом, при съемке на природе для того, чтобы добиться нужного рисунка светотени, фотограф вынужден либо выжидать определенного времени и погоды, либо добиваться нужных ему теней посредством использования отражательных экранов и фильтров.

При съемке в студии фотограф фактически неограничен в выразительных средствах и может применять те или иные осветительные приборы для создания нужного ему освещения и прорисовки теней. Правильно выстроенный свет помогает добиться воплощения творческого замысла и во многом определяет качество снимка.

Тени

Свет и тени – вещи в фотографии практически неотделимые друг от друга. В композиции играет важнейшую роль не только освещенная часть кадра, то есть свет, но и тени, которые во многих случаях определяют смысл и содержание фотографии. Красивые и эмоционально сильные фотографии практически невозможно создать без умения правильно компоновать и контролировать тени. Использование теней помогает добавить изображению и объекту съемки сильное настроение, определенную эмоциональную окраску, которую всегда чувствует зритель. Можно сказать, что тени помогают усилить общее впечатление от фотографии и ее видение.

Тени на фотоизображении определяются характером освещения – рассеянный или жесткий, рисующий или заполняющий, боковой или нижний свет. В фотографии принято выделять собственно тень, а также полутень и рефлекс. Под тенью понимают неосвещенные или слабо освещенные участки объекта. Полутень – это слабая тень, которая образуется, когда объект освещен сразу несколькими источниками света, либо она возникает на поверхности, обращенной к источнику света под небольшим углом.

Что касается рефлекса, то это небольшое светлое пятно в области тени, образуемое лучами света, отраженными от близко лежащих объектов. Свет может направляться на объект съемки отовсюду: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз образуется присущий только этому направлению света теневой рисунок с характерными тенями и полутенями.

Не нужно думать, что тени на фотографии – это просто неосвещенные участки изображения, которые не имеют какого-либо содержания. На самом деле тени на фотографии могут передать зрителю достаточно много информации. Например, по падающим теням на снимке можно определить время суток, состояние погоды или откуда падают солнечные лучи на объект съемки. Тень способна придать объем снимаемому предмету, она позволяет ему выглядеть более реалистично и жизненно. Правильное использование теней дает возможность фотографу добавить снимку ощущение таинственности или драматичности.

Автор: TheAlieness GiselaGiardin

Один из излюбленных приемов многих фотографов с использованием тени – это создание темных силуэтов на светлом фоне, что достигается подсветкой объекта съемки сзади. Силуэты на фотографии выглядят очень эффектно, придают объекту форму и создают определенное настроение снимка. Тени могут иметь и более сложный характер, чем просто темный силуэт. Они могут представлять собой витиеватые линии, контрастирующие по отношению к ярким цветовым и освещенным участкам изображения. С помощью создания таких необычных теней можно, в частности, соединить воедино разрозненные части фотографии и придать ей композиционную завершенность.

Свет и тени в композиции кадра

На фотографии мы видим окружающий мир как сочетание светлых и темных участков. Правильное сочетание света и тени в композиции кадра помогает передать глубину пространства, обрисовать объемно-пластическую форму и фактуру любого предмета, а также наделить снимок определенным настроением и эмоциональным восприятием. При создании любого снимка фотограф должен выстроить композицию, где основное внимание должно быть уделено не только освещению и положению объекта съемки в пространстве, но и уравновешиванию света и тени для достижения нужного эффекта.

Автор: kevin dooley

Все в фотографии должно находиться в равновесии и гармонии друг с другом. Поэтому при выстраивании кадра нужно оценить разбросанные по картинке отдельные участки света и тени, чтобы убрать лишние из них для обеспечения оптимальной взаимосвязи между различными элементами изображения. Если композиционные возможности света и тени выпадают из поля зрения фотографа, то снимок, как правило, получается не интересным и скучным.

В некоторых случаях неправильная игра со светом и тенью может вызвать у зрителя настоящее отторжение от фотографии. Например, не рекомендуется выстраивать композицию кадра таким образом, чтобы светлые участки оказывались исключительно внизу картинки, а верх изображения содержал в себе только глубокие, резкие тени.


Автор: ArloMagicMan

Что является более значимым в фотографии – правильный свет или тени? И обязательно ли расставлять в композиции снимка главные световые акценты и ярко выраженные тени? На эти вопросы нет однозначного ответа. Как показывает практика, тождественность градаций светотени в изображении, то есть присутствие на снимке равнозначных по площади и яркости светов и теней, отнюдь не является гарантией получения качественной и, самое главное, интересной фотографии.

Красивая и запоминающаяся фотография вполне может состоять из множества неравнозначных по градации и площади участков света и тени. Главное здесь заключается в том, чтобы фотограф умел изменять эту градацию и мог правильно выстраивать светотеневой рисунок в соответствии со своим художественным видением.

Конечно, такое умение требует определенного опыта и творческих экспериментов. Для того, чтобы овладеть пониманием тонкой игры света и тени, начинающему фотографу лучше всего начинать со съемки натюрмортов. Тут фотограф может, не торопясь, продумывать все элементы композиции, изменять освещение объекта съемки, одновременно следя за тем, как меняется игра света и тени на снимке. Умелое управление светом и тенью позволяет создавать потрясающе красивые, художественные фотографии, производящие на зрителей неизгладимое впечатление.

При подготовке статьи использованы материалы ресурсов

Свет и тень в пейзаже. Как сфотографировать пейзаж красиво?

Чаще всего статьи про свет в фотографии посвящены студийной фотосъемке. Исходя из этого у некоторых фотолюбителей складывается впечатление, что если они не снимают в студии, на вопросах света и тени можно вообще не заморачиваться. Это в корне не верно.

Слово фотография с греческого переводится как "светопись", об этом наверно знают все. Успех фотографа в значительной степени зависит от того, насколько эффективно он может работать со светом и тенью. В данном случае речь идет не только о студийном освещении, а свете вообще - от солнца, от окна, от лампочки, от вспышки, словом, все что может быть использовано в художественной и бытовой фотографии. Если фотолюбитель не знаком с основами построения световой картины фотоснимка получаются, у него регулярно получаются кадры наподобие этого...

Думаю, развернутые комментарии к фотографии излишни. Главная проблема данного снимка - в несоответствии типа освещения возможностям камеры. В результате, на фотографии получается только темный силуэт объектов переднего плана на фоне выбеленного неба. Это лишь одна из ситуаций, когда требуется не доверять "автомату", а включить собственные мозги - выбрать точку съемки и настроить аппарат таким образом, чтобы на фотографии было что смотреть.

В данной главе пойдет речь исключительно о съемке пейзажа, основным источниками света в котором является солнце. Несмотря на то, что источник света только один, возможно множество вариантов освещения сцены - какие-то получше, какие-то похуже.

В первую очередь можно выделить две категории освещения - рассеянное и направленное.

Рассеянное освещение

Наиболее яркий пример рассеянного освещения можно видеть на улице в пасмурный день. Все объекты освещены равномерно, светотеневой рисунок практически отсутствует. Для пейзажной фотографии это один из самых неподходящих видов освещения. Картинка получается тусклой, цвета блеклыми и скучными.

На подобных фотографиях очень сложно передать объем, особенно, если характер переднего и заднего плана не отличается (деревья на фоне деревьев) - они как бы склеиваются друг с другом. В пасмурную погоду нужно стараться избегать брать в кадр слишком много неба, поскольку относительно слабо освещенная земля при этом часто получается излишне темной:

Можно, конечно тени "вытянуть" в Фотошопе, но все равно фотография почти наверняка будет довольно скучной и невыразительной. Ведь настроение снимка в большинстве случаев определяется светотенью, а в данном случае ее почти нет, и настроения, в общем-то, тоже нет.

Направленное освещение

В случае уличной съемки источником направленного освещения днем является солнце, ночью - иногда луна, но чаще - искусственные источники света, например, уличные фонари. В зависимости от расположения источника света направленное освещение можно разделить на три вида:

  • Фронтальное
  • Боковое
  • Контровое

Фронтальное освещение получается в том случае, если источник света расположен у нас за спиной и освещает объект или всю сцену "в лоб". Характерная особенность данного освещения - очень слабо выраженная игра света и тени, в следствие чего страдает объем - фотография кажется плоской. Вот пример такой фотографии:

Стаю птиц оставим в покое, обратим внимание на сам пейзаж. Сам по себе объем на данной фотографии передан весьма посредственно. К примеру, не понятно, на каком удалении от нас находится береза и приходится об этом догадываться по косвенным признакам - видно, что листья получились очень мелко, поэтому мозг подсказывает нам, что дерево растет не на краю обрыва, а существенно дальше. Сама линия обрыва сливается с берегом реки. В общем, передача объема на фотографии этой оставляет желать лучшего.

Но даже если мы вынуждены иметь дело с фронтальным освещением (особенно актуально при пейзажной съемке во время дальних поездок), часто получается решить проблему передачи объема выбором точки съемки. Вот еще одна фотография из этой же серии, сходная по композиции, на которой точка и съемки выбрана несколько иная:

Совсем другое дело! Благодаря присутствию теней появилось четкое разделение планов, благодаря которому фотография "читается" гораздо лучше. Мы сразу можем определить, где передний план, где средний, где задний. Я нашел очень хороший прием, позволяющий улучшить передачу объема при освещении, близком к фронтальному - граница освещенного переднего плана должна проходить на фоне затененного фрагмента заднего плана. Обратите внимание на кромку обрыва - освещенная ярким солнцем сухая трава на переднем плане отлично контрастирует с затененным участком, расположенным ниже по склону. Однако, этот прием применим лишь на холмистом ландшафте. Если рельеф местности гладкий, то получить хороший объем на фотографии при фронтальном освещении, увы, не получится.

Боковое освещение дает намного более интересный светотеневой рисунок, чем фронтальное. При фронтальном освещении даже если мы получим игру света и тени на ландшафте местности, единичные объекты все равно освещаются "в лоб" и выглядят довольно плоскими (см. на стволы деревьев на предыдущих двух фото). В боковом освещении объекты выглядят более объемными. Вот пример фотографии, сделанной при боковом освещении.

Хотя солнце находится не строго сбоку от нас, а сбоку-сзади, светотеневой рисунок здесь проявляется не только на самом ландшафте, но и на самих объектах, в частности - на стволе дерева справа. Заметно, что именно благодаря светотени подчеркнута круглая форма объекта и его фактура. Здесь еще важно упомянуть, что наилучшее освещение бывает утром и вечером, когда солнце стоит невысоко над горизонтом. В этом случае тень от крон деревьев на падает на их стволы, благодаря чему фактура древесной коры передается наилучшим образом. Плюс ко всему, от объектов по земле идут длинные тени, которые могут стать элементами композиции. Однако, когда солнце опускается слишком низко, низины ландшафта погружаются в тень, что, зачастую отрицательно сказывается на выразительности снимка. Вот пример фотографии, когда наилучший момент для съемки уже упущен - передний план ушел в тень.

Однако, самые интересные, на мой взгляд, фотографии получаются в контровом свете , то есть, когда съемка идет против солнца. Сразу скажу, снимать пейзаж в контровом свете - задача не из легких, однако в случае успеха результат может превысить все ожидания.

Сразу должен предупредить, что в контровой свет полезен далеко не всегда. Не стоит, фотографируя закат над многоэтажками, бить себя в грудь, мол, я постиг искусство пейзажной фотографии и умею использовать контровой свет! :) Главное - не в том, что источник света попал в кадр, главное - как свет распространяется в кадре и насколько это удалось передать на фотографии.

При грамотном использовании контровой свет способен создавать неповторимый светотеневой рисунок в пейзаже (и не только в нем). Чтобы реализовать этот тип освещения нужно, как минимум, в кадре иметь благоприятную среду, в которой этот свет "заиграет". Начнем с простого...

Фотография сделана с телеобъективом, закатное солнце осталось за пределами кадра. Этот немудреный этюд показывает, как можно использовать контровой свет для получения световой окантовки вокруг объектов. Единственное условие - объект должен иметь шероховатую или даже мохнатую поверхность. Волоски на стеблях и цветках рассеивают солнечный свет, благодаря чему на фотографии появились довольно интересные окантовки.

Другой пример - уже сложнее...

Сначала о положительных моментах. На фотографии замечательно передан объем благодаря активному чередованию светов и теней. Листва способна пропускать свет и создавать иллюзию свечения, особенно если она расположена на темном фоне. При наличии дымки появляется дополнительный вид перспективы - воздушная, то есть объекты на переднем плане четкие и контрастные, на заднем плане - как будто в дымке. Все это положительно сказывается на восприятии фотографии.

Однако, есть и подводные камни. Самый главный из них - это ограниченность динамического диапазона у матрицы. Даже серьезная зеркалка часто бывает не способна проработать тени и света одновременно. На приведенной фотографии видно, что фактура коры дуба практически потеряна, она ушла в глубокую тень. Если пытаться увеличить выдержку, чтобы лучше проработать тени, нас ждет другая беда - прежде маленькое и аккуратное солнце (в данном случае, его отражение в воде) начнет стремительно расползаться в ширину в следствие блюминга (это такое явление, когда заряд с пересвеченных ячеек матрицы начинает перетекать на соседние ячейки, которые также пересвечиваются и переполняются - и так далее, и так далее). Из-за блюминга солнце "выбивает" значительный участок фотографии в абсолютно белый цвет, лишенный оттенков:

Справиться с солнцем в ряде случаев помогает нейтрально-градиентный фильтр, однако он позволяет достичь приемлемого результата только в том случае, если на кадре прямая линия горизонта и ее ничто не пересекает. Вот так выглядит нейтрально-градиентный фильтр:

А вот это - результат его применения. Затемненная область фильтра пришлась на верхнюю часть кадра. Это позволило затемнить излишне яркое небо и уменьшить блюминг, в то же время позволив более качественно проработать темную нижнюю часть кадра.

В случае нехватки динамического диапазона многие фотографы часто прибегают к технике получения HDR-изображений. Суть этой техники в том, что вместо одного кадра делаются три - один с нормальной экспозицией, другой недоэкспонированный (на нем хорошо получается небо, земля в черноте), третий - переэкспонированный (хорошо получается земля, небо в белизне). Потом из трех снимков делается один при помощи Adobe Photoshop или какой-либо специализированной программой для создания HDR. Вот пример HDR-изображения:

Вторая беда съемки в контровом свете - бликоустойчивость объектива. Далеко не все объективы могут похвастаться способностью давать "чистую" картинку при съемке против солнца и, как говорят фотографы, "ловят зайцев". Вот пример того, как эти "зайцы" выглядят:

Иногда солнечные зайчики придают фотографии отдельную изюминку, но чаще всего только портят ее, проявляясь в самых ненужных местах. Эффективного способа борьбы с "зайцами", кроме покупки дорогой оптики, пока, увы, не придумано.

Не могу не привести еще один пример фотографии в контровом свете, сделанной с вертолета:

Фото - Буровая. Западная Сибирь.

Помимо очень выразительной светотени, данная фотография примечательна еще тем, что солнце здесь ведет себя как источник точечного света. Тени идут не параллельно друг другу, как мы привыкли видеть, находясь на земле, а с эффектом перспективы, что придает фотографии мощную внутреннюю динамику. Фотография сделана на полнокадровую зеркалку со сверхширокоугольным объективом 16 мм.

Говоря про свет в фотографии нельзя не упомянуть такой источник света как вспышка - встроенная или внешняя. Об особенностях использования этого устройства читайте

Порой тень служит мощным фотографическим элементом всей фотографии. Тени являются таинственными и могут дать истинное представление о том, что хотел передать фотограф.
Иногда путают силуэтную фотографию с теневой. Они похожи, но не означают одно и то же.
В теневой фотографии тень является основным субъектом съемки или способствует тому, чтобы повысить эффект снимка. Внимание фотографа должно быть сосредоточено на том, как располагаются тени и даже больше — на то, как «произвести фотографирование», чтобы наиболее точно выразить задумку.

И так как тени не могут быть образованы там, где будет недостаточно света или наоборот, его будет слишком много, нужно сосредоточиться на игре света и тени, которая создает сильный контрастный эффект в фотографии. Именно из-за этой тонкой игры есть возможность получить нужны тени на снимки. Хорошо это или плохо — решать вам. Попробуйте, чтобы убедиться самостоятельно!

Итак! Несколько идей для фотографии теней, которые создают целостную картину.


  • Тени, отраженные на стене, могут быть таинственными и заставить зрителя задуматься, что на самом деле происходит.
  • Интересно могут получиться отражения силуэтов людей, которые видны, если смотреть через ткань на просвет. Например, как в данном случае - сквозь полотно воздушного шара.

  • При сильном боковом освещении можно получить четкие тени деревьев на гладкой поверхности.
  • Тени на лице всегда добавляют драмы.

  • Тени могут дополнить объект до привычной для глаз формы. Допустим, полукруг становится полной окружностью, когда добавляется его тень.

  • Если фотограф стремится наполнить таинственностью фотографии.

  • Мощная составляющая кадра - когда тени неявственные. Сразу невозможно разобраться что является реальным объектом, а что тенью.

  • Хорошие архитекторы принимают во внимание то, как свет взаимодействует с их конструкцией. Фотограф может поймать эту составляющую в свой объектив.

  • Может получиться причудливая фотография абсолютно обычного объекта, если тот будет сфотографирован без теней.

  • Во время детских игр понаблюдайте за тенями, которые падают от фигур. Часто так бывает, что тени детей находятся в другом ракурсе и как будто живут отдельной жизнью от своих хозяев.

  • Обращайте внимание на то, что иногда тени не следуют за объектом съемки, а наоборот - ведут его за собой.
  • Переворачивайте изображения, чтобы тени на нем становились полноправными объектами вашей творческой задумки.
  • Акцентируйте внимание на тени, делайте ее ведущей и основой, на которой держится весь сюжет снимка.
  • Создавайте из тени реальную модель любыми доступными для вас способами.
  • Используйте повторяющиеся мотивы в архитектуре или узорах на стенах и заборах для создания прекрасных ритмичных теневых снимков.
  • Запомните - иногда винтовые лестницы имеют прямые тени! И знайте - это всегда интересно для рассматривания.
  • Ну, и конечно - не стесняйтесь подсматривать за тенями. Они часто живут своей жизнью.

Перевел С.Заводов

Снимки передают изображение мира по средствам отображения света и тени. Тень может рассказать о многом. Это и объем, и глубина, и время суток, и освещение, и погодные условия.

Может использоваться как силуэт, который контрастно смотрится на ярком снимке. Тени могут ненавязчиво придавать снимку определенную атмосферу или быть основной составляющей снимка. Каждый раз, перед тем как нажать на кнопку спуска затвора, нужно наряду со всей композицией кадра учесть положение и характер теней. Они не должны спорить с сюжетом фотографии. Самая грубая ошибка в работе с тенью - это когда тень фотографа попадает в кадр.

Часто, даже когда освещение нормальное, следует пользоваться дополнительными источниками света. Они могут выступать как заполняющий свет. Этот свет делает мягче тени на снимке.

Если пользоваться встроенной вспышкой в вечернее время, получается не самый лучший результат. Объект съемки как правило получается ярким, а всё, что находится позади будет темным. Это будет выглядеть как черный провал. Хороший результат может дать внешняя вспышка с поворотной головкой. Она может заполнить помещение или пространство светом. Если свет направить в потолок или в стену, то отраженные лучи создадут хороший объем.

Работа со светом в фотографии - это сложный раздел фотоискусства. Изучая технические нюансы и экспериментируя с внешними и встроенными источниками света, а также используя рассеиватели, светофильтры и прочие аксессуары можно получить очень интересные снимки.